Зрелость
Хиос и Месолонгион
Картина Делакруа о резне на Хиосе показывает, больных, умирающих жителей Греции, которых собираются убить турки. Одна из нескольких картин, которую он написал на основе этого современного события, выражает сочувствие грекам в их войне за независимость от турок, популярное настроение в то время для французского народа. Делакруа быстро признали ведущим художником нового романтического стиля, а картину купило государством. Его изображение страданий было спорным, поскольку не было славного события, патриоты не поднимали доблестно свои мечи, как на картине Давида «Клятва Горациев». Многие критики осудили пессимистическую атмосферу картины; художник Антуан-Жан Гро назвал её «резнёй искусства». Пафос в изображении младенца, который сжимает грудь своей мёртвой матери, произвёл особенно сильный эффект, хотя эту деталь критики осудили как непригодную для искусства. Рассматривание картин Джона Констебла и акварельных эскизов и картин Ричарда Паркса Бонингтона побудило Делакруа внести изменения в небо и отдаленный пейзаж.
Делакруа написал вторую картину в поддержку греков в их войне за независимость, на этот раз, ссылаясь на захват Месолонгиона турецкими войсками в 1825 году. Сдержанность палитры свойственной аллегории «Греция на руинах Миссолонги» показывает, женщину в греческом костюме с обнажённой грудью, руки у неё наполовину подняты в умоляющем жесте перед ужасной сценой самоубийства, греков, которые решили убить себя и уничтожить свой город, нежели сдаться туркам. Внизу видна рука, тело, раздавлено под руинами. Вся картина служит памятником народу Месолонгиона и идее свободы против господства тирании. Это событие заинтересовало Делакруа не только из-за его симпатии к грекам, но и потому, что там умер Байрон, которым восхищался Делакруа.
Романтизм
Поездка в Англию в 1825 году, включала в себя визиты к Томасу Лоуренсу и Ричарду Парксу Бонингтону, а цвет и трактовка английской живописи послужили стимулом для единственного элегантного портрета во весь рост Луи-Огюста Швитера (1826-30). Примерно в то же время, Делакруа создавал романтические произведения на многочисленные темы, большинство из которых будут по-прежнему интересовать его в течение более тридцати лет. В 1825 году он создавал литографии, иллюстрирующие Шекспира, и вскоре после этого литографии и картины из «Фауста» Гёте. Картины, такие как «Сражение гяура с Хассан» (The Combat of the Giaour and Hassan, 1826), и «Женщина с попугаем» (Woman with Parrot, 1827), представили темы насилия и эротики, которые доказывали бы свою периодичность.
Эти различные романтические нити собрались в картине «Смерть Сарданапала» (1827-1828). Картина Делакруа о смерти ассирийского царя Сарданапала показывает эмоционально волнующую сцену, переполненную красивыми цветами, экзотическими костюмами и трагическими событиями. «Смерть Сарданапала» изображает царя, который равнодушно смотрит на то, как охранники выполняют его приказ убить слуг, наложниц и животных. Литературным источником является пьеса Байрона, хотя в пьесе конкретно не упоминается какое-любое убийство наложниц.
Смерть Сарданапала, 1827
Поза спокойной отрешенности Сарданапала характерна для романтических образов Европы этого периода. Картина, которая повторно не выставлялась на протяжении многих лет, позже, была расценена некоторыми критиками как страшная фантазия со смертью и похотью. Особенно шокирующей была борьба обнаженной женщины, чьё горло собираются перерезать, сцена занимает видное место на переднем плане для максимального воздействия. Тем не менее, чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали изображение одновременно приятным и шокирующим.
Разнообразие романтических интересов вновь объединились в «Убийстве епископа Льежа» (1829). Сюжет также заимствован из литературного источника, на этот раз у Скотта, и показывает сцену из средневековья, убийство Луи де Бурбона, епископа Льежа посреди разгула, организованного его похитителем Уильямом де ла Марком. Расположившись в огромном сводчатом интерьере, который Делакруа создал по эскизам Дворца правосудия в Руане и Вестминстер-Холл, драма разыгрывается в светотени, вокруг ярко освещённого участка скатерти. В 1855 году критик описал потрясающую трактовку картины, как «Менее завершённое, чем картина, но более — чем эскиз «Убийство епископа Льежа» оставлено художником в тот последний момент, когда ещё один взмах кисти разрушил бы всё».
Убийства епископа Льежа, 1829
Делакруа и живопись
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе », описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме . Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Следующая работа, выставленная в Салоне , называлась «Смерть Сарданапала », он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона . «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
Смерть Сарданапала
Картины
Сидящая натурщица, около 1822. Холст, масло, 81*65 см Лувр, Париж. Портрет одной из любимых натурщиц художника свидетельствует о предпочтении, отдаваемом Делакруа классическому искусству, которое наложило неизгладимый отпечаток на ранние и некоторые зрелые произведения художника. Строгая композиция, пластичное изображение обнаженной фигуры, а также колорит напоминают стиль Жака Луи Давида , с которым Делакруа познакомил ученик мэтра Пьер Герен.
Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло, 417*354 см. Лувр, Париж. Во время греческого освободительного восстания в 1822 турками были зверски вырезаны тысячи жителей острова. На переднем плане картины пленные греки прощаются друг с другом перед смертью, вдали видны горы трупов. Делакруа зримо передает образы жизни и смерти, широко используя контрасты. Произведение, написанное для академической выставки, было встречено критиками в штыки и названо «резней живописи». После знакомства с работами Джона Констебла художник переписал эту картину в светлых тонах и более живой манере.
Портрет Фридерика Шопена, 1838. Холст, масло, 45*38 см Лувр, Париж На известнейшем портрете Делакруа изображен польский пианист и композитор Фридерик Шопен (1810– 1849). Первоначально был создан двойной портрет — Шопена и его спутницы жизни, писательницы Жорж Санд (1804-1876), но в 1873 он был разделен. Вторая половина находится в Копенгагене. Делакруа создал множество набросков, документально свидетельствующих о постепенной кристаллизации уточнении характерных черт друзей — служителей муз.
Автопортрет, около 1832. Холст, масло, 66*54 см Уффици, Флоренция. Делакруа изобразил себя в позе, полной достоинства. Но выражение лица выдает несоответствие внутреннего Я художника его творческим изысканиям. В завещании он написал, что картина далека от завершения. Однако нервозность и неуверенность образа обусловлены отнюдь не этим; они характерны для творчества Делакруа в то время и обнаруживают его душевное волнение. Долгое время шли споры о датировке картины. В итоге искусствоведы сошлись на том, что художник создал ее в 1832, изобразив себя несколько более молодым, чем он выглядел в свои 34 года.
Смерть Сарданапала, 1827. Холст, масло, 395*495 см. Лувр, Париж.
Согласно легенде, когда город Ниневию осадили враги, последний ассирийский царь Сарданапал сжег себя вместе со своими женами и сокровищами. Возможно, художника вдохновила на создание этого произведения одноименная трагедия английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788–1824). Это первая картина художника с диагональной композицией. Что касается колорита, то он схож с колоритом английских акварелей того времени.
Битва при Тейебуре, 1834–1835. Холст, масло, 53*66,5 см. Лувр, Париж.
Это эскиз картины, которая была написана в 1837 для нового Исторического музея в Версале. Выставленные в нем полотна должны были прославлять величайшие страницы французской истории. Делакруа посвятил красочное полотно победе короля Людовика IX (1226–1270), окруженного преданными ему воинами, у моста близ Тейебура в 1246.
Алжирские женщины в своих покоях, 1834. Холст, масло, 180*229 см. Лувр, Париж.
Во время путешествия по Северной Африке Делакруа сделал множество набросков. Его покорили экзотические красоты этой земли, ее природа и достопримечательности. Крупноформатная картина с мирным бытовым сюжетом — редкость для Делакруа. Он пристально вглядывается в жизнь и быт женщин Востока. Блестяще одаренный колорист, Делакруа нашел золотую середину между натурализмом колорита и требованиями декоративной гармонии. Чередуя теплые и холодные, яркие и приглушенные тона, художник раскрывает характер местных женщин, передает экзотические подробности их быта.
Известные картины Эжена Делакруа
обновлено: Ноябрь 19, 2017
автором: Глеб
1863-08-13
)
Место смерти:
Жанр:
Стиль:
Известные работы:
Влияние на:
Работы на Викискладе
Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́
(фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix
; -) — французский живописец и график , предводитель романтического направления в европейской живописи.
Детство и юношество
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорождённым сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона . Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Путешествие в Северную Африку
В 1832 году Делакруа путешествовал по Испании и Северной Африке, в составе дипломатической миссии в Марокко, вскоре после того, как французы захватили Алжир. Он поехал в большей степени не ради изучения искусства, а чтобы сбежать от цивилизованности Парижа, в надежде увидеть более первобытные культуры. В итоге он создал более 100 картин и рисунков сцен из или основываясь на жизни народа Северной Африки и добавил новую, личную главу интереса к ориентализму. Делакруа был очарован людьми и костюмами, а сама поездка стала источником сюжетов для очень многих его будущих картин. Он считал, что выходцы из Северной Африки, с их одеждой и мироощущением, создают визуальный эквивалент народу классической Греции и Рима:
«Греки и римляне здесь у моей двери, в арабах, которые заворачиваются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут…»
В Алжире он сумел тайно сделать наброски женщин, как на картине «Алжирские женщины в своих покоях» (1834), однако в большинстве случаев ему было сложно найти мусульманку для позирования из-за правил мусульман, требующих, чтобы женщина была полностью закрыта. Менее проблематичным было написание еврейских женщин, как например сюжетов для «Еврейской свадьбы в Марокко» (1837-1841).
Алжирские женщины в своих комнатах, Эжен Делакруа, 1849
Находясь в Танжере, Делакруа сделал много эскизов людей и города, сюжеты, к которым он вернётся до конца жизни. Животные — воплощение романтической страсти — были частью таких картин как: «Борьба арабских лошадей в конюшне» (1860), «Охота на львов» (которой существует много версий, написанных между 1856 и 1861 годами) и «Араб, седлающий свою лошадь» (1855).
Тигриная охота, Эжен Делакруа, 1854
Марокканец седлающий коня, Эжен Делакруа, 1855
Эжен Делакруа: картины
Свое первое авторское полотно художник написал в 1822 году, им стала картина «Ладья Данте». Тогда же она была продемонстрирована в Парижском салоне. Особой известности полотно ему не принесло, но молодой художник не отчаивался.
Слава пришла к нему через пару лет, когда в 1824 году он продемонстрировал свое новое полотно «Резня на Хиосе», где наглядно был показан весь кошмар недавней войны между греками и турками.
Затем была картина «Смерть Сарданапала» (1827), где снова было много жестокости и обнаженной натуры. Многие осуждали художника за излишнее злоупотребление этим, но он не обращал внимания на критику, делая то, что считал по-настоящему нужным и этим создавал вокруг себя множество слухов и обсуждений.
В конце жизни
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».
С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа . Его появление ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа , в 1855 году наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года , и законченные в фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез .
Биография
Эжену Делакруа, картины которого сегодня ценятся очень высоко, рано пришлось повзрослеть. Когда он был еще совсем юным, скончались оба его родителя, поэтому мальчик был отправлен к сестре. Но уже вскоре после этого девушка стала испытывать серьезные финансовые трудности и больше не могла содержать брата.
Так, в 1815 году юноша был предоставлен сам себе. Ему тогда было всего 17 лет. Оказавшись на распутье, парень принимает решение посвятить себя живописи и идет на службу в мастерскую Пьера Герена, известного художника-классициста.
Вскоре он поступает в Школу изящных искусств. В этом ему помог его наставник П. Герен, который преподавал в этом учебном заведении. В рамках школы обучали академической живописи, и юноша старательно познавал эту науку.
Полный восторг от посещения залов выдающегося музея Лувра испытывал Эжен Делакруа. Картины великих художников прошлого — Рубенса, Тициана, Веронезе и других — приковывали к себе его взгляд.
Однако наибольшее влияние на молодого художника оказал его старший товарищ Теодор Жерико, который стал основоположником романтизма в живописи. Именно его полотно «Плот «Медузы»» стало первым произведением, которое относят к этому жанру.
Свобода, ведущая народ
Наиболее влиятельная работа Делакруа появилась в 1830 году с картиной «Свобода ведущая народ», которая из-за выбора темы и техники выдвигает на первый план различия между романтическим подходом и неоклассическим стилем. Менее очевидно то, что она также отличается от романтизма Жерико, примером чему является «Плот Медузы».
«Делакруа почувствовал его композицию более ярко, как единое целое, представляя фигуры и толпу, как символы, а преобладает над ними символическая фигура республиканской свободы, которая является одной из его лучших скульптурных фантазий…»
Вероятно, самая известная картина Делакруа «Свобода, ведущая народ», незабываемый образ парижан, которые взяв в руки оружие, маршируют вперёд под знаменем триколора, который символизирует свободу, равенство и братство. Несмотря на то, что Делакруа вдохновили современные события, вызвав этот романтический образ духа свободы, он, кажется, пытается передать волю и характер народа, а не прославлять фактическое событие, революцию 1830 года против Карла X, который почти ничего не сделал, за исключением того, что привёл другого короля, Луи-Филиппа, к власти. Мёртвые воины, лежащие на переднем плане, обеспечивают резкий противовес символической женской фигуре, которая освещается с триумфом, словно в свете прожекторов.
Несмотря на то, что французское правительство купило картину, чиновники посчитали её прославление свободы слишком подстрекательской, и убрали её с глаз общественности. Тем не менее, Делакруа по-прежнему получал множество правительственных заказов по фрескам и росписи потолка.
После революции 1848 года, которая видела конец правления короля Луи-Филиппа, картина Делакруа «Свобода, ведущая народ», была, наконец, вновь выставлена на всеобщее обозрение благодаря новоизбранному президенту Луи Наполеону (Наполеон III). Традиционно, её можно увидеть в Лувре в Париже, однако сначала декабря 2012 года, картина находилась на выставке в Лувр-Ланс в городе Ланс (Па-де-Кале).
Мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновлённым персонажем Гавроша из романа Виктора Гюго «Отверженные» 1862 года.