Картины леонардо да винчи с названиями: «тайная вечеря», «иоанн креститель», «святой иероним», «мона лиза»

Художник-левша

Ранее искусствоведы заявляли, что обнаруженный ими отпечаток пальца на картине «Прекрасная герцогиня» совпадает с отпечатком на одной из работ да Винчи, находящейся в Ватикане.  Так, по мнению оксфордских искусствоведов, изначально выглядела книга из польской Национальной библиотекиКроме того, они нашли «значительные стилистические параллели» между изображением на пергаменте и женским портретом кисти Леонардо, висящим в Виндзорском дворце.Помимо этого, Кемп и Котте установили, что как линии спорного портрета, так и ретушь на его пергаменте были нанесены левой рукой, а да Винчи, как известно, был левшой.»Теперь мы можем быть уверены, что на портрете изображена Бьянка, что он написан по случаю ее свадьбы и что автором работы был Леонардо», — говорится в заявлении, распространенном искусствоведами.Однако критики этой версии утверждают, что нет никаких данных о том, что да Винчи когда-либо работал с пергаментом, а кроме того, само изображение «герцогини» не слишком похоже по стилю на другие работы Леонардо.

Авторство да Винчи установили по отпечаткам пальцев?

 Отпечатки пальцев в левом верхнем углу портрета могут принадлежать Леонардо да ВинчиПортрет, до сих пор считавшийся работой некоего немецкого художника, может оказаться картиной Леонардо да Винчи. Исследователи обнаружили на картине отпечатки пальцев мастера. Лондонский журнал Antiques Trade Gazette пишет о том, что портрет девушки, фигурировавший в каталогах как «картина немецкого художника начала XIX века», может стоить несколько миллионов долларов.Эксперты по живописи нашли отпечаток указательного и среднего пальцев в левом верхнем углу картины. По их мнению он «в высшей степени схож» с отпечатком на картине да Винчи «Святой Иероним», хранящейся в Ватикане.Эксперты также указывают на значительное сходство портрета девушки с картиной Да Винчи «Портрет женщины в профиль», который висит в Виндзорском замке.Кроме того, в статье Antiques Trade Gazette отмечается, что мазки тушью и мелом выполнены левой рукой, а известно, что да Винчи был именно левшой.На 400 лет старше, чем предполагалось?Платье и прическа изображенной девушки соответствуют миланской моде конца XV века. Результаты радиоуглеродного анализа картины также показывают, что картина была нарисована приблизительно в это время.В добавок к этому, Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета, считает, что, вероятно, позировала для портрета юная Бьянка Сфорца – дочь Людовико Сфорцы, герцога Милана, жившего во второй половине XV века.По словам Кемпа, он пришел к этому выводу «методом исключения».Больше, чем «просто портрет 19 века»В недавнем прошлом картина, размеры которой 23 на 33 сантиметра, сменила владельцев несколько раз.В 1998 году работа была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке как «Портрет молодой девушки в профиль в платье эпохи Ренессанс».Заплатившая за него тогда 19 тысяч долларов арт-дилер Кейт Ганз затем перепродала портрет канадскому ценителю искусства Питеру Сильверману за сумму, близкую к 20 тысячам долларов.Сильверман решил глубже исследовать историю картины после того, как в прошлом году побеседовал с доктором Николасом Тернером, бывшим хранителем Британского музея.29 сентября 2011 г.,

< Предыдущая   Следующая >

«Благовещение»

Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.

Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.

Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»). Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее. Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.

Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).

Леонардо да Винчи в Венеции

Когда в 1499 г. Милан заняли французские войска, Леонардо да Винчи вынужден был покинуть город. Художник посещал Мантую и Венецию, но долго ни в одном из этих городов не жил. Но именно в Венеции находится один из самых известных рисунков в истории человечества – «Витрувианский человек

Галерея Академии / Gallerie dell ‘Accademia

В венецианской Галерее Академии можно увидеть оригинал самого знаменитого рисунка, созданного Леонардо да Винчи в качестве иллюстрации для книги, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия. До 1784 года работа принадлежала миланскому кардиналу Чезаре Монти, затем ее выкупило австрийское правительство у коллекционера Джузеппе Босси и передало в 1818 г. Академии изящных искусств в Венеции (город стал частью Ломбардо-Венецианского королевства, принадлежавшего Австрии). 

Это небольшой рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, иллюстрирует мысль о соотношении идеальных пропорций человеческого тела и их связи с геометрическими формами. Образ стал настолько узнаваемым в современной культуре, что его даже воспроизвели на монете в 1 евро. 

Витрувианский человек, 1490 г.

К сожалению, в целях сохранения реликвии «Витрувианский человек» экспонируется в довольно редких случаях.

Леонардо да Винчи в Риме

В 1513 г. Леонардо отправился в Рим в надежде обрести нового заказчика и покровителя в лице Папы Льва X (Милан снова захватили французские войска). Умерший к тому моменту Юлий II являлся крупнейшим меценатом и был сменен не менее увлеченным покровителем искусств Львом X, сыном Лоренцо Великолепного.

К тому моменту Леонардо исполнилось уже 60 лет. К тому же, он «славился» тем, что не доводил свои работы до конца. Серьезную конкуренцию ему составили бывшие в зените славы Микеланджело и Рафаэль, которых отличала скорость и более последовательное отношение к работе. Приняв Леонардо с большими почестями, Лев X так и не поручил ему ни единого заказа. 

Папа Лев X с двумя кардиналами, автор Рафаэль Санти

Проведя в Вечном городе 3 года, Леонардо вынужден был уехать, так как работы для него здесь не нашлось. Поэтому в Риме произведений Леонардо практически нет, за исключением музеев Ватикана, где можно увидеть одну из его ранних работ.

Музеи Ватикана / Musei Vaticani

В музеях Ватикана (Пинакотеке) находится одна неоконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним– работа «флорентийского» периода Леонардо, написанная маслом по дереву. На картине изображен Святой Иероним во время пребывания в сирийской пустыне, где он жил жизнью отшельника.

Произведение было написано, когда Леонардо работал в мастерской Андреа Верроккьо. Оно осталось незавершенным по причине отъезда художника в Милан. 

Святой Иероним, 1480-1482 гг.

Несмотря на неудачу в Риме, Леонардо да Винчи при жизни стал легендой, что могло обеспечить двор любого монарха дополнительным престижем и почетом. Именно по этой причине французский король Франциск I пригласил художника в качестве своего почетного гостя. Леонардо прожил свои последние дни во Франции в усадьбе Клу близ королевского замка Амбуаз, где скончался 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет.

Смерть Леонардо да Винчи, автор Жан Огюст Доминик Энгр

Больше интересных статей об Италии:

Мистический Рим: 5 загадочных мест

Рим в феврале: погода, праздники, чем заняться

В Колизей без очереди в 2022 году: покупаем билеты с посещением арены / подземных галерей

Энотеки в Риме: список с адресами

Новый год в Риме 2019: программа мероприятий

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

  • 5
    Поделились

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

описание

На снимке Иероним изображен в образе исхудавшего старика, сидящего на корточках в каменном гроте и собирающегося ударить себя камнем в грудь. Перед ним лежит могучий лев, обращающийся к святому с открытой пастью. Слева на заднем плане открывается грот, из которого открывается вид на пейзаж с высокими скалами. На противоположной стороне есть место, на котором еще не закрашена штукатурная грунтовка и на котором зарисовано церковное здание. Вероятно, это фасад Санта-Мария-Новелла во Флоренции, строительство которого было завершено в 1479 году под руководством Леона Баттисты Альберти .

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа – это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

сказка

Современные источники о создании и заказах картины отсутствуют. Впервые он упоминается в завещании Анжелики Кауфманн , в котором картина упоминается как произведение Леонардо. Неизвестно, что произошло с картиной после ее смерти. Он появляется снова только в связи с его, по-видимому, легендарным переоткрытием кардиналом Йозефом Фешем , дядей Наполеона . Согласно этому сообщению, кардинал обнаружил картину у римского торговца антиквариатом, но она была разрезана на части и с квадратным вырезом там, где с картины была удалена голова святого. Говорят, что доска служила крышкой сундука. Говорят, что сапожник использовал вырез с головой святого в качестве табурета. Кардинал Феш приказал заново собрать найденные части — всего пять частей. После смерти кардинала в 1839 году его поместье, включая картину Леонардо, которая была оценена в 2500 франков, было продано с аукциона в Палаццо Риччи в Риме. Неизвестно, кто купил его на аукционе и где он будет находиться. В 1856 году его получил Папа Пий IX. приобретена для Ватиканской художественной галереи, где впервые была выставлена ​​в 1857 году.

«Иоанн Креститель»

Данная работа принадлежит к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи. Картина написана на дереве маслом предположительно в период с 1514 по 1516 год. Считается, что вместе с «Джокондой» и «Святой Анной» он привез ее в 1516 г. во Францию, когда поселился в замке Клу. В 1517 г. он показал все три работы кардиналу Арагонскому, и вскоре они были куплены королем. С тех пор картины не покидали королевской коллекции и были унаследованы Лувром.

Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо

Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Данный прием был разработан самим да Винчи

Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. К таковым относится изнеженность юноши, его женоподобная улыбка и взгляд, кольцами вьющиеся волосы.

«Мадонна Бенуа»

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века. Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни. Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Святой Иероним в пустыне

Иероним равно почитается как в православной, так и в католической традиции как один из учителей церкви. Сюжет картины представляет один из двух иконографических образов Святого Иеронима. Обычно в художественной традиции его изображали либо в виде кардинала в красной мантии, с атрибутами учёности и высокого сана, либо как кающегося грешника, облачённого в простые одежды, среди пустыни, бьющего себя камнем в грудь.

Леонардо да Винчи обратился ко второму образу, изобразив кающегося старца полуобнажённого, в старых одеждах, посреди пустынного пейзажа. В руке святой держит камень, он готов нанести себе удар. У ног его лежит лев, приподнятая голова зверя и раскрытая в рыке пасть обращены в сторону старца.

Неслучайно художник поместил царя зверей у ног святого. По легенде, монах Иероним вытащил занозу из лапы хромого льва. С тех пор благодарный зверь стал его верным спутником и помощником и нередко изображается на полотнах рядом со святым.

Выставки

Картина редко выставлялась на выставках за пределами Ватикана. Ранним исключением является благотворительная выставка в Люцерне в пользу библиотеки Амброзиана , которая сильно пострадала от бомбежек во время Второй мировой войны. С 1983 по 1984 год картина демонстрировалась в США в рамках передвижной выставки «Коллекции Ватикана. Папство и искусство »демонстрировалась в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско. В 2019 году картина была показана в спецшоу «Леонардо. Il San Girolamo dei Musei Vaticani »выставлялась в Braccio di Carlo Magno на площади Святого Петра в течение трех месяцев. Выставку дополняет документ 1513 года, подтверждающий пребывание Микеланджело в районе . С февраля 2020 года картина была предоставлена в Лувр в Париже для ретроспективы Леонардо .

Источники

Леонардо да Винчи (1452-1519) (: приписано : в сотрудничестве †: потеряно    : AdQ    : BA )

Картины Крещение Христа (1472 — 1475)  • Благовещение (Галерея Уффици, 1472 — 1475)  • Медуза † • Джиневра де Бенчи (ок. 1476)  • Мадонна с гвоздикой (1478 — 1480)  • Мадонна Бенуа ( 1478 — 1482)  • Благовещение (Лувр, ок. 1478 — 1485)  • Святой Жером (1480 — 1482)  • Поклонение волхвов (1481)  • Дева в скалах (Лувр, 1483 — 1486)  • Дама с горностаем (1488-1490)  • Мадонна Литта (около 1490)  • Портрет музыканта (1490)  • La Belle Ferronnière (1490-1496)  • Богоматерь скал (Национальная галерея, 1495 — 1508)  • Мадонна с веретеном (ок. 1501)  • Святая Анна, Богородица и Младенец. Иисус играет с ягненком (1503-1519)  • Мона Лиза д’Ислворт (между 1503 и 1506)  • Мона Лиза (1503-1506)  • Salvator Mundi (после 1507 г.)  • Ла Скапильята (1508 г.)  • Леда и лебедь (1508 г.) † • Святой Иоанн Креститель в Вакхе (1510-1515 гг.)  • Святой Иоанн Креститель (между 1513 и 1516 гг.)
Фрески Тайная вечеря  • Битва при Ангиари † • Зала делле Ассе
Скульптуры Памятник Сфорце (так и не реализованный)  • Лошадь и всадник  •Поднимание лошади с воином
Рисунки
Научные рисунки
  • Витрувианский человек
  • Пейзаж долины Арно
  • Изучение движения кошек
  • Исследования плода в утробе матери
Портреты
  • Кондотьер
  • Мученичество святого Себастьяна
  • Прекрасная принцесса
  • Автопортрет
Подготовительные занятия
  • Этюд для Мадонны с кошкой
  • Голова молодой женщины (Турин)
  • Голова молодой женщины (Лувр)
  • Этюды для Младенца Иисуса (Галереи Венецианской академии)
  • Этюд для головы Святой Анны (Виндзорский замок)
  • Голова Богородицы на три четверти вправо (Метрополитен-музей)
  • Этюд для правой руки Богородицы (Виндзорский замок)
  • Этюд для драпировки Богородицы (Лувр)
Картонные коробки
  • Голова ребенка на три четверти вправо (ок. 1483 г.)
  • Изабель д’Эсте (1499-1500)
  • Святая Анна, Богородица, младенец Иисус и святой Иоанн Креститель в младенчестве (1499-1500?)
  • Святая Анна, Богородица и Младенец Иисус (картон) (1501)
Рукописи Codex Atlanticus  • Кодекс полета птиц  • Кодекс Лестера  • Кодекс Арундела  • Мадридский кодекс  • Кодекс Тривулциана  • Анатомические работы  • Кодекс Виндзор  • Трактат о живописи
Проекты Автомобиль  • Танк  • Орнитоптер  • Воздушный винт  • Гигантский арбалет  • Альт-органиста  • Робот  • Архитоннер  • Божественные пропорции
Места Место рождения ( Винчи )  • Музей Леонардо да Винчи ( Винчи )  • Замок Кло-Люсе ( Амбуаз )  • Музей науки и техники ( Милан )  • Музей Галилея ( Флоренция )
Леонардески Джованни Антонио Больтраффио  • Джампьетрино  • Эрнандо де лос Льянос  • Джованни Агостино да Лоди  • Бернардино Луини  • Чезаре Магни  • Марко д’Оджоно  • Франческо Мельци  • Джованни Амброджо де Предис  • Салаи  • Чезаре да Сесто  • Андреа Солари
Специалисты Даниэль Арассе  • Кармен Бамбах  • Марсель Брион  • Паскаль Бриоист  • Алессандро Чекки  • Винсент Делевен  • Мартин Кемп  • Пьетро К. Марани  • Эжен Мюнц  • Чарльз Николл  • Карло Педретти  • Адольф Розенберг  • Алессандро Веццози  • Франк Цёлльнер
Дань уважения Смерть Леонардо да Винчи  • Леонардо да Винчи (телесериал)  • Леонардо (комикс)  • Italdesign DaVinci

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, – религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев – его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

Современное состояние картины

Сегодня работа в живописном плане сохранилась так, как её оставил Леонардо да Винчи. Святой Иероним на фоне скал, лев у ног, пейзаж на дальнем плане прорисованы на светлом подмалёвке. Скалы и пустыня, окружающие их, намечены тёмным. Экспрессивная фигура святого тщательно проработана и подготовлена для живописного слоя, в то время как остальные детали только намечены общими контурами. Даже в таком варианте работа поражает экспрессией и трагизмом созданного образа.

Смотреть галерею

К счастью, «Святой Иероним» Леонардо не подвергся позднейшим попыткам художников закончить шедевр. Тем не менее до наших дней картина дошла в плохом состоянии. Некогда распиленная на две части, она просуществовала в качестве крышки для ларца, а потом столешницы почти три столетия. И только в 19 веке была вновь восстановлена и заняла своё место среди других шедевров в коллекции Ватикана.

описание

На снимке Иероним изображен в образе исхудавшего старика, сидящего на корточках в каменном гроте и собирающегося ударить себя камнем в грудь. Перед ним лежит могучий лев, обращающийся к святому с открытой пастью. Слева на заднем плане открывается грот, из которого открывается вид на пейзаж с высокими скалами. На противоположной стороне есть место, на котором еще не закрашена штукатурная грунтовка и на котором зарисовано церковное здание. Вероятно, это фасад Санта-Мария-Новелла во Флоренции, строительство которого было завершено в 1479 году под руководством Леона Баттисты Альберти .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: