«тех миров, которые видел он, мы ещё не видели»

Киев, Италия и снова Киев

По предложению искусствоведа А. Прахова он с увлечением работает, расписывая Кирилловский собор фресками. Им созданы четыре оригинальные композиции взамен утраченных и отреставрировано 150 фрагментов фресок, которые относятся к 12-му веку. Пять лет, проведенных в исканиях и трудах, оплачивались крайне скудно. Но искусствовед, чтобы положить конец увлечению молодого художника его женой, отправляет Врубеля в Равенну.

Наиболее всего его привлек не расцвет Ренессанса, а более раннее искусство и готические мозаики и витражи. Он жадно впитывает пластические и колористические решения итальянцев, что при его поразительной визуальной памяти, которая проявилась еще в детстве, для него несложно.

Результатом станут при возвращении в Киев шедевры — акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В ней максимально выражена и скорбь Марии, и ее страдание, и безмерная любовь. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.

Киев, Италия и снова Киев

По предложению искусствоведа А. Прахова он с увлечением работает, расписывая Кирилловский собор фресками. Им созданы четыре оригинальные композиции взамен утраченных и отреставрировано 150 фрагментов фресок, которые относятся к 12-му веку. Пять лет, проведенных в исканиях и трудах, оплачивались крайне скудно. Но искусствовед, чтобы положить конец увлечению молодого художника его женой, отправляет Врубеля в Равенну.

Наиболее всего его привлек не расцвет Ренессанса, а более раннее искусство и готические мозаики и витражи. Он жадно впитывает пластические и колористические решения итальянцев, что при его поразительной визуальной памяти, которая проявилась еще в детстве, для него несложно.

Результатом станут при возвращении в Киев шедевры — акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В ней максимально выражена и скорбь Марии, и ее страдание, и безмерная любовь. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.

«Вестник иных миров»

Из Киева живописец перебрался в Москву и вскоре познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который до последних дней помогал непризнанному гению.

В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон».

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

«Демон летящий», 1899 г. (wikipedia.org)

В период работы Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность.

«Демон поверженный», 1901−1902 гг. (wikipedia.org)

Картина «Демон поверженный» выполнена на холсте маслом. Фоном её является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его работы более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картины, с которых смотрели грозные ангелы с израненной человеческой душой, пугали практически всех. Но не Мамонтова, который увёз непонятого художника на несколько лет в Италию.

Вскоре начался наиболее плодотворный период в жизни Врубеля. Вернувшись в Москву, он получил несколько заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция».

Первая выставка Врубеля состоялось, когда ему было 40 лет. Работы художника вызвали огромный резонанс в творческой среде. Критики назвали его полотна «нехудожественными» произведениями, а пресса окрестила их автора декадентом.

1896 год стал самым счастливым в жизни гения: он познакомился со своей женой Надеждой Забелой, певицей частной оперы Мамонтова. Врубель сделал предложение практически в первый день знакомства, а через полгода живописец и оперная певица обвенчались. К этому периоду относится и знакомое всем с детства произведение «Царевна-Лебедь», посвящённое персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Партию Царевны-Лебеди исполняла супруга живописца.

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю, выполненные художником).

А. П. Иванов говорил об этой работе: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

Но не всё было гладко в семейной жизни Врубеля. В 1903 году умер двухлетний сын Савва, и страдающий от демонов художник окончательно сошёл с ума. Скончался Врубель в больнице для душевнобольных в 54 года.

Солнечным весенним днём мастера похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Александр Блок произнёс длинную, красивую, похожую на полотна Врубеля речь. Александр Бенуа говорить не решился. В газете «Речь» он опубликовал статью, в которой написал следующие строки: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдёт в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятилетия 19-го века как на «эпоху Врубеля».

Первые шаги в творчестве

Знаковым стал переезд семьи Михаила Врубеля в Саратов в 1865 году. Так как отец был военным, ему часто приходилось переезжать с места на место, куда звала служба военным юристом. Однажды в саратовскую галерею привезли на выставку копию с фрески «Страшный суд» великого мастера прошлого Микеланджело.

Семье Врубелей не чуждо было искусство и, естественно, они посетили эту выставку. «Страшный суд» произвел на юного Михаила неизгладимое впечатление. Врубель младший решил перерисовать фреску итальянского гения. Его работа поразила всех: мальчик очень точно и детально воспроизвел работу Микеланджело.

Несомненно, отец заметил талант сына, но  о художественной школе даже речи не шло. Александр Михайлович, как это часто бывает, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Так что судьба юного Врубеля в какой-то мере уже была предопределена его отцом.

Михаил Врубель с сестрой Анной в годы учёбы в гимназии

С отцом Михаил спорить не стал и отправился в северную столицу учиться юриспруденции. В 1874 году юноша поступил на юротделение Санкт-Петербургского университета. Сам он, конечно, был далеко не рад такому ходу событий, так как видел своё призвание в абсолютно другом направлении – в живописи.

В то время ещё не было свободы выбора своего жизненного пути, с родителями, по обыкновению, не спорили. Не стал перечить отцу и Михаил Врубель. Тем не менее, переезд в Петербург не стал для молодого человека чем-то неприятным, наоборот, он очень полюбил этот северный город.

Архитектура столицы казалась художнику произведением искусства, он не мог оторвать глаз от зданий, любовался ими как произведениями искусства. В Петербурге Михаилу повезло жить у родственников в доме, который стоял по соседству с домом, где раньше жил Александр Сергеевич Пушкин.

Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Портрет сына

У Михаила Александровича в 1901 году родился сын, мальчику дали имя Савва. Отец, преисполненный радости, видел в своем сыне художественный талант, и говорил своим близким, что Савва необычно и пристально смотрит.

На портрете художника Савва изображен сидящим в коляске, сплетенной из лозы. Он сидит, опираясь на подушки, сшитые из тонкой ткани. Позади цветы в разнообразных цветовых тонах – желто-белые, сиренево-белые.

Шарф с горошком помогает зрителю сосредоточить свое внимание на лице мальчика. У него светлые волосы, большие глаза, пристальный взгляд, который был замечен его отцом…. Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких

Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких.

Шульман П.Врубель и русский модерн / П. Шульман // Юный художник, 2010. № 6. С. 20-24

Список иллюстраций

1.   Врубель М. А.Камины. Майолика. Государственный
историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1890 — 1891 гг.

2.      Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика.
Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891
гг

3.      Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика.
Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 —
1891 гг

4.      Врубель М. А. Печь-лежанка (фрагмент). Майолика.
Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».
1899-1900гг

5.   Врубель М.А. «Садко». Декоративное блюдо. Майолика. Москва,
Государственный исторический музей. 1900г

6.      Врубель М.А. Купавна (Принцесса Волхова). Майолика.
Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900
гг

7.      Врубель М.А. Царь Берендей. Терракота. Москва,
Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

8.      Врубель М.А. Царь Берендей. Керамика, глазурь.
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник
«Абрамцево». Около 1900г

9.      Врубель М.А. Мизгирь. Майолика. Москва, Государственная
Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

10.    Врубель М.А.Лель. Майолика, люстр. Государственный
историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1899-1900 гг.

11.    Врубель М.А. Египтянка. Майолика. Москва, Государственная
Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

12.    Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Москва,
Государственная Третьяковская галерея. 1897-1900 гг

13.    Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Частная
коллекция.1897-1900 гг.

14.    Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Камин. Майолика.
Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1898-1900гг

15.    Фотография камина Врубеля М. А. на выставки в Париже 1900 г

16.    Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Фрагмент камина.
Майолика. Санкт-Петербург, Детская библиотека истории и культуры Петербурга.
1898-1900гг

17.    Петрова М.А. Эскиз декоративной скульптуры. Санкт-Петербург.
2014г.

Альбом иллюстраций

.Врубель М. А.Камины. Майолика.

. Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».
1890 — 1891 гг

. Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».
1890 — 1891 гг

. Врубель М. А. Печь-лежанка (фрагмент). Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».
1899-1900гг

. Врубель М.А. «Садко». Декоративное блюдо. Майолика.

Москва, Государственный исторический музей. 1900г

. Врубель М.А. Купавна (Принцесса Волхова). Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».
1899-1900 гг

. Врубель М.А. Царь Берендей. Терракота.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

. Врубель М.А. Царь Берендей. Керамика, глазурь.

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник
«Абрамцево». Около 1900г

. Врубель М.А. Мизгирь. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

. Врубель М.А.Лель. Майолика, люстр.

Государственный историко-художественный музей-заповедник
«Абрамцево».1899-1900 гг

. Врубель М.А. Египтянка. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

.Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Москва, Государственная
Третьяковская галерея. 1897-1900 гг

. Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика.

Частная коллекция.1897-1900 гг

. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Камин. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1898-1900гг

. Фотография камина Врубеля М. А. на выставки в Париже 1900 г

. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Фрагмент камина. Майолика.
Санкт-Петербург, Детская библиотека истории и культуры Петербурга. 1898-1900гг

18.    Петрова
М.А. Эскиз декоративной скульптуры.

Санкт-Петербург. 2014г.

Годы жизни Врубеля Михаила Александровича

17 марта 1856. Омск. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Слабый, болезненный ребенок, рано потерявший мать: она умерла после продолжительной чахотки. Вместе с отцом и сестрой, Анной, Михаил все детство переезжал: Астрахань, Харьков, Саратов. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти).

11-летний Михаил поступил в гимназию Петербурга, увлекшись естествознанием, языками. Три года спустя, он вынуждено переехал вслед за семьей в Одессу. Биография художника пестрит частой сменой географии. Понемногу будущий мастер осваивал живопись (это упоминалось в письмах сестре), первоначально копируя маслом знаменитые полотна русских художников. Но куда сильнее его увлекал театр.

Закончив гимназию, Михаил отправляется обратно в Петербург. Ему предначертана карьера юриста «по семейной традиции», о художественном поприще молодой человек даже не думал. Студенческие годы – период богемной жизни творца. Он сильно увлекается философией, эстетикой, изучает труды Канта, Гегеля. Михаил пробует себя на поприще иллюстраций к художественным произведениям: детальные, скрупулезные графические работы в эстетике романтизма.

1880 год. Переворот в жизни Врубеля. Окончив университет без особых заслуг, он поступает в Академию художеств (сначала вольнослушателем, затем – полноправным студентом). Одновременно с этим Михаил начинает частные занятия в мастерской известного живописца исторического жанра, Павла Чистякова, знакомится с художником Серовым. У Врубеля возникает родство взглядов на искусство и эстетику с этими людьми.

Психологический портрет Михаила Врубеля меняется под влиянием Серова: художник мечется между строгой аскезой и разгульной жизнью. Академию он не заканчивает. Его ждет новый переезд в Киев. Творчество приобретает сильные религиозные мотивы. Из Киева он отправляется в Москву: сначала временно, но, как оказалось, надолго. Здесь Михаилу суждено провести последние здоровые годы жизни. Встречает свою жену и музу, Надежду Забелу.

Забела, популярная в то время оперная певица, поражает Михаила настолько, что он зовет ее замуж практически в самом начале знакомства. Венчаются возлюбленные скоропостижно: через полгода общения. Михаилу 40, Надежде – 28.

Именно отношения с Надеждой открывают новый этап жизни и творчества Врубеля: он работает над театральными костюмами и декорациями для выступлений жены, вдохновленный ее образами.

1902. Врубелю ставят первый диагноз. Сумасшествие художника из-за сифилиса развивается стремительно (так же, как и его творчество). Надежда, забрав сына, бежит от мужа. Он отправляется за ней. Госпитализация, тяжелейшая депрессия – творец угасал. Мания величия сменялась периодами бредового самоуничижения. Надежда вернулась к нему. Горе поразило семью Врубелей в 1903 году. Смерть сына Саввы окончательно подкосила художника.

Лето 1904. Незначительное улучшение состояния Михаила давало надежду на выздоровление. Уже в 1905 году болезнь вернулась с утроенной силой. В начале 1906-го Врубель стал жаловаться на ухудшение зрения. Он успел написать последнюю картину («Видение пророка Иезекииля»), прежде чем ослеп навсегда. Умер гениальный художник 14 апреля 1910 года.

Михаил Врубель: жизнь и творчество художника. Картина врубеля

Главная » Картины » Картина врубеля

Михаил Александрович Врубель (5  марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Биография Михаила Врубеля

Творчество Врубеля

Интересные факты из жизни художника

Картины Михаила Врубеля

Библиография

Биография Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым.

В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств.

В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

), связанных со средневековой традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С.И. Мамонтова.

Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.

Творчество Врубеля

Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века.

Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.

Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».

PanRomeo and JulietThe Swan Princess

Искусствовед Н.М. Тарабукин писал об умении Врубеля «сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность», а цвет порождал форму.

И. Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».

А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Интересные факты из жизни художника

Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.

Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.

Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.

Блок на могиле Врубеля скажет: «Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…»

Перфекционист по природе, он возлагал на искусство большие надежды. У живописи должна быть высокая миссия, считал Врубель.

В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.

Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.

Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.

Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году.

Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.

Неотвратимость (1903-1910)

Душевные недуги из-за того, что окружающие их просто не понимают, смотрят со страхом или насмешкой, всегда тяжелы и для больного, и для его близких. А ведь это самые обыкновенные заболевания, как болезнь желудка или сердца, но там окружающим все понятно, и они полны сочувствия. Не так с депрессиями и помутнением сознания. И как горько читать о болезни Врубеля сейчас, когда есть целый спектр лекарств, которые могли бы вывести его из прогрессирующей болезни.

По крайней мере, на более долгий срок оставить его в обществе здоровых людей. А тогда он уходил и терял с ними контакт. Тем не менее он пытался понемногу писать. Вот роза в стакане, вот портрет Брюсова, на которого сам поэт хотел быть похожим.

Жизнь в столице

В Санкт-Петербурге одним из приятелей Врубеля стал Модест Мусоргский – будущий знаменитый русский композитор. Этот человек оказал немалое влияние на формирование мировоззрения юноши. Именно благодаря Мусоргскому живописец воплотил в жизнь на своем полотне образы Мефистофеля и Фауста.

Врубель наблюдал, как друг играет на рояле, и та экспрессия, что шла от игры Мусоргского, помогла возникнуть в воображении художника образам персонажей Гёте. В сознании юного Михаила всё более укреплялась мысль о том, что его талант предназначен для живописи, а не для юриспруденции.

Несмотря на горячее желание заняться лишь искусством, Михаил Врубель университет все же окончил. Мечту свою он не предал, так как тайком от отца посещал мастерскую Павла Чистякова, где совершенствовал навык писать картины. Окончив Петербургский университет, Врубель подал документы в Академию художеств.

Из-за того, что сын пошел против воли отца и загубил блестящую карьеру юриста, отношения в семье разладились. Думаю, Врубель поступил правильно, последовав за мечтой и талантом. Вряд ли мы сегодня знали бы юриста Михаила Врубеля, а вот как живописец он прочно вошел в историю.

Александр Бенуа – русский художник, историк искусства и художественный критик говорил о своем современнике и коллеге Врубеле следующее:

Михаил Александрович Врубель «Обручение Марии с Иосифом», 1881 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

и другие работы

В 1894 году Врубель получает заказы на создание декоративных панно. «Венеция» представляет живущий полнокровной жизнью, а «Испания» навеяна оперой «Кармен». В некоторой близости к ней стоит полотно «Гадалка» (1895).

На картине знаменательно изображен туз пик на первом плане. То, как он нарисован, означает добрые дела и взаимные чувства. Ожидания, владевшие автором, его не обманули. К нему пришла любовь и Надежда. Через несколько месяцев он обвенчается с Надеждой Ивановной Забелой. Так обновится биография Михаила Врубеля. Это произойдет в 1896 году. А вместе с певицей в его жизнь входит музыка. Художник полон сил. Он творит.

В Академии

Окончив одесскую гимназию, где он серьезно изучил и литературу, и историю, и немецкий, французский и латинский языки, а затем и Петербургский университет, в 1880 году Врубель поступает в Академию художеств. Теперь жизнь, которую будет вести Михаил Врубель, биография его навсегда будут связаны с искусством. Его начинают интересовать трагические темы, общечеловеческие, философские.

Не случайна его работа «Гамлет и Офелия» (1884 г., ГРМ). Его привлекают сильные и мятежные личности. Позируют ему Валентин Серов и его двоюродная сестра. Темен колорит, но кобальт играет всеми оттенками. Картина осталась незаконченной, потому что так уж сложилось. Художника, не закончившего Академию, приглашают на работу в Киев. Живописец Михаил Врубель, биография которого внезапно меняется, проявит там свою еще неизвестную грань таланта как мастера монументальных росписей.

Список иллюстраций

1. Врубель М. А.Камины. Майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1890 — 1891 гг.

2. Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

3. Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

4. Врубель М. А. Печь-лежанка (фрагмент). Майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900гг

5. Врубель М.А. «Садко». Декоративное блюдо. Майолика. Москва, Государственный исторический музей. 1900г

6. Врубель М.А. Купавна (Принцесса Волхова). Майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900 гг

7. Врубель М.А. Царь Берендей. Терракота. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

8. Врубель М.А. Царь Берендей. Керамика, глазурь. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Около 1900г

9. Врубель М.А. Мизгирь. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

10. Врубель М.А.Лель. Майолика, люстр. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1899-1900 гг.

11. Врубель М.А. Египтянка. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

12. Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1897-1900 гг

13. Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Частная коллекция.1897-1900 гг.

14. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Камин. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1898-1900гг

15. Фотография камина Врубеля М. А. на выставки в Париже 1900 г

16. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Фрагмент камина. Майолика. Санкт-Петербург, Детская библиотека истории и культуры Петербурга. 1898-1900гг

17. Петрова М.А. Эскиз декоративной скульптуры. Санкт-Петербург. 2014г.

Альбом иллюстраций

1.Врубель М. А.Камины. Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг.

2. Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

3. Врубель М. А.Камин (фрагмент). Изразцы, майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

4. Врубель М. А. Печь-лежанка (фрагмент). Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900гг

5. Врубель М.А. «Садко». Декоративное блюдо. Майолика.

Москва, Государственный исторический музей. 1900г

6. Врубель М.А. Купавна (Принцесса Волхова). Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900 гг

7. Врубель М.А. Царь Берендей. Терракота.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

8. Врубель М.А. Царь Берендей. Керамика, глазурь.

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Около 1900г

9. Врубель М.А. Мизгирь. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

10. Врубель М.А.Лель. Майолика, люстр.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1899-1900 гг

11. Врубель М.А. Египтянка. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

12.Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1897-1900 гг

13. Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика.

Частная коллекция.1897-1900 гг

14. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Камин. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1898-1900гг

15. Фотография камина Врубеля М. А. на выставки в Париже 1900 г

16. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Фрагмент камина. Майолика. Санкт-Петербург, Детская библиотека истории и культуры Петербурга. 1898-1900гг

18. Петрова М.А. Эскиз декоративной скульптуры.

Санкт-Петербург. 2014г.

Размещено на Allbest.ru

Детство и юность

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.

В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья переехала в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.

Склонность сына к искусству радовала Александра Михайловича, но не вносила никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Профессиональная деятельность Михаила была предопределена с самого его рождения. Творчески одаренный мальчишка не испытывал восторга от перспективы стать юристом, но идти наперекор отцу не решился.

В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Северная столица действовала на Михаила гипнотически: город-архитектурный музей, в котором каждый дом, каждый закоулок имели свою историю, пленил деятельного юношу. Он жил у родственников на Галерной улице в 47-м доме, а по соседству (в 53 доме) за полвека до него останавливался литературный пророк .

Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.

В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.

Решение сына, презревшего семейную традицию и избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками безвозвратно испортились.

В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова, и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились , и , еще одним талантливым учеником. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: