Что на самом деле происходит на этой картине веласкеса

Питер пауль рубенс «похищение дочерей левкиппа» 16171618

Натюрморт и главный замысел Вермеера

Предметы на столе, как это зачастую бывает у Вермеера, передают посылы художника. Тетрадь с эскизами — искусство живописи, гипсовый бюст — скульптура, книга передает нам ценность сюжета и смысла, ткани — важный декор для успеха картины. Ряд искусствоведов видят в этом натюрморте и более глубокий смысл, например, напоминание о гильдии Святого Луки. Это сообщество художников, скульпторов, ковровых мастеров, книгопечатников и пр. Таким образом, автопортрет Вермеера вполне можно считать аллегорией художественных ремесел.

Фактически, картину можно оценивать и как ответ Вермеера на извечный вопрос, который продолжает до сих пор обсуждаться художниками, скульпторами и писателями. Какую же роль играет художник в современном обществе? Является ли он мастером, равным плотникам, каменщикам и ювелирам или творческим мыслителям, поэтам, архитекторам, инженерам и философам? Ответ Вермеера сквозь призму его знаменитой картины заключается в том, что живопись равна любому другому искусству, поскольку она способна представлять все возможные визуальные идеи и предавать иллюзиям увиденное с помощью глубины и цвета.

История одного шедевра. «Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс — Ёптель

ок. 1617—1618г.г. Холст, масло. Размер: 224 × 211см.Старая пинакотека, Мюнхен

Одна из прославленных работ Питера Пауля Рубенса, Отличительные особенности картины: мощная экспрессия, динамика, диагональная композиция, не говоря уже о качественной живописи.

Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилаиру и Фебу. В этом сюжете художника увлёк драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений.Место действия – Спарта.

Главные действующие лица:братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа – Феба и Гилайера. Эти две сестры – одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса.

Сюжет достаточно запутанный: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.

Подобные похищения в те времена не вызвали активного сопротивления, поскольку они означали замужество. Выход замуж, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Жених просто должен был невесту украсть. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь.

Возмездие для главных героев картины Рубенса последовало вскоре после похищения сестер. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие.

И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни.

То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня – в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Именно это – бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата – и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

Есть еще одно полотно с таким же названием, которое является экспонатом Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Картина «Похищение дочерей Левкиппа», написанная предположительно в 1610–1611 годах, первое обращение Рубенса к этому сюжету.

Долгое время картина считалась подделкой, но благодаря стараниям эксперта антверпенского Музея изящных искусства Нико Ван Хаута была признана подлинником Рубенса.

О других шедеврах по тегу #album_masterpiece

Источник

Продолжаем выкладывать книги из популярной серии «Великие музеи мира», которые помогут вам приобщиться к великим …

Италия – и снова Мадрид

В конце 1620-х годов в Мадрид из Антверпена приезжает Рубенс – главная величина в художественном мире своего времени. Он собирается писать испанских королевских особ, но всё же главная его миссия – дипломатическая. Ему представляют молодого Веласкеса, и Рубенс склоняет его к мысли, что для расширения собственного кругозора и пополнения королевской коллекции необходимо ехать в Италию. В 1629-м году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посещает Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нём не художника, а чиновника. Посланник Тосканы науськивает своих подчинённых: «С испанцем нельзя быть ни слишком любезным, ни непочтительным: и то, и другое оскорбительно для него». Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, кое-где его даже принимают за испанского шпиона.

Из-за всего этого первое итальянское путешествие Веласкеса сложно назвать приятным. Единственная удача – знакомство с работами титанов Ренессанса. Из всех Веласкес отдаёт предпочтение Тициану. Тициановские изображения Карла V он берёт себе за образец монархического портрета . После Италии значительно меняется его колорит: Веласкес отходит, наконец, от традиционного андалузского тенебросо и на его картинах чуть ли не впервые появляются светлые и звучные цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. «Я рекрут армии Тициана», – скажет о себе Веласкес.

Возвратившись в Мадрид, Веласкес с волнением и радостью узнает, что за период его отсутствия Филипп IV не позволял писать себя никому другому. С удвоенным энтузиазмом Веласкес берётся за дело. Тем более, у короля родился долгожданный наследник – Балтазар Карлос, будущий любимчик Веласкеса, и значит, не пройдёт и десяти лет, как по всем европейским столицам нужно будет разослать его портреты, с прицелом на перспективные династические союзы.

Первая жена Филиппа Изабелла Бурбонская терпеть не может Веласкеса – ведь он ставленник ненавистного ей Оливареса, фактически узурпировавшего в стране политическую власть, поэтому Изабеллу Веласкес почти и не пишет. Зато очень много пишет своего друга – короля. Только Веласкес может сделать это изуродованное имбридингом (многократными близкородственными связями) лицо с шишковатым лбом, глубоко посаженными глазами и родовой отметиной всех Габсбургов – выдающейся нижней губой – благородным и утонченно-прекрасным. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, за исключением трёх или четырёх, написаны в трёхчетвертном развороте, – максимально выгодном для «сложного лица» короля.

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС

Ок. 1617 г. Холст, масло. 107 x 101 см.

Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения — к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» — написаны в этом городе.

Испанское искусство долго было сковано рамками религиозных сюжетов. На рубеже XVI и XVII столетий появляются картины, герои которых—не персонажи священных писаний, а обычные люди. Большое распространение получают так называемые бодегонес (в переводе с испанского — трактир, харчевня) — изображения сцен в темном интерьере, освещенном только узко направленным пучком света, с одинокой или немногочисленными фигурами и обязательным натюрмортом. В творчестве Веласкеса севильского периода этот жанр занял ведущее место.

«Завтрак» — одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника. Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» (Берлин-Далем, музей), в «Приготовлении яичницы» (Ричмонд, коллекция Кука) и «Севильском продавце воды» (Лондон, коллекция Веллингтона). Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими. Здесь еще нет той свободы, артистичности исполнения, которые свойственны произведениям Веласкеса зрелого периода.

С большой тщательностью выполнен натюрморт. Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната. Увлекаясь передачей объемов, Веласкес помещает нож на самом краю стола, как будто не вмещающимся в пределы картины, «разрывающим» ее плоскость. В этой детали видно наивное восхищение молодого художника беспредельными возможностями живописи. «Завтрак» — одна из тех работ, которые не только помогают понять истоки независимого и по-особенному свежего творчества живописца, но одновременно представляют интерес и для общего понимания истории испанского искусства в один из переломных и самых значительных ее этапов, в период становления реализма XVII века.

Картина Веласкеса принадлежит к наиболее ранним приобретениям Эрмитажа; поступила до 1772 года.

Мадрид

В Мадриде Веласкес начинает сразу с портретов «топов»: он пишет королевского капеллана Хуана де Фонсеку, знаменитого поэта Луиса де Гонгору и своего патрона Оливареса. Пишет настолько здорово, что это впечатляет короля. Первый же «пробный» портрет Филиппа IV (не сохранившийся) приносит Веласкесу звание pintor de camera – придворного художника, наделённого единоличным и исключительным правом писать монарха (, , ). Без промедлений, забрав жену и дочек, Веласкес перебирается жить во дворец. Здесь тянет пофилософствовать: что это было? Как смог 24-летний художник без видимых усилий и напряжения, вот так вот запросто, с первой попытки стать личным художником короля? Филипп IV был человеком утонченным и образованным, он был восприимчив к искусству, а Веласкес – почти сверхъестественно талантлив. Всё это так. Но даже это не выглядит достаточной причиной.

Мастерская Веласкеса располагалась прямо в королевских апартаментах. Ключи от неё имелись у двух людей – художника и короля. Внутри стояло особое королевское кресло. Монарх, управлявший половиной мира, по нескольку часов безропотно стоял «по стойке смирно», когда художнику хотелось запечатлеть какую-то особо торжественную позу. В отсутствие Веласкеса Филипп отпирал своим ключом мастерскую, усаживался в кресло, смотрел на незавершённые портреты и погружался в приятную задумчивость. Похоже, он нашёл себе друга. Того, кому можно доверять без остатка и кто превратит твои слабые стороны – в силу.

Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет заметит, что всё наследие Веласкеса, за не особо многочисленными исключениями, – это портреты самого короля и его ближайшего окружения: его жён (Филипп был дважды женат) и детей, министров и фрейлин, шутов и карликов, лошадей и собак.

Веласкес недолго оставался придворным художником. Ведь что такое художник? Да просто ремесленник! Но очень скоро Филипп даровал ему более высокие должности. Сначала камергера, потом – ответственного за все работы в королевских покоях, еще позже – главного интенданта, высшей ступени в придворной иерархии. Под конец жизни Веласкес получит еще и чин обер-гофмаршала. Пожалуй, более головокружительной придворной карьеры из художников за всю историю не сделал никто.

Библиография

  • C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
  • W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
  • Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).
  • Camon Aznar J. Velazquez. T. 1-2. Madrid, 1964.
  • Знамеровская Т. П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961
  • Знамеровская Т. П. Веласкес, М., 1978.
  • Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vis-ua-arts, , 

Диего Веласкес: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.2/5 — (4 голоса)

Сюжет

Это самая известная картина Веласкеса. Менины — фрейлины, слуги королей, другими словами. Кажется, что все смотрят на нас. Но на самом деле все смотрят на короля с королевой, чей портрет пишет художник, — их лица мы видим в отражении в зеркале на стене.

«Менины» Веласкеса. (Wikimedia Commons)

Инфанта Маргарита и её фрейлины забежали в комнату, где Филипп IV с женой Марианной позируют для портрета. Мы, зрители, видим детей, а также карликов и других слуг с позиции монархов. А за мольбертом — сам Веласкес. Он выступает здесь как слуга короля, но в то же время мы интуитивно понимаем, что он режиссёр этой сцены, её организующая сила.
Идея «Менин» при всем её изяществе не нова. За два века до Веласкеса подобный ход (с отражением некоторых героев) придумал Ян ван Эйк — автор «Портрета четы Арнольфини».
Картина «Веласкеса» вдохновляла многих последующих художников. Пабло Пикассо со свойственной ему страстью, написал 58 вариаций на тему «Менин».

Одна из вариаций Пикассо на тему «Менин». 1957. (Wikimedia Commons)

Марианна Австрийская — вторая жена Филиппа IV. На момент заключения брака ей было 15 лет, а ему — больше сорока. Кроме того, невеста приходилась племянницей жениху. На такой шаг монарх пошёл после смерти своего единственного сына (от первого брака) и наследника престола Бальтазара Карлоса, чьей невестой изначально и была Марианна.
Дети у неё появлялись на свет мертворождёнными или умирали вскоре после рождения. После 12 лет супружества только дочь Маргарита была единственным ребёнком, оставшимся в живых.
Здоровая красивая инфанта на картине — это выражение надежды о будущем наследнике. В образе 5-летней девочки Веласкес воплощает идею семейного счастья, богатства.

Портрет Филиппа IV, 1656. (Wikimedia Commons)

Однако Карл II — последняя надежда Филиппа IV — родился инвалидом. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле. После его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти в Мадриде Бурбонов.

Диего Веласкес «Пряхи или миф об Арахне», 1657 год

На картине мы видим женщин, которые прядут полотно. В процессе работы женщины мило беседуют, а между ними спокойно дремлет кот.

Традиционно считается, что это пряхи, которые обслуживали королевский двор. Они работали в монастыре Санта-Исабель в Мадриде.

Диего Веласкес «Пряхи или миф об Арахне», 1657 год

По другой версии пряхи на картине — это Мойры. В их распоряжении находятся рождение и смерть человека, а также продолжительность его жизни.

Одна из Мойр прядёт нить жизни, другая сматывает её в уникальный клубок судьбы, а третья — перерезает нить.

Однако основная композиция скрывается на заднем плане картины. Работа Веласкеса создана по принципу «картина в картине».

Миф об Арахне

На заднем плане мы видим сцену из мифа об Арахне из поэмы «Метаморфозы» древнегреческого поэта Овидия.

Согласно мифу, Арахна была превосходной ткачихой. Её ткани были лёгкие как пух и прозрачные как воздух. В ткачестве Арахне не было равных и со временем она возгордилась своим мастерством.

Гордыня ткачихи была настолько сильной, что она бросила вызов самой богине Афине, чтобы посостязаться с ней в мастерстве ткачества.

«Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня, не боюсь я этого», — крикнула Арахна.

Диего Веласкес «Пряхи или миф об Арахне», фрагмент

Услышав это, Афина явилась к ткачихе в образе старой женщины и предупредила, что не стоит вызывать на себя гнев богов, бросая им вызов. Состязаться в мастерстве нужно только со смертными. Но Арахна не стала слушать старуху и нагрубила ей.

Тогда Афина приняла свой настоящий облик и согласилась на состязание.

Афина выткала величественный афинский Акрополь, а на нём изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. По углам Афина выткала богов, карающих людей за непокорность, а вокруг венок из листьев оливы. Арахна же выткала на своём покрывале много сцен из жизни богов, в которых они являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. По качеству работа Арахны была совершенной, она не уступала работе Афины, но в изображениях видно было неуважение и даже презрение к богам.

Увидев это, разгневанная Афина порвала работу Арахны и превратила ткачиху в паука, наказав её таким образом за гордыню.

По всей видимости, Веласкес через сюжет картины хотел донести до зрителя, что даже если человек и талантлив, он не должен ставить себя выше Бога.

Действие мифа об Арахне происходит на фоне гобелена, на котором изображена картина Тициана «Похищение Европы». На картине показано, как бог Зевс опустился до животного состояния, превратившись в быка и похитил дочку феникийского царя Агенора Европу. Это был один из сюжетов, который, согласно мифу, выткала Арахна во время состязания.

Сцена на гобелене ещё больше усилила эффект «картины в картине».

Изменения в картине

В 18 веке картина пострадала от пожара, после чего её реставрировали. Во время реставрации полотно было увеличено на 37 см в высоту и на 50 см в ширину. Это можно легко заметить по отличающемуся цвету шторы в левом верхнем углу.

В настоящее время картина находится в музее Прадо в Мадриде. Она экспонируется в оригинальном размере, а добавленные позже части закрыты специальной рамкой.

Последние годы жизни: картина «Менины»

Давайте в подробностях разберем самую знаменитую картину, которую Веласкес создал уже в поздний период творчества — «Менины».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Диего Веласкес


1. Портрет королевы Марианны Австрийской, 1650
2. Портрет инфанты Марии Терезии с часами, 1652
3. Портрет Филиппа IV, 1656
4. Портрет принца Фелипе Просперо, 1659

В этой части обсудим последний период творчества Веласкеса после его возвращения из Италии в Мадрид.

Что художник делал в последние годы своей жизни

Продолжал много работать. Писал портреты придворных, членов королевской семьи, самый известный из которых — «Менины».

Получил посвящение в Орден Сантьяго, то есть рыцарское звание — самую ценную и значимую награду. Это произошло за год до смерти.

В 1659 году поехал на остров Файзамес руководить подготовкой к династическому браку между дочерью Филиппа IV Марии Терезии и королем Франции Людовиком XIV. Напряженная работа подорвала здоровье Веласкеса: в какой-то момент художник почувствовал себя плохо, его спешно привезли в Мадрид.

Художник умер в 1660 году в возрасте 61 года. У смертного одра Веласкеса присутствовал Филипп IV. На надгробии написали «Живописцу истины» — за удивительный талант писать правду, не издеваясь, не приукрашивая и не выпячивая недостатки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Диего Веласкес. Менины, 1656

Мы добрались до самой известной картины Веласкеса — «Менины». Художник не только показал удивительное мастерство живописца, но и наполнил картину личным отношением к семье монарха.

Изображение очень реалистично. Поэт Теофиль Готье, подойдя к «Менинам», воскликнул: «А где же картина?!»

В центре картины — инфанта Маргарита и две фрейлины-менины. Одна из них подает принцессе бокал с водой, другая застыла в легком реверансе. Поднесение питья принцессе было регламентировано строгим дворцовым этикетом.

Рядом находятся карлик и карлица. Немка Мария Барбола стоит неподвижно и смотрит на зрителя. Мальчик Николосито Пертусато играет с собакой. Его детская непосредственность противопоставлена сдержанным аристократическим манерам Маргариты. Веласкес будто намеренно сравнивает двух детей из разных слоев общества.

Сам Веласкес тоже вписан в картину. Это единственный достоверный автопортрет художника.

Зритель смотрит на происходящее глазами короля и королевы, участвующих в сцене, но не включенных в картину. Их отражения видны в зеркале на дальней стене.

Сюжет картины можно истолковать по-разному. Возможно, художник пишет портрет Маргариты, работа над которым прервана неожиданным появлением короля и королевы. Или маленькая инфанта с фрейлинами вошла в тот момент, когда королевская чета позировала художнику? Веласкес снова загадывает загадку без ответа.

О придворных карликах и шутах

Диего Веласкес

1. Дон Себастьян де Морра, 1645
2. Портрет придворного шута Эль Примо с книгой в руках, 1645

Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Ариадне, 1657

Теперь рассмотрим картину Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне».

Легенда рассказывает о лидийской девушке Арахне, которая славилась своим искусством рукоделия. Возгордившись, она вызвала Афину, покровительницу прядильщиков и ткачей, на состязание. Сотканный Арахной платок с изображением любовных утех божественных обитателей Олимпа разгневал Афину, и богиня превратила девушку в паука.

Веласкес снова использует прием «картина в картине». На переднем плане мастерская, в которой работают пряхи. На заднем плане нарядные дамы рассматривают гобелен с изображенной сценой похищения Европы — похожая работа Тициана находилась в королевском хранилище искусства. Считается, что слева Афина приняла облик старой ткачихи, а Арахна справа повернулась к нам спиной.

Олимп перемещен в земную реальность, хотя и не смешивается с ней. Разница подчеркивается контрастом света и полумрака, дорогой одежды и простых нарядов ткачих. Обычная бытовая сценка приобретает характер священного ритуала.

Описание

Идентификация персонажей на картине (нумерация по тексту статьи) Сцена «Менин» представляет собой ателье Веласкеса в Мадридском Алькасаре. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, отражение которых видно в зеркале, висящем на дальней стене.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Её сопровождают фрейлины (менины

) из самых именитых семей — донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу, и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (búcaro ) на золотом подносе, преклонив колено. Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4)) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas ).

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов — возможно, родственник художника. Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины, а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью — входит он или выходит из помещения, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина.

Автопортрет Веласкеса с крестом ордена Сантьяго

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. По свидетельству Антонио Паломино, известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета, их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса.

На дальней стене висят картины «

» Рубенса по сюжету из «Метаморфоз» Овидия и копия «Аполлона, сдирающего кожу с Марсия» Йорданса, выполненная главным помощником, зятем и последователем Веласкеса Хуаном дель Мазо. Расположение картин точно соответствует описи того времени. Оба сюжета связаны с легендами о людях, бросивших вызов богам и поплатившихся за это. Примечательно, что картина с женскими персонажами висит со стороны королевы, а мужскими — со стороны короля.

Эпилог

Вся жизнь и творчество Веласкеса были теснейшим образом связаны с испанском монархической семьёй. Не только Филипп IV, но и его старшие дети Бальтазар Карлос и Мария Тересия (будущая королева Франции), его вторая жена Марианна Австрийская и их дети Маргарита и Филипп Просперо – все считали художника за своего. Он был их хронографом, летописцем их семейной и государственной истории, и он же был распорядителем многих важнейших дел – совершенно незаменимым человеком. Так что Веласкес имел основание (хотя, конечно, дерзость этого была беспрецедентной) в «Менинах» вписать в семейных круг королевских особ и собственную персону. Здоровье 61-летнего художника подорвала подготовка к грандиозному династическому браку: дочь Филиппа IV обручалась с королём Франции Людовиком XIV. От испанской стороны всем сложнейшим процессом подготовки руководил главный королевский интендант и обер-гофмаршал Веласкес. Внезапно он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был возвратиться в Мадрид. Смертельное переутомление выглядело не слишком убедительным объяснением болезни. 6 августа 1660 года после недельной агонии Веласкеса не стало. Он умер в присутствии короля. Филипп IV не смог допустить, чтобы его фаворит отправился в вечность без королевского и дружеского благословения.

Веласкес «Менины». Описание картины

Полотно было написано в 1656-1657 годах. Оно до сих пор находится в Мадриде, в музее Прадо. На картине изображена инфанта Маргарита и ее менины (фрейлины). На заднем плане в зеркале отражаются король Филипп IV и Марианна Австрийская — родители инфанты. Придворные дамы и кавалеры, карлики, собака и сам художник — небольшая сценка из дворцовой жизни изображена на полотне.

Картина «Менины» Веласкесаоставила после себя много загадок. Король и королева представлены вместе. Тем не менее, по этикету их всегда рисовали отдельно.

Размер полотна, за которым работает художник, слишком велик для портретной живописи. Что за картину скрыл Веласкес в «Менинах»?

Изображение пола, стен, потолка с их жесткой геометрией занимают слишком много места и кажутся неуместными. Почему художник уделил так много внимания сумрачным теням позади инфанты и ее окружения?

Пятилетняя Маргарита кажется слишком одинокой в этом огромном помещении. Ее детство проходит в соблюдении строгого испанского этикета, где смех и улыбки запрещены.

Критики и художники того времени удивлялись столь реалистичному написанию полотна. В те времена было принято несколько сглаживать образы, делать задний фон более чарующим. Так, «Спящая Венера»Джорджоне — это идеализированный женский образ. В то время как Веласкес прагматичен и реалистичен в своей портретной живописи.

Цветовая палитра и волшебный свет

Обратите внимание на яркие пятна на картине — желтый (книга) и синий (одеяние героини). Это самые любимые цвета Вермеера! Практически на всех полотнах можно увидеть желтые жакеты, книги и синие полотна, ковры, одежды

Кстати, как было доказано исследователями картин Вермеера, он использовал дорогущий по тем временам синий пигмент — ультрамарин, который был (и остается) одним из самых дорогих в мире цветных пигментов. Как художнику удалось профинансировать щедрое использование ультрамарина — особенно после кризисного 1672 года — остается загадкой. 1672 год в истории Нидерландов — это год несчастий. В этом году Республика Соединённых провинций была атакована Англией, Францией, Мюнстером и Кёльном. Интервенты разбили голландскую армию и завоевали большую часть республики.

Вернемся к комнате и обратим внимание на свет. Комната освещается слева через окно, которого зрителю не видно

Свет проникновенно падает на лицо героини, угол стола, часть стены и желтую книгу в руках девушки. Вермееровский свет заливает почти все картины художника, делая интерьеры невероятно спокойными и безмятежными. Неспроста художника назвали «волшебником света».

Другие работы Вермеера

Живопись

В начале творческой биографии Веласкес имел репутацию художника, изображающего на своих холстах бедных крестьян и простолюдинов. Наиболее известными работами того периода считаются «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола» и «Завтрак».

Диего Веласкес с поразительной точностью представлял на полотнах людей и окружавшие их предметы, делая упор на контрастном освещении фигур переднего плана и плотности письма. Подавляющая часть картин была выполнена с применением темного фона, который придавал им некоей выразительности и безвоздушности.

В 23-летнем возрасте Веласкес отправился в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке. Архиепископ ознакомился с письмом, после чего представил Диего придворному герцогу Оливаресу.

«Старуха жарящая яйца»

Тогда же Оливарес заказал у молодого мастера свой портрет. Когда работа была завершена, герцог был впечатлен талантом Веласкеса, вследствие чего помог ему познакомиться с монархом Филиппом IV. Уже в следующем году его поселили в Мадриде, заверив, что другие живописцы никогда не станут писать портреты короля.

Первый портрет Филиппа IV Диего создал в 1623 г. Правитель сразу рассмотрел в нем талант, поскольку сам обучался рисованию. Позднее он занял 1-е место в конкурсе живописцев, организованном королем, темой которого было изгнание мавров.

В результате, Веласкес удостоился должности камергера и стал придворным художником, имея все условия для полноценной жизни. В начале 1630-х годов он начал писать портреты королевской семьи и приближенных Филиппа IV. За годы творческой биографии он создал свыше 40 портретов монарха.

Любопытно, что кисти живописца принадлежит несколько работ с изображением королевских шутов и карликов, к которым он относился с уважением и состраданием. Тогда же Веласкес стал автором знаменитой картины «Христос на кресте», изобразив Мессию сразу после его мученической смерти.

В конце следующего десятилетия монарх отправил его в Италию, с целью покупки для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и скульптуры. В Ватикане ему оказал теплый прием папа Иннокентий X, заказавший ему собственный портрет.

Спустя 3 месяца Диего Веласкес закончил работу, которая поразила весь Рим. Сам понтифик восторженно воскликнул – «Слишком правдиво!», после чего наградил автора золотой цепью и папской медалью. Одновременно с этим, мастера включили в состав Римской академии. Тогда же он завершил трудиться над картиной «Венера с зеркалом».

Домой Веласкес вернулся весной 1651 г., представив Филиппу приобретенные предметы искусства. В последующие годы биографии он приступил к написанию самых выдающихся произведений в своей карьере – «Менины» и «Пряхи».

Портрет папы Иннокентия X

Каждая из этих работ была наполнена глубоким подтекстом благодаря детализации, позам персонажей, их расположению и освещению. Данные полотна до сих пор являются предметом жарких дискуссий среди искусствоведов. Специалисты выдвигают разные версии относительно их сюжета и подтекста.

Последние портреты королевских особ кисти Веласкеса, создавались незадолго до кончины мастера. Они считаются одними из лучших произведений живописца. Например, в «Инфанте Маргарите Австрийской», техника Диего достигла своего пика: мигающие пятна цвета на широких поверхностях создают практически импрессионистический эффект 3-мерного пространства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: