После Джотто
Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.
Взгляните на готическую картину Фабриано.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия
Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.
Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.
Другие персонажи и скрытые символы
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.
Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.
То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.
Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.
Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.
На тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто
Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!
Еще 30 выдающихся имен!
51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова
Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:
Денис Корсаков
Заказать сейчас
— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!
«Великие художники». Джотто
Заказать сейчас
Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте
Время работы, стоимость билетов
Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Capella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.
Капелла открыта для посещений:
- январь – февраль,
середина июня – конец июля,
декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.
Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .
Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.
Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.
Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.
Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.
Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).
Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.
В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.
На нашем сайте расскажем, чем знаменит дворец Питти во Флоренции, и как добраться до местной достопримечательности!
А вы знаете, где находится знаменитая статуя Капитолийская волчица? Древние легенды, связанные с основанием Рима, читайте в этом обзоре.
А еще, путешествуя по Риму, вы сможете посетить галерею Боргезе и взглянуть на произведения великих художников и скульпторов Италии! Подробности ищите тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/galereya-borgeze.html.
До Джотто
Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века. Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.
Здание капеллы дель Арена
Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г.
роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было
поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.
Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х
гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого
Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом — довольно
обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту)
однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют
большие плоскости, интерьер ее прост.
Изначально спланированные обширные
настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок,
поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет
ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни
колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона
капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально
была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу —
найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только
украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.
Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм,
сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого
пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль,
заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными,
густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых,
фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит
у Джотто играет важную роль — он не только выражает небесную символику,
но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность
фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл
композиции.
Джотто ди Бондоне
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок.1266-1337). Родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, который был потрясен художественным талантом двенадцатилетнего мальчика, увидев, как тот рисует овцу на плоском камне. Чимабуэ уговорил отца одаренного ребенка позволить обучать его живописи. Однако о годах ученичества и раннем периоде творчества художника ничего не известно.
Первое упоминание о Джотто относится к 1298 году в связи с выполнением им мозаики «Навичелла» в старом соборе Св. Петра в Риме. (К сожалению, она утратила свой первоначальный облик при перенесении из собора.) Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными работами мастера.
Стиль Джотто достиг зрелости во фресках Капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.
Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы Св. Марии Магдалины в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX веке, представлены сцены жития св. Франциска, композиционно перекликающиеся с фресками в Ассизи, а также эпизоды житий святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. 1310).
Джотто был состоятельным человеком и хорошим семьянином: у него было шестеро детей. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 году неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 году художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.
Джотто признан величайшим художником Раннего итальянского Ренессанса и истинным новатором живописи. Именно ему принадлежит честь основания итальянской школы живописи, преодолевшей жесткие каноны средневекового искусства.
Художник умер во Флоренции 8 января 1337 года.
До Джотто
Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века. Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.
Фрески капеллы
Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей
поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в
три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни
Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа.
Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как
самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и
заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники
фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на
стенах.
Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от
пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров.
Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса
воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в
пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального
стенного панно, которое затем становится главной
декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.
Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуэ и Арнольфо ди Камбьо, которые
руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного
пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто,
уже торжествует принцип расчленения и равновесия.
Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного
достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,-
вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания.
Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства
(ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но
перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на
фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия
всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами,
напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие
колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что
действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или
иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит
пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких
подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски,
гладкая фактура
Опуская второстепенные детали, он концентрирует
внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым
выразительным контуром.
В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных
сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои
Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты,
широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым
подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды
простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные
складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя
складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо
писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут
говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать
и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи)
у него снабжены нимбами.
В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа,
стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус,
художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он
наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже
Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто
эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.
История
Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.
Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.
Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.
Здание открывали для публики в дни Благовещения
И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии
Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.
Архитектура и декор
Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.
Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.
С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.
Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.
Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.
Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.
Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.
- Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
- Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
- Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
- Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.
Все фрески расположены в три яруса.
Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.
Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.
Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:
- «Страшный суд»
- «Поклонение волхвов»
- фрески, посвященные Страстям Господним.
Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.
Сколько стоит
Стандартный билет 13 евро
Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.
Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.
С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.
Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.
Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.
Как добраться
на Tram Padova. Остановка — у вокзальной площади, справа. Капелла Скровеньи будет через одну остановку.
Адрес: Piazza Eremitani, 8, 35121 Padova PD, Италия
До Джотто
Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.
Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.
История строительства
Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.
Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.
Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.
В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.
Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.
Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.
В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.
Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.
В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.
Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте в этой статье.
Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте вот здесь.
Техника создания фресок
Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Отдельные цвета, особенно — ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» — краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.
Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае — поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.