Стог сена в живерни (картина моне, пушкинский музей)

Клод моне стог сена в живерни: описание картины

Вибрации цвета и света

В 1866 г. Клод Моне написал работу «Женщины в саду», ставшую важнейшим этапом в его живописных поисках в русле импрессионизма: светлая цветовая гамма распространяется и на тени, делая их цветными и словно пронизанными светом.

С этого момента неизменным свойством живописного мышления Моне становится отождествление живописи и натуры, образа и формы: он излагает правду видимой реальности на языке вибраций цвета и так, как воспринимает человеческий глаз. В 1869 г., отправившись с Ренуаром в Буживаль, он посвятил себя исключительно пейзажу и изучению рефлексов света на воде. «Лягушатник» (1869) — картина, где впервые наиболее полно реализована импрессионистическая система: художник не пытается подражать объективной реальности, скорее он фиксирует на холсте собственные ощущения — полученные от соприкосновения с фрагментом натуры. В Аржантёе стиль Моне достигает полной зрелости: в произведениях 1870-х годов выражена особенно полно его живописная концепция: он использует наложение коротких мазков чистого цвета — согласно законам дополнительности цветов, — которые становятся у него, чем дальше, тем все более дробными и мелкими.

1.4 ЖИВЕРНИ

Благодаря продаже картин, Моне удалось накопить немного денег. Теперь его финансовыми делами занимается бизнесмен Эрнест Гошеде. Но вскоре он обанкротился, и две семьи вынуждены объединиться, чтобы как-то выйти из затруднительного положения. Они поселяются в деревне Ветей, и вскоре художник хоронит жену, а потом и старшего сына. В 1883-м Клод снова сменил место жительства, теперь он с семьей живет в деревне Живерни, которая раскинулась прямо на берегу Сены. Его полотна начали хорошо продаваться, что помогло подкопить приличное состояние. Большую часть денег художник вкладывает в свой

сад. Моне расширял свой сад целых 43 года. Ему доставляло удовольствие не только возиться с растениями и потом пожинать плоды своего труда. Сад стал тем местом, где он черпал творческое вдохновение, особенно в предсмертный период своей биографии. Он выходил с мольбертом в сад и рисовал, рисовал, рисовал.

ХУДОЖНИК НАЗЫВАЛ СЕБЯ РАБОМ СВОЕГО ДЕЛА, ОН ХОТЕЛ ПОСТИЧЬ СОВЕРШЕНСТВО И НАУЧИТЬСЯ ПЕРЕДАВАТЬ НА ПОЛОТНО ОКРУЖАЮЩЕЕ ЕГО ВЕЛИКОЛЕПИЕ.

В то время Моне начинает работать в новой технике, которая заключается в одновременном написании нескольких полотен. Художник стремится передать всю переменчивость освещения. Он мог трудиться над одним холстом полчаса, потом приняться за другой, чтобы успеть ухватить сиюминутность момента. Примером служит серия полотен, где изображен мыс Антиб. Клод смог передать утреннее, полуденное, летнее, весеннее и осеннее освещение.

Клод-Моне.рф

КЛОД МОНЕ картины 1890-х

Из книги «История Импрессионизма» Джон Ревалд: Собственное творчество Моне сейчас приняло новое направление; это стало очевидным, когда в 1891 году он выставил у Дюран-Рюэля серию из пятнадцати картин, изображающих стога сена в различное время дня. По его словам, он предполагал вначале, что для передачи предмета при различном освещении достаточно двух холстов — одного для пасмурной погоды, другого для солнечной. Но, работая над этими стогами сена, он обнаружил, что эффекты света непрерывно изменяются, и решил удержать все эти впечатления на ряде холстов, работая над ними по очереди, причем каждый холст был посвящен одному определенному эффекту

Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью», и утверждал, что очень важно прекращать работу над одним холстом, как только меняется свет, и продолжать ее над следующим, «чтобы получить точное впечатление от определенного аспекта природы, а не смешанную картину»

Весна в Живерни 1890г Луг в Живерни 1890г Маковое поле в Живерни 1890г Маковое поле в Живерни 1890г Маковое поле в Живерни 1890г
Овсяное и маковое поле 1890г Овсяное и маковое поле, Живерни 1890г Портрет Сюзанны Хосхеде с подсолнухами 1890г Розовая лодка 1890г Стог сена 1891г
Стог сена 1891 Стога сена 1891г Кур д’Албань 1892г Кур д’Албань, пасмурная погода 1892г Лёд. Порт-Виле 1893г
Ледоход близ Бенекура 1893г Льдины, туманное утро 1894г Общий вид на Руан 1892г Пшеничные стога. Конец лета 1891г Руанский собор 1893г
Руанский собор 1894г Руанский собор в полдень 1894г Руанский собор в тумане 1894г Руанский собор на закате 1 894г Руанский собор , вечер, гармония в коричневом 1894г
Руанский собор, главный вход в середине дня 1893г Руанский собор, пасмурная погода 1894г Руанский собор, этюд главного входа 1892г Руанский собор, ясный день 1894г Руанский собор 1894г
Руанский собор 1894г Сена в Бенекуре, Зима 1893г Снежный эффект в Живерни 1893г. Стог сена в пасмурную погоду, эффект снега 1891г Стог сена на закате 1891г
Стог сена под солнцем 1891г Стог сена утром, эффект снега 1891г Стог сена, впечатление в розовом и синем 1891г Стог сена. Оттепель, закат 1891г Стога сена в конце дня. Осень 1891г
Стога сена в конце лета. Утренний эффект 1891г Стога сена в солнечном свете. Полдень 1891г Стога сена на закате, морозная погода 1891г Стога сена на закате, эффект снега 1891г Стога сена утром. Эффект снега. 1891г
Стога сена, солнце в тумане 1891г Стога сена. Эффект инея 1891г Стога сена. Эффект инея 1891г Стога сена. Эффект снега 1891г Тополя. Четыре дерева 1891г
Тополя 1891г Тополя в Живерни 1891г Тополя на берегах Эпте 1891г Тополя на берегах Эпте 1891г Тополя на берегах Эпте, вид с болота 1892г
Тополя на берегах Эпте, осень 1891г Тополя на берегах Эпте, пасмурная погода 1891г Тополя на берегах Эпте 1891г Тополя, вид с болота 1892г Тополя, осень, розовый эффект 1891г
Тополя, осень. 1891г Тополя, эффект ветра 1891г Три дерева в пасмурную погоду 1891г Три дерева весной 1891г Три дерева летом 1891г
Три дерева осенью 1891г Три дерева, осень 1891г Утро на Сене 1893г Утро на Сене близ Живерни, туман 1897г Фьорд близ Христиании 1893г
Церковь в Жефоссе, снежная погода 1893г Церковь Вернона в тумане 1893г Берега фьорда в Христиании 1895г В Валь Сен-Никола близ Дьеппа 1897г В Валь Сен-Никола близ Дьеппа, утро 1897г
В Валь Сен-Никола близ Дьеппа, утро 1897г В саду 1895г Весенний пейзаж 1894г/td> Весенний пейзаж в Живерни 1894г Весенний пейзаж 1894г
Весна. Луг в Живерни 1894г. Гора Колсаас 1895г Гора Колсаас в туманную погоду 1895г Гора Колсаас, Норвегия 1895г Гора Колсаас, розовое отражение 1895г.
Гора Колсаас 1895г Гора Колсаас 1895г Дома в снегу 1895г Дома в снегу. Норвегия 1895г Клематис 1897г
Клумба хризантем 1897г Кот-Соват 1896г Красные дома Бьорнегаарда в снегу. Норвегия 1895г Норвегия, деревня Сандвикен в снегу 1895г Норвежский пейзаж, Сандвикен 1895г
Паводок 1896г Сандвикен, Норвегия 1895г. Сена в Порт-Вийе 1894г Сена в Порт-Вийе, розовый эффект 1894г Сена в Порт-Вийе, синий эффект 1894г
Сена в Порт-Вийе, ясная погода 1894г Сена близ Вернон 1894г Скала близ Дьеппа 1896г Скала близ Дьеппа 1897г Скала в Пти-Айли 1896г
Скала в Пти-Айли, Варанжвиль 1896г Скала в Пурвиле 1896г Скала в Пурвиле, утро 1897г Скала в Пурвиле 1896г Скала в Пурвиле 1896г
Утро на Сене 1896г Утро на Сене близ Живерни 1896г Утро на Сене 1896г Хризантемы 1897г Хризантемы 1897г
Японский мостик 1896г Таможня в Варанжвиле 1897г Таможня в Варанжвиле, туман 1897г Таможня, розовый эффект 1897г Конькобежцы в Живерни 1899г

«Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки»

Water Lilies 1906

Последние 30 лет жизни Моне рисовал свой сад. А в саду — кувшинки. Более 250 полотен, составивших одноимённый цикл. Когда зрение Мастера было поражено катарактой, кувшинки стали голубыми и сиреневыми.

Мастер начинает рисовать кувшинки в 1899 году. Сначала — в вертикальной композиции, со знаменитым японским мостом или розовыми арками. Далее на полотнах остаются только лилии, пруд и — свет.

Изо дня в день, в разные часы и погоду, с разным настроением изображая кувшинки в воде, Мастер достигает буквально головокружительного эффекта — того, какой бывает, если долго смотреть в тёмную воду. Гипнотический эффект заставил покупателя в 2008 году на торгах Christie’s отдать за картину «Пруд с водяными лилиями» (1919) 80 451 178 долларов.

«Не могу делать ничего другого. У меня только один интерес, картины»

Как большинство великих живописцев, судьба испытывала Моне — отказом родителей в материальной помощи, осмеянием творчества, смертью любимых. Но он всегда был верен предназначению. Потому достиг вершины.

В 1860 году, когда Моне только освоился в Париже, нашёл единомышленников и учителей, его призывают в армию в Алжир на 7 лет. Чтобы откупиться от службы, нужно было заплатить 2 500 франков. Моне попросил помощи у родителей, они согласились, но с условием, что юноша возвращается в Гавр и занимается семейным бизнесом — бакалеей.

Ради свободы и живописи Моне выбирает войну и Алжир. Там он заболел тифом, был отправлен на лечение на родину, а затем уже тётушка, которая всю жизнь помогала художнику, выкупает за 3 000 франков его освобождение от военной службы.

«Стога сена», 1891

На аукционе Sotheby’s в 2019 году картина ушла с молотка за рекордную сумму — $110,7 млн. Впервые она была куплена в 1892 году Бертой Оноре Палмер. Картину она заметила на выставке годом ранее, после приобретения думала ее продать музею, но отказалась от этой идеи. Женщина была настоящей поклонницей Моне и собрала большую коллекцию его работ, которые после ее смерти перешли по наследству ее сыну.

Моне создал картину в 1890 году. На самом деле на картине изображено зернохранилище, а не стог сена. Это одна из первых работ из серии, с особой живописной формой, по которой начал работа художник в Руане.

1.6 СМЕРТЬ

Несмотря на все беды, лишения, нищету, Моне прожил достаточно долго. Ему два раза делали операцию на глазах, удаляли катаракту. Именно эти операции спровоцировали нарушение цветовосприятия художника. Теперь ультрафиолет ему кажется лиловым или голубым. Это в полной мере отразилось на его работах, которые он писал в послеоперационный период. Лучше всего это проявляется в полотне «Водяные лилии». Моне практически постоянно находится в саду, нанося на полотно красоту потрясающего водяного мира и растений. Последние работы мастера посвящены изображению самых разных прудов и кувшинок. Сердце художника перестало биться 5 декабря 1926 года. Он умер в той же деревне Живерни, в возрасте 86 лет. К тому времени на свете уже не было многих людей, которыми он дорожил. Причиной смерти стала онкология – доктора диагностировали у Моне рак легких. Перед смертью Клод настаивал, чтобы его похороны были немноголюдными. Так и случилось, провести художника в последний путь пришло 50 человек. Местом упокоения гения импрессионизма стало церковное кладбище.

«Бульвар Капуцинок в Париже»: бесчисленные черные пятнышки

Клод Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва Public domain
На той же выставке 1874 года, впоследствии названной первой выставкой импрессионистов, Моне представил «Бульвар Капуцинок в Париже». Картина написана с балкона студии фотографа Надара, где проходила выставка. Луи Леруа вид на бульвар привел в исступление:
«Выходит дело, и я похож на такое же черное пятно, когда прогуливаюсь по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что же, надо мной издеваетесь? ⟨…⟩ Да вы знаете, в какой технике выполнены эти пятна? В той же самой, что используют маляры, когда подновляют облицовку фонтанов! Шлеп! Блям! Бум! Как легло, так и легло! Это неслыханно! Это ужасно!»
Моне важнее передать ощущение движения, а не с фотографической точностью перенести вид на холст. Фигуры мужчин на балконе срезаны, а прохожие набросаны буквально несколькими мазками. Перспектива бульвара искажена, композиция резко обрывается, а мелкий свободный мазок передает мельчайшие колебания воздуха и легкой дымки.

Сын парижского бакалейщика

У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда  и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.

Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.

Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.

Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 годМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.

Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.

Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.

Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи

Подтверждена подлинность картины Клода Моне

Клод Моне. Стог в вечернем солнце, 1891

В мире искусства сделано открытие международного масштаба. Исследователи финского университета Ювяскюли факультета Математических информационных технологий доказали, что полотно, входящее в коллекцию музея Серлакиуса под названием «Стог в вечернем солнце», принадлежит кисти импрессиониста Клода Моне (1840-1926). Им удалось обнаружить, что под слоем краски скрывается подпись художника и год завершения работы — 1891. Картину изучили в Центре исследования искусства c помощью гиперспектральной камеры с устройством для рентгенофлуоресцентного анализа. Анализ пигментов и волокон холста подтвердил авторство Клода Моне.Эта картина была приобретена ранее в Лондоне как работа Моне. Она выставлялось в галерее Графтон на выставке-продаже работ импрессионистов. Затем более полувека полотно находилось в собственности Художественного фонда Гёсты Серлакиуса и экспонировалось как  картина, предположительно принадлежащая кисти Моне. Однако до сих пор подтвердить авторство не удавалось из-за отсутствия на ней подписи художника. В финских публичных коллекциях нет каких-либо других картин Моне, подлинность которых была бы подтверждена.Стоимость картины, авторство которой установлено, оценить трудно, но на аукционах произведения Моне уходили за миллионы евро. Осенью «Стог сена в вечернем солнце» отправится в Орхус (Дания), на экспозицию «Моне и французские импрессионисты».

Подпись Клода Моне на картине

Серия «Стога» — одна из самых известных в творчестве Моне наряду с циклами «Кувшинки» и «Руанский собор», созданными в разное время года при разном освещении. В «Стога» входят около 25 полотен, которые были написаны недалеко от дома художника в Живерни. Моне заметил стога во время прогулки и попросил свою приёмную дочь Бланш Гошеде принести ему два холста для облачной и ясной погоды. Но затем он понял, что этого будет недостаточно, чтобы изобразить все эффекты освещения. Первый стог был написан Моне в 1865 году.

Клод Моне. Стога в Шайи, 1865

Художник работал над этой темой своеобразно: он начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах. Моне хотелось передать состояние природы в краткий период времени, поэтому он работал над одним полотном иногда не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были завершены. В 1886 году Моне продолжил работу над циклом.

Клод Моне. Стог в Живерни, 1886, Эрмитаж

Клод Моне писал из Живерни Гюставу Жеффруа: «Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении,  но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю. Я стал так медленно работать, что просто прихожу в отчаяние, но чем дальше, тем я яснее вижу, как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней. Теперь мне все больше претит все сделанное чересчур легко и поспешно. А потребность передать то, что я чувствую, становится все настойчивее. Я молю Бога, чтобы у меня как можно дольше сохранилась способность работать, потому что мне кажется, что я еще добьюсь успехов».

Клод Моне. Стога, 1890

Осенью 1890 года Моне устроил так, чтобы стога, находившиеся неподалеку от его дома, были оставлены на зиму. В последующие несколько месяцев он писал их осенью, зимой, весной. Начав работать на пленэре, Моне заканчивал каждое полотно у себя в мастерской, добиваясь гармонии цветов, которая придает картине законченность.

Клод Моне. Стог утром, эффект снега, 1890-1891. Музей изящных искусств, Бостон

Стога. Утренний эффект снега, 1891

Клод Моне. Стога. Эффект белого, 1891

Клод Моне. Стога на закате, 1891

Стога, изображённые на картинах Моне, выглядят необычно из-за особого способа хранения зерна. Они состоят из пшеничных колосьев, накрытых соломой для защиты от осадков. Такой метод сохранения зерна в Нормандии возник из-за недостатка молотилок в середине XIX века. Хотя урожай собирали ещё в июле, часто колосья из последних стогов на некоторых фермах перемалывались только к марту следующего года. Этот метод укладки стогов использовался в течение ста лет, до появления уборочных комбайнов.

Клод Моне. Стога в конце лета. Эффект утра, 1891

Клод Моне. Стог сена в поле, 1893

1.5 ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Первый раз художник женился на Камилле Донсье, которая позировала ему для картины «Дама в зеленом», и еще многих других полотен. В этом браке родились два сына Моне, причем с интервалом в одиннадцать лет. После того, как его любимая супруга умерла, в личной жизни Клода появляется Алиса Гошеде. Однако эти отношения сразу носили неофициальный характер. Влюбленные узаконили их только тогда, когда умер муж Алисы – Эрнест. Алиса умерла в 1911-м, а в 1914 году художника постигла еще одна утрата, умер его первенец Жан. Клода Моне считают одним из трех живописцев, картины которых продаются по баснословным ценам. В среднем одна картина художника «тянет» почти на восемь миллионов долларов. Самым дорогим произведением Моне считаются «Водяные лилии», картина, которую он создал в 1905 году. Ее стоимость – 43 миллиона долларов. Полотна великого мастера есть почти во всех мировых музеях. Наследие художника принадлежит Великобритании, России, США.

Тематические вопросы

Хотя мирская тема была постоянной на протяжении всей серии « Стог сена », основная тема может рассматриваться как быстротечность света. Эта концепция позволила Моне использовать повторение, чтобы показать нюансы восприятия при изменении времени суток, времен года и погоды. Практически неизменный сюжет послужил ему основой для сравнения изменений света и настроения в его детально проработанном сериале. Первые картины в серии были начаты в конце сентября или начале октября 1890 года, и он продолжал создавать эти картины около семи месяцев. Эти картины сделали Моне первым художником, который нарисовал такое большое количество картин одного и того же предмета, различающихся по свету, погоде, атмосфере и перспективе.

Начиная с 1880 — х и 1890 — х годов, Моне сосредоточены на Стога и ряд других предметов (другие серии включены Mornings на Сене , Тополя , Руанский собор , в палатах парламента , и кувшинок , среди прочих). Чтобы работать над множеством картин практически одновременно, он просыпался до рассвета, чтобы начать работу в самое раннее время суток:

По мере того, как наступало утро и свет менялся, он последовательно переключался на более поздние настройки холста, иногда работая над десятью или двенадцатью картинами в день, каждая из которых изображала немного другой аспект света. Процесс будет повторяться в течение дней, недель или месяцев, в зависимости от погоды и хода работ, пока они не будут завершены. По мере смены сезонов процесс возобновлялся.

Определенные эффекты света длятся всего несколько минут, поэтому холсты, документирующие такие эфемеры, привлекали внимание не более чем на несколько минут в день. Еще больше усложняет ситуацию то, что , например, свет последующих восходов может существенно измениться и потребует отдельных полотен внутри серии. Впоследствии в каждой картине проявляются разные оттенки , и в каждой работе цвет используется для описания не только прямого, но и отраженного света

В разное время дня и в разное время года стеллажи поглощают свет из разных частей цветового спектра. В результате остаточный свет, который отражается от стопок, воспринимается как постоянно меняющийся и проявляется в отличительной окраске.

Впоследствии в каждой картине проявляются разные оттенки , и в каждой работе цвет используется для описания не только прямого, но и отраженного света. В разное время дня и в разное время года стеллажи поглощают свет из разных частей цветового спектра . В результате остаточный свет, который отражается от стопок, воспринимается как постоянно меняющийся и проявляется в отличительной окраске.

Многие известные художники испытали влияние именно этой серии, в том числе Ле Фов , Дерен и Вламинк . Мемуары Кандинского относятся к этой серии: «Что внезапно мне стало ясно, так это неожиданная сила палитры, которую я раньше не понимал и которая превзошла мои самые смелые мечты».

Стога зерна, эффект снега , 1890–91, Национальная галерея Шотландии , Эдинбург , Шотландия .

Серия « Стога сена » имела финансовый успех. Пятнадцать из них были выставлены Дюран-Рюэлем в мае 1891 года, и большинство картин было продано в течение месяца. Они были особенно популярны среди коллекционеров из Америки: двадцать из тридцати созданных стогов сена попали в американские коллекции. Из американских коллекционеров, Берт Оноре Палмер купил девять из Моня Стога . Выставка 1891 года получила признание публики. Октав Мирбо описал смелую серию Моне, как представляющую «то, что лежит за пределами самого прогресса». Другие описывали стеки как «лица пейзажа» — они представляли сельскую местность как убежище от повседневных проблем и дом для удовольствия от природы. Камиль Писсарро сказал: «Эти полотна дышат удовлетворением». Большинство картин было продано сразу за 1000 франков . Вдобавок цены Моне в целом начали круто расти. В результате он смог сразу купить дом и территорию в Живерни и начать строительство пруда с водяными лилиями . После нескольких лет простой жизни он смог добиться успеха.

Сериал демонстрирует его интенсивное изучение света и атмосферных условий, а Моне был перфекционистом в своих рендерингах. Моне уничтожил не одну серию картин, которые ему не хватало. Однако этот сериал избежал собственной жесткой самокритики и разрушения.

2.2 Анализ колористических решений

Колорит картины: Колорит — это соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Контрастные цвета — это цвета, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга или отстоят друг от друга на 180 градусов и образуют белый цвет при их смешении.

Цветовой круг — это схема, которая показывает переход одного цвета в другой. В основе — цвета радуги.

Таким образом, мы можем найти несколько контрастных моментов в картине. Например, стога сена рыже-жёлтые, а платья на девочках синее или голубое. Чтобы убедиться в их комплементарности, мы можем посмотреть на цветовой круг Иттена

Благодаря тому, что цвета этих фрагментов в картине являются комплементарными, получается поддержанная, гармоничная, уравновешенная композиция.

Основные цвета: моими основными цветами в картине являются: светлая охра, золотистый, оранжевый, зелёный, тёмно-зелёный (Рис.2.2)

Рис.2.2

Хотя по большей части, важную рол в его работах, играет свет. Соответственно, первые три цвета являются по большей части доминантными.

Тепло-холодность: Тёплыми цветами в этой картине являются: золотистый, оранжевый и зелёный.

Холодными цветами в этой картине являются: светлая охра, тёмно-зелёный, голубой.

Нейтральными цветами в этой картине являются: белый.

СТАНОВЛЕНИЕ КАК ХУДОЖНИКА

Именно в то время и началось зарождение импрессионизма, направления, которое полностью изменило представление о живописи. Представители этого направления старались прочувствовать сиюминутность момента и запечатлеть его на холсте. Моне стал одним из основоположников импрессионизма и самым ярким его представителем. Так как он привык работать на пленэре, он умел видеть это сиюминутное состояние природы и окружающих его вещей и очень тонко передать его в своих картинах.

В 1869 году Моне и Ренуар уехали в Бужевиль, где собирались поработать на пленэре. Клод пишет свои картины в совершенно новой манере, он перестает смешивать оттенки и наносит на холст крупные мазки разных цветов. Его картины характеризует использование чистого света, мастер открывает новую технику и особенности передачи света и тени. Так зародился и начал развиваться импрессионизм, абсолютно новое направление в живописи.

Когда грянула франко-прусская война, Моне уехал в Англию. Он не хотел снова попасть под призыв, к тому же не считал себя поклонником наполеоновской политики. Скорее наоборот, он ее абсолютно не принимал. В Англии Клод встретил продавца картин Поля Дюрана-Рюэля, с которым подружился, и который стал основным покупателем его картин, созданных  в те годы.

Поднакопив немного денег, художник смог обзавестись собственным домиком в Аржантее, где жил спокойно и даже счастливо вплоть до 1878-го. Те годы стали очень продуктивными, Моне много пишет, его картины становятся все более одухотворенными. Именно в тот период появилось известное полотно художника – «Впечатление. Восход солнца». Картина участвовала в выставке 1974 года в Париже.

Достаточно часто Клод создает серийные композиции, на которых изображены Лондон, Стог, Руанский собор. В технике импрессионизма он представляет разную освещенность, погоду, даже время суток. Каждое состояние имеет свою тональность, передает даже настроение художника. Чтобы описать его картины, слов мало, их нужно просто хоть раз увидеть и прочувствовать.

Глава 1. Описание картины «Стог сена в Живерни»

Картина «Стог сена в Живерни», которая является предметом исследования, создана в деревне при городе Верхней Нормандии в 1886 году. Пейзаж написан на холсте, прямоугольного, распространенного для художников, формата 60,5 x 81,5 см, написан с помощью масла. Это самый благоприятный для восприятия картины и движения в ней размер, поскольку соотношение его сторон равно числу 1,347 (81,5/60,5=1,347), что является близким к коэффициенту «золотого прямоугольника 1,618. Поэтому формат также помогает придать картине гармоничность и создать пространство для создания нужной художнику атмосферы.

На полотне изображен один из летних дней во Франции, в Нормандии. Передний план составляет стог сена, освещенный солнцем, но взгляд зрителя все равно больше устремляется на написанное яркими красками поле цветов. Благодаря особой технике Моне удалось создать движение цветущей природы, как будто колыхающихся цветов

Такое же внимание заслуживает задний план картины: холодный лес контрастирует с ярким полем маков, за лесом располагаются поля, которые чуть ли не сливаются с небом, а само небо написано туманным и пасмурным, затянутое облаками. Центральную часть картины занимают фермерские дома, расположенные на линии горизонта

Все вместе они создают атмосферу свежести, спокойствия и умиротворения, влажности воздуха.

Картина «Стог сена в Живерни» написана характерными для импрессионизма мазками: краски на холст наносятся отдельными мазками разного размера, обычно рядом или положенные друг на друга, сухой кистью. На поле направление идет по диагонали, что создает впечатление колыхающейся травы на ветру, в таком же направлении выполнено и небо, но мазки здесь мягче и менее густые. Широкими и однотонными мазками написаны деревья, это придает им густоту и помогает контрастировать с цветущем полем. Стог же написан слоями, мазок ложился на мазок, до тех пор, пока не получился стог, что в чем-то совпадает и с реальностью. В итоге из-за этой техники возникает неровная фактура картины. Сам Моне об этом высказывал следующее: «Когда Вы выходите писать, постарайтесь забыть, какие предметы перед вами – дерево, дом, поле или что-то еще. Просто думайте: здесь квадратик голубого, здесь полоса розового, здесь желтая жилка – и пишите это точно так, как вы воспринимаете, до тех пор, пока не будет передано ваше собственное наивное впечатление сцены, находящейся перед вами». Также технику Моне ярко и подробно раскрывает один искусствовед А.Г. Костеневич: «В «Стоге сена в Живерни» мазки торопливо бегут, теснятся, перекрывают друг друга, как бы выплескиваясь в едином порыве. Они ничуть не сглаживаются, не стушевываются… Но какая она живая природа у Моне. Однообразными и малопривлекательными покажутся стога даже у такого крупного мастера, как Миле, после стогов К. Моне. Не случайно через 5 лет после написания эрмитажной картины Моне вернется к этому мотиву и исполнит свою знаменитую серию стогов. Следуя завету Делакруа, — «враг всякой живописи – серое», — Моне пишет сено не неопределенными серовато – зеленовато – желтовато – буроватыми тонами, а чистыми красками, где перемежаются желтые, красные, изумрудно-зеленые мазки. Прием оптического смешения красок, который именно в это время начал принимать характер научной доктрины в зарождающемся неоимпрессионизме, применен в «Стоге сена». Моне предпочитает другое: отдельные яркие травы и цветы, составляющие этот стог-букет, сами смешиваются на расстоянии, рождая ощущение подлинного сена, омытого влажным воздухом.

Только на расстоянии становится понятен в «Стоге сена» и рисунок Моне. Вблизи его невозможно различить. Вместо предметов лишь какая-то сумма красочных пятен. Когда стоишь рядом с картиной, видишь что верхняя граница крыш, например, обозначена неровными мазками. К тому же они не совпадают с коричневыми пятнами крыш. Однако «забвение» рисунка становится новым его пониманием, когда отходишь подальше. Тогда получаешь не просто крыши, а крыши сквозь передвигающиеся массы воздуха, т.е. именно то, что видит глаз в реальной жизни»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: