Суровый характер богини Дианы
Как вы уже могли догадаться, нрав у этой богини был непростым. Несмотря на то, что Диана оказывала помощь женщинам во время родов, сама она была противницей всяких отношений с мужчинами. Этого же требовала у своих подруг, нимф, что составляли её свиту.
Ян Брейгель Старший «Нимфы Дианы после рыбалки и охоты», 1621 годКартина находится в частной коллекции
Однажды Юпитер залюбовался одной из девушек окружения богини, юной Каллисто. Спустившись с небес, он хитростью овладел красавицей. Диана об этом даже не догадывалась
Во время купания в источнике целомудрия богиня и прочие нимфы вдруг обратили внимание на округлившийся живот Каллисто
Для Дианы это было оскорблением, для Каллисто – страшным преступлением. Богиня изгнала с позором нимфу, которую обратила в медведицу. Блуждая по лесу, несчастная Каллисто родила маленького медвежонка. Смилостивившись над возлюбленной и сыном, Юпитер поместил их на небо, превратив в Созвездия Большой и Малой Медведиц.
Николас Питерс Берхем «Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто»Картина находится в частной коллекции
Миф о Диане и Актеоне также является одним из римских заимствований у эллинов. И здесь снова проявляется сложный характер богини. Согласно этому преданию, однажды Диана купалась в священной роще. Проходивший неподалёку охотник Актеон, невольно залюбовался сияющей красотой богини.
Однако заметив, что её увидел обнажённой мужчина, Диана впала в отчаянный гнев, что обрушился на наивного Актеона. В одно мгновение он был обращён в оленя. Совсем рядом товарищи охотника с собаками преследовали дичь. Учуяв оленя, свора охотничьих псов помчалась к берегу, где и растерзала того, кто некогда был их хозяином.
Джузеппе Чезари (Кавалер д Арпино) «Диана и Актеон», около 1600 годаМестонахождение картины: Лувр, Париж, Франция
Диана – одна из самых ярких и колоритных богинь Древнего Рима. Она, как и её “коллега” из Греции, Артемида, принадлежит к числу сложных образов, что известны противоречивыми характерами.
Несмотря на поддержку и покровительство, Диана могла проявлять истинную жестокость, а в ярости могла совершить поистине ужасные вещи. Впрочем, о некоторых своих поступках богиня впоследствии сожалела, однако изменить ситуации это уже не могло. Сочетание жестокости и доброты стало особой “изюминкой” великой охотницы.
Имя и облик Дианы
В имени Дианы также заложены интересные символы. Исследователи сошлись во мнении, что именовать богиню стали так из-за основы “див-” или “дэв-”. В праиндоевропейском языке это слово означало “бог”. По сути, имя Дианы открывает её божественную сущность.
Изображения Дианы кажутся не менее колоритными, чем её способности. Она значительно отличается от большинства римских богинь. Образ её почти в точности повторяет внешний облик Артемиды, греческой богини охоты. Чаще всего римляне изображали свою небожительницу со строгой причёской, которую украшала диадема с месяцем.
Питер Пауль Рубенс «Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту», 1615 годМестонахождение: Музей искусств Кливленда, штат Огайо, США
Одета она в короткую тунику (в таком облачении легко было ходить по лесам). В руках Дианы – предметы, что указывают на её основное занятие: колчан со стрелами, лук.
Порой она держит щит или факел, и это – символы защитницы и богини света, что способна указать дорогу – так же, как луна своим светом помогает найти путь во мраке ночи. Рядом с богиней нередко можно увидеть свору охотничьих псов или лань, священное животное богини.
Возвращение Дианы С Охоты
Копия картины Питера Рубенса «Возвращение Дианы с охоты.
Описание картины Питера Рубенса «Возвращение Дианы с охоты»
Так же как её брат Аполлон в позднеримской период античности идентифицировался с солнцем, Диана считалась олицетворением луны.
О ты, повелительница моря в своем челне, подобная полумесяцу» (так говорится в гимне из одной легенды, в которой Меламбо (Меламп) побуждает свою мать выпросить для него способность понимать язык змей).
Царица всех волшебниц и темной ночи, звезд и Луны и всех судеб и счастья.
Это обеспечило Д. популярность среди низших классов, составлявших многочисленные коллегии её почитателей из которых особенно известна благодаря сохранившемуся уставу коллегия Д. и Антиноя в Ланувии (CIL XIV 2112). IV 511). В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия «богиня трёх дорог» (её изображение помещалось на перекрёстках), толковавшийся также как знак тройной власти Д.
: на небе, земле и под землёй (Serv.
III 26).
Свежесть и поэтичность импровизации, Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Неисчерпаемое обилие и живость образов, мощный, виртуозная техника, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах сюжетами, с взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Особенно известны святилища Д. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Д. Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми (VI 136 VII 515). Которая управляет приливом и отливом, о ты, которая ночью появляется на море, ты, свой проливая свет на воды. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Представляется возможным, что Диана продолжает жить как персонаж итальянских народных тайных верований.
Диана (171Возвращение Дианы с охоты187)
Американский исследователь мифов Чарлз Дж. Fast. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Диана.
В римской мифологии богиня растительности (см. Особенно известны святилища Д. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Д. Тифатина) и в Ариция районе в роще на озере Неми (VI 136 VII 515).
Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». В римских провинциях под именем Д.
почитались туземные богини «хозяйки леса», богини-матери, подательницы растительного и животного плодородия. рис. ), родовспомогательница, олицетворение луны.
«Похищение Прозерпины», «Венера с Адонисом», «Битва амазонок», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Представляется возможным, что Диана продолжает жить как персонаж итальянских народных тайных верований – Из «Персей и Андромеда», картин этого рода наиболее замечательны.
Halic. Если принять точку зрения Диля (Согласно Дилю, состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных «побуждений» человека: сохранения, размножения и духовной эволюции), то Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы.
И с переходом в главенства этом союзе к Риму царём Сервием Туллием был основан на Авентине храм Д., Д. считалась богиней покровительницей Латинского союза, плебеев и рабов годовщина основания храма считалась праздником рабов servorum dies (Liv, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян. Verg.
Узнав об этом предсказании, Царь Сервий Туллий, принёс её в и жертву прикрепил её рога в храме, хитростью завладел коровой.
Рубенс Возвращение Дианы с охоты
Леланд (18241903) сообщал о культе «ведьм», которые почитали Диану и взывали к ней как к большой богине: «Диана.
Вот таким образом на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами (Известный «трехвидный» символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. ). Aen.
Владельцу которой было предсказано, с храмом Д. на Авентине связано предание о необыкновенной корове, кто принесёт её жертву в Д. в этом храме, что тот, обеспечит своему городу власть над Италией. I 45 Dion.
Мифы о Диане
С поклонением Диане связан один из мифов. Считалось, что дивная белая корова пастуха Антрона обладает чудесными свойствами. Тот, кто принесет ее в жертву в храме на Авентине, получит безграничную власть над всем миром.
Узнав об этой легенде, царь Туллий при помощи жреца храма Дианы обманом завладел коровой. И собственноручно принес ее в жертву. Рога животного долгие века украшали стены храма.
Другой миф рассказывает о несчастном юноше Актеоне, которому не повезло увидеть богиню Диану купающейся.
Однажды Актеон вместе с друзьями охотился в лесу. Стояла ужасная жара. Друзья остановились в чаще леса, чтобы отдохнуть. Актеон же вместе с охотничьими псами отправился на поиски воды.
Юноша не знал, что леса Киферона — владения богини Дианы. После небольшого путешествия он наткнулся на ручей и решил проследовать к его истоку. Свое начало поток воды брал в небольшом гроте.
Актеон вошел в грот и увидел нимф, которые готовили Диану к купанию. Девы быстро накрыли богиню, но было слишком поздно — юноша успел увидеть красоту обнаженной покровительницы охотников.
В качестве наказания богиня Диана превратила его в оленя. Перепуганный юноша не сразу осознал, что с ним случилось. Он помчался обратно к ручью и лишь там, увидев свое отражение, понял, в какую беду попал. Почуяв запах дичи, собаки Актеона напали на него и загрызли.
“Цветочные” мифы о Диане
Приверженцы культа Дианы считали, что у неё было два священных цветка, которыми украшали жертвенники богини. С ними связаны трогательные предания. Один из цветов – гвоздика. Как рассказывает легенда, однажды юный пастух так увлёкся игрой на флейте, что не заметил, как оказался во владениях Дианы.
Богиня как раз вышла поохотиться. Музыка юноши напугала дичь, а потому охота оказалась неудачной. В порыве гнева Диана выстрелила в пастуха из лука, и тот упал замертво. Правда, богиня тут же раскаялась и попросила Юпитера превратить кровь юноши в цветы. Так и появились алые гвоздики.
Луи Мишель ван Лоо «Диана в пейзаже», 1739 годМестонахождение картины: Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Другой священный цветок богини – ландыши. Если верить преданиям римлян, однажды Диана спасалась бегством от фавнов, преследовавших её. Погоня была столь долгой и утомительной, что на теле Дианы стали появляться капельки пота. Они падали на землю и тут же обращались в прекрасные миниатюрные цветы с волшебным ароматом.
Книга: Питер Пауль Рубенс
влияние на него оказало творчество Тициана, а также современных мастеров: братьев Каррачи и Микеланджело да Караваджо. Он понимал: для того, чтобы стать «большим художником», недостаточно изучать одно лишь искусство. Мастер стремился погрузиться в самую жизнь народа, его быт.
В конце 1600 Рубенс поступил на службу в качестве придворного художника к мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзаго, одному из крупнейших коллекционеров страны, страстному любителю науки и искусства. По его поручению художник копировал многие работы прославленных мастеров. Помимо прямых обязанностей живописца, Рубенс исполнял и некоторые дипломатические поручения герцога.
Так, например, в 1603–1604 он ездил в Испанию с подарками для короля Филиппа III и премьер-министра герцога Лерма.
Дворец Гонзаго украшала коллекция портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных». Известно, что Рубенс создал ряд портретов этой серии и, возможно, именно поэтому он был послан герцогом в Испанию. К сожалению, «галереи красавиц» не сохранились.
Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. Около 1606
Живописец был очень недоволен тем, что Гонзаго использует его талант только для создания копий «чужих» картин. В некоторой степени это обусловлено тем, что метод написания заказных портретов являлся довольно простым: мастер в заранее заготовленную композиционную схему уже с натуры вписывал лицо модели. Рубенса такое положение дел не устраивало.
Он умел к любому, даже неинтересному для себя жанру найти особый, часто неожиданный подход. Так, например, в строгие «каноничные» рамки придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, освободив от жесткости письма, застылой композиции и отрешенности модели.
Живописец внес в портрет движение и жизнь, богатство колорита, усилил значение пейзажного фона, сделав его тем самым достойным выражением монументального искусства.
За восемь лет пребывания в Италии Рубенс написал портреты многих аристократов, например, «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи» (около 1606, Музей Вальраф-Рихартц, Кельн), «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа» (1606–1607, Национальная галерея, Вашингтон), а так же своего покровителя — герцога Мантуанского. Благодаря превосходно развившейся визуальной памяти, строгой дисциплине и кропотливым тренировкам, в работах художнику удалось добиться такой твердости руки при создании рисунков и набросков, что, по существу, в этом ему не было равных.
В последние годы пребывания в Италии Рубенс получил крупный заказ на исполнение запрестольного образа для главного алтаря Кьеза Нуова. По его собственным словах! столь ответственное поручение было дано ему, «наперекор притязаниям всех лучших римских художников».
В самом конце лета 1608 Рубенс получил тревожное известие о смертельной болезни матери. Но как не спешил художник в Антверпен, ему не удалось застать ее живой. Мария Пейпелинс умерла 19 октября того же года. Живописец очень тяжело переживал ее смерть. В память о ней он установил на могиле «лучшей из матерей» запрестольную скульптуру, которую первоначально исполнял для Новой Церкви в Риме.