Репин илья ефимович [1844

Описание картины Ильи Репина «Сходка»

На данном полотне изображена встреча нескольких революционеров. Они нашли укромный уголок, заперлись в темной комнате и обсуждают грандиозные планы. Всего в комнате 13 человек, несколько из них еще совсем дети. Они, несмотря на столь юный возраст, уже готовы бороться за свои интересы. Компания сидит за столом, покрытым белой скатертью. На столе стоят стаканы с чаем и пепельница.

Лица революционеров показывают нам невероятную задумчивость. Они непрерывно мыслят, обдумывают новый план или, быть может, готовятся к жестокой битве. Вероятно, главным героем на работе является человек с ярко рыжими волосами. Мы не видим его лица – он таинственный, никому не знакомый человек из народа

Нам не важно его лицо, одежда, самое главное – его действия и мысли

Интересно показан образ революционеров. Илья Репин явно хотел показать, что революционеры – это обычные люди. Они ходят по улицам в типичной для окружения одежде, ничем не выделяются. Единственное и самое главное их отличие от серой массы – у них есть идея. Их разум озарила мысль, которая несет в себе великую силу. Репин не изображает революционеров, как героев. Нет! Для него все бунтари – это просто люди, а силу и мощь они скрывают внутри себя.

Идея скрытности показана художником также с помощью цветовой гаммы. Картина достаточно темная и мрачная. Художник не стал тщательно прорисовывать второй план работы, показывая тем самым размытость, нечеткость и таинственность встречи.

Единственный источник света в комнате – небольшая лампадка, которая стоит на столе. Но нам ее не видно. Мастер не стал прорисовывать саму лампу, он лишь изобразил светлые лица. Вероятно, это еще один прием, которым воспользовался Репин, чтобы показать нам силу революционной идеи. Получается, что источника света на картине нет, но люди яркие, светлые. На их лицах отражается пламя, символизирующее светлую идею.

Сочинения по картинам Репина. Протодиакон

Илья Репин. Протодиакон. 1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.

«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»

В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.

Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.

«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».

Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой мой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Во-первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение церкви и духовенства, оскорбление религии. Во-вторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.

Сочинение по картине И.Е. Репина «Протодиакон»

     Протодиакон – это титул, который давался в духовенстве за особые заслуги. Таким титулом был награжден Иван Уланов, изображенный на картине Ильи Репина «Протодиакон». Написана эта картина в 1877 году. И, казалось бы, на первый взгляд, что это обычный портрет, но автор сумел показать весь монументальный сатирический образ присущий типичному дьякону с его мощной и жизненной силой. Итак, как по условию жизни он обречен на духовное лицемерие в нем автор не изобразил ничего духовного.

     Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Взгляд изучающий и грозный. Одежда на нем богатая и дорогая. Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Этим образом автор хочет показать натуру сильную, влияющую, но и с тем, же хитрую и небескорыстную. Репин одновременно хочет представить нам человека, которым можно восхищаться, за его подлинное притворство и также вырисовывает все нюансы, как говорится, обличает его.

     И хотя Илья Репин очень рисковал, рисуя картину именно в разоблачающем для духовенства и церкви смысле, но все, же его картина приобрела большую популярность. Образ протодиакона отнесли к наиболее ярким образам художника. В это картине виднеется его сила в сочетании индивидуальной характеристики и социального обобщения.

Учёба в Академии

Краткая биография Репина как студента изобилует наградами.

С первых лет своего пребывания в Петербурге молодой художник жадно учится и стремится отличиться. Для этого периода наиболее значительны картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865) – серебряная медаль;
  • «Иов и его друзья» (1869) – малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871) – большая золотая медаль.

Годы учёбы и написание конкурсных работ с непростой тематикой, требующей творческих мук, осложнялись нехваткой средств на холсты и краски. Но Репин художник целеустремлённый, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он с целью продажи довольно быстро написал жанровую работу: студент отвлекается от занятий, наблюдая за девушкой из окна. Отданная в комиссионный магазин, картина быстро и выгодно была продана, обеспечив возможность работать над картиной, завершающей учёбу. В результате в 1871 году Репин стал художником I степени и мог на шесть лет уехать за границу. Слава о молодом таланте, выпускнике Академии, вышла за её пределы.

Описание картины Ильи Репина «Портрет Пирогова»

Это полотно было написано Репиным в далеком 1881 году. Тогда художник как будто предугадал скорую кончину великого ученого и медика, ведь буквально через несколько месяцев после завершения работы над картиной сам Пирогов умирает.

Совершенно недавно отмечалось сто лет с момента профессиональной деятельности ученого. Его вклад в развитие страны невозможно передать несколькими словами, поэтому приступим к рассмотрению непосредственно самого полотна, которое было создано вопреки сжатым срокам, вызванным плотным и занятым графиком ученого.

После завершения работы над картиной Репин еще долго вспоминал о том, насколько сильно пленили его трудоспособность и жизненная сила Пирогова. Он говорил, что никогда еще не мог работать так быстро, как в случае с великим ученым. И вызвано это было не столько спешкой, сколько великим вдохновением той жизненной силой и энергией, которая исходила от великого хирурга. Чтобы было понятно, что это все далеко не пустые слова скажем только, что Репину понадобилось всего 3 посещения Пирогова, чтобы портрет был готов.

Рассматривая полотно, сразу же обращаем свой взгляд на темный фон. Он красиво выделяет седые виски хирурга и слегка красноватое лицо. Взгляд мужчины сразу же выдает его волевой и решительных характер, а также отсутствие боязни перед любыми трудностями, которые встречаются на его пути. Губы профессора слегка поджаты. Он решительно скрестил руки на груди, не желая открывать свои тайны никому из знакомых, нахмурив лоб и опустив брови. Мы можем увидеть, что профессор не просто упрям, он очень горяч по характеру, что свидетельствует также о вспыльчивости. Несмотря на эти, казалось бы, чересчур резкие и решительные черты, Пирогов не выглядит злым или унылым, наоборот, через все полотно проходит глубокая мудрость и бесценный жизненный опыт.

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.

Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников

Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.

Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Искусство будущего

Самый известный у нас и за рубежом русский художник не слишком избалован выставками на родине — последняя прошла в Третьяковской галерее четверть века назад. С другой стороны, и обычай музеев перетряхивать свои запасы возник недавно. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Изучив выставку, с этим трудно согласиться: Илья Ефимович просто дольше прожил и больше успел — в том числе претерпел больше неудач.

Илья Репин (1844 — 1930) застал крепостное право, помнил обе русские революции, был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, как следствие — неровен как художник. Но в лучших вещах — в том числе тех, которые мы видим сейчас впервые, — он исключительный мастер. Да, передвижник, да, приверженец классической формы, которую и не думал нарушать, но обнаружил в себе способность меняться внутри этой формы и далеко опередил многих коллег-ровесников. Художник XIX столетия, он не просто дожил до следующей эпохи, он получил в новой художественной иерархии место, предвосхитив то, что впоследствии будет олицетворять в искусстве XX век.

Сын отставного кантониста совершил в искусстве живописи то, что в музыке сделал Модест Мусоргский, которым Репин бесконечно восхищался. Когда умирающий композитор оказался в больнице, Репин поторопился написать его портрет — всего за четыре сеанса, знаменитое и единственное изображение композитора. Через 11 дней после окончания работы автор великих опер «Борис Годунов» и «Хованщина» умер, а на гонорар, полученный за портрет от самого Третьякова, Репин поставил Мусоргскому памятник.

1 / 2

«Гопак. Танец запорожских казаков», 1927

Изображение: Илья Репин

2 / 2

«Портрет композитора М.П. Мусоргского», 1881

Изображение: Илья Репин

Портрет теперь выставлен, как и другая посвященная Мусоргскому работа — «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930), ставшая для художника одной из последних. Ее болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Поздние вещи, включая привезенный из Пенатов последний автопортрет, — свидетельства жизни оторванного от семьи эмигранта, писавшего на линолеуме в отсутствие денег на холсты.

Описание картины Илии Репина «Абрамцево. Летний пейзаж»

Иван Репин подолгу, достаточно часто гостил у С. И. Мамонтова и его в их имении под Москвой – в Абрамцево.

Этот шестилетний абрамцевский период выделяется из общего ряда его работ в другие годы жизни. Картины, связанные с Абрамцево. Очень идилличные пейзажи, невероятно просветленные. Репин мало писал пейзажи – был слишком деятелен, чтобы неспешно проникнуться глубиной самобытия природы. А вот

Абрамцево пробудило в его душе поэта-лирика на недолгое время.

Летний пейзаж в Абрамцево словно стих – настолько светел, гармоничен, легок, насквозь пронизан солнечными лучами. Какая-то созерцательная истома разлита по всей картине. Поэзия природы словно летняя мелодия в то время изумляет четкостью самых мелких деталей, выписанных тщательно, словно буковка к буковке, а в целом получилась поэма.

В середине левой части картины в тени высоких деревьев на дорожке стоит жена художника, Вера Алексеевна. Она смотрит куда-то вниз с возвышенной террасы, протянувшейся к дому, утопающему в густой зелени дачного парка.

Крыльцо дома через дорожку плавно переходит в каскадную лестницу, бегущую от террасы вниз, на следующую дорожку ниже. Летняя скамейка в тени, удобное летнее кресло ближе к крыльцу дома – все тут устроено удобно для летнего отдыха.

Голубое небо, словно выцветшее от летней жары, с легкими, невесомыми игрушечными облачками безгранично. Заросший парк манит и приглашает погулять в его густой тени. Краски томного лета буквально разлиты по всему полотну картины. Яркая белизна дома, крыльца, каскадной лестницы, терракотовый цвет дорожек на террасах, свежая зелень деревьев, кустов, цветов, светло-серебристое платье молодой женщины – все вместе создает удивительно гармоничный аккорд знойного лета, с его расслабляющей негой. Пейзаж так и приглашает к спокойному, неспешному, даже ленивому отдыху.

Дачу окружают высокие, могучие березы. Они стали своеобразным обрамлением пейзажа, в то же время они словно защищают этот уютный, тихий уголок от внешнего шумного мира. Зато здесь царит ленивый созерцательный покой.

Летний темперамент

Бурлаки у Репина не олицетворяют трагедию. В этом нет стенаний по страшной участи, как нет их в «Царе Иване…» — только попытка рассказать историю. И сестра Петра Первого на картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (1879) не выглядит страдалицей. А если и кажется злодейкой, то сказочной. Это, впрочем, первая историческая картина Ильи Репина. Но и дальше он как будто обходит стороной трагические сюжеты, углубляясь скорее в характеры, портреты, достигая в них небывалой глубины — но не драмы.

1 / 2

«Бурлаки на Волге», 1870–1873

Изображение: Илья Репин

2 / 2

«Автопортрет за работой», 1915 год

Изображение: Илья Репин

На «Автопортрете за работой» (1915), привезенном из Национальной галереи Праги и открывающем экспозицию, мы видим «танцующего» перед мольбертом Репина — несмотря на то, что перетруженная после «Запорожцев» правая рука уже стала сохнуть, врачи запретили ее напрягать, и Репин приспособился цеплять палитру к поясу и работать левой, радуясь жизни ровно такой, какая она есть. Благостное впечатление от выставки возникает, может быть, оттого еще, что сам Репин, по словам куратора Татьяны Юденковой, всегда, до последних дней «называл себя счастливчиком, не переставая благодарить Создателя».

Поэтому, может быть, на полотнах его нигде нет снега — летний темперамент не оставляет шанса на страдания.

В апреле 1921 года, примерно тогда же, когда Репин получает финское удостоверение личности, в шведской прессе публикуются сообщения о его смерти. Другой бы впал в уныние и поверил в приметы, но Репин написал в письме: «Я… был похоронен; и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Как не радоваться! И эта радость дала мне идею картины. Радость воскресшего хотелось мне изобразить».

Биография Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в Харьковской губернии. Все свое детство он провел в небольшом городе Чугуеве.

Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Мать, Татьяна Степановна, являлась грамотной и мудрой женщиной.

Детство и юность

В детстве Ильи Репина мать самостоятельно учила детей грамоте, а также часто читала им вслух произведения Пушкина, Лермонтова и Жуковского (см. интересные факты о Жуковском).

Более того, эта удивительная женщина организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но все это было на плечах матери будущего гения.

Отец и мать Ильи Репина

Вообще семья Репиных была набожной: там часто читали Библию и прочие священные книги. Поскольку семья была небогатой, матери нередко приходилось шить шубы на продажу.

Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Он принес с собой акварельные краски и кисти. Это стало отправной точкой в творческой биографии Репина.

Автопортрет 19-летнего Репина, 1863 г.

Дело в том, что когда маленький Илюша попробовал ими рисовать, он пришел в настоящий восторг. После этого любовь к рисованию осталась у него на всю жизнь.

В 1855 г., когда Репину исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в топографическую школу, которую вскоре закрыли. После этого Илья начал трудиться в иконописной мастерской.

Он делал хорошие успехи в написании образов, в результате чего о его таланте узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.

Достигнув 16-летнего возраста, Илья получил предложение на работу в иконописной артели за 25 рублей в месяц.

Интересно, что артельщикам приходилось вести кочевой образ жизни, выполняя заказы то в одном, то в другом городе.

Вперёд к мечте

Портрет Репина 1879 г. Толчком к изменению жизни послужил рассказ об Иване Крамском из провинциального Острогожска Воронежской губернии, уже отличившимся молодым художником (в тех местах тогда работал с артелью Репин). Осенью 1863-го на собственные скопленные средства с намерением поступить в Петербургскую Академию художеств Илья едет в столицу.

Но при первом обращении в академию в качестве соискателя места Репин услышал неприятные для себя замечания по поводу представленных рисунков. Чтобы исправить слабые стороны и лучше подготовиться, идёт в школу рисования, вскоре став здесь лучшим. Это помогло Репину поступить в Академию в качестве вольнослушателя. Правда, пришлось прибегнуть к материальной помощи со стороны – благотворитель Фёдор Прянишников внёс необходимые 25 рублей.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

Примечания

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 37—38.

. Скалдин. «В захолустьи и столице». СПБ, 1870, стр. 2. Цит. Б. Мейлах. «Ленин и проблемы русской литературы конца XIX, начала XX веков». 1951, стр. 83.

. И.Е. Репин и И.Н. Крамской. «Переписка», стр. 90—91.

. К этой цитате Ленин делает подстраничную сноску: «К этому сводились, в сущности, все наши старые революционные программы, — начиная хотя бы бакунистами и бунтарями, продолжая народниками и кончая народовольцами, у которых, ведь, тоже уверенность в том, что крестьянство пошлет подавляющее количество социалистов в будущий Земский собор, занимала далеко не последнее место».

. В.И. Ленин. Соч., т. I, стр. 246—247.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 137.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 141.

. М.М. Антокольский. «Письма». СПБ, 1905, стр. 286.

. В.Д. Поленов. «Письма, дневники и воспоминания», стр.143.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т.II, стр. 37.

. И.Н. Крамской. «Письма». ИЗОГИЗ, 1937, т. II, стр. 57.

. Семья Макашовых была близка семье Репиных (см. «Художественное наследство», т. II, стр. 404. Автор статьи не упоминает о художнике из семьи Макашовых).

. В.Д. Поленов. «Письма, дневники и воспоминания», стр. 144—145.

. «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть. Я знаю многих художников, изображающих мужичков, и хорошо даже, но ни один из них не мог никогда сделать даже приблизительно так, как Репин. Разве у Васнецова есть еще эта сторона. Я, например, уж на что стараюсь добросовестно передавать, а не могу же не видать разницы. Даже у Перова мужик более легок весом, чем он есть в действительности; только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле» (Письмо к Стасову от 1 декабря 1876 года. И.Н. Крамской. «Письма», т. II, стр. 74).

. И.Э. Грабарь. «Репин», т. I, стр. 171, т. II, стр. 167. Местонахождение этих двух произведений не известно.

. И.Е. Репин. «Далекое близкое», стр. 74.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 20 августа 1877 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 22.

. Письмо И.Е. Репина к И.Н. Крамскому от 13 января 1878 года. И.Е. Репин и И.Н. Крамской. «Переписка», стр. 125—126.

. Письмо М.П. Мусоргского к В.В. Стасову от 22 марта 1878 года. «М. П. Мусоргский. Письма и документы», стр. 372.

. Выражение Стасова.

. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка». Изд. «Искусство», 1946, стр. 36.

. Там же, стр. 37.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 141.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 20.

. В.Д. Поленов. «Письма, дневники и воспоминания», стр. 144—145.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 21.

. В.Д. Поленов. «Письма», стр. 152.

. «Художественное наследство», т. I, стр. 100.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Описание картины Ильи Репина «Протодиакон» Картины художников

Обыкновенный портрет протодиакона И. Уланова из Чугуева известнейший художник Илья Репин мастерски превратил в типичный для того времени сатирический образ дьякона, обладающего большим жизненным потенциалом, но не имеющего в себе духовности и доброты, ведь жизненные условия заставляют его все время лицемерить.

Талант живописца явно очевиден, так как он применяет насыщенную, ярко выраженную манеру письма и придает образу противоречивости.

Внешний вид протодиакона – это сложная фигура с крепким торсом, плечами настоящего богатыря, длинной седой бородой, в обрамлении которой багровеют мясистые щеки.

Жизненную силу и цельность образа мастер кисти преподнес разнообразными приемами живописи.

Облачен дьякон в дорогую рясу, а голова его покрыта темнобархатной скуфьей. На груди виднеется складень, висящий на цепи из

серебра, который дьякон придерживает правицей, в левой же руке держит украшенный камнями руке огромный посох.

На лице четко выделен толстоватый покрасневший нос. Брови очень густые, а из-под них пристально смотрят жадные глаза. Создается впечатление, что человек на картине наблюдает за происходящим. Рот полураскрыт, ощущается, что чугуевский протодиакон тяжело дышит. Возможно, сказываются ароматы напитков после вечернего пира.

Образ на полотне живописца – натура сильная, однако от него исходит примитивизм, грубость, не чужды протодиакону и мысли греховные, что слишком далеки от библейских принципов. Художник очень тонко с помощью красок сочетает две противоположные точи зрения: восхищается естественностью человеческой природы, но обличает порочность человека.

Живописец создал один из самых ярких протодиаконских образов, а сама картина разоблачает сущность церкви и духовенства и несет глубокий художественный смысл.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:57:56

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: