Монументальное искусство в годы Отечественной войны
В трудный период войны было востребовано и монументальное искусство. Скульпторы выезжали на фронт, создавая в сложных боевых условиях зарисовки и портреты с натуры. Советские монументалисты стремились отобразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Это дало новый толчок к развитию жанровой и монументальной скульптуры.
Каноническим стал выполненный Е. В. Вучетичем бронзовый бюст генерала Черняховского 1945-1946. Статуя «Политрук» была создана им в 1942 г. Политрук поднимает в атаку бойцов, его героический порыв передается всем присутствующим. Многие скульпторы, побывавшие на фронте, создали бюсты и портреты простых солдат и военных командиров. Среди них :
- работы Л. Е. Кербеля – портреты героев-летчиков;
- И. Г. Першудчева – портрет генерала Ковпака, санинструктора Маши Щербаченко, воинов со знаменем Победы сержанта М.А.Егорова и сержанта М. В.Кантария;
- В. И Мухиной – портреты полковников Б. А. Юсупова, И. Я. Хижняка;
- Н. В. Томского – портрет дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева.
В период Отечественной войны художники не только отображали военные реалии и борьбу советских людей, но и развивали, совершенствовали художественную культуру, поддерживали в народе боевой дух, веру в победу, вдохновляли его на подвиги.
Описание советского плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Великая Отечественная война очень сильно повлияла на плакатное искусство на территории Советского Союза. Естественно, что главной темой тогда было противостояние врагу в лице ненавистной нацистской Германии. Однако, очень интересно проследить то, как изображался недруг на плакатах того времени.
Наше поколение, выросшее и воспитанное спустя больше, чем полвека после окончания Великой Отечественной войны, привыкло видеть гитлеровские войска как злобных, сильных, коварных и подлых противников. В послевоенное время
Несложно догадаться, с чем было связано такое изображение нацистов. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть заслугу советского народа в победе над немецкими оккупантами. Победить такого сложного и мощного противника мог только по-настоящему сильный и достойный претендент, коим и являлся Советский Союз. Однако, во времена войны, гитлеровская Германия изображалась по-другому.
На первый план выносилось коварство врага, его
Именно так и была изображена Германия на плакате «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Этот шедевр советского плакатного искусства был создан в 1941 г. группой художников-плакатистов «Кукрыниксы» в составе М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова. На плакате изображён солдат-красноармеец, готовящийся смертельно поразить врага – фюрера Третьего Рейха, Адольфа Гитлер. Гитлер на плакате изображён маленьким, сгорбленным человечком, сжавшимся перед ударом советского воина. Идея плаката была проста: враг уже нас боится, а потому победа грядёт, более того – победа уже рядом.
Описание советского плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Отечественная война и её герои в произведениях живописи
Военная живопись, включая батальные полотна, в начальном этапе войны не отличалась глубиной проработки деталей. Однако эти полотна подкупают глубиной чувств, живостью впечатлений, которые хотел передать художник. Особое развитие получает портретный жанр. Художники, вдохновленные героическими подвигами бойцов, стремились запечатлеть одухотворённые и выразительные лица героев.
Одной из таких картин стал «Портрет партизанского командира» кисти Ф. Модорова, 1942 г. Художник написал целую галерею портретов простых партизан и боевых командиров. В боевой обстановке и в рабочем кабинете герои войны сосредоточены и решительны, они уверены в себе и в будущей победе. Также в 1942 г.портрет генерал-майора Панфилова написал художник В.Яковлев. На плечах командира походный полушубок, в руках – бинокль. Кажется, он только с линии фронта, но уже снова готов идти в бой.
Батальные сцены, героическое сопротивление врагу изобразил в монументальном полотне А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» 1942. На мгновение застыли фигуры моряков, отражающих атаки врага. Сейчас в фашистов полетят связки гранат, часть врагов уже убита. Накал битвы усиливает красный закат, служащий фоном. Солнечный свет борется с чёрными клубами дыма так же, как моряки в белых одеждах с фашистами в тёмно-зелёной форме. Контраст движения – замахивающийся матрос и лежащий фашист и контраст цвета – красно-чёрный закат и яркая бела форма матросов придают полотну особую художественную выразительность. Она же и воодушевляет зрителя, который уверен в победе над врагом.
Бытовая и жанровая живопись периода ВОВ
Живописцам из блокадного Ленинграда В. Раевскому, В. Пакулину, Н. Рутковскому, Н. Тимкову, удалось запечатлеть с документальной точностью жизнь советских людей в осаждённом городе. С картины Я. Николаева «Очередь за хлебом», 1943г. на зрителя веет холод и мороз вместе с надеждой дождаться пайки хлеба. Надежда не покидала горожан, и они сумели выжить!
Курыниксы М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, узнав о казни партизанки Зои Космодемьянской, приехали на место ее гибели. По свежим впечатлениям они написали полотно «Таня». Измученная девушка за миг до смерти непокорно и с ненавистью смотрит в глаза палачам. Зоя не сломлена, она прямо держит голову, кажется, девушка заговорит. Её уверенность и сила духа передаётся зрителям.
Каждый день – в бой
Всю войну художники провели по сути на передовой. Они часто бывали в действующих частях, напрямую сталкивались с ужасами войны…
Кукрыниксы стали инициаторами создания «Окон ТАСС». Плакаты снабжались стихами и текстами. Все известные художники и карикатуристы объединили свои усилия в «Окнах», выступили единым фронтом против фашизма. Плакаты были очень популярны, не оставляли зрителей равнодушными. Простой народ с нетерпением ждал выхода очередных сатирических плакатов. Смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.
Кукрыниксы. Три года войны. Окно ТАСС № 993
В 1942 году художники были удостоены высшей награды – Сталинской премии, потом их будет ещё четыре, а также Ленинская и Государственная премии.
Кукрыниксы были не только карикатуристами, но и замечательными художниками. Никого не оставил равнодушным подвиг Зои Космодемьянской, и они пишут картину «Таня», вызывавшую слёзы у зрителей. После появилась картина «Бегство фашистов из Новгорода». Художники в 1944 году приехали в Великий Новгород и застали разбитый памятник «Тысячелетие России», полуразрушенный Софийский собор. Все свои переживания они изобразили на этой картине. Но, наверное, венцом их творчества в годы Великой Отечественной войны стали картины «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и «Конец. Последние часы в ставке Гитлера». Бесславное окончание войны в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками – не об этом ли мечтали художники в трагические месяцы 1941 года?
Курыниксы. Бегство фашистов из Новгорода
Война завершилась, и в нашей общей Победе есть заслуга и Кукрыниксов…
Острое перо карикатуры
В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Классики советской карикатуры Кукрыниксы работают в газете «Правда», других печатных изданиях. Практические ежедневно появляются едкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.
В осаждённом Ленинграде моральный дух поддерживают карикатуристы, издавая журнал «Боевой карандаш». В Грузии карикатуристы выпускают альманах «Штыком и пером», в нем рисовал мастер Л.Д. Гудиашвили. Карикатуристы Борис Ефимов, М. Черемных сотрудничали с «Окнами ТАСС», оперативно реагируя на каждодневные события на фронтах. Юмор и сатира воодушевляли бойцов, направляли справедливый гнев народа на священную борьбу.
Другие факты о картине «Конец»
► Работая над полотном, художники создали в мастерской подобие бункера. Нашли человека, похожего на фюрера, но тот, узнав, кого ему предстоит изображать, отказался от денег и сбежал. Пришлось мастерам самим позировать друг другу. Наклеивали усики, зализывали чуб «под фюрера», по очереди стояли в проеме двери. Особенно хорошо получалось у Соколова. Куприянов в мундире, взятом напрокат в Минобороны, был убедителен в образе двух генералов, а Крылов вжился в образ пьяного эсэсовца на диване.
► Знаменитых карикатуристов Гитлер внес в расстрельный список вместе с диктором Юрием Левитаном.
После Победы
В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединённых Штатов, войне во Вьетнаме, Корее…
Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы ещё долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книжек. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.
Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»
В списке их работ иллюстрации к таким книгам, как «Фома Гордеев» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Алексея Толстого.
Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии. Их имена не забыты до сих пор. Постоянно устраиваются их выставки, а плакаты, созданные ими, обязательно присутствуют на всех выставках, посвящённых Великой Отечественной войне.
На пути к Великой Победе
В годы войны Кукрыниксы творили каждый день. По их плакатам, издававшимся миллионными тиражами, можно читать славную летопись Великой Отечественной.
► 1941 г. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Эскиз первого военного плаката был готов вечером 22 июня. 24 июня он появился на улицах всех советских городов.
► 1941 г. «В Москве калачи, как огонь горячи…»
► 1942 г. «Прошло всего несколько месяцев (взирая на лица)»
► 1942 г. «Паразит на паразите (руки по вшам)»
► 1943 г. «Потеряла я колечко… (а в колечке 22 дивизии)»
► 1943 г. «Курская аномалия
Успешные действия наших войск на Орловско-Курском направлении предопределили исход войны: теперь немецкий солдат будет только отступать.
► 1943 г. «Где тонко, там и врется. Эластичный вылет из Харькова»
Фашисты уходят в оборону. Неудачи гитлеровское командование объясняло необходимостью выпрямления линии фронта, для чего якобы войска переходили к «гибкой», «эластичной» обороне.
► 1944 г. «Три года войны»
Наши войска почти полностью очистили территорию СССР от фашистской гниды. Советская Армия перенесла боевые действия за пределы страны, освобождая народы Европы от нацистской заразы.
► 1945 г. «Поверженный Берлин»
30 апреля 1945 года над Рейхстагом взвилось красное знамя. Самая кровопролитная в истории человечества война закончилась. Низкий поклон ветеранам и светлая память всем, кто завоевал Великую Победу!
Проникновенный язык военного плаката
Патриотический плакат стал действенным идеологическим оружием. Яркие художественные образы создавались минимальным набором графических средств в короткое время. Изображения на плакате были доступны и понятны всем гражданам. Герои плакатов вызывали сопереживание, ненависть к врагу и любовь к Родине, горячее желание встать на защиту Отчизны.
Создатели плакатов и их произведения стали классикой советской патриотической графики. Хрестоматийные примеры:
- художник И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет»;
- Д. Шмаринов с требованием «Отомсти»;
- В. Корецкий, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!».
Классиками советского патриотического плаката называют В. Иванова, В. Касияна, А Кокорекина, Л. Голованова и др.
Бесславный конец
Знаменитая троица писала не только карикатуры. В 1945-м художники создали картину «Конец. Последние дни гитлеровской ставки». На самом полотне рукой Кукрыниксов выведено размашистое: «Конец фашистского логова».
► Стены «каменного мешка» украшали полотна XIV века, вывезенные немцами из музеев Милана. В совещательной комнате висели шесть старинных картин.
► Часть вещей немцы вынесли из бункера при отступлении. Остальное сожгли.
► Гитлер безвылазно находился в бункере с 12 апреля 1945 года. 29 апреля его жена Ева Браун приняла цианистый калий, а сам фюрер застрелился. Тела обоих были сожжены.
► Одна из комнат в убежище была оборудована под бар, где хранились запасы спиртного: много токайского вина, а также коньяки, водки, в том числе русская, шнапс, шампанское.
► Чемодан отсылает к истории генерала Фегелейна, мужа сестры Евы Браун. Тайно покинув бункер, он с чемоданом, набитым английскими золотыми монетами, фунтами стерлингов и долларами, изготовился бежать из Берлина, но был схвачен и расстрелян.
Искусство плаката в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа. Но одновременно она и раскрыла лучшие качества народа: мужество, стойкость, сплоченность, готовность до конца сражаться за свою свободу и независимость. В годы войны сражения велись не только на фронте. Составной частью боевых действий была информационная война. И самым эффективным средством здесь оказался яркий, доходчивый, образный плакат, призывавший к действию, к защите Родины, сообщавший о событиях на фронте и в тылу.
Манера выполнения плакатов немецкими и советскими художниками была различна, но часто они заимствовали друг у друга отдельные элементы или идеи плакатов. Так, работы советских художников выполнялись без фона, преимущественно с применением только черного и красного цветов, изображаемые фигуры имели плоскостной силуэт. Немцев часто изображали в виде животных, либо в сатирическом виде, либо поверженными и очень уродливыми. Немецкие художники предпочитали коричневый и красный цвета, подчеркивали арийские черты лица германского солдата и т.д.
Плакат в годы войны был самым доступным видом изобразительного искусства. В этот период были созданы сотни и тысячи плакатов, которые оперативно, просто и понятно сообщали о важнейших событиях, звали на ратные и трудовые подвиги. Многие из военных плакатов них стали классикой советского искусства. По силе эмоционального воздействия плакат оказался одним из самых эффективных средств пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны. Даже спустя годы, плакаты помогают более образно представить историю войны, детализируют её, воссоздают атмосферу того времени.
Список использованных источников: 1. Алпатов М.В, Ростовцев Н.М. Искусство. – М.: 1989. 2. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. Учебник. – М.: 2006. 3. Кукрыниксы втроем. – М.: Издательство «Советский художник», 1975. 4. Соколов Н. Наброски по памяти. – М.: 1987. 5. Соколова Н. Кукрыниксы. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1962. 6. Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство. – М.: Мысль, 1995.
Фомичева А.В., Нечаева Т.Ю. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Запись создана: Понедельник, 8 Октябрь 2018 в 3:01 и находится в рубриках Современность.
-
Способы реализации власти в менеджменте кратко
-
Гражданское право по новгородской судной грамоте кратко
-
Публичное испытание пушкина в лицее кратко
-
Монистическая теория международного права кратко
- Вся власть советам кратко
Неразлучная троица
«Кукрыниксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Началось их совместное творчество ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Сначала они обозначались как Кукры или Крыкуп, а когда к ним присоединился Соколов в 1924 году, они работали уже втроём как Кукрыниксы. Миллионы читателей с тех пор особо и не задумывались, что рисовали эти карикатуры вполне конкретные и заслуженные люди – Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 – 1991), Порфирий Крылов (1902 – 1990) и Николай Соколов (1903 – 2000).
Первая коллективная карикатура была создана ими в 1924 году в студенческой газете Вхутемаса, а в 1926 году их рисунки стали появляться в журнале «Комсомолия». Сначала это были карикатуры в основном на литературные темы. Безграничные возможности их таланта по достоинству оценил Максим Горький, который посоветовал им не ограничиваться литературой, а шире показывать жизнь как внутри страны, так и за её пределами. В 1933 году они начинают сотрудничать с газетой «Правда», в которой публикуют карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 году они создают для «Истории гражданской войны» карикатуры на контрреволюционеров, интервентов, предателей. В 1937-м на остриё их пера попадают испанские фашисты и их покровители.
Из майоров в полковники
* Перед войной в период репрессий Порфирия Крылова вызывали на Лубянку, где в ультимативной форме предложили доносить на товарищей. Он отказался, и ему пригрозили. С тех пор он постоянно чего-то боялся. Девять месяцев не выходил из мастерской. Брал бинокль и в щелочку между шторами смотрел на противоположную сторону улицы. Потерял интерес к работе. Когда приносили наброски карикатур, говорил: «Делайте что хотите, я согласен». В 1945-м, будучи участником Нюрнбергского процесса, не выходил на улицу один. На заседания шел с товарищами не с краю, а в середине.
* Все три художника во время войны носили звание майоров. Перед поездкой в Нюрнберг им сказали, что в Германии с ними, майорами, не очень-то будут считаться, и тут же привезли шинели с погонами полковников и документы с внеочередным званием.
* В Нюрнберг знаменитое трио летело в составе делегации, в которую входили известные писатели, художники, режиссеры. В воздухе случилась какая-то нештатная ситуация. Когда решили, что это конец, кто-то вдруг громко произнес: «Представляете, какие шикарные будут некрологи? Борис Ефимов, Всеволод Вишневский, Михаил Ромм, Кукрыниксы…».