Трагический уход
Пир королей. Художник Павел Филонов.
Могила с покосившейся плитой, где покоится величайший гений, чьи картины стоят миллионы.
ВЕНОК НА МОГИЛУ ХУДОЖНИКАХоть жизнь человечья и вправду пустяк,но, даже и чудом не тронув,Чюрленис и Врубель у всех на устах,а где же художник Филонов?Над черным провалом летел, как Дедал,питался как птица Господня,а как он работал и что он видал,никто не узнает сегодня.В бездомную дудку дудил, как Дедал,аж зубы стучали с мороза,и полдень померкнул, и свет одичал,и стала шиповником роза.О, сможет сказать ли, кому и про чтотех снов размалеванный парус?Наполнилось время тоской и враждой,и Вечность на клочья распалась.На сердце мучительно, тупо, нищо,на свете пустынно и плохо.Кустодиев, Нестеров, кто там еще —какая былая эпоха!Ничей не наставник, ничей не вассал,насытившись корочкой хлеба,он русскую смуту по-русски писали веровал в русское небо.Он с голоду тонок, а судьи толсты,и так тяжела его зрячесть,что насмерть сыреют хмельные холсты,от глаз сопричастников прячась.А слава не сахар, а воля не мед,и, солью до глаз ополоскан,кто мог бы попасть под один переплетс Платоновым и Заболоцким.Он умер в блокаду — и нету его:он был и при жизни бесплотен.Никто не расскажет о нем ничего,и друг не увидит полотен…Я вою в потемках, как пес на луну,зову над зарытой могилой……Помилуй, о Боже, родную страну,Россию спаси и помилуй.«Вася – Русский сувенир»
XVI век: Возрождение и забвение
Пожалуй, картина «Погребение Христа» кисти Микеланджело Буонарроти — одна из самых неоднозначных в творчестве итальянского мастера: подписи нет, фигуры не прописаны, а сам холст долгое время считался утраченным. В пользу того, что эта работа все-таки принадлежит Микеланджело, говорит документ, в котором церковь Святого Агостина в Риме поручает художнику нарисовать алтарный образ. Позже упоминается, что Микеланджело вернул деньги, которые ему заплатили авансом. Сейчас нет единой версии, почему же он оставил произведение незаконченным. Известно, что художник, забросив картину, уехал из Рима во Флоренцию. Его позвали друзья, знавшие о большой любви Микеланджело к работе с камнем, которую он ценил гораздо больше, чем живописное ремесло. Во Флоренции они раздобыли большой кусок мрамора, из которого позже была создана знаменитая статуя Давида. Возможно, работа над «Погребением» ему опостылела в тот момент, когда на горизонте появилась возможность заняться любимым делом.
Другая версия (о которой мы писали тут) состоит в том, что художник так и не смог собрать средства не покупку необходимого количества дорогого пигмента ляпис лазури (из нее делали глубокий синий цвет).
Впрочем, какой бы ни была причина, картина стала одной из самых известных его работ, а ее незаконченность повлияла на формирование новой эстетики non finitо, когда художник намеренно создает ощущение незавершенности. Широкие мазки Тициана или непрописанные области в произведениях Рембрандта — примеры выразительных средств в рамках этого стиля.
Микеланджело. Погребение. 1500–1501 гг. Источник
Биография художника Филонова:
Филонов Павел Николаевич – русский художник авангардист. Родился 8 января 1883 года в Москве. Родители Павла Николаевича были родом из Рязани, мать была прачкой, а отец кучером. Филонов рисовать начинал ещё в детстве, заодно с этим увлечением занимался танцами и вышиванием.
В 1897 году художник переезжает в Петербург и поступает в живописно-малярные мастерские и рисовальные классы для художников. В 1903 начинает учиться живописи в мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
После этого он начинает успешную карьеру художника. Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Потом было много выставок и мероприятий, где он отличился и прославился такими своими картинами, как Пир Королей, Крестьянская семья, Мужчина и женщина и многими другими. Параллельно с этим он занимается декорациями к различным постановкам, иллюстрацией к литературным сборникам футуристов и пишет статьи об искусстве. Одной из нашумевших его статей стала «Канон и закон», в которой он яро выступил против кубизма и кубофутуризма.
У Филонова ярко отличимый от других свой стиль. Одной из черт его стиля стала тема современного города, который представлялся художнику настоящим злом, которое убивает всё живое и доброе.
В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Он стал настоящим мастером авангарда. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Например, выставка его картин, которая должна была состояться в Русском музее, была запрещена, после чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.
Место в интернете под названием oddoneout — настоящий сайт фотографа. Профессиональные фотографы предложат портретную съёмку, свадебную или фото по вашему желанию.
Умер Филонов Павел Николаевич в первые дни блокады Ленинграда 3 декабря 1941 года. Был похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е.Н.Филоновой-Глебовой. Именно его сестра Евдокия Николаевна Глебова, хранила все его работы, а затем подарила Русскому музею, как и хотел её брат – великий русский художник.
XVIII век: портрет как валюта
Американский художник Гилберт Стюарт не хотел завершать портрет первого президента США Джорджа Вашингтона. Автор знал, что если он закончит работу, то президент непременно заберет ее себе. Вашингтон не раз позировал Стюарту, в результате чего были созданы десятки его портретов (правда, все они повторяли три основных образа). И только незаконченный художник оставил у себя в мастерской в качестве напоминания. Несмотря на незавершенность, этот портрет стал самым известным во всей карьере художника: из множества изображений президента именно это разместили на однодолларовой купюре.
Гилберт Стюарт. Джордж Вашингтон. 1796 г.
А что не так было с младенцами?
Если вам кажется, что женщины на картинах прошлого выглядели странно, вы просто не видели изображений младенцев. Дети на средневековых портретах скорее напоминали маленьких уродливых стариков.
Сердитое лицо, морщины, крохотное тельце с накаченным торсом — и нет, дело здесь не в том, что в Средние века художники не знали, как нарисовать ребенка. Причин такого пугающего изображения было несколько.
Мадонна с Младенцем. Около 1340–1345
Во-первых, средневековый портрет создавался по заказу церкви, поэтому зачастую на нем изображали Иисуса в младенчестве. В то время считалось, что сын Божий родился уже с идеальным телом, а его черты лица не менялись с годами.
Во-вторых, отношение к детям в то время было несколько иное. Сразу после рождения их отдавали на воспитание нянькам, а в случае смерти особо не горевали. Матери принимали мало участия в воспитании. А к детям с малых лет относились как ко взрослым.
Аньоло Бронзино. Портрет Биа Медичи. Около 1542–1545
Миловидных младенцев стали писать только в эпоху Ренессанса, когда отношение к детям поменялось.
Фото обложки: портрет Людовика XIV. 1638. Французская школа.
Каждый атом
Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался, изучая европейское и античное искусство. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. «Нужно идти не от общего к частному, а от частного — к общему», — провозглашает он. Он говорит о том, что всё в мире строится именно по этому правилу — начиная с кристаллов льда и заканчивая деревьями, животными и людьми. Он считал, что картины нужно «делать», и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
Павел Филонов. Крестьянская семья (Святое семейство). 1914. Фото: Public Domain
В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. Своему другу, поэту
Велимиру Хлебникову,
он говорил: «Я воюю не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. Но он отказался. Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства».
После долгих скитаний в 1919 году ему удаётся получить небольшую комнату в доме литераторов, на задворках Ленинграда, в которой из мебели был только стол, кровать да пара стульев. По воспоминаниям современников, большую часть пространства комнатки занимали картины: они висели на стенах, стояли по углам. Здесь Филонов прожил до самой смерти.
Первая и последняя выставка
В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. После того как картины были развешаны, был напечатан буклет с комплиментарной статьёй, разъясняющей аналитический метод, перед самым открытием на дверях зала с экспозицией появился замок. Тираж буклета был уничтожен, и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Было устроено несколько закрытых просмотров, на один из которых пригласили представителей рабочих организаций.
Павел Филонов. Германская война. 1915. Фото: Public Domain
Предполагалось, что простые, малообразованные люди, ничего не поняв в искусстве Филонова, выскажутся категорически против открытия выставки. Однако происходит обратное. Все рабочие высказываются за открытие экспозиции. Они говорят: «К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. Кто был на германской войне, тот поймёт картину „Германская война“».
Тем не менее выставка открыта так и не была, и Филонов до конца своих дней оставался в «подполье». Он был известен только в узком кругу профессионально занимавшихся искусством людей, а широкой публике его творчество было представлено только во времена перестройки.
Дочка
Однажды в дверь Филонова постучали. У женщины в соседней комнате скончался муж, и она просила написать его посмертный портрет. Он согласился, не взяв за работу денег. Спустя три года Екатерина Серебрякова
стала его женой. На момент свадьбы ей исполнилось 58 лет. Филонов был на 20 лет моложе.
Павел Филонов с женой. Фото: Кадр youtube.com
Покойный муж Серебряковой был известным революционером, и она получала довольно большую по тем временам пенсию, пыталась помочь Филонову, который постоянно голодал. Однако он отказывался от её денег, а если и брал в долг, то обязательно отдавал, записывая каждую копейку в своём дневнике.
Он называл свою жену «дочкой» и писал ей пронзительные письма, страдал от того, что не мог дарить дорогие вещи. Как-то Филонов целый месяц расписывал для неё шарф, получившийся удивительно красивым и ярким. Соседки говорили, что носить такой шарф — преступление, ведь он один такой в мире, а она с гордостью надевала его.
Несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он был одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. На предложения продать хотя бы одну из своих многочисленных картин за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».
После начала блокады Ленинграда Филонов дежурил на чердаке, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы: он очень боялся, что картины погибнут в огне — это было всё, что он создал за всю свою жизнь. По воспоминаниям очевидцев, Филонов, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег. Он говорил: «Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Но я не трачу время даром. У меня столько замыслов в голове».
Источники
- Филонов П. Н. Пропевень о Проросли Мировой. Пг., Журавль,1915
- Филонов П. Н. Дневники., СПб, Азбука.2006.
- Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. в 2-х т М.,2006.
- Мислер Н., Боулт Д-Э.Филонов. Аналитическое искусство. М. 1990.
- Павел Филонов. Реальность и миф.(сост. Правоверова А. Л.), М., Аграф. 2008.
- Križ J. Pavel Nikolaevič Filonov. Praha.1963.
- Павел Николаевич Филонов.Под редакцией Джона Боулта, Николетты Мислер, Ирины Меньшовой. /Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 11. LA (USA), 2005.
Каталоги.
- Павел Николаевич Филонов., Л.1930.
- Павел Филонов. Каталог. Л., ГРМ,1988.
- Филонов и его школа. Каталог выставки. Дюссельдорф, Кёльн, 1990.
- Раппапорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова // «Вопросы философии », 1991, № 11,
- Genevieve Cloutier. Velimir Chlebnikov and Pavel Filonov»s «Formulae» and the Question of History in Russian Avant-Garde // Russian Literature, 65, 2009, № 4, 421-429.
- Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Панорама искусств. Вып. 11. М., 1988. С. 108-127.
- Глебова Т. Н. Воспоминания и размышления. Соображения и возражения / Вступ. статья, подгот. текстов, коммент. Е. С. Спицыной // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 11. LA (USA), 2005. С. 216-296.
- Елена Спицына. Брат. О моей работе с сестрой Филонова. / Там же, С. 300-312.
Рекорды на аукционах, цена картин Филонова
Выясним, сколько стоят картины Филонова на современном рынке. Для этого рассмотрим несколько примеров продаж его произведений в разных ценовых категориях на известных аукционах.
Самым крупным считается уход картины «Поклонение волхвов» на Christie`s в 2006 году. Она была написана в 1913 году — в тот период, когда художник окончательно разорвал связи с академической школой и полностью ушел в авангардистские течения. После смерти Филонова оригинальная работа находилась в коллекции его сестры Е.Н. Глебовой, а в 1990 году была продана на Sotheby`s. В 1992 году картину представляли на выставке «Малевич и Филонов» в Париже.
На аукционе Christie новый владелец выставил ее с эстимейтом 250-350 тыс. фунтов, но в ходе торгов цена выросла в несколько раз и достигла планки 904 тыс. фунтов (1,8 млн долларов).
П.Н. Филонов. «Поклонение волхвов». 1913 г.
Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. На этот раз на Sotheby`s состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Ее создание началось ученицами Филонова, которые готовили проект к ленинградской выставке в 1927 году. Работа велась с двух сторон одного холста. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Однако сам Филонов активно помогал Алисе работать над картиной, о чем свидетельствует удивительная мощь живописи работы, сохранившиеся фотографии и воспоминания учеников.
Позже картины были разделены. Работа «Нищие и беспризорные» оказалась у ученика Филонова Бориса Гурвича, затем перешла к самой Алисе Порет, после чего была в руках М. Макаренко и дважды уходила с молотка. В 1967 году произведение экспонировалось в Новосибирске на выставке, посвященной пятидесятилетию советской власти. На Christie`s работа была выставлена с эстимейтом 1-1,2 млн долларов и продана за полтора миллиона долларов.
Павел Филонов и Алиса Порет. «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».
Если говорить о менее крупных уходах, то это, например, продажа двух картин без названия. Первая из них представляет собой многофигурную композицию, относящуюся к студии Павла Филонова. Из коллекции сестры художника она попала в Galerie Gmurzynska в Кельне, где была представлена общественности на выставке картин Филонова в 1992 году. В 2016 году картина ушла на Sotheby`s за 100 тыс. фунтов (124 тыс. долларов) при эстимейте 30-50 тыс. фунтов.
П.Н. Филонов. Картина без названия.
Вторая работа без названия была продана на Sotheby`s в 2007 году. Она также выставлялась в Кельне в 1992 году и еще в Цюрихе в 2003 году. Картина была создана предположительно в 1922-1925 годах, когда головы, изображенные без тела, стали одной из ключевых тем в творчестве художника. При эстимейте 50-70 тыс. фунтов произведение было продано за 90 тыс. фунтов (177 тыс. долларов).
П.Н. Филонов. Картина без названия. Примерно 1922-1925 гг.
Чтобы ответ на вопрос о том, сколько стоят картины Филонова, был полным, упомянем также и другие уходы. Это продажа картин «Абстрактная композиция со сферами» (Christie`s, 1999 г., 45,5 тыс. фунтов), «Три лица и лошадь» (Christie`s, 2000 г., 46 тыс. фунтов) и других картин.
П.Н. Филонов. «Абстрактная композиция со сферами». 1930 г.
Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Филонова, а также как ее подготовить к продаже.
Смерть
Филонов умер от истощения в самом начале блокады. Это была одна из первых смертей в осаждённом городе, что, в общем-то, не удивительно: он недоедал и до начала войны, и поэтому голод забрал его первым.
Павел Филонов. Портрет Сталина. 1936. Фото: Public Domain
Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова)
так вспоминала об этом: «…он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова
. Мне трудно объяснить, почему, но эта правая рука с зажатой в ней варежкой так поразила меня, что я и сейчас, более чем через тридцать лет, вижу её. Рука немного откинута в сторону и вверх, эта варежка казалась не варежкой… Нет, это непередаваемо. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась. Дыхания его не было слышно. Плакали мы или нет — не помню, кажется, так и остались сидеть в каком-то оцепенении, не в силах осознать, что произошло, что его нет! Что всё, созданное им, осталось — стоит его мольберт, лежит палитра, краски, висят на стенах его картины, висят его часы-ходики, а его нет».
Долгое время в осаждённом городе не удавалось достать доски для гроба. Несколько дней тело Филонова лежало в его комнате, накрытое картиной «Пир королей». Ещё труднее было договориться о том, чтобы вырыли могилу: были суровые морозы, и земля промёрзла. «Придя на Серафимовское кладбище, я нашла человека, который за хлеб и какую-то сумму денег согласился приготовить место, — вспоминала сестра художника. — Какой это был нечеловеческий труд! Стояли сильные морозы, земля была как камень. . И, как я помню, и забыть это невозможно, он больше рубил корни топором, чем работал лопатой. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться! Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу, и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь!» И на его вопрос: «А кто он такой?» — рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня».
Павел Филонов. Лица. 1940. Фото: Public Domain
Картины художника-авангардиста Филонова:
Зверь
Запад и восток
Возрождение человека
Запад и восток
Волы
Ворота Нарви
Волчонок
Война в Германией
Тракторный цех
Семейный портрет
Те, кому нечего терять
Садовник
Рыбацкая шхуна
Рабочий в кепке
Рабочие-рекордсмены на фабрике Красная Заря
Рабочие
Последний ужин
После набега
Портрет Сталина
Портрет Евдокии Глебовой (сестра)
Портрет Евдокии Глебовой (сестра)
Победа вечности
Пейзаж. Ветер
Пир королей
Первые советы
Офицеры
Октябрь. Ландшафт Одинадцать голов Наездник Музыканты Мужчина и женщина
Молодая девушка с цветком
Маленький дом в Москве
Масленица
Мать
Маг
Лошади
Люди и животные Ломовой извозчик
Лица
Крестьянская семья
Крестьянская семья Козёл Космос Композиция Композиция Композиция
Компания
Животные
Животные
Колхозник Живая голова Итальянский рыбак Икона св.Екатерины Хозяева Головы лошадей Головы и числа
Головы
Головы
Головы Голова Голова Голова Голова Голова Голова
Геометрическая конструкция
ГОЭРЛО Французский рабочий Формула вселенной Формула вмешательства Формула современной педагогики Формула эволюции Формула империализма
Февральская революция
Две мужские фигуры
Две головы
Доярка
Две головы
Цветы мирового процветания
Цветы
Человек во вселенной
Боров
Без названия
Без названия
Без названия
Бегство в Египет
Белая картина
Без названия
Творчество художника
Ранние произведения
Первые значительные произведения Филонова относятся к периоду 1912-1913 гг., то есть написаны им через пару лет после ухода из Академии художеств. Это произведения «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Запад и Восток» и другие, выполненные в стиле, близком к модернизму и символизму. Уже в этот период художник создавал картины с помощью цветовых ячеек, кропотливо прописывая каждую из них.
П.Н. Филонов. «Пир королей». 1913 г.
Аналитическое искусство
Принципы аналитического искусства Филонов впервые обозначил в статье «Канон и закон». В основу нового учения лег кубизм с его геометрически условными формами и дроблением изображаемых объектов. Однако кубизм, по Филонову, был слишком рациональным, поэтому он ввел принцип органического роста формы и «сделанности» картин.
«Сделанность» провозглашается в его учении единственным профессиональным критерием оценивания созданного произведения. Под ней понимается максимальная отдача от работы художника с картиной. И чем активнее художник размышляет, анализирует будущее произведение и каждый его элемент, тем сильнее готовый холст будет воздействовать на зрителя. Так, он кропотливо тонкой кисточкой писал многометровый холст «Формула весны» и другие картины, от одного края до противоположного.
П.Н. Филонов. «Формула весны». 250 x 285. 1928-1929 гг.
В этом смысле Филонов противопоставил свое учение воззрениям Малевича и других авангардистов. Он считал, что в картине все самое ценное — это та могучая работа, с помощью которой художник выявляет себя и свою душу. Он назвал современный век веком сделанных картин и рисунков и призывал художников упорно и точно изображать каждый атом, вводить каждый цвет.
Однако общество не принимало идеи художника. Его попытки ввести новую теорию в Академии художеств успеха не имели, зато отказ послужил причиной создания собственной школы МАИ в 1920-х годах. С этого времени начинается активное развитие аналитического искусства, создаются картины «Живая голова», «Композиция», «Формула весны» и другие. Работы школы также выполнялись в рамках аналитического искусства.
П.Н. Филонов. «Живая голова». 1923 г.
Продвигать новое искусство было трудно, так как враждебно настроенные члены общества всячески препятствовали распространению непонятного направления. Филонова объявили врагом рабочего класса и всячески травили. Так, в 1929 году подготовленную им выставку так и не увидели зрители. Травля приводила к тому, что художник бедствовал. Заметим, что он к тому же не продавал своих картин, мечтая организовать музей аналитического искусства и передать ему все свои полотна.
П.Н. Филонов. «Формула петроградского пролетариата». 1920-1921.
Волосы под запретом
В Средние века выйти из дома с непокрытой головой считалось неприличным, а украшать себя прическами и укладками — греховным. Поэтому волосы прятали под чепец или накидку из ткани.
В романский период головные уборы были скромны, но к готическому фантазия разыгралась. Из накрахмаленной ткани сооружали целые композиции, но обязательным было обрамление лица. Ему придавали модную тогда форму правильного овала. Брови не считали красивыми, поэтому не изображали на идеально бледном лице.
Петрус Кристус. Портрет девушки. 1470
Никто так не любил женский лоб, как средневековые художники. Ему на картинах уделяли огромное значение и всячески пытались подчеркнуть. Чтобы увеличить его высоту, сбривали волосы от линии роста к темени. Таким же образом удлиняли шею, избавляясь от волос до середины затылка.
Многим помогало быть в тренде рахитное облысение, остальные же были вынуждены избавляться от немодной растительности сами. После болезненной эпиляции наносили составы, препятствующие росту новых волос.
Женский подвиг
Все картины Филонова, которые сегодня стоят миллионы долларов, оставались в его комнате, под присмотром вдовы. Через пять месяцев блокады она поняла, что может вскоре умереть, и перебралась вместе с ними к сёстрам художника. Филонова вспоминала: «Голод всё больше давал о себе знать. Уехать из Ленинграда мы не могли, имея у себя все картины, все рукописи брата и не имея сил отдать их на хранение. Неожиданно с фронта приехал Виктор Васильевич — муж нашей племянницы. Семья его была уже эвакуирована, и он зашёл узнать, живы ли мы. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде?» Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Когда же из дальнейшего разговора он узнал, что у нас нет сил донести картины до музея и нет никого, кто бы помог нам, и в этом весь вопрос, он сказал, что может помочь нам. Он приехал с фронта в командировку, и сделать это надо тотчас же. Работы упакованы были так: один пакет с 379-ю работами и рукописями и второй — вал, на нём накатано 21 полотно. Когда мы поняли, что это может быть отнесено в музей и сейчас же, счастью нашему, радости не было границ. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ! Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними.
…До сих пор я не могу представить себя той поры, несущую эту тяжесть… Что же произошло? Неужели радость, что всё сделанное будет спасено, будет в музее, и мы можем наконец эвакуироваться, так как сестре становилось всё хуже, дала мне силы, но отняла память?..»
Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.