Картина «еврейская невеста», рембрандт

Рембрандт и евреи

Давно собирался поставить эту немодную ныне, но исключительно интересную

с точки зрения искусствоведа тему. Сегодня нашел неплохой материал на еврейском сайте jewish.ru

Размещаю.

автор материала: Алла Борисова

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы. С его портретов амстердамские евреи смотрят полными трагизма глазами. Их натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях.

В те времена моего детства, когда слово «еврей» звучало крамолой, а посещение синагоги было вызовом и эпатажем, помню особое чувство, которое охватывало нас у картин Рембрандта, висящих в Эрмитаже.

Душа замирала – там можно было увидеть «Возвращение блудного сына», «Портрет старого еврея» и другие картины, с которых смотрели на нас мудрые и печальные глаза, так похожие на глаза наших бабушек и дедушек.

Об этом писал и художник Леонид Пастернак (отец знаменитого поэта), единственный из российских академиков, оставшийся в «иудейском вероисповедании». Как правило, художники вынуждены были отказываться от религии отцов, если хотели попасть в академию.

«…Подолгу простаивая перед многими его полотнами, я смутно всегда ощущал еще какой-то плюс, некоторое “что-то”, что меня к нему влекло и по-иному.

Это мое сначала неясное ощущение “чего-то” постепенно, с годами, вырастало в более отчетливое и определенное убеждение в существовании какой-то особой внутренней связи или близости между такими, я бы сказал, не вяжущимися по виду элементами, как еврейство и Рембрандт».

Дом-музей Рембрандта в центре богатого еврейского квартала Амстердама покрыт защитным куполом. Дом восстанавливали по картинам и рисункам. Он видел небывалый взлет, пик славы художника и его постепенное, неуклонное разорение.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье мельника в голландском городе Лейдене (Leiden). Примерно в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам. В это время там жило уже более 400 еврейских семей.

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (683)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (564)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (698)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (644)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1112)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (589)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (538)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (676)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (899)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (588)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Еврейская невеста

Полотно изображает пару в весьма неоднозначной позе: не очень молодой мужчина обнимает женщину, его рука покоится на ее груди. Женщина, прикасаясь к руке мужчины, поддерживает этот жест. Интимность их отношений выражена именно этим прикосновением. Более того, судя по композиционному, цветовому и световому строю, этот жест составляет ядро картины: вряд ли такой мастер композиции, как Рембрандт, применил все эти приемы неумышленно. После микеланджеловского «Сотворения Адама» это, пожалуй, самый цитируемый жест в истории живописи.

Название «Еврейская невеста» объяснялось весьма неубедительной трактовкой изображенной сцены, которую картина получила в XIX веке. Мужчина — якобы отец выходящей замуж девушки, только что надевший ей на шею жемчужное ожерелье, — слишком интимно и откровенно демонстрирует свою отеческую любовь. Еврейский отец, изображенный набожным кальвинистом, в протестантской Голландии? Более чем сомнительно.

Работа датируется 1665-1669 годами, а это последние, самые трагические годы жизни Рембрандта. В этот очень продуктивный для художника период, практически лишенный заказов, он пишет только библейские сцены и портреты, в том числе членов своей семьи. На портрете мужчины с лупой, вероятно, изображен Титюс — единственный сын Рембрандта от горячо любимой и умершей вскоре после родов Саскии ван Эйленбюрх. В 1668 году Титюс сочетается браком с Магдаленой ван Лоо — ее лицо мы, возможно, видим на портрете женщины с алой гвоздикой и, конечно, на написанном вслед за «Еврейской невестой» «Семейном портрете».

На основании этих работ можно либо подтвердить, либо опровергнуть физиономическое сходство Титюса и Магдалены с моделями «Еврейской невесты», которое, на мой личный взгляд, вполне очевидно, но для многих исследователей творчества Рембрандта не вполне убедительно

На самом же деле не столь важно, кто в действительности изображен на самом полотне, — важен тот смысл, который художник вложил в изображенную пару, кто бы они ни были

Рембрандт неоднократно обращался к старозаветным сюжетам, что соответствовало духу голландского «золотого века». Среди чернильных набросков, находящихся в частном собрании в США, есть один, выполненный в 1655 году, почти за десять лет до «Еврейской невесты», под названием «Обнимающаяся пара». Композиция и поза мужчины и женщины практически полностью соответствуют изображению на холсте, хотя на эскизе пара откровенно наслаждается любовной игрой: девушка сидит на коленях мужчины, положив на скамеечку оголенную ножку. И только одно явное отличие: если присмотреться внимательно, в правом верхнем углу, чуть ближе к середине, мы замечаем фигуру, подглядывающую за происходящим! Этот набросок отсылает нас в Ватикан, к более четкому изображению библейской сцены руки Рафаэля, где фигуры играют конкретные роли Йицхака и Ривки, застигнутых царем Авимелехом за любовной игрой.

Известно, что Рембрандт неоднократно менял композицию и лица персонажей уже готовых полотен, вписывая их в более актуальный контекст своей личной жизни. Поэтому совсем не удивительно, что библейский сюжет нашел свое отражение в парном портрете. Более того, этот симбиоз воплощает стремление Рембрандта объединить личное и всеобщее. Окружающую жизнь он рассматривает как часть Библии, возводя жесты и позы обыкновенных людей в символические. С одной стороны, этот жест сложенных рук чуть ниже груди напоминает каждому из нас попытку в первый раз нащупать зарождающуюся новую жизнь, следующую за вступлением в брак; с другой стороны, это убедительный символ хранимого содружества, жест, говорящий о связующем долге любви, счастье которой неотделимо от тяжести обязательств.

Дважды овдовевший Рембрандт, выкинутый кредиторами из своего дома, напоминает нам Авраама, отправляющего Элиэзера на поиски «достойной» Йицхака жены в надежде на то, что Магдалена, подобно Ривке, вернет радость и благополучие его семье. Мы вольны видеть в портрете прообразы праотцов или лица близких художнику людей, но, скорее всего, лишь симбиоз этих трактовок поможет нам постигнуть скрытую суть произведения.

Надежды Рембрандта, однако, остались на холсте. Сын художника Титюс умер в 1668 году, не дожив до рождения своей дочери, сам Рембрандт скончался спустя год после смерти Титюса, а нееврейская «еврейская невеста» — через две недели после него.

Церемония обручения (эрусин)

С давних пор судьбу молодых решали родители при помощи свах, у евреев они называются йентами. Договоренность о предстоящем браке достигалась родителями, а молодожены встречались впервые только во время свадебного обряда – Хупы. В наше время родители позволяют жениху с невестой встречаться перед свадьбой, но добрачные отношения все же не одобряются.

После того, как родители обсудят все вопросы, связанные с предстоящей женитьбой, жених приходит к отцу своей суженой и просит разрешения жениться. Такова традиция. Жених платит выкуп за невесту для того, чтоб подтвердить свои намерения.

Но у евреев ритуальные обряды, связанные со свадьбой, начинаются задолго до заключения брака. Иногда между помолвкой и самой свадьбой проходит достаточно много времени, поэтому у некоторых народностей жених с невестой начинали супружеские отношения до женитьбы.

Гимн повседневности: выставка голландских жанристов в Шверине

Пьяные простолюдины и музицирующие благородные дамы, кормящие матери и вооруженные всадники, — все это голландская жанровая живопись старых мастеров. Кульминационные моменты повседневности — ее главные темы. (06.08.2010) А уж рисунков и гравюр — вообще не счесть! Портреты Саскии-невесты, Саскии «с жемчугом в волосах», Саскии «в образе Св. Катерины», спящей Саскии, Саскии, сидящей в кровати… Некоторые из них, в том числе весьма фривольного содержания, представлены на выставке.

Символы любви и верности

Но главный портрет Саскии, открывающий экспозицию в виде компьютерной анимации и (уже в оригинале) завершающий выставку, — это «Портрет в красной шляпе». Саския изображена в богато украшенной одежде и экстравагантной шляпке с большими полями. Художник начал писать этот знаменитый портрет еще до женитьбы, но после смерти жены в 1642 году добавил некоторые атрибуты: белое перо, веточку розмарина в руках Саскии — символы любви и верности.

Рембрандт ни за что не хотел расставаться с портретом. Лишь спустя много лет после смерти жены, когда оказался на грани банкротства, он написал копию — для себя, а оригинал продал. Его позже приобрел ландграф Гессен-Кассельский. Так знаменитый портрет вместе с другими работами голландцев XVII века оказался во дворце Вильгельмсхёэ.

Почему разорился Рембрандт

Как же оказалось, что знаменитый художник, картины которого так хорошо продавались, умер в бедности? Главная причина — в том, что в результате войны между Англией и Голландией разорились многие его богатые заказчики. Кредит на дом в Амстердаме (там сейчас расположен Дом-музей Рембрандта) художник выплатить не смог, и ему пришлось переехать оттуда в бедный квартал, где Рембрандт и прожил до конца жизни.


Свадебные дары на выставке в Касселе

Усугубило положение и завещание Саскии, которое, кстати, тоже можно увидеть на выставке: все ее состояние отходило не к Рембрандту, а к их сыну. Кроме того, Саския, которая не хотела, чтобы Рембрандт женился еще раз, особо оговаривала, что если он женится, то тогда все деньги получит уже не Титус, а одна из ее сестер. Поэтому художник и не оформил много позже брак со своей возлюбленной Хендрикье Стоффелс, с которой он прожил много лет и которая — вместе с Титусом — спасала художника от кредиторов.

О ней, кстати, на выставке — ни слова. Только о Саскии.

Шедевры позднего Рембрандта

Описание и особенности картины

Герои парного портрета «Еврейская невеста» помещены на темный фон городского пейзажа. Они сидят вплотную. Можно заметить интимность их положения — девушка перекинула ногу через мужское бедро, а рука героя лежит на груди красавицы. Это напоминает игру любовников, а взгляд, наполненный нежностью и сиянием, не оставляет сомнений, что изображённая Рембрандтом пара — супруги.

Своих персонажей Рембрандт одел очень элегантно — на мужчине золотой костюм с пышными рукавами, а на его супруге наряд алого цвета. Создаётся впечатление, что это не просто люди, а актеры, выступающие в театре. Даже освещение заставляет об этом подумать: свет падает, напоминая освещение от софита.

Цветовая палитра

Рембрандт в своей работе «Еврейская невеста» применил палитру черного, золотого и красного цветов. Благодаря такому необычному сочетанию, портрет вышел необычным и ярким. Первым делом Рембрандт создал пространство картины, а лишь затем придал ей объем с помощью фигур героев. Участками одеяния написаны стремительными мазками, краски насыщаются светом и теплотой — это все лишь делает эмоциональное восприятие картины сильнее.

Сюжет картины

Раннее предполагалось, что сюжет картины, написанной Рембрандтом, основывается на том, что изображённая пара — это отец и дочь. Что якобы родитель в честь свадьбы дарит своей кровиночке красивое роскошное ожерелье. Однако позднее, смотрящие заметили множество несостыковок:

  1. Во-первых, раз девушка и правда выходит замуж, то почему ее наряд не скрывает, а наоборот подчеркивает округлившийся живот, говорящий о беременности?
  2. Во-вторых, почему рука мужчины покоится на груди героини? Это не совсем похоже на отеческое отношение;
  3. Женщина слегка касается руки мужчины, якобы поддерживая его интимный жест;
  4. Положение, в котором сидят герои. Мужчина обнимает девушку, а та сидит, перекинув ногу через мужское бедро.

На полотне «Еврейская невеста» слишком много интимных и личных деталей, которые заставляют усомниться в правдивости трактовки. Поэтому в дальнейшем появились другие теории. И все они сходятся на том, что изображённая пара, на самом деле супруги. Однако кто они? Тут есть уже несколько вариантов. Первый вариант, что Рембрандт показал в «Еврейской невесте» своего сына по имени Титус и его супругу Магдалену. И такое объяснение очень подходит, ведь «Еврейская невеста» была создана после того, как Рембрандт написал отдельные портреты сына и невестки. Картина с изображением обоих — вполне рациональное предположение.

Второй вариант, вероятно, до смерти Рембрандта, его посетила еврейская пара, которая заказала картину. Есть предположение, что это были Абигаль де Пина и Мигуэле де Барриосе. Третий вариант, основывается на предположении, что Рембрандт изобразил фигуры людей, созданные из божественных образов пар из Библии (Иуда и Фамари, Исаак и Ребекка).

Людские фигуры Рембрандта окружает темнота пейзажа города. Самой япкой деталью картины становятся руки, размещенные на фоне платья «Еврейской невесты»: рука, держащая гвоздику у живота, мужская рука, лежащая на груди красавицы и рука самой еврейской невесты, находящаяся поверх мужской. «Еврейская невеста» была написана на холсте маслом. Размеры: 121,5×166,5 см. Жанр работы: парный портрет.

Контекст

Герой с нежностью прикасается к груди возлюбленной там, где должно биться ее сердце. Рембрандт написал «Еврейскую невесту» с целью передать чувства. Вероятно, идея работы «Еврейская невеста» основывается на любви. Картина пропитана лирикой, романтичностью, нежностью и таинственностью. В ней автор изобразил влюбленную пару. «Еврейская невеста» полна чувственностью, любовью и заботой.

Мазаль Тов: Как празднуют традиционную еврейскую свадьбу

Я никогда раньше не была ни на одной свадьбе. А тут меня сразу пригласили на традиционную еврейскую свадьбу, где невестой была дочь главного раввина Москвы Эсти Гольдшмидт, а женихом — Арвен Шайнин. Свадьба была назначена на вторник. Дело в том, что у ортодоксальных пар принято играть свадьбу только в будние дни, в отличие, например, от русских, которые зачастую празднуют по субботам. Еврейская же свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением шаббата, который начинается на закате в пятницу и длится до заката субботы, а также за исключением еврейских праздников, например еврейского Нового года.

Меня сразу предупредили по поводу наряда — платье должно покрывать локти и колени. Для гостей был свой дресс-код. Невеста решила одеть всех гостей в красное

Однако, как я потом узнала, в Талмуде сказано, что еврейские женщины не носят одежду красного цвета, поскольку это притягивает внимание и, в конечном счете, может привести к разврату. Получается, что ношение одежды красного цвета является нарушением запрета одеваться нескромно

Несмотря на это, большинство гостей соблюли дресс-код и порадовали молодую пару.

Церемония бракосочетания была назначена на 17.00, но гостей собирали уже в 16.00. Мы приехали пораньше. Дождь лил не переставая, поэтому часть гостей толпилась внутри Хоральной синагоги на Китай-городе, а другая — снаружи под крышей. В это время в Большом Молельном зале шла молитва. Поэтому нас сразу пригласили в ресторан «Римон», который находится на втором этаже. Там гостей ждали кошерные угощения и еврейская музыка. Через некоторое время в зале появилась невеста в роскошном белом платье и села на красиво украшенный стул в центре зала (этот стул ассоциируется с троном, так как в день свадьбы невеста — это царица). Затем гости начали поздравлять девушку. У меня назрел вполне логичный вопрос: «А где, собственно, жених?». — «Он подписывает договор об обручении и брачный договор на мужской половине», — подсказал мне мой сосед.

Неизвестный Рембрандт: 5 самых больших загадок великого мастера

В историю живописи Рембрандт Харменс ван Рейн вошел не только как самый известный в мире голландский художник, но и как великий мастер, оставивший немало загадок, над которыми ломают головы до сих пор. Рембрандта называли блудным сыном голландской живописи – среди современников он не находил понимания, и его часто обвиняли в своенравии за то, что он не намеревался изменять своим принципам в угоду заказчикам картин.

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет, ок. 1660. Фрагмент

Одна из самых загадочных картин Рембрандта – «Ночной дозор» (1642 г.). Художнику заказали групповой портрет волонтерской стрелковой роты, членами которой были богатые и влиятельные бюргеры Амстердама. На картине должно было быть изображено 16 офицеров – каждый их них внес по 100 гульденов за это. Каково же было недовольство заказчиков, когда вместо традиционного группового портрета они увидели картину с весьма странным сюжетом и 28 персонажами!

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642

Вместо привычной дружеской пирушки художник изобразил группу вооруженных людей, поднятых по тревоге. Странный свет выхватывает из мрака их лица, распознать которые довольно сложно. Не узнавший себя на полотне капитан Баннинг Кок потребовал вернуть ему деньги. Рембрандт пытался объяснить, что для создания атмосферы военной тревоги ему понадобились дополнительные персонажи, но его доводы никого не убедили.

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642. Фрагмент

Групповые портреты до Рембрандта были статичны, позирующие смотрели прямо на зрителя, и между ними были равные промежутки. На картине «Ночной дозор» фигуры заслоняют друг друга, гвардейцы идут не в ногу, а их согнутые колени создают особый ритм, который сейчас называют «живописным беспорядком». Кроме того, первоначально картина называлась «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока». Но долгое время она висела возле камина и покрылась копотью. Из-за темного фона решили, что действие происходит ночью (хотя оригинальный фон был светлым), и назвали работу «Ночной дозор».

Рембрандт ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632

Несоблюдение канонов Рембрандт продемонстрировал и в первом своем групповом портрете, написанном им в 26 лет, – «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 г.). Остается загадкой, как сумела завоевать успех картина, на которой вместо помпезно-торжественных, статичных фигур позирующих врачей-заказчиков изображена динамичная группа людей в анатомическом театре, увлеченных лекцией. В те времена публичные лекции со вскрытием трупов были очень редким зрелищем – они проводились только раз в году.

Рембрандт ван Рейн. Портрет Якоба де Гейна ІІІ, 1632

А вот «Портрет Якоба де Гейна ІІІ» (1632 г.) попал в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое полотно в мире. Остается загадкой, почему именно эту работу похищали и находили четырежды. При этом картина удивительным образом не пострадала. К тому же, никто и никогда не был осужден за ее похищение. Эта работа в ХХ в. получила шутливое прозвище «Рембрандт на вынос».

Рембрандт ван Рейн. Еврейская невеста, ок. 1665

До сегодняшнего дня остается загадкой, кто изображен на картине Рембрандта «Еврейская невеста» (ок. 1665 г.). Как известно, последние годы художник провел в полной нищете, он был вынужден распродать все имущество и перебраться в еврейский квартал. По одной из версий, эта картина была написана и преподнесена в качестве свадебного подарка семье, проживающей по соседству с Рембрандтом. По другой версии, художник изобразил ветхозаветных персонажей Исаака и Ребекку, а позировали ему одетые соответственно случаю натурщики. Есть и третья версия: на картине изображены сын художника Титус и его будущая жена, Магдалена ван Лоо. Противники этой версии возражают, что в то время Титусу было всего 24 года, а мужчина на картине намного старше.

Рембрандт ван Рейн. Даная, 1636-1647

Ученые долго спорили и о том, кого из мифологических персонажей изобразил Рембрандт на картине «Даная» (1636-1647 гг.). Сошлись на версии о Данае. В процессе исследований сделали рентгеновские снимки и обнаружили, что художник несколько раз переписывал лицо и фигуру женщины, изобразив одновременно двух своих спутниц жизни.

Обязательный пост

Как и во многих религиях, очень важную роль в иудаизме занимает пост. Зачастую жених и невеста постятся в день своей свадьбы, потому что, как упоминалось ранее, все их предыдущие грехи в этот день прощаются. Таким образом евреи демонстрирует покаяние за ошибки прошлого. К счастью, поститься необходимо только с рассвета и до завершения церемонии, поэтому голодная пара может пообедать чем угодно во время дальнейшего приема.

Любовь, одиночество и свобода. Фотограф делает снимки людей в окнах

Телеведущая Ксения Собчак рассказала об изменениях своего экс-мужа после развода

Какие только форты не строят юные архитекторы и их родители на карантине (фото)

Читать

Поль Декарг

Рембрандт

НЕ ПОНЯТЫЙ ВРЕМЕНЕМ

Художник и время… Проблема емкая и полная драматизма.

Сколько потрясений, триумфов и трагедий задействовано в ней! И как меняет время представления наши о красоте, мастерстве и гениальности! Иной раз то, что казалось когда-то верхом совершенства, сегодня трактуется как посредственность, другое же, не замеченное современниками, вдруг столетия спустя вызывает преклонение и восторг.

К примеру, что говорит читателю сегодня имя Лебрен? Думается, ничего: о нем вспоминают лишь профессионалы-искусствоведы, да и то с долей иронии. А ведь когда-то слава его гремела.

Шарль Лебрен (1619—1690) в свое время прославился не только на всю Францию, но и на всю Европу, его имя произносилось с почтением, чуть ли не с благоговением, как имя бога в искусстве.

Первый живописец «короля-солнца» Людовика XIV, президент Академии, директор фабрики гобеленов, руководитель строительства Версальского дворца, основатель Школы живописи и прочая и прочая, он определял эстетические каноны и вкусы эпохи, слово же его считалось законом.

Но прошло совсем немного времени, кануло в Лету «великое царствование», и о Лебрене перестали говорить и думать, а его эклектическая живопись и ходульные трактаты остались лишь как некий курьез в истории искусства. Между тем всего за пять лет до того как родился Лебрен, в Испании умер художник с совсем иной исторической судьбой.

Происходил он с острова Крит, для своей новой родины был иностранцем, и жители ее даже не знали его подлинного имени (длинное имя это – Доменикос Теотокопулос – казалось слишком непривычным для их слуха), а звали его просто «греком» (Эль Греко). Король отверг его живопись, а обыватели считали его чудаком. Правда, были люди, которые его ценили, у него хватало заказов, но… Но все же ценители и знатоки полагали, что он ущербен и не сумел распорядиться своим талантом. А после смерти о нем забыли на три столетия, и его имя даже не упоминалось в специальной и учебной литературе. И вдруг в начале нынешнего века у искусствоведов, художников и просто любителей живописи словно открылись глаза, и Эль Греко был признан гением, одним из тех титанов, которые трудились и создавали не для своего времени, а для Вечности.

К числу подобных мастеров, которых не поняла и не приняла их эпоха, подлинных вневременных (или всевременных) гениев принадлежит и Рембрандт, причем в этой не столь уж многочисленной плеяде он занимает одно из ведущих мест. Мысль эта прекрасно высветлена и доказана в книге, лежащей перед нами.

Это не научный трактат и не романизированная биография, хотя здесь есть элементы и того и другого. Это – анализ творчества Рембрандта, авторское видение его главных произведений, определение места художника среди других живописцев эпохи, и все это – на фоне жизни современной ему Голландии.

Жизнь эта была сложной и многообразной, в чем-то переломной, овеянной дыханием недавнего революционного обновления.

Она имела свою длительную предысторию, которая, по вполне понятным соображениям, не вошла в книгу, но без представления о которой трудно разобраться в тех политических и социальных коллизиях, которые оказались современными Рембрандту и так или иначе повлияли на его творчество.

* * *

В год рождения Рембрандта (1606) национально-освободительная революция в Нидерландах еще не закончилась: первая точка в ней будет поставлена только три года спустя, в 1609 году, когда состоится двенадцатилетнее перемирие, признающее de facto существование молодой Голландской Республики. А этому предшествовали сорок четыре года жестокой и кровавой борьбы, пришедшейся на время детства, молодости и зрелости родителей будущего художника.

Рембрандт | Страница 2 из 3

Артаксеркс, Аман и Эсфирь

11.05.2015

Рембрандт Ван Рейн «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660 ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва Золотой век Композиционно три персонажа картины разделены на две группы. В правой части полотна расположены сидящие рядом Артаксеркс и пышно одетая Эсфирь, они выделены светом. Слева далеко от супругов в тени — Аман. На картине изображен самый кульминационный момент драмы. Эсфирь… Подробнее »

Урок анатомии доктора Тульпа

05.05.2015

Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632 Маурицхёйс, Гаага Барокко, Золотой век Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека. Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января… Подробнее »

Заговор Юлия Цивилиса

09.03.2015

Рембрандт «Заговор Юлия Цивилиса», 1661 Национальный музей Швеции, Стокгольм Барокко, Золотой век Это историческое полотно Рембрандта, самое крупное по размерам из всех его произведений (первоначальная ширина и длина — более 5 метров). Картина должна была украсить Большую галерею в Новой ратуше Амстердама. Первоначально заказ был поручен бывшему ученику Рембрандта, Говарду Флинку, но тот умер, не… Подробнее »

Еврейская невеста

11.02.2015

Рембрандт «Еврейская невеста», 1665 Рейксмюзеум, Амстердам Барокко «Еврейская невеста» — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта. Название ей дал в 1825 году амстердамский коллекционер Ван дер Ноор. Он ошибочно полагал, что на ней изображен отец, дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу. Возможно, это заказной портрет, но одежда персонажей явно похожа на старинную, библейскую, поэтому… Подробнее »

Художник в мастерской

26.01.2015

Рембрандт Харменс ван Рейн «Художник в мастерской», ок. 1628 «Музей изящных искусств», Бостон Золотой век голландской живописи, барокко На картине изображена мастерская художника, которая возможно соответствовала комнате, где работал сам Рембрандт. Запечатлён момент противостояния художника и его мольберта. Из-за того, что мольберт располагается на переднем плане, а художник в глубине комнаты, фигура мольберта принимает монументальные… Подробнее »

Гризайль «Единение страны»

20.01.2015

Рембрандт Ван Рейн «Гризайль «Единение страны»», 1641 Музей Бойманса-ван Бёнингена Золотой век Гризайль «Единение страны» Рембрандт написал в 1641. Под таким названием картина была внесена в инвентарь имущества в Роттердамском музее Бойманса и ван Бенимгена. Картина была продана в 1656 году, чтобы удовлетворить кредиторов музея. Это сложная аллегория, призывающая к объединению всех сил страны перед… Подробнее »

Еврейская невеста

29.08.2013

«Еврейская невеста», 1665 Рейксмюзеум, Амстердам «Еврейская невеста» — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта. Название ей дал в 1825 году амстердамский коллекционер Ван дер Ноор. Он ошибочно полагал, что на ней изображен отец, дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу. Возможно, это заказной портрет, но одежда персонажей явно похожа на старинную, библейскую, поэтому в качестве… Подробнее »

Автопортрет

15.07.2013

ван Рейн «Автопортрет», ок.1665 407 лет со дня рождения Рембрандта ван Рейна. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приемов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой… Подробнее »

Валаамова ослица

19.06.2013

«Валаамова ослица», 1626 Музей Коньяк-Же, Париж Валаамовой ослицей в библейских текстах называется внезапно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Основное повествование про Валаама и ослицу излагается в книге Чисел (22−24). Валак, царь Моава, пригласил пророка Валаама, чтобы тот с помощью магических ритуалов проклял израильтян, прибывших в его земли после Исхода из Египта. Бог является Валааму и запрещает… Подробнее »

Каменный мост

12.04.2013

«Каменный мост», 1638 , «Каменный мост» — уникальный пейзаж Рембрандта, где видно мастерство художника в использовании светотени. Ему удалось передать ощущение надвигающейся бури. На пейзаже изображена река с мостом, постоялый двор, рыбаки в лодке, несколько путников. В центре виден сенной сарай, справа вдалеке шпиль церкви. Несмотря на то, что пейзаж похож на голландский, в районе… Подробнее »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: