Описание
Композиция картины весьма оригинальна: на первом плане изображены второстепенные фигуры (в частности, пахарь, идущий за плугом), в то время как главный персонаж — Икар — даже не сразу бросается в глаза. Лишь внимательно вглядевшись, можно заметить торчащие из воды ноги и несколько кружащихся над поверхностью моря перьев. Отсутствует на картине и Дедал: лишь пристальный взгляд пастуха, устремлённый в небо, позволяет предположить, в каком направлении он скрылся. Падение Икара проходит незамеченным: ни пастух, смотрящий ввысь, ни пахарь, опустивший глаза к земле, ни рыбак, слишком сосредоточенный на своей удочке, не видят его. Мимо проходит корабль, но лица матросов обращены в противоположную сторону; впрочем, если кто-то из них и заметил тонущего, то едва ли огромный корабль замедлит свой ход ради его спасения. Однако есть на картине одно малозаметное существо, которому судьба Икара должна быть небезразлична. Это существо — серая куропатка, сидящая на ветке на краю утеса. И в этой детали Брейгель следует мифу в изложении Овидия: в «Метаморфозах» говорится, что отец Икара Дедал был вынужден бежать на Крит после того, как убил своего юного племянника Пердикса. Пердикс был учеником Дедала и обнаружил столь блестящие способности, что Дедал стал опасаться соперничества с его стороны. Он столкнул Пердикса с Афинского акрополя, но Афина сжалилась над мальчиком и превратила его в куропатку (лат. perdix). Так что у маленькой куропатки есть все основания злорадствовать, наблюдая, как гибнет сын её обидчика: для неё гибель Икара — не трагическая случайность, а справедливое возмездие, настигшее Дедала.
Несмотря на столь пристальное внимание к мельчайшим подробностям сюжета, картина Брейгеля — не только иллюстрация античного мифа, но также и великолепный пейзаж. Брейгель продолжает здесь живописные традиции первого пейзажиста Нидерландов — Иоахима Патинира
В пейзажах этого художника люди нередко изображались маленькими, еле заметными, а основную роль в композиции играл ландшафт. Влияние Патинира прослеживается и в цветовом решении картины: так, для его пейзажей характерно изображение переднего плана в коричневых тонах, среднего — в зелёных, дальнего — в голубых. Особое место в композиции картины занимает солнце. Бледное, полупрозрачное, садящееся за горизонт, оно, тем не менее, приковывает к себе взгляд. И это не случайно: ведь солнце — полноправный «герой» картины: именно его лучи стали причиной гибели Икара. Весь пейзаж предстаёт перед нами в его призрачном свете, а композиция выстраивается вокруг трёх ключевых точек: фигуры крестьянина на переднем плане, тонущего Икара и солнечного диска на горизонте. Вместе с тем, специалисты отмечают, что золотистые отблески солнца на воде, придающие пейзажу особое очарование — всего лишь эффект старения лака. Изначально картина имела более холодный колорит.
PS.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.
Брейгель – гениальный художник.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Beatrice MagazineYOU ARE MUSE
«Где ты, Икар?» – отчаянный, протяжный крик изобретателя, на которого обрушилась мрачная правда. Проносится над беспокойной пучиной расплавленный золотистый воск, вкропившийся между белыми перьями. Поневоле он теперь будет заложником бездны – солнце обожгло не только самонадеянность прекрасного юноши, но и сожгло его полностью. Миф о Дедале и Икаре принес вдохновение многим почитателям древнегреческой культуры, которые воплотили его образ в литературе, скульптуре, а самое главное – в живописи. Питер Брейгель Старший также нашел в мифе способ отражения собственного мировоззрения.
Часть 1. Безликий миф или рацея?
Миф повествует об афинском архитекторе, скульпторе и изобретателе по имени Дедал и его сыне Икаре. Они стали показательным воплощением предупреждения для всех мечтателей, пытающихся вырваться за границы земного. Как гласит предание, изобретатель способствовал смерти человека-быка, Минотавра, жертвой которого стали многие невинные девушки и юноши, и за это был сослан в темницу вместе со своим сыном. Дедал не мог вынести заточения и решился на побег, соорудив две пары крыльев, сотканных из перьев и скрепленных воском. Перед тем, как взмыть навстречу свободе, изобретатель предупредил Икара о том, чтобы он не спускался слишком низко к манящему синему зеркалу и не поднимался к палящему огненному шару. Но Икар, опьяненный игрой с ветром, не послушал отца. Жар дневного светила предрешил его судьбу – бездна уже распахнула объятия, принимая тело юноши. На первый взгляд, кажется, что история была соткана людской молвой для показания последствий непослушания. Но так ли это?
Разделим место действия мифа на своеобразные плоскости. Дедал и Икар символизируют образы людей, заточенных в собственных страхах и живущих в рамках социальных ограничений, боящихся вырваться наружу. Они боятся открыть для себя идеальный мир, хотя каждый априори обладает им. Делается первый шаг – ставни внутренней сдержанности с шумом распахиваются.
Теперь наступает черед выбора – следовать новым соблазнам рассудительно и оторваться от твердой земли рациональности, или грезить о несбыточном? Море в мифе – символ человеческого бесцельного существования, затягивающего в пучину обыденности любого, кто не имеет желания дать отпор. Солнце – олицетворение сокровенного и стремление познания утопии. Дедал и Икар оказываются между двумя параллелями. Только старик придерживается линии благоразумной, не несущей за собой риски, а Икар предается иллюзиям, поднимается слишком высоко от заурядности. За это он падает еще ниже допустимого, прорывает нижнюю грань существования. Поговорка гласит: «Мечты – крылья, не знающие усталости». Это так. Но стоит ли взмывать вверх, рискуя рухнуть?
Притча о слепых. 1568 г.
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
Картины, описание картин — Пейзаж с падением Икара
Мифологическая подоплека картины известна практически каждому. Автор очень специфично изобразил финал сей истории.На переднем плане можно наблюдать персонажей, которые вполне себе не относятся к основной идее картины. Однако этот пахарь, который занимается своей работой и даже не обращает внимания на происходящее, символизирует безразличие к упавшему Икару.Главное лицо этого мифа можно заметить в центре картины, но и тут стоит приложить усилие, чтобы разглядеть его ноги, комично торчащие из водной глади. Река покрыта перьями от разбившихся крыльев незадачливого Икара.Отца Икара на картине не видно. Однако можно предположить, что убитый горем отец улетел прочь от этого места, заметив взгляд пастуха. Икар разбился о водную гладь незаметно для простого люда – никто не заметил его. Все они продолжают заниматься своими земными делами.Однако есть на картине лишь одно существо, кому не безразлично падение Икара. За ним пристально наблюдает серая куропатка, сидящая на скалистом отвесе. С этим существом связана легенда, которая гласит, что Дедал убил своего племянника, поняв, что тот показывает куда большие способности, нежели сам мастер. Зависть и угроза забвения ослепили мастера и Дедал убил юнца. Но упав со скал, Пердикс вовсе не погиб. Милостивая Афина пожалела мальчика, и тот превратился в серую куропатку. Маленькая птица злорадствует, наблюдая за ситуацией: грех Дедала вернулся к нему. Пердикс отмщен.Все действие картины развивается на фоне живописного пейзажа, написанного в традициях голландской живописи. Вся картина тем не менее написана в спокойных, неярких тонах. Весь задний фон за горизонтом занят солнцем. Именно солнце стало причиной падения Икара. Но солнце не является ярким пятном пейзажа: однако вся картина предстает перед взором в дымке неяркого солнечного света.
Фламандские пословицы. 1559 г.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org
Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
Кому на картине небезразличен утопающий Икар?
Интересна и оригинальна картина «Падение Икара». Художник изобразил единственное существо, которого интересует судьба Икара. Это куропатка серого цвета, сидящая на ветке возле края утеса. Эта малозаметная деталь очень важна и связана с мифом Овидия. В «Метаморфозах» поэт говорит, что Дедал должен был сбежать на Крит после убийства своего племянника Пердикса. Молодой родственник Дедала обладал блестящим разумом и составлял немалую конкуренцию своему дяде. По этой причине он и был убит завистливым Дедалом. Но милосердная богиня Афина пожалела мальчика и обратила его в сероватую куропатку, которая как раз изображена на картине Брейгеля. У этой куропатки есть много оснований злорадствовать над тонущим Икаром. Ведь он является сыном её убийцы. Пердикс в образе куропатки считает смерть Икра не трагической случайностью, а справедливым возмездием, которое должно было настигнуть Дедала.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?
Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.
Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.
- Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
- Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».
Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».
Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.
Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».
Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»
Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»
На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»
На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»
Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»
А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»
Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»
Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.
Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.
Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.
Теги: знаменитый художник, художники, сюжет картины, Питер Брейгель Старший
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Второе толкование
Есть и другое значение работы под названием «Падение Икара». Картина Брейгеля заинтересовала многих ученых и критиков своим двузначным смыслом. В то время, когда художник работал над своим произведением, происходили важные открытия в области географии. Весь мир для человечества изменился и стал похож на неизведанный бескрайний космос. После этого все великие героические деяния прошлых времен превратились в нечто ничтожное, лишенное всякого смысла. Полет Икара стал забавной шуткой для большинства людей. По одной из версий, Брейгель решил отобразить такое изменение парадигмы в своей картине «Падение Икара».
Великолепный пейзаж
Картина Питера Брейгеля-старшего является не только иллюстрацией к древнему мифу о Дедале и Икаре. В ней отображаются давние традиции живописи первого из пейзажистов в Нидерландах – Иоахима Патинира. Главная роль в композиции картины отводится именно ландшафту. Солнце, изображенное Брейгелем, также занимает особое место. Оно бледное, почти прозрачное, а его лучи считаются предпосылкой гибели главного героя. Вся работа преподнесена в призрачном свете. Блестяще выполненным пейзажем считается «Падение Икара». Картина обладает особым очарованием, которое придают ей золотые солнечные блики на морской глади. Они появились с течением времени и являются эффектом старения красок.
Описание
Пейзаж с падением Икара , ок. 1590–95, масло на дереве (63 на 90 см (25 × 35 дюймов)), Круг П. Брейгеля Старшего, Museum van Buuren , Брюссель, Бельгия
В греческой мифологии , Икар удалось летать, с крыльями из его отец Дедал , используя перья , обеспеченные пчелиным воском . Игнорируя предупреждения своего отца, Икар решил подлететь слишком близко к солнцу, растопив воск, упал в море и утонул. Его ноги можно увидеть в воде чуть ниже корабля. Солнце, уже наполовину зашедшее на горизонте, далеко; полет даже близко не подошел. Дедал не появляется в этой версии картины, хотя он все еще летает в картине ван Бюрен (см. Ниже).
Пахарь, пастух и рыболов упоминаются в рассказе Овидия о легенде; они: «изумлены и думают, увидев богов, приближающихся к ним через эфир», что не совсем то впечатление, которое дает картина. Пастух, смотрящий в воздух, вдали от корабля, может быть объяснен другим вариантом композиции (см. Ниже); в оригинальной работе, вероятно, также была фигура Дедала в небе слева, на которую он смотрит. Есть также фламандская пословица (из тех, что изображены в других произведениях Брейгеля): «И фермер продолжал пахать …» (En de boer … hij ploegde voort), указывающая на невежество людей другим людям. Страдания Картина может, как предполагает поэма Одена, изображать безразличие человечества к страданиям, выделяя обычные события, которые продолжают происходить, несмотря на незаметную смерть Икара.
Хотя мировой пейзаж , тип работы с заглавным сюжетом, представленным маленькими фигурами вдали, был установленным типом в ранней нидерландской живописи , впервые предложенным Иоахимом Патиниром , чтобы иметь гораздо более крупную, не имеющую отношения » жанровую » фигуру на переднем плане, является оригиналом. и представляет собой своего рода удар по возникающей иерархии жанров . Другие пейзажи Брейгеля, например «Охотники на снегу» (1565) и другие в этой серии картин, показывающих времена года, показывают жанровые фигуры на приподнятом переднем плане, но не такие большие, как по размеру изображения, ни с предметом из «высшего» класса живописи на заднем плане.
Однако на картинах того же периода антверпенского художника Питера Аэртсена были большие кухонные или рыночные жанровые сцены с большими фигурами на переднем плане, а на дальнем фоне — мимолетная сцена из жизни Христа . Придание большего внимания «низкому» предмету, чем «высокому» в одной и той же работе — особенность некоторого искусства северного маньеризма , часто называемого «инверсией маньеризма». Традиционная мораль истории об Икаре, предостерегающая от чрезмерных амбиций, подкрепляется (в буквальном смысле) более скромными фигурами, которые кажутся довольными тем, что выполняют полезные сельскохозяйственные роли в жизни.
Сюжет
В основе картины лежит сюжет, который был взят из мифологии древних греков. Островом Крит правил достославный Минос. В плену владыки были Дедал, великий изобретатель, и его сын Икар. Пленники мечтали покинуть остров, но для этого нужно было как-то пересечь море. Дедал смог смастерить крылья для своего отпрыска, с помощью которых можно было перелететь через морские просторы. Отец предостерег своего сына о том, что подниматься слишком высоко нельзя, так как перья на крыльях скреплены воском, который легко расплавиться под солнечным жаром. Но Икар не послушал отца. Он полетел прямо к солнцу. Это было большой ошибкой. Воск на крыльях растаял, что привело к гибели Икара в пучине моря. Древнегреческий поэт Овидий описал миф о Дедале и Икаре в своих «Метаморфозах». Брейгель, без сомнений, был знаком с его творчеством.
Упоминания в других СМИ
Картина показана в фильме Николаса Роуга « Человек, который упал на Землю» (1976), где персонаж открывает книгу картин перед его изображением. В описании на последней странице указано, что сцена остается спокойной, а падение практически не замечено. Картина также фигурирует в романе Уолтера Тевиса, на котором основан фильм. Персонажи Ньютона и Брайса обсуждают картину ближе к концу четвертой главы.
Эрик Стил, чей фильм Мост (2006) документов самоубийства два десятка людей , которые прыгали от мира , наиболее популярного сайта самоубийства — The Golden Gate Bridge — в течение 2004 года, по сравнению изображений , снятых в документальном к таковым из Брейгеля Пейзажа с Падение Икара , потому что роковые прыжки проходят практически незаметно для прохожих.
Камерная работа композитора Брайана Фернейхау La Chute d’Icare в 1988 году была вдохновлена картиной:
Колтрейн Гилман и Майкл Гнат * перед картиной Брейгеля. Фрэнк Керуцци «Вращал колесо »; Режиссер Джанет Бентли. Фестиваль Broadway Bound 2019. Фото: Эмили Хьюитт. (* Любезно предоставлено Actors ‘Equity Association.)
Картина занимает видное место в антиутопической пьесе Фрэнка Черуцци, « Вокруг зашла в колесо» (2019), где дети берут под свой контроль мир и используют картину и миф об Икаре как способ научить взрослое население высокомерию и опасностям технологий.
Картина была включена в сериал 1980 года « 100 великих картин» .
Картина упоминается У.Х. Оденом в его стихотворении 1938 года «Musée des Beaux Arts», в котором падение Икара воспринимается пахаря как «незначительный провал».
Картина также является предметом песни Тита Андроника «При просмотре пейзажа Брейгеля с падением Икара»: