Описание картины Константина Васильева «Осень»
Константин Васильев, довольно одаренный художник-пейзажист, который написал довольно большое количество шедевральных полотен, поражающих своей свежестью, тонкостью и проницательностью, в саму сущность природы.
Несмотря, что на его полотне, с одноименным названием «Осень» погода, мягко скажем не очень, картина все равно приковывает к себе взгляд и оставляет после себя, только приятные ощущения. Наблюдаются нотки, тишины, спокойствия, умиротворенности, величия природы.
Художник просто прекрасно смог передать всю картину происходящего дня. Настолько это у него удалось, что зрители буквально чувствуют дуновение свежего осеннего ветерка, сырость мха, лучи солнца, которые светят, но греют уже меньше. Сразу что бросается в глаза, это деревья, которые красиво убраны в золотистый цвет. Примечательно то, что цвета желтых листьев на деревьях гармонично сочетаются с цветом неба, и в двустороннем порядке дополняют друг друга. Довольно и интересен плавный переход озера, в небо. Как будто это одно целое.
В картине, как мы видим, гармонично сочетаются абсолютно все цвета, и схема построения пейзажа очень удачна. Мы чувствуем и ощущаем простор, благодаря тому, что картина написана вертикально, и мы в полный рост можем увидеть деревья и оценить все величие этого пейзажа.
В какой-то момент, может показаться, что все это, как будто огромная театральная сцена, по бокам в роли деревьев, будто импровизированные кулисы, а само озеро как будто сцена. И не смотря на то, что преобладание холодных красок на картине очевидно, художник очень деликатно смог донести до нас всю теплоту этого завораживающего мгновения.
Хочется прямо в этот момент побывать в этой картине и в полном объеме насладиться всей загадочностью этого места, полного таинственности и чудес.
Бывшая дача Лианозова
Здание, в котором ныне располагается Музей славянской культуры имени Константина Васильева, было построено в начале XX века одним из крупнейших российских промышленников, нефтяным магнатом и меценатом Степаном Георгиевичем Лианозовым (Лианосян, 1872-1949) в качестве дачи для своей возлюбленной. Вокруг дома был разбит большой парк, который украшали статуи. По другой версии, этот дом, который за цвет портика называли «белой дачей», занимал управляющий усадьбой Алтуфьево или начальник Савеловской железной дороги. В то время этот район был дачным пригородом Москвы.
Здание Музея славянской культуры имени Константина Васильева
Бывшая дача Лианозова и Окна музея
После Октябрьской революции помещение дачи заняло уездное управление ВЧК, затем размещались квартиры военных. В 1986 году здание, которое к тому времени требовало капитального ремонта, было передано тресту столовых Тимирязевского района города Москвы для организации ресторана. Однако грянула печально известная антиалкогольная кампания Горбачева, и строение оказалось бесхозным. Спустя два года оно превратилось практически в руины: всё, что можно было разобрать, унести или сломать, было разобрано, вынесено и сломано. Власти приняли решение снести ветхое строение и расчистить территорию под парк.
В то время «Клуб любителей живописи Константина Васильева» под руководством военного журналиста и поклонника таланта художника Анатолия Ивановича Доронина активно искал помещение под галерею. Первоначально предполагалось организовать музей в Коломне, уже были выделены помещения в доме-музее писателя Ивана Лажечникова. Матери и сестре художника купили квартиру в этом городе. Однако нашлись противники такого решения. В результате от этого варианта пришлось отказаться. Тем не менее, некоторые из работ Васильева сейчас экспонируются в Коломне.«Северный орел» и директор музея Доронин Анатолий Иванович
И тут очень удачно «подвернулась» дача Лианозова в Москве. Строение и прилегающая к нему территория были переданы на баланс общественной организации, начались работы по восстановлению. В 1998 году отреставрированное здание приняло первых посетителей. Рядом был возведен бревенчатый дом в древнерусском стиле, предназначенный для Центра искусств.Бревенчатый дом и статуя
Первоначально все 5 залов занимала экспозиция картин Константина Васильева. Однако в 2000-х годах было осуществлено несколько попыток рейдерского захвата здания. В 2009 году дом даже подожгли, но пожар удалось потушить, картины не пострадали. Начались судебные тяжбы и, одновременно, медленное восстановление музея.Фотографии и рисунки
В целях безопасности было решено выставить только часть произведений художника, заменив некоторые из них копиями. Сейчас работы Васильева экспонируются в двух залах, остальные три занимают выставки работ современных художников, разрабатывающих славянскую тему. Музей получил новое название — «Музей славянской культуры имени Константина Васильева».
«Болото в лесу» (1872)
Об истории картины мало что известно. Художник ничего о ней не сообщал в своем эпистолярном разговоре с друзьями. Написана она в том же году, что и «Заброшенная мельница». Крымская природа, стиснутая горами, вдохновляла художника меньше, чем подробности русского пейзажа.
Автор картины представил любимый болотистый и березовый край, оставленный им навсегда. На переднем плане изображено огромное открытое небу болото, где живут белые цапли. Пламенеющую осеннюю листву выгодно подчеркивает затянутое свинцовыми тучами небо.
В картине «Болото в лесу» Васильев выразил свою любовь к русской природе, к обширным полям, к влажным лесам, к чистым краскам среднерусской осени.
В письме Крамскому Васильев писал:
Описание картины Ильи Остроухова «Осенний пейзаж»
Природа средней полосы России – любимейшая тема в полотнах Ильи Семеновича Остроухова. Пейзажи он писал проникновенно и увлеченно. На его полотнах можно увидеть все времена года. Но особое предпочтение художник отдавал осени.
«Осенний пейзаж» – не самая известная работа Остроухова. Есть множество других, как сейчас модно говорить «раскрученных» полотен. Только люди очень далекие от изобразительного искусства не видели Остроуховские «Золотую осень» или «В Абрамцевском парке». Почему подобной популярности не заслужил «Осенний пейзаж», честно говоря, удивляет. Возможно потому, что у русских людей красота осени ассоциируется с пушкинскими строками: «В багрец и золото одетые леса…».
В самом деле, в этом полотне зритель не видит буйства осенних красок. На картине преобладает зеленый цвет. Однако, это полотно необычно само по себе. Зритель, будто выходит по тропе к заброшенному пруду. Темное дерево справа, вытянувшее свою ветку параллельно верхней части картины, яркие, сохранившие свой наряд кустарники слева, листва которых осыпается в нижнюю часть – все это создает своеобразную «раму», в которую заключена водная гладь. Это своего рода картина в картине.
Необычным образом художник сумел передать течение времени, переход времен года из одного в другое, неумолимое наступление зимы. На переднем плане превалируют зеленые цвета, чуть дальше – желтые, переходящие на дальнем плане в холодные – голубые и синие. Опавшая листва, покрывающая дорожку на переднем плане и засыпавшая часть пруда, исполнена художником в белесых тонах, явно намекая зрителю, что уже совсем скоро придет зима и все вокруг будет засыпано белым снегом…
При этом картина не выглядит унылой и не навевает грустных мыслей. Она лишь открывает окно в зиму, приглашая зрителя насладиться последними теплыми деньками среднерусского «бабьего лета» и порадоваться наступающей зиме, которая тоже принесет положительные эмоции.
Волга
Принято считать, что на Волгу Васильев поехал вслед за Репиным, как бы «для компании». Так оно, в сущности, и было. Однако самую идею поездки на Волгу предложил Репину, узнав, что тот работает над «бурлацкой темой», именно Васильев. Как вспоминал Репин в своей книге «Далекое близкое», Васильев в этом путешествии работал почти безостановочно: «В продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали… Всё ловит магический карандаш Васильева: и фигурку на ходу и лошадку на бегу, до самой команды парохода: “Отдай чалку!” Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман…» Из поездки по Волге художник привез множество рисунков, набросков, этюдов. Некоторые из них были в течение того же года переработаны в картины. Некоторые из них: «Волжские лагуны» (1870), «Берег Волги после грозы» (1871).
Или, например, такая картина как «Вид на Волге. Барки» (1870). Эта работа явным образом перекликается с репинскими «Бурлаками на Волге», что немудрено — сам Репин признавался, вспоминая об их совместной с Васильевым поездке на Волгу, что именно Васильев помог ему понять «бурлацкий» характер. Вместе с тем социальное звучание у Васильева приглушено (а именно социальный критицизм сделал репинский шедевр столь популярным среди тогдашней интеллигенции) — художника здесь, пожалуй, интересует вовсе не судьба «униженных и оскорблённых», а собственно небо, речная ширь, «русское раздолье».
Феномен художника
Многие профессиональные художники критиковали картины за слащавость, искусственность, потакание вкусу толпы. Но народу нравилось. Еще как! Выставки Васильева в 1980-х были конкурентами по посещаемости живого классика Глазунова.
В перестройку картины Васильева стали знаменем для первых любителей язычества и радетелей Русской национальной идеи. Как и в какую сторону распирали подобные личности творчество художника, не трудно догадаться.
С технической стороны картины вылизаны и дотошны, полны деталями, что по нраву зрителям. Не особо мудрствуют над картинами правоверные «русские патриоты». По их мнению, работы Васильева просто таки заряжают зрителя на патриотизм, любовь к родине и духовность, стоит лишь постоять рядом с ними несколько минут.
Эксперты, что обильно обсели Лурку, рекомендуют уделить внимание интересному совпадению. Хоть Васильев никогда и не был знаком с творчеством национал-социалистических художников, можно сравнить его приемы с теми, что использовались творцами Третьего Рейха. Такое совпадение может быть серьезным орудием в руках умелого тролля
Такое совпадение может быть серьезным орудием в руках умелого тролля.
Музей художника, что уютненько примостился в тихом, но дорогом уголке Москвы, неоднократно пытались отжать под свои низменные нужды серьезные дяди, не побрезговавшие даже поджогом здания. Картины героя не пострадали. Известный всем Михаил Задорнов, обретя благородную седину и бороду, стал активным фанатом творчества художника и выступал в защиту коллекций картин, не дав сестре художника распродать все за бугор.
Иван Айвазовский
Иван Айвазовский – один из самых знаменитых русских художников. Родился он в Феодосии. С детских лет Айвазовский проявлял свои невероятные творческие способности: он обожал рисовать и сам научился игре на скрипке.
В 12 лет юный талант начал учиться в Симферополе в академии живописи. Здесь он учился копировать гравюры и писать картины с натуры. Спустя год он сумел поступить в петербургскую Императорскую академию, хотя и не достиг ещё возраста 14 лет.
Долгое время художник ездил по Европе и жил в Италии, где его картины также были признаны по достоинству. Так молодой художник из Феодосии стал довольно известным и богатым человеком.
Позже Айвазовский вернулся на родину, где получил мундир Морского министерства и звание академика. Также художник побывал в Египте и присутствовал при открытии нового Суэцкого канала. Все свои впечатления художник описывал в картинах. К этому времени у него уже выработался свой неповторимый стиль и способность писать по памяти. Сложные элементы Айвазовский бегло зарисовывал в блокнот, чтобы позже перенести их на полотно. Всемирно известность ему принесли картины «Одесса», «Девятый вал» и «Чёрное море».
Последние годы жизни художник провёл в Феодосии, где построил себе дом в итальянском стиле. Чуть позже Айвазовский пристроил ещё к нему небольшую галерею, чтобы все могли свободно насладиться его удивительными картинами и утонуть в океане красок. Сегодня этот особняк всё также служит музеем и множество посетителей ежедневно приходит сюда, чтобы собственными глазами увидеть мастерство мариниста, который прожил долгую и счастливую жизнь.
Смерть и последняя картина
Неизвестно, чувствовал Константин или это просто совпадение, но на своей последней картине он изобразил старика, который держит на своей руке филина, а у его ног догорает пергамент, на котором написано: «Константин Васильев, 1976 год».
Накануне трагической гибели художника в небольшом городке, что находится вблизи столицы Татарстана, проходила выставка работ местных художников, участником которой был Константин Васильев. При жизни художник не познал славу, и только лишь после гибели его работы получили широкую известность общественности.
А 29 октября, как раз после этого мероприятия, тела Константина Васильева вместе с его приятелем Аркадием Поповым были найдены на железнодорожных путях вблизи станции Лагерная.
Считается, что Константин и Аркадий шли по железнодорожному полотну и поезд, следовавший в попутном направлении, сбил мужчин. Полиция даже не стала возбуждать уголовное дело, так как это происшествие списали на несчастный случай.
Но друзья и родные художника в корне не верят в эту версию происшествия. Во-первых, вблизи этой станции не живет никто из окружения Васильева или Попова. Во-вторых, как мужчины вообще оказались на станции Лагерная? Ведь добираться до нее из Зеленодольска довольно длительно — 7 часов пешком или более 2 часов на автомобиле. К тому же машинист электровоза как минимум бы посигналил идущим между рельсов, так почему же вполне адекватные мужчины не услышали столь громкий сигнал поезда и не отошли в сторону?
Почти все близкие художника уверены, что причиной смерти Васильева и Попова стало убийство.
Все уточняющие данные происшествия уже давно уничтожены, поскольку их срок хранения уже истек. Близкие говорят, что у такого талантливого художника Константина Васильева было немало завистников. В отзывах на всех выставках, в которых участвовал Васильев, всегда было много комплиментов его картинам.
Осенью 1977 года в его честь открылась выставка. При жизни такого мероприятия у Константина Васильева ни разу не было. Желающих посетить эту выставку было огромное количество. Целых два месяца люди толпами заполняли залы казанского молодежного центра, где были представлены картины Васильева. После такой востребованности работы художника стали известными на весь мир.
Васильев Константин Алексеевич (1942 — 1976)
Комплект из 21 открыток.
Издательство «Правда». Москва. 1981
Составители А.Доронин и А.Митрофанов
Тираж 80 000
Цена 1 руб. 15 коп.
-
Свияжск
-
Бой Добрыни со Змеем
-
Вольга Святославович
-
Меч Святогора
-
Ожидание
Портрет Ф. М. Достоевского
-
Жница
-
«Прощание славянки»
-
У окна
-
Рождение Дуная
-
Автопортрет
-
Человек с филином
Художник Константин Алексеевич Васильев прожил недолгую жизнь, Он погиб, когда ему было 34 года. Однако его жизненный путь измеряется не прожитыми годами, а оставшимися после него работами: 400 живописных полотен и графических листов — вот итог его вдохновенного труда.
Детство, юность и зрелые годы художника прошли там, где тихая Свияга соединяет свои воды с величавой Волгой, в небольшом поселке Васильево, окруженном девственными лесами. Любовь к живописи проснулась в мальчике рано. Особая одаренность его была замечена, и родители отдали сына в Московскую художественную школу-интернат. Затем Константин Васильев окончил Казанское художественное училище.
Собственный стиль и направление в живописи К. Васильев нашел не сразу. Много времени ушло на поиски и эксперименты. Вначале его привлекают в живописи цвет и форма. Ему кажутся неисчерпаемыми возможности, скрытые в сочетании цветовых пятен, в пластичности изогнутых линий, точности штриха.
Именно на этом этапе творческих исканий он обнаруживает глубокую связь цвета и музыки, стремясь увязать их между собой.
Одновременно его начинают волновать серьезные философские проблемы, влекут великие исторические образы разных эпох, те проявления величия духа, которые делают человека личностью.
Новые темы требуют смены творческого направления. Художник отходит от формальной живописи и осмысливает пути традиционного реализма. В поисках основы для творчества он обращается к фольклору: песням. былинам.
сагам, древним сказаниям. Так рождается цикл картин: «Русь былинная».
Он создает завершенные по композиции картины-образы, в каждой из которых удивительно точно выражены собранные и обобщенные народным сознанием лучшие черты героя.
Темы личности и природы органично сливаются в творчестве Васильева, переходят одна в другую. Большое влияние на мировоззрение художника оказала русская литература, особенно творчество А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева. Любимым писателем его был Ф. М.
Достоевский, портрет которого можно отнести к числу лучших работ К. Васильева.
Особое место в творчестве К.
Васильева занимает тема Великой Отечественной войны, и решает он ее по-своему: отказывается от больших батальных сцен в пользу остронаправленных локальных сюжетов, добиваясь при этом высокой техники исполнения.
Последняя работа К. Васильева — «Человек с филином». В этой картине художник достиг глубоких обобщений, здесь удивительное сочетание красок, умелое решение сложного жанрового сюжета.
На персональных выставках Константина Алексеевича Васильева была представлена лишь небольшая часть созданного им, Но и этого оказалось достаточно, чтобы зритель принял и полюбил художника.
«Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе, изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным мастерством он умел все это выразить! я совершенно очарован творчеством этого большого истинного художника!» — так написал в книге отзывов известный художник Н. А. Бенуа.
«Васильев — безвременно погибший молодой художник, душа которого тосковала по древним корням и истокам славянства, — пишет народный художник СССР И. С. Глазунов. — Его обращение к мифам и поиск точных реалистических форм вызывают мое уважение».
А вот высказывание о творчестве Васильева летчика-космонавта А. А. Леонова: «Несомненно, все это проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле…
Приходится только: сожалеть о трагической судьбе художника и радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося художника, как свой вклад в культуру человечества». Много положительных откликов о творчестве К.
Васильева опубликовано на страницах центральных газет и журналов. В настоящей серии открыток даны репродукции лишь немногих лучших работ К. А. Васильева.
• Главная • Комплекты и серии открыток по темам • Живопись • К.А. Васильев |
Биография Константина Васильева
Родился будущий великий художник в 3 сентября 1942 года в Майкопе, Адыгейского автономного округа. Однако чтобы лучше понять картины великого художника, следует не только знать какова биография Константина Васильева, но и о его предках. Начать следует уже с того, что он является потомком известного художника Ивана Ивановича Шишкина (по материнской линии), прославившегося картиной «Утро в сосновом бору». Возможно в творчестве Константина сыграла какую-то роль наследственность, а может быть – воспитание и чуткий подход родителей. Но рисовать он начал ещё в детстве. Первым его шедевром стала репродукция картины «Три богатыря», нарисованная карандашом. Позже были ещё и ещё. Не сразу он начал рисовать собственные картины, но когда переломный момент в его творчестве наступил, его картины действительно заворожили всех, увидевших их.
Последняя картина в жизни
Этой картиной, закрывшей «крымский» цикл Васильева, стала работа «В крымских горах». И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно — по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка. Причем в освещенной зоне оказывается только передняя часть арбы с полулежащим в ней человеком в белом одеянии. Прочая часть транспортного средства и человек возле его колеса находятся в более темной зоне. Аналогично высветляется и верхняя часть картины: склон, покрытый травой, в правой части картины хорошо освещен, а вот ущелье слева находится в тени. При этом самая верхняя часть полотна — небо — освещена целиком. Но левый верхний угол слегка светлее. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Создается ощущение движения светового поля, и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор.
Эта работа была представлена на конкурс Общества поддержки художников, в котором заняла первое место. Написанная незадолго до смерти, работа кажется гимном восхождения к свету вечной жизни, к чему-то неизведанному, что ожидало Федора Васильева там, на небесах.
Работы художника
Заброшенная мельница
Почти обо всех работах крымского периода в письмах Васильева есть сведения. Но «Заброшенная мельница» стоит особняком. О ней он ни разу не обмолвился в своих разговорах с товарищами. То ли художник считал «Мельницу» безделкой, то ли, наоборот, она была настолько важна для него, что он не хотел о ней говорить. Когда на посмертной выставке были раскуплены все его картины, на «Мельницу» не обратили внимания, и лишь позднее она была признана одной из лучших работ.
Болото в лесу. Осень
«Болото в лесу» не было закончено по причине смерти художника
Первое, что обращает на себя внимание в этой картине, — это звучащие в ней чистые краски среднерусской осени. Любовь Васильева к русской природе, к её влажным лесам и обширным, открытым небу полям, удвоилась в Крыму, стиснутом горами
Крымские ландшафты вдохновляли его гораздо меньше, чем оставленная Россия. Особенную привязанность питал он к болотам, и тосковал по ним на юге.
Оттепель. Авторское повторение
За «Оттепель» Фёдор Васильев получил в феврале 1871 года первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В апреле художник выполнил её копию для будущего императора Александра III. «Оттепель» Васильева напомнит картины Саврасова. В ней есть тот же тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности, та же выразительная мягкость красок и ощущение достоверности, что и в лучших полотнах автора знаменитых «Грачей».
Мокрый луг
Васильев писал картину зимой 1871-72 годов (это была его первая крымская зима). Покупателем выступил великий князь Николай Константинович. Эту работу не хотел упустить и Павел Третьяков, васильевский долг которому составлял около тысячи рублей. Упрямый Третьяков вознамерился «перебить» этот шедевр у великого князя. Согласившись на высокую цену (ту самую тысячу рублей долга), Третьяков добился успеха — картина оказалась у него в руках.
Биография Константина Васильева
Родился будущий великий художник в 3 сентября 1942 года в Майкопе, Адыгейского автономного округа. Однако чтобы лучше понять картины великого художника, следует не только знать какова биография Константина Васильева, но и о его предках. Начать следует уже с того, что он является потомком известного художника Ивана Ивановича Шишкина (по материнской линии), прославившегося картиной «Утро в сосновом бору». Возможно в творчестве Константина сыграла какую-то роль наследственность, а может быть – воспитание и чуткий подход родителей. Но рисовать он начал ещё в детстве. Первым его шедевром стала репродукция картины «Три богатыря», нарисованная карандашом. Позже были ещё и ещё. Не сразу он начал рисовать собственные картины, но когда переломный момент в его творчестве наступил, его картины действительно заворожили всех, увидевших их.
Война в картинах Константина Васильева
Одним из течений, в которых прославился художник, является тематика войны. Причем здесь разговор идет про самые разные войны. Художник не разграничивает кто выходил на битву – житель Руси, Российской Империи или же Советского Союза. Ему достаточно одного – он знает, что на битву выходит русский. Причем ни один из героев картин не выходит на несправедливую битву. Ни один из героев не приходит в чужой дом. Но каждый герой выходит чтобы защитить свою землю, чтобы враг не вошел в его родной дом
И не суть важно, кто же пришел на его землю – Змей Горыныч, монгол или любой другой враг – каждый из них останется в русской земле, не сумев захватить больше земли, чем нужно для могилы.
Действительно, достаточно вглядеться в глаза любого из воинов, обнаживших меч для защиты Родной земли, чтобы понять – эти удивительные люди не боятся смерти. Куда страшнее для них бесчестие и неспособность защитить землю предков и передать её потомкам.
Однако война для Константина Васильева в первую очередь не убийство и смерть
Это просто защита родной земли, в которой всегда найдется место и красоте. Чего стоит одна только картина Валькирия, изображающая совершенная в своей красоте дочь Одина. Да, в ней нет пылкости и жара горячих южных красоток, попивающих молодое вино и загорающих под лучами ласкового солнца. По большому счету единственное, что придает жизнь этой картине, это грива золотых волос, развиваемая ветром. Её глаза и лицо наполнены покоем и ожиданием. Совсем скоро ей предстоит забрать ещё одного воина, отдавшего свою жизнь в бою, честно сжимающему до конца меч. А может быть не меч? Может быть это винтовка Мосина, ППШ, АК-47 или АК-104? Может быть, и по сей день дочери Одина не забыли, что их святая обязанность – сопровождать отважных воинов, погибших при защите Родины, в Валгаллу – обитель для истинных воителей?
Да и сама валькирия это не хрупкая кареглазая красотка, за которой хочется приударить. Нет, это дочь великого Севера. Голубые глаза, твердый взгляд, оружие и чешуйчатый доспех говорят о том, что она не только дочь великого воителя, но и сама способна постоять за себя. Она сильна и при этом прекрасна так, что дух захватывает, когда смотришь в её удивительные глаза. Поэтому картина Валькирия поистине очаровательна. Девушка является настоящим воплощением силы, стойкости и красоты, какими отличается северный народ русичей. Может быть, именно это и хотел передать художник Константин Васильев в своих великолепных творениях?
Художник Константин Васильев: картины, биография
К 70-летию со дня рождения Константина Васильева
Константин Васильев (3 сентября 1942, Майкоп Адыгейской автономной области — 29 октября 1976) — русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Все творчество талантливого русского живописца Константина Васильева проникнуто философскими размышлениями об исторической памяти славянского народа. Трогательный поэтический мир образов художника является неотъемлемой частью культурного наследия нации.
Биография Константина Васильева
Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Его отец, Алексей Алексее вич, был главным инженером на одном из заводов города и во время Великой Отечественной войны, оказавшись в тылу врага, активно участвовал в партизанском движении, организованном в Краснодарском крае.
Его жена, Клавдия Парменовна, урожденная Шишкина, оставшись с маленьким Костей одна, попала в руки к фашистам, но, к счастью, им удалось избежать расстрела. Все свободное от работы время эта сильная женщина посвящала своему первенцу.
В 1946 у Константина появилась сестра Валентина, а уже позже, в 1950, — Людмила.
В 1949 Алексей Алексеевич с супругой и детьми был отправлен в Татарию восстанавливать один из заводов под Казанью. Семья поселилась в небольшом поселке Васильево на берегу Волги, где и прошло детство будущего художника.
Константин Васильев рано увлекся живописью. В семье с пониманием относились к его выбору, и уже в одиннадцать лет, успешно сдав экзамены, мальчик поступил в Московскую художественную среднюю школу — интернат при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова.
Педагоги сразу отметили, насколько одарен юный живописец и как сильно на его рисунки влияет творчество знаменитого В. М. Васнецова. Но закончить учебу в Москве талантливому подростку так и не удалось.
В 1957 тяжело заболел Алексей Алексеевич, и на семейном совете Васильевы решили, что старший сын должен остаться рядом с отцом.
В этом же году Константин перевелся сразу на второй курс Казанского художественного училища.
Репина. Николай Иванович, когда-то преподававший в училище, в свою очередь подготовил плеяду талантливых художников, у которых и учился Константин Васильев. Юноша увлеченно занимался живописью, стараясь постичь все нюансы тоновых и цветовых соотношений, а также манеру рисунка Фешина.
Закончив обучение, Константин Васильев работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, иллюстрации, этюды, эскизы росписи церкви в Омске.
Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт.
Константин Васильев отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.
Фильм о творчестве Константина Васильева
Художник обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Константин Васильев создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», все — 1974).
Константин Васильев работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Человек с филином», 1976; «Ожидание», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелцнгов» (1970-е гг.).
Константин Васильев – участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании.
Трагически погиб на железнодорожной станции Лагерная под Казанью, похоронен в посёлке Васильево.
Крым
Художник долго не мог привыкнуть к Крыму; тяготился им, мучился воспоминаниями о русской природе. Первое время в Ялте он писал крымские виды только по заказам (в эти годы Васильеву приходилось как никогда много трудиться над заказными работами, поскольку денег на житьё и лечение уходило изрядно). Но постепенно его глазам открылась красота Крыма, его высокого небосвода, ущелий, стеснённых горными кручами, той особенной крымской дымки, в которой тонет линия схода неба и моря. Среди крымских работ Васильева есть несомненные шедевры — такие, как «Эриклик. Фонтан», 1872 (сам мастер, впрочем, эту заказную картину не очень жаловал, считая её суховатой, да и Крамской называл ее «казённой»), а также «Крымские горы зимой», 1873, где главную роль играет клубящееся небо.
Есть ещё одна весьма интересная крохотная работа, показывающая нам, что в конце жизни Васильев как бы «притерпелся» к чужому Крыму, увлёкшись местной природой. Пейзаж «В Крыму. После дождя» (1873) напоён той же поэзией, что и среднерусские виды художника, — изображая «скромную» внешность, Васильев приоткрывает ту внутреннюю красоту, что таится за ней. «Любовь к природе, — писал он, — равна любви к Богу». При этом Васильев остаётся здесь верен себе в выборе излюбленных природных состояний: перед нами — «в Крыму», но всё то же «после дождя», каковых он написал за свою короткую жизнь множество.
«Болото в лесу» (1872)
Об истории картины мало что известно. Художник ничего о ней не сообщал в своем эпистолярном разговоре с друзьями. Написана она в том же году, что и «Заброшенная мельница». Крымская природа, стиснутая горами, вдохновляла художника меньше, чем подробности русского пейзажа.
Автор картины представил любимый болотистый и березовый край, оставленный им навсегда. На переднем плане изображено огромное открытое небу болото, где живут белые цапли. Пламенеющую осеннюю листву выгодно подчеркивает затянутое свинцовыми тучами небо.
В картине «Болото в лесу» Васильев выразил свою любовь к русской природе, к обширным полям, к влажным лесам, к чистым краскам среднерусской осени.
В письме Крамскому Васильев писал:
Смерть и последняя картина
Неизвестно, чувствовал Константин или это просто совпадение, но на своей последней картине он изобразил старика, который держит на своей руке филина, а у его ног догорает пергамент, на котором написано: «Константин Васильев, 1976 год».
Накануне трагической гибели художника в небольшом городке, что находится вблизи столицы Татарстана, проходила выставка работ местных художников, участником которой был Константин Васильев. При жизни художник не познал славу, и только лишь после гибели его работы получили широкую известность общественности.
А 29 октября, как раз после этого мероприятия, тела Константина Васильева вместе с его приятелем Аркадием Поповым были найдены на железнодорожных путях вблизи станции Лагерная.
Считается, что Константин и Аркадий шли по железнодорожному полотну и поезд, следовавший в попутном направлении, сбил мужчин. Полиция даже не стала возбуждать уголовное дело, так как это происшествие списали на несчастный случай.
Но друзья и родные художника в корне не верят в эту версию происшествия. Во-первых, вблизи этой станции не живет никто из окружения Васильева или Попова. Во-вторых, как мужчины вообще оказались на станции Лагерная? Ведь добираться до нее из Зеленодольска довольно длительно — 7 часов пешком или более 2 часов на автомобиле. К тому же машинист электровоза как минимум бы посигналил идущим между рельсов, так почему же вполне адекватные мужчины не услышали столь громкий сигнал поезда и не отошли в сторону?
Почти все близкие художника уверены, что причиной смерти Васильева и Попова стало убийство.
Все уточняющие данные происшествия уже давно уничтожены, поскольку их срок хранения уже истек. Близкие говорят, что у такого талантливого художника Константина Васильева было немало завистников. В отзывах на всех выставках, в которых участвовал Васильев, всегда было много комплиментов его картинам.
Осенью 1977 года в его честь открылась выставка. При жизни такого мероприятия у Константина Васильева ни разу не было. Желающих посетить эту выставку было огромное количество. Целых два месяца люди толпами заполняли залы казанского молодежного центра, где были представлены картины Васильева. После такой востребованности работы художника стали известными на весь мир.