Микеланджело буонарроти: биография, картины, произведения, скульптуры

Микеланджело буонаротти

Гробница Юлия II

Еще до того, как в 1505 году Микеланджело было
поручено папой Юлием II расписать свод Сикстинской Капеллы, он получил от того
же Юлия II заказ на создание для него гробницы, которая должна была стать самым
великолепным из всех надгробных памятников Христианских времен. Располагаться
гробница должна была в строящемся тогда новом Соборе Св. Петра. Микеланджело с
энтузиазмом принялся за эту работу, которая должна была включать более чем 40
фигур. Он проводил месяцы в карьерах, чтобы получить необходимый каррарский
мрамор.

Однако, ввиду нехватки средств, Римский папа
приказал ему отложить работу над гробницей и выполнить сначала роспись свода
Сикстинской Капеллы. Когда Микеланджело вернулся к работе над гробницей, он
повторно разработал проект, пытаясь сделать его как можно менее дорого­стоящим.
Он выполнил некоторые скульптуры для гробницы, и в первую очередь самую
прекрасную — Моисея ( приблизительно 1515 ). Моисей должен был стать центром
композиции нового проекта. Сейчас эта статую находится в римской церкви Святого
Петра в веригах. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой
нише. В руках его — скрижали с Десятью Заповедями. Его длинная борода струится
между могучих пальцев. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом.

Две других превосходных статуи, Скованный
пленник и Смерть Раба (обе ок. 1510-13 ) находятся в Лувре, Париж. Они
демонстрируют подход Микеланджело к скульптуре. По его мнению, фигуры просто
заключены внутри мраморного блока, и задача художника — освободить их, удалив
избыток камня.

Часто Микеланджело оставлял скульптуры
незаконченными — либо потому, что они становились не нужны, либо просто потому,
что они теряли для художника свой интерес.

Описание картины Микеланджело Буанарроти «Обращение Савла»

Предпоследней работой легендарного художника и архитектора Микеланджело стала «Обращение Савла». Картина выполнена в качестве фрески для одного из монастырей. Она состоит из двух частей.

Первая часть показывает Иисуса Христа, направляющего праведный огонь на отряд Савла. Он окружен полуобнаженными ангелами, которые либо рассматривают его действие, либо удаляются по поручениям. Некоторые из них имеют на теле алые плащи, другие – зеленые и бирюзовые платья.

Вторая часть картины отображает небольшой отряд, посреди которого лежит сам Савл. Удар Иисуса выбивает его из седла, и он падает на землю. Его воины разбредаются кто куда. Некоторые пытаются ему помочь.

Савл – известный гонитель христиан. Его цель была заключена в сборе мощного отряда, который выгонит всех христиан со своей земли. Савл был беспощаден, и уничтожал целые поселения праведных людей. Но однажды, в одном из своих походов он получил сокрушительный удар по голове. Поблизости не было никого. Но после он понял, что происходит, так как сверху раздался голос Иисуса.

На картине мы видим удивленного Савла, устремившего свой взор ввысь. На него с небес смотрит Иисус, по бокам которого находятся ангелы. Лицо Иисуса выражает гнев, а движения направлены на полное уничтожение отряда. Но все-таки, он дает Савлу шанс.

Отряд Савла разбредается кто куда. По удивленным лицам, изображенными Микеланджело, кажется, что они не понимают, что происходит. Один из верных воинов Савла схватил щит и направил его вверх, дабы прикрыть своего командира. Какая-то часть отряда спасается бегством. Не оборачиваясь, они бегут в сторону от происходящего.

Справа видно, как убегает лошадь Савла, которую пытаются остановить его воины. Но у них ничего не выходит, и лошадь лишь раскидывает людей в разные стороны.

Начало пути

О великом флорентийском художнике, скульпторе, архитекторе и поэте написано очень много. Чтобы стать столь великим человеком, надо было пройти долгий путь становления.

Родился Микеланджело в небольшом итальянском городке Капрезе 6 марта 1475 г. Буонарроти Симони – отец мальчика, был мэром этого городка, но больших доходов семья не имела.

Рисунок 1. Микеланджело. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Микеланджело был вторым ребенком, и через месяц после его рождения семья переехала в родовое имение во Флоренции.

Франческа – мать мальчика, умерла, когда ребенку было всего 6 лет. Этот удар судьбы полностью поменял его характер. Мике, так звали ребенка в детстве, стал раздражительным, замкнутым и нелюдимым.

Волнуясь за состояние сына, отец отдал его в школу, но тот особого рвения к учебе не проявил. Зато приобрел друзей, благодаря которым полюбил живопись.

С азами живописи Мике знакомится в 1488 г, поступив на обучение к братьям Гирландайо, там же он учится создавать фрески. Через год после обучения, он продолжает изучать скульптуру, посещая сады Медичи.

Микеланджело интересуется строением тела человека и получает от настоятеля церкви Нико Бичелини разрешение изучать человеческие трупы. Он скрупулезно изучает скелеты и мышцы мертвых людей.

С 16-ти лет начинается творческая биография Микеланджело. К этому времени он создал две рельефные скульптуры – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», доказав и показав всем, что является обладателем необычного дара.

Политическая обстановка в Италии в это время сложная, начинается революция и Флоренция капитулирует. Творческая деятельность в таких условиях невозможна, поэтому Мике уезжает сначала в Рим, а потом в Венецию, чтобы заниматься любимым делом.

Знаковым для него становится 1495 год. В это время он выполняет заказ на изготовление скульптурных композиций для ковчега мощей святого Доминика в Болонье.

В Риме он живет в течение 5 лет и за это время создает многочисленные скульптуры для папского престола. Микеланджело работает не только над скульптурами, значительное время он уделяет созданию фресок, а над росписью потолка Сикстинской капеллы трудится 4 года – композиция включала более 300 фигур тщательно прорисованных.

Всемирная слава гения связана с собором Святого Петра – это его главное архитектурное творение. Идея проекта центрального купола знаменитого сооружения принадлежала Микеланджело, и руководил он архитектурными работами главного храма католиков 18 лет.

Строительство собора закончилось после его смерти в начале XVII века. Что касается живописи, то это творческое наследие Мике уступает многочисленным архитектурным и скульптурным работам.

Сохранилось всего несколько картин великого мастера, но осталось большое количество эскизов, сделанных собственноручно.

Большой вклад внес он и в мировую литературу, оставив после себя более 300 сонетов на любовно-философскую тематику.

Прожил Микеланджело Буонарроти долгую и плодотворную жизнь, закончив земной путь в возрасте 88 лет. Умер он 18 февраля 1564 г.

Римский Папа Пий IV распорядился похоронить мастера в сборе Святого Петра, в роскошной гробнице, специально для него построенной. Однако через 5 месяцев с большими почестями тело было перевезено во Флоренцию.

Захоронили Микеланджело в базилике Санта-Кроче рядом с останками второго великого итальянца Никколо Макиавелли.

Первые успешные работы Микеланджело

В возрасте 16-17 лет он создает свои первые барельефы. Это известные сейчас всему миру «Мадонна у лестницы» и «Битва Кентавров». После первых творений сразу же стало понятно, что он будет популярной личностью.

«Мадонна у лестницы» — это первое творение, высеченное из мрамора. Микеланджело в эту скульптуру добавил свою «изюминку», свой шарм. Поражает каждая деталь барельефа. Идеально видны все изгибы, из-за этого ощущается пластичность образов. Только великий мастер способен на такую изысканную работу.

«Мадонна у лестницы»» — творение, которое отличается от других привычных скульптур. В биографии Микеланджело прослеживается неординарный подход к своей работе. Пресвятая Дева является основой этой скульптуры. В образ Богоматери художник вложил всю свою душу. У него Она получилась серьезной, сосредоточенной и величавой. Ощущается некая нотка героизма, чувствуется переживание, но при этом все внешне спокойно.

Точность, высокая рельефность, удачные сочетания образов – так можно охарактеризовать барельеф «Битва кентавров». Грамотно подчеркнуты все фигуры: мальчик, который пытается бросить камень, старец с камнем в руках, поверженный кентавр, раненый юноша, обозленная толпа кентавров.

Примечательно, что этот барельеф Микеланджело сотворил, когда ему было около 17 лет. Как можно показать весь накал сражения, когда мастер этого не видел? Такую работу выполнить сложно, но он справился. Буонарроти продемонстрировал свое мастерство и талант. При создании композиции применен разной обработки мрамор, есть отшлифованный и неотшлифованный камень. С помощью объемности всех фигур автор передал динамику образов. Зритель может ощутить всю жестокость сражения.

Достижения Микеланджело

В течение своей длинной жизни Микеланджело был
близким другом принцев и римских пап, от Лоренцо Де Медичи до Льва X, Климента
VIII, и Пия III, а также многих кардиналов, живописцев и поэтов. Характер
художника, его жизненную позицию трудно однозначно понять через его произведения
— настолько они разнообразны. Разве что в поэзии, в собственных стихах
Микеланджело чаще и глубже обращался к вопросам творчества и своего места в
искусстве. Большое место в его стихах отведено тем проблемам и затруднениям, с
которыми ему пришлось столкнуться в своей работе, и личным отношениям с
наиболее видными представителями той эпохи.

Один из известнейших поэтов Эпохи Возрождения
Лодовико Ариосто написал эпитафию для этого известного художника:

»
Микеле больше чем смертный, он — божественный ангел. »

Действительно, эпитет «божественный»
часто употребляется в отношении Микеланджело из-за его абсолютно неординарных
талантов. Два поколения итальянских живописцев и скульпторов следовали его
приемам обработки человеческой фигуры: Рафаэль, Аннибале Карраччи, Понтормо,
Россо Фиорентино, Себастиано дель Пьомбо и Тициан. Его купол Собора Св. Петра
стал символом власти, а также моделью для куполов в западно-европейской и даже
американской архитектуре — достаточно сравнить его с куполом Капитолия в
Вашингтоне.

Литература

  • Гримм Г. Д. Микель-Анджело Буонарроти. — СПб.: «Грядущий день», 1913—1914. Т. 1, Вып. 1—5.
  • Дживелегов А. К. Микельанджело. 1475—1564. — : «Мол. гвардия», 1957.
  • Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: «Искусство», 1986.
  • Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков. — М.: «Искусство», 1964.
  • Thode H. Michelangelo und das Ende der Renaissance. Berlin, 1902—1912. Bd. I—III. (англ.)
  • Popp A. Die Medici-Kapelle Michelangelos. Munchen, 1922. (англ.)
  • Tolnay L. de. Michelangelo. Vol. 1—5. Princeton, 1943—1960. (англ.)
  • Weinberger M. Michelangelo the Sculptor. London; N. Y., 1967. Vol. 1—2. (англ.)
  • Hartt F. Michelangelo. The complete Sculptor. N. Y., 1967. (англ.)
  • Heusinger L. Michelangelo. Life and Works. Firenze, 1967. (англ.)
  • Wilde J. Michelangelo. Six Lectures. Oxford, 1978. (англ.)

Возвращение во Флоренцию

Не менее значимой работой молодого
Микеланджело стало гигантское (4.34 м) мраморное изображение Давида ((
Академия, Флоренция), выполненное между 1501 и 1504, после возвращения во
Флоренцию. Герой Ветхого Завета изображен Микеланджело в виде красивого,
мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто
оценивая своего врага — Голиаф, с которым ему предстоит биться. Живое,
напряженное выражение лица Давида характерно для многих работ Микеланджело —
это признак его индивидуальной скульптурной манеры. Давид, наиболее известная
скульптура Микеланджело, стала символом Флоренции и первоначально была помещена
на Пьяцца делла Синьория перед Палаццо Веккьо, флорентийской ратушей. Этой
статуей Микеланджело доказал своим современникам, что он не только превзошел
всех современных ему художников, но также мастеров античности.

Одновременно с работой над статуей Давида
Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — ему была
заказана фреска «Битва при Кашине» для Зала Пятиста Палаццо Веккьо.
Одновременно Леонардо Да Винчи должен был написать вторую фреску для того же
зала — «Сражение при Ангиари». Ни тот, ни другой художник не
закончили своей работы — они остановились на стадии картонов — подготовительных
изображений в натуральную величину. Микеланджело создал ряд обнаженных и одетых
фигур в самых разнообразных позах и положениях. Картоны «Битвы при
Кашине» — прелюдия к его следующему произведению, росписи свода
Сикстинской Капеллы в Ватикане.

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Живописец Караваджо написал в период с 1599 по 1606 года две картины на один и тот же евангельский сюжет – после воскрешения Иисус является двоим ученикам. Клеопа и еще один мужчина, имя которого неизвестно, после казни учителя Христа направлялись из Иерусалима в местечко Эммаус.

По пути встретили ученики загадочного путника, разговорившись с ним о недавних нашумевших событиях. Постепенно свечерело, поэтому они предложили новому знакомому остаться с ними в постоялом дворе до следующего дня.

На полотне художника изображен момент ужина в гостинице, а конкретнее – секунда узнавания апостолами в попутчике своего умершего наставника, Сына Бога. Признали Иисуса мужчины по символическому жесту благословения рукой пищи. Клеопа (сидящий спиной к смотрящему) от неожиданно всколыхнувшихся сильных эмоций – смеси удивления, испуга и радости схватился за ручки сидения и привстал с места. Второй последователь Христа от восторга развел руки в стороны. Третий персонаж – хозяин дома, не видит ничего сверхъестественного, так как не понимает беседы своих гостей.

Все в полотне пронизано глубоким символизмом. Приготовленная дичь на белой скатерти и темные плоды винограда являют собой знак смерти. Белый виноград и гранаты – положительные символы жизни и воскресения. Яблоко – напоминание о грехе первых людей и его искуплении пришедшим Мессией. Хлеб с вином – евхаристические объекты. Ракушка на одежде ученика – символ пилигрима.

Уникальность изображения в не иконописном образе Христа: лицо без бороды и полноватое. В остальном, живописец художественными средствами пытался сделать сюжет реалистичным, чтобы смотрящий почувствовал себя участником этого ужина и божественного явления. Ценители творчества Караваджо признают, что задуманное мастером удалось осуществить.

Роспись свода Сикстинской Капеллы

В 1505 году Микелан­джело был вызван в Риму к
Римскому Папе Юлию II для выполне­ния двух заказов

Наиболее важной была
фресковая роспись свода Сикстинской Капеллы. Работая ле­жа на высоких лесах
прямо под потолком,  Микеланджело в пери­од с 1508 по 1512 год создал самые
прекрас­ные иллюстрации к не­которым библейским сказаниям

На своде папской
часовни он изобразил девять сю­жетов из Книги Бытия,  начиная с Отделения Света
от Тьмы и включая Создание Адама, Создание Евы, Искушение и Грехопадение Адама
и Евы, и Вселенский потоп. Вокруг основных картин чередуются изображения
пророков и сивилл на мраморных тронах, другие старозаветные персонажи и праотцы
Христа.

Для подготовки к этой великой работе
Микеланджело выполнил огромное количество эскизов и картонов, на которых
изобразил фигуры натурщиков в самых разных позах. Эти царственные,
могущественные образы доказы­вают мастерское понимание художником человеческой
анато­мии и движения, что дало толчок новому направлению в западно-европейском
искусстве.

ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.

Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви. 

В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.

10 знаковых работ Микеланджело

10. Мадонна Дони.

Тип: Тондо.
Год написания: 1507.

Мадонна Дони

Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).

Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.

9. Вакх.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.

Вакх

Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.

8. Мадонна Брюгге.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Мадонна Брюгге

«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.

7. Лаврентьевская библиотека.

Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.

Лаврентьевская библиотека

Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.

Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.

6. Моисей.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.

Моисей

В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.

5. Пьета.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.

Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.

Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.

4. Страшный суд.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.

Страшный суд

В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.

3. Базилика Святого Петра.

Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.

Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло).  Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.

2. Сотворение Адама.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.

Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.

1. Давид.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Давид

Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.

Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.

Детство и юность

Будущий гений Возрождения появился на свет 6 марта 1475 г. в местечке Капрезе округа Казентино. Он был вторым сыном подесты Лодовико Буонарроти Симони и Франчески ди Нери. Отец отдал ребенка кормилице ‒ жене каменотеса из Сеттиньяно. Всего в семье Буонарроти родилось 5 сыновей. К сожалению, Франческа умерла, когда Микеланджело было 6 лет. Через 4 года Лодовико женился снова на Лукреции Убальдини. Его скудных доходов едва хватало на содержание большого семейства.

Дом в Капрезе, где родился Микеланджело

В 10 лет Микеланджело отдали в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Отец хотел, чтобы сын стал юристом. Однако юный Буонарроти вместо учебы бегал в церкви копировать работы старых мастеров. Лодовико часто поколачивал нерадивого мальчишку ‒ в те времена живопись считалась недостойным занятием для дворян, к которым причисляли себя Буонарроти.

Микеланджело подружился с Франческо Граначчи, который учился в мастерской известного живописца Доменико Гирландайо. Граначчи тайком носил рисунки учителя, и Микеланджело мог практиковаться в живописи.

В конце концов Лодовико Буонарроти смирился с призванием сына и в 14 лет отдал его на обучение в мастерскую Гирландайо. По контракту мальчик должен был учиться 3 года, но уже через год он покинул своего учителя.

Доменико Гирландайо Автопортрет

Правитель Флоренции Лоренцо Медичи задумал основать у себя при дворе художественную школу и попросил Гирландайо прислать ему несколько одаренных учеников. Среди них был Микеланджело.

Интересные факты

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».

Детство и юность Микеланджело

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом тосканском городке Капрезе (известное сегодня как Капрезе Микеланджело) недалеко от Флоренции (Италия) в небогатой семье. Его отец — Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони (1444-1534) был обедневшим дворянином, занимал должность городского советника (подеста), а позднее стал управляющим флорентийской таможни. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера умерла, будучи истощенной частыми беременностями, когда мальчику было всего 6 лет.

1 — «Площадь Сеттиньяно» Телемако Синьорини (1880), 2 — Вид на Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Самое раннее детство Микеланджело провел в Сеттиньяно, небольшом округе Италии, где у отца мальчика было небольшое имение. Обстоятельства сложились так, что Лодовико отдал сына на воспитание супружеской паре Тополино, которая жила в той же деревне. Микеланджело сохранил теплое отношение к своим приемным родителям и в зрелом возрасте. Мастер считал себя обязанным им за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать. По историческим сведениям, кормилица Микеланджело была дочерью камнетеса, а ее муж — резчиком по камню, и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе.

Родной отец, Лодовико, желая для сына более надежного будущего, не хотел отдавать Микеланджело на обучение ремеслам. По его мнению, занятия artes mechanicae — «механическими искусствами», куда входили архитектура, скульптура, торговля и другие, не были достойными рода Буонарроти.

  • В 1485 году Лодовико отдал сына в латинскую школу Франческа да Урбино, но Микеланджело учился неохотно, пропускал занятия и вместо них посещал храмы, где копировал картины. Из-за этого возник конфликт с отцом. Но все же Лодовико удалось переубедить благодаря поддержке живописца Франческо Граначчи, близкого друга Микеланджело.
  • В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую Доменико Гирландайо. Микеланджело занимался у мастера всего год: спокойный темперамент и не очень свободная творческая фантазия Гирландайо оттолкнули мальчика.
  • Микеланджело больше по душе были Мазаччо и Джотто — живописцы, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало.

Рисунки Микеланджело: 2 — Эскиз для «Ливийской сивиллы» (перо и тушь)

В 1489 году Микеланджело перешел в школу, организованную семьей Медичи в монастыре Сан Марко, в саду Казино Медичи. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело.

С 1490 по 1492 год юноша жил при дворе богатейшей во Флоренции семьи Медичи, которую до 1492 года возглавлял Лоренцо. Он лично покровительствовал Микеланджело, так как распознал в нем талант.

В возрасте 24 лет Микеланджело создал Пиета

Будучи подростком, Микеланджело лепил рельефы Мадонны из Ступеней (1490–1492) и «Битвы кентавров» (1491–1492). Эти две сохранившиеся скульптуры показывают огромные художественные навыки Микеланджело в его юные годы. В ноябре 1497 года кардинал Жан-де-Билхерес Лагрулас поручил Микеланджело вырезать скульптуру Девы Марии, скорбящей над телом Иисуса, известную как Пьета, что означает «жалость» или «сострадание». В 1499 году в возрасте всего 24 лет Микеланджело завершает Пьету, которая вскоре была признана одним из величайших мировых шедевров скульптуры. Итальянский историк Джорджио Вазари так описал эту работу: «Это, безусловно, чудо, что бесформенный кусок камня можно было бы довести до совершенства, которое природа едва ли способна создать во плоти». Пьета остается одной из самых известных скульптур в мире, и, по оценкам, каждый день ее посещают от 40 000 до 50 000 человек.

Пьета (1499) — Микеланджело

Микеланджело: детство мастера

Будущий скульптор и художник родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения. За 88 лет своей жизни Микеланджело не просто создал ряд интереснейших произведений искусства, но и стал одной из ключевых фигур эпохи Возрождения.

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (на тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры — это единственная.

Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнажённая фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мёртвых людей и их внутренности.

Микеланджело не имел любовных отношений с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу.

Одна из самых великих работ Микеланджело — свод Сикстинской капеллы, над которой он работал четыре года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и её отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: