БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой, в 1627 г. умирает его отец, а спустя год мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери.
Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.
Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 г. он возвращается в Севилью совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Работа над циклом для монастыря совпадает с созданием домашнего очага, в 1645 году Мурильо вступает в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. Несомненно, отраженная в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия.
До 1663 г. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. После смерти жены 1 января 1664 г. Мурильо два года работает довольно медленно. Постепенно он переходит к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, становящейся вспомогательным приходом Севильского собора (см ниже в разд. Творчество).
Некоторое время художник живет в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 г. Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме, очевидно у Мурильо были свои воззрения на существо милосердия.
В 1682 году Мурильо умер вследствие падения. Кадисская картина «Обручение Святой Екатерины» была дописана его учеником, Осорио.
Искусство Испании.
Эль Греко (1541–1614) Исцеление слепого Около 1567. Дерево, масло. 65,5×84.
Эль Греко (настоящее имя — Доминикос Теотокопули) — испанский художник, по происхождению грек, уроженец острова Крит.
Произведения на сюжет исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются в трактовке деталей. Дрезденская — самая ранняя и включает в себя жанровую сцену с собакой, чего нет в других версиях.
Для уяснения особенностей стиля представленной работы нужно знать, что она относится к тому периоду творчества художника, когда он прибыл в Венецию, стал учеником Тициана и находился под влиянием Тинторетто и Микеланджело. В творениях этого периода Эль Греко еще венецианец по стилю, здесь он еще не «настоящий»: некоторые фигуры имеют явное сходство с фигурами Тинторетто. Так, например, фигура и жест старика в зеленом плаще (в группе справа) буквально совпадает с фигурой Иосифа на картине Тинторетто «Бегство в Египет», написанной в 1583 и хранящейся в Скуола Сан-Рокко в Венеции. Но произведение Тинторетто было написано гораздо позже картины Эль Греко! В XVII веке ее приписывали Веронезе, позже — Якопо Бассано.
Бартоломео Эстебан Мурильо — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы, последний великий мастер золотого века испанской живописи.
Дрезденская картина необычайно красива. Это один из лучших образцов позднего периода творчества художника. В указанное время Мурильо создал большое количество картин на темы непорочного зачатия Девы Марии, Мадонны с Младенцем и другие религиозные сюжеты.
Женские и детские образы мастера всегда необычайно трогательны. При всей очевидности религиозной природы и предназначения этих картин они демонстрируют обычные человеческие типы — во всей их безыскусности, естественности, непосредственности. Мадонна на этих полотнах и дрезденской, быть может, в первую очередь, — еще совсем юное создание. Она трогательно защищает Сына, хотя ясно, что сама нуждается в защите — удивительное художественное воплощение силы, заключенной в слабости. И поскольку мы можем констатировать эту особенность и в других картинах Мурильо на этот сюжет, то, очевидно, можно говорить об определенной религиозно-философской концепции художника, воплощенной необычайно ярко.
Диего Веласкес (1599–1660) Портрет Хуана Матеоса Около 1634. Холст, масло. 109×90.
На представленном портрете изображен Хуан Матеос, королевский обер-егерь в Мадриде. Это обстоятельство придает ему особое значение: Веласкес в данном случае написал не кого-то из членов королевской семьи или шутов, развлекавших их, что он должен был делать по своему статусу королевского художника. Он изобразил устроителя королевских охот. В 1630-е и в 1640-е мастер создал большое количество портретов. На протяжении двух десятилетий они составляли целую галерею представителей испанского общества. Его полотна впечатляют, прежде всего, поразительным сходством с моделями, достоверностью внешнего облика.
Этот портрет долгое время считался принадлежавшим кисти Рубенса, поскольку в стиле Веласкеса указанного периода есть сходство с Рубенсом. В 1628, когда Рубенс посетил Мадрид, два художника встретились и подружились. Тем не менее истина восторжествовала, и авторство портрета удалось установить.
Хусепе де Рибера (1591–1652) Диоген 1637. Холст, масло. 76×61.
Хусепе де Рибера — испанский живописец, рисовальщик и гравер, крупный представитель барокко в живописи. Рибера изображал в основном суровых и мужественных людей. Моделей художника можно считать ипостасями его самого: в них он хотел выявить собственную сущность, но стиль письма портретов отличался реалистической точностью.
Дрезденская картина представляет собой изображение древнегреческого философа-киника Диогена Синопского (IV век до н. э.). Другой Диоген — Лаэртский — оставил его жизнеописание, из которого художники черпали анекдоты об аскете. Один из эпизодов: великий Диоген днем на рыночной площади с лампой в руке (!)… ищет человека. Нередко в XVII веке упомянутый сюжет изображался не в действии, а, как у Риберы, в виде портрета: философ держит лампу — символ поиска истины и добродетели.
Следующий том.
Галерея Уффици — один из старейших музеев Италии и мира. На родине Ренессанса, в самом сердце старой Флоренции, в просторном дворце хранятся лучшие произведения таких величайших художников, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Жемчужина собрания — богатейшая коллекция знаменитого королевского рода Медичи, которая положила начало жизни одного из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.
Описание[ | ]
«Непорочное зачатие (Уолпола)» Мурильо, ок. 1680. Эрмитаж (Санкт-Петербург). Мурильо за свою жизнь написал около двух дюжин полотен «Непорочного зачатия». В большинстве из них Дева Мария изображена в белом одеянии и синей мантии. На картине «de los Venerables» юная прекрасная Дева Мария стоит на полумесяце, скрестив руки на груди, её взгляд устремлён на небеса. Она как бы легко возносится на небо в окружении света, облаков и ангелов. В манере Мурильо было смешение Непорочного зачатия и Вознесения. «Непорочное зачатие de los Venerables» является одним из наиболее выразительных полотен «Непорочного зачатия» живописца. Оно отличается своей триумфальной направленностью и полным отсутствием традиционных символов башни Давида, запечатанный фонтан, пальмы либо кипарис. Эти символы в своё время были представлены в изначальной раме картины, которая до сих пор находится в Севильи в резиденции «de los Venerables Sacerdotes» (ныне музей). Близкая по иконографии картина «Непорочное зачатие» Мурильо находится в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Известные картины
Мальчики с виноградом и дыней, 1645–1646. Холст, масло, 146*104 см. Старая пинакотека, Мюнхен.В Испании XVII века жанровая живопись распространена мало, это направление развивается только в Севилье. Неповторимые сюжеты из жизни нищих детей в произведениях Мурильо не претендуют ни на мораль, ни на аллегорию. Они не оставляют чувства грусти или жалости. Намного сильнее переданы самозабвенность веселья и радости жизни.
Святое семейство с птичкой, около 1650. Холст, масло, 144*188 см. Прадо, Мадрид.
В своих картинах на религиозные сюжеты Мурильо часто сближает небесное и земное. Так, Святое семейство показано здесь в домашней обстановке. Мария сидит за прялкой, а Иосиф наблюдает за играющим ребенком. Показательным для этого раннего произведения является падающий сбоку свет, объединяющий композицию. Благодаря светотеневым эффектам фигуры выглядят рельефно.
Мадонна с младенцем, около 1650–1660. Холст, масло, 155*105 см. Палаццо Питти, Флоренция.Причина убедительности этой картины не только в выразительном взгляде Богоматери и младенца Христа, но и в очень живом их изображении. Обе фигуры кажутся знакомыми и земными, как будто это простые люди, изображенные в виде возвышенных образов при помощи искусных художественных приемов. Изысканные пластические формы, естественный телесный цвет и воздушная колористическая гамма придают им нереальную красоту.
Добрый пастырь, около 1660. Холст, масло, 123*101 см. Прадо, Мадрид.Сюжет картины навеян словами Христа, когда он называет себя добрым пастырем, который «полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна 10,1-16). Мягкие контуры и рассеянный свет, благодаря которым сцена кажется наполненной легкой дымкой, — свидетельства зрелого стиля художника. Полотно было увеличено в 1744.
Видение святого Франциска в капелле Портиункула, около 1667. Холст, масло, 206*146 см. Прадо, Мадрид.Эту картину отличает выражение человечности и глубокого религиозного чувства, с которым святой (1183–1226) стоит на коленях перед Иисусом и Богоматерью. И здесь Мурильо превращает сверхъестественное явление в событие земного порядка.
Непорочное зачатие, около 1678. Холст, масло, 274*190 см. Прадо, Мадрид.В многочисленных вариантах изображения Марии Мурильо создает новый образ, основанный на классической трактовке. Дева Мария парит, стоя на полумесяце. Позади нее заполненное ангелами небо проясняется от облаков и становится ореолом, на фоне которого фигура Девы Марии четко выделяется. Не всегда Мурильо удается достичь такой блестящей выразительности и высшей степени пластичности форм.
Мурильо
МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство
Едоки дыни и винограда (ок. 1650). Старая Пинакотека, Мюнхен
«Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам Мурильо. Здесь он попытался решить задачу, которую еще не ставил перед собой, — задачу изображения натуры при естественном освещении. Оба маленьких героя картины сидят на земле. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Мы не слышим, о чем беседуют мальчики, не знаем их отношений, но автор столь зримо передает живописными средствами их разговор, столь рельефно рисует их характеры, что нам невольно кажется, будто мы давным-давно знаем этих оборвышей.
«Хозяин положения» здесь, по-видимому, мальчик с дыней. Говорят нам об этом и его взгляд на приятеля — сверху вниз, — и слегка насмешливое выражение лица, а также и то, что дыня лежит у него на коленях (он «оделяет», второй же мальчик — принимает). На лице его товарища, напротив, написана нерешительность (кажется, он и немного младше своего «благодетеля»). Он, впрочем, пытается замаскировать ее, преувеличенно-щегольским жестом отправляя в рот кисть винограда.
«Едоки дыни и винограда» предвещают собой рождение воздушного стиля Мурильо (стиля вапоросо), прославившего его. В «Едоках» он уже совершенно по-новому, сравнительно с картинами предыдущего периода, подходит к созданию свето-воздушных эффектов, но еще не вполне справляется с поставленными перед собою задачами. Мурильо, по-видимому, и сам чувствовал, что ему не удается достичь желаемой осязаемости света и воздуха. Он работал густым, пастозным мазком, требовавшим четких границ между атмосферным окружением и объемами. Естественно, «воздушности» такой мазок не способствовал.
Впрочем, в «Едоках дыни и винограда» Мурильо сумел довольно оригинальным способом обойти это затруднение. Он разбросал по полотну пятна цветов и теней различной интенсивности. Эффект «пятнистости», созданный таким образом, успешно имитировал будущий воздушный стиль Мурильо,
Необходимо отметить также особенную теплоту живописи Мурильо («Едоки дыни и винограда» — одна из самых показательных в этом смысле картин), которая околдовывала многие поколения зрителей. Этих удивительных тонов мастеру удавалось достичь во многом благодаря грунтовке. В Севилье для ее изготовления использовали гончарную глину (из нее также делали и кирпичи), смешанную с льняным маслом и клеем. Такая грунтовка сообщала картине розовато-коричневый оттенок. Именно этот оттенок, кстати, позволяет с легкостью отличить севильские работы Диего Веласкеса, знаменитого соотечественника Мурильо, от его же мадридских полотен.
К списку картин | Биография | Продолжение |