Краткая биография алексея венецианова

Венециановская школа

Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил потратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году. Художник учил их писать с натуры — это было одним из его принципов. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной»
, — писал Венецианов. Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.

Художник говорил: «Имеющий истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду»
. Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи. Многие из них были крестьянского происхождения: Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги. Иногда Венецианов обращался за помощью в Общество поощрения художников или организовывал сбор средств в Петербурге. Однако в Академии художеств к его педагогической деятельности относились довольно прохладно. Профессорам, воспитанным на античных традициях и высоких сюжетах, натурализм был чужд. Венецианов же учил молодых художников отражать на картинах жизнь в ее разных проявлениях — и не навязывал им академические каноны живописи.

Алексей Венецианов. Гумно. 1821-1822. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Петр Великий. Основание Петербурга. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Причащение больной женщины Святых Тайн. 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако денег катастрофически не хватало. Художнику помогал князь Петр Волконский — министр императорского двора и уделов. По его ходатайству в 1830 году Венецианов получил звание «живописец Его Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени. От полного разорения это спасло, но все равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены. Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там. Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.

В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.

В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.

Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря. Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности — выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово. Старшая дочь живописца — Александра Венецианова — стала одной из первых русских художниц.

Алексей Гаврилович Венецианов — известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

«Пастушок с дудкой»

В находится работа, написанная на дереве, — «Пастушок с рожком». Набегавшийся за день мальчуган в задумчивости лежит и отдыхает.

Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, около которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубила и не изуродовала. Какая будущность ждет ребенка? Об этом задумываешься, глядя на него. Он повторит путь своих дедов и отцов, не более. А кто знает, какие таланты кроются в нем?

Творчество А. Венецианова

Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.

А. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина (1828). Холст, масло. Всеросийский музей А.С. Пушкина
Но наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» и многие другие картины уже почти 200 лет привлекают зрителей своей свежестью и искренностью. Главными героями картин художника стали его собственные крестьяне. Большую роль играли пейзаж и интерьер. Новаторство этих картин заключалось в умении художника передать особую атмосферу деревенской простоты и естественности, близость земле, на которой они жили и которую обрабатывали своими руками. Иногда Венецианова упрекали в том, что крестьяне на его картинах слишком нарядны, слишком идеализированы. Но так хотел видеть их сам художник, и такими показал их нам.

А. Венецианов «Гумно» (1823). Холст, масло. 66,5 × 80,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изображает гумно (место, где молотили зерно). Образы крестьян написаны с чувством уважения к их труду и искренней симпатией. Умело передана перспектива.Эта картина стала началом большой работы над изображением русской деревни. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.

А. Венецианов «Жнецы» (1825). Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художника привлекла романтическая жизненная картина: мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы (их занятие мы узнаём по заголовку картины и по орудиям труда в их руках). Мальчик воспринимает мир радостно и по-детски доверчиво. Мать устала, но и она не осталась равнодушной к красоте. Идея картины очевидна: крестьяне тоже могут чувствовать прекрасное (у Карамзина – «и крестьянки любить умеют»).

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
Спящий (или просто позирующий) пастушок изображён на фоне пространственного пейзажа. Венецианову удалось передать перспективу и единение природы и человека. Кроме мальчика, на картине мы видим девушку с коромыслом и фигурки рыбаков, и всё это показано в полной гармонии: и природа, и люди спокойны, умиротворены. Эта картины также стала новым словом в русской живописи – в то время на пленэре ещё не работали.

Другие виды работ художника

А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

А. Венецианов «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Запрестольный образ для Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя (Смольного собора) в Петербурге (1832-1835). Холст, масло. 489 × 249 см

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) — фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» — картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«На пашне. Весна»

На картине изображены простые сельские будни — крестьянка боронит вспаханное поле. День ясен и тепел. Поля просторны. Ход женщины нетороплив.

Она идет босиком, что имеет сакральный смысл. Земля божественно плодородна, на нее нельзя ступать сапожищами, к ней надо относиться с любовью, только тогда она даст урожай. Сама молодая женщина — живое олицетворение весны и плодородия — с нежностью смотрит на своего малыша, играющего незамысловатыми желтыми и синими цветами. Земное и божественное сливаются в единое целое. А казалось бы, какой простой сюжет — на пашне, весна — взял мастер, и какой сложный смысл заложил в него.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, — выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои — простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку — кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои — их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное — ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

Ссылки

  • Алексей Гаврилович Венецианов. Биография, творчество и картины художника
  • Венецианов Алексей Гаврилович. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Венецианов, Алексей Гаврилович
    в библиотеке «Старатель»
  • Подушков Д. Л.
    Художник Венецианов А. Г. Жизнь в деревне. Смерть Венецианова. Краеведческий альманах «Удомельская старина», № 18, май 2000.
  • Подушков Д. Л.
    (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009. — 416 с.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 18 февраля
  • Родившиеся в 1780 году
  • Умершие 16 декабря
  • Умершие в 1847 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники России XIX века
  • Жанровая живопись
  • Родившиеся в Москве
  • Жертвы несчастного случая
  • Умершие в Тверской губернии
  • Академики Императорской Академии Художеств
  • Погибшие в транспортных происшествиях

Ссылки

  • Алексей Гаврилович Венецианов. Биография, творчество и картины художника
  • Венецианов Алексей Гаврилович. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Венецианов, Алексей Гаврилович
    в библиотеке «Старатель»
  • Подушков Д. Л.
    Художник Венецианов А. Г. Жизнь в деревне. Смерть Венецианова. Краеведческий альманах «Удомельская старина», № 18, май 2000.
  • Подушков Д. Л.
    (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009. — 416 с.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 18 февраля
  • Родившиеся в 1780 году
  • Умершие 16 декабря
  • Умершие в 1847 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники России XIX века
  • Жанровая живопись
  • Родившиеся в Москве
  • Жертвы несчастного случая
  • Умершие в Тверской губернии
  • Академики Императорской Академии Художеств
  • Погибшие в транспортных происшествиях

Wikimedia Foundation
.
2010
.

  • Игры с мячом
  • Толстов, Павел Александрович

Смотреть что такое «Венецианов, Алексей Гаврилович» в других словарях:

Венецианов Алексей Гаврилович
Алексей Венецианов Автопортрет, 1811 Дата рождения: 1780 Дата смерти: 1847 Национальность: грек Жанр … Википедия

Венецианов Алексей Гаврилович
— (1780 1847), русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В. Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму (А. И. Бибиков, 1805 … Художественная энциклопедия

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович
— (1780 1847) российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые… … Большой Энциклопедический словарь

Венецианов Алексей Гаврилович
— живописец (1780 1847). Пользовался уроками Боровиковского. Был почетным вольным общником Академии Художеств. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Был первым, по времени, русским… … Биографический словарь

Алексей Гаврилович Венецианов — известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

Школа Венецианова

Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.Расскажем о двух из них.

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка
(настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.

Г. Сорока. Автопортрет
В 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.Молодой художник окончил жизнь самоубийством.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Александра Алексеевна Венецианова
(1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.

А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.

Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея

Алексей Гаврилович Венецианов — известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

«Жнецы»

Венецианов написал на тему жатвы несколько картин: «Крестьянка с бабочками», «На жатве» и еще несколько. Хорошо разработав этот мотив, он выстроил композицию нового полотна. Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.

Сын из-за спины приник к матери и не отводит взгляда от пестрых изящных красавиц. Мать не шевелится, чтобы их не спугнуть. Мальчик — живая копия «Захарки», может быть, это он и есть, слишком сильно портретное сходство. Обе фигуры стоят вплотную к зрителю. Они даны крупным планом. Мать чуть наклонила голову к мальчугану. На ее лице можно заметить небольшую усталость и ласку к ребенку. У нее выписаны и сарафан, и белая рубашка, и платок на голове, и бусы, и тоненькое колечко — все отметил, любуясь этой парой, художник. А два серпа можно замкнуть в круг, который обрамляет героев.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Композиция

Повесть имеет оригинальную составную композицию, что определяется наличием двух самостоятельных частей. Части содержательно противопоставлены друг другу, такой приём в литературе называется антитеза.

Первая часть иллюстрирует гибель таланта художника в погоне за материальными благами, вторая рассказывает о рождении великого произведения искусства через боль, страдания, лишения и потери.

Композиционное построение первой и второй части отличны друг от друга.

Первая часть написана в соответствии с принципами линейной композиции, события излагаются последовательно, выделяются традиционные элементы композиционной структуры:

  • ЗАВЯЗКА — Покупка портрета
  • КУЛЬМИНАЦИЯ — Обретение денег и славы
  • РАЗВЯЗКА — Утрата таланта и душевного здоровья
  • КОНЦОВКА — Болезнь и смерть Чаркова.

Композиция второй части может характеризоваться как «рассказ в рассказе», в начале и в конце повествования описывается аукцион, на котором продается портрет, внутри интегрирована история, звучавшая из уст одного из присутствующих на аукционе и представляющая собой полноценный рассказ, имеющий свой сюжет и конфликт.

К такой сложной композиции Гоголь прибегает для создания «эстетического эффекта». Особенности композицию служат донесенью авторского замысла, тематики и проблематики произведения.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина — часть цикла, посвященного временам года.

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки — всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«На жатве. Лето» 1820

Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.

На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.

Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.

Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!

Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича

Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.

На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.

Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.

На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!

Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.

Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».

Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.

(1780 – 1847)

Отцом русского бытового жанра по праву можно считать именно Алексея Венецианова, который он возвел в ранг полноценного вида живописи. Венецианов не только отдал дань идеальным представлениям о должном, не только демократизировал тематику, обратившись к «презренному» крестьянству, в котором он увидел человеческое достоинство, но определил собой целую эпоху нового реалистического искусства.

Жанр у Венецианова приобретает поэтический характер. Жизнь крестьян преподана в связи с природой, без которой она не мыслится. Пластические свойства венециановской живописи отличались, с одной стороны, большей привязанностью к натуре, утрачивающей условность классицизма или романтизма, с другой – почти эскизным письмом, в чем то предугадывающем будущие достижения импрессионизма.

Своеобразный поэтический реализм, сосуществовавший в творчестве Венецианова с некоторой сентиментальностью, был прорывов в будущее, которые продолжили его многочисленные ученики и последователи.

В обучении художническому мастерству Венецианов пренебрегал академической системой, приучая видеть жизнь через окружающий предметный мир. Работа с натурой стала главным принципом его педагогической системы. Школа Венецианова – удивительнейшее и прекрасное явление в русской живописи.

Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. В юности служил чертежником, занимался рисованием и живописью самостоятельно.

Приехав в 1802 году из Москвы в Петербург, некоторое время учился у Боровиковского, много копировал в Эрмитаже. В начале своей художественной карьеры Венецианов успешно работал в области сатирической графики, издавал журналы карикатур.

В 1811 за «Автопортрет» (ГРМ) признан назначенным в академики, в том же году за программу «Портрет К.И.Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств (ГРМ) удостоен звания академика. Во время Отечественной войны 1812 года исполнил сатирические листы.

В 1815 приобрел имение в Тверской губернии, куда в 1819 году переехал из Петербурга «оставив службу для того, чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры».

Основав школу в Сафонкове, обучал живописи «по принятой им методе». Учениками были молодые люди, которых художник «по бедности их» брал на свое содержание, и крепостные. Среди учеников и последователей художника, составивших целое направление в русском искусстве, известное как школа Венецианова – Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Сергей Зарянко, Евграф Крендовский, Лавр Плахов, Капитон Зеленцов и многие другие.

3. Венецианов Алексей «Портрет молодого человека в испанском костюме» 1804 Бумага, пастель 55х47 Государственный Русский музей

Картина «Девушка с бураком» написана художником Венециановым не позднее 1824 года. Он был приверженцам изображения на полотнах бытовой тематики. В написанных им портретах, художник стремился раскрыть человечность и внутренние достоинства обычной русской

Жанр и направление

Небольшой объем произведения, выстраивание всего сюжета вокруг одного центрального образа, вынесенного в заглавие, несколько ключевых персонажей — эти черты произведения позволяют отнести его к жанру повести, так своё творение определял и сам Гоголь.

В сюжет реалистической повести интегрированы мистические элементы, в основу конфликта положено фантастическое допущение.

Сочетание реалистического и мистического характерно для многих произведений Гоголя, что определяет своеобразие его творческого почерка в литературном процессе эпохи. При взгляде из сегодняшнего дня, опираясь на термины современного литературоведения, к творчеству Гоголя применимо такое определение как «мистический реализм», однако в русской литературе XIX века этого явления не существовало. Направление мистический реализм в литературе и искусстве оформилось значительно позже.

Эпоха, в которую жил и творил Гоголь характеризовалась переходом от романтизма к реализму, «Портрет» — одно из произведений Николая Васильевича, в котором литературоведы усматривают сочетание этих двух направлений. Мистические и фантастические элементы при таком подходе представляются как влияние романтизма.

События происходит в реальном мире, в конкретном городе, в конкретную эпоху, в произведении отражается дух времени, реалистично изображается жизнь и быт людей, что соответствует характерным особенностям реализма.

Таким образом:

Жанр произведения – фантастическая повестьЛитературное направление – сочетание романтизма и реализма.

Заключение

У себя в селе художник-новатор создал школу для способных крепостных крестьянских детей. Самого выдающегося ученика по фамилии Сорока он хотел выкупить, но хозяин не согласился и решил сделать из него садовника. В результате молодой художник повесился. Вот в какой тяжелой обстановке работал наш первый певец крестьянской жизни. Тем более, что Академия художеств не одобряла его деятельность — слишком «прост» и «безыскусен» был пейзаж и сюжет картин Венецианова. Умер художник в 67 лет, не справившись с управлением лошадьми, которые понесли его и разбили насмерть. За свою жизнь он написал 85 произведений, которые в основном находятся в и Петербурга.

Исполнял портреты и пейзажи, один из первых мастеров бытового жанра. Первым создал целую галерею крестьянских портретов, переданных правдиво, однако, с долей синтементальности. Пейзажи, на фоне которых изображались портреты, предвосхитили искания будущих пейзажистов.

Венецианов родился в небогатой семье греческого рода Венециано. Его отец был купцом 2-й гильдии. О первоначальном художественном образовании художника мало что известно. Любовь к рисованию, талант и увлечение портретом рано проявились у мальчика и не остались незамеченными. В 1790-х годах Алексея Венецианова направляют учиться в Московский честный пансион. Окончив учёбу, Венецианов поступает на службу чертёжником. В начале 1800-х гг. был переведён в Петербург, в почтовое ведомство. Выполняя службу в Канцелярии директора почт Трощинского Д.П., Венецианов продолжал обучаться живописи самостоятельно, копируя картины в Эрмитаже итальянских и немецких мастеров. В это же время он берёт уроки у известного портретиста В.Л. Боровиковского.

В поисках средств на существование русский художник решил издавать «Журнал карикатур в лицах», запрещённый, в последствии, указом Александра I. Тогда художник пробует себя в качестве портретиста, дав объявление в газету о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. Но и это не дало результата.

В 1811 году Венецианов написал автопортрет, за который совет Академии художеств присвоил ему звание назначенного академика. В этом же году, представив картину «Портрет инспектора Академии художеств Головачевского с тремя учениками», художник получает звание академика.

В 1819 году Венецианов купил в Тверской губернии село Сафонково с 70 душами крепостных, построил дом и оставил службу, чтобы посвятить себя искусству.

Во время Отечественной войны 1812 года русский художник занимался графикой. Он вместе с И.И. Теребеневым и И.А. Ивановым издавал сатирические листки военно-патриотического содержания. Помимо графики Венецианов обращался к такому новому изобретению, как литография. В 1818 году стал одним из первых членов Общества учреждения училищ по методике взаимного обучения – легальной организации декабристского Союза благоденствия. Перед Обществом стаяла задача повысить грамотность простого народа.

В 1824 году, состоялась выставка работ русского художника в Академии художеств, имевшая несомненный успех. После чего Венецианов написал работу, которая должна была дать ему право преподавания в Академии художеств в классе перспективной живописи. Академия художеств не одобрила картину, художник, не прошедший академической выучки оставался «чужим». Но, несмотря на это, у Венецианова к середине 1820-х годов сложилась группа учеников из простого сословия. У Венецианова был прирождённый талант педагога. Однако, обучение молодых художников дорого обходилось Венецианову, в 1829 году ему пришлось заложить имение, чтобы расплатиться с многочисленными долгами.

В 1830 году Николай I назначил Венецианова придворным живописцем, что спасло от безденежного положения. Это звание давало в год 3 000 рублей.

Продолжая обучать молодёжь, Венецианов делал упор на работу с натурой, на изображении реальной окружающей жизни. Однако, он не отвергал академизм. Некоторые из его учеников посещали академические классы, получая признание Академии художеств, награды. Всего у Венецианова прошло обучение около 70 учеников.

С конца 1830-х годов русский художник всё реже бывает в Петербурге. Его новая попытка пробиться в Академию художеств была безуспешной. Он продолжает писать, но его картины стали приобретать некоторую слащавость. Тщетными были и попытки художника писать картины в историческом и мифологическом жанре. Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: