Картины донателло художник

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи

    Gemeinsame Normdatei

     :

  • Ресурсы изобразительного искусства

    (it)  Каталоги музеев Флоренции

     :

Книга Юдифи

Символы
Поэзия
Театр
Кино
  • Юдифь и Олоферн ( 1909 )
  • Юдифь и Олоферн ( 1959 )
Музыка
  • La Giuditta
  • «Джудитта» , оратория для пяти голосов («из Неаполя») Алессандро Скарлатти (1693)
  • «Джудитта» , оратория для трех голосов («Кембриджская») Алессандро Скарлатти (1697)
  • Юдита торжествует , оратория Антонио Вивальди (1716)
  • Betulia liberata , оратория Моцарта и Метастазия (1771)
Картина
  • Возвращение Юдифи в Ветилу и открытие трупа Олоферна ( Сандро Боттичелли , около 1470 г.)
  • Юдифь держит голову Олоферна ( Андреа Мантенья , между 1495 и 1500 гг.)
  • Юдифь ( Джорджоне , около 1504 г.)
  • Юдифь и Олоферн ( Караваджо , около 1598 г. )
  • Юдифь, обезглавливающая Олоферна (приписывается Караваджо , 1607 г.)
  • Юдифь, обезглавливающая Олоферна ( Луи Финсон , около 1607 г.)
  • Юдифь, обезглавливающая Олоферна ( Артемизия Джентилески , между 1614 и 1620)
  • Юдифь ( Симон Вуэ , между 1620 и 1625)
  • Юдифь и Олоферн ( Франсиско де Гойя , между 1819 и 1823)
  • Юдифь ( Август Ридель , 1840, иллюстрация напротив)
  • Юдифь у ворот Ветиллии ( Жюль-Клод Зиглер , 1847)
  • Юдифь I ( Густав Климт , 1902)
  • Юдифь II или Саломея ( Густав Климт , 1909)
Скульптура

Символизм Юдифи

И Джудит, и Дэвид — неудачники из ветхозаветных историй, и их также можно увидеть расположенными в непосредственной близости на фреске Санта-Мария-Антиква, а также на Восточных дверях баптистерия Лоренцо Гиберти . Юдифь считается символом свободы, добродетели и победы слабых над сильными в справедливом деле. Христианская символика Юдифи показывает ее действия над Олоферном как победу добродетели, особенно в отношении самообладания, целомудрия и смирения, в отличие от распущенности и гордости. Ее история в топосе « Сила женщин» изображает слабых, которые преодолевают предполагаемую победительницу в попытке защитить свой дом. Это символ города Флоренции, который боролся за защиту своей республики Флоренцию от иностранных держав, а также для Медичи, особо поддерживающих свою гордость за город.

Биография

Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) – так звучит полное имя великого художника, родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.

С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства.

Мальчик не получил достойного образования, не знал древних языков, после смерти родителя жил с матерью в небольшом, скромном доме, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью. Именно золотых дел мастера трудились над декорированием флорентийского кафедрального собора. Примечательно, что обучение в мастерской оплачивалось банкиром, меценатом и покровителем юного дарования Мартелли (Martelli).

Свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, отправившись в старинный город примерно в 1404-1407 годах, вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Там его учителем был выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti).

Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.

Донателло непрестанно творил всю свою жизнь, стараясь не упускать ни одного предложения по работе. Искусство было единственной и главной его страстью. Он не стяжал славы и богатства: известен даже исторический факт о том, что в мастерской художника весела корзина, где хранились деньги, полученные им за работу, и каждый из нуждающихся учеников мог свободно взять оттуда любую сумму.

Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.

О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор.

Творчество мастера

Первое дошедшее до потомков творение великого скульптора – статуя царя Давида, которая сегодня представлена в музее Барджелло. Она служила символом свободы Флоренции. Уже тогда Донателло ищет свой неповторимый стиль, уходя от готических форм, которым отдавал предпочтение его учитель – Лоренцо Гиберти.

Позднее автор создал статую евангелиста Марка. Эта работа – решительный шаг вперед к новому направлению – ренессансу. Если раньше скульптуры были бестелесными образами, то теперь они приобрели реалистичность, характер.

Статуя Евангелиста Марка, размещенная в церкви во Флоренции

Донателло пробует себя в разных направлениях. На этом переломном этапе своего творческого пути он создает деревянное Распятие, которое представлено в церкви Санта Кроче. С этого момента слава Донателло, как непревзойденного виртуоза искусства, растет, а все, что выходит из его рук, удивляет, даже поражает современников.

В целом в работах автора можно отметить два стиля: реалистический и классический. В первом выполнены известные на весь мир статуи Марии Магдалины, пророка Аввакума. Во втором создана скульптура святой Цецилии. Реалистические тенденции усиливаются в работах мастера, начиная со статуи Святого Людовика и достигают пика в статуях пророков флорентийской колокольни.

Донателло, Деревянное Распятие

Апогеем творческих исканий выступает статуя святого Георгия. Здесь автор воплотил свой гражданственный идеал, где сочетаются замкнутость мрамора, рельефность переднего аспекта, насыщенность движения. Дальнейшие работы мастера поражают силой своей драматургии, экспрессией.

В 1430 году появилась обнаженная статуя Давида. Если в ранние годы это считалось греховным, а все создаваемые скульптуры отличались обилием одежд, прикрывающих тело, то эта произвела настоящий фурор в сознании людей. До культа красоты нагого тела осталось немного, но Донателло потому и называют «отцом раннего Ренессанса», что он ускорил наступление этой эпохи.

Обнаженный Давид руки Донателло

Падуанский период стал наивысшей точкой в развитии творчества Донато. Художник проработал в Падуе до 1456 года, украшая церковь Святого Антония и балкон собора в городе Прато, работая над скульптурной композицией святого Иоанна Крестителя. Автору удается невероятно реалистично передать перспективу, благодаря чему создается впечатление углубленности пространства, как это демонстрируют живописные произведения.

В последние годы, которые скульптор провел во Флоренции, он переживал душевный кризис, что отразилось в его работах. Они становятся драматичными, трагичными. Однако мастер никогда не стремился понравиться публике. Он слушал только себя и сердце, никогда не шел на компромисс со своей совестью.

Одна из самых знаменитых скульптур – Мария Магдалина

Интерпретация

Ожидаемое рассечение шеи генерала и общее представление об обезглавливании визуально подчеркивается в статуе пристальным взглядом Джудит и сильно взведенной рукой, держащей свой клинок, готовый нанести удар. Вдобавок на спине Олоферна вырезан медальон, который висит на его шее, исторически известный как символ гордости. Многие ученые полагают, что в этом случае ожерелье является прямым символом гордости, о чем свидетельствует Псалом 73: 6, в котором говорится, что «нечестивые носят гордость, как ожерелья, и насилие окутывает их». Также утверждается, что на статую следует смотреть сбоку, а не прямо. Если смотреть под углом, акцент делается на шее Олоферна, по бокам которой находятся обе ноги Юдифи под ее одеждой, и он находится в центре внимания, поскольку Юдифь отводит руку, чтобы нанести удар. Это сделало бы надпись «Вот, гордыня, обслуживаемая рукой смирения» наиболее точно изображенной.

Считается, что первоначально надпись на гранитном постаменте гласила: «Царства падают из-за роскоши , города поднимаются благодаря добродетелям. Взгляните на шею гордости, перерезанную рукой смирения». Эта драматическая и детализированная статуя, таким образом, является метафорой правления Медичи как защитников флорентийской свободы, сродни Юдифи, убийце тирана Олоферна и защитнику народа. Это мнение подтверждается записями, в которых упоминается вторая надпись на пьедестале, которая гласила: «Спасение государства». Пьеро Медичи, сын Козимо, посвятил эту статую женщины свободе и стойкости, посредством чего граждане с непобежденными и непобежденными постоянное сердце может вернуться в республику ». На подушке написаны слова OPVS. ДОНАТЕЛЛИ. ФЛО (работа флорентийца Донателло).

Основание скульптуры содержит некоторые из самых ранних примеров путти и пуэри-мингентес эпохи Возрождения , которые изображены топчущимися за виноград, пьющими и мочящимися. Снисходительное пьянство мальчиков символизирует отсутствие самоконтроля Олоферна, что в конечном итоге приводит к его смерти в пьяном виде, а их мочеиспускание символизирует вожделение Олоферна к Юдифи.

Густав Климт Юдифь и Олоферн: Описание произведения

Моделью для полотна стала знаменитая «золотая» Адель Блох-Бауэр, узнаваемые черты лица которой породили волну слухов о любовной связи между художником и натурщицей. Картина Климта, пропитанная откровенной чувственностью, была совсем не похожа на изображающие ту же сцену полотна Джорджоне, Боттичелли и Караваджо. Экстатическое выражение лица Юдифи, ее напряженные пальцы, страстно сжимающие отрубленную голову Олоферна, ее бесстыдно обнаженное тело повергли жителей Вены в шок. В их понимании эта дерзкая фам-фаталь, явно получающая удовольствие от хладнокровного убийства, никак не вязалась с образом добродетельной вдовы, рискнувшей принести в жертву свое целомудрие, чтобы спасти родной город от вражеской армии.

Неоднозначность полотна и неприкрытая сексуальность его героини настолько смущала венскую публику, что… было решено считать, что на нем изображена вовсе не Юдифь, а другая известная библейская личность – коварная Саломея с головой Иоанна Крестителя. Поэтому долгое время, несмотря на название картины, написанное на раме, она была известна как «Саломея». К слову, старые мастера, чтобы отличить Юдифь от Саломеи всегда изображали рядом с ней ее служанку, которая помогла вдове пробраться в лагерь ассирийцев и осуществить убийство Олоферна.

Портрет Адели Блох-Бауэр можно, пожалуй, назвать квинтэссенцией всего «Золотого периода» творчества Климта. В частности, это касается обилия драгоценного материала, который художник использовал в этой работе (Климт декорировал свои картины настоящим сусальным золотом). Тем не менее, полотно не выглядит вычурным или аляповатым. Обилие золота удивительным образом не создает ощущения богатства и роскоши, оно кажется лишь естественным обрамлением для красивой женщины, лицо и руки которой как будто выхвачены светом из общей картины. Климт написал портрет Адели на пике своей карьеры, использовав техники и приемы, которые позволяют безошибочно определить авторство любой из его зрелых работ. Здесь есть и отсылки к египетскому и византийскому искусству, и разнообразие орнаментов, мастерски вписанных в пространство картины и облачение героини, и, конечно же, неуловимая чувственная аура, окружающая «Золотую Адель».

Работа в Падуе

Апогеем творческого пути скульптора стала его работа в Падуе. В этот город он был призван для осуществления оформительской деятельности в 1444 году и работал совместно с Никколо Пиццоло — падуанским скульптором и художником.

В Падуе Донателло прожил вплоть до 1456 года. Здесь он занимался украшением церкви Святого Антония. Многочисленные и разнообразные работы, выполненные для этой церкви, были созданы средневековым скульптором при содействии учеников скульптора.

Наиболее известные работы из этого комплекса — барельефы, выполненные из бронзы и кратко повествующее о различных эпизодах из жизни покровителя Падуи — Святого Антония. В металле застыло множество сцен и композиций из биографии этой исторической фигуры.

Искусствоведы считают примечательной способность этого художника одинаково ярко изображать на картинах и скульптурах как миловидность и грацию, так и энергию и силу. Про эту особенность невозможно не вспомнить, разглядывая созданный в 1434 году барельеф мраморного балкончика, располагающегося в соборе в городе Прато.

Композиция изображает группу полуобнаженных детей, играющих на различных музыкальных инструментах и пляшущих, водящих хоровод. Художник очень живо передал все нюансы движений и пластики. Позы, в которых застыли персонажи, разнообразны, игривы и в то же время совершенно естественны.

То же самое можно сказать и о персонажах других композиций, вырубленных из мрамора, которые предназначались для оформления флорентийского собора. Теперь эти мраморные барельефы находятся во Флоренции в Опера-дель-Дуомо.

Творчество

В последующие годы биографии Донателло продолжал совершенствовать свою технику, находясь в поисках новых скульптурных решений. Вскоре он стал брать заказы от городских властей, на создание барельефов и скульптур, предназначенных для разных административных и религиозных зданий.

В 1415-1416 гг. мастер трудился над скульптурой святого Георгия-Победоносца, предназначенной для церкви Орсанмикеле. Как правило, данного персонажа изображали на коне и с копьем, которым он пронзал дракона.

«Георгий-Победоносец»

Однако Донателло показал Георгия в другом образе, которому были присущи черты реализма. Статуя имела изящные пропорции тела, которые наглядно демонстрировали красоту мужского силуэта. Его Георгий-Победоносец, опирающийся на щит и смотрящий в даль, был молод, привлекателен, спокоен и уверен в собственном превосходстве.

В период биографии 1416-1432 гг. скульптор продолжал брать заказы от местных властей на создание статуй библейских святых. В его ранних работах прослеживались позднеготические веяния, однако позже он стал все чаще прибегать к реализму античности и позднего Возрождения.

Мраморные скульптуры Донателло стали все больше похожи на реальных людей. Им были присущи портретность, пластика, природная грация и индивидуальность. В скором времени он совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо начал создавать надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII.

В результате, Донателло и Микелоццо создали образец оформления подобных памятников, которого в дальнейшем придерживались другие мастера. Стоит заметить, что Донателло стал автором лежащей фигура Иоанна XXIII, тогда как над гробницей трудился Микелоццо.

В 1420-е годы Донателло нередко обращался к технике бронзового литья, представив несколько шедевров, положивших начало целому направлению в скульпторе в период Возрождения. Пиком его творчества в данном виде техники считается отлитая им в 1430-1432 гг. вторая статуя Давида.

Давид, одержавший победу над Голиафом, был представлен Донателло в обнаженном виде. Одна его нога стояла на земле, а вторая на голове побежденного великана. Ключевая особенность этой работы состояла в том, что статуя Давида была рассчитана для кругового обзора, чего не было со времен античного мира.

В середине 1440-х годов Донателло обосновался в Падуе. Здесь он продолжал создавать скульптурные портреты, конные статуи и барельефы для соборов. Падуанский период считается пиком расцвета в авторском творчестве мастера.

«Статуя Давида»

Отдельного внимания заслуживают портретные бюсты Донателло, который буквально воскресил этот скульптурный жанр. Ему удавалось крайне точно изображать настроения и характер своих персонажей. Помимо этого, он умел с поразительным умением передавать духовную сторону своих героев.

Пытаясь придать изображениям реалистичность, Донателло уделял большое внимание объему и детализации переднего плана. Придание глубины своим работам он осуществлял посредством архитектурного приема, объединяя линии в единую точку на «горизонте»

Среди последних произведений Донателло выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456) и статуя Марии Магдалины, которая была представлена им в образе пожилой и изможденной женщины, с запавшими глазами и грустным лицом.

Описание

Гордая Юдифь с поднятым мечом держит за волосы голову Олоферна. Сцена из Ветхого Завета ( Книга Юдифи , 13: 8-11) представляет молодую и красивую вдову Юдифь, которая, соблазнив ассирийского полководца Олоферна , убивает его, чтобы спасти свой народ от тирана во время осады Bethulia .

Работа не создавалась для того, чтобы ее можно было наблюдать с одной точки зрения, и многие подсказки предлагают вам «повернуться», чтобы рассмотреть ее со всех сторон. Структура произведения пирамидальная, наверху изображено лицо Юдифи и лезвие меча, удерживаемое рукой, и правая рука героини, согнутая под прямым углом. Голова Олоферна — другая точка схода, к которой сходятся диагонали группы.

В текстах сообщается, что Юдифь нанесла два удара, чтобы оторвать голову Олоферна, точным моментом действия является момент между двумя ударами, о чем свидетельствует рана, уже имеющаяся на шее жертвы.

Две фигуры обработаны скульптором почти противоположным образом: Олоферн обнажен и смоделирован в соответствии с правилами анатомии, а Юдифь полностью покрыта своей одеждой, подчеркивающей ее изящное телосложение. Ее голова полностью покрыта, не позволяя даже прядь волос появиться, в то время как волосы Олоферна длинные и непослушные. Его отождествление с «тиском» подтверждается целым рядом атрибутов, включая медальон, который скользнул по его спине, на котором изображена скакунья. Сцены вакханалии на призматическом копыте напоминают пьянство и порок тирана, описанные в Библии.

Тело Олоферна без силы падает, удерживая его только за руку Юдифь, которая красноречиво ставит правую ногу на гениталии жертвы, в то время как другая стопа обездвиживает ее предплечье. Коленная половина прикрывает аллегорический медальон.

Джудит торжествующе встает с поднятым мечом. Драпировка платья Юдифи, и особенно рукавов, воспроизводит драпировку римских статуй. Ее платье выполнено из ткани, сложенной в сложное блэкаутджо , украшено фигурками, контрастирующими с идеально гладкой лепкой молодого лица, выражение которого передает серию эмоций: сосредоточенность, решительность и силу.

И наоборот, лицо Олоферна огрубело и изуродовано, глаза закрыты, рот открыт, шея вытянута. Его кладут на подушку, повернутую относительно постамента так, чтобы углы не совпадали, создавая эффект движения.

На подушке подпись Донателло: ВПО. ДОНАТЕЛЛИ. ФЛОР (Работа. Донателло. Флорентин). Это единственная оставшаяся работа с подписью художника.

Библиография

  • Джон Поуп-Хеннесси (в переводе  Жанна Буниор), Донателло , Editions Abbeville,1993 г.( 1- е  изд., 1985), 376  с. , 34 см ( ISBN  978-2-8794-6032-1 )
  • Рольф К. Вирц, Донателло , Конеманн,1998 г., 140  с. ( ISBN  978-3-8290-0704-7 )
  • Невилл Роули, Донателло, возрождение скульптуры , О,2013, 64  с. ( ISBN  978-2-9153-9810-6 )
  • Элиан Рейнольд де Серезин, Донателло или искусство оживления материи: скульптор-авангард на заре Возрождения , 50 минут,2015 г., 40  с. ( ISBN  978-2-8062-6194-6 )
  • (ru) Шеннон Блейк, Донателло , опубликовано независимо,2020 г., 230  с. ( ISBN  979-8-6765-7537-3 )
  • Марк Борман и Беатрис Паолоцци Строцци, Тело и душа , Officina Libraria SRL,2020 г., 512  с. ( ISBN  978-8-8336-7091-1 )
Комиксы

(it) Гульельмо Фавилла и Алессандро Баллучи, Донателло , 64  стр. ( ISBN  978-8-8984-3914-0 )

Описание статуи Донателло «Юдифь и Олоферн» Картины художников

Донателло создал прекрасную работу под названием «Юдифь и Олоферн». Сначала эта скульптура подразумевалась для дворца Медичи, но после того, как республика была объявлена, дворец был разграблен, работа была перенесена на площадь Синьории.

Если рассматривать эту скульптуру с точки зрения композиции, она невероятно сложна. Причем ее выразительность была намного выше других работ мастера. Кстати на ней присутствует личная подпись мастера. Раньше Донателло никогда не делал такого, но скорей всего, он настолько сам был удовлетворен своей работой, что в этот раз просто решил ее подписать.

Юдифь имеет достаточно маленькие пропорции, скромную фигуру, она выглядит очень хрупкой. Юдифь вознесла над своей головой меч и замерла, глядя в глаза Олоферна. В свою очередь Олоферн, полностью побежден не только Юдифой, но

и вином, от которого он стал полностью расслабленным.

Отрешенный и суровый взгляд Юдифы в действительности способен вселять страх в любого зрителя. И это учитывая тот факт, что в общем, всей композиции не хватает достаточной убедительности, но ка бы там ни было, стоит отметить, что данный замысел, действительно поражает.

Отдельно стоит отметить, насколько качественно выполнена именно голова Юдифы. Она представляет собой уникальное создание Раннего Ренессанса. Это лицо максимально выразительно. Вместе с этим, оно величественно и не лишено красоты и прекрасных линий. Примечателен тот факт, что эта женская фигура, как раз олицетворяет храбрость и мужество, что Бог преподносит каждому, кто действительно нуждается в его помощи.

Что касается опьяневшего Олоферона, его образ производит как раз противоположные чувства, который от безысходности, подставляет под смертоносный меч свою голову. Уникальная композиция, которая показывает два таких противоположных мира.

Прислал: Николаева Кристина . 2017-10-08 22:18:02

Выставка его работ

Флоренция

Большинство работ Донателло находится во Флоренции . Среди наиболее известных можно отметить:

Авраам готов принести в жертву Исаака — мрамор, Дом-музей

  • Museo dell’Opera del Duomo  :
    • Аввакум (прозванный Ло Цукконе , «большая тыква» из-за лысины изображенного персонажа)
    • Кающаяся Магдалина , (1453-1455)
    • Пророк , статуя, (1406-1409)
    • Святой Иоанн Богослов , мрамор, (1410-1411)
    • Кантория Донателло , (1433-1439)
    • Жертвоприношение Исаака , группа, (1408-1421)
    • Задумчивый человек , статуя, (1408-1421)
    • Безбородый пророк , статуя, (1408-1421)
    • Христос-Искупитель в окружении двух пророков , группы, Симоне ди Франческо Таленти и Донателло (1410-1431)
  • Музей творчества Санта-Кроче

    Святой Людовик Тулузский , 1422-1425 гг., Позолоченная бронза, серебро, эмаль и горный хрусталь, 285 x 101 x 78 см.

     :

  • Церковь Санта-Кроче:
  • Церковь Орсанмикеле  :

    • Ниша для вечеринок гвельфов
    • Святой Георгий (1416 г.) по заказу Arte dei Corazzai e Spadai (Corporation des Armuriers)
  • Палаццо Веккьо

    Юдифь и Олоферн

     :

  • Национальный музей Барджелло  :

    • Святой Георгий и Дракон , ок. 1417 г., мрамор, 50 × 172 × 21,5  см .
    • Давид в мраморе,
    • Давид в бронзе (очень разные композиции)
    • Бюст Никколо да Уззано , расписанный терракотой, около 1432 г .;
    • Распятие , 1450-1455 гг., Бронза, 93 х 70 см.

Пиза

Бюст-реликварий Святого Россоре , ок. 1424-1427 гг., Резная литая бронза, позолота и посеребрение, 56 × 60,5 × 37  см , Национальный музей Сан-Маттео .

Неаполь

Голова лошади, известной как Протом Карафа , около 1455 г., бронза, 176 × 182 × 140  см , Национальный археологический музей Неаполя .

Франция

  • Саломея или Пир Ирода , около 1435 г., мрамор, 50 × 71,5  см , Дворец изящных искусств в Лилле .
  • Спирителло из кантории Дуомо во Флоренции , 1439 г., бронза со следами позолоты, мраморная основа, 60,5 × 41 × 24  см , Коллекция Institut de France, музей Жакемара-Андре , Париж.
  • Мадонна с младенцем , около 1445 г., горельеф, полихромная терракота, 102 × 74  см , Лувр , Париж.

Приписано: Мадонна Пиот , около 1440 или около 1460 года, полихромная терракота, Париж, Лувр .

Германия

  • , ок. 1420-1425 гг., Мрамор, 74,5 × 73 × 6,5  см , Музей Боде , Берлин .
  • , ок. 1415 г., терракота, Боде-музей, Берлин.
  • , около 1440 г., терракота, музей Боде, Берлин.
  • , около 1450 г., лепнина, музей Боде, Берлин.
  • (из купели Сиенского собора), 1427-29, Боде-музей, Берлин.
  • , терракота, Боде-музей

    Мадонна с младенцем ( бозцетто ), терракота, Боде-музей , Берлин.

    , Берлин.

  • , около 1460 г., бронза, Музей Боде, Берлин.
  • , около 1430 г., мрамор, Боде-музей, Берлин.

Англия

  • Мадонна с младенцем и четыре ангела  (en) или Мадонна Челлини , ок. 1450 (1456), частично позолоченная бронза, Музей Виктории и Альберта , Лондон .
  • Мертвый Христос, которого несли два ангела , около 1440 года, мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
  • Мадонна с младенцем (Мадонна Дадли) , около 1435 г., мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
  • Оплакивание мертвого Христа , c. 1455–1460, бронза, Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Россия

  • Бичевание , мрамор, около 1425-30 гг., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей кайзера Фридриха.
  • Святой Иоанн Креститель , бронза, около 1430 г., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей Кайзера Фридриха.

Соединенные Штаты

  • Работы выставлены в Национальной галерее искусств , Вашингтон, округ Колумбия , скульптуры:
    • Вакханка , бронза
    • Мертвый христос, удерживаемый ангелами
    • Ангел играет , бронза
    • Святой Иероним , бронза
    • Сатир , бронза

Где находится оригинал и копии

Оригинальная скульптура выставлена в Галерее Академии во Флоренции. Сюда Давид был доставлен в 1873 году, после чего в ожидании строительства Трибуны пролежал в ящике с песком 9 лет. В 1910 году на месте оригинала перед Палаццо Веккьо была установлена мраморная копия шедевра Микеланджело работы скульптора Луиджи Арригетти.

Еще одна копия Давида во Флоренции, выполненная из бронзы по гипсовой отливке Клементе Папи (1846 г.), возвышается над Пьяццале Микеланджело, расположенной на другой стороне реки Арно. У подножия статуи находятся бронзовые копии четырех аллегорий из капеллы Медичи. Эта копия Давида была установлена в 1873 году.

Копия Давида Микеланджело на Пьяццале Микеланджело George M. Groutas (CC BY 2.0) / flickr.com

Копии Давида Микеланджело разных размеров и из различных материалов можно увидеть во всем мире. Самым маленьким, вероятно, является 1 и 0,1-миллиметровый экземпляр из меди, изготовленный с помощью 3D-печати. Наиболее известными за пределами Италии являются реплики в Пушкинском музее Москвы (Итальянский дворик), а Академии художеств Санкт-Петербурга (Итальянский зал), а также в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Последняя скульптура дополнена съемным фиговым листочком, прикрывающим причинное место во время визитов королевы.

Автор статьи: 39florence.ru

Популярные экскурсии

irina

11

Данте, «Божественная комедия» и Флоренция

Увидеть средневековую Флоренцию глазами главного итальянского поэта и философа

€150 за экскурсию

Подробнее

irina

6

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€150 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€190 за экскурсию

Подробнее

Ольга

3

Галерея Уффици: от Джотто до Караваджо

Погружение в мир Флорентийского Ренессанса и знакомство с его ключевыми работами

€190 за экскурсию

Подробнее

Мария

86

Галерея Уффици: от готики до барокко

Шедевры изобразительного искусства и судьбы художников в экскурсии по главному музею города

€100 за экскурсию

Подробнее

Ольга

10

Уффици для детей

Увлекательное знакомство с персонажами и авторами великих полотен

€190 за экскурсию

Подробнее

Смотреть все экскурсии

Четвертый период творчества. Поздние скульптуры Донателло (1454-1466)

Донателло создал сложную по композиции и выразительную бронзовую скульптурную группу «Юдифь и Олоферн» (ок. 1455-1457 гг.).

«… отлитая в металле, показывает Юдифь, отрезающую главу Олоферна, располагалась на площади под одной из арок лоджии. В этой превосходная и искусная работа, которая изображает Юдифь в простом одеянии, Донателло показывает зрителю женскую скрытую отвагу и внутреннюю силу, полученную от Бога. Опьяненный спящий Олоферн не ощущает приближающейся смерти, его душа холодная и безвольная. Донателло так хорошо выплавил это изваяние – изящное и прекрасное, а затем он закончил его так тщательно, что просто чудо»

Вазари.

Вероятно, Донателло был весьма доволен результатом своей работы, что подписал статую «DONATELLI OPUS», что делал довольно редко.

В период Ренессанса мастера нередко обращались к женскому героическому и пленительному образу Юдифи, в одиночку победившей завоевателей, как и юный Давид.
«Книга Юдифи» относится к числу неканонических писаний и не включена в состав Канонической Синодальной Библии, описывает, как благочестивая вдова из Ветилуи поразила ассирийского военачальника, армия которого осадила ее родной город
(главы 8

).

Маленькая, хрупкая фигурка скромно одетой Юдифи, замерла в оцепенении, подняв над головой меч и глядя перед собой сурово-отрешенным взглядом,
нависнув над жертвой — расслабленным, побежденным вином Олоферном. Хотя в целом композиции недостает убедительности, образы поражают своим замыслом. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений Раннего Ренессанса, ее выразительное лицо прекрасно и величественно. Этот героический женский образ является воплощением мужества и храбрости, которые Бог дарует уповающим на Него. Противоположное впечатление производит полусонный пьяный Олоферн, покорно подставляющий свою голову под меч.

Вероятно, заказ на эту статую поступил от Козимо Медичи около 1455-1457 года, и она изначально предназначалась для украшения фонтана в саду Палаццо Медичи-Риккарди. После падения тирании Медичи в 1495 ее разместили у главного входа в палаццо Веккьо на пьяцца делла Синьория как символ свободы Флоренции; затем ее переместили во внутренний дворик, впоследствии на Лоджию деи Ланци где во времена коммуны заседал совет приоров, управляющий городом, а в 1919 снова вернули на пьяцца делла Синьория и расположили на более высокой платформе, рядом со статуей льва — символом Флоренции и «Давидом» Микеланджело. В 1980 ее отправили на реставрационные работы и на ее месте поместили бронзовую копию, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккьо. Спланированная как свободно стоящая скульптура, прекрасно обозреваемая со всех ракурсов, вероятно, она предшествовала созданию статуи Иоанна Крестителя из Сиенского собора.

Два стиля

Реалистические взгляды Донателло постепенно ослабевали под влиянием изучения памятников греко-римской пластики, поэтому в определенный момент он переключился в творчестве на классический стиль. Именно к нему относится плоский рельеф, изображающий голову святой Цецилии в профиль. Этот портрет сегодня находится в Англии. Изображение на этом рельефе едва отделяется от фона.

Стремление подражать античным памятникам культуры прослеживается и в рельефе, находящемся во флорентийском музее Барджелло. Это бронзовое произведение искусства изображает триумф Вакха.

Близость к классическому стилю прослеживается и в следующих фигурах:

  • Силена;
  • вакханки.

Оба эти персонажа изображены на бронзовой чаше, которая хранится сегодня в Лондоне в Кенсингтонском музее.

Работал скульптор и в стиле реализма. В частности, именно в этой манере выполнен целый ряд скульптур, находящихся сегодня во Флоренции. К реалистичным следует отнести и статую Давида, которая выполнена из мрамора (1408−1409 гг.), изображающую героя в полный рост. Позднее скульптор создал бронзовую версию, которая несколько отличалась от первоначальной.

История не располагает точной датой создания этого шедевра, принято считать, что он был создан в период с 1430 по 1440 г. Однако искусствоведы не исключают и более позднюю дату. Согласно хроникам биографа Вазари, это работа создавалась по заказу Козимо Медичи. Однако точных фактов на эту тему сегодня нет.

Библейский персонаж, изваянный из бронзы, резко отличается от более ранней скульптуры из мрамора. Он изображён обнажённым, с довольно изящной фигурой и длинными волосами. Историки в области искусства выдвигают множество интерпретаций этих скульптур. Одни усматривают в образе бронзового Давида излишнюю женственность, жеманность и другие черты нарциссизма.

Бюсты — портреты в камне

Приверженность Донателло к творчеству в классической античной манере отразилась и в том, что он фактически возродил стиль, очень популярный у древних греков и римлян и незаслуженно забытый мастерами изобразительного искусства в Средние века — портретные бюсты.

Специалисты в области искусства отмечают, что портреты людей в его исполнении отличаются высокой степенью реалистичности. В частности, изображения детей чрезвычайно миловидны и непосредственны.

Зрителю видны эмоции изображенного персонажа, его настроение, а, возможно, и замыслы. Донателло умело передавал не только черты лица, но и их выражение. Создаётся впечатление, что автор каким-то образом предвидел, какое впечатление произведут в последующем его работы на зрителей.

Портретные бюсты работы Донателло в точности воспроизводят индивидуальные особенности человека, которого он изображал. Автор обладал умением передавать в таком портрете и духовную жизнь персонажа, и его характер.

Интересные факты

Похвастаться работами этого великого скульптора могут не только известные музеи мира, но и обычные граждане. Все дело в том, что Донателло брался за любые заказы и делал не только статуи, бюсты, но и фамильные гербы для каминов, резьбу на фасадах домов. Любая работа приносила ему удовольствие, а гонорар играл последнюю роль.

По свидетельствам современников, скульптур был очень щедрым, радушным и гостеприимным. В его доме под самым потолком была подвешена корзина, наполненная деньгами. Любой входящий – будь то ученик или друг, мог взять из нее столько, сколько ему надобно.

Его друг Маттео Дельи Органи писал, что Донателло был неприхотлив в пище и довольствовался малым. Красивые одежды, которые дарили ему его заказчики, он практически не носил, чтобы не вызывать зависть и не прослыть хвастуном. Он не делил заказчиков на бедных и богатых, мог отказать представителю высшего сословия, если еще не окончил ранее взятую работу. При этом он мог и вовсе разорвать контракт, если поручение было ему не по душе.

Дополнит статью видео чем известен Донателло:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: