Фреска рафаэля «афинская школа» (1509)

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже — доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками — стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки — для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале — поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

РИСУНКИ

Рафаэль был не только одним из величайших, но и одним из самых плодовитых художников своего времени. За свою короткую жизнь он успел сделать более 400 рисунков, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших дней. Рафаэль жил в переломный момент, когда совершался переход от старой техники рисования к новой. В годы его юности основным орудием художника были серебряный карандаш и перо, а к концу его жизни большинство художников перешли на мелки (обычно чёрные или красные), введённые в практику Леонардо да Винчи. Благодаря этой замене происходит переход от преобладавшей в XV веке техники линейного штриха к более свободному стилю, характерному для эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль с одинаковой лёгкостью пользовался любой известной в его время техникой письма и великолепно владел серебряным карандашом, которым продолжал работать вплоть до 1515 года, то есть даже тогда, когда большинство художников уже отказались от этого атрибута, сочтя его устаревшим. Почти все рисунки Рафаэля были этапом подготовки к написанию больших полотен. Среди них можно встретить и беглые зарисовки наподобие наброска, где зафиксированы первые мысли художника относительно будущей картины, и тщательно проработанные этюды.

Переехав в Рим в возрасте 25 лет, Рафаэль продолжал совершенствовать своё мастерство, быстро добиваясь всё новых и новых успехов. Уже в первых своих фресках, несмотря на то, что ему никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует своё умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию. В этом отношении его первая фреска («Афинская школа», 1509-1511 гг.) до сих пор может служить высоким образцом этого жанра.

В ряде последующих ватиканских фресок Рафаэль сумел добиться ещё большей выразительности в передаче движения и более широкого спектра световых эффектов. Он продолжал развивать и совершенствовать стиль и технику письма до самого конца своей короткой жизни, и в последней большой работе «Преображение» (оставшейся незаконченной в связи со смертью художника) подошёл в передаче экспрессии и эмоций к той черте, которая отделяет прозрачный, ясный стиль Высокого Возрождения от следующего за ним маньеризма.

Гераклит

1508-11, фреска «Афинская школа»
Станц делла Сеньятура, Ватикан, Рим, Италия

Это портрет Микеланджело — знак уважения Рафаэля к своему сопернику, расписывавшему одновременно с ним Сикстинскую капеллу.

Гераклит — древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Согласно Диогену Лаэртскому, Гераклит родился около 544-541 годов до н. э.

Имя «Гераклит» происходит от имени богини Геры и слова «славный», «прославленный», то есть означает нечто вроде «Гераслав». Все источники утверждают, что Гераклит происходил из малоазийского греческого города-государства Эфеса.

Эфес входил в число двенадцати ионийских полисов и был основан в XI веке до н. э. В Эфесе как и в других полисах греческого мира власть перешла от царского и аристократических родов к демократическим слоям населения. Поэтому Гераклит, хотя и происходил из царского рода Катридов не только не мог притязать на связанные с его родословной привилегии, но и отказался даже от тех привилегий, которые все еще полагались представителям свергнутых царских родов.

Некоторые ученые полагают, что Гераклит отказался от сана царя в знак протеста против торжества демократии в Эфесе. Отречение позволило Гераклиту «влиться, на равных правах с прочими «лучшими» гражданами, в гущу политических событий…».

Гераклит, как и все мыслители периода греческой классики, был прежде всего политическим деятелем, но, возможно, что неудачи на политическом поприще, гнев и досада на своих сограждан заставили его уйти с политической арены. У Диогена сказано, что философ отклонил требование эфесян составить для них законы на том основании, что у них укоренилось «дурное правление».

За любовь к парадоксам и замысловатым оборотам речи Гераклит еще в III веке до н. э. был прозван «загадочным». Аристотеля, сформулировавшего основные законы логики, раздражала манера эфесца совмещать противоположные понятия и представления.

Согласно свидетельствам, Гераклит написал сочинение «О природе». Оно делилось на три основные части: в первой речь шла о Вселенной, во второй — о государстве, в третьей — о богословии.

По мысли Гераклита, человек — часть природы; природа (космос), представляющая собой вечно живой огонь, никем не сотворена, она вечна и бессмертна; человек должен сообразоваться с природой, с ее живой «душой» — вечно живым огнем-логосом.

Один из главных пороков для Гераклита, — невежество. Он «наилучших» противопоставляет толпе, и относит к ним тех, кто размышление, совершенствование души предпочитает «скотскому» пресыщению материальными благами.

Причину «варварства душ» людей Гераклит видит в их конкретном вещественном состоянии. Души происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. И разница между «влажной» и «сухой» душой определяет различие между глупым и умным человеком.

Гераклит вел уединенную жизнь отшельника. Вследствие плохого питания Гераклит заболел водянкой. Тогда он, исходя из тезиса, что «влажное высыхает», зарылся в навозе, надеясь, что теплый навоз спасет его. Однако его надежды не оправдались, и он умер. По другой версии, он выздоровел, но позже умер от другой болезни.

Дата смерти Гераклита неизвестна. Согласно Диогену Гераклит умер в возрасте шестидесяти лет, то есть около 484-481 годов до н. э. Можно предположить, что Гераклит умер несколько позже, примерно в 475 году до н. э.

Особенности афинской школы фрески

Живопись Афинской школы — одно из многих примечательных произведений искусства Высокого Возрождения. Историки считают это время одним из величайших с точки зрения почитания классического духа и отражения различных аспектов общества через формы искусства. Картины эпохи Высокого Возрождения до сих пор находятся в музеях Ватикана и являются одним из важнейших факторов, способствующих привлечению туристов в прекрасный город. Что касается творчества Рафаэля, то Афинская школа считается одной из лучших благодаря тот простой факт, что в него вошли несколько греческих философов, внесших свой вклад в переворот западной мышление. Следовательно, и художественные, и архитектурные элементы картины считаются единственными в своем роде и достойными похвалы!

Афинская школа — фреска Рафаэля Санцио.

Он считается одним из лучших художников своего времени наряду с такими современниками, как Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Ему было поручено расписать личные покои папы Юлия II.

Это был самый большой проект, над которым он когда-либо работал, и самоотверженность, которую он проявил, рисуя коллекцию из четырех картин в библиотеке Папы, является свидетельством того, насколько он был предан делу.

В то же время Папа Юлий II также поручил Микеланджело расписать Сикстинскую капеллу.

Афинская школа живописи чтит многих древнегреческих философов.

В то время как идентифицировать некоторые из центральных фигур довольно легко, тем не менее, другие довольно трудно разместить, поскольку о них мало исторических записей.

Это показывает, что эта картина в Апостольском дворце не умаляет вклада каких-либо греческих философов.

Центральными фигурами картины, которые появляются в точке схода этой фрески, являются Платон и Аристотель.

Критические мыслители и эксперты предполагают, что даже жесты, которые делают эти древнегреческие философы, имеют значение.

Платон изображен в виде старика, в одной руке он держит книгу, а другой указывает на небо.

Указательный палец, кажется, указывает на то, как он пытался говорить о космологических теориях, которых придерживался.

С другой стороны, Аристотель как бы указывает на землю.

Это могло быть сделано, чтобы показать его любовь к практической этике.

Среди других древнегреческих философов, изображенных на картине, были Сократ, Пифагор, Евклид и Диоген.

Рафаэль Санцио даже включил в картину свое собственное изображение.

На картине две статуи.

Греческий Бог Света, Аполлон; и греческая богиня мудрости, Минерва, также появляются на картине.

Архитектурные элементы на картине и отсутствие попыток определить здание показывают, что Рафаэль не пытался сделать Афинскую школу похожей на реальное место.

На картине не все люди афиняне.

На картине также много учеников философов.

Например, Сократ как бы говорит или учит.

В то же время Пифагор пишет книгу, а кто-то помогает держать доску в вертикальном положении.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово «педагог» в переводе с греческого дословно означает «сопровождающий ребенка». Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

ПОРТРЕТЫ

Рафаэль был великолепным портретистом, хотя этот жанр и не был для него основным, особенно после того как художник переселился в Рим, где большую часть своего времени был вынужден посвящать грандиозным проектам, над которыми он работал по заказу правителей Ватикана. Не удивительно, что Рафаэль написал портреты обоих пап, на которых он работал, — Юлия II и Льва Х.

Его портрет папы Юлия II (слева) на целых два столетия стал образцом, по которому писались парадные портреты пап. Веласкес, например, следовал этому образцу в 1650 году, когда писал папу Иннокентия Х, изобразив его по колени, с поворотом лица в три четверти, сидящем в кресле с высокой спинкой. Помимо папских Рафаэль написал совсем немного портретов: несколько своих друзей, а также несколько человеку, имена которых так и остались тайной. Если свои переносные картины на религиозные сюжеты Рафаэль писал на деревянных панелях, то для написания портретов он чаще всего пользовался холстом, который лучше передаёт богатство красок и фактуру, характерную для этих работ художника.

«Афинская школа» (Рафаэль). Описание

Всего на картине изображено более полусотни фигур. В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Он внимательно слушает великого Сократа, а тот загибает на руках пальцы, рассказывая нечто удивительное. С левой стороны, возле лестницы, ученики окружили Пифагора, который занят разгадыванием математических вопросов. «Афинская школа» нашла место и Эпикуру, которого Рафаэль изобразил в венке из листьев винограда.

Для изображения Микеланджело художник выбрал образ Гераклита и нарисовал его как человека, который, оперевшись на куб, сидит в задумчивой позе. На лестничных ступенях восседает Диоген. Справа от него находится Евклид, который что-то измеряет на геометрическом чертеже с помощью циркуля. Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей.

Цель афинской школы живописи

Папа Юлий II был страстным человеком и был известен своей любовью к двум вещам, войне и искусству. Папа Юлий II увидел в Рафаэле потенциал, хотя в то время он был еще совсем маленьким художником. Это привело к созданию одного из величайших произведений Высокого Возрождения.

В эпоху Высокого Возрождения художники и художники другой природы хотели создавать произведения, которые чтили бы классический дух.

Для этого они позаботились о том, чтобы включить классических мыслителей и их способ понимания знаний в свои собственные произведения искусства.

Живопись Афинской школы показывает, как философия была путем, ведущим к высшему знанию, и изображение работы греческих философов, направленных на реализацию того же видения.

Смерть великого художника

Прожив всего 37 лет, 6 апреля 1520 года (в день своего рождения) умер великий Рафаэль Санти. «Афинская школа» же осталась жива на века. Земное бытие маэстро было ярким и кратким, как комета. Но и этого отведенного судьбой времени хватило на то, чтобы о Рафаэле вспоминали как о величайшем художнике эпохи Возрождения.

Смерть Санти была внезапной, она прервала соперничество двух величайших гениев своего времени. Оба принимали участие в украшении и создании Ватикана. Речь идет о Рафаэле и Микеланджело. Несмотря на то что последний был старше Санти, он пережил его на много лет.

Рафаэль скончался в Риме, а его прах похоронили с почестями, которые были достойны такого непревзойденного гения и символа эпохи. Не было ни одного художника, который бы не проводил бы в последний путь автора «Афинской школы» и не оплакал маэстро.

Х
удожник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса — Земли и неба — последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив — уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади — Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания…
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий

Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель

Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится… И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

Описание и фрагменты

Слева от Платона изображен его учитель Сократ, тоже идеалист. Сократ говорил о том, что не нужно познавать природу, нужно познавать человеческую натуру. Для него духовная сущность всего была важнее материального. Философ считал, что истину можно найти в споре или беседе. Поэтому он ходил по площадям и был всегда рад пообщаться с любым желающим. На картине он что-то рассказывает и объясняет – загибает пальцы. Его внимательно слушают окружившие люди. В том числе, ученик Аристотеля Александр Македонский.

Внизу слева сидит Пифагор он пишет свой труд и за ним подглядывают и переписывают. Рядом арабский ученый, переводчик Аристотеля Аверроэс. Чуть дальше трудится над своей работой Эпикур, его Рафаэль изобразил в венке из виноградных листьев. Ведь он утверждал, что от жизни нужно получать удовольствие, наслаждаться каждым днем.

Внизу, в центре облокотившись на куб, в образе Гераклита перед нами предстает свободолюбивый и дерзкий Микеланджело. А как мы помним, Гераклит считал огонь первоэлементом мироздания. Философ нарисован той же манерой, в которой писал и сам Микеланджело. Развалившись на ступенях отстраненно о чем-то, размышляет поклонник аскетизма – Диоген. Справа мы видим Эвклида – математик, живший в Александрии, первым написал труд по Стереометрии, Планиметрии и теории чисел, так же ему приписывают два музыкальных труда. Эвклид очень похож на архитектора Браманте. Архитектор трудился в Риме одновременно с Рафаэлем, в его планах было строительство грандиозного собора Святого Петра, к сожалению, он сумел воплотить только малую долю из этого. Вокруг Эвклида собрались его ученики, он что -то чертит циркулем на дощечке, они наблюдают за ним и на их лицах видно, что идет осмысление полученных знаний.

В правом углу спиной к нам стоит Птолемей, он держит в руках земной шар, рядом астроном Зороастр, у него в руках небесный глобус. И только один человек смотрит с картины на зрителя — это сам Рафаэль. Художник не принимает участия в спорах и беседах, возможно, потому что не относит себя к таким великим мыслителем.

Многих из изображенных можно идентифицировать, среди толпы стоит Гипатия – женщина – ученый из Александрии, в ее образе перед нами предстает возлюбленная художника. Основоположник стоической школы – Зенон Китийский. Не все фигуры можно опознать, они остаются безымянными и в то же время символичными. Справа изображен писарь. Написав его художник возможно хотел сказать, что все эти люди не были такими великими если бы не было такого безымянного человека, который когда-то записал их мысли. Слева в помещение врывается юноша его волосы и одежда тоже развиваются на ветру. И он несет в руках сверток и книгу. Это говорит о том, что он несет новую идею.

Фреска Афинская школа считается величайшей не только в творчестве Рафаэля, но всей эпохи Высокого Ренессанса. Художник на тот момент в юношеском возрасте – ему было 25 лет.

  • Проект в доу правила дорожные знать каждому положено

      

  • В чем состоят организационные основы противодействия терроризму обж 10 класс кратко

      

  • Как приготовить микропрепарат плода поясните на примере кратко

      

  • Что такое региональный компонент в доу по фгос

      

  • Что надо сделать чтобы заболел живот и не идти в школу

Другие персонажи

Несмотря на то что «Афинская школа» — это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ, изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский — поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.

Как и все мировые шедевры искусства, «Афинская школа» представляет публике пару неизвестных фигур. Так, никто не знает, кто изображен на фреске на одной ноге, и кому принадлежит спина в розовой одежде. А вот любимую художника легко идентифицировать: она олицетворяет Гипатию.

Станцы в Ватикане расписывались гением Рафаэлем десять лет — с 1508 по 1518 год. Сам Санти занимался работой лишь четыре года (1508-1512). Все остальное время роспись исполнялась учениками маэстро под его управлением. Существует одно случайное, но весьма интересное совпадение: четыре года работал Рафаэль над Станцами, и столько же лет работал над Сикстинским потолком Микеланджело.

Название известной фрески не принадлежит Рафаэлю. Исторические источники говорят о том, что в самом начале картина носила имя «Философия». «Афинская школа» — название, которое не в полной мере соответствует тому, что изображено на полотне. На картине, кроме философов из Афин, есть много людей, которые никогда в своей жизни не были в этом городе. Кроме того, на фреске собраны представители разных эпох, жившие в разных странах, а потому не имевшие возможности встретиться вместе в одно и то же время.

Список философов и других персонажей

  1. 1. Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
  2. 2. Пифагор
  3. 3. Диоген Синопский
  4. 4. Микеланджело в образе Гераклита
  5. 5. Автопортрет
  6. 6. Эпикур
  7. 7. Александр Македонский
  8. 8. Сократ
  9. 9. Евклид

Философы изображены не только из разных стран, но жили в разное время. Получается, что изображено идеальное общество античных мыслителей. Все действующие лица разбиты на группы, все люди изображены в действии. Центром картины являются, как уже писалось выше, Платон и Аристотель. Платон изображен с поднятой вверх рукой, что указывает на идеалистическое направление его мысли. Аристотель вдоль земли, ладонью вниз – ведь он основатель материализма. В образе Платона нам предстает Леонардо да Винчи, с которым Рафаэль был хорошо знаком.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона «Дискобол» и Поликлета «Диадумен» и «Дорифор».

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле — внутреннем открытом дворике, а в пасмурную — в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.

Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии — диалог или по-другому — диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения — Полемон, Кратес и Крантор.

Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Знаменитое творение Рафаэля

Фресковая роспись «Афинская школа» — одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.

Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции — Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя — Рафаэля Санти.

Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это — территория «духа». А вот территория «тела» на фреске отсутствует — автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.

Х
удожник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса — Земли и неба — последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив — уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади — Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания…
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий

Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель

Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится… И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

Часто задаваемые вопросы

Кто написал картину «Афинская школа»?

Афинская школа» — это фреска, написанная художником Высокого Возрождения, известным как Рафаэль, однако его полное имя было Раффаэлло Санцио да Урбино.

Где находится «Афинская школа»?

Афинская школа» Рафаэля хранится в Апостольском дворце в Ватикане в Риме, Италия. Она написана в одной из четырех «комнат Рафаэля», а именно в Станце делла Сегнатура («Комната Сегнатуры»), которая раньше была кабинетом Папы с библиотекой. Другими комнатами были, в частности, Sala di Costantino («Зал Константина»), Stanza di Eliodoro («Комната Гелиодора») и Stanza dell’Incendio del Borgo («Комната пожара в Борго»).

Что символизирует картина «Афинская школа»?

Картина «Афинская школа» символизирует философию, одну из дисциплин гуманитарных наук или областей человеческого знания, которую призвана представить главная комната, в которой она написана, Станца делла Сегнатура. Три другие картины символизируют «Поэзию», «Правосудие» и «Теологию». В «Афинской школе» мы видим множество древних философов и ученых, которые спорят, размышляют и вычисляют. Две центральные фигуры включают важных древних философов Платона и Аристотеля.

Что такое жест Платона в «Афинской школе» и что он означает?

В «Афинской школе» указательный палец правой руки Платона (у нас — левой) указывает на небо. Это свидетельствует о его философских убеждениях, которые сосредоточены на более абстрактных идеях и на том, что реальность существует в «царстве» духовного мира. Это сравнимо с жестом Аристотеля рядом с ним, который жестом указывает на землю внизу, что свидетельствует о его убеждениях, что реальность находится в физической форме. Жест руки Платона может быть отсылкой к его философии под названием «Теория формы».

Почему греческий бог Аполлон и богиня Афина были включены в Афинскую школу?

Греческий бог Аполлон и богиня Афина представляют аспекты, связанные с общей темой помещения, в котором находится картина «Афинская школа», — Станца делла Сегнатура, которая первоначально была кабинетом с библиотекой Папы. Аполлон — бог танца, музыки, стрельбы из лука, пророчества, истины и многого другого. Афина, Минерва в римской мифологии, является богиней мудрости и войны, что соответствовало многим дисциплинам гуманитарных наук, а именно: философии, поэзии, юстиции и теологии, в кабинете Папы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: