Самые интересные скульптуры мира. самые необычные скульптуры мира

Топ-10 самых известных скульптур мира

Ян Фабр: испытание временем

Еще один вид античного искусства — это театр. Спектакли в Древней Греции длились очень долго: от рассвета до заката. Во время действия можно было есть, пить, болтать и выходить при необходимости. Бельгийский художник Ян Фабр в 2015 году предложил зрителям пережить похожий опыт, поставив спектакль, который длился ровно сутки.

Источник

На сцене практически не было декораций, вместо фона использовались фотографии, а вместо костюмов — белые простыни, хотя чаще актеры выходили вообще без одежды. Спектакль прерывался на три 40-минутных «сна», во время которых актеры спали прямо на сцене. Остальное время нон-стопом перед зрителями сменяли друг друга истории о Гекубе, Эдипе, Оресте, Федре и Ипполите, Электре и Медее, на разный лад повествующие о главных бедах человека. Актеры произносили свои монологи на разных языках, а классические композиции Верди, Генделя и Беллини были переложены на электронную партитуру. Эта дионисийская вакханалия, содержавшая сцены с эрекцией и обнаженными любовниками, доказывала, что между миром античным и современным разница не так уж велика.

Гигантский паук, Бильбао, Испания

В испанском городе Бильбао на берегу реки Нервьон расположен музей современного искусства, один из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхайма в США. Здание музея спроектировано было открыто для публики в 1997 году и сразу признано одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Однако особого внимания заслуживает стоящая перед зданием скульптура гигантского паука, поражающая своими размерами и довольно жутким видом. Стилизованная авангардная скульптура выполнена из металла, автор ее — художница Луиза Буржуа, по словам которой скульптура символизирует зло и мрак. Большая часть музейной экспозиции состоит из авангардных работ и абстракций, инсталляция металлического паука перед зданием музея является наиболее яркой и запоминающейся.

Безголовая статуя

За почтовым отделением города Легаспи на Филиппинах открывается довольно пугающее зрелище: памятник в виде стоящей на коленях безголовой фигуры. Ее поза подразумевает, что лезвие опустилось всего лишь секунду назад. По поводу статуи больше вопросов, чем ответов.

Одна из официальных версий гласит, что статуя — это мемориал героям войны народа бикол, которые погибли во время Второй мировой. Есть другая статуя (менее жуткая), которая расположена в городе Нага и установлена в память мучеников бикола, чьи казни стали толчком для поддержки местными жителями филиппинской революции.

Согласно местным легендам 22 ноября 1945 года рабочие обнаружили обезглавленное тело, похороненное в песке Залива Элбей в Сабанге. Так как его униформа была практически в отличном состоянии, решили, что в песке он находился недолгое время. Но голову так и не нашли. Благотворитель одного из колледжей города хотел сохранить память о человеке и поручил возвести статую, но только после того, как тело пронесли во время парада через весь город.

Насколько это правда, мы не знаем. Не осталось никаких документов, по которым можно было бы проследить историю обезглавленного тела или поручение об установке статуи, хотя довольно многие люди утверждают, что помнят произошедшее. Местные историки понятия не имеют о том, какой была реальная история, не знает этого и Национальный институт истории страны.

Основные черты

Полный список признаков данного явления вы найдете здесь.

Для постмодернизма характерны:

  • Паратеатральность – совокупность новых форматов визуального представления искусства: хеппенинг, перфоманс и флешмоб. Набирает оборотые интерактивность: книги, кино и картины становятся сюжетами компьютерных игр и частью 3-D представлений.
  • Трансгендерность – отсутствие различия между полами. Особенно заметно в моде.
  • Глобализация – утрата национальной идентичности авторов.
  • Быстрая смена стилей – скорость моды бьет все рекорды.
  • Перепроизводство объектов культуры и дилетантизм авторов. Теперь творчество стало доступно многим, сдерживающего канона нет, как и принципа элитарности культуры.

Стиль и эстетика

Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, деканонизация всего, ироничная переоценка ценностей. Жанры меняются, господствует коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.

Характерен также пастиш, то есть фрагментарность, противоречивость повествования, это ведет к коммуникативной затрудненности. Авторы не следуют действительности, а симулируют правдоподобность. Постмодернистам свойственна игра с текстом, языком, вечными образами и сюжетами. Авторская позиция нечеткая, он самоустраняется.

Язык для постмодернистов – система, мешающая коммуникации, у каждого человека свой собственный язык, поэтому люди не способны понять друг друга до конца. Поэтому в текстах мало идейного смысла, авторы ориентируются на множественность интерпретаций. Реальность создается с помощью языка, значит, с его помощью можно управлять человечеством.

Течения и направления

Здесь приведены самые известные образчики постмодернизма.

  • Поп-арт – новое течение в визуальном искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Представители – Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и другие.
  • Магический реализм – литературное течение, в рамках которого смешиваются фантастические и реалистические элементы. Пример.
  • Новые жанры в литературе: корпоративный роман (пример), тревелог (пример), роман-словарь (пример) и др.
  • Битники – молодежное движение, породившее целую культуру. Пример и описание.
  • Фанфики – направление, в рамках которого фанаты продолжают книги или дополняют вселенные, созданные авторами. Пример: 50 оттенков серого
  • Театр абсурда – театральный постмодернизм. Пример.
  • Граффитизм – течение, которое смешивает граффити, графику и станковую живопись. Здесь фантазия, самобытность в сочетании с элементами субкультуры и искусством этнических групп. Представители – Крэш (Дж. Матос), Дейз (К. Элис), Футура 2000 (Л. Макгар) и другие.
  • Минимализм – течение, призывающее к антидекоративности, отказу от изобразительности и субъективности. Отличается простотой, однообразием и нейтральностью в формах, фигурах, цветах, материалах.

Темы и проблемы

Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.

Постмодернисты ставят проблемы:

  • самоуничтожения человечества и человека;
  • усредненности и подражательности массовой культуры;
  • избытка информации.

Основные приемы

  1. Видео-арт – течение, выражающее художественные возможности. Видео-арт противостоит массовому телевидению и культуре.
  2. Инсталляция – формирование арт-объекта из бытовых предметов и промышленных материалов. Цель – наполнить предметы каким-то особым содержанием, которое каждый зритель понимает по-своему.
  3. Перфоманс – шоу, в основе которого представление о творчестве как о стиле жизни. Арт-объект здесь не произведения художника, а само по себе его поведения и поступки.
  4. Хеппенинг – представление с участием художника и зрителей, в результате которого стирается граница между создателем и публикой.

Модильяни и любовь к камню

Иногда любовь к Античности приводила к тому, что художники вовсе отказывались от написания картин. Так произошло с Модильяни. Он так увлекся скульптурами Древней Греции, что на пять лет отложил кисти в сторону и принялся работать с камнем. И если бы не болезнь легких, возможно, к живописи он бы так и не вернулся. В этот недолгий период его самой знаменитой скульптурой стал «Храм красоты» — своего рода дань античным кариатидам на портике афинского храма Эрехтейон.

Портик кариатид Эрехтейона. 420–406 гг. до н. э. Источник

Увы, проект Модильяни так и не был закончен, оставшись большей частью в виде эскизов, но зато были созданы несколько фигур, сильно отличавшиеся от античного оригинала. Художника интересовала передача массивности — ведь кариатиды служили несущими тяжесть опорами, они должны быть мощными, при этом оставаясь грациозными.

Дайбуцу Усику, 100 метров, Япония

Эта статуя считается самой высокой бронзовой в мире. 20-метровый цоколь также сделан в виде лотоса. Статуя Будды находится в городе Усику в 50 километрах на северо-восток от Токио. Саму статую формируют 6000 бронзовых пластин. А суммарный ее вес составляет 4000 тонн. Вокруг монумента разбит парк, в чьем названии зашифрованы слова: «Святость и милосердие Амиды освящают и возвышают это место». Правая рука статуи находится в поднятом положении, а левая опущена. При этом обе ладони повернуты ладонями к наблюдателю. Японцы считают, что именно в этом месте бодхисатва Дхармакар достиг просветления и стал буддой Амитабха.

Предшественники сюрреализма в живописи

Это одно из самых значительных направлений художественного искусства 20-го века, несмотря на свою видимую оригинальность и отдаленность от повседневности, возникло не на пустом месте. У сюрреализма было несколько родителей и прародителей. Макс Эрнст, художник о котором уже упоминалось в данной статье, в своей юности был увлечен дадаизмом.

Это течение так же, как и сюрреализм, было реакцией на шаткое политическое и экономическое положение во всем мире. Творческая интеллигенция, недовольная картиной происходящего, в своих произведениях обращалась к особой, вымышленной ее представителями реальности, которая, по их мнению, не должна была иметь ничего общего с действительностью. Эти артисты рассуждали примерно так: «Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им. Поэтому искусство должно отрицать любое проявление здравого смысла, рассудка, логики, общественных норм, морали и тому подобных вещей».

Само слово «дадаизм» является своеобразным лозунгом направления. Понять, откуда оно произошло, невозможно. Созвучные с ним слова есть в различных языках мира, в том числе и в русском. Так, дадаисты считают, что наименование стиля могло означать утвердительный ответ, повторенный два раза: «Да, да». В одном из наречий, на котором говорят племена из Южной Африки, таким термином обозначается божество — священная корова. Это почитаемое животное символизирует женское начало и плодородие.

Другим предшественником реализма был фумизм, который провозглашал критическое мышление и отрицание идеалов высшим благом. Примером работы, где прослеживается подобное нигилистическое видение мира, может служить картина художника Эжена Батая «Джоконда с трубкой».

«Порыв»

В США (штат Филадельфия) есть скульптура, без которой рассказ про необычные памятники мира был бы неполным. Автор, скульптор Зенос Прудакис, дал ей название «Порыв», но очень часто можно услышать оговорку, когда вместо слова «порыв», говорят «прорыв». Кажется, это больше соответствует сюжету. И действительно, от всей композиции идёт ощущение вырвавшейся на волю энергии, прорыва.

Весь комплекс наполнен множеством тайн и смыслов. Его можно очень долго рассматривать. Художник зашифровал в рельефе лица своих родителей, мордочку любимой кошки, дату своего рождения и много чего ещё. Посмотрите внимательно, с кем вы отождествляете себя? С первым человеком, который лишён возможности двигаться? Ему даже дышать трудно, однако надежда обрести свободу всё же теплится. А может быть вы — второй? Тот, который уже размял плечи, и почувствовал первую радость от движения? Ему осталось только оторвать руки. Он уже приложил титаническое усилие для этого. Или вы — третий? Который ощутил, прочувствовал, свободу и испугался двигаться в одиночку, поэтому и тянет руку к самому смелому. А он, этот четвёртый, находится в эйфории. Ему всё по плечу. Радость и счастье бьют через край. Но что за его спиной? Какие-то лица. Люди замурованы в стену. У них впереди тоже свобода? Они уже начали путь к свету и простору или, напротив, их затягивает в тесноту стены? Памятник невероятно силён по энергетическому и психологическому воздействию. Он был установлен в 2000 году. Случайность?

Piss — Кирпичный завод Гергета, Прага, Чехия

В столице Чехии Праге, перед зданием кирпичного завода Гергета расположена скульптура, изображающая двух писающих мужчин, стоящих друг напротив друга. Скульптуры писающих мальчиков или мужчин неоднократно встречаются во многих городах мира, однако, эта скульптура не статическая, а электромеханическая. Мужчины стоят в небольшом бассейне, они способны двигаться, и таким образом, создавать струей воды рисунки и надписи. Автор скульптуры — провокационный художник Давид Черный. А у мужчин-статуй можно даже «заказать» надпись или рисунок, послав слово на определенный мобильный номер посредством смс-сообщения. В свободное от заказов время мужчины «выписывают» цитаты и высказывания известных жителей Чехии.

2.

Легкие и динамичные фигуры фей из проволоки от британского художника Робина Уайта поражают своим изяществом. Вначале автор изготавливает каркас из толстой стальной нити, а затем «нанизывает» на него проволоку потоньше, создавая «тело» своих фей. Крылья он делает из сетки-рабицы. Внутри фигур есть символическое «сердце» — небольшой камень с выгравированной надписью. Большинство скульптур гениального Мастера украшают общественный парк «Трентам Гарденс» (Великобритания), но часто Уайт создает своих фей и по индивидуальному заказу – они становятся великолепным украшением частных коллекций по всему земному шару.

Джефф Кунс: все равны

Художник Джефф Кунс развивает схожую идею: даже секс с участием художника может быть произведением искусства. Знаменитый производитель разноцветных собак и зайцев из нержавеющей стали сделал скульптурную серию, в которой увековечил акт физической любви со своей женой-порноактрисой. Используя фотореалистичную эстетику, знакомую по работам предыдущего поколения поп-артистов, Кунс создал свой узнаваемый стиль, который включает насыщенные цвета и гладкие, отражающие поверхности.

Джефф Кунс. Античность I. 2019. Источник

Теме либидо посвящена и его серия 2019 года «Античность». В этих работах он пытается совместить всю историю визуальной культуры от скульптуры Афродиты Праксителя и бронзового сатира до актрисы Гретхен Мол в образе Бетти Пейдж. Поверх он помещает изображение, выполненное штампом из медной фольги. Оно представляет собой одновременно детский рисунок, на котором парусник проплывает между двумя скалами, и знаменитую работу Гюстава Курбе «Происхождение мира».

Чиновничья Фемида

Взять хотя бы скульптуру Йенса Галшиота на одной из улочек Копенгагена в Дании: на плечах сгорбленного немолодого мужчины африканского внешности восседает огромная обнаженная женщина — безобразная гора сала с отвислой грудью и многочисленными отвратительными складками на животе и других проблемных местах. В руках дама держит весы, являющиеся испокон веков символом правосудия. Эта скульптура называется «Чиновничья Фемида» и олицетворяет ярко выраженную гражданскую позицию автора скульптуры против чиновничьего произвола и обогащения бюрократов за счет обездоленных людей.

Скульптура «Чиновничья Фемида»

Светофорное дерево, Лондон, Англия

Это довольно необычно дерево, высотой в 8 метров, состоит из 75 светофоров. Оно находится в восточной части Лондона, на перекрестке двух улиц — Уэстферри Роуд и Марш Уолл. Дерево было установлено здесь в 1999 году, автор проекта — французский скульптор Пьер Виван. По его словам памятник устанавливался с единственной целью — оживить скучный перекресток улиц в ничем не примечательном восточном районе города. Однако помимо эстетической красоты, светофорное дерево несет некоторую практическую функцию — увидев сие чудо в первый раз, многие водители теряются и сразу же сбрасывают скорость. Однако, разглядев светофорное дерево, некоторые даже останавливаются рядом, чтобы сделать фото. Из-за этого на перекрестке Уэстферри Роуд и Марш Уолл никогда не бывает аварий. К слову, все светофоры рабочие — они сменяют цвета так, как и положено настоящему светофору, в строгой последовательности друг за другом. Но реальной регулировки движения транспорта не происходит.

«Бегун», Греция

Потрясающую фигуру из кусков тёмно-зелёного стекла создал скульптур Костас Варотсос. Греческого «Дромеаса» можно увидеть в Афинах. С любого ракурса создаётся ощущение, что он в движении.

Как известно, Афины считаются родоначальниками Олимпийских игр. Но именно эта скульптура бегуна создана в честь олимпийской бегуньи Спиридон «Спирос» Луизы. Много машин мчатся через площадь Омония, где и установлен памятник бегуну, точнее, бегунье. Проезжая мимо этой огромной статуи, люди как будто вдохновляются от неё и набираются сил на весь остаток пути.

Примечательно и то, что эту композицию знает весь мир. Своей необычностью – как материалом, так и формой, она вызывает у людей сильные эмоции и не оставляет их равнодушными.

Пражские безликие младенцы

Прага — странное место. В ней есть телебашня Жижков, 216-метровый кошмар для глаза, самое высокое здание в стране. Оно получило множество наград как наилучшее строение, но также занимает второе место в списке самых уродливых зданий в Чехии.

Вместо того чтобы просто смириться со званием «уродливого здания», город попытался сделать его более привлекательным. Очевидно, в Праге это означает добавить нечто, что заставило бы смотрящих пережить множество ночных кошмаров.

В 2000 году в разных местах башни появились 10 гигантских безликих детей, ползающих по ней вверх и вниз. Это работа одного из самых жутких и самых спорных художников города — Давида Черного. Огромные младенцы из стекловолокна также появились и в парке Кампа.

В парке Кампа размещены еще три ребёнка, и они, возможно, вызывают еще больше ужаса (если это, конечно, возможно). Посетители парка могут видеть, что эти небольшие малыши, сделанные из бронзы вместо стекловолокна, не совсем лишены лиц, хотя у них действительно странные деформированные головы. Исчезли ли их лица или были всосаны внутрь? В действительности, мы бы предпочли не знать об этом.

Рождение Нового Человека, 45 метров, Испания

В честь 500-летия открытия Америки скульптор Зураб Церетели затеял масштабный проект. Работа «Рождение Нового Человека» стала первой композицией в общем ряду. В присутствии короля Испании в 1995 году в Севилье был открыт необычный памятник. Именно отсюда Колумб уходил в плавание. Внутри яйца-купола, образованного парусами и реями, стоит с картой в руках знаменитый мореплаватель. На парусах нанесены мальтийские кресты и названия трех каравелл. Необычная форма вызвана легендой о Колумбе, который показал, что яйцо можно вертикально поставить на стол, просто приплюснув основание.

Статуя Будды в Рои Эт, 59 метров, Таиланд

Эта статуя известная также как Великий Будда из Рои Эт. Находится она в храме Ват Бхурафа Пирам (Wat Bhurapha Piram) в таиландской провинции Рои Эт. Строительство памятника началось еще в 1973 году. Сам он выполнен из бетона, но покрыт мозаикой. Местный скульптор необычно показал Будду, за что памятник постоянно критикуют. Но верующие считают, что главное в фигуре – верность, а не внешняя красота. Скульптура представляет собой стоящего вертикального Гаутаму Будду. Ее возвели по приказу настоятеля храма, заняла стройка 8 лет.

Специалисты утверждают, что монумент должен простоять не менее 150 лет и выдерживать 9-бальное землетрясение. И хотя внутри есть лифты, позволяющие подниматься на технические площадки в руку со щитом и в руку с мечом, посетителям доступ туда закрыт.

Постмодернизм в живописи

Мы начали наш разговор о постмодернизме с того, что данному течению свойственны смешение и совмещение разных, зачастую не всегда совместимых стилей. В живописи это заметно особенно остро, потому что многие направления, сформировавшись на основе трендов предыдущей эпохи, являют собой нечто принципиально новое. Это вполне закономерно, ведь многие художники, родившиеся в конце 19 – начале 20 столетий, успели сказать свое слово как в модернизме, так и в постмодернизме, сохранив при этом преемственность своего творчества.

Например, художник и шахматист Марсель Дюшан (1887-1968), стоявший у истоков дадаизма, развил свое творчество в новое направление – концептуализм. Воплощением концептуализма Дюшана стала его работа «Дано», над которой он трудился почти 20 лет:

Если в двух словах, увидеть основную часть композиции можно лишь через отверстие в двери. Причем там отчетливо просматривается фрагмент картины Курбе «Рождение мира»: 

Отметим, что в работе использованы самые разные материалы, что вполне сочетается с традициями дадаизма, где коллаж – один из главных художественных методов. Если сюжет кажется слишком запутанным, разобраться в хитросплетениях мысли великого творца поможет статья «Марсель Дюшан. Гамбит для мирового искусства» .

К дадаизму восходит и еще один стиль эпохи постмодернизма – ассамбляж, или объемный коллаж из трехмерных предметов. В качестве примера можно привести картину Любо Кристека «Звуконепроницаемая эстетика роскоши», где угадывается обычная мышеловка:

Из принципиально новых достижений постмодернизма следует отметить поп-арт, показавший, что потребительская культура может стать искусством при правильной подаче. Классический пример – это художник Энди Уорхол и его работа «33 банки супа»:

Параллельно продолжают развиваться и переосмысливаться в работах художников 20 века такие стили, как экспрессионизм, сюрреализм, абстрактный импрессионизм. Экспрессионизм в живописи постмодернизма наиболее ярко представлен работами Фрэнсиса Бэкона (1909-1992, не путать с философом Фрэнсисом Бэконом). Весьма интересна его работа «Голова VI»:

Кстати, на примере этой работы мы можем проиллюстрировать тему интертекстуальности и заимствования в творчестве постмодернистов. В основу сюжета положена картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X», написанная еще в 17 веке.

Сюрреализм постмодернизма представлен творчеством испанской художницы Ремедиос Варо (1908-1963). Пожалуй, наиболее явно ее сюрреалистические устремления выражены в ее работе «Спиральное путешествие»:

И, наконец, абстрактный импрессионизм, читаемый в работах Роберта Раушенберга (1925-2008). Весьма оригинальна даже по меркам сегодняшнего дня его картина «Стертый рисунок де Кунинга»:

Помимо картин, Роберт Раушенберг прославился своими инсталляциями, коллажами и литографиями. Всем, кого заинтересовал постмодернизм, можем посоветовать книгу «Непонятное искусство», после прочтения которой вам многое станет понятнее .

О постмодернизме в живописи можно говорить практически бесконечно, однако не менее интересен постмодернизм и в литературе.

Гаруда-Вишну-Кенчана, 75 метров, Бали, Индонезия

Эта огромная статуя в парке Гаруда-Вишну-Кенчана на индонезийском Бали посвящена боге Вишне. Тот изображен сидящим на ездовой птице Гаруде. Статую открыли недавно – в 2018 году. Внушает и 46 метровый постамент. Возведение статуи заняло 28 лет и потребовало 30 миллионов долларов. 16-летняя пауза была вызвана экономическим кризисом. Собран памятник из 754 модулей, каждый размером 3 на 4 метра и весом около тонны. Каркас из нержавеющей стали удерживает медные и латунные плиты с помощью стальных стержней и 170 тысяч болтов. Статуя может выдержать землетрясение до 8 баллов и скорость ветра до 250 км/час.

Вишну является почитаемым верховным божеством, особенно любимым на Бали. А неизменным спутником бога является орел Гаруда, олицетворяющий тайное знание. Эта существо – символ Индонезии, имеет человеческое туловище, но крылья, когти и голову птицы.

Движущаяся статуя Неб-Сану

Неб-Сану

Эта древнеегипетская статуэтка Неб-Сану находится за стеклом в музее Манчестера в Англии и очень похожа на типичную египетскую статуэтку. Она небольшого размера, всего около 25 см в высоту. Но с ней происходит нечто непонятное: статуэтка стала перемещаться внутри закрытой витрины.

Какое-то время никто не замечал, что её положение в течение дня меняется. Смотрители музея заметили это, по-видимому, совершенно случайно и установили камеру, чтобы проследить за статуэткой. И при просмотре записи в замедленном режиме действительно видно, что она перемещается в течение дня.

Изначально статуэтка, которой около 4000 лет, была подношением Осирису. Она находилась в коллекции музея в течение 80 лет, и никаких странностей за ней не замечалось, но ее передвижение породило множество теорий. Некоторые предположили, что на самом деле статуэтка была обиталищем духа человека, которого она представляла, в то время как другая теория допускала, что статуэтка, разворачивающаяся ровно на 180 градусов, делала это, чтобы продемонстрировать зрителям надпись на своей спине, которая давала инструкции для подношения Осирису «хлеба, пива, быков и птиц».

Реальное объяснение было куда более приземленным и совсем неинтересным. Физик Брайан Кокс разобрался в этой тайне и доказал, что статуэтка вращается без чьей-либо помощи под действием незначительных колебаний, создающих трение между нею и стеклянной полкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: