Рене магритт. мастер живописных ребусов

Рене Магритт: цитаты бельгийского художника о воображаемом и реальном, трубке и тайнах

Рене Магритт — один из столпов сюрреализма — бросает вызов зрителям, предлагая по-новому осознать реальность. Миры, которые он сотворил на холстах, интригуют и разрушают привычную действительность. «Я определил себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком», — рассказывал художник. Источником его вдохновения были предметы и их представление. Он играл с подобием и иллюзией, создавая красками визуальную поэзию. Лампа философа Рене Магритт

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине в 60-ти километрах от Брюсселя.

Мы собрали цитаты, которые приподнимают завесу над его представлениями о реальном и таинственном, о вероломстве образов и играх разума, о себе и других живописцах.

• «Искусство пробуждает тайну, без которой мир не будет существовать».

Рене Магритт, «Пронзенное время» (1938). Чикагский институт искусств

• «Моя живопись — это видимые образы, которые ничего не скрывают… они пробуждают тайну.

И когда люди видят одну из моих картин, они задают себе простой вопрос: „Что это значит“? Это ничего не значит, потому что тайна тоже ничего не значит, это непознаваемо».

• «Я ничего не выражаю! Я просто ищу образы, и сочиняю, изобретаю… только образ имеет значение, необъяснимый и таинственный образ, потому что всё в нашей жизни таинственно».

• «Ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на картину, не стоит отличать от самой картины или от нас самих. Ощущение, картина и мы объединены в одну тайну».

• «Разум любит неизвестное. Он любит образы, чьи значения неизвестны, поскольку значение самого разума неизвестно».

• «Ничто так не сбивает с толку, как разум».

Каникулы Гегеля Рене Магритт 1958

• «Знаменитая трубка. Как только меня не упрекали за неё! И всё же, вы могли бы набить мою трубку? Нет, это просто изображение, не так ли? Поэтому, если бы я написал на картине „Это трубка“, то солгал бы!».

Вероломство образов (Это не трубка) Рене Магритт 1929

• «Когда вы смотрите на картину, можете задаться вопросом, что воображаемо, а что реально. Речь о реальности явлений или о явлении реальности? Что действительно внутри, а что снаружи? Что у нас тут: реальность или сон? Если сновидение — это откровение о жизни наяву, то жизнь наяву также — откровение о сновидении».

Условия человеческого существования Рене Магритт 1933

• «Реальные вещи не просто тривиальные и обычные предметы из нашего непосредственного окружения. Что действительно реально — так это то короткое мгновение, когда у нас появляется такое ощущение. И это то, что я пытаюсь выразить своими картинами».

Рене Магритт, «Воспроизведение запрещено» (1937). и Рене Магритт, «Сын человеческий» (1964)

• «Одни видимые вещи всегда скрывают другие видимые вещи».

• «Предмет не настолько привязан к своему названию, чтобы мы не могли подобрать другое, которое подходит ему лучше».

Препятствие пустоты Рене Магритт 1965

• «Мы окружены завесами. Мы воспринимаем мир только за завесой подобия. В то же время предмет должен быть скрыт, чтобы его вообще распознали».

Влюбленные Рене Магритт 1928

• «Если вы посмотрите на вещь с намерением попытаться понять, что она значит, то больше не будете видеть саму вещь, а сосредоточитесь на своём вопросе».

• «Мы слишком часто склонны сводить всё странное к привычному. Я намерен вернуть всё привычное к странному».

Летние марши Рене Магритт 1939

• «Быть сюрреалистом означает исключить из своего разума все воспоминания о том, что вы видели, и постоянно находиться в поиске того, чего никогда не было».

• «Юмор поп-арта скорее „ортодоксальный“, так может любой оформитель витрин. Нарисовать большой американский флаг с одной звездой больше или одной меньше не требует никакой особой свободы разума и не представляет никаких технических трудностей».

Вариация печали Рене Магритт 1957

• «Жизнь обязывает меня чем-то заниматься, поэтому я рисую». • «Я могу остаться дома, когда мир предлагает мне возможности».

• «Я всё ещё строю воздушные замки, несмотря на то, что мне 50. Я живу в той же квартире, что и 20 лет назад. Я добросовестный арендатор».

Рене Магритт, «Бог не святой» (1936) и Рене Магритт, «Красная модель» (1935).

• «Мы не должны бояться дневного света лишь потому, что он почти всегда освещает жалкий мир».

Империя света (первая в серии) Рене Магритт 1949

• «Настоящее воняет заурядностью и атомной бомбой».

• «Люди, которые ищут символический смысл, упускают суть поэзии и тайны образов».

Тайники души Рене Магритт 1960

• «Я думаю, что мы несём ответственность за Вселенную. Но это не значит, что мы что-то решаем».

AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!

Сюрреализм в действии: 16 известных картин Рене Магритта

119 лет назад, 21 ноября 1898 года, в бельгийском Лессине родился Рене Магритт, один из наиболее известных художников-сюрреалистов. Пользуемся случаем и вспоминаем самые обсуждаемые работы мастера, резко выделяющиеся на фоне других представителей сюрреализма.

Многие из них уже давно живут отдельно от имени своего создателя, при жизни крайне негативно относившегося к попыткам арт-критиков разгадать смысл его полотен.

При этом сам художник комментировал свои картины довольно часто, да и названия работ, зачастую, лучше всяких слов разъясняли заложенную в них идею.

В пятерку наиболее растиражированных и часто встречающихся картин, при одном взгляде на которые становится понятно, кто их автор, входят «Влюбленные», «Сын человеческий», «Человек в котелке», «Голконда» и «Вероломство образов».

Последняя, а по времени одна из самых первых, лучше всего отражает тот посыл, что закладывал Магритт в свое творчество. На ней изображена трубка с подписью «Это не трубка». На первый взгляд, фраза кажется абсурдной, однако по сути все верно.

Ведь перед нами картина с изображением трубки, а не сам предмет, который можно раскурить. Чувствуете разницу? 

«Убийца в опасности», 1927

«Фальшивое зеркало», 1928

«Вероломство образов», 1929

«Влюбленные», 1928

«Человеческая ситуация», 1935

«Философская лампа», 1936

«Терапевт», 1937

  • «Пронзенное время», 1938
  • «Стеклянный дом», 1939
  • «Естественные встречи», 1945
  • «Голконда», 1953
  • «Шедевр, или тайны горизонта», 1955
  • «Воспоминание о путешествии», 1955
  • «Портрет Стефи Ланги», 1961
  • «Человек в котелке», 1964
  • «Сын человеческий», 1964

Контекст

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.


«Репродуцирование запрещено», 1937. (Wikimedia Commons)

Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить её табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»


«Вероломство образов», 1928−1929. (Wikimedia Commons)

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.
У художника есть цикл работ — «перспектив», на которых герои картин именитых мастеров умирают. То есть Магритт осмысливает изображённых на полотнах как живых людей, которых рано или поздно ждёт смерть. Например, Магритт взял портреты мадам Рекамье кисти Давида и Франсуа Жерара и на их основе написал две перспективы. И ведь не поспоришь: как бы ни была прекрасна светская львица, но и её ждала та же участь, что и последнюю замухрышку.


Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800. (Wikimedia Commons)


«Перспектива мадам Рекамье Давида», 1951. (Wikimedia Commons)


Франсуа Жерар «Портрет мадам Рекамье», 1802. (Wikimedia Commons)


«Перспектива мадам Рекамье Жерара», 1950. (Wikimedia Commons)

То же Магритт проделал с «Балконом» Эдуарда Мане, на котором заменил людей гробами. Кто-то воспринимает цикл «перспектив» как арт-богохульство, кто-то как шутку, но если призадуматься, то это лишь трезвый взгляд на вещи.

Картина «Влюбленные»

Рене Магритт написал серию полотен «Влюбленные» в 1927-1928 годах в Париже.

На первой картине изображены мужчина и женщина, которые слились в поцелуе. Их головы обмотаны белой тканью. На втором полотне изображены те же мужчина и женщина в белой ткани, которые смотрят с картины на публику.

Белая ткань в работе художника вызывает и вызывала бурные обсуждения. Существует две версии. Согласно первой белая ткань в работах Рене Магритта появилась в связи со смертью матери в раннем детстве. Его мать спрыгнула с моста в реку. Когда ее тело достали из воды, было обнаружена белая ткань, обмотанная вокруг головы. Что касается второй версии, то многие знали, что художник был поклонником Фантомаса — героя популярного кинофильма. Поэтому может быть, что белая ткань — это дань увлечению кинематографом.

О чем эта картина? Многие думают, что картина «Влюбленные» олицетворяет слепую любовь: влюбляясь, люди перестают замечать кого-то или что-то, кроме своей половинки. Но люди остаются загадками и для самих себя. С другой стороны, глядя на поцелуй влюбленных, можно говорить, что они потеряли голову от любви и страсти. Картина Рене Магритта наполнена взаимными чувствами и переживаниями.

Интересные факты из жизни

  • Магритт ненавидел смирение, терпение, прошлое (в равной степени свое и чужое), фольклор, рекламу и голоса рекламы, бойскаутов, пьяных людей. И декоративно-прикладное искусство. Последнее понятно: Магритт восемь лет рисовал обои, плакаты, декорации к рекламе и прочее декоративное и творческое, прежде чем в нем признали художника.
  • Он прожил удивительно скучную жизнь. Может быть, даже более скучную, чем Кафка. Не мазал штаны козьими экскрементами, не скандалил, не безумствовал. Любил одну женщину, писал картины в столовой, одевался небогато. Единственным ярким событием за всю его жизнь была трагическая смерть матери. Мать будущего художника утопилась в реке, когда ему было 14 лет. Об этой семейной трагедии Магритт предпочитал не рассказывать и даже жена художника, прожившая с ним без малого пятьдесят лет, узнала о самоубийстве матери лишь от биографа Магритта. Впрочем, специалисты считают, что отголосок страшной смерти преследовал Рене. Когда тело утопленницы нашли, ее лицо оказалось опутано ночной рубашкой. Может быть, поэтому Магритт так часто пишет женщин, чьи лица закрыты покрывалом? 
  • Несмотря на тесные связи с сюром, Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он придумал название «магический реализм», потому что его работы не столько обращены к подсознанию, сколько побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. 
  • Он выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов. Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них.

Сочинение по картине Влюбленные — Рене Магритт

Картина «Влюбленные» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта известна зрителю в двух вариантах. На первом полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, слились в поцелуе, а на другом — «смотрят» на зрителя. Произведение очень символично и таит в себе глубокий смысл.

Некоторые критики интерпретируют этот сюжет как отображение человеческой неспособности полностью раскрыть истинную природу своих взаимоотношений даже с самыми близкими людьми…

Существуют две основные версии создания картины «Влюбленные». Согласно наиболее распространенной из них причиной рождения в сознании художника столь необычных образов стала его детская травма, связанная с трагической гибелью матери.

Магритт был подростком, когда его мать утопилась. Будучи молодой и красивой, она покончила с жизнью, прыгнув с моста в реку. Когда тело погибшей было обнаружено, ее голова была обернута тканью.

Скорее всего, женщина специально закрыла себе лицо, чтобы не выглядеть обезображенной после смерти.

В соответствии со второй, менее популярной версией, происхождение этого тревожного изображения является следствием увлечения Магритта «фантомасом» — темным героем триллера. Личность фантомаса никогда не открывалась. Он всегда появлялся в фильмах, будучи замаскированным тканью или чулком на голове.

Автор изобразил персонажей в порыве страсти. Об этом говорят складки наброшенных на голову кусков ткани. Страсть, вспыхнувшая между двумя людьми, действительно приводит к ослеплению.

Она лишает способности объективно мыслить и замечать очевидное.

Об этой картине имеет место и такое интересное суждение: Магритт не просто закрыл глаза влюбленным, он замотал им головы, реализовав таким образом метафору — «потеряли голову от любви».

Еще одна очень интересная деталь картины — поцелуй через полотно.

Возможно, художник изобразил ненастоящую любовь, не способную дать наслаждение от соприкосновения тел, их проникновения друг в друга? Возможно, на полотне изображена греховная страсть, которая стыдливо прикрывается и как бы предохраняется белыми покрывалами? А может быть, художник попытался таким образом вынести приговор человеческим чувствам — мол, даже сильная любовь не способна подарить возможность постичь истину?

Даже по-настоящему влюбленные люди остаются слепыми — они не видят ничего вокруг себя, не видят лиц друг друга и никогда друг друга не познают полностью?

Таким способом художник доносит до нас мысль о том, что истинные чувства не знают никаких материальных преград.

Эти любопытные догадки подтверждаются сюжетом второй картины. При внимательном сравнении можно увидеть целый ряд отличий на полотнах, который не исчерпывается только позами влюбленных. Во-первых, художник изменил фон: действие первой картины происходит в закрытом пространстве, а вторую пару влюбленных мы наблюдаем под открытым небом. Во-вторых, автор обрядил персонажей в другие одежды.

В-третьих, изменилось общее настроение картины: сконцентрированная напряженность первой сцены сменилась расслабляющим умиротворением второй.

Художник как будто пытается сказать, что страсть тут ни при чем. Теперь уже совершенно спокойные персонажи смотрят не друг на друга, а на зрителя и окружающий мир. Но мы по-прежнему не можем увидеть их лиц, а они по-прежнему «слепы»!

Возможно, это и является апофеозом любви? У человека, познавшего настоящее чувство, открывается истинное внутреннее зрение, позволяющее ему глубоко чувствовать этот мир, а не созерцать доступное для всеобщего обозрения его жалкое подобие? И препятствия в виде наброшенных на героев полотен, а также предметов одежды, слов, стен, искусственных звуков и красок больше не в состоянии им помешать наслаждаться подлинной красотой этого мира?

Возможно, открытие именно этой вдохновляющей истины и является самой ценной наградой за разгадку живописного ребуса Магритта — художника, знавшего о жизни значительно больше, чем мы?

Магритт признавался, что считает своей главной целью заставить зрителя задуматься. Вот почему его картины часто напоминают ребусы. Но в отличие от обычных головоломок разгадать их практически невозможно, потому что они ставят вопросы о самой сути бытия.

«Анжелюс» (1857–1859), Жан-Франсуа Милле

Однако не всегда скрытое изображение можно обнаружить через странности в слоях. Иногда единственное, что может помочь, — это интуиция гения, как и получилось с самой известной картиной Жана-Франсуа Милле «Анжелюс».

Судьба картины оказалась непростой. Ее заказчик из Америки Томас Эпплтон, тоже художник, по неизвестным причинам решил не покупать полотно. В течение 30 лет картина блуждала от одного коллекционера к другому. Так продолжалось до 1889 года: в этот раз в схватке за право обладания полотном сошлись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американцы победили, заплатив за картину рекордную по тем временам сумму — около 580 тысяч франков. (Правда, уже в 1909-м Лувр все-таки получил заветное полотно благодаря одному из французских перекупщиков.)

Простота и благочестие «Анжелюса» так заворожили зрителей, что почти в каждом французском доме появилась ее репродукция. Однако Сальвадору Дали она показалась вовсе не простой и буквально художника.

После рентгенограммы под привычным сюжетом вечерней молитвы открылась изначальная сцена — похороны младенца в поле. Молитва была вовсе не о богатом урожае картофеля. В ногах женщины стояла корзинка, в которой было укрыто тело умершего некрещеного ребенка этой супружеской пары, которому не нашлось места на христианском кладбище.

Сразу же после открытия спрятанного сюжета начали перепроверять мемуары Милле.

При этом он не стал менять фигуры мужчины и женщины, которые излучали скорбь, несоразмерную обычной вечерней молитве.

Сам Дали, благодаря интуиции которого был раскрыт первоначальный смысл, не особенно удивился и прокомментировал открытие одним предложением:

Стихи о Рене Магритт

Но надеюсь не смерть послужит сему предтечей.

  • Maris
  • *****

«Влюбленные» Рене Магритт

Страсть ослепила просто их.
По характерным складкам ткани
Мы видим это средь двоих,
Что на картине перед нами.
Художник не открыл их лиц,
Чтоб не раскрыть любви секреты
Ведь слепота их без границ.
Все отвергаются советы.

Они не могут замечать
Того вокруг, что окружает.
И не способны понимать
Того, что вскоре ожидает.
И далеки от всяких дум.
Их цель друг другом насладиться
Здесь отступает здравый ум.
Одно желанье только — слиться.
Они не видят ничего
И это им совсем не надо..

Для буйства чувства своего

  1. Два слоя ткани — не преграда.
  2. Ханин Борис
  3. *****

«Влюбленные» Рене Магритт

Доверяться глупо незнакомцу.
Кажется открытым и родным.
Зреет недоверие к питомцу,

  • Что скрывает яростный порыв.
  • Тянет на спонтанные желанья
    Бабья дань куриной слепоте.
    Образом безмозглым и жеманным,
  • Обещаньем слиться в наготе.
  • Так ли мы близки на самом деле?
    В иллюзорной тая пелене,
    Как безумцы губы целовали,
  • Головы скрывая, в простыне.
  • И в одежде, пряча беззащитность,
    Пробуем, не ощущая вкус.
    Нам самим себе признаться стыдно,
  • Что познали дьявольский искус.
  • Мы сегодня вместе для забавы.
    Наши ласки, как с небес вода,
    Словно шелк цветного покрывала,
  • Гладят нежно, кожу холодя.
  • Римарева Ирина
  • *****

«Слушающая комната» Рене Магритт

Яблоко в крошечной комнате? Или огромнейший плод?
Снова Магритт нас иронией к со-сотворенью зовет.
Как это комната слушает? Нет в ней намека на слух!
Что это комната слушает? Яблочка нем сладкий дух.

Может быть, слушает в комнате — в той, где картина висит,
Мысли? Тот «Я», кто на яблоко взглядом ребенка глядит?
Ах, а какое красивое! Вкусный, живой аромат!
Ну-ка, верни осторожненько яблоко в мир наш назад!
Бережно! Мысль тут философов про «Я-НеЯ» не плоха…

  1. «Я и Не Я» вот загадочка… Слушай, не тронь от греха!
  2. Энн
  3. *****

«Империя Света» Рене Магритт

Пред нами городской пейзаж:
Дом двухэтажный. Белы стены.
Фонарный столб стоит, как страж,

  • Он как маяк, при том бессменный.
  • В окошках виден теплый свет —
    Посыл к уюту и покою.
    Стоят деревья в темноте,
  • Укрыв строение собою.
  • Ночь тихая парит вокруг.
    Лишь озеро блестит у дома,
    Собою разбавляя тьму,
  • След Фонаря в нем невесомый.
  • Но стоит лишь поднять глаза —
    Увидим голубое небо
    И облака, как чудеса,
  • Сравнимые, наверно, с бредом.
  • Объединяя день и ночь,
    Не сочетаемые вместе,
    Сумел художник превозмочь.
  • Такое — станет интересней.
  • Соединив и ночь, и день —
    Стоящих рядом два явленья,
    К картине он привлек людей,
  • В них вызывая удивленье.
  • Ханин Борис
  • *****

«Империя Света» Рене Магритт

  1. Сюжет непритязательный такой…
    И желтый свет из окон сердце греет
    А тут еще фонарь, душа с ним веселеет
  2. Идиллия — ночной стоит покой…
  3. Сюжет непритязательный такой…
    И голубой цвет неба дух ласкает…
    А тут и облака плывут — не уплывают…
  4. Идиллия — и утренний покой…

Ночной покой… средь дня?… И это видят очи?
Абсурд Магритта бытие крушит…
Ночь грезит днем, день думает о ночи…

  • И радостью тревога так страшит…
  • Энн
  • *****

«Портрет Жермены Нелленс» Рене Магритт

  1. Не исчезни, превратившись в собственную тень,
    И не верь тому, что видишь каждый божий день.

    Тайна, скрытая в предметах не тревожит глаз,

  2. Вдруг, сомненье порождает смысл отдельных фраз.
  3. Повседневность серых будней и банальность дел,
    Растворяют дар бесценный, в детстве что имел.
    Удивление — явленье святости детей,

Изумляйся! Удивляйся! Становись добрей!

  • Грезы тайные Магритта и смятенье чувств,
    Разрушают мир привычный озорных безумств.
    Каждый день встают вопросы сути бытия,
  • Но неслышимы ответы в зазеркалье дня.
  • Вопрошаем мы в пространство, выбрав наугад
    Время, место, человека, просто… невпопад…
    Удивленье, изумленье, мысли, как в бреду…
  • И приходит откровенье «снами наяву».
  • Радость против пессимизма, ясность дел и слов,
    Вкус свободного полета, неба, облаков,
    Птицы в выси — символ счастья, лёгкий мир мечты —
  • Совершенство — это тайна зримой красоты.
  • В свете грез все мысли хрупки, как весенний снег,
    Рассыпаются мгновенно, что волна о брег.
    Порождение покоя царства тихих снов,
  • Грезы — странницы далеких неземных миров.
  • Да, иное измеренье из обычных дней,
    Дверь во мраке, провиденье у ее щелей.
    Дверь закрыта, дальше хода, почему-то нет,
  • Но за этой самой дверью прячется ответ.

Уходи, но возвращайся, снова уходи,..
К тайнам мира, к этой двери приведут пути.
Подбери заветный ключик и замок открой…

Непременно это будет. Следуй за мечтой.

Есырева Элла

Биография Рене Магритта

Наравне с произведениями Сальвадора Дали стоит творчество Рене Магритта — известного бельгийского художника, который родился в городе Лесине в 1898 году. В семье, кроме Рене. было еще двое детей, а в 1912 году случилось несчастье, которое повлияло на жизнь и творчество будущего художника — погибла мать. Это отразилось в картине Рене Магритта «Памяти Мака Сеннета», которая была написана в 1936 году. Сам художник утверждал, что обстоятельства никак не влияли на его жизнь и творчество.

В 1916 году Рене Магритт поступил в брюссельскую Академию искусств, где познакомился со своей будущей музой и женой Жоржетой Бергер. После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов, и относился к этому достаточно пренебрежительно. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.

Сюжет

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через всё его творчество.


«Сын человеческий», 1964. (Wikimedia Commons)

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта.
На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями.
В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.


Рене Магритт со своей работой. (Pinterest)

Ещё один мотив, который звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело её достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединённой с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от неё, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем.


«Голконда», 1967. (Wikimedia Commons)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: