Клятва горациев: в чем уникальность шедевра жака-луи давида

Сюжет картины

Эпоха классицизма в искусстве неизменно связана с античными сюжетами, известными преданиями, которые скульпторы и художники пытались передать в созданных образах. «Клятва Горациев» принадлежит именно к таким творениям.

Основой для её сюжета стала история Тита Ливия, древнеримского историка, что создал немало трудов, посвящённых прошлому Рима, а также известным мифам. Его рассказ повествует о том, как трое братьев Горациев готовятся к сражению с их противниками.

В ту пору Рим вёл войну с городом Альба-Лонга, от которого на поединок были выбраны также три брата, Куриации. Жак Луи Давид постарался отразить тот момент, когда трое Горациев подняли руки, давая священную клятву. “Победить или умереть!” – эти слова буквально исходят от картины.

Жак Луи Давид «Автопортрет», 1794 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Что такое неоклассицизм?

Неоклассицизм был возрождением классического стиля или обращения в искусстве, литературе, архитектуре или музыке. Художники-неоклассики использовали линии и цвет, чтобы подчеркнуть фокус, иллюстрировать тени, изгибы одежды и оттенок кожи для создания реализма. Часто это включало греческую и римскую одежду, такую ​​как туника, представленная в книге Жака-Луи Давида «Клятва Горатия».

В искусстве способ передачи идеи и способ ее выражения гораздо важнее, чем сама идея.

Жак-Луи Давид

Неоклассицизм стал результатом эпохи Просвещения, когда XVII и XVIII века делали упор на разум и индивидуализм, а не на традиции. Неоклассики считали, что искусство должно быть умственным, а не чувственным. Следовательно, Жак-Луи Давид считал, что произведения искусства должны иметь четкий, очерченный рисунок и моделирование (затенение). Кроме того, неоклассическая поверхность должна была выглядеть идеально гладкой без следов мазков кисти.

Цвета картины

Мужчины одеты в яркие цвета, что снова должно подчеркнуть их мужественность, в то же время художник выбирает для женской одежды тусклые расцветки, которые вызывают ощущение их вялости, печали и неспособности к действиям. Наиболее заметен в мужской группе красный, выражающий их силу, стремление к бою, отвагу. Белый в данном случае может пониматься как символ божественной чистоты, а также как миссии, возложенной на братьев отцом, городом и богами. Что касается синего цвета, так он символизирует мудрость, добродетель, веру и мир. И снова в фокусе внимания зрителя оказывается брат, стоящий на первом плане. Еще со времен Генриха IV охранники были одеты в эти цвета, затем они перешли на флаг французской революции. Это Лафайет создал триколор как новые национальные цвета. Поэтому картина «Клятва Горациев» играла роль «связного» между прошлым страны и ее будущим и являлась в то время «маяком», символом французской революции.

Энгр (1780-1867)

Несмотря на то, что живописец считал себя продолжателем традиций и идей Николя Пуссена и Жака-Луи Давида, творчество Энгра оказало влияние на последователей именно благодаря своей самобытности. Этот художник с уважением относился к старым мастерам, твердо придерживаясь академическим веяниям искусства, вопреки набирающего в то время популярность романтического стиля. Восхищаясь работами полотнами и фресками признанных гениев, Энгр считал себя консерватором, нежели новатором. Тем не менее, в наше время существует ряд мнений и концепций, рассматриваемых творчество этого неоклассика как воплощение романтического духа своего времени, а его экспрессивные искажения форм и пространств делают его предшественником современного искусства.

Турецкая баня

Ранние годы

Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на свет в Монтобане (Франция) и был первым из семи детей Жана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Его отец являлся успешным мастером на все руки в мире искусства, создававший картины и скульптуры, а также пробующий себя в музыке. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Благодаря своему отцу, Энгр смолоду принялся за изучение рисования и музыки, создав свою первую работу на гипсе в возрасте девяти лет. С 1786 года художник учился в местной школе, но его обучение было прервано из-за закрытия заведения, связанного с французской революцией.

В 1791 году Джозеф взял своего сына в Тулузу, где последний был зачислен в академию скульптуры и архитектуры. Там Энгр учился у Вигана, Бриана, Рокеса и других известных мастеров. Решающее воздействие на молодого художника оказали работы Рафаэля Санти. Музыкальный талант Энгра был развит скрипачом Леженом, и в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет талантливый юноша был второй скрипкой в городском оркестре Капитолия.

Одалиска и рабыня

Искусство

Стиль Энгра был сформирован в начале жизни и слабо изменялся с течением времени. Уже его ранние рисунки указывают на устойчивый контроль и необыкновенную штриховку. Изначально его картины характеризуются тонкостью, но твердостью контура. Сам живописец говорил: «Рисование – это не только воспроизведение контуров и линий, это также выражение внутренней формы композиции. Посмотрите, что остается от первоначального наброска карандашом в итоге..».

Выбор предмета живописи, зачастую, отражал литературные вкусы творца, которые были весьма ограничены. Энгр читал и перечитывал Гомера, Вергилия, Плутарха и Данте. На протяжении всей жизни он вновь и вновь возвращался к своим любимым темам, изображая их различные версии и композиции. Кроме того, художник не разделял стремления к созданию батальных сцен, предпочитая изображать моменты откровений или интимные сюжеты.

Наследие

Энгр считался хорошим учителем и был любим своими учениками. Вероятно, наиболее известным их них является Шассерио, начавший обучения в раннем возрасте. Жан-Огюст-Доминик считал его вернейшим своим учеником. Но повлияло творчество Энгра и на последующие поколения художников, среди которых можно выделить Дега, Матисса и Пикассо.

Устойчивость линий

«Клятва Горациев» сразу подчеркивает центральной горизонтальной линией раздел между левой частью с мужскими фигурами и правой — с женскими.

Если мужчины с вытянутыми руками полны решимости, силы и патриотизма, то женские линии, расположенные ниже центральной линии, все в изломах. Они, плачущие и страдающие, как бы рухнули, придавленные горем. Непосредственно клятва Горациев воплощена персонажами, прорисованными строгими и прямыми линиями, герои возвышаются над композицией, что делает их акт героическим в противоположность женщинам, которые не одобряют их действий и расположены значительно ниже и криволинейно.

Крупный план женщин

Что показано в третьей арке?

Третья арка изображает Сабину Харатти, склонившуюся к своей сестре Камилле. Камилла должна быть казнена своим братом после предательского оплакивания смерти своего любовника. Женщины становятся олицетворением горя и трагедии, поскольку Камилия и Сабина запечатлены в особый момент времени.

Источники:

Неоклассицизм на временной шкале истории искусства в Хайльбруннском музее Метрополитен

Николя Пуссен на хронологии истории искусства в Хайльбрунне Метрополитен-музея

https://www.britannica.com/biography/Jacques-Louis-David-French-painter

https://www.khanacademy.org/humanities/monarchy-enlightenment/neo-classicism/a/neoclassicism-an-introduction

https://www.khanacademy.org/humanities/monarchy-enlightenment/neo-classicism/a/david-oath-of-the-horatii

№1. Мона Лиза.

Исполнитель: Леонардо да Винчи

Год: 1517

Мона Лиза, Леонардо да Винчи, 1517г.

Леонардо да Винчи считается выдающейся фигурой итальянского Ренессанса. Его шедевр, Мона Лиза, был признан «самым известным, самым посещаемым, наиболее написанным, самым спетым и самым пародируемым произведением искусства в мире». Его известность, в частности, основана на неуловимой улыбке на лице женщины, поэтому она также известна как «ла Джоконда» или смеющаяся. По рассказам раннего биографа, картина представляет собой портрет Лизы Герардини, настоящей жены купца. Для Да Винчи Мона Лиза всегда была в процессе разработки, так как это была его попытка совершенства. Картина никогда не доставлялась своему комиссару; да Винчи держал её при себе до конца своей жизни. В Книге рекордов Гиннеса Мона Лиза указана как имеющая самую высокую страховую стоимость за картину в истории. Она была оценена в $ 100 миллионов долларов США на 14 декабря 1962 года, которая после корректировки инфляции, составила около US $ 7 +90 млн в 2016 году. Будучи самой известной картиной в мире, Мона Лиза является самым известным произведением в Лувре.

№3. Свобода, ведущая народ.

Французское название: La Liberté guidant le peuple

Исполнитель: Эжен Делакруа

Год: 1830

Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830г.

Свобода существовала как богиня во многих культурах, и во время Французской революции многие аллегорические персонификации «Свободы» появились во Франции. С тех пор фигура Свободы рассматривается как символ Франции и Французской Республики. Эта картина ознаменовывает июльскую революцию 1830 года, когда король Карл X Франции был свергнут. Это показывает, что Свобода — и богиня, и крепкая женщина народа. В одной руке она держит флаг Франции, а в другой — огнестрельное оружие. Свобода, ведущая к людям, является чрезвычайно влиятельным художественным произведением. Среди прочего, она была источником вдохновения для Статуи Свободы и Виктора Гюго. С момента своего создания картина также служила республиканским и анти монархистским символом. Шедевр ведущего французского художника-романтика «Свобода, ведущая народ» возглавляет список самых известных картин движения романтизма. Более того, это самая известная картина французского художника в Лувре.

Образы

Но «Клятву Горациев» неспроста называют особенной картиной. Не только в судьбе мастера, но и в истории искусства она сыграла значительную роль. Именно это полотно стоит на стыке классицизма и неоклассицизма, демонстрируя формирующийся новый стиль. Мягкие линии и формы постепенно уступают место строгой чёткости и вертикальной ориентации.

В «Клятве Горациев» мы видим события, развернувшиеся перед решающим сражением Горациев с Куриациями. Братья клянутся в преданности родине и предкам. Перед ними – отец, протягивающий сыновьям мечи. В правой части полотна изображена группа женщин, что скорбят, однако не противятся судьбе.

Чуть дальше от них – мать Горациев, что склоняется над маленькими внуками. Как считают исследователи, маленьких Горациев Давид мог писать с натуры, используя образы собственных детей. Композиция картины напоминает идеально созданный механизм

В нём не слишком много деталей, однако каждая из них виртуозно вписана на самом важном месте

Мать Горациев, горюя, склонилась над маленькими внуками

Вторая арка

Вторая арка изображает героическое напряжение отца в отношении верности Республике. Он держит мечи своих сыновей, чтобы торжественно принести «Клятву Харатти». Контрастные светлые цвета делают мечи центром внимания. Клинический свет резко контрастирует с обостренной драматичностью сцены, где Дэвид приглашает публику откликнуться со смесью страсти и рациональности. Это захватывает момент из жизни художника и использует пирамиду, которая означает баланс и четкую композицию в картине. Следовательно, художник использует пирамидальную структуру для создания страстной и хаотичной атмосферы.

Сюжет картины «Клятва Горациев»

Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. 330 × 425 см. 1784. Лувр, Париж. Wikimedia Commons

Как обычно бывает с такими картинами, многое становится понятным после изучения сюжета.

Давид взял за основу рассказ древнеримского историка Тита Ливия.

Когда-то, 25 веков до этого, соперничали два города: Рим и Альба-Лонга. Постоянные нападения друг на друга ослабляли их. А при этом у обоих был ещё и внешний враг – варвары.

Поэтому правители городов решили унять гордыню и пришли к соглашению. Пусть битва лучших воинов решит их давний спор. И победителем будет тот, чей воин выживет в схватке.

От Рима были выбраны три брата из семейства Горациев. От Альба-Лонга — три брата из семейства Куриациев. Причём семьи были связаны родственными узами. А братья приходились друг другу кузенами.

И вот Давид изобразил, как братья Горации клянутся своему отцу победить или умереть. Причём этой сцены нет в истории Тита Ливия.

Давид. Клятва Горациев (фрагмент). 1784.

Однако именно эта выдуманная самим Давидом сцена очень точно показывает мировоззрение древних римлян. Долг перед Родиной важнее долга перед семьей. Задача женщины — подчиняться, а мужчины — воевать. Роль Воина важнее роли Мужа и Отца.

Это было на самом деле так. Древнеримские женщины не имели права вмешиваться в такой порядок вещей. И на картине Давида это очень хорошо отражено.

Мужчины-герои. Все их мышцы напряжены. Они стоят и готовы к бою. Их клятва спасти Рим звучит очень громко

И им неважно, что их дети останутся без отцов, жены без мужей, родители без своих сыновей

Семья в любом случае понесёт потери, серьезные потери. И никто ничего не готов предпринимать. Долг перед Римом важнее.

Мы видим трёх безвольных и страдающих женщин, которые это понимают. Но ничего не могут сделать…

Жак Луи Давид. Клятва Горациев (деталь). 1784.

Мать братьев обнимает внуков. Это дети одного из стоящих воинов. Его жена сидит ближе к нам. И она — сестра одного из братьев… Куриациев.

Поэтому речь идёт о предстоящем разрушении двух семей, а не одной. У этой женщины погибнет или брат, или муж. Скорее всего, оба.

Посередине мы видим Камиллу, сестру братьев Горациев. Она помолвлена с одним из братьев Куриациев. И ее горю нет предела. Она тоже потеряет или жениха, или братьев. А может, всех.

Но не думайте, что братья Горации готовы бороться, потому что таков долг и нельзя ослушаться отца. А в глубине души их раздирают сомнения. Они также печалятся о возможном вечном расставании с матерью, женой, сестрой. Их отец просит их поклясться, а сам думает: «Зачем мне все это? Это же мои дети».

Нет. Вся трагедия в том, что нет. Ведь мы знаем продолжение этой истории. Что будет с этими людьми дальше, после этой клятвы…

Битва состоится. В живых останется лишь один из Горациев. Рим ликует: он победил.

Воин возвращается домой. И видит, что его сестра Камилла оплакивает своего погибшего жениха, погибшего из семейства Куриациев. Да, она не смогла сдержать слез. Она любила его. Для неё он важнее Рима.

Брата обуял гнев: как она посмела поставить любовь к человеку выше любви к Риму! И он убил свою сестру.

Фёдор Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Воина решили судить. Но в его защиту выступил отец, чьей дочерью была и Камилла! Он просит суд простить Горация, так как он поставил долг перед Родиной выше любви к сестре. И был прав, убив ее…

Да, иные времена, иные нравы. Но дальше мы поймём, что у нас с ними есть кое-что общее. А пока предлагаю посмотреть, у кого Давид черпал вдохновение и в чем же уникальность его работы.

Описание картины Жан-Луи Давида «Клятва Горациев» Картины художников

«Клятва Горациев» — большая картина, написанная французским художником Жан-Луи Давидом в 1784 году. Картина на данный момент находится в Парижском Лувре. Как только картина вышла из под кисти мастера, то сразу же заполучила большой успех, как у публики, так и у критиков. Картина «Клятва Горациев» остается одной из самых известных картин — представительниц неоклассического стиля.

На картине изображена сцена из римской легенды, в которой говорилось о споре между двумя враждующими городами — Римом и Альба Лонгом. Три брата, готовые сражаться за свой город отдают священную присягу — клятву своему отцу, благословляющему их на бой.

Картина изображена в неоклассическом арт стиле. В её написании были использованы различные художественные методы.  Перекрытие рядов профильных фигур является общим методов в классическом художественном

искусстве, применяется и в этой картине.

Внимание акцентируется на перекрещенных руках, изображенных художником прямыми линиями, что придает классической четкости работе Давида. Четкая организация картины, ей присуща строгая символика числа три, что опять является еще одной черной художественного классицизма

Мазки кисти практически незаметны, все детали изображены максимально четко. Такой способ рисования характерен для стиля рококо. Техника живописца направлена на центральные фигуры, нет намеков на завуалированный смысл потусторонних предметов.

Мужчины изображены на картине как воины — четкими, жесткими линиями. Эта четкость подчеркивает их храбрость и решимость. В то время как женщины являются второстепенными персонажами, лишь дополняющими общую композицию. Женщины изогнуты словно арки, это подчеркивает их отчаяние и переживание.

В этой картине передается чувство патриотизма молодых людей, вера отца в своих сыновей, женская верность и преданность. Работа Давида «Клятва Горациев» отражает ценности эпохи Просвещения и является образцом неоклассицизма.

Прислал: Щербакова Анастасия . 2017-10-08 21:34:28

Символы «Клятвы Горациев»

В «Клятве Горациев» присутствует строгое разделение, даже противопоставление двух “миров”. Решительность и жёсткость мужчин является противоположностью смирению и сентиментальности женщин. Давид словно подчёркивает, что мужчина – воин, который обязан бороться, а вот женский удел – покориться судьбе.

Стоит обратить внимание не только на трёх братьев, но и их отца. Только посмотрите – он держит мечи за лезвия, причём его руки ничуть не страдают от этого

Художник был осведомлён, что в те времена подобное боевое оружие затачивали ближе к концу, оставляя тупую часть у рукояти. Однако эта деталь также может быть символом мужества и смелости.

Отец протягивает сыновьям мечи, держа их за лезвия, что является символом мужества, решительности и смелости

Есть и ещё один интересный факт о «Клятве Горациев». Как вам кажется, что напоминает жест братьев? Вероятно, многие отметят, что Горации на полотне Давида “зигуют”, хотя это не так.

Мастер использовал распространённый римский жест “салют”, который подчёркивался приветствие или клятва. Более того, существует мнение, что этот жест стал вдохновением для фашистов, которые решили перенять его. Сам того не желая и не подозревая, Жак Луи Давид сыграл некоторую роль в формировании культуры нацистской Германии.

Римский жест салют подчёркивает клятву братьев

«Клятва Горациев» считается одной из самых необыкновенных картин, которые можно без преувеличения назвать шедеврами. Идеальная композиция, точность передачи эмоций, высочайшее мастерство художника делают её великим произведением искусства. Однако Жак Луи Давид сумел не только раскрыть нам античный сюжет из истории Древнего Рима, но и сделать первые шаги в развитии нового стиля – неоклассицизма.

№2. Венера Милосская.

Художник : вероятно, Александрос Антиохийский

Год: между 130 г. до н.э. и 100 г. до н.э.

Венера Милосская

Считается, что эта статуя была обнаружена 8 апреля 1820 года крестьянином по имени Йоргос Кентротас. Он нашел его по частям на Милосе, греческом острове в Эгейском море. Впоследствии скульптура была подарена французскому королю Людовику XVIII, который затем передал ее в Лувр, где она выставлена ​​по сей день. Также считается, что Афродита Милосская – это и есть Венера Милосская, которая представляет Афродиту, древнегреческую богиню любви, красоты, удовольствия и размножения. Аналогом римской богини Афродиты была Венера. Считается, что статуя была вырезана Антиохийский Александрос, скульптором эллинистического периода. Помимо обсуждаемой загадки о её недостающих руках, она изначально была украшена драгоценностями, включая браслет, серьги и повязку на голову. Однако все эти вещи давно утрачены. Венера Милосская, пожалуй, самая известная работа древнегреческой скульптуры. На неё широко ссылаются в популярной культуре. Венера Милосская сильно повлияла на современных художников, включая Сальвадора Дали. Это самая известная скульптура в Лувре.

№9. Умирающий раб.

Название: L’Esclave mourant

Исполнитель: Микеланджело

Год: 1516

Умирающий раб, Микеланджело, 1516г.

Умирающий раб, и другая статуя Микеланджело под названием Мятежный Раб, были созданы в мае 1513 года в рамках мероприятия для гробницы папы Юлия II. Когда Микеланджело болел в период между 1544 и 1546 годами, он остался в доме Роберто Строцци, одного из флорентийцев, проживающего в Риме. В благодарность за щедрое гостеприимство Строцци, Микеланджело подарил эти две скульптуры Строцци. Когда он был изгнан из Италии, Строцци взял две скульптуры с собой во Францию. В конце концов они стали частью французской национальной коллекции в 1793 году. Некоторые искусствоведы, включая Ричарда Флай, считают, что Умирающий Раб изображает момент смерти, когда тело теряет всю свою жизненную силу, чтобы стать безжизненной формой. Однако некоторые другие отвергают эту интерпретацию, придавая статуе другие значения.

Размещение героев

Оно строгое и не допускает никаких случайностей. Одного из братьев помещает на первый план Жак Луи Давид. «Клятва Горациев» дает возможность рассмотреть его положение.

  • Зритель видит его мощную спину, правую руку, поднятую для клятвы, и левую, которая держит копье.
  • Руки двух других братьев тоже подняты, они как бы ожидают, что им во вторую очередь отец передаст мечи.
  • Самая красноречивая деталь — это точка схода взглядов братьев и отца, в особенности брата на первом плане. Это снова форма триады, которая объединяет сына, отца и Вечный город. Возможно, именно этот из Горациев и выживет в сражении.

Кто вдохновлял Жака Луи Давида

Давид противопоставил мужскую силу и боевой дух женской мягкости и привязанности к семье.

Этот очень сильный контраст заложен в самой композиции картины.

Мужская «половина» картины вся выстроена на прямых линиях и острых углах. Мужчины вытянуты, мечи подняты вверх, ноги стоят врозь. Даже взгляды прямые, пронзающие пространство.

А женская «половина» текучая и плавная. Женщины сидят, полулежат, их руки написаны волнистыми линиями. Они зрительно находятся ниже и как бы в подчиненном положении.

Видим мы и цветовые особенности. Одежда мужчин ярких оттенков, женщин — блеклых.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев (деталь). 1784.

При этом пространство вокруг аскетичное и… мужское. Плитка пола и арки со строгими колоннами дорического ордена. Давид как бы подчеркивает, что этот мир подчинён мужской воле. И на таком фоне слабость женщин ещё больше ощущается. 

Впервые эффект изображения противоположностей стал использовать в своих работах Тициан. За 2,5 века до Давида.

Особенно яркий контраст красивого и безобразного мастер эпохи Возрождения использовал в картинах с прекрасной Данаей и омерзительной служанкой.

Тициан. Даная и золотой дождь. 1560-1565. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Пуссена, создавшего стиль классицизма ещё в XVII веке, за 1,5 столетия до Давида.

У него мы даже можем встретить римских воинов, которые явно своими позами вдохновили Давида на создание «Клятвы Горациев» (в левом нижнем углу).

Никола Пуссен. Похищение сабинянок. 1634. Лувр, Париж. Artchive.ru.

Поэтому и стиль Давида называется неоклассицизмом. Ведь он строит свои картины на живописном наследии Пуссена и мировоззрении античного мира.

№10. Вмешательство сабинянок.

Название: Les Sabines

Год: 1799

Вмешательство сабинянок (1799) — Жак-Луи Давид

Жак-Луи Давид был французским художником- неоклассиком, которого многие считают ведущим французским художником своей эпохи. Эта картина основана на римской мифологии. Согласно легенде, вскоре после основания Рима римляне искали жен, чтобы создать свои семьи, но им не удалось договориться с сабинянами, которые населяли окрестности. После чего они совершили массовое похищение молодых женщин, эпизод, известный как изнасилование/похищение сабинянок. Описание этого инцидента стало обычным явлением в искусстве после 15-го века. На этой картине Дэвид представляет последствия инцидента, когда женщины вмешиваются, чтобы примирить враждующие стороны. В ней, Герсилия, жена Ромула и дочь Тита Татий, лидера сабин, вмешивается между ее отцом и мужем размещая своих детей между враждующими лидерами. Вмешательство сабинянок также имело значение для времени, когда оно было создано, поскольку оно выдвигало идею любви, преобладающей над конфликтом после кровопролития Французской революции.

В чем заключается клятва Харатии?

Картина Давида, написанная маслом, запечатлела решающий момент, когда сыновья клянутся сражаться до смерти за свою семью и Рим. На картине изображена римская легенда, рассказанная римским историком Ливием. История повествует о политическом конфликте между соперничающей семьей близ Альбы и римлянами. Для разрешения спора были выбраны избранные представители комбатантов. Албанцы выбрали куратиев своими представителями, а римляне выбрали Горациев. На картине изображен Горатий.

Женщины скорбят на картине, поскольку две семьи объединены браком. Одна из женщин — дочь Куратиев, а другая, Камилла, обручена с одним из братьев Куратиев. В конце легенды единственный выживший брат Горатия убивает Камиллу, которая осуждает его убийство своей возлюбленной, обвиняя Камиллу в том, что она поставила свои чувства выше своего долга перед Римом.

Картина «Клятва Горациев»

Дата создания: 1785 год.
Тип: картина маслом на холсте.

Местонахождение: Лувр, Париж.

Клятва Горации. Жак Луи Давид.

Синопсис

Клятва Горациев демонстрирует идеализированную историю, которая иллюстрирует приоритет гражданского долга перед личными желаниями. Преобладание разума, а не эмоций, отражает принципы эпохи Просвещения и предвещает эпоху современного искусства.

Жак-Луи Давид

Наряду с современником Гойей, Жак-Луи Давид был последним из старых мастеров до индустриализации Европы, и весьма влиятельным вкладчиком в французскую живопись революционного и наполеоновского времени. На вкусы и идеи мастера повлияли работы мастеров итальянского Возрождения, а также произведения других неоклассицистов.

Что такое неоклассицизм?

Неоклассицизм был возрождением классического стиля или обращения в искусстве, литературе, архитектуре или музыке. Художники-неоклассики использовали линии и цвет, чтобы подчеркнуть фокус, изображая тени, изгибы одежды и оттенок кожи для создания реализма. Часто это включало греческую и римскую одежду, такую ​​как туника, представленная в «Клятве Горациев» Жака-Луи Давида.

Неоклассицизм стал результатом эпохи Просвещения, когда в XVII и XVIII веках особое внимание уделялось разуму и индивидуализму, а не традициям. Неоклассики считали, что искусство должно быть умственным, а не чувственным

Следовательно, Жак-Луи Давид считал, что произведения искусства должны иметь четкий, очерченный рисунок и моделирование (затемнение). Кроме того, неоклассическая поверхность должна была выглядеть идеально гладкой без следов мазков кисти.

Легенда

Сюжетом послужила тема из истории Древнего Рима. Братья Горации вызвались сразиться в поединке с братьями Куриациями из города Альба-Лонго. Поединок требовался для того, чтобы в непримиримой борьбе городов не пострадали их армии, которые были нужны для отпора этрускам, досаждавшим набегами и тому, и другому городу. Противоборство могло настолько ослабить эти города, что этруски с легкостью могли бы их покорить. Поэтому на поле должны были встретиться две армии, а исход сражения решала битва шестерых противников. В самом начале погибли сразу же два Горация, а три Куриация были ранены. Применив хитрость, оставшийся невредимым Гораций начал убегать и по очереди расправился с догонявшими его истекающими кровью противниками. Так Рим выиграл битву.

Крупный план отца

Вторая арка

Вторая арка изображает героическое напряжение отца в отношении верности Республике. Он держит мечи своих сыновей, чтобы торжественно принести «Клятву Харатти». Контрастные светлые цвета делают мечи центром внимания. Клинический свет резко контрастирует с обостренной драматичностью сцены, где Дэвид приглашает публику откликнуться со смесью страсти и рациональности. Это захватывает момент из жизни художника и использует пирамиду, которая означает баланс и четкую композицию в картине. Следовательно, художник использует структуру пирамиды, чтобы яростно создать страстную и хаотичную атмосферу.

Что показано в третьей арке?

Третья арка изображает Сабину Харатти, склонившуюся к своей сестре Камилле. Камилла должна быть казнена своим братом после предательского оплакивания смерти своего любовника. Женщины становятся олицетворением горя и трагедии, поскольку Камилия и Сабина запечатлены в особый момент времени.

Источники:

Неоклассицизм на временной шкале истории искусства в Хайльбруннском музее Метрополитен

Николя Пуссен на хронологии истории искусства в Хайльбрунне Метрополитен-музея

https://www.britannica.com/biography/Jacques-Louis-David-French-painter

https://www.khanacademy.org/humanities/monarchy-enlightenment/neo-classicism/a/neoclassicism-an-introduction

https://www.khanacademy.org/humanities/monarchy-enlightenment/neo-classicism/a/david-oath-of-the-horatii

В чем заключается клятва Харатии?

Картина Давида, написанная маслом, запечатлела решающий момент, когда сыновья дают клятву сражаться до смерти за свою семью и Рим. На картине изображена римская легенда, рассказанная римским историком Ливием. История рассказывает о политическом конфликте между соперничающей семьей близ Альбы и римлянами. Для урегулирования спора были выбраны избранные представители комбатантов. Албанцы выбрали куратиев своими представителями, а римляне выбрали Горациев. На картине изображен Горатий.

Женщины горюют на картине, поскольку две семьи объединены браком. Одна из женщин — дочь Куратиев, а другая, Камилла, обручена с одним из братьев Куратиев. В конце легенды единственный выживший брат Горациев убивает Камиллу, которая осуждает его убийство своей возлюбленной, обвиняя Камиллу в том, что она поставила свои чувства выше своего долга перед Римом.

Момент, который должен был предшествовать битве, когда старший Гораций, собирая своих сыновей в их семейном доме, заставляет их поклясться победить или умереть.

Жак-Луи Давид

Техника

«Клятва Горациев» исполнена в стиле французского неоклассицизма , и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.

  • Фон картины оттенён, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость
  • Тусклые цвета используются, чтобы показать, что изображаемая история важнее самой картины
  • Ясная и чёткая композиция указывает на символизм числа «три » и треугольника
  • Предпочтение отдаётся чётким деталям взамен лёгких мазков, характерных для рококо
  • Яркие эмоции проявляют только женщины, тогда как мужчины выполняют свой долг
  • Героическая тематика всего сюжета картины
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: