Одна смерть, две картины и сто таблеток за 2000 рублей

Автобиографический фон

В 1898 году Эдвард Мунк познакомился с Матильдой, известной как «Тулла», Ларсен, шестилетней младшей дочерью богатого норвежского торговца вином. В последующие годы художник провел несколько летних поездок в Норвегии рядом с Ларсен, а также брал ее с собой в поездки за границу. Отношения были проблематичными, однако Матиас Арнольд говорит об отношениях любви и ненависти: Мунк, у которого уже были сложные отношения с женщинами, чувствовал эротическое влечение к молодой собственнической женщине, но в то же время угнетал и лишал свободы. Тулла Ларсен часто упоминалась как невеста Мунка, планы свадьбы были составлены, даже если Мунк ретроспективно утверждал, что только Ларсен говорил о помолвке и что у него никогда не было никаких планов жениться. Отношения достигли своего драматического апогея и закончились в 1902 году, когда в неурегулированном споре, возможно, после инсценированной попытки самоубийства, выстрел из револьвера (хотя неизвестно, в чьей руке он находился) и Мунк оказался на вершине. его средний палец левой руки.

По словам Арне Эггума и Сиссель Бьёрнстад, событие, которое произошло в его доме отдыха в Осгордстранде, оставило у художника глубокие шрамы. Согласно записям клиники, Мунк настаивал на местной анестезии во время следующей операции, независимо от его боли, чтобы иметь возможность следить за лечением. Свои впечатления он записал в картине « На операционном столе» 1902/1903 гг. Картина стала отправной точкой для многочисленных вариаций на тему, которые ему предстояло создать в последующие годы, включая мотив смерти Марата . В рамках процедуры был сделан рентгеновский снимок руки Мунка со сферой, который находится в музее Мунка в Осло и также выставлен на обозрение.

Даже если Мунку нужна была только левая рука, чтобы держать палитру во время рисования, изуродованные пальцы и постоянная боль напоминали ему о том, что происходило на протяжении всей его жизни, и его страх перед опасностью женственности подтвердился. В письме своему другу Яппе Нильсену в 1908/09 году Мунк писал: «Я понимаю, что никто дома не видел и не понимал мерзких действий девушки из богатого общества, которая больше не хочет жить со своей матерью и которая считает, что это к 30 годам дни юных девушек закончились, они могут — и его приемники и сутенеры … были готовы выкопать могилу, в которую я упал, — потому что они написали пьесу, которая должна была меня уничтожить … я прямо посередине, в самое сердце «.

Кровавая месть за смерть жирондистов

Отомстить за казнённых решила 25-летняя провинциальная дворянка Шарлотта Корде. Её политические пристрастия были довольно размыты: будучи республиканкой, она очень болезненно встретила известие о казни короля Людовика XVI. Шарлотта вовсе не была сторонницей жирондистов. Она встречалась всего лишь с двумя представителями этой партии, причём только чтобы осуществить задуманный план. У одного из беглых депутатов она попросила рекомендательные письма и отправилась с ними в Париж. Отцу она оставила записку, что уезжает в Англию.

13 июля 1793 года Корде купила в Пале-Рояле кухонный нож и спрятала его под корсет. Там уже находились её «Обращение к французскому народу» с объяснением поступка и свидетельство о крещении. Трижды в этот день она пыталась попасть к Марату под предлогом раскрытия заговора жирондистов в провинции. Наконец, вечером Корде добилась аудиенции. Друг народа принял посетительницу, сидя в ванне, которая облегчала его страдания от экземы. Он начал читать сочинённый Шарлоттой «донос», девушка присела рядом с ванной, якобы чтобы составить список заговорщиков, и дважды вонзила нож под правую ключицу жертвы. Марат умер почти мгновенно.

Убийцу чуть не растерзали прямо на месте. Сильно потрёпанную арестантку доставили в тюрьму. А уже через 4 дня она предстала перед революционным трибуналом. Корде не пробовала защищаться и полностью признала свою вину. Присяжные единогласно приговорили её к смерти.

В своих записках почтенный парижский палач Анри Сансон свидетельствовал, что за свою карьеру он редко видел людей, тем более женщин, так достойно встречавших смерть, как Шарлотта Корде. За всю дорогу от тюрьмы до Площади революции, где стояла гильотина, она ни разу не присела в телеге. На эшафоте Шарлотта вела себя крайне мужественно, надеясь, что её достойное поведение вдохновит народ на борьбу с террором даже больше, чем поступок, за который её осудили. Но парижская толпа и революционные власти не оценили благородства. Какой-то плотник схватил свежеотрубленную голову и влепил ей пощечину. По свидетельству очевидцев, мёртвое лицо залилось краской. Труп подвергли унизительной процедуре — зачем-то освидетельствовали на подтверждение девственности. Несмотря на подтверждение невинности, газеты кричали, что Корде — «жирондистская потаскуха» и «распутная монархистка». Родственники Шарлотты подверглись репрессиям. Почти вся семья была вынуждена эмигрировать.

Смерть Марата и казнь Корде не остановили репрессий. У революционеров появился отличный повод: мстя за Марата, они развернули ещё более страшный террор. В стране возник культ Друга народа. Тело его захоронили в Пантеоне, а сердце поместили на почётное место в зале заседаний Якобинского клуба. Гору Монмартр переименовали в Монмарат, а бюсты убиенного продавались почти так же бойко, как незадолго до того его газета.

Художник Жак-Луи Давид, видный якобинец и организатор главных революционных торжеств, сразу взялся за картину «Смерть Марата». Ещё до похорон он зарисовал голову, с натуры зафиксировал ванну и другие детали интерьера. В октябре готовое полотно выставили во дворе Лувра.

Художник-классицист не особенно гнался за точностью деталей. Некоторые из них Давид попросту придумал. Например, деньги на рабочем столике и записка «Вы отдадите эту ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая родину» в действительности отсутствовали. Но на картине они подчёркивали альтруизм Марата. Пожертвовал художник и фоном. В комнате Марата на стене, оклеенной обоями со сложным рисунком, висели карта Франции и пара пистолетов, но эти детали отвлекали бы зрителя от главного. Целью Давида было заставить парижан испытать то же благоговение, какое вызывали у верующих фрески со страстями святых.

Замысел удался. Изображение павшего мученика революции под гром оваций разместили в зале заседаний Конвента. Правда, провисело оно там недолго. В феврале 1795 года, после смены политического курса, картину вернули художнику, и почти 100 лет его наследники не могли пристроить шедевр — французские музеи отказывались покупать посмертный портрет человека, чья деятельность уже вызывала осуждение. Только в конце 19-го века «Смерть Марата» удалось продать художественному музею Брюсселя, где картина находится и по сей день.

Память о борце с контрреволюционными заговорщиками свято хранилась в СССР. Сразу после Октябрьской революции, по ленинскому плану монументальной пропаганды, в Симоновском районе Москвы установили памятник Марату, простоявший до 1936 года. В десятках российских городов и сегодня люди ходят по улицам, названным в честь человека, обрёкшего на казнь тысячи людей.

Жак-Луи Давид: биография

Жак-Луи Давид родился в семье богатого парижского буржуа. После смерти мужа и в связи с отъездом в другой город, мать оставила Давида на воспитание брату, который был архитектором. Эта семья была связана родством с художником Франсуа Буше, тем самым, который писал портреты маркизы де Помпадур.

В детстве у Давида обнаружилась склонность к рисованию. В парижской Академии Святого Луки он посещает уроки рисунка. Затем, по совету Буше, он начал заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Вьена.

  • 1766 — поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры;
  • 1775-1780 — обучение во Французской академии в Риме;
  • 1783 — член Академии живописи;
  • 1792 — депутат Национального Конвента. Голосовал за смерть короля Людовика XVI;
  • 1794 — за революционные взгляды после термидорианского переворота заключен в тюрьму;
  • 1797 — становится приверженцем Наполеона Бонапарта, а после его прихода к власти — придворным «первым художником»;
  • 1816 — после поражения Бонапарта Жак-Луи Давид уехал в Брюссель, где умер в 1825 г.

Смерть Марата

Завораживающий холст Жака-Луи Давида «Смерть Марата» стал одним из известнейших образов пропитанной кровью Французской революции, а также вершиной творчества мастера. История этого мучительного шедевра еще более красочна, чем его цветовая палитра. Картина рисует ужасное политическое убийство. Радикальный журналист и лидер якобинцев Жан-Поль Марат больше никогда не увидит итогов своего детища — Французской буржуазной революции: 13 июля 1793 года 50-летний политический деятель был убит 24-летней Шарлоттой Корде, которую пропаганда выставила сторонницей жирондистов. На самом деле, она была скорее приверженицей демократических ценностей, однако тотальный террор, развязанный последователями Марата, внушал Шарлотте ненависть. Корде добровольно сдалась властям, и уже через четыре дня после убийства была гильотинирована якобинцами.

В холодной руке Марата зажат клочок бумаги с текстом: «Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Учитывая мое несчастье, я имею право на вашу поддержку». По замыслу художника, этой запиской убийца воспользовалась, чтобы проникнуть в дом, хотя в действительности Корде вошла под предлогом сообщения о кознях жирондистов. Ещё одно письмо, которое, по задумке Давида, должно обелять убитого, лежит на деревянной тумбе сверху. Марат, якобы, проявил милосердие, внял требованиям Корде и написал: «Вам следует отдать этот ассигнат матери пятерых детей, отец которых погиб в борьбе за свободу». Сама ассигнация лежит там же. А тумба и надпись-посвящение на ней символизируют надгробный памятник.

Фигура Марата идеализируется наподобие античных героев. Но какова причина, по которой «друг народа» (так назвалась издаваемая им газета) был застигнут смертью именно в ванной? Дело в том, что он вынужден был постоянно принимать ванны по причине кожных заболеваний — скорее всего, все его тело было покрыто множественными экземами. Чтобы успокоить кожу, он обычно купался в овсяном отваре.

Жак-Луи Давид и Жан-Поль Марат были членами одного якобинского клуба. Убийство близкого товарища потрясла художника, и уже через пару часов после того, как разнеслась весть о смерти, Давид был на улице Кордельеров, чтобы зарисовать лицо погибшего. Рисунок головы был выполнен пером, объёмность форм достигалась благодаря перекрещивающимся линиям, подобной гравюрной техникой художник воспользовался впервые и более к ней не обращался.

Давид придал Марату вид мученика революции, он добился этого, подражая любимому им Караваджо, в особенности его «Положению во гроб» — обратите внимание на безвольно свисающую руку в обеих работах, а также использование светотени. Обе картины построены таким образом, чтобы всё внимание зрителя было сконцентрировано на жертве

После падения Наполеона Давид был изгнан из Франции, остаток жизни он прожил в Бельгийской столице. Шестьдесят один год спустя после смерти Давида его семья завещала полотно Королевскому музею изящных искусств города Брюссель, где «Смерть Марата» выставляется с 1886 года. Ей отдали дань уважения такие художники, как Эдвард Мунк и Поль Бодри. Оба написали собственные «ремейки» работы Давида: Мунк поставил в центр обнаженную Шарлотту Корде, а Бодри, «развернув камеру», показал Марата и его убийцу с другого ракурса. Картина Давида сделалась популярной мгновенно — в результате в позе Марата пришлось умирать самой Клеопатре.

Также к картине существуют множественные отсылки в поп-культуре. Картину Давида не раз цитировали в кино. Под впечатлением от композиции «Смерти Марата» была снята одна из сцен фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон» (1975). Анджей Вайда в фильм «Дантон» (1982) включил несколько сцен, действие которых происходит в студии Давида, в кадр также попадает портрет Марата. В фильме «Караваджо» (1986) режиссёр Дерек Джармен имитирует ситуацию картины Давида, заменяя бумагу пишущей машинкой. Современный бразильский художник Вик Мунис воссоздал «Смерть Марата», используя отходы свалки вблизи Рио-де-Жанейро в его документальном фильме 2010 года «Свалка».

Разумеется, «Смерть Марата» часто становится объектом для пародий и подражаний. примерила этот образ.

Библиография

Работает

Жан-Клод Бонне ( реж. ), Ла Морт де Марат , Париж, Фламмарион ,1986 г., 510  с. ( ISBN  2-08-211526-7 , онлайн-презентация ).

Жан Старобинский , 1789, эмблемы разума , Париж, Фламмарион ,1979 г., 224  с. ( ISBN  2-08-081050-2 ).

(де) Йорг Трэгер , Der Tod des Marat: Revolution des menschenbildes , Мюнхен, Престель,1986 г..

  • Мишель Тево, Театр преступления. Очерк картины Давида , Éditions de Minuit, Париж, 1989.
  • Жак Гийому , 1793: смерть Марата , Брюссель, Complexe, колл.  «Память мира» ( п о  212)1989 г., 169  с. , .

(ru) Уильям Воган ( редакторы ) и Хелен Уэстон ( редакторы ), Марат Жака-Луи Давида , Кембридж, Cambridge University Press ,2000 г., 192  с. ( ISBN  0-521-56337-2 ).

  • Оливье Кокар, «Убийца Марата. Оскорбительные реконструкция «в Historia Mensuel , п о  691,Июль 2004 г..
  • (it) Луиджи Пеше, убийца Марата: тема браччо делла морте: реализм караваге и мориенди в Давиде , с.ед., сл, 2007.
  • Гийом Мазо, Корде против Марата. Два века образов , Версаль, Artlys, 2009.

Гийом Мазо , Историческая ванна: Шарлотта Корде и нападение на Марата, 1793–2009 гг. , Зейссель , Шамп Валлон , сб.  «Общественное дело»,2009 г., 426  с. ( ISBN  978-2-87673-501-9 , онлайн-презентация ).

Статьи

(ru) Х.-В. Круфт, «Античная модель Марата Давида» в журнале Burlington Magazine CXXV, 967 (октябрь 1983 г.), с.  605-607, CXXVI , 973, апрель 1984 г.

Ролан Мортье , «Смерть Марата в революционном образе», Вестник класса изящных искусств Королевской академии Бельгии , 6- я  серия, т. I, 10-11, 1990, с.  131-144.

М. Ванден Берге, И. Плеска, Новые взгляды на смерть Марата: между иезуитской моделью и мифологическими отсылками , Брюссель, 2004 г. (доступно только в KBR, Брюссель).

Гийом Mazeau, «Улыбка Марата», L’Histoire , п о  343,Июнь 2009 г..

Лаура Мальвано , «  Политическое событие в живописи: о Марате Давида  », Mélanges de l’École française de Rome. Италия и Средиземноморье , т.  106, п о  1,1994 г., стр.  33-54 ( DOI  10.3406 / mefr.1994.4307 , читать онлайн )

Смерть Марата — википедия фото

Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.

Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:

«Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… Я услышал голос народа, я повиновался ему. — Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!».

Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).

По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».

В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.

На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:

«Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.

«Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).

  • «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
  • «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
  • «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.

На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).

Убийца

Марат (24 мая 1743 — 13 июля 1793) был одним из лидеров Монтаньяров, радикальной фракции, восходящей во французской политике в период Террор до Термидорианская реакция. Шарлотта Корде был Жиронден из мелкой аристократической семьи и политического врага Марата, обвинявшего его в Сентябрьская резня. Она вошла в комнаты Марата с запиской, многообещающей о контрреволюционном ринге в Кане.

Марат страдал от кожного заболевания, из-за которого он большую часть времени проводил в ванне; он часто там работал. Корде смертельно ранил Марата, но она не пыталась бежать. Позже ее судили и казнили за убийство.

Смерть Марата

Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Однако, самой известной картиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастером новой власти.

Присяга Горации

Сюжет

«Смерть Марата» — это попытка превратить кровожадного фанатика в трагического героя, убитого ради революционных целей. Посмертно, репутация героя картины существенно снизилась, но талантливый политический художник Давид, который хорошо разбирался в эллинском искусстве и живописи высокого Возрождения, одарил погибель Марата на полотне независимостью от реального события.

Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. В конце непродолжительной беседы Жан-Поль пообещал казнить предателей, после чего Корде вытащила короткий кухонный нож и вонзила его в грудь Марата, разорвав артерию. Сильное кровотечение убило мужчину за считанные секунды, а девушка не предприняла попыток к бегству, в результате чего была казнена несколько дней спустя. Письма от убийцы, которое журналист держит в левой руке, в реальности не существовал, как и бумаги, которую он якобы написал накануне, в которой дается распоряжение о выплате денег военной вдове, матери пятерых детей, чей муж пожертвовал свой жизнью ради партии.

Стоит отметить, что к счастью для убийцы, у Марата было заболевание кожи (вероятно герпетиформный дерматит), в результате чего он постоянно чесался, а облегчение испытывал лишь в ванне. Он также носил тюрбан, смоченный уксусом, чтобы уменьшить дискомфорт будучи не в воде. Регулярное пребывание в ванне превратило санузел в кабинет, в котором журналист большую часть времени, составляя длинные списки подозреваемых.

Пропагандистской работа

Картина, посвященная этому событию, увековечила Марата как мученика и народного героя, что достигалось путем использования приемов, характерных для религиозных работ. Витиеватый декор ванны и темный фон создает строгую театральную пустоту, в которой Марат предстает зрителю. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.

Положение во гроб. Фрагмент.

Впервые показанная в Лувре, в октябре 1793, картина была передана в республиканскую Национальную Конвенцию спустя месяц. Автор выступил с сопроводительной речью, подчеркнув, что свобода, достигнутая Маратом будет длиться вечно. Отчасти, он оказался прав, ведь образ журналиста, похожего на мертвого Христа, является одним из самых запоминающихся во всем творчестве художника.

После падения Наполеона Давид отправился в изгнание в Бельгию. Несмотря на приглашений, он уже никогда не возвращался во Францию, а после его смерти «Смерть Марата» потеряла свою былую популярность и была «вновь открыта» искусствоведами лишь 20 лет спустя.

Колорит и детали

На темном фоне стены пучком света выделено упавшее на бортик ванны светлое с кровавой раной тело революционера и белые простыни.

Смотреть галерею

Тени очень резкие, поэтому лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Под левой рукой лежат листы бумаги, показывающие, что Марат только начал, но не закончил свою работу. Журналистское перо в правой руке, которое держит Марат, показывает, что он до последнего вздоха служил революции. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.

Картина «Смерть Марата» (1793) находится в Брюсселе.

Живопись Давид Жак Луи, «Смерть Марата», описание картины

Живопись XVIII в.

Вистории искусства Франции 80-е гг. XVIII в. стали переломным моментом. Позади – полтора столетия засилья т.н. придворного стиля, давшего жизнь рококо, а впереди – гроза Великой французской буржуазной революции. То, что еще вчера превозносилось как верх совершенства в живописи, сегодня самым беспощадным образом отвергается. Грядущая эпоха устанавливает свои идеалы. На смену рококо пришел революционный классицизм, и ярчайшим представителем этого жанра стал Жак Луи Давид.

Персонажами своих первых полотен он делает известных героев античности, выражая через их образы новые идеалы эпохи – свободолюбие, первостепенное значение гражданского долга. «Клятва Горациев» была первым крупным произведением Давида, к творчеству которого можно взять эпиграфом слова «Каждый должен служить отечеству своими талантами». Задолго до событий Великой французской революции Давид своим искусством призывал каждого к выполнению гражданского долга, и особенно отчетливо этот призыв прозвучал в картине «Клятва Горациев», за основу сюжета которой был взят легендарный эпизод древнеримской истории. В период вражды Рима с Альба-Лонгой трем братьям-близнецам из римского рода Горациев предстояло пойти на смертельный поединок с друзьями детства – братьями Куриациями из Альба-Лонги. Борьба городов решалась исходом этого поединка. Выбрав такой сюжет, Давид должен был ответить зрителю, как поступать, когда возникает противоречие между гражданским долгом и личными чувствами. Он мог показать колебания героев, акцентировать горе семьи, но на полотне все мысли и чувства героев настолько подчинены долгу, что практически не остается места домашним привязанностям. Отец Горациев поднимает мечи, и братья клянутся победить или умереть. Мать и сестры юношей, полные сдержанной печали, предстают как персонажи второстепенные – они нужны художнику только для полноты раскрытия сюжета.

Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. Член Конвента, товарищ Робеспьера и Марата, Давид имел возможность быть очевидцем всех значительных событий, которые могли быть положены в основу сюжета очередной исторической картины. Революционный период, вне всякого сомнения, наиболее значимый в творчестве Давида. За очень короткий (для художника) срок он создает сразу три замечательных картины, одна из которых «Смерть Марата» (1793 г.), стала вершиной его творчества.

Не случайно именно Давиду, знаменосцу революции, Конвент мог поручить эту работу. И художник блестяще с нею справился. Движимый неподдельным чувством скорби, Давид создал настоящий памятник «другу народа». Художнику удалось, как никогда более органично, совместить в этой работе черты портрета и картины на историческую тему. Правая рука Марата все еще сжимает перо, хотя жизнь уже покинула его, в левой руке – письмо Шарлотты Корде. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность, поэтому картина напоминает изображение скульптурной группы. Никогда более Давид не достигал такой художественной высоты, как в работе над этой картиной.

В конце столетия, после термидорианского переворота, Давид вновь возвращается к темам, навеянным античностью, однако этим его работам явно не хватает мощи, присущей полотнам восьмидесятых. Несмотря на это, в 1804 г. именно Давид становится «первым художником Наполеона». Это вовсе не значит, что его преданность делу Марата и Робеспьера была неискренней, – классицизм с одинаковой ревностью мог отстаивать идеи монархизма и республиканства, проклинать тиранию и воспевать тирана.

По заказу императора Давид написал несколько эффектных парадно-декоративных композиций и портретов, например «Коронование Жозефины»

Поздние полотна Давида просты по композиции, главное внимание он обращает на внутренний мир модели, проявляя явно реалистические тенденции в своей манере письма. В 1816 г., после реставрации власти Бурбонов, Давид вынужден был покинуть Францию

Он уехал в Брюссель, но в последние годы своей жизни не создал значительных полотен, занимаясь в основном преподавательской деятельностью.

Три версии «Смерти Марата», а также другие картины Жака-Луи Давида

Живопись

Учитель Давида Жозеф Мари Вьен с ранних лет вкладывал в голову ученика, что для создания работ требуется глубокое изучение стилей. Жак-Луи отдавал предпочтение античности и в середине 1770-х годов с головой погрузился в ее исследование. Первые поклонники творчества появились у живописца спустя 10 лет, после того как он стал членом Академии живописи и впервые создал выставку собственных картин.

В ту пору оборот набирали революционные движения, которые не обошли биографию молодого художника. Будучи импульсивным, эмоциональным и серьезным, как и многие мужчины, он быстро влился в отряды активистов освободительных движений. В картинах автора, написанных в тот период, прослеживается его политическое настроение. Термидорианский переворот закончился для Жака-Луи заключением в тюрьму вместе с остальными участниками движений.

Жак-Луи Давид — Портрет Мадам Де Вернинак После того как к власти пришел Наполеон Бонапарт, Давид стал его ярым сторонником, а позже и личным художником. Когда наполеоновская империя пала, он с семьей бежал в Швейцарию, а затем в Брюссель. Там он продолжал создавать новые портреты, и хотя этот жанр его не слишком привлекал, именно благодаря ему Давид приобрел славу.

Мужчина писал картины до последних дней жизни, а потому оставил после себя большую коллекцию произведений искусства. Среди прочих славой пользуется его работа 1784 года «Клятва Горациев», которая поспособствовала зарождению нового стиля живописи. Основным источником сюжета стали книги Дионисия Галикарнасского «Римские древности». В 1793-м он создал картину «Смерть Марата», которая стала одним из известнейших образов пропитанной кровью французской революции.

Жак-Луи Давид — Наполеон Отдельного списка заслуживают холсты Давида, посвященные Наполеону. Это картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар V», «Наполеон Бонапарт в рабочем кабинете в Тюильри», «Коронация императора Наполеона I и коронация императрицы Жозефины в Нотр-Дам де Пари», «Сестры Зенайде и Шарлотта Бонапарт» и прочие.

Немало у Жака-Луи было и портретов, например, флейтиста Франсуа Девенна, Альфонса Леруа, Антуана Лорана Лавуазье и его жены Мари Энн Пьерретт Ползе, мадам Франсуа Бурон и других. Автопортрет он создавал дважды, в 1791 и 1794 годах.

Плоды античности

В Париж Давид вернулся новым художником. Прежние робкие попытки наследовать барокко, перепеть рококо сменились свежим стилем, основанном на античной классике, которую художник боготворил. Вскоре этот стиль ясных линий и однозначной композиции получил определённое имя – неоклассицизм.

С 1781 года Давид регулярно выставляется на луврских Салонах. Здесь демонстрируются несколько удачных эскизов и картин на античную и современную тему. Давид заслуживает благосклонных отзывов Дидро, авторитетного критика эпохи. Французской публике явно по душе творчество живописца Давида. Она мечтает о справедливости, объединении нации и республике, античный антураж её не обманывает: за древнеримскими сюжетами публика ясно угадывает иносказательные намёки на будущее величие Франции. Художник Давид быстро становится популярным, появляются последователи и заказчики.

Жак Луи Давид, картины наполеоновской эпохи

ПРОСМОТРЫ: 155

Жак Луи Давид

Жак Луи Давид (Париж, 1748 — Брюссель, 1825) был художником Французской революции и последовавшей затем наполеоновской эпохи. Он находился в Риме в 1775—1780 гг., где его особенно привлекла классическая скульптура. Усвоение сурового духа и отточенности форм сделало его собственные картины наиболее последовательным выражением идей классицизма языком живописи.

Художник революции и наполеоновской эпохи

В 1784 г. Давид написал картину Клятва Горациев, представленную на Салоне 1785 г. Во время революции художник принимал активное участие в общественно-политической жизни; в 1790 г. якобинцы попросили его написать еще одну картину на тему принесения клятвы (Клятва Паллакорды, Версаль), но это произведение так никогда и не было закончено.

В картине Смерть Марата (1793) Давид вновь затронул тему современной истории, передав сцену с откровенным и жестким реализмом.

Клятва Горациев — Жак Луи Давид (1784, Лувр, Париж), была представлена на Салоне в 1785 году

Клятва Паллакорды — Жак Луи Давид (1790, Версаль)

Смерть Марата — Жак Луи Давид (1793, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель)

Заказы Наполеона

В 1799 г. он закончил полотно Сабинянки, построенное согласно канонам идеальной красоты, почти как манифест классицизма. Когда Наполеон пришел к власти, то приблизил к себе Давида, и в 1804 г. стал первым императорским живописцем внеся свой вклад в наполеоновскую живописную эпопею: это Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар, Коронация Наполеона; Император раздает награды; эскиз Появление Наполеона в городском собрании (1805).

Сабинянки — Жак Луи Давид (1799,Лувр, Париж)

Император раздает награды — Жак Луи Давид (1810, Версаль)

Коронация Наполеона — Жак Луи Давид (1805—1807, Лувр, Париж)

Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)

Портреты

Давид пишет также много превосходных портретов, убедительных по психологическому исследованию личности и изяществу композиции: Мадам Рекамье (1800), Супруги Серизья (ок. 1795), Пий VII (все — Лувр, Париж).

Мадам Рекамье — Жак Луи Давид (1800,Лувр, Париж)

Мадам Серизья — Жак Луи Давид (1795,Лувр, Париж)

Пий VII — Жак Луи Давид (1805,Лувр, Париж)

Портрет Пьера Серизья — Жак Луи Давид (1795,Лувр, Париж)

Жак Луи Давид картины с названием

Битва Марса и Минервы (1771)

Гектор (1778)

Гнев Ахиллеса (1819)

Купидон и Психея (1817)

Любовь Париса и Елены (1788)

Портрет графини Дарю (1810)

Портрет мадам Аделаиды Пасторе (1791 — 1792)

Сафо и Фаон (1809)

Смерть Сенеки (1773)

ПРОСМОТРЫ: 155

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Картины живописца

Картины художника экспонируются в музеях Франции, Бельгии, Италии, Польши, США, России.

Самые известные из них:

  • «Смерть Сенеки» (1773, Малый дворец, Париж);
  • «Клятва Горациев» (1784-1785, Лувр, Париж);
  • «Автопортрет с тремя воротниками» (1791, Уффици, Флоренция);
  • «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель);
  • «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Париж);
  • «Коронация Наполеона» (1805, Лувр, Париж);
  • «Раздача императорских знамён» (1810, Версаль) .

Есть в галерее художника незаконченные картины, эскизы, рисунки и наброски. Точно известно об умышленном уничтожении оригинала «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» дочерью героя картины, который голосовал также за казнь Людовика XVI. Да, в те времена во Франции неистово и безжалостно бился кровавый пульс энергий и страстей, превратив, как и всякая революция, страну в страшное месиво. Поэтому полотна исторического живописца Жака-Луи Давида, свидетеля и активного участника многих знаковых, судьбоносных событий, представляют не только высокохудожественную ценность, но и значительную эпохальную.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: