Детские годы
В городе Севилья в небогатой, но знатной семье принявших христианство евреев шестого июня 1599 года родился Веласкес Диего де Сильва. Он был старшим из восьмерых детей в семье. По распространённому андалузскому обычаю Диего и его брат (тоже художник) взяли фамилию матери. Будущую судьбу мальчика во многом определил тот факт, что его отец был выходцем из Португалии. Сначала Диего, так же как и других детей мужского пола, отдали в латинскую монастырскую школу.
Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, поэтому его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры. Факт выбранной профессии стал вызовом для местной аристократии, так как профессия художника считалась недостойным дворянина занятием. Характер преподавателя был несносен, из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера, и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность.
Внешние ссылки [ править ]
- Веласкес, каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о сдаче Бреды (см. Индекс)
- Очерк Академии хана
Викискладе есть медиафайлы по теме La rendición de Breda . |
vтеДиего Веласкес | |
---|---|
Список работ | |
Жанр |
|
История |
|
Религиозный |
|
Портреты |
|
Конные портреты |
|
Шуты |
|
Пейзажи |
Авторитетный контроль |
|
---|
Картины Веласкеса
Диего Веласкес (1599–1660) — испанский художник, считающийся одной из главных фигур испанского золотого века. Большинство работ Веласкес создал при дворе испанского короля Филиппа IV, а в 19-ом веке его известность распространилась за пределами Испании, а полотна художника стали образцом для подражания многим реалистам и импрессионистам. С того времени мастер считается влиятельной и значимой персоной для всего европейского искусства.
Триумф Вакха (1629)
Известная под названием «Пьяницы», картина изображает римского бога урожая, винограда и виноделия Вакха, в окружении нетрезвых мужчин. Композиционно работу можно разделить на две части. Слева расположена светящаяся фигура Вакха в расслабленной, но доминирующей позе. Справа, на испанский манер, изображена группа пьяниц.
Кузница Вулкана (1630)
Эта картина демонстрирует античный мифологический сюжет, в котором бог Аполлон посещает Вулкана, создающего оружие для бога войны. Аполлон сообщает Вулкану о неверности его жены. Веласкес, мастерски располагая фигуры, создает удивительное ощущение глубины.
Старуха, жарящая яйца (1618)
В период раннего творчества Веласкес был известен своими забавными жанровыми сценами. Среди лучших картин этого периода можно назвать изображение пожилой женщины, готовящей блюдо из яиц. Автор использовал сильные контрасты между светлыми и темными фрагментами наполненной рядом деталей композиции.
Христос на кресте (1632)
Созданная в середине творческого пути художника, работа изображает распятого Иисуса. Оригинальное полотно, передающее спокойствие, достоинство и благородство Христа, считается поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Самая известная религиозная работа мастера вдохновила множество литераторов, в том числе, Мигеля де Унамуно — на создание «Христа Веласкеса».
Портрет Инфанты Маргариты (1659)
Эта работа — один из нескольких портретов дочери Филиппа IV, который показывает мастерство Веласкеса-портретиста. Также художник создавал и другие картины с изображением королевских детей, но наиболее известной является именно эта работа.
Пряхи (1657)
Считается, что данная работа изображает греко-римский мифологический сюжет, согласно которому невероятно талантливая ткачиха Арахна оскорбила Афину своей красотой и самоуверенностью. Согласно мифу, что Зевс превратил девушку в паука.
Сдача Бреды (1634)
Работа демонстрирует обмен ключами, имевший место быть через три дня после сдачи голландского города Бреда. Картина входила в серию из двенадцати картин с батальными сценами, заказанную Филиппом для Зала Королевств в Буэн-Ретиро (Мадрид). Веласкес выбрал сюжет для иллюстрации, показывающий гуманные события на фоне последствий войны.
Венера с зеркалом (1649–1650)
Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Кокетливость героини достигается благодаря богатой цветовой палитре и теплым тонам, придающим картине оттенок эротичности.
Портрет Иннокентия X (1650)
Во время поездки в Италию Веласкес предложил папе создать его портрет. Но согласие было получено не сразу, так как папа хотел удостовериться в опытности и навыках мастера. Убедить его помог художник Хуан де Пареха, после чего Веласкес принялся за работу. Тем не менее, художник изобразил Иннокентия в беспощадно правдивой манере, что изначально многих пугало. Однако папа остался доволен и, согласно легенде, сказал: «Все слишком верно!».
Менины (1656)
Один из самых знаменитых портретов мастера изображает пятилетнюю Маргариту Терезу, ее служанок и фрейлин, телохранителей, карликов и собак. Слева можно видеть автопортрет художника с кистью. И по сей день «Менины» являются одной из самых анализируемых и популярных картин западного искусства.
Менины (1656)
«Менины» (Размер полотна 318×276 см) — самая знаменитая и таинственная картина художника, непревзойдённый шедевр портретного жанра. В переводе с испанского название картины означает «Фрейлины». Картина выставлена в музее Прадо. Её намеренно разместили на уровне глаз посетителей музея. Каждый, кто подходит к картине таинственным образом ощущает своё присутствие в этом странном и таинственном мире портрета. Полотно, как машина времени, погружает зрителя в мир иллюзий испанского двора середины XVII века.
Это сложная масштабная работа, на которой изображено царственное семейство вместе с пятилетней инфантой, в окружении фрейлин и самого художника. Композиция картины построена необычно. Маленькая девочка в пышном розовом платье со своей необычной свитой пришла в мастерскую Веласкеса понаблюдать, как художник пишет портрет её родителей — короля и королевы Испании. Со стороны, кажется, что все персонажи смотрят именно на вас, но на самом деле, они смотрят на короля и королеву, которые позируют художнику. Их отражение зрители видят в зеркале за спиной художника.
Художник сотворил такое пространство, которое ранее никто не изображал. Он вовлёк зрителя в мир своей мастерской и заставил смотреть глазами тех, кого он рисует. Мало того, он изобразил в виде главных персонажей картины карликов и фрейлин, а короля и королеву изобразил лишь схематично. Другие художники за эту вольность могли лишиться головы, но только не Веласкес. За это волшебство его и ценил Филипп IV.
Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых известных картинах Рафаэля Санти.
2
Поездка в Италию. Диего Веласкес: «Кузница Вулкана»
По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). В этой работе полностью отсутствует приземлённость, но ирония творца здесь явно заметна. Несмотря на сияние Аполлона, его образ весьма прозаичен. Вулкан и его помощники тоже представлены живыми людьми, не отличающимися божественной красотой.
Эта страна много дала Веласкесу, его живопись стала более совершенной и зрелой, исчезли тёмные тени и резкие линии, очень значимым стал пейзажный фон.
Интересные факты
Несколько увлекательных фактов:
- В мастерской Веласкеса стояло личное кресло Филиппа IV – король очень любил наблюдать за работой своего друга.
- Ученик живописца женился на его дочери, как и когда-то сам Диего женился на дочери своего учителя.
- В честь Веласкеса названы бульвар в Москве и кратер на Меркурии.
- При рождении будущему мастеру портрета дали фамилию матери, Иеронимы Веласкес.
- Кладбище, на котором он был похоронен, разграбили французы, и неизвестно, где находятся останки художника.
- Учитель виртуоза Ф. Пачеко основал свою академию художеств, которая существует до сих пор.
Сдача Бреды
В восьмидесятилетней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. С военной точки зрения осада Бреды была крайне рискованным и абсолютно бесполезным предприятием, являющим основной целью поднятие духа войск, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий.
Бреда считалась одним из сильнейших бастионов голландской республики в борьбе с Испанией в северном Брабанте
Находясь на пересечении нескольких важных дорог и судоходной реке, крепость занимала важное стратегическое положение в линии обороны голландцев
Кроме солдат в крепости находилось и мирное население — горожане и крестьяне из близлежащих деревень, искавшие в городе защиты от испанских войск. Мужское население Бреды численностью около 1800 человек было вооружено и поддерживало солдат.
В мирное время гарнизон Бреды состоял из 17 стрелковых рот численностью по 65 человек и 5 эскадронов кавалерии по 70 всадников в каждом. Когда стало известно, что город будет в осаде, каждый эскадрон был усилен ещё 30 всадниками. Пехота была пополнена 28-ю ротами общей численностью 135 человек. Чтобы сохранить продовольствие, незадолго до осады 3 эскадрона были отправлены в Гертруденберг. Общая численность гарнизона, включая 100 человек охранявших замок, составляла примерно 5200 солдат.
Численность испанской армии составляла около 80 тыс. человек. Из них около 25 тыс. человек держали крепость в кольце блокады, еще столько же охраняли коридор для поставки продовольствия и боеприпасов, остальные составляли резерв.
Испанская армия была разнородна по своему составу, большинство составляли голландцы и немцы. Преобладающим родом войск была пехота, затем кавалерия и небольшое количество ирландских канониров. Пехотинцы были вооружены шпагами и пятиметровыми пиками, рапирами, мушкетами или аркебузами. Кавалеристы были вооружены копьем, двумя пистолетами или двумя пистолетами и аркебузой.
При сдаче города Юстин настаивал на представлении свободы вероисповедания населению Бреды, а также на почетном отходе вооруженного гарнизона Бреды — с развевающимися знаменами и барабанным боем — в Гертруденберг. 2 июня Спинола и Юстин подписали условия капитуляции, спустя три дня, 5 июня, около 9 часов утра, гарнизон Бреды покинул крепость.
Испанский полководец из генуэзского рода Спинола. Его семья принадлежала к числу четырёх олигархических семейств, державших в своих руках управление Генуэзской республикой.
С начала 17 века был на службе у испанской короны. Взятие Бреды после 11-месячной осады оказалось кульминацией карьеры Спинолы. Успехи полководца прервали нехватка финансов и новый фаворит при дворе Оливарес.
Когда испанской двор начал войну за обладание Мантуанским герцогством, Спинола получил назначение. Он высадился в Генуе 19 сентября 1629 года, но и здесь его преследовали интриги Оливареса. Здоровье Спинолы надломилось и он умер во время осады Казаля 25 сентября 1630 года.
Нидерландский адмирал, внебрачный сын Вильгельма Оранского.
Был губернатором Бреды почти четверть века. После сдачи города испанцам в 1625 году отправился в Лейден, где он и скончался через 6 лет.
«Сдача Бреды». Диего Веласкес, 1634
Диего Веласкес изобразил на полотне события 5 июня 1625 года. Губернатор голландской Бреды Юстин Нассауский передает ключи от города главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле.
Картина была частью батального цикла из 12 полотен, который был заказан для увековечивания памяти о победах войск Филиппа IV. Предполагалось, что все они будут находиться во дворце Буэн-Ретиро. Рядом с ними должны были висеть полотна Франсиско де Сурбарана, изображающие десять эпизодов из жизни Геракла, а также конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Литература
- Justi, Carl. Diego Velázquez and his Times. London: H. Grevel & Co., 1889.
- López-Rey, José. Velázquez’ Work and World. Greenwich, CT: New York Graphic Society, 1968.
- Morris, Jan. Spain. London: Faber & Faber, 1964.
- Museo Nacional del Prado, «The Surrender of Breda, or The Lances.»
- Jonathan Brown, John Huxtable Elliott. A palace for a king: the Buen Retiro and the Court of Philip IV, ISBN 0-300-10185-6
- White, John Manchip. Diego Velazquez: Painter and Courtier. Chicago: Rand McNally & Company, 1969.
- Horst Lademacher, Simon Groenveld. Krieg und Kultur, ISBN 3-89325-575-3
- Esther Singleton. Great pictures as seen and described by famous writers, New York, 1907
Диего Родригес де Сильва Веласкес
Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе — около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. Если бог войны похож на усталого задумчивого солдата, то Эзоп и вовсе выглядит опустившимся человеком. Героев окутывает скрытая грусть, которая, видимо, была свойственна и автору во время выполнения заказа. Испания находилась в упадке, и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV.
Несмотря на полученное католическое образование и родство с чиновником святой инквизиции, после второго посещения Италии Веласкес увлекся изображением обнаженной натуры. Известно, что он создал целый ряд подобных образов, что совсем не было характерно для испанской живописи того времени. Однако художник долго находился под впечатлением от итальянской школы и, видимо, его интерес разделял также монарх. Все эти картины вскоре украсили стены дворца. К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной.
«Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон) — образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю. Она смотрит на свое отражение в зеркале, которое поддерживает крылатый купидон; фоном для них служит красный бархатный занавес. Все идеально выписанные складки шелковой постели богини, ее бархатистая кожа, плавные изгибы тела, витиевато наброшенная на зеркало ленточка и направление отдернутой красной драпировки выстраивают композиционное построение полотна, заставляя каждый раз по-новому любоваться его красотой.
Однако божественного и мифологического в картине очень мало. Серые неестественные крылья купидона контрастируют с его упитанным загорелым тельцем, а черная рама мутноватого зеркала призвана лишь усилить зрительскую интригу: какой же лик у прекрасной Венеры? Если же вглядеться в отражение, то можно увидеть одутловатое лицо уже немолодой усталой женщины. И здесь мастер остался верен себе. С некоторой долей иронии он в очередной раз изобразил вместо ожидаемого божественного образа простого человека. Существует легенда, что для этой работы ему позировала итальянская художница Фламиния Тривио. В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. Очевидно, между Тривио и Веласкесом вспыхнул роман, и после его возвращения из Рима на родину художница родила от него сына.
Именно поэтому «Венера перед зеркалом» очень необычна. Фактически живописец создал себе на память портрет возлюбленной. Картина сменила за два с половиной века несколько владельцев, а в 1914 на нее было совершенно нападение. Одна из активных поборниц прав женщин, Мэри Ричардсон, в знак протеста изрубила холст тяпкой, после чего он долго находился на реставрации. Почти все работы Веласкеса имеют непростую судьбу.
«Сдача Бреды»
Кратко описание картины
Это батальное полотно — одно из серии двенадцати картин, посвященных победам испанского короля Филиппа IV. Бреда — это город в Голландии, который был осажден войсками Испании, и, в конце концов, был вынужден капитулировать перед превосходящими силами противника.
Картина изображает не сцену сражения, а момент передачи ключей от города губернатором Бреды командующему испанским войском. Исторически, и с точки зрения военной стратегии, эта осада была достаточно бессмысленным занятием, зато как политический шаг она принесла массу выгод испанской короне.
«Сдача Бреды» — это очень большое многофигурное полотно, выполненное с огромным мастерством. На заднем плане картины виднеется обширный пейзаж, так как персонажи на переднем плане находятся на более высокой точке, чем сам город. Благодаря такому приему весь город выглядит так, словно географическая карта, лежащий под ногами завоевателей. Кое-где виднеются следы осады — дым, поднимающийся над местами пожарищ. Большое пространство и глубокая перспектива придают изображению особую воздушность, делают достаточно статичную сцену более выразительной и объемной.
Передний план картины — это четкое противопоставление противоборствующих сторон. Испанцы — это лес устрашающих пик, поднятых к небу и придающих полотну особую выразительность, какой-то жестокий ритм, оттенок потенциальной угрозы. На «испанской» стороне расположена фигура могучего, боевого коня — настоящего олицетворения силы. Это роскошное животное гнедой масти с черной гривой и хвостом изображено с исключительным мастерством, в очень сложном для передачи положении — сзади и сбоку. Мало того, конь приподнял заднюю ногу, ударяя в нетерпении копытом. Этот прием делает и без того очень реалистичное изображение еще более объемным и выразительным.
Центральная часть картины — это наиболее важный момент события. Униженная поза губернатора и покровительственная у военачальника подчеркивает происходящее.
У картины богатая и насыщенная колористика, но совершенно в духе художника, без использования кричащих, слишком ярких цветов. Это эффектное полотно до сих пор впечатляет мастерством живописи и красотой изображения.
Картина имеет еще одно название — «Копья». До Веласкеса многие изображали такое оружие, но только его частокол из длинных копий можно считать настоящим олицетворением войны.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Сдача Бреды» ВеласкесТакже бесплатно скачивайте «Сдача Бреды» Веласкеса на странице сайта!
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях
Описание картины Веласкеса «Сдача Бреды». Поурочные планы
«Сдача Бреды» — полотно исторического жанра, которое предназначалось для зала королевского дворца в Мадриде. Когда Веласкес приступал к написанию картины, его отделяло почти десятилетие от этого события; в 1625 году после многомесячной осады пограничной крепости Бреда Юстин фон Нассау вынужден был сдать её своему противнику Амброджио Спиноле. Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. Не впадая в пафос и триумфальное ликование, он изображает эпизод передачи ключей от города. Не воинственное победное настроение царит в картине — в ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Характеры как испанцев, так и голландцев, победителей и побеждённых, переданы с неподражаемым мастерством.
В правой части картины плотно сгрудились испанцы; замкнутость этой части композиции на переднем плане нарушает лишь фигура коня, бьющего копытами о землю. Устремлённые вверх копья, призванные продемонстрировать мощь испанского войска, ограничивают картину на заднем плане. Группа голландцев в левой части картины размещена более свободно и «непринуждённо». Здесь взгляд зрителя тотчас задерживается на юном офицере в светлокремовом камзоле. Он глубоко переживает событие: отвернувшись в сторону, юноша опускает глаза и что-то рассматривает, чтобы не видеть происходящего.
Его спутник с дружеским участием положил ему руку на плечо. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. Тяжело ступая, с обнажённой головой, идёт он навстречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи. Как рассказывает один из очевидцев этой встречи: «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Какое по-человечески глубокое отражение нашло это сообщение в произведении Веласкеса! Спинола, любезно склонившись навстречу голландцу, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
С элегантностью истинного рыцаря кладёт он правую руку ему на плечо, держа в левой шляпу и маршальский жезл. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации; он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. Понимание непостоянства воинской фортуны побудило художника к такой интерпретации исторического события. И действительно, спустя два года после завершения картины, Бреда снова перешла к голландцам.
Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
Время и место рождения величайшего живописца уже говорят о многом. Он появился на свет в 1599 году, в последний год переломного XVI века. 6 июня – день, когда новорожденный малыш Диего принял крещение, считается официальной датой его рождения, но существует мнение, что родился великий испанский художник днем раньше. Семья Веласкеса принадлежала к мелким дворянам, в Испании их называли «идальго». Среди выдающихся испанцев эпохи немало выходцев из этого сословия.
Севилья – родина Веласкеса, один из главных испанских городов времен раннего Нового времени, важный торговый порт и культурный центр. Облик города хранил культурное наследие различных эпох, демонстрируя синтез культур. Город имел большое значение как для короны, так и для развития испанской культуры. Именно этот город выбирали местом действия своих произведений многие испанские драматурги. Севилья стала родиной Дон Жуана – главного соблазнителя в мировой культуре.
В эпоху расцвета испанской живописи в Севилье сложилась своя живописная школа, яркими представителями которой были Франсиско Эррера и Франсиско Пачеко. Они стали учителями Веласкеса, оказав огромное влияние на формирование художественного стиля. Мальчик, проявляющий незаурядные художественные способности, попал в мастерскую Эрреры в 10-летнем возрасте.
Главную роль в становлении Веласкеса как художника сыграл Пачеко. Великий ученик превзойдет в известности своего учителя, однако свои первые шаги в карьере Диего Веласкес сделал именно благодаря Франсиско Пачеко, ставшему не только наставником, но и впоследствии тестем живописца, когда тот женился на его дочери.
С помощью Пачеко, который водил дружбу с королевским капелланом, Веласкес был замечен при дворе недавно вступившего на трон Филиппа IV. При новом короле все больший вес набирает граф Оливарес, всесильный временщик, ставший покровителем Веласкеса и одним из главных героев его живописи. Веласкес становится придворным живописцем и пребывает на этой должности до конца своих дней.
Являясь придворным живописцем, Диего Веласкес создает самые главные свои работы. Он известен как гениальный портретист, написавший множество портретов короля Филиппа IV и его приближенных.
Веласкес мастерски передавал фигуры и характеры людей, и многие его картины отличаются сложной композицией. Ярким примером служит одно из самых известных полотен «Менины», где в числе прочих героев художник изобразил и самого себя.
При дворе он также создает серию батальных картин, отражающих значимые победы эпохи Филиппа IV. Самая известная из них – картина «Взятие Бреды».
Отношение к Веласкесу как к придворному живописцу было противоречивым. Он был художником и зарабатывал этим на жизнь. Однако при дворе, где царили официоз и «засилье стереотипов», считалось, что любой труд – недостойное дело для дворянина, даже если этот труд – творчество. В то же время художественное сообщество видело в Веласкесе «государственного служащего», любимчика графа Оливареса и потому также относилось к нему неоднозначно.
Лишь за год до смерти Диего Веласкес был посвящен в кавалеры ордена Сантьяго. Испанский художник умер в 1660 году после болезни, сильно обострившейся во время подготовки свадьбы наследника испанского престола с дочерью самого знаменитого французского монарха «короля-солнца» Людовика XIV. Это было последнее мероприятие испанского двора, в котором художник принимал активное участие.
Кто же главный герой картины
Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.
Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.
Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.
Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.
Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.
В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.
Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.
А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.
Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.
А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.
Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…
Трактование образов полотна
Диего на полотне изображает не позорное отступление соперника, а дружеское решение о заключении мира. Этот эпизод показан на картине — крепостной голландский комендант Юстин Нассауский, предают ключ адмиралу Испании Амбросий Спиноле. Уважительное отношение сторон, показано в виде жестов, так одна сторона кланяется, вторая похлопывает бывшего врага по плечу. Однако образы на заднем плане читаются немного иначе. Хоть мир был заключен и главные герои полотна как старые друзья общаются друг с другом, голландские офицеры не веселы, разочарование и сожаление присущи их лицам. Чего не скажешь об итальянской стороне, где явно довольны происходящим моментом. Живописец очень уважительно относится к потерпевшей поражение стороне, изобразив их в приличном свете без следов побоев, количества и уныния. На полотне явным образом выделяется аллегорический образ коня, здесь ссылаясь на образованность автора, уместно предположить о взятом прообразе Троянского коня. Некоторые критики напрямую говорят, что необходимо быть глупцом, что бы не подумать о событиях связанные с Троей и знаменитым Троянским конем. Изображая в лицах людей усталость и некие подозрительные взгляды, Веласкес оказывается провидцем, ведь в будущем Бреду снова возьмут голландцы. Этот хрупкий союз и доверчивость недолговечны, это можно уловить тщательно читая образы произведения. Метафизичность трактования, отстранена от исторического подтекста, здесь уже говорится о человеческом взаимоотношении и переменчивости доли. Некоторые критики в полотне видят любовь, ведь здесь нет побежденного и победителя, только доверие и любовь к своим народам.
Описание таблицы
Картина была написана (наряду с двумя другими) , чтобы украсить Kingdoms Room ( Salón де Reinos ) из в Буэн-Ретиро , своего рода загородной вилле , построенной по приказу Филиппа IV Испании в стиле существующих в Риме . Этот большой дворец, образованный различными павильонами между огромными садами, был построен как пристройка к монастырю Сен-Жером-ле-Руаяль , церковь которого до сих пор находится рядом с музеем Прадо . Нынешний парк Ретиро состоит из части этих земель.
Salón де Reinos был самым престижным номер ансамбля, как это было там , что Филипп IV принял послов и других иностранных властей. Чтобы произвести на них впечатление воинственным и экономическим могуществом, было решено украсить этот грандиозный салон изображениями главных военных успехов Испании, хотя почти все факты были относительно старыми, а Испания только начинала проявлять себя как страна. мировая держава. Наряду с картинами , относящихся к битвам, другой серии картин Франсиско де Сурбарана был введен в эксплуатацию на подвигов от Геракла , мифического персонажа , которого цари Испании считается одним из своих предков.
А. Хьюгон описывает серию из двенадцати сражений следующим образом : «[На северной и южной стенах зала двенадцать больших батальных сцен, написанных королевскими живописцами, иллюстрировали главные победы монархии между 1622 и 1634 годами, включая победы монархов. Annus Mirabilis 1625: Сдача Бреды по Веласкеса , Оборона Кадиса против английского Сурбарана , Восстановительный Баия по Maino , справки Генуи по Антонио де Переда и Изгнание голландцев из Сан — Хуан — де — Пуэрто — Рико по Эухенио Cajés «. Историк также упоминает работы Джузепе Леонардо, три работы Винченцо Кардуччи , одну Феликса Кастелло и последнюю, уже потерянную, Кахеса. За исключением разрушенной картины (одна из двух, написанных Сурбараном), эта серия экспонируется в музее Прадо .
Веласкес разворачивает сцену без тщеславия и кровопролития. Два главных героя находятся в центре сцены и, кажется, ведут диалог как друзья, а не как враги. Появляется Джастин Нассау с ключами Бреды в руке и делает жест преклонения колен, жест, который прерывает его соперник, кладет руку ему на плечо и не дает ему унизить себя. В этом отношении это разрыв с традиционным представлением военного героя, который традиционно изображается доминирующим над побежденным и унижающим его. Мы также уходим от иератизма, который доминировал в батальной живописи.
Веласкес с реализмом генерал Спинола , которого он знал лично, потому что они путешествовали вместе в Италии в 1629 году . Мы находим тот же реализм и характерные черты лиц в лицах солдат, которые рассматриваются как портреты .