Техника «старых мастеров» восстановлена!
Долгое время техника старых мастеров была утрачена, и только сравнительно недавно её удалось воссоздать и сделать доступной для художников любого уровня подготовки. С её помощью можно создавать реалистичный объём и получать гармоничные природе оттенки. Как это в своё время делал Джотто, а позднее Леонардо, Рафаэль и Тициан, которым удалось дополнить методику, добиться подлинной реалистичности и вплотную приблизиться к совершенству. Подробнее о том, как создавать шедевры реалистичной живописи с целостными светотеневыми и цветовыми отношениями, глубинным пространством и волшебным внутренним свечением можно узнать из нашей мини-книги.
голоса
Рейтинг статьи
Зарубежная Литература XVII-XX веков
Основной соавтор
Jaaj.Club
Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей. В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение. Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие! |
||
Читать |
Биография Джотто ди Бондоне
Джотто ди Бондоне появился на свет в небольшом городке Веспиньяно в 1266 или 1267 году в семье кузнечного мастера. По другим сведениям, отец будущего гения был обычным крестьянином. Существует красивая легенда о том, что великий художник той эпохи Чимабуэ (Cimabue) случайно увидел по пути во Флоренцию рисунок юного Джотто на камне и поразился таланту деревенского пастушка. Зрелый мастер взял мальчика к себе на обучение и помог освоить азы живописи.
Увы, эта увлекательная легенда никак не подтверждается реальными историческими фактами. Поэтому имя истинного учителя Джотто до сих пор остается неизвестным. Историки также не пришли к единому мнению относительно настоящего имени художника. По одной версии Джотто — это сокращенная форма от уменьшительного Амброджотто (Амброджо), по другой — такое имя мальчику действительно дали при рождении.
Около 1290 года Джотто ди Бондоне женился на Рисевуте ди Лапо дель Пела, которая подарила ему 8 детей (4 дочери и 4 сына). Семья художника никогда не испытывала материальных трудностей. Многочисленные заказы позволяли мастеру содержать просторный дом и даже давать деньги взаймы под проценты другим людям.
В 1303 году Джотто получил заказ, которому было суждено принести грандиозную славу художнику. Энрико Скровеньи (Enrico Scrovegni) поручил талантливому мастеру фресковую роспись стен капеллы дель Арена в Падуе. Именно в этом шедевре Джотто воплотил в жизнь новую технику живописи — пространственную перспективу. Цикл из 36 отдельных фрагментов и сегодня поражает реалистичностью объемных художественных композиций. Роспись капеллы стала вершиной зрелого этапа творчества мастера и окончательно закрепила за ним славу лучшего художника Италии.
С этого момента Джотто ди Бондоне начал получать дорогие и сложные заказы из разных уголков страны. А в 1315-1318 годах он по приглашению главы католической церкви находился в резиденции понтифика в Авиньоне. Еще пять лет жизни Джотто провел в Неаполе, куда его пригласил местный правитель Роберто Анжуйский. В 1330 году неаполитанский король присвоил мастеру почетное звание придворного художника за выполнение огромного количества фресок для разных церквей города.
В 1334 году власти Флоренции назначили Джотто главным архитектором города и присвоили ему щедрое денежное содержание. Вплоть до самой своей смерти художник активно занимался строительством новых зданий, возведением защитных стен и росписью убранства храмов.
Незадолго до кончины, в 1336 году живописец отправился в Милан, чтобы возглавить работы по созданию фресок для местного правителя Аццоне Висконти (Azzone Visconti). И эту задачу заслуженный мэтр выполнил блестяще, впрочем, как и все остальные.
Жизнь Джотто внезапно оборвалась на пороге семидесятилетнего юбилея. Не сохранилось сведений о том, что послужило причиной смерти великого гения, но дата кончины не вызывает сомнений — это трагическое событие произошло 8 января 1337 года.
К большому сожалению, могила Джотто не сохранилась до наших дней. В разных исторических источниках имеются противоречивые сведения о месте захоронения тела художника. Но большая часть творческого наследия гениального флорентийца, к счастью, пережила века и до сих пор вызывает восхищение у миллионов туристов, посетителей музеев и местных жителей целого ряда городов северной и центральной Италии.
Интересные факты из жизни художника
Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.
Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.
Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.
Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.
В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.
Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.
Джотто мало был знаком с перспективой, в его изображениях неточно соблюдены пропорции, а качество зачастую уступает великим произведениям эпохи Возрождения. Но именно он смог развернуть иконописную живопись в сторону реализма, а этим положить начало ренессансу.
Для реалистичности своих работ мастер стал прорисовывать фон картины, а также предметы одежды. Главного персонажа он старался изображать не в центре, как это было принято в средневековой живописи
Его герои располагаются по бокам, а иногда даже спиной, чтобы внимание зрителя могло сфокусироваться не на отдельном человеке, а на центре происходящего действия
Точная дата рождения Джотто ди Бондоне не известна. Считается, что он родился в 1266 или 1267 г. в небольшом городе Веспиньяно (ныне Виккио) рядом с Флоренцией. Возможно, полное имя мальчика было Амброджотто.
Отца будущего художника звали Бондоне, и он был простым крестьянином (по другим данным – кузнецом).
Сегодня искусствоведы считают эту историю просто красивой легендой, а имя истинного учителя Джотто остаётся тайной. Известно, что к 20 годам Джотто стал самостоятельным мастером.
Великий и могучий русский язык
Основной соавтор
Jaaj.Club
Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия. Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим. Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным. |
||
Читать |
Творчество и слава
Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.
Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».
Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.
Джотто ди Бондоне
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок.1266-1337). Родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, который был потрясен художественным талантом двенадцатилетнего мальчика, увидев, как тот рисует овцу на плоском камне. Чимабуэ уговорил отца одаренного ребенка позволить обучать его живописи. Однако о годах ученичества и раннем периоде творчества художника ничего не известно.
Первое упоминание о Джотто относится к 1298 году в связи с выполнением им мозаики «Навичелла» в старом соборе Св. Петра в Риме. (К сожалению, она утратила свой первоначальный облик при перенесении из собора.) Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными работами мастера.
Стиль Джотто достиг зрелости во фресках Капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.
Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы Св. Марии Магдалины в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX веке, представлены сцены жития св. Франциска, композиционно перекликающиеся с фресками в Ассизи, а также эпизоды житий святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. 1310).
Джотто был состоятельным человеком и хорошим семьянином: у него было шестеро детей. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 году неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 году художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.
Джотто признан величайшим художником Раннего итальянского Ренессанса и истинным новатором живописи. Именно ему принадлежит честь основания итальянской школы живописи, преодолевшей жесткие каноны средневекового искусства.
Художник умер во Флоренции 8 января 1337 года.
Самые знаменитые творения
Какие мы знаем картины Джотто? Это «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Положение во гроб», «Благословение Анны», «Распятие», «Чудо с источником». Джотто ди Бондоне картины и фрески писал для капеллы дель Арена в Падуе, для церквей во Флоренции и Ассизе. Его почерк невозможно спутать с манерой других художников. Описание картин Джотто — это ретроспектива евангельских притч. Он оставил нам и образы христианских святых, таких, как св. Франциск, св. Лаврентий, св. Стефан, Иоанн Богослов и др.
Картины Джотто с названиями помимо Падуи, Флоренции и Ватикана есть в каталогах собраний таких музеев, как Жакмар-Андрэ и Лувр во Франции, в Национальной галерее искусства в Вашингтоне и в Рэйли (университет в Северной Каролине), в Париже, в Германии и в Великобритании.
До него в европейском мире принята была икона или византийская живопись. Картины Джотто ди Бондоне с названиями по библейским сюжетам говорят сами за себя. Но это отнюдь не иконы. Это и знаменитая «Мадонна Оньисанти», хранящаяся в Уффици, и картина Джотто «Бегство в Египет».
Творчество Джотто
Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.
Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.
Lamentation (The Mourning of Christ) Joachim among the Shepherds Madonna in Maest (Ognissanti Madonna)
К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.
В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).
Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.
Философия искусства
Основной соавтор
Jaaj.Club
Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации. В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе. |
||
Читать |
Биография Джотто ди Бондоне
Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.
По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.
По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.
В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.
Другие персонажи и скрытые символы
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.
Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.
То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.
Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.
Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.
На тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Фреска «Поцелуй Иуды»
«Поцелуй Иуды» – гениальное проведение Джотто! Сколько смысла в этой секундной сцене!
Иисус предстает перед зрителем как благородный, возвышенный и красивый мужчина, а не безликое божество. Иуда же с его вогнутым лбом и маленькими глазками напоминает первобытного человека. Так Джотто показывает добро и зло. Он делает это на визуальном уровне, отождествляя моральную красоту и моральное уродство с красотой и уродством физическим.
Вызывающий отвращение Иуда пристально всматривается в прекрасное лицо Христа, пытаясь найти в его глазах какой-то ответ – возможно, объяснение причины своего падения. Иисус же абсолютно спокоен. В его взгляде нет ни ненависти, ни презрения, но нет и ответа.
В своей работе Джотто показывает не только историческое событие, но и психологическое действо, драматургию, энергетику момента, а героев композиции он наделяет человеческими лицами. Всего этого до него не делал никто! Применяя ряд известных в то время приёмов — угловые ракурсы и упрощенную перспективу, Джотто создаёт иллюзию глубинного пространства, передаёт ясность и чёткость структуры.
Биография и творчество[]
В истории изобразительного искусства Западной Европы его имя стало символом глубокого обновления. Хотя он не был единственным художником-реформатором своего времени, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с византийскими средневековыми живописными традициями делают его родоначальником нового искусства. Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения. В своих работах Джотто подчас достигал такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись. Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств. Благодаря ему итальянская живопись в течение нескольких лет изменилась радикальнее, чем за многие предшествующие столетия. В целом толчок, который Джотто придал изобразительному мышлению, определил дальнейшее направление западной живописи. Уже к середине XIV века Европа познакомилась с новациями Джотто — открытием объемности предметов, реального и измеримого пространства, в котором они помещаются, естественных качеств поверхности вещей, индивидуализирующих черт реальности, — все это сделалось достоянием европейского искусства, которое со все возрастающим интересом обращалось к изобразительной культуре итальянцев. Джотто — первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. В его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции. Для современного изощренного глаза его живопись может показаться «примитивной», однако для своего времени Джотто был величайшим революционером. До него в живописи царствовала плоскость — у него пространство картины стало объемным. До него персонажи фресок носили скорее символический характер — у него они приобрели индивидуальные черты. До него живопись была строго функциональна — у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями. С творчества Джотто начинается новый этап искусства, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью. Его влияние простирается на целые века. Творчество Джотто заложило основу искусства Ренессанса, в великую эпоху которого его значение было не меньше, чем значение Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля или Мазаччо.
Фреска «Бегство в Египет»
Фигура Джотто ди Бондоне важна для истории мирового искусства.
Но в чем проявилось новаторство Джотто и его абсолютно новый подход к живописи? В чем же заключаются изменения, которые вывели итальянскую школу живописи на абсолютно новый уровень, ведь сами фрески – это искусство, которое существовало и в Древнем Египте, и в античном Риме.
Обратимся к одному из известнейших образов кисти Джотто ди Бондоне – фреску «Бегство в Египет» из падуанской Капеллы Скровеньи.
Бегство в Египет
На фреске имеется обрамление: Джотто имитирует инкрустацию цветным мрамором, чтобы создать эффект рамы
Для художника важно показать самостоятельность каждого произведения, поэтому фресковую сцену он видит отдельным произведением, своеобразной картиной, выполненной, однако, в формате монументальной живописи.
Джотто впервые в истории мировой живописи дополняет композицию пейзажем, чтобы работа выглядела более полной, законченной и интересной для зрителя. Художник очень часто думают о том, как же заинтересовать нас с вами и заставить задержаться перед картиной как можно дольше
Скалы с одинокими деревьями – фирменный почерк Джотто. Благодаря введению такого мотива, композиция становится более глубокой и объемной – художник уходит от византийской плоскостности и упрощенности трактовки.
Джотто пытается победить некую застылось и статичность готических и византийских шедевров
Для этого он вводит в композицию мотив движения, который раскрывается здесь дважды:мотив мерного шествия (обратите внимание, что он специально уходит от симметричного расположения стоп, как это было принято в эпохах античности и средневековья: здесь четко прослеживается, что каждый герой идет в своем собственном ритме).
мотив летящего ангела, который, обогнав процессию, поторапливает ее, понимая, что в случае промедления их ждет неминуемая гибель.
Джотто находил важным вдумчиво прописывать детали, которые помогают сделать его работу еще более реалистичной и интересной: лицам он придает индивидуальные, портретные характеристики, складки и драпировки он пишет гораздо более тонко и мягко, пытается натуралистично изобразить ту или иную фактуру (например, каменные разломы скал или ткани плащей).
А еще Джотто был очень тонким колористом, который видел в каждом оттенке свои эмоциональные нюансы. На многих фресках маэстро — невероятно насыщенный синий фон, который придает композициям особую драматичность и затрагивать самые глубинные эмоциональные струны зрителей, переживающих за судьбы героев.
Сравнение «Поцелуя Иуды» с фреской Чимабуэ
Безусловно, и до Джотто живописцы пытались сделать живопись более реалистичной. Например, в «Поцелуе Иуды» кисти Чимабуэ (учителя Джотто) вместо абстрактного золотого фона мы видим синеву неба и элементы пейзажа. Лица персонажей уже не столь похожи друг на друга, как в средневековой миниатюре.
Но всё-таки Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске отсутствуют эмоции и объём, композиция не выглядит реалистичной. Фигуры героев сцены плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу, его ноги не достают до земли. Лицо Христа как будто окаменело. Фигуры Святого Петра и его слуги слишком малы по сравнению с другими персонажами.
Во фреске Джотто ярко выражен композиционный центр, лица людей напряжены, присутствует немой диалог между Иисусом и Иудой, а также ярость Петра, который с ножом бросается на предателя и случайно отрезает кому-то ухо. Трубящий в рог человек на дальнем плане как предзнаменование вознесения в рай и множество других деталей заставляют нас увидеть целую историю – от поцелуя Иуды до грядущего воскрешения Христа.
До Джотто
Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.
Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.