Серебрякова зинаида евгеньевна

Картины Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном»

Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе — «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Работы художника — Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Работы художника — Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова Зинаида Евгеньевна — русский художник, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.

Зинаида родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать — Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Один из её братьев, Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов — тоже родственник Зинаиды Серебряковой. Муж — Борис Анатольевич Серебряков. Дети — Евгений Борисович Серебряков (1906—1991), Александр Борисович Серебряков (1907—1995),Татьяна Борисовна Серебрякова (1912—1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913). Внук — Иван Николаев, художник.

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром. 19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Автопортрет в белой кофточке. 1922

Автопортрет за работой. 1922

Автопортрет с дочерьми. 1921

Александр Серебряков в карнавальном костюме. 1952.

Балетная уборная (Балет П.И.Чайковского Лебединое озеро). 1924 — 1

Балетная уборная (Балет П.И.Чайковского Лебединое озеро). 1924 — 2

Балетная уборная. Снежинки. 1923 — 1

Балетная уборная. Снежинки. 1923 — 2

Баня. 1913

Беление холста. 1917

Бретонка. 1934

В доме Поповых кукла, мишка и игрушечный слон. 1947

Граф П.С.Зубов. 1956

Графиня Росарио Зубова. 1938.

Девочка в розовом. 1932

Девочка с куклой. 1921

Девочки у рояля. 1922

Девочки-сильфиды (Балет Шопениана). 1924

Девушка со свечой (Автопортрет). 1911

Дик Хантер, сын Екатерины Кавос-Хантер

Деревенская девочка. 1965

Еврейская девушка из Сефру. 1932

Жатва. 1915

Женский портрет 1934

За туалетом (Автопортрет). 1909

Карточный домик. 1915

Кассис. Крестьянка с корзиной. 1928

Катя в голубом костюме на рождественской елке. 1922

Катя с куклами. 1923

Катя с натюрмортом. 1923

Коллиур. Катя на террасе. 1930

Кормилица с ребенком. 1912

Крестьяне. Обед. 1914

Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках. 1916-1917

Купальщица. 1911

Лежащая обнаженная (Портрет Неведомской). 1935

Лежащая обнаженная с вишневой накидкой. 1934

Лежащая обнаженная. 1929 — 1

Лежащая обнаженная. 1929 — 2

Лежащая обнаженная. 1930

Лежащая обнаженная. 1932

Лежащая обнаженная. 1939

Мария Бутакова, урожденная Евреинова. 1931

Марокканка в розовом платье. 1932

Марокканка. 1932

Молодая марокканка. 1928

Молодая марокканка. 1932

Монахиня из Кассиса. 1928

На кухне. Портрет Кати. 1923

На пляже. 1927

Натюрморт с яблоками и круглым хлебом. 1948

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа. 1938

Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922

Портрет Б.А.Серебрякова. 1913

Портрет балерины Е.А.Свекис в костюме для балета Фея кукол. 1923

Портрет балерины Л.А.Ивановой. 1922

Портрет балерины Мюриель Бельмондо. 1962

Портрет Берты Поповой в красном платке. 1940

Портрет Берты Поповой в цветочном легком шарфе. 1941

Портрет Берты Поповой в черном платье с кружевной оборкой. 1941

Портрет графини Р. Зубовой. 1939

Портрет дочери Кати. 1929

Портрет Е.И.Финогеновой. 1920

Портрет Е.М.Эйгеля. 1909

Портрет Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924

Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923

Портрет Лолы Бра. 1910

Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910

С.Прокофьев. 1927

Спящая обнаженная. 1932

Спящая обнаженная. 1941

Стоящая обнаженная. 1932.

Тата в танцевальном костюме. 1924

Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод. 1954

Этюд женщины. 1932

В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой.

Творчество Серебряковой

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей.

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За завтраком», «Балерины в уборной».

Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.

Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

Интересные факты из жизни художницы

В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.

В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.

Уехав во Францию, и оставив дочь и сына в России, Серебрякова не могла и представить, что в следующий раз увидит собственного ребенка только через 36 лет.

Вернуться в Россию художница так и не смогла. Её похоронили во Франции на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Новые публикации

Крым и Донбасс в международной повестке: как меняется отношение к новым российским регионам? 01.08.2023

О реальной ситуации, которая складывается в Крыму и Донбассе, можно судить, лишь посетив эти регионы. Миллионам россиян она хорошо известна, но вот за рубежом, к сожалению, правдивых сведений об этих регионах немного. Но и на Западе есть люди, которые стараются донести до общества правду.

Знай русский! Когда частица НЕ пишется раздельно? Основные правила 01.08.2023

НЕ с глаголами пишется раздельно! Это правило мы затвердили ещё на школьной скамье, однако в анкетах или резюме всё ещё встречаются ошибочные написания типа «незнаю», «небыл», «несостоял».

Переселенцы из Канады: «Русским надо возвращаться в Россию» 01.08.2023

Две семейные истории, две похожие судьбы. Мы поговорили с  переселенцами из Канады, которые с помощью Госпрограммы переселения соотечественников скоро приедут в нашу страну. Почему они решили уехать из Канады и перебраться  в Россию?

Знай наших! Евгений Яковлев – русский учёный, ставший знаменитым в Перу 31.07.2023

В Дарвиновском музее (Москва) открылась выставка, посвящённая русскому эмигранту Евгению Яковлеву – археологу, этноорнитологу, исследователю доколумбовой перуанской керамики. Его имя практически неизвестно на родине, но в Лиме, столице Перу, его именем названы площадь и проспект. Его работы цитируют современные учёные, а по его рисункам можно изучать древние культуры Латинской Америки.

Экономический и гуманитарный форум Россия – Африка: каким он вышел 30.07.2023

27 и 28 июля 2023 г. в Петербурге прошёл Второй caммит Россия – Африка. Первый состоялся четыре года назад и зарекомендовал себя как  крайне эффективный канал поддержания и успешного развития многостороннего сотрудничества России со странами Африки и организации двусторонних встреч глав государств.

Участники секции «Развитие движения русофилов в Африке» приняли Резолюцию 29.07.2023

28 июля 2023 года  в рамках деловой программы Второго саммита и экономического и гуманитарного форума Россия — Африка состоялась секция «Развитие движения русофилов в Африке».

Любовь к России и русская культура на африканском континенте 29.07.2023

В студии Знание.Лекторий на экономическом и гуманитарном форуме в рамках второго саммита Россия — Африка состоялась дискуссия, посвящённая отношению к России и русской культуре на африканском континенте.

«Броня крепка и танки наши быстры». Юбилей победы на озере Хасан 29.07.2023

85 лет назад, 29 июля 1938 года, началась серия сражений советских и японских войск, вошедшие в историю как бои на озере Хасан. В результате этой победы Красной Армии и последовавшего год спустя поражения Квантунской армии на реке Халхин-Гол Япония отказалась от планов большой войны с Советским Союзом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: