«Аллегория с Венерой и Амуром» предупреждает о сифилисе
Картина, которая показывает Венеру и Амура, собирающихся заняться сексом на фоне лысого мужчины, всегда тревожит воображение. Даже по меркам своего времени картина Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» темновата.
Несмотря на восторженные отзывы о произведении как об эротический картине «особой красоты», есть много доказательств, что это действительно предупреждение о сифилисе. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины.
Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Пальцы фигуры опухли, как у больных сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической аллопеции. Беззубые дёсны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.
У одного из персонажей в ногу впился шип розы, но он этого не замечает. Такое отсутствие ощущений будет непосредственным результатом сифилитической миелопатии. Иными словами, на картине изображены страдания, которые ожидают в будущем тех, кто пойдет на поводу у страстей.
На картине «Изабелла» мужчина скрывает свою эрекцию
Один из корифеев движения прерафаэлитов Джон Эверетт Милле, вероятно, наиболее известен сегодня картиной «Офелия». По крайней мере, так было до 2012 года, пока исследователи не обнаружили нечто неожиданное в его картине «Изабелла». На ней изображена сцена из «Декамерона» Боккаччо, и на пиршественном столе явно просматривается тень от эрегированного члена.
«Декамерон» — одна из самых эротических книг, когда-либо написанных, и картина полна ссылок на сексуальность. Вытянутая нога персонажа представляет собой фаллический символ, а кучка просыпанной соли около тени от пениса, вероятно, символизирует семя. Это выглядит непристойно, но вместе с тем совсем не как обычная порнография.
La Primavera выражает любовь к садоводству
Это одно из самых известных произведений Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. La Primavera также одна из самых загадочных картин Боттичелли. Из-за того, что на ней изображена группа женщин, которые ходят по небу, как по лугу, эксперты по-прежнему утверждают, что у картины есть аллегорический смысл.
Но есть одна теория, выделяющаяся из всех остальных своей доказательностью и странностью, которая утверждает, что картина — о садоводстве.
Эта версия выглядит правдоподобной из-за умопомрачительной скрупулезности, с какой автор выписывает каждое растение. По официальным оценкам, на картине изображено, по крайней мере, 500 тщательно отрисованных различных растений почти 200 различных видов.
Некоторые полагают, что это были все растения, которые произрастали в 15-м веке во Флоренции и цвели с марта по май. Другие утверждают, что эти растения Боттичелли придумал сам, специально для этой картины.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо / Леонардо да Винчи (1503-1505)
Пожалуй, самой таинственной картиной из всех написанных когда-либо является Мона Лиза. Вот уже несколько столетий она не дает покоя искусствоведам и историкам, порождая все более дикие и интригующие идеи ее создания.
Кто же эта женщина с загадочной улыбкой и без бровей? Традиционно принято считать, что это супруга торговца Франческо Джокондо. Но есть еще несколько теорий, которые имеют право на существование. Например, что Мона Лиза — автопортрет самого Леонардо. Также есть вероятность, что эта картина написана да Винчи для себя, а настоящее полотно было обнаружено в Айзерлуте 100 лет назад. Эта Джоконда более подходит под описание картины современниками Леонардо.
А совсем недавно ученые предположили, что загадочная улыбка девушки на полотне связана с тем, что у нее не было зубов. Кстати, рентген показал, что брови у нее были, просто реставрации их значительно повредили.
Диего Ривера показал, что у Дж. Д. Рокфеллера-младшего был сифилис
Произведение Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной» — одно из заметных творений в мексиканском искусстве живописи. Первоначально фреска была написана по заказу для Рокфеллер-центра, но позже реконструирована в Мехико, после того как Нельсон Рокфеллер уничтожил фреску.
Одними из ключевых элементов росписи стали эпизоды последних научных открытий. Галактики, взрывающиеся звезды, множество бактерий, плавающих над головами мужчин и женщин…
После того как Нельсон Рокфеллер уничтожил оригинальную версию, Ривера нарисовал его отца, Дж. Д. Рокфеллера-младшего, в окружении бактерий — возбудителей сифилиса.
Это еще не все. Несмотря на то что Дж. Д. Рокфеллер-младший был на протяжении всей своей жизни трезвенником, Ривера нарисовал его с мартини в руке и женщинами, похожими на проституток. Для усиления эффекта он поместил Ленина на переднем плане.
El Autobus рассказывает об ужасной катастрофе
Картина мексиканской художницы Фриды Кало El Autobus, написанная в 1929 году, показывает жизнь мексиканского сообщества. Домохозяйка, рабочий, мать-индианка и богатый бизнесмен-гринго, несмотря на социальные различия, ожидают автобус рядом с девушкой, которая, вероятно, означает саму Фриду. Все персонажи этой картины не знают, что их ожидает ужасная авария.
В 1925 году Кало ехала на автобусе, который врезался в трамвай. Столкновение было настолько сильным, что тело Кало насквозь проткнуло металлическим поручнем.
Ее более поздние работы часто ссылаются на эту аварию, подразумевая, что то, что она выжила в катастрофе, чудо. El Autobus также не является исключением. Есть предположение, что рабочий на картине — как раз тот человек, который спас жизнь Кало, вытащив сломанный поручень из её тела.
Картины голландской школы живописи — картины в картинах
Голландский золотой век живописи уступает, пожалуй, только итальянскому Возрождению. Как и в другие эпохи, в это время также были свои собственные причуды в моде и в живописи, одной из которых стало то, что художники рисовали «картины в картинах».
Эти «картины в картинах» рисовали не только Вермеер и его товарищи по кисти. Некоторые считают, что такие картины содержат специальный символьный код. Одним из примеров такого стиля является картина «Тапочки» Самуэля ван Хугстратена.
На первый взгляд, на картине показан пустой зал с двумя парами тапочек, которые лежат посреди него. На стене зала висит картина Каспара Нетшера «Отец отчитывает свою дочь».
На первый взгляд, ничего необычного. Но современным ценителям голландского искусства известно, что картина Нетшера была нарисована в борделе. По-видимому, эти тапочки принадлежат мужчине и женщине, но так как зал пуст — возможно, они ушли заниматься сексом.
В других случаях код был тоньше. На картинах «Мужчина, пишущий письмо» и «Женщина, читающая письмо» (на фото) Габриэль Метсю изобразил молодого человека, пишущего письмо своей возлюбленной, и его прочтение.
На второй картине изображение корабля в бушующем море символизирует бурную природу их дальнейшей связи. На картине «Любовное письмо» Вермеера корабль под зловещими тучами внушает мысль о возможных плохих новостях.
Вы можете найти сотни примеров таких голландских картин «внутри картины», которые тонко изменяют смысл основного изображения.
Старый рыбак / Тивадар Костка Чонтвари (1902)
Венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари создал за свою жизнь множество картин, но был мало известен. Он страдал от приступов шизофрении, но все равно мечтал о славе Рафаэля. Тивадар прославился после смерти, когда была расшифрована картина «Старый рыбак», которая сейчас стала очень популярна. Она была создана в 1902 году и считается одной из самых таинственных работ художника.
С первого взгляда на полотне изображен старик, как много лет и считалось. Пока однажды кому-то не пришло в голову посмотреть на зеркальное изображение двух половинок лица старика. Тогда был раскрыт главный секрет этого полотна — на нем мастер изобразил Бога и Дьявола, которые есть в каждом человеке.
Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850
Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.
Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро
Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.
«Ночная терраса кафе» напоминает о «Тайной вечере»
Нарисованная в 1888 году «Ночная терраса кафе» — одна из наиболее важных работ Ван Гога, полностью раскрывающих особый стиль художника. Она также одна из самых его любимых. Но некоторые утверждают, что в ней имеется гораздо более глубокий подтекст. Согласно недавней теории «Ночная терраса кафе» отсылает нас к «Тайной вечере».
С раннего возраста Ван Гог был чрезвычайно религиозным. Его отец был протестантским священником, и влиятельные арткритики утверждают, что картины художника наполнены христианской образностью.
В случае с «Ночной террасой кафе» эта образность проявляется в виде Иисуса, пришедшего поесть со своими учениками. Если внимательно посмотреть на обедающих, то можно увидеть, что их двенадцать и они сидят вокруг центральной фигуры с длинными волосами.
Что характерно, есть даже ряд крестов, спрятанных на картинке, в том числе один непосредственно над фигурой Христа. Есть и другие доказательства в поддержку этой теории.
Когда Ван Гог писал брату о живописи, он утверждал, что мир испытывает «огромную потребность» в религии. Он был также глубоко увлечен Рембрандтом и выражал желание оживить свой стиль тонкой христианской символикой. «Ночная терраса кафе» вполне может служить доказательством того, что, в конечном счете, ему это удалось.
История фрески
По заказу Папы Римского Сикста IV в конце XV века было построено здание знаменитой Сикстинской капеллы. По замыслу здание должно было напоминать стены крепости, символизируя стойкость и неприступность истинной веры для пороков и грехов.
Украшением внутренних помещений капеллы, в том числе и центральной части потолка, занимались великие художники того времени. Одним и них стал Микеланджело, оставивший там свою бессмертную работу – «Сотворение Адама».
Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 годаМестонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Как рассказывает история, инициатором росписи стен капеллы во внутренних помещениях стал папа Юлий II. В этих комнатах должны были проходить различные религиозные торжества и ритуалы, а значит, декоративное оформление должно было соответствовать обстановке, позволять людям погрузиться в мир библейских сказаний и истин.
Что интересно, прежде Микеланджело не занимался созданием фресок, да и в самой капелле изначально не планировал такой работы. Буонарроти пригласили для другого дела. Юлий II решил создать собственную гробницу при жизни, для чего и потребовался опытный скульптор.
Донато Браманте, любимец папы Юлия II, стал косвенным “виновником” создания шедевра Микеланджело
Как гласит предание завистник и конкурент Микеланджело, Браманте, решил помешать ему. Он убедил папу, что строительство гробницы при жизни – дурной знак, и тот отказался от своей идеи. Однако Браманте не успокоился. Он убедил Юлия II потребовать от Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы.
От себя хочу заметить, что подобное задание требовало не только невероятного мастерства, но и огромных затрат физических сил. Однако Буонарроти принял вызов. Позднее о своей работе в Сикстинской капелле Микеланджело писал:
Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама», между 1508 и 1512 годамиМестонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия
Роспись Сикстинской капеллы действительно оказалась страшным испытанием для мастера, здоровье которого было подорвано, однако она оставила нам бессмертные творения, что вошли в список гениальных шедевров человечества.
XVIII век: портрет как валюта
Американский художник Гилберт Стюарт не хотел завершать портрет первого президента США Джорджа Вашингтона. Автор знал, что если он закончит работу, то президент непременно заберет ее себе. Вашингтон не раз позировал Стюарту, в результате чего были созданы десятки его портретов (правда, все они повторяли три основных образа). И только незаконченный художник оставил у себя в мастерской в качестве напоминания. Несмотря на незавершенность, этот портрет стал самым известным во всей карьере художника: из множества изображений президента именно это разместили на однодолларовой купюре.
Гилберт Стюарт. Джордж Вашингтон. 1796 г.
Вехи творчества. Биография Магритта
1922: Влияние сюрреалистов. В 1916 Магрит поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств и закончил ее в 1918; в картинах того времени ощущается влияние кубизма и футуризма. В 1922 Магрит женился на подруге юности Жоржетте Бейер. На жизнь он зарабатывал эскизами рекламных плакатов
В том же году его внимание привлекла картина итальянского живописца Джорджио де Кирико «Любовная песнь» (1914). В дальнейшем влияние направления «Pittura metafisica» (живопись таинственных, ирреальных мотивов с метафизической подоплекой) достаточно долго сказывалось на творчестве Магрита
В 1926 он создал свою первую удачную (как он сам ее оценил) сюрреалистическую работу под названием «Заблудившийся жокей». На картине изображен наездник, скачущий сквозь лес с нанесенными на деревьях пометками. В том же году появилась навеянная детективной литературой работа «Угроза, нависшая над убийцей»: человек, только что лишивший жизни женщину, слушает доносящуюся из граммофона громкую музыку, не замечая, что уже окружен полицией.
1927-1930: Годы в Париже. В 1927 Магрит уехал в Париж и вступил в группу под предводительством сюрреалиста Андре Бретона. В последующие три года появились работы, в которых он пытался обыгрывать соотношение изображенных реалий и обозначавших их слов: например, на картине «Ключ мечты» (1928) изображены шесть предметов с намеренно неправильными словесными обозначениями — так, изображение башмака венчает подпись «луна». В «Предательстве картин» (1928/29) под изображением курительной трубки мы видим подпись: «Это не трубка». После конфликта с Бретоном по поводу его фанатичного антикатолицизма Магрит вернулся в 1930 в Брюссель. Там он оказался в центре внимания бельгийских сюрреалистов, в том числе Поля Дельво.
Конец 20-х: Мир загадочных картин. В этот плодотворный период деятельности Магрит создавал картины, за которыми скрывался мир таинственных, поэтических сюжетов — многомерный глаз («Фальшивое зеркало», 1928), гигантское яйцо в птичьей клетке («Родство душ», 1933) или фантастические гибриды человека и рыбы («Коллективное изобретение», 1934). Он всегда тратил много времени на то, чтобы придумать для картины подходящее название. Один из образов картин Магрита — расчлененные торсы, чаще всего женские. Так, его работа «Молодежная статистика» (1930) состоит из пяти отдельных картин, каждая из которых обрамлена в свою собственную рамку и представляет определенную часть тела. Разнородные увеличения или уменьшения фрагментов человеческого тела не позволяют соединить их воедино. В «Красной модели» (1935) из пары сапог, стоящих у дощатой стены, вырастают пальцы ног. К числу наиболее часто копируемых картин Магрита относится «Сотворение человека» (1935). Изображение моря на картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, сливается с «реальным» ландшафтом.
1940: Ломка стиля. В 30-е работы Магрита были представлены на всех крупных выставках сюрреалистов. В начале второй мировой войны стиль художника претерпел радикальные изменения — художник экспериментировал с яркими, многоцветными изображениями позирующих натур, выполненными с применением импрессионистской техники. В1947 завершился краткосрочный период его увлечения фовизмом, который сам Магрит характеризовал как «бездуховную эпоху». После провала этих картин на выставке 1948 он решил вернуться к довоенному стилю.
1953: Настенная живопись. В 1953 Магрит оформил игровой зал казино Кнок-ке-Ле Зута восемью панно. Эта работа, названная им «Заколдованное государство», объединяет в себе элементы его прежних картин. Крупные панно были созданы им для Дворца изящных искусств в Шарлеруа («Невежественная фея», 1957) и Конгресс-центра в Брюсселе («Таинственные баррикады», 1961).
Многие картины Магрита 50-х и 60-х благодаря точности воспроизведения деталей и четкому нанесению цветов оставляют впечатление фотографически реалистичных (например, «Империя лихтеров», 1954). К числу наиболее известных поздних работ художника относятся «Битва аргонавтов» (1959), на которой изображены парящие в небе камни исполинских размеров, и «Большая семья» (1963) — на ней зритель видит выступающий из небес корпус птицы. В 1965 Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал ретроспективу работ бельгийского мастера. Через два года после этого Магрит скончался в Брюсселе в возрасте 68 лет.
Дж. Лeнc
ХХ век: смерть, болезнь и новая теория
Чтобы подступиться к большому парадному портрету жены, художник Михаил Врубель сделал серию натурных штудий. Но главной героиней этих эскизов была не Надежда Забела, а ее удивительное платье. Дело в том, что оно было сшито по замыслу художника и имело особую, мистическую власть над ним. Платье состояло из нескольких полупрозрачных материй, и складки создавали бесконечное множество красочных переливов. По сути, уже само платье было произведением искусства.
В момент создания картины Врубель был серьезно болен. Резкие штрихи и угловатые формы наряда передают состояние отчаяния и ощущение близкой кончины, которое овладело художником в процессе работы. Почти одномоментно зрение мастера резко ухудшилось, поэтому он был вынужден оставить картину недописанной. Как вспоминает брат художника, «накануне отъезда (5 марта) брат …желает видеть свою жену в костюме, в котором изображает ее на холсте, работал над которым последнее время с лихорадочным жаром, и вообще как бы прощается с тем, что ему особенно близко и дорого… Вечером, в сопровождении доктора, едет в Панаевский театр, куда встревоженная приезжает жена, и здесь, как потом вспоминает брат, они видятся в последний раз (в нормальной жизни): там же, где они встретились в первый раз (он — как художник-декоратор, она — как исполнительница партии Греты)». В 1906 году Врубель окончательно потерял зрение и последние четыре года жизни провел в полной темноте.
Михаил Врубель. После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель у камина. 1905 г. Источник
Еще одна найденная после смерти автора картина — работа Пабло Пикассо «Художник и модель» 1914 года. Мотив живописца и натурщицы волновал художника на протяжении всей жизни. Картина написана на обычном кухонном полотенце и представляет собой художественную аномалию. Дело в том, что в 1914 году Пикассо всё еще создавал кубистические композиции, а тут пробивается совершенно иной стиль — возвращение к классике, которое проявится в картинах Пикассо лишь после Первой мировой и будет связано с новою любовью, балериной Ольгой Хохловой.
Последний их год вместе для Пикассо был очень тяжелым, мастер жаловался Гертруде Стайн, что жизнь его превратилась в ад, «я всё время провожу в больнице и в метро по дороге в больницу». Возможно, желание спасти близкого человека отодвинуло работу над полотном на задний план. Впрочем, исследователи до сих пор расходятся во мнении, является ли «Художник и модель» незавершенной работой или ее незаконченность — это лишь преднамеренный прием, который позже Пикассо будет активно использовать.
Пабло Пикассо. Художник и модель. 1914 г. Источник
Художник английской школы Люсьен Фрейд говорил, что его представление о портрете сложилось вследствие недовольства от того, как художники изображают людей. Он считал, что портрет должен быть в первую очередь откровенным, даже если правдивость образа кому-то покажется шокирующей. За любовь Фрейда изображать человеческое недомогание, опустошенный взгляд и смятение его прозвали Энгром экзистенциализма (в честь французского живописца эпохи неоклассицизма). У Фрейда академический точный рисунок впервые стал отображать не идеальную красоту, а мир отвратительного.
Люсьен Фрейд. Портрет обнаженной. 1972–1973 гг. Источник
Модель на «Последнем портрете» и «Обнаженном портрете» одна и та же. Более ранняя версия помогает понять, почему «портрет» был назван последним
На первый взгляд, девушка просто отдыхает на кровати, но если обратить внимание на ее крепко сжатый кулак, жест подавленной боли, то возникнет сомнение, какое на самом деле состояние модели хотел передать художник. Ответом стало название незаконченной работы «Последний портрет», который художник не смог завершить, ибо модели вскоре не стало
Люсьен Фрейд. Последний портрет. 1976–1977 гг. Источник
И напоследок — может ли абстрактное произведение быть незавершенным? Родоначальник минимализма в живописи Барнетт Ньюман считал, что «идея законченной картины — это фикция». Поэтому многие свои работы он переписывал по многу раз.
Судьба художника
Дали — автор более 1500 художественных произведений. Картины, иллюстрации, литографии, графика, скульптуры, театральные декорации и костюмы, ювелирные украшения.
Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.
Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.
XVI век: Возрождение и забвение
Пожалуй, картина «Погребение Христа» кисти Микеланджело Буонарроти — одна из самых неоднозначных в творчестве итальянского мастера: подписи нет, фигуры не прописаны, а сам холст долгое время считался утраченным. В пользу того, что эта работа все-таки принадлежит Микеланджело, говорит документ, в котором церковь Святого Агостина в Риме поручает художнику нарисовать алтарный образ. Позже упоминается, что Микеланджело вернул деньги, которые ему заплатили авансом. Сейчас нет единой версии, почему же он оставил произведение незаконченным. Известно, что художник, забросив картину, уехал из Рима во Флоренцию. Его позвали друзья, знавшие о большой любви Микеланджело к работе с камнем, которую он ценил гораздо больше, чем живописное ремесло. Во Флоренции они раздобыли большой кусок мрамора, из которого позже была создана знаменитая статуя Давида. Возможно, работа над «Погребением» ему опостылела в тот момент, когда на горизонте появилась возможность заняться любимым делом.
Другая версия (о которой мы писали тут) состоит в том, что художник так и не смог собрать средства не покупку необходимого количества дорогого пигмента ляпис лазури (из нее делали глубокий синий цвет).
Впрочем, какой бы ни была причина, картина стала одной из самых известных его работ, а ее незаконченность повлияла на формирование новой эстетики non finitо, когда художник намеренно создает ощущение незавершенности. Широкие мазки Тициана или непрописанные области в произведениях Рембрандта — примеры выразительных средств в рамках этого стиля.
Микеланджело. Погребение. 1500–1501 гг. Источник
Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.
Смерть скупцаИероним Босх
Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.
Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.
Биография Рене Магритта
Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.
В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).
Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.
В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразныйстиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.
С 1932 по 1945 художник трижды вступал в Коммунистическую партию Бельгии и также трижды покидал её ряды.
После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во времяВторой мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.
Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.
Сюжет
Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через всё его творчество.
«Сын человеческий», 1964. (Wikimedia Commons)
Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта.
На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями.
В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.
Рене Магритт со своей работой. (Pinterest)
Ещё один мотив, который звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело её достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединённой с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от неё, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем.
«Голконда», 1967. (Wikimedia Commons)
Работы Л. С. Лоури полны скрытых страданий
Этот художник середины 20-го века известен картинами, изображающими северо-запад Англии. Л. Лоури часто рисовал огромные городские сцены с толпами «аферистов». Хотя он был популярен, мир искусства в течение длительного времени не признавал его картины, считая их тривиальными. На самом деле картины Лоури наполнены скрытыми человеческими страданиями.
На полотне 1926 года «Несчастный случай» нарисована толпа людей, которые собрались возле озера и смотрят на него. На самом деле художника вдохновила сцена самоубийства в этом месте, а толпа собралась поглазеть на труп утопленника.
На других картинах Лоури изображены персонажи, смотрящие кулачные бои, несчастные, которых выселяют из дома, или просто люди, глядящие из окон в подавленном настроении.
Ни в одной картине трагедия никогда не выпячивается. Все остальные люди продолжают жить своей повседневной жизнью, не подозревая о страданиях своих ближних. В этом мире мы совершенно одни, и наша боль ничего не значит для других. И это, наверное, самое страшное скрытое послание.
Еще:
- Каково это — жить с роботом-слугой, и хотим ли мы такой жизни?
- Как стильно оформить квартиру, не прибегая к услугам дизайнеров интерьера
- Как имя и умершие родственники могут влиять на нашу жизнь
- Любовь мало чем отличается от тяжёлого обсессивно-компульсивного расстройства
- Человек, создавший собственную страну абсолютной свободы и мира