Расцвет карьеры и смерть
В 1424 году обрели настоящую популярность. Художник стал членом гильдии Святого Луки, организации, объединявшей флорентийских мастеров, и начал сотрудничать с Мазолино. Последний был очень известен — его техника нравилась современникам, а стиль аристократической готики с нарядной религиозной сказочностью был одним из ключевых для первой половины пятнадцатого века, поэтому сотрудничество с ним было удачей для Мазаччо. Картины молодого подмастерья повлияли на творчество известного мастера Мазолино — уникальная ситуация, когда ученик изменил манеру работы учителя. К сожалению, талантливому флорентийцу не суждено было прожить долго — как и отец, Томмазо умер в 27 лет. Причина гибели неизвестна — предположение историка Вазари о возможном отравлении было впоследствии опровергнуто, а других документов об этом событии не сохранилось. Известно лишь, что это произошло в Риме и что собратья-художники посчитали это сокрушительной потерей — соответствующую отметку можно найти в записях Брунеллески.
«Чудо со статиром»
Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету — статир. Все эпизоды изображены на одной фреске. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади — холмистые горы, справа — стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.
Творчество
Когда именно Мазаччо создал первую картину, точно неизвестно. Состоящая из 3 частей работа «Сан Джовенале» была обнаружена в 1961 году, ее нашел живописец из Италии, большой поклонник творчества мужчины. Другие фрески автора схожи с найденным экземпляром, поэтому он пришел к выводу, что видит произведение, принадлежащее великому художнику.
Картина Мазаччо «Чудо со статиром» / Città di Firenze
Предположительно, после этого родилась фреска художника под названием «Освящение». Здесь запечатлена процессия, выполненная в стиле античных римских рельефов. Таким образом Мазаччо изобразил горожан, идущих рядами, возможно, направляющихся в церковь. Фреска украшала стены Кармелитского монастыря и просуществовала до 1600 года. Разные художники, в том числе и Микеланджело, копировали увиденные изображения в собственных рисунках, и только таким образом произведение дошло до наших дней.
Мазаччо пробовал писать с другим известным художником — Мазолино. Среди их общих картин много признанных работ, но наибольшую славу получила «Мадонна с младенцем, святой Анной и ангелами», которая теперь украшает стены Национальной галереи (Вашингтон).
Туда же относят и фрески капеллы Бранкаччи, которые он тоже выполнял с коллегой, предположительно, начал в конце 1424 года, а в 1427-м или 1428-м работа прервалась из-за его отъезда в Рим. Спустя 50 лет изображения завершал Филиппино Липп. Помимо прочих, в этот список вошли фрески под названием «Изгнание из рая», «Чудо со статиром» и «Крещение неофитов».
Картина Мазаччо «Изгнание из рая» / Città di Firenze
В 1426 году Мазаччо принял заказ от нотариуса Сера Джулиано ди Колино Дельи Скарси да Сан Джусто на создание картины для алтаря в капелле святого Юлиана, которая относится к Пизанской церкви Санта Мария дель Кармине. Это многочастная композиция, помимо Томмазо, она запечатлела на себе творчество его брата Скеджи и Андреа дель Джусто, а также резчика Антонио ди Бьяджо, он изготовил раму.
Три столетия роспись украшала внутреннюю архитектуру церкви, в XVIII веке ее разобрали, а элементы поместили в разные музеи. Рама и отдельные сюжеты были утеряны, осталось лишь 11 частей, и те находятся не в самом лучшем состоянии, что мешает в полной мере ощутить все великолепие бывшего произведения искусства.
«Сердцем» полиптиха была Мадонна с младенцем, сегодня она хранится в Национальной галерее Лондона, а еще одна часть, «Распятие», была направлена в Неаполь, в музей Каподимонте. Интересный факт, что этот фрагмент художник написал в традициях живописи XIV века.
Картина Мазаччо «Троица» / Санта-Мария-Новелла
«Троицу», картину, созданную во Флоренции и украшающую стены церкви Санта Мария Новелла, называют еще одной значимой работой автора. Озвучивалась версия, что она появилась в 1425-м, историки датируют работу 1426-1427 годами, а другие относят ее к 1428-му. Ранее фреска располагалась в храме, а затем была перенесена на холст. На ней представлены 4 фигуры — два молящихся донатора, Мария и Иоанн Богослов. Они изображены перед Богом-отцом, стоящим над распятьем.
Поклонение (1426)
Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.
Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.
Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.
7
Истоки
Мазо (Томмазо) ди сер Джованни ди Симоне (Моне) Кассаи, известный как Масаччо, родился в Кастель Сан Джованни (сегодня Сан Джованни Вальдарно) 21 декабря 1401 года, в день праздника святого апостола Фомы, в семье нотариуса сер Джованни ди Моне Кассаи и Якопы ди Мартиноццо. Они жили в доме, до сих пор существующем в Сан-Джованни, своего деда по отцовской линии Симоне, который был преуспевающим ремесленником, изготавливающим деревянные сундуки (отсюда и фамилия «Кассаи») как для домашнего, так и для коммерческого использования. Его отец, должно быть, поощрял его стать нотариусом в раннем возрасте, заставляя его изучать латынь и судопроизводство, если он уже был квалифицирован как нотариус в возрасте двадцати лет, минимального возраста для этой профессии.
В 1406 году его отец внезапно умер в возрасте двадцати семи лет, и вскоре после этого его жена родила второго сына, названного в честь отца, Джованни, позже названного ло Схеггиа, который также начал карьеру живописца. Через несколько лет Мона Якопа снова вышла замуж за Тедеско ди Мастро Фео, богатого аптекаря, который также был вдовцом и имел двух дочерей. 17 августа 1417 года Тедеско ди Мастро Фео умер, и Масаччо стал главой семьи.
Что касается его обучения, то, по мнению Берти (1989), он «вероятно, обучался в процветающей и достаточно модернистской мастерской Биччи ди Лоренцо; в то время как Босковиц (2001) думает о его шурине Мариотто ди Кристофано, а Падоа Риццо (2001) — о неизвестном Никколо ди сер Лапо: все это гипотезы, которые, в отсутствие определенных документов, остаются таковыми.
ТоммазоМазаччо
Томмазо Мазаччо — полное имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (21 декабря 1401, Сан Джованни Вальдарно, Тоскана —1428, Рим) — прославленный живописец эпохи раннего Возрождения, один из реформаторов живописи, мастер флорентийской школы.
Особенности творчества художника Томмазо Мазаччо: Отвергая царящие в искусстве того времени лиризм и условности поздней готики, Мазаччо, как и его учителя — скульптор Донателло и архитектор Брунеллески – в своем творчестве приветствовал реализм и натурализм. Искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство были для Мазаччо предметом изучения и интерпретации приемов древних мастеров в собственных работах. Как писал итальянский философ-гуманист Кристофоро Ландино, Мазаччо «был полон жадного интереса к земному миру, к его познанию и утверждению его величия, выступая как выразитель стихийно-материалистических форм раннеренессансного пантеизма». Мазаччо прожил очень короткую жизнь – художник скончался в возрасте 27 лет.
Известные картины художника Томмазо Мазаччо : фрески в капелле Бранкаччи (Флоренция), в том числе «Чудо со статиром (Подать)», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов»; алтарная картина для капеллы св. Юлиана в церкви Санта Мария дель Кармине (Пиза) (1426) – так называемый Пизанский полиптих; картина «Распятие» (1426).
Томмазо родился в небольшом городке Сан-Джованни-Вальдарно, расположенном неподалеку от Флоренции. Известно, что дед мальчика занимался изготовлением и росписью сундуков «кассоне» — традиционной мебели тех времен. После смерти отца, а позже – и отчима, на попечении Мазаччо остались мать, две сестры и младший брат, который тоже стал художником и, по-видимому, продолжил дело деда. Прозвище свое – «Мазаччо» (что в переводе означает «тот, что промахивается, мазила») юный художник получил за свою одержимость рисованием. Когда он писал – ничто больше не интересовало Томмазо, он погружался в работу с головой и часто использовал одежду в качестве тряпки для вытирания кистей. Рассеянность дополнялась мягким, добрым нравом и беспечностью. Учился Томмазо в живописных мастерских Биччи ди Лоренцо, благоговел перед Джотто, вопросам перспективы его обучал архитектор Брунеллески, а работе с натурой – скульптор Донателло.
Аккумулируя знания, полученные у лучших мастеров, Мазаччо выработал свой собственный узнаваемый стиль. Вместе с Донателло и Брунеллески Мазаччо возглавил перспективное реалистическое направление во флорентийском искусстве. В ранних живописных произведениях Мазаччо уже видна работа над основными задачами композиции, перспективы и пропорций человеческого тела, которые активно будут разрабатываться художниками эпохи Возрождения.
Самое раннее произведение Мазаччо, дошедшее до наших дней – картина «Мадонна с младенцем и Св.Анна», написанная 19-летним художником для церкви Сант Амброджио в 1420 (по другим данным – в 1424 году). Однако первым достоверным произведением художника считается алтарный триптих в небольшой церкви Сан Джовенале, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, где родился художник, и написанный в 1422 году.
В возрасте 21 года Мазаччо был принят в цех медиков и аптекарей, куда также принимали людей искусства. Три года спустя, в 1424 году, художника приняли в Гильдию Святого Луки – цеховое объединение художников, скульпторов и печатников. Членство в Гильдии позволяло открыть собственную мастерскую и набрать учеников, а также гарантировало занятость и исключало конкуренцию со стороны заезжих мастеров.
Самые яркие и известные работы Мазаччо – шесть фресок, которыми расписана капелла Бранкаччи во Флоренции. Работу над фресками начал художник Мазолино да Паникале в 1424 году, несколько позже к нему присоединился Мазаччо, а через несколько лет после его кончины завершил работу над росписью капеллы Филиппино Липпи. Дружба и совместные работы Мазаччо и Мазолино по сей день вызывают споры в среде искусствоведов, которые пытаются точно атрибутировать некоторые произведения, созданные этими художниками.
В 1428 году, ставшему для Мазаччо последним в его жизни, художник по приглашению своего друга Мазолино отправился в Рим — работать над полиптихом для церкви Санта Мария Маджоре. Он успел начать лишь левую створку алтаря – заканчивать работу Мазолино пришлось в одиночестве.
Наследие Мазаччо, умершего в расцвете карьеры, на пике славы, оказало огромное влияние на европейскую живопись. Благодаря революционным приемам, которые художник использовал в своем творчестве, его произведения стали буквально «программными» для многих поколений мастеров, в том числе для Рафаэля и Микеланджело.
Описание картины Мазаччо «Троица» Картины художников
Эта известная фреска Мазаччо прославилась, благодаря новаторству в изображении элементов архитектуры и абсолютно новому видению перспективы.
Мы видим Голгофу и распятого Христа. Его поддерживает Бог-отец. В ногах изображен саркофаг, в котором находится скелет первого человека на земле Адама.
С двух сторон стоят Святой Иоанн и Дева Мария. Немного ниже – донатор в красном плаще и его жена. Известно даже, как звали этого донатора. Предположительно это Лоренцо Ленци.
Все работы Мазаччо невероятно рельефны. Именно он заложил основы эпохи Возрождения. Писать картины нужно так, как мы видим на самом деле. В то время такая идея была действительно революционной.
Живописец изображает свод определенным образом. Он демонстрирует нам линейную перспективу. В те времена живописцы очень любили такой прием. Композиция построена так, чтобы
все траектории соединились обязательно в одной главной точке. Создается впечатление, что мы видим все изображенное на плоской линии. По мере удаления все персонажи и предметы уменьшаются. Художник любил архитектуру в ее классическом виде. Именно поэтому на полотне так мастерски прорисованы колонны. Об этой же страсти говорит и свод, прописанный до мельчайших подробностей.
Силуэты смоделированы рельефно. Это необходимо для того, чтобы создать ощущение реальности всего происходящего. Мы практически ощущаем свое присутствие в пространстве этой грандиозной фрески. До этого в живописи ничего похожего попросту не было.
Живописец передает динамичность и драматизм всего происходящего с помощью жестов и особой мимики каждого персонажа. Именно благодаря этому, он сумел достичь такого сильного воздействия своих картин на зрителей. Максимально простые приемы позволяют создать реальное впечатление того, что формы в пространстве максимально пластичны.
Прислал: Сорокина Лидия . 2017-10-08 22:02:25
Индивидуальный стиль
Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Время ее написания достоверно не установлено. Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению. На переднем плане – саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни. Затем две фигуры заказчиков на коленях. Молитва для них является спасением. Деву Марию и Иоанна Богослова связывает Христос, которого поддерживает Бог-Отец и Святой дух, витающий над ними голубем. Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария.
В доминиканской церкви эта сцена понимается как утверждение воскресения в качестве единственного ответа на смерть: воскрес Христос, воскреснем и все мы. Считается, что это – самая известная картина Мазаччо.
Личная жизнь
О личной жизни прославленного живописца в существующих заметках ничего не сказано. В архивах есть записи только налогового кадастра Флоренции. Из него следует, что мужчина имел скромную съемную комнату, где жил вместе с матерью. При этом он содержал только часть мастерской, вторую половину занимал другой художник.
В «жизнеописании» Мазаччо характеризуется как рассеянный и беспечный молодой человек, который с головой погружался в искусство, а материальные ценности его интересовали мало. Он не следил за собственным внешним видом, а на других и вовсе не обращал внимания. За работу ему часто задерживали выплаты, и требовать деньги от должников он начинал только в случае крайней нужды.
Через 100 лет после Джотто
Почему об этом художнике часто говорят искусствоведы? В чем его заслуга? Дело в том, что после великого новатора Джотто, значительно опередившего свое время, не осталось никого, кто бы мог достойно продолжить его дело. То ли планка была поднята слишком высоко, то ли мода на готику захватила умы художников, но о реалистичной живописи забыли.
И только через 100 лет появился тот, кто смог вернуть интерес культурной общественности к «естественному искусству». Имя ему Мазаччо. Вернее, это не имя, а прозвище, которое очень точно передает характер художника. В переводе с итальянского «мазаччо» означает беспечный, рассеянный. Томазо (таково настоящее имя живописца) интересовало только искусство
Он мало обращал внимание на себя и окружающих, всегда был погружен в работу, словно чувствовал, что судьбой ему уготована короткая жизнь, и нужно было многое успеть
Новаторства Мазаччо
И он успел! Мазаччо впервые применил в художественных произведениях линейную перспективу, усовершенствовал разработанные Джотто методы передачи объёма, положил начало естественным позам, походке и рельефности тел людей. Улучшил изображение пейзажа, архитектуры и композиционных планов.
Так, в технологии оптических просветов мы используем усовершенствованные художниками Высокого возрождения наработки Мазаччо – конструкцию, перспективное изображение объектов в воздушном пространстве, плавные светотеннвве переходы, которые достигаются методом «от пятна» с применением комплексной методики (абразивная проработка, оптические смеси, акварельные лессировки, усиления цвета масляными красками).
Рождество (год создания неизвестен)
Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.
Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.
9
Фреска «Троица» (1427)
Неканоническое изображение распятия в исполнении Мазаччо смотрится несколько необычно. Иллюзия сложного архитектурного фрагмента — настоящий ренессанс, с пониманием форм и перспективы. Огромная шестиметровая фреска изображает Бога Отца, распростёршего свои руки над распятым Христом. Композиция искусно вписана в свод триумфальной древнеримской арки.
Визуальный эффект этой фрески состоит в том, что все фигуры словно вписаны в реальную нишу здания. Множество архитектурных деталей выполнено с идеальной точностью. Учитывая то, что метод написания фрески требовал быстрой, точной работы, художник обладал чрезвычайно высокой работоспособностью и высочайшим качеством живописи. Едва работа была окончена, безвременная кончина прервала путь художника и отняла у мира ещё одного величайшего мастера эпохи Возрождения.
4
Рождество (год создания неизвестен)
Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.
Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.
9
Работы для частных лиц
Около 1426 года Масаччо был достаточно известен, чтобы получить несколько важных частных заказов, что, вероятно, заставило его несколько раз за этот год переезжать между Флоренцией и Пизой, как видно из угрожающих напоминаний и запретов на работу над другими произведениями до завершения пизанского полиптиха заказчиком.
Вазари упомянул некоторые работы, находящиеся в частных руках (в том числе пару игнуди в доме Ручеллаи), и опустил другие, известные нам, такие как Desco da parto, находящаяся сейчас в Берлине, и Мадонна Казини во Флоренции.
Il desco da parto — нетипичное произведение в творчестве Масаччо, поскольку вместо торжественной и величественной обстановки таких работ, как «Дань», здесь художник с удовольствием пересказывает в деталях некоторые анекдотические подробности знакомого эпизода, например, частного рождества, к которому спешат несколько посетительниц, в том числе две монахини, и официальная процессия трубачей из Синьории Флоренции, чтобы объявить о прибытии драгоценного дара — самого desco. Оригинальность может быть объяснена большей свободой, предоставленной частным меценатом, или даже решающим влиянием Донателло на реализацию работы. На самом деле, многие черты связаны с его стилем, такие как организация регулярного пространства, уходящего в глубину, движущиеся персонажи, которые входят и выходят из кадра, или анекдотическая живость фигур с многочисленными деталями, взятыми из повседневной жизни.
Мадонна Казини, прозванная Роберто Лонги Мадонна дель солетико, была написана для частного почитания кардинала Антонио Казини, чей герб изображен на обороте. Это тоже нетипичная работа, в которой новаторское исследование света и композиции сочетается с деталями, взятыми из реальности, создавая ауру безмятежного знакомства между двумя главными героями.
Фреска «Чудо со статиром»
Чтобы понять, как далеко продвинулся Мазаччо в плане реалистичности и передачи сюжета, достаточно исследовать его фреску «Чудо со статиром».
В ней показана евангельская история, которая состоит из 3-х эпизодов: центральная часть – Иисус поручает Петру отправиться на рыбалку, слева Пётр находит во рту рыбы статир, в правой части он вручает монету сборщику.
Все фигуры в этом произведении уверенно стоят на земле, античные туники людей, ниспадают тяжёлыми складками, благодаря чему создаётся натуралистичный объём и подчеркивается пластика каждой фигуры. Все персонажи обладают яркой индивидуальностью, в них присутствую живые эмоции. В каждом человеке видно глубокое чувство собственного достоинства.
На дальнем плане видны холмы и деревья, все объекты свободно размещаются в пространстве, хорошо проработана воздушная перспектива. Аскетичный пейзаж наполнен воздухом, который так и хочется вдохнуть. По лицам и позам можно угадать, какие чувства испытывают герои композиции: одни излучают спокойствие и уверенность, другие пребывают в растерянности и недоумении. Перед зрителем разворачивается действо, до мелочей продуманное умелым «режиссером».
Через 100 лет после Джотто
Почему об этом художнике часто говорят искусствоведы? В чем его заслуга? Дело в том, что после великого новатора Джотто, значительно опередившего свое время, не осталось никого, кто бы мог достойно продолжить его дело. То ли планка была поднята слишком высоко, то ли мода на готику захватила умы художников, но о реалистичной живописи забыли.
И только через 100 лет появился тот, кто смог вернуть интерес культурной общественности к «естественному искусству». Имя ему Мазаччо. Вернее, это не имя, а прозвище, которое очень точно передает характер художника. В переводе с итальянского «мазаччо» означает беспечный, рассеянный. Томазо (таково настоящее имя живописца) интересовало только искусство
Он мало обращал внимание на себя и окружающих, всегда был погружен в работу, словно чувствовал, что судьбой ему уготована короткая жизнь, и нужно было многое успеть
Новаторства Мазаччо
И он успел! Мазаччо впервые применил в художественных произведениях линейную перспективу, усовершенствовал разработанные Джотто методы передачи объёма, положил начало естественным позам, походке и рельефности тел людей. Улучшил изображение пейзажа, архитектуры и композиционных планов.
Так, в технологии оптических просветов мы используем усовершенствованные художниками Высокого возрождения наработки Мазаччо – конструкцию, перспективное изображение объектов в воздушном пространстве, плавные светотеннвве переходы, которые достигаются методом «от пятна» с применением комплексной методики (абразивная проработка, оптические смеси, акварельные лессировки, усиления цвета масляными красками).