Определение «Ван Гог» по БСЭ:
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30.3.1853, Грот-Зюндерт, Голландия, — 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 — учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров. защита их интересов привела В. Г. к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. В. Г. с увлечением рисует обездоленных людей — шахтёров Боринажа, а позже — крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-85. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло. «Едоки картофеля», 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, В. Г. соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей. В 1886-88, живя в Париже, В. Г. посещает частную студию. одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок («Мост через Сену», 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам. «Портрет папаши Танги», 1887, Музей Родена, Париж). Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга («Жатва. Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», оба — 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет («Спальня ван Гога в Арле», 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа В. Г. в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль. В. Г. попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений — от исступленного отчаяния («У врат вечности», 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов («Дорога с кипарисами и звёздами», 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Творчество В. Г. отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость В. Г., его порывистая экспрессия и трагический пафос. ими определяется особое место В. Г. в искусстве Постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал. Соч.: Письма, пер. с голл., Л.-М., 1966. Лит.: , Ван-Гог, . Faille J.-B. de, Vincent van Gogh, P., 1939. Weisbach W., Vincent van Gogh, Bd 1-2, Basel, 1949-51. В. ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом». 1889. Частное собрание. Чикаго. В. ван Гог. «Пейзаж в Овере после дождя». 1890. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Овернский период: депрессия и конец жизни
Овернский период завершает историю Ван Гога: отчаяние и глубокая депрессия отражаются в картинах, а жизнь заканчивается выстрелом из пистолета. Разбираемся, почему так случилось.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Винсент Ван Гог
1. Портрет доктора Гаше, 1890
2. Маргарита Гаше за пианино, 1890
3. Церковь в Овре, 1890
4. Пейзаж в Овре после дождя, 1890
5. Деревенская улица с фигурами на лестнице, 1890
6. Молодой человек с васильком, 1890
Мы подошли к последнему периоду жизни Винсента Ван Гога. С момента его приезда в Овер-сюр-Уаз до самоубийства прошло всего около двух месяцев.
Вот что происходит в это время
Ван Гог лечится у доктора Гаше. Подружившись с доктором, он влюбляется в его дочь, получает отказ и испытывает очередное душевное потрясение.
Художник создает несколько знаковых работ. Среди них — «Портрет доктора Гаше», «Пейзаж в Овере после дождя», «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». Мазки становятся рваными, сочетания цветов — тревожными: много землистого оттенка в синем и зеленом — а солнечного и ярко-желтого, наоборот, меньше.
27 мая на пленэре Ван Гог стреляет себе в сердце из пистолета, который брал с собой, чтобы отпугивать птиц. После этого он добирается до гостиницы и умирает только спустя двое суток, на руках у срочно приехавшего Тео. На ободряющие слова брата, что все обойдется, Винсент отвечает: «Тоска не пройдет». Последними словами художника становятся «Как я хочу домой».
️ Как всегда, существует много версий гибели Ван Гога. По одной из них, художника по неясной точно причине застрелил один из собутыльников — молодых художников. Но никаких подтверждений этой версии не существует, а спекуляции на трагической кончине гениев — обычное дело.
Тео испытывает сильнейший стресс. Он впадает в депрессию, которая приводит к помешательству, и через шесть месяцев после смерти Винсента тоже уходит из жизни. В 2014 году останки Тео перезахоронили рядом с братом в Овер-сюр-Уаз.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с воронами, 1890
Рассмотрим «Пшеничное поле с воронами» — картину Ван Гога, написанную в июле 1890 года, незадолго до трагической гибели художника.
Здесь есть все признаки глубокой депрессии
Картина узкая и длинная. Из-за этого поле будто окружает нас со всех сторон, колосья зловеще гнутся на ветру — а тонкая полоска темного неба давит сверху.
Жутких птиц буквально слышно. Они усиливают тревогу, не дают сосредоточиться, найти выход. Да выхода и нет, единственная дорога петляет и путает, никуда не ведя.
Картина написана частыми и крупными, нервными мазками. Негармоничное сочетание цветов вызывает физический дискомфорт.
️ По одной из версий, «Пшеничное поле с воронами» — последняя картина Ван Гога перед самоубийством. В фильме «Жажда жизни» художник в исполнении Кирка Дугласа и вовсе стреляет в себя, завершая работу над этой картиной.
Что почитать
Рекомендуем несколько книг, чтобы еще лучше понять Винсента Ван Гога.
Анри Перрюшо. «Ван Гог».
Хорошая, полная и интересная книга, отлично сочетающая информативность и читабельность. Несколько художественная (в духе «он всю ночь не смыкал глаз»), но держится в рамках.
Давид Азио. «Ван Гог».
Биография художника в лучших традициях серии ЖЗЛ — написана интересно и содержательно. Чуть более отстраненная и бесстрастная, чем Перрюшо.
Елена Мурина. «Ван Гог».
У этого автора есть несколько изданий о Ван Гоге. Предлагаем ту, что основана на монографии. Она чуть сложнее читается, но зато там больше интересных мыслей и анализа творчества художника.
Ван Гог. «Письма к брату Тео / Письма к друзьям».
Самая живая информация о художнике из первых рук. Письма очень хорошо передают личность их автора: трогательные, тонкие, полные размышлений и переживаний, эмоциональные, иногда сумбурные. Есть издания разной полноты.
Поль Гоген
Поль Гоген начал заниматься искусством в зрелом возрасте. Он оставил службу в банке после 30 лет, чтобы посвятить время живописи. Сначала он писал под влиянием импрессионизма, но потом выработал собственный узнаваемый стиль. С 1891 года художник живет на Таити, где пишет полотна, вдохновленный безмятежностью местных жителей и экзотической красотой природы.
Французский живописец выбирает яркие краски. Орнамент на одежде пересекается с узором листьев. Изображенная женщина неразрывно связана с окружающим миром. Стиль Гогена называют ковровым из-за орнаментальности и плоскостности.
«Таитянские женщины на побережье»
Библиография
- Ван Гог.Письма. Пер. с голл. — Л.-М., 1966.
- Ревалд Дж.Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т. 1. — Л.-М, 1962.
- Перрюшо А.Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. — М., 1973.
- Мурина Елена.Ван Гог. — М.: Искусство, 1978. — 440 с. — 30 000 экз.
- Дмитриева Н. А.Винсент Ван Гог. Человек и художник. — М., 1980.
- Стоун И.Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. — М.,Правда, 1988.
- Constantino PorcuVan Gogh. Zijn leven en de kunst. (из серии Kunstklassiekers) Недерланды, 2004.
- Wolf StadlerVincent van Gogh. (из серии De Grote Meesters) Amsterdam Boek, 1974.
- Frank KoolsVincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990.
- Г. Козлов, «Легенда о Ван Гоге», «Вокруг света», № 7, 2007.
- Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П.Мелковой. — СПб.: Азбука, азбука-Аттикус, 2012. — 224 с. — Серия «Азбука-классика» — 5 000 экз., ISBN 978-5-389-03122-7
- Гордеева М., Перова Д.Винсент Ван Гог / В кн.: Великие художники — Т.18 — Киев, ЗАО «Комсомольская правда — Украина», 2010. — 48 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , , ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.1/5 — (30 голосов)
История[ | ]
Картина «Пейзаж в Овере после дождя» была написана в 1890 году, незадолго до смерти художника. Потом она перешла к его брату Тео. После смерти Тео ван Гога в 1891 году картина оставалась у его вдовы (Johanna van Gogh-Bonger
).
До 1919 года картина «Пейзаж в Овере после дождя» находилась в собрании московского предпринимателя и коллекционера Ивана Морозова. В 1919 году она была передана во . В 1923 году он был объединён с , и в результате был образован Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), в котором картина находилась до его упразднения в 1948 году. После этого картина была передана в Пушкинский музей, где она и находится до сих пор.
Наследственность Ван Гога и новаторство
Наследственность Ван Гога
- «…Припадки эпилепсии, что свидетельствует о тяжелой нервной наследственности, сказывающейся и у самой Анны Корнелии. От природы нежная и любящая, она подвержена неожиданным вспышкам гнева».
- «…умер спустя полгода после самоубийства Винсента в клинике для умалишенных в Утрехте, прожив 33 года».
- «Ни у кого из братьев и сестер Ван-Гога эпилепсии не было, тогда как абсолютно точно известно, что младшая сестра страдала шизофренией и провелa в психиатрической больнице 32 года».
Человеческая душа…, а не соборы
Обратимся к Ван Гогу:
“Кто пишет крестьянскую жизнь, лучше выдержат испытанием временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальных приемов и гаремов”. “Я останусь самим собой, и даже в сырых произведениях буду говорить строгие, грубые, но правдивые вещи”. “Рабочий против буржуя – это так не хорошо обоснованно, как сто лет назад третье сословие против остальных двух”.
Мог ли человек, который в этих и в тысяче подобных высказываний так объяснил смысл жизни и искусства, рассчитывать на успех у “сильных мира сего? ”. Буржуазная среда исторгала Ван Гога.
“Искусство – это борьба… лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. “Надо работать, как несколько негров”. Даже полуголодное существование у него обращено в стимул к творчеству: “В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем другими глазами”.
Буржуазная публика не прощает новаторства, а Ван Гог был новатором в самом прямом и подлинном смысле этого слова. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи.
Происхождение
- Йоханна Ван Гог-Бонгер (1862-1925), невестка художника из Амстердама, продала картину в августе 1908 года Ж. Х. де Буа. Пять картин, проданных Йоханной, вошли в коллекцию Национальной галереи искусств .
- Дж. Х. де Буа, торговец произведениями искусства и директор Гаагского филиала галереи К. М. Ван Гога, владел картиной часть 1908 года. К. М. Ван Гог был дядей Винсента.
- Рихард Кислинг (1862-1913) из Цюриха, страстный коллекционер с 4000 картин, купил картину в 1908 году у Ж. Х. де Буа.
- Картина была у Хедвиг Глатт-Кислинг из Цюриха с 1908 по 1929 год.
- В то время картина была у галериста из Цюриха Макса Боллага . Он продал его в 1951 году Честеру Дейлу.
- Картина принадлежала Честеру Дейлу (1882-1962) из Нью-Йорка с 1951 по 1963 год.
- В 1963 году картина была завещана Национальной художественной галерее и помещена в собрание Честера Дейла. Честер Дейл, столь же увлеченный и успешный в своей коллекции произведений искусства, как и на Уолл-стрит , в 1962 году завещал Национальной художественной галерее некоторые из самых важных произведений французской живописи конца 19 — начала 20 веков в Америке.
Примечания[ | ]
- Зал 11: Ван Гог. Неоимпрессионизм (неопр.) (HTML).Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя, 1890 (неопр.) (HTML).Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом) (неопр.) (HTML). ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.arts-museum.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом) (неопр.) (HTML).Московские меценаты современного искусства . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.artmaecenas.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- М.И. Ткач. Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 57. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
- Vincent van Gogh — The Letters — To Willemien van Gogh. Auvers, Friday, 13 June 1890 (неопр.) (HTML). vangoghletters.org. Проверено 16 февраля 2014.
Первый путь — пахать
Современные художники, вы тоже хотите голодать как Ван Гог?
Однако, во-первых, Вам его уже не догнать. Им создано более тысячи гениальных картин, и каждая из них стоит как минимум 10 млн. долларов. Так что сотворенное им насчитывает 10 миллиардов долларов. И это в одиночку! Своими руками, своим талантом! Вот что может сделать один работяга. Получается, что он обеспечил безбедную жизнь десяти тысячам миллионеров.
Во-вторых, прежде чем его догонять, сначала разгадайте тайну уже написанной им картины. Ведь для чего-то он написал свой «Пейзаж в Овере после дождя» — значит, была идея, значит, все не просто так, то есть, уже во времена Ван Гога была возможность третьего пути. Целая плеяда сверх талантливых живописцев, которых мы называем импрессионистами, спустилась тогда на землю. Их задача была основать третий путь, идти третьим путем, но они не справились с ней, и всё отложилось более чем на 100 лет.
Вы скажете: Это так трудно — разгадать тайну картины! Нет, это проще, чем вы думаете — тайна, она перед вами.
Последние статьи
-
Почему автор мистических картин и вдохновитель великого Дега несколько лет провёл в изоляции: Гюстав Моро 1.08.2023, 23:43 -
10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41 -
Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11 -
+1 Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07 -
+1 6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03 -
+1 Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30 -
+1 Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10 -
+1 Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44 -
Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26 -
Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21
Все статьи
Второй путь — устроиться как все
Там за дорогой поля и дома, которые кому-то принадлежат. Только не подумайте, что все это для красивого пейзажа, чтобы что-то изобразить на дальнем плане. Каждая картина — это еще и вклад в экономическую науку. Те богатства, которые создал Ван Гог — их должен кто-то освоить — и жизнь поэтому продолжается! Зачем работать, если один талантливый работяга способен содержать на земле сотни и тысячи бездельников?
Можно устроиться, как все, сотрудником в компанию (они, компании, тоже создаются за счет труда одиночек) или, например, инвестировать в криптовалюту, и делать вид, что это кому-то нужно. Получаемая вами зарплата — это признание общества, что ваша никому ненужная деятельность действительно нужна.
Правда, вы никогда не раскроете свой талант, вы ничего не создадите при жизни, не найдете себя — но это уж, извините, ваш выбор. И данный выбор совершают после непродолжительных колебаний и борьбы за теплые места практически все. По статистике на одного Ван Гога приходится в среднем 400 трудоустроенных.
Получается, современное общество живет за счет эксплуатации художников, поскольку те способны производить гигантскую творческую работу. Нетворческое большинство эксплуатирует творческое меньшинство.
Вы скажете, что я бунтую против общественных устоев, что выступаю за справедливость в пользу угнетенного меньшинства? — Нисколько! Я не защищаю Ван Гогов. Более того, я уверен, что в этой социальной нестабильности, которая постоянно грозит перерасти во всемирную катастрофу, виноваты сами художники и творческие люди из-за своего стремления обогатиться, покоряя духовные высоты. Они кормят (читай, выращивают) духовных тунеядцев. Я, собственно, не против эксплуатации художником своего таланта, но…
Винсент Ван Гог
Нидерландский живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века, хотя при жизни Ван Гога и не было предпосылок к такому. Критики принимали творчество гения холодно. Бедность и неудачи в любви довели его до сумасшествия и самоубийства.
Винсент Ванг Гог давал свое определение живописи. Он считал, что настоящие художники не повторяют вещи такими, какие они есть, а чувствуют себя этими предметами, поэтому и творят. Работы Ван Гога – проекции эмоций или впечатлений. Он болезненно ощущал несправедливость жизни, сочувствовал окружающим. Художник постоянно находился в конфликте с миром буржуазии. Драматичный взгляд на вещи отразился и в творчестве.
Автопортрет
Ван Гог появился на свет в маленьком голландском городе Грот-Зундерте в семье пастора. Увлечение живописью началось с 16 лет – в этом возрасте юноша стал помогать торговцу картинами. Вопросы религии серьезно увлекали будущего художника. Он выступал с проповедями перед шахтерами. Однако произошел конфликт с властями. Винсенту Ван Гогу пришлось вернуться в отчий дом.
После этих событий художник решает посвятить жизнь творчеству. Для него постимпрессионизм – это больше, чем искусство. На полотнах того времени появляются обездоленные герои – крестьяне, шахтеры и землекопы. Отец в штыки воспринял желание сына поднимать социальные вопросы. Из-за конфликта на этой почве художник вынужден переехать из родного города в Париж. В столице Франции жил его брат Тео, который поддержал живописца.
«Пейзаж в Овере после дождя»
Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с другом Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.
Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Постимпрессионист однажды сорвался и отрезал свою мочку уха. После этого инцидента пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины. Творчество становится единственной отдушиной.
На полотнах сохраняются противоречивые чувства постимпрессиониста. Он восторгается миром вокруг, но постоянно тоскует и беспокоится. Мир вещей воплощает сомнения и страхи – предметы становятся отражением эмоций. Даже дом художник умудряется изобразить со свойственным ему драматизмом.
После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше. Врач тоже увлекается живописью. Это обстоятельство позитивно сказывается на состоянии здоровья пациента. Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.
«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»
Для творчества этого художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что гений наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. Примеры не нужно долго искать. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.
Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение постимпрессионист передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение. Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.
Последователи постимпрессионизма
Постимпрессионизм оказал серьезное влияние на живопись в 20 веке. В искусстве выделяют следующие направления, которые развились под его воздействием:
Направление Ван Гога. Художник отражает собственные чувства, а не бездумно срисовывает окружающие предметы. Для точной передачи палитры эмоций используются нестандартные цветовые решения и экспрессивные мазки.
Пуантилизм. Изображение формируется в сознании зрителей благодаря специальным оптическим эффектам.
Скандинавский постимпрессионизм. Это направление отличается несвойственным постимпрессионистам жизнелюбием, на полотнах преобладают яркие краски.
Британский постимпрессионизм. Объектом творчества становятся зарисовки из будничной жизни, характерные для этого направления. Однако используются современные методы передачи эмоций.
Канадское направление (другое название – группа семи)
Художники писали пейзажи, уделяя большое внимание символам.
«Ночное кафе в Арле», Ван Гог
Постимпрессионисты воспользовались открытиями предшественников, но не остановились на их достижениях. Живописцы увлеченно продолжили поиски и эксперименты в искусстве. Каждая линия, форма и цвет служили для одной цели – все детали передавали чувства постимпрессионистов и их восприятие действительности.
Особенности направления
Последователи стиля в отличие от натуралистов отказались сохранять на полотнах только видимое. Постимпрессионисты обратились к импрессионизму, который начался с творчества Клода Моне. Они активно использовали знания предшественников, но различия появились быстро. Техника живописи, способы нанесения мазков, тонкости передачи цветов, работа на открытом воздухе – все это оставалось одинаковым. Основные особенности постимпрессионизма связаны с философскими вопросами.
Отличие заключается в нежелании посвящать творчество сиюминутным ощущениям. Если кратко, для живописцев на первый план выходит состояние художника, а не желание подражать природе. Импрессионист задумывается, в каком мире он живет, как вернуть прошлые художественные традиции.
Цитаты Винсента Ван Гога
(из писем к брату Тео)
- Нет ничего более художественного, чем любить людей.
- Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, — только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.
- И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
- Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
- Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
- Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.
- Благословен тот, кто нашёл своё дело.
- Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.
- Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.
- Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.
- Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.
- Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.
- Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.
Существует третий путь — возвращение в жизнь
Картина Ван Гога «Пейзаж в Овере после дождя» буквально кричит: «Посмотрите — вот он, третий путь!» Да, путь существует, надо только уметь читать картины современных художников. Конечно, сам художник, поскольку он выбрал (вполне осознанно выбрал!) первый путь, не знает, куда ведет третий. По картине это тоже не определить: только лошадь с повозкой, как некий ее смысловой центр, зависла примерно на середине дороги — вот и всё. А дальше, зрители, догадайтесь сами!
Не догадаются! Вот уже прошло сто лет — а воз, как говорится, и ныне там. И кому какое дело до этой маленькой лошади, без которой картина была бы, однако, и пустой и бессмысленной.
Описание
Винсент ван Гог работал над этой картиной в небольшом городке Овер-сюр-Уаз, где он провёл последние месяцы своей жизни
В центре картины расположена повозка, привлекающая внимание своим ярким красно-оранжевым колесом, которое может быть проинтерпретировано как символ жизни, движения и солнца. Яркими красками написаны поля, с использованием не только зелёного цвета, но и голубых, красных и других оттенков
Работа над этой картиной была описана в письме художника его сестре Вил ван Гог:
В последнее время я много и быстро работал. <�…> Вчера под дождём я написал большой пейзаж — вид с высоты на поля, которые простираются настолько широко, насколько можно охватить взглядом. На них различные типы растений: тёмно-зелёное поле картофеля c сочной фиолетовой землёй, проглядывающей между ровными рядами побегов, поле люцерны с розовыми цветками и с маленькой фигурой жнеца, поле высокой зрелой травы c желтовато-коричневыми оттенками, затем пшеничные поля, тополя, а на горизонте — последняя линия голубых холмов, а также поезд, идущий вдоль их подножия и оставляющий за собой необъятный след в виде белого дыма на зелёном фоне. Светлая дорога пересекает полотно. На ней — небольшая повозка, а вдоль дороги стоят белые дома с ярко-красными крышами. Оригинальный текст (фр.)
De ces jours ci je travaille beaucoup et vite. <�…> Hier dans la pluie j’ai peint un grand paysage où l’on aperçoit des champs à perte de vue vus d’une hauteur, des verdures différentes, un champ de pommes de terre vert sombre, entre les plants réguliers la terre grasse et violette, un champ de pois en fleur blanchissant à côté, un champ de luzerne à fleurs roses avec une figurine de faucheur, un champ d’herbe longue et mûre d’un ton fauve, puis des blés, des peupliers, une derniere ligne de collines bleues à l’horizon au bas desquelles un train passe, laissant derrière soi dans la verdure une immense traînée de blanche fumée. Une route blanche traverse la toile. Sur la route une petite voiture et des maisons blanches à toits rouge cru au bord de cette route. |