Николай васильевич неврев биография

Описание картины Николая Неврева «Опричники»

Николай Васильевич Неврев начинал свою карьеру как успешный портретист; позднее к его работам добавилось большое количество жанровых картин, в которых художник особенно преуспел. В зрелости перешел на исторический жанр. Современники автора говорили, что по картинам Неврева можно изучать всю русскую историю.

На полотне «Опричники» изображен момент перед казнью боярина Ивана Федорова-Челяднина. Боярин славился своими военными походами, а вот в придворных интригах участия не принимал. Несмотря на это, считался одним из самых влиятельных людей, был очень близок к царю. Все изменилось после появления опричнины. Федоров-Челяднин утратил свое влияние на Ивана Грозного. Постепенно он впал в немилость и даже был заподозрен в измене. Грозный велел бояирну явиться в тронный зал, где заставил его надеть царские одежды и сесть на трон. После преклонил колено перед своим верным слугой, и первым нанес удар ножом приговоренному к смерти.

Иван Грозный на картине Неврева отвел правую руку далеко назад, сжимая кинжал. Лицо его искажено злобой. Все цветовые акценты сходятся на фигуре царя. Его богато расшитые, яркие одежды щедро украшены золотом, солнечные блики играют на лице и одежде. Федоров-Челяднин, напротив, находится в тени, выражение его лица трудно разобрать. Дрожащими руками сжимает он скипетр и державу, держит спину прямо, готовясь принять свою смерть. Примечательны выражения лиц многочисленных слуг царя. Большинство из них подчеркнуто подобострастны, многие покорно склонили головы, стараясь казаться ниже. Те, кто стоит подальше и не находится в непосредственной близости от Ивана Грозного, откровенно хохочут. Художнику отлично удалось передать драматизм ситуации, накал страстей, царящий в тронном зале.

Примечания

  1. Неврев Николай Васильевич/ Гл. ред. А. М. Прохоров. — Большая советская энциклопедия (В 30 томах). Изд. 3-е. — М.: «Советская Энциклопедия», 1974. — Т. 17: «Моршин — Никиш». — С. 397. — 616 с. — 629 000 экз.
  2. Невревъ// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах = Энциклопедическiй словарь/ под редакцией К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского. — СПб.: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (Санкт-Петербург), 1897. — Т. XXA (40) «Наказный атаманъ – Неясыти». — С. 807. — 960 с.
  3. Неврев, Николай Васильевич (рус.). Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». Архивировано из первоисточника 27 апреля 2012. Проверено 1 июня 2010.
Библиоинформация

: VIAF: 63718144

Николай Васильевич Неврев и «архиерей»

Н.В.Неврев. Автопортрет. 1858

-Художник пришел! Художник приехал!- с восторгом и трепетом говорили во всем доме и во дворе – кучера, горничные, служащие конторы.

Сам всегда серьезный, малоразговорчивый, Павел Михайлович вдруг оживлялся, он особенно любезно говорил с  художником, как никогда и ни с кем. При встрече с художником обычно троекратно целовался.

На первых порах нас всех, помню, удивляло: к нам в галерею едут и великие князья, и графы ,и генералы,  выражают желание видеть Павла Михайловича, познакомиться с ним, поговорить, а он приказывает сказать: «его дома нет» , «выехал неизвестно куда».  А приедет художник – нет ему гостя дороже. И к себе в кабинет пригласит (а обычно звал к себе других лиц редко), и в дом поведет, во второй этаж, к своей семье, где Вера Николаевна угощает завтраком.

Н.В.Неврев.Воспитанница.1867

Художник Неврев был первым старейшим другом, как я помню, в доме Третьяковых. Еще в 1867 году он написал картину «Воспитанница», на которой изобразил комнату  в доме Третьяковых, где видна картина С.Щедрина «Лунная ночь». Картина и сейчас находится в экспозиции галереи, и кто хочет знать, в какой обстановке жил в то время Третьяков, пусть посмотрит на эту картину.

Сам Неврев жил тоже недалеко от Лаврушинского переулка, возле Краснохолмского моста. Был он коренной москвич, всю жизнь прожил в Замоскворечье, и должно быть, Третьякову особенно нравилось, что Неврев изображает близкий ему быт. Художник часто приходил к Третьяковым к обеду, за обедом рассказывал анекдоты, громко смеялся. Самого Павла Михайловича он называл «архиереем».

А Вера Николаевна уже знала, почему гость именинников разыскивает, и приказывала подать вина. Увидев бутылку, Павел Михайлович тотчас забирал свои газеты и книги (он всегда за столом сидел с книгами) и уходил к себе в комнату.

Неврев после обеда обычно оставался, читал вслух книгу. Читал он очень выразительно, и послушать его собиралась вся семья Третьяковых.

Н.В.Неврев.Смотрины. 1888

Неврев работал много и плодотворно. Все собиратели любили его и старались наперебой купить у него картины. Так что Неврев жил сравнительно с другими художниками неплохо: его квартира была из трех комнат с мебелью красного дерева, старинного фасона. Одну из своих комнат он изобразил на картине «Смотрины», где батька сватает сынка-семинариста за дочку попадьи. Но в первом этаже дома, в котором он жил, находились квартиры извозчиков ,битком набитые людьми. Во дворе всегда стояли извозчичьи сани, лошади, телеги.

Дружил Третьяков с Невревым до своей смерти. После смерти Третьякова совет галереи предложил Невреву пост директора галереи, но он отказался, ссылаясь на старость (ему в то время было уже 69 лет) .

  Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее».

Русский живописец Неврев Николай Васильевич: picturehistory

Неврев Николай Васильевич — исторический и жанровый живописец; родился в 1830 году; учился в 1850—1855 годах в Московском училище живописи и ваяния; при выходе из этого заведения получил звание свободного художника.

Живя постоянно в Москве, писал вначале портреты, а потом сцены русского народного быта и, наконец, с середины 1870-х годов стал брать для своих картин сюжеты преимущественно из отечественной истории.

В 1881 году Неврев вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.

Главные его произведения по части жанра: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Из недавнего прошлого» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Наследство после чиновника», «Странник в купеческой семье», «Воевода» (из поэмы Мицкевича;), «Две подруги», «Раздел по наследству» (1889; в Третьяковской галерее, в Москве) и «Сватовство» (1889; там же).

В числе исторических картин этого художника наиболее любопытными могут считаться: «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1881; находится в Третьяковской галерее), «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию» (1882), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886), «Патриарх Никон пред судом» (1885) и «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I» (1888).

Последние годы жизни испытывал сильную нужду. На семьдесят четвёртом году жизни, от отчаяния, застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии.

Возвращение солдата на родину.

Воспитанница.1867 ГТГ

Дети скупого 1864 Архангельский музей изобразительных искусств

Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886

Мочалов среди почитателей.1888 ГРМ

Опричники

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

Портрет М.И. Третьяковой. 1860 ГТГ

Последние минуты митрополита Филиппа. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма.

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. ГТГ 1866

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Смотрины.1888 ГТГ

Торг. Сцена из крепостного быта.1866 ГТГ

Увещевание.

Шут (Опальный боярин).1891 Кировский областной художественный музей.

«Портрет А.П.Елагиной 1870-е ГТГ

Портрет девушки 1890-е ГТГ

Портрет неизвестного 1871 ГТГ

Автопортрет 1858 ГТГ

Домашняя крестьянская сцена 1855 Государственная Третьяковская галерея

Женский портрет 1892 Астраханская государственная картинная галерея

За вышиванием. Спокойствие 1880-е Новокузнецкий художественный музей.

Знахарка. 1895 ГРМ

Мужской портрет 1861 Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Мужской портрет 1869 ГТГ.

Невеста царя Михаила Федоровича Мария Ивановна Хлопова» 1884. Саратовский государственный художественный музей

Портрет А.Д.Коншиной 1859 ГТГ

Портрет Герасима Харитоненко 1892 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань.

Портрет князя Н.М. Голицына 1868 Музей Новый Иерусалим.

Портрет И.Г.Харитоненко 1892 ГТГ

Портрет М.. Щепкина 1862 Музей Государственного Малого академического театра России, Москва.

Портрет молодой женщины в черном бархатном платье 1857 Государственный Русский музей.

Портрет Н.М.Гартунг 1897 ГТГ.

Портрет Н.М.Харитоненко 1892 ГТГ.

Портрет неизвестного 1858 ГТГ.

Портрет неизвестной» 1900 ГТГ.

Портрет Я.Ф.Гартунга 1897 ГТГ.

Просительница 1880-е Омский музей изобразительных искусств.

Боярышня 1901 Воронежский областной художественный музей.

Боярышня 1888.

Ваше здоровье!

За вышиванием.

Ляпунов Зазар.

Выигрышный билет.

Панихида.

Портрет Помяловского Н.

Портрет Андрея Саввича Мамонтова

Портрет дочери.

Портрет неизвестной 1871.

Портрет старика.

Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию.

Раздел наследства.

Смотрины.

См.также:

Москва в картинах Аполлинария Васнецова

Александр Иванович Лактионов — советский живописец и график

Маковский Константин Егорович. Русский художник

Художник Боровиковский Владимир

Художник Шишкин Андрей Алексеевич, историческая живопись

Сочинить рассказ по картине Н. В. Неврева торг

При изучении произведений И. С. Тургенева, особенно при изучении антикрепостнической направленности «Записок охотника», можно использовать картину Николая Васильевича Неврева «Торг» (1866) . В творчестве писателя большое место занимает изображение жестокости и бессердечия помещиков-крепостников, разоблачение их внешнего лоска, их кажущейся просвещенности. Характерен в этом отношении рассказ «Бурмистр». Вот небольшой отрывок этого рассказа.

«Позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлыч налил себе рюмку красного вина, поднес ее к губам и вдруг нахмурился. — Отчего вино не нагрето? — спросил он довольно резким голосом одного из камердинеров.

Камердинер смешался, остановился, как вкопанный, и побледнел.

— Ведь я тебя спрашиваю, любезный мой? — спокойно продолжал Аркадий Павлыч, не спуская с него глаз.

Несчастный камердинер помялся на месте, покрутил салфеткой и не сказал ни слова. Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья.

— Pardon, mon cher, — промолвил он с приятной улыбкой, дружески коснувшись до моего колена, и снова уставился на камердинера. — Ну, ступай, — прибавил он после небольшого молчания, поднял брови и позвонил.

Вошел человек, толстый, смуглый, черноволосый, с низким лбом и совершенно заплывшими глазами.

— Насчет Федора … распорядиться, — проговорил Аркадий Павлыч вполголоса и с совершенным самообладанием.»

Здесь дан классический образец помещичьего лицемерия. Один вопрос барина приводит крепостного в ужас. Слуга за самую незначительную оплошность (которой, возможно, и не было) подвергается порке. Любопытная художественная деталь: в приведенном отрывке ни один из слуг барина не произносит ни слова: крепостные низведены до положения безропотных, бессловесных существ. Крепостнические порядки сурово осуждались не только писателями, но и художниками. В картине «Торг» изображена типичная для крепостной эпохи сцена продажи крестьян. Содержание картины предельно простое.

Помещики ведут за столом мирную беседу. Они, видимо, готовятся запить вином самую обычную торговую сделку. Предмет торговли тоже … самый обычный — крепостные люди. Действие происходит в доме богатого и «просвещенного» помещика. На полках у него книги, книги даже на полу. На видном месте барометр. На стене большая картина. Рядом с ней портреты Мирабо, известного деятеля французской буржуазной революции, и Александра I, российского императора, который хотел казаться просвещенным монархом …

Чтение книг и увлечение либеральными идеями нисколько не мешает помещикам оставаться жестокими и деспотичными, не мешает им заниматься торговлей людьми. Картина художника как бы дополняет рассказ писателя и конкретизирует наши представления о самодержавно-крепостнической России, о той России, про которую В. Г. Белинский писал: » … Россия … представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми … где … нет ни только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». («Письмо к Гоголю».) .

Из книги: Щиряков Н. Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. — Минск. 1968

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: