Зал врубеля в третьяковской галерее

Портрет в живописи михаила врубеля. врубель михаил александрович

Почему появились картины с демонами?

Работа над образом Демона была начата ещё в Киеве. Почему именно этот образ так привлёк великого художника и стал центральной линией, что проходит через всё его творчество?

Демон сидящий (1890)

Врубель был одержим идеей воссоздать образ Демона, как ангела, рождённого Богом, несущим в мир добро. В Одессе, куда художник уезжает лечить разбитое сердце, появляется его «Демон сидящий».

Картина была создана только с помощью двух красок, белил и сажи. Весь образ, с тёмным лицом, чёрными волосами и лиловым ртом, прямо кричит о демонической натуре. Врубелю как никому другому удалось гармонично сочетать на полотне тёплые и холодные мазки, которые составляют единый и сложный узор.

Иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон»

Прибывая в Москве первый год, М. И Врубель знакомится с литератором Петром Кончаловским. Именно он делает заказ юному художнику на иллюстрации к знаменитой поэме Михаила Лермонтова «Демон», которые стали художественным воплощением литературных строк поэта.

Голова Демона на фоне Кавказских гор

Но в этих иллюстрациях это уже не тот добрый дух, которого мы видели в «Демоне сидящем». Это алчный дух, жаждущий разрушить и подчинить себе всё на своём пути. Христианское добро превращается в иллюзию на фоне земных страстей.

Демон и Тамара (1891)

В 1891 году художник завершает работу над одной из своих самых известных картин «Тамара и Демон», которая имеет ещё одно название — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно…». Эта ещё одна репродукция к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина отличается от его других произведений. Она выполнена на светло-коричневой бумаге с использованием белил и чёрной акварели. Таким образом, с помощью наслоения теней, Врубелю удалось передать вечную жажду демонического к опустошению человеческих душ. Всё тёмное влечёт на бессознательном уровне, так и картина обладает магическим магнетизмом, который заставляет ею восторгаться людей разных поколений.

Пан (1899)

Считается, что эта картина появилась случайно, когда художник вместе с семьёй отдыхал в Орловской губернии. В планах было написание нескольких портретов своей жены, но попавшаяся в руки книга французского писателя А. Франсуа «Святой сатир», полностью поменяла намерения Врубеля.

На картине изображён необычный старец. В руках он держит флейту, ноги с копытами покрыты шерстью, а на голове у него видны рога. Но, глядя на полотно, нельзя сказать, что главный герой вызывает страх и вселяет ужас. Скорее, это просто дух леса, который не против поиграть с заблудившимися путниками.

Демон летящий (1899)

Ещё одно полотно, которому не было суждено увидеть свет — «Демон летящий». На картине изображён демон, летящий над заснеженными горами Кавказа. Абстрактная картина написана в тёмных коричневых тонах, а многие детали либо плохо прорисованы, либо вовсе отсутствуют.

По семейным обстоятельствам он отложил создание этой картины и перешёл к написанию финального произведения, ставшего впоследствии шедевром мировой живописи.

Демон поверженный (1902)

Завершает цикл «Демоны» картина с символическим названием. Врубелю удалось изобразить упавшего на скалы пораженного ангела — богоборца. Образ Демона предстаёт как поверженный, но не покорённый.

В начале 1902 года картина была представлена публике. Но художника не покидала мысль о незавершённости образа, именно поэтому он с какой-то одержимостью продолжал работать с красками и кистями прям на выставке. Именно в этот период близкие художника начали замечать, что у него проблемы с психикой.

Влияние на последователей

Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя.

Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.

Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду. Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.

А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова. Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.

Это интересно

Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В этом была универсальность талантов художника.

Самой значимой его скульптурной работой является «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

О скульптурах Врубеля художник А. Матвеев писал: «без Врубеля не было бы никакого Коненкова…».

В архитектурной литературе подчёркивается выдающаяся роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой…).

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году он получает медаль по отделу прикладного искусства за произведения, созданные в Абрамцевской гончарной мастерской.

В 1903—1906 годы у художника возникают серьезные психические проблемы со здоровьем. В 1906 году к душевной болезни добавилась слепота.

У Врубеля не было учеников и последователей. Он жил творчеством и работал не ради вознаграждения… К нему пришел успех тогда, когда он был безнадежно болен.

В. А. Врубель умер на 54 году жизни 14 апреля 1910 года.  Над могилой Александр Блок произнес речь, в которой назвал художника «вестником иных миров»:

Детям младшего и старшего школьного возраста можно предложить посмотреть видеоролик о жизни и творчестве Врубеля.

Знакомство с творчеством художника необходимо начинать с младшего школьного возраста. На примерах картин сказочно-былинного жанра родители прививают ребенку художественный вкус, формируют общую культуру.

Демон, 1890

В конце XIX в. братья Кушнаревы и издатель П. Кончаловский задумали выпустить юбилейное издание М. Ю. Лермонтова. Над изданием работали 18 именитых художников, и Врубель был одним из тех, кому выпала честь придать видимый образ персонажам великого русского поэта. Ему принадлежит мистическое черно-белое изображение царицы Тамары и Демона.

Это не единственное обращение к данной теме, — позднее Врубель создает одну из своих наиболее узнаваемых картин — «Демон сидящий». Это полотно стало его визитной карточкой. На первый взгляд,  фигура сосредоточила в себе всю безысходность человека. Она не вмещается в отведенное для нее пространство. Внутри скрыта большая сила, но глаза полны тоски, они смотрят в сторону заходящего солнца, не ожидая от дальнейших событий ничего хорошего.
Это изображение опустошения внутреннего мира поражает своим мастерством и пониманием внутреннего мира героя. Он отовсюду изгнан, всеми отвержен. Врубель писал о нем сестре: «Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Этот мятущийся дух стал главной темой творчества великого художника, словно внутренняя натура живописца отражается в этой позе. Необычная техника работы рождает на свет формы, подобные кристаллам. Автор много работал над образом, внося изменения даже в выставляемую картину. Образ Демона часто был главной темой его сюжетов, внося смятение в его беспокойную душу.

Портрет Брюсова. 1906

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

  • К образу Демона Врубель приступил ещё во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнёс «Едем в Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округу разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а учёные и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно — Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронёсся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окружённый людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив своё время, предсказав в своих картинах некоторые события своей жизни.

Цветы в синей вазе (1886)

Кстати, на topcafe.su вы можете посмотреть фотографии самых красивых синих цветов, которые легко могут украсить ваш сад или огород.

Дуэль Печорина с Грушницким (1891)

На этом мы заканчиваем нашу статью о самых знаменитых картинах Врубеля. Редакция TopCafe всегда рада вашим комментариям. Пишите ваши мысли о творчестве этого великого художника.

Врубель Михаил Александрович — кто он?

Врубель — художник многогранный: ему принадлежат как масштабные панно, так и книжные иллюстрации. Кроме того, Врубель — автор множества театральных костюмов, майоликовых скульптур и витражей.

Врубель родился 5 (17) марта 1856 г. в Омске. Одно из детских воспоминаний — болеющая чахоткой мама вырезает из бумаги диковинных зверей. Возможно, это стало истоком будущих образов талантливого живописца.

Михаил Врубель «Автопортрет с раковиной»

В 3 года лишился матери, воспитывался в глубокой любви к русскому фольклору, где его воображение населял мир русских сказок. Эта культура позволяла ему оставаться самобытным художником, объекты творения которого вызывали яростные споры критиков. Как автор он никогда не позволял себе идти по пути подражания любому авторитету.

Свой талант живописца он обнаружил рано — в 9 лет. Тогда мальчик смог по памяти воспроизвести копию «Страшного суда» Микеланджело. Отец всячески поощрял занятия сына, нанимая учителей, помогающих развивать способности мальчика. И на общеобразовательном поприще он был среди лучших, окончив Одесскую гимназию с золотой медалью.

После Одессы Врубель направился в Санкт-Петербург, где поступил в университет. Его ближайшей целью стало получение образования юриста.

В столице Российской империи, чтобы удержаться на плаву, он занимается репетиторством, и благодаря этому занятию знакомится с семейством Папмелей, у которых часто бывали художники, музыканты, поэты. В этот период в голове талантливого юноши зародилась идея выбрать в качестве своего основного ремесла живопись, а не юриспруденцию. Но сначала ему пришлось окончить университет и отслужить в армии.
Когда ему было 24 года, Врубель неожиданно для всех поступил в Академию художеств в качестве слушателя. Михаил Александрович был старательным студентом, с уважением относился к преподавателям — этим он отличался от многих учащихся, считавших правилом хорошего тона критиковать своих учителей. Его эскиз «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» в 1881 г. был отмечен Серебряной медалью и протекцией преподавателя. Михаил отправился в Киев на реставрацию Кирилловской церкви.

Любовное пламя опалило сердце Михаила, и ничто не помогало отвлечься: ни учеба в Италии, ни отсутствие денег, ни насмешки и безответность чувств — Врубель не хотел браться за ум, практически полностью пропивая небольшие деньги. Даже приезд отца и последовавшая за этим болезнь не встряхнули молодого человека. Михаил Александрович едет в Москву, предупредив отца, что хочет навестить друзей.

Там он поселился у своего коллеги — Коровина, который и свел Врубеля со знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым. В период искания, когда, казалось, против художника ополчился весь мир, только Мамонтов продолжал верить в талант Врубеля. В 1896 г. купец настоял на участии в Нижегородской выставке, ставшей испытанием для автора «Принцессы Грезы».

Сложный характер Михаила не способствовал росту количества друзей. Тем более удивительна его встреча с будущей женой, предложение которой он сделал чуть ли не в день знакомства.

Несмотря на все жизненные неурядицы, Врубель в 1905 г. стал академиком живописи. Это произошло в самый тягостный период, когда живописец практическим ослеп, а его психическое здоровье было подорвано.

Картина Тропинина портрет сына Арсения. 1818 г

В своем творчестве многие художники уделяли внимание в написании детских образов. Одной из лучших работ считается картина Тропинина портрет сына Арсения или ее еще называют Голова мальчика созданная в 1818 году Детей художник любил писать и им было создано более двадцати образов подростков

Если кратко Василий Тропинин — мастер романтического и реалистического портрета. Практически все работы художника изысканы, неярки и написаны в золотистой цветовой гамме, напоминающей валерную живопись XVIII века.

Изображение ребенка было для него особо привлекательным. Многие детские портреты написаны в виде жанровой сценки. Рядом с детьми или подростками художник рисует собачку, птичку, игрушку или музыкальный инструмент.

Возможно, поэтому портреты Тропинина близки традициям XVIII в, когда в искусстве царила сентиментальность. Философы называли ум малыша «белой доской», считая, что пороки общества возникают только от плохого воспитания. Они признавали уникальный мир ребенка, напряжение его духовной жизни.

Арсений практически не позирует, он смотрит немного в сторону, мальчик одет опрятно, но несколько небрежно.

Возможно, отец оторвал его от интересных занятий или игры, так как у него распахнут ворот, да и мысли его вероятно еще блуждают там, где он был совсем недавно.

В изображении отсутствует репрезентативность, которая выражена в некоторой фрагментарности композиции. Голова мальчика нарисована на всей поверхности холста, но таким образом, она становится ближе к нам.

Внимание ребенка что-то отвлекло, он повернул голову, вздернул брови и стал сосредоточен. Особо поражает не по-детски задумчивый взгляд Арсения

Может быть, его еще привлекает игра, но он не хочет ослушаться отца и поэтому сидит спокойно.

В его облике мы видим благородство и внутреннюю красоту.

Вся картина наполнена гармонией и отражает отцовскую нежность. Тропинин сумел с огромной любовью передать внутренний мир мальчика, поэтому портрет получился полный очарования.

В настоящее время картина «Портрет сына» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер 40,4 на 32 см масло, холст

Портрет Саввы Мамонтова

Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). При ее написании использовались холст и масло. В настоящее время данная картина находится в Москве в Третьяковской Галерее.

Савва Иванович Мамонтов или, как его еще называли, московский «Лоренцо Медичи» был промышленником, строителем Северной железной дороги, хозяином знаменитого Абрамцева, а также оперного театра, где пел сам Федор Шаляпин. Познакомился Врубель с Мамонтовым через посредство Серова. Уже через 2 месяца после знакомства художник поселился в доме Мамонтова и стал своим человеком в его семье.

Что мы видим на данной картине? На ней изображен сидящий в глубоком кресле Савва Мамонтов, подогнувший под себя одну ногу. С одной стороны, нам кажется, что он сидит прочно и удобно, но вместе с тем Мамонтов будто в порыве

Обратите внимание не его левую руку, которая упирается в подлокотник. Создается такое ощущение, что он хочет встать

Властный и неукротимый характер Саввы Мамонтова подсказал Михаилу Врубелю стилевое решение портрета, таким образом, обратил его мысль к русским богатырям. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Тарабукин Н.М. говорит, что Мамонтов в исполнении Врубеля – это тот же русский богатырь Микула, но только одетый во фрак и штиблеты.

Эмоциональность портретной живописи Врубеля

Живописная манера Врубеля открывает в его портретах второй, эмоциональный план. Впервые это ярко проявилось в портрете Марии Дахнович (картина «Девочка на фоне персидского ковра»). Правда, написанный художником в Киеве, исключительно с целью немного заработать, портрет не понравился отцу модели. Лишь с третьей попытки его удалось продать на аукционе за 300 рублей. Купил картину известный киевский меценат Терещенко. Картина сейчас находится в собрании Киевского музея русского искусства.

Врубелевская манера портретной живописи получила дальнейшее развитие в других картинах, особенно в «Гадалке», написанной в 1895 году. При внешней экзотичности сюжета, среди тусклого мерцания зеленоватых и алых пятен, с портрета на зрителя смотрит мастерски написанный взгляд. Да, именно взгляд, а не лицо или глаза, становятся визитной карточкой портретов Михаила Врубеля. А в тех работах, где ощущается откровенная традиционность композиции, ему удается, как в портрете Кончаловского, создать эффект светоносной, феерической воздушной среды.

Немного биографии и особенности творчества…

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омске, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру своё истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Портрет Саввы Мамонтова

Уникальным по художественной силе произведением, созданном в том же 1897 году, стал портрет Саввы Ивановича Мамонтова. Его композиция построена так, что образ Мамонтова словно врывается в сознание зрителя. Сложные отношения, существовавшие между художником и его другом и покровителем, выплеснулись на холст. В основе этого тандема лежало взаимное восхищение и антагонизм между творческой натурой Врубеля и властной мощной энергией Мамонтова. В каждом мазке словно слышится эхо непрекращающегося спора между ними.

На портрете Савва Мамонтов предстает человеком с кипящей энергией, успешным дельцом с артистической натурой. Черно-белую фигуру своего друга и патрона художник помещает в обрамление багровых и золотистых тонов, огненно-дымных, типично врубелевских, оттенков. Центром этого цветового тайфуна становится лицо Саввы Мамонтова, и его взгляд, достойный самого Мефистофеля.

Приятно, что и через несколько лет после написания этого портрета, Михаил Врубель высоко оценил его. Он, побывав в доме Мамонтова, увидел вновь свою работу. И сказал жене: «В высшей степени смелая и красивая техника, а не мазня. А все, что сделано, более чем правильно — красиво и звучно».

Врубель М.А. На трупы всадников порой верблюды с ужасом глядели… 1890-1891. Илл. к поэме Демон М.Ю. Лермонтова. Врубель М.А. Микула Селянинович. 1896. Декоративное панно, исполненное для Всеросийской выставки в Нижнем Новгороде Надгробный плач (эскиз для неосущ. росписи Владимирского собора)

Русская частная опера

Савва Иванович всегда был поклонником и оперного пения, и театра, и живописи. Ему хотелось совместить эти три искусства, которые в тот момент были разделены невидимыми стенами академии. Поэтому свою оперу он стал собирать не столько из певцов, сколько из талантливых актеров и художников-декораторов. Конечно, это вызывало нарекания, Мамонтову часто указывали на непрофессионализм его певцов, обвиняли их в дилетантстве. Савва Иванович не сдавался и в итоге действительно сумел создать что-то необычайное. В его опере ставились отвергнутые в казенных театрах произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, а исполнителями главных ролей были Шаляпин, Любатович, Салина. В создании костюмов и декораций участвовали Нестеров, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Васнецов, Левитан. Одной из главных идей мамонтовского театра стала постановка русских опер с русскими актерами наравне с господствовавшими тогда повсеместно итальянскими произведениями.

Сама частная опера изначально занимала сцену театра купца Солодовникова (Б. Дмитровка, 6 – ныне театр «Оперетты»), но С.И. Мамонтов рассчитывал со временем перевести ее в зал, который специально для нее строил в гостинице «Метрополь», чему, к сожалению, не было суждено случиться из-за разорения Саввы Ивановича. Опера окончательно закрылась в 1904 году, однако многие из певцов продолжили свою карьеру в других театрах и с большой теплотой вспоминали время РЧО.

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.

Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.

Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии

В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.

Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Принцесса Греза», а также иллюстрирует поэму «Демон» («Тамара и демон», «Голова пророка», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона»).

Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь», изображавшая пушкинскую героиню, а также «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста , который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен.

Сирень, 1900

Фиолетовые оттенки создают сказочное настроение картины. Техника работы мастихином создает эффект вырастания цветков сирени словно из темноты, создавая ощущение нереальности. В пене сиреневых, фиолетовых и лиловых цветов появляется фигура девушки. Создается впечатление, что этот персонаж возник внезапно, словно вырос в темноте из ниоткуда.

Девушка похожа на лесную фею, нимфу, и это параллель с другой картиной — «Пан», ведь, согласно мифологии, Пан влюблен в нимфу.

Живописец говорил, что Сирень — это отсылка к имени Сиринга, принадлежащему той самой нимфе. Очертания героини размыты, они словно сливаются с пышной сиренью, создавая эффект целого.

Испания, 1894

Врубель творил увлеченно и много, он находился в постоянном поиске, не боялся рисковать, всегда был готов учиться, часто практически полностью переписывал почти оконченные картины, если находил какой-то изъян, либо просто пересмотрев настроение персонажа. Эта необузданность присуща и его героям. Одним из совершенных творений Врубеля считается полотно «Испания».

Автор практически не переделывал его, что уже само по себе удивительно. Врубель никогда не был в Испании, но в результате смешения воображения, красок и мастерства миру было представлено яркое изображение испанского темперамента.

Вдохновленный героями «Кармен», Врубель старательно постигал душу испанцев, находя необъяснимую прелесть в характере этой нации. Три персонажа «Испании» словно застыли на мгновение и вскоре они продолжат свою жизнь.

Спокойно стоящая, однако неприкрыто взволнованная женщина смотрит в глаза зрителям проникновенным горящим взглядом. О чем она думает, не знает никто, кроме, возможно, двух мужчин, находящихся за ее спиной. Но один погрузился в себя, устремив глаза в пространство перед собой, а второй подозрительно скосился в сторону зрителей. Его тело напряжено и прислонено к стене. Ни разу не посетив Пиренейский полуостров, Врубель смог передать кипящий характер испанцев.

Железные дороги

Одним из самых заметных проектов С.И. Мамонтов стала деятельность по строительству северных железных дорог. Начав со строительства небольшой ветки Москва – Сергиев Посад (1862 г.), уже к 1870-му мамонтовское товарищество построило в 6 раз больше путей: Сергиев-Ярославль, Иванов-Шуя, Рыбинск-Бологое. Позже на деньги Саввы Ивановича и его компаньонов будут открыты ветки: Ярославль-Рыбинск, Ярославль-Кострома, Ярославль-Вологда-Архангельск, Александро-Киржач, Бельково-Юрьев-Польский, Москва-Савелово, Петербург-Вологда-Вятка. Отдельно следует отметить донецкую каменноугольную железную дорогу, которая дала возможность развивать добычу угля в Донецком бассейне.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова кисти И.Е.Репина, 1880 год; Государственный театральный музей имени Бахрушина, Москва. Далеко не все эти дороги приносили ощутимый доход, многие строились скорее по идейным соображениям, как это, например, было с дорогой Ярославль-Вологда-Архангельск. Савва Иванович считал русский Север крайне перспективным регионом, главная проблема которого состояла в отсутствии сети коммуникаций. Строительство железнодорожной ветки через тундру виделось ему необходимой частью программы освоения этого богатейшего региона. В своей правоте он сумел убедить не только коллег, но и министра финансов (именно в ведении этого министерства в Российской империи было железнодорожное строительство) С.Ю. Витте, и государя императора Николая II. Для этого на Нижегородской выставке в 1894 году он своими силами откроет целый павильон, посвященный русскому Северу, в оформлении внутреннего убранства которого будут участвовать художники Врубель и Коровин.

«Царевна-Лебедь» 1900

Сюжет картины взят из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Перед нами сценический портрет Н. И. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Роскошная корона, нанизанная жемчугом, блестит, словно серебряное кружево, на пальцах сверкают перстни,  накидка, брошенная на плечи, окаймлена драгоценными камнями. Перламутровые переливы красок оживляют картину: царевна-лебедь слово плывет по сумрачному морю, бросая тревожный взгляд.

Долгое время картина вызывала споры — не все критики признавали её шедевром.

Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так:

Рекомендации родителям:

Прочитайте ребенку сказку А. С. Пушкина. Расскажите о том, что в древние времена у всех сказок были длинные названия. Попросите повторить название этой сказки («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»).

Предложите сыну (дочери) рассмотреть картину «Царевна-Лебедь» и попросите найти ее описание в сказке А. С. Пушкина.

Обратите внимание ребенка на то, что в картине показан момент превращения Царевны в Лебедя. (Правое крыло поднимается из морской жемчужной пены, левое покрывается оперением. Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны

Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя)

Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны. Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя).

Предложите прослушать оперу «Сказка о царе Салтане». Помогите ребенку прочувствовать оживление картины под музыку Н. Римского-Корсакова. Это будет подтверждением большой любви художника к музыке и литературе.

Пророк, 1898

В 1896 г., находясь в поисках вдохновения, Врубель обращается к творчеству А. С. Пушкина, особенно его заинтересовал «Пророк». Какое-то время Михаил Александрович делал наброски, эскизы, пытаясь поймать идею, позволившую бы ему создать законченное произведение, но это не удавалось.

Через 2 года он вернулся к наследию великого русского поэта, но пересмотрел свое видение сюжета.

Первоначально его «Пророк» был изображен в полный рост, а к 1898 г. от него осталась только верхняя половина, нижнюю часть полотна автор просто отрезал, впоследствии использовав ее для другого полотна. Два персонажа — Пророк и Ангел — под отливающим красным ночными звездами. Картина полно передает потрясение старца при появлении Ангела. Серафим сразу помещается на первый план, яркие цвета сходятся на крыльях, олицетворяя обреченность Старца. Впоследствии к теме «Пророка» Врубель еще вернется.

Девочка на фоне персидского ковра. 1887

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошёл к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника — в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал. По мнению редакции topcafe, это одна из самых красивых картин великого мастера.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: