Биография павла филонова, несгибаемого аналитика от искусства

Становление

Родился Павел Николаевич Филонов в московской небогатой
мещанской семье, 27 декабря 1882 года (по ст. с.) или 8 января 1883 года (по
н.с.) и происхождение имел сугубо рабоче-крестьянское, что ему очень
пригодилось после революции. Отец, бесфамильный крестьянин Николай Иванов,
родом из Тульской губернии, работал извозчиком в Москве, а мать была прачкой.

В 1897 году Павел с отличием закончил церковно-приходскую
школу и поступил в рисовальные классы Императорского общества поощрения
художеств, а после нее, с 1903 года, учился живописи в частной школе художника
Дмитриева-Кавказского. Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных
работах – оформлял помещения, склады, вывески, витрины. Это была обычная работа
для начинающих художников из бедных семей.

В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и
далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу
наблюдений и впечатлений на последующие годы. Именно тогда в голове мастера
начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему
статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный
мессианский пафос литературы XIX
века.

Так в будущем и вышло – в начале ХХ века русское мессианство
проросло в живописи художников-авангардистов. Концепции Казимира Малевича,
Владимира Татлина и самого Филонова выросли из понимания искусства как духовной
сущности, влияющей на основные постулаты бытия.

В паломнической поездке Филонов изучал различные труды по
истории живописи, иконографии, философии, этнографии и биологии. Даже в молодом
возрасте это был человек широкого кругозора и аналитического мышления.

В те годы в творчестве художника видны мотивы тревоги,
смирения и осмысления. Он пророчески чувствовал Апокалипсис и пребывал в
покаянных раздумьях. В творчестве он использовал этнографические и евангельские
сюжеты – в частности, несколько раз переписывал картину «Поклонение волхвов».
Что-то глобальное тревожило Филонова в те годы. Видя революционные перспективы
проповеди искусства, его традиционная вера в Бога начала сдвигаться в сторону
веры в Человека. Тогда это происходило со многими деятелями русского авангарда.

«Волхвы» 1914

По приезду из паломничества Павел Николаевич сделал две
попытки поступить в Петербургскую Академию художеств, но оба раза у него это не
получилось. И только с третьей попытки он был принят на правах вольнослушателя.
Но учеба не задалась – Филонов, уже тогда друживший с петербургскими
авангардистами, не признавал «генеральную линию» академической живописи и
пытался проявлять свободомыслие, что не приветствовалось среди
преподавательского состава. Ректор даже говорил, что Филонов своими картинами
развращал соратников. В 1910 году, отучившись два года, Павел Николаевич
покинул стены Академии и примкнул к группе художников «Союз молодежи».

Биография художника Филонова:

Филонов Павел Николаевич – русский художник авангардист. Родился 8 января 1883 года в Москве. Родители Павла Николаевича были родом из Рязани, мать была прачкой, а отец кучером. Филонов рисовать начинал ещё в детстве, заодно с этим увлечением занимался танцами и вышиванием.

В 1897 году художник переезжает в Петербург и поступает в живописно-малярные мастерские и рисовальные классы для художников. В 1903 начинает учиться живописи в мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

После этого он начинает успешную карьеру художника.  Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Потом было много выставок и мероприятий, где он отличился и прославился такими своими картинами, как Пир Королей, Крестьянская семья, Мужчина и женщина и многими другими. Параллельно с этим он занимается декорациями к различным постановкам, иллюстрацией  к литературным сборникам футуристов и пишет статьи об искусстве. Одной из нашумевших его статей стала «Канон и закон», в которой он яро выступил против кубизма и кубофутуризма.

У Филонова ярко отличимый от других свой стиль. Одной из черт его стиля стала тема современного города, который представлялся художнику настоящим злом, которое убивает всё живое и доброе.

В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Он стал настоящим мастером авангарда. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Например, выставка его картин, которая должна была состояться в Русском музее, была запрещена, после чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.

Место в интернете под названием oddoneout — настоящий сайт фотографа. Профессиональные фотографы предложат портретную съёмку, свадебную или фото по вашему желанию.

Умер Филонов Павел Николаевич в первые дни блокады Ленинграда 3 декабря 1941 года. Был похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е.Н.Филоновой-Глебовой. Именно его сестра Евдокия Николаевна Глебова, хранила все его работы, а затем подарила Русскому музею, как и хотел её брат – великий русский художник.

Художник и Революция

В 1916 году – призыв на войну и отправка на фронт рядовым. Филонов примкнул к саботирующим военные действия, позже к революционному движению. Был выбран в военно-революционный комитет. В 1918 году повёз в Петроград полковые знамёна, здесь и остался, вернувшись к живописи.

В 1919 году с обширной подборкой из 22 картин живописец выставляется в Зимнем дворце – это была Первая государственная свободная выставка произведений искусства. Название цикла работ, «Ввод в мировой расцвет», идеально подходил под запросы большевиков, которые слово «расцвет» ассоциировали только с торжеством Революции.

Таким образом, художник был принят, признан и обласкан советской властью. Он, со своей стороны, восхищался переменами в стране. Государство ему выделило комнату, он получал пособие (как научный сотрудник) и поначалу был поддержан наркомом просвещения Луначарским. Но писал только то, что хотел, игнорируя или не выполняя должным образом заказы на полотна, воспевающие жизнь в стране Советов.

В 1929 году нужные рычаги заработали – выставку Филонова запрещают, автора объявляют «непонятным рабочим массам».

Трагический уход

Пир королей. Художник Павел Филонов.


Могила с покосившейся плитой, где покоится величайший гений, чьи картины стоят миллионы.

ВЕНОК НА МОГИЛУ ХУДОЖНИКАХоть жизнь человечья и вправду пустяк,но, даже и чудом не тронув,Чюрленис и Врубель у всех на устах,а где же художник Филонов?Над черным провалом летел, как Дедал,питался как птица Господня,а как он работал и что он видал,никто не узнает сегодня.В бездомную дудку дудил, как Дедал,аж зубы стучали с мороза,и полдень померкнул, и свет одичал,и стала шиповником роза.О, сможет сказать ли, кому и про чтотех снов размалеванный парус?Наполнилось время тоской и враждой,и Вечность на клочья распалась.На сердце мучительно, тупо, нищо,на свете пустынно и плохо.Кустодиев, Нестеров, кто там еще —какая былая эпоха!Ничей не наставник, ничей не вассал,насытившись корочкой хлеба,он русскую смуту по-русски писали веровал в русское небо.Он с голоду тонок, а судьи толсты,и так тяжела его зрячесть,что насмерть сыреют хмельные холсты,от глаз сопричастников прячась.А слава не сахар, а воля не мед,и, солью до глаз ополоскан,кто мог бы попасть под один переплетс Платоновым и Заболоцким.Он умер в блокаду — и нету его:он был и при жизни бесплотен.Никто не расскажет о нем ничего,и друг не увидит полотен…Я вою в потемках, как пес на луну,зову над зарытой могилой……Помилуй, о Боже, родную страну,Россию спаси и помилуй.«Вася – Русский сувенир»

Художник-исследователь

Павел Филонов – один из лидеров русского авангарда, представитель его символистского направления, основатель и теоретик аналитического искусства. В его работах отразилось философское ощущение реальности начала 20 века. Символизм многих картин Филонова связан с религиозным мировоззрением. Отличительная черта произведений художника – оригинальный аналитический метод письма, проработка изображения маленькой кистью.

Жизнь художника можно с полным основанием назвать подвижнической. Он бесплатно занимался с учениками, отвергая предложения официально преподавать в Академии художеств; создавал неимоверно трудоемкие произведения; добровольно выбрал аскетический образ жизни. Мечтал о создании в будущем Музея аналитического искусства и завещал государству свои работы. Картины Филонова были переданы родственниками в Русский музей, который сегодня является держателем почти полной коллекции наследия художника.

Павел Филонов – трагическая фигура в русском авангардном искусстве XX в. У него была трудная жизнь; он сам, его творчество и ученики подвергались травле.

Он считается одним из лидеров русского авангарда. Сам себя он считал художником-исследователем. П. Филонов основал новое направление в живописи и графике в первой половине XX в. – аналитическое искусство.

Ещё восемь фактов о творчестве Казимира Малевича и Павла Филонова

  • Казимир Малевич написал картину со спутником Земли задолго до того, как появились искусственные спутники;
  • Павел Филонов трижды пытался поступить в Петербургскую Академию художеств. В итоге он поступил, но его отчислили. Он восстановился, но скоро ушёл добровольно. Для него было принципиально важным, чтобы не его выгнали, а он сам ушёл;
  • Знаменитая сцена, когда лошади бегут на фоне неба, часто повторяемая в фильмах (один из самых известных примеров — «Неуловимые мстители»), первый раз появилась на картине Малевича «Скачет красная конница»;

Иллюстрация bolognawelcome.com

  • Вдохновение Павел Филонов искал в Кунсткамере, где проводил очень много времени;
  • Казимир Малевич создавал посуду необычных форм. Например, вот так выглядела «половина кружки», придуманная художником:

Иллюстрация pinterest.ru

Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда

Художника, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей, его имя обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда? Репортаж Татьяны Баженовой.

Смутьян холста или певец городского страдания – как только не называли современники Павла Филонова. Самый загадочный художник русского авангарда. Его полотна можно рассматривать под лупой, каждый сантиметр – отдельно живущая картина. 

Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути. Писал агрессивно, пёстро, даже вызывающе, но о вполне конкретном. Его, скитальца и мученика начала 20 века, интересовала судьба человека и страны.

Доказательство – полотно «Россия после 1905 года». Предсказание – или предвкушение? – революции. Он двигался в одном направлении с авангардистами, но его имя несправедливо забыли. Филонова, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей. Имя громады искусства обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда?

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе: «Он всё время думал об истории, думал о том, что происходит с людьми. Он верил в мировую революцию. Роль пролетариата в революции, это была его святая вера. Не было ангажированности, это была его личная убежденность».

Семён Михайловский, и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры: «Он совсем, конечно, не вписывался в ту систему, которая была. Он покинул академию и перешел в другое, что ли, пространство. Ему здесь было тесно, ему было узко. Он был ограничен этими стенами, система образования была направлена на другие цели».

Сочетание живого и неживого, растительного и механического, настоящего и вымышленного – это Павел Филонов. Художника интересовала Вселенная – с большой буквы. Воплощение космоса для мастера – очертания головы человека. Она парит в пространстве, не принадлежа телу, а в глазах – целый мир.

Татьяна Баженова, корреспондент: «Для самого мастера цветные точки и фигуры становились складной историей только по окончанию работы над картиной.

Вообще Филонов пытался ввести правило: рисовать надо от частного к общему. Ставил точку, или, как он говорил “молекулу”, на холсте и долго всматривался, что же из этого выйдет.

Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века».

Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый  будет законченным произведением.

Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины. Последователям говорил «введи в работу весь свой ум».

Отнюдь не каждый петербуржец узнает в этой картине Нарвские ворота. А это они. Город в полотнах Филонова – болезненный и изящный. Как и в жизни. Копировать эту эстетику, говорит художник Иван Совлачков, нет никакого смысла. Но учиться у Филонова никогда не поздно.

Иван Совлачков, художник: «Пожалуй, он один из самых петербургских художников

По структуре даже, если вы обратите внимание, его картины похожи на карту города. Смотришь на карту Петербурга и видишь филоновские структуры

Кроме того, сумрачный свет в его полотнах — он тоже чисто петербургский».

Искусство Павла Филонова рождалось в муках. Художник не только видел революцию, Первую мировую и гражданскую войны, но и застал блокаду. Голодал, сидя за холстом. Дежурил на чердаке, спасая свои работы. Первая суровая зима 41-го стала для него последней.

Татьяна Баженова, корреспондент: «В последние годы жизни художник не брал деньги за свои работы, занимался лишь творчеством.

Павел Филонов скончался в своей комнате дома на Петроградке в первый год блокады. Голод не пощадил и его супругу.

Своим ученикам незадолго до ухода он говорил: “Я не знаю, свидимся ли мы, но я точно знаю, что мы победим”. Любопытно, что в этом доме теперь располагается детский сад».

В 80-х пару его полотен привезли на выставку во Францию. Очевидцы тех событий писали, по сравнению с Филоновым «всё погасло — весь цвет французской живописи». Еще настанет время, когда весь мир пожалеет, что вовремя не оценил гения русского авангарда с Невы.

Личная жизнь

Крестьянская семья 1914 г.

В 1921 году 38-летний Филонов познакомился с 59-летней Екатериной Серебряковой – овдовев, она пригласила художника для написания посмертного портрета мужа, деятельного революционера Эспера Серебрякова. Екатерина (Тетельман в девичестве) с юных лет была его соратницей, членом организации «Народная воля». У неё было три сына (1985, 1890 и 1896 г.р.).

Вскоре Филонов и Серебрякова поженились. Он обожал свою жену и на её приступы ревности, смеясь, отвечал: «Я так же могу тебе изменить, как Ленин демократии». Екатерина дала супругу недостающую поддержку в творчестве – она сожалела, что его краски пока недоступны массам, но была уверена, что «его расшифрует будущее».

Жизненные принципы Филонова

Павел Филонов был стойким, принципиальным человеком.

Его индивидуальность отслеживается не только в работах:

  • Преподавал бесплатно. В 1920-е создал художественную школу «мастеров аналитического искусства», в 1930-е художника и его учеников уже обвиняли в формализме и травили, но Филонов был непреклонен;
  • Не продавал картин, написанных по вдохновению. Только подарил две из них Русскому музею, остальные собирал дома (к концу жизни их было около четырёхсот);
  • Отказывал западным коллекционерам – считал себя коммунистом и был убеждён, что все его произведения должны жить в СССР;
  • Зарабатывал только выполнением заказов.

При нехватке средств писал на бумаге или картоне вместо холста, но не изменял своим принципам.

Женский подвиг

Все картины Филонова, которые сегодня стоят миллионы долларов, оставались в его комнате, под присмотром вдовы. Через пять месяцев блокады она поняла, что может вскоре умереть, и перебралась вместе с ними к сёстрам художника. Филонова вспоминала: «Голод всё больше давал о себе знать. Уехать из Ленинграда мы не могли, имея у себя все картины, все рукописи брата и не имея сил отдать их на хранение. Неожиданно с фронта приехал Виктор Васильевич — муж нашей племянницы. Семья его была уже эвакуирована, и он зашёл узнать, живы ли мы. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде?» Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Когда же из дальнейшего разговора он узнал, что у нас нет сил донести картины до музея и нет никого, кто бы помог нам, и в этом весь вопрос, он сказал, что может помочь нам. Он приехал с фронта в командировку, и сделать это надо тотчас же. Работы упакованы были так: один пакет с 379-ю работами и рукописями и второй — вал, на нём накатано 21 полотно. Когда мы поняли, что это может быть отнесено в музей и сейчас же, счастью нашему, радости не было границ. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ! Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними.

…До сих пор я не могу представить себя той поры, несущую эту тяжесть… Что же произошло? Неужели радость, что всё сделанное будет спасено, будет в музее, и мы можем наконец эвакуироваться, так как сестре становилось всё хуже, дала мне силы, но отняла память?..»

Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.

Союз молодежи

«Союз молодежи» – первое в России объединение художников-авангардистов, созданное Михаилом Матюшиным и его женой Еленой Гуро в 1909 году. На выставках «Союза», которые устраивались ежегодно с 1910 по 1914 год, принимали участие самые именитые новаторы тех лет от живописи: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, Илья Машков, Варвара Бубнова и другие.

В годы сотрудничества с «Союзом молодежи», а длилось оно до
1914 года, Филонов написал свои известные работы: «Головы», «Пир королей»,
«Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и начал разработку концепции живописи
будущего. В 1912 году вышла его статья «Канон и закон», где он четко
сформулировал фундаментальные принципы аналитического искусства – «от частного
к общему» и антикубизм. В статье Филонов провозгласил уход от академических
принципов и обозначил свое движение в направлении свободного искусства. Он поставил
закон жизни, с ее постоянным движением, выше любых канонов, сдерживающих
свободный поиск творческой личности.

«Головы» 1910
«Мужчина и женщина» 1913
«Крестьянская семья» 1914

В начале десятых годов Филонов познакомился, а затем и
сильно сблизился с поэтом Велимиром Хлебниковым

Два таких разных гения имели в
своей глубине нечто общее – духовно близкое понимание архиважности первооснов
для любого творчества. Об их взаимовлиянии говорят графические работы
Хлебникова и литературные опыты Филонова

В то время Павел Николаевич написал
портрет Хлебникова (ныне утерянный), иллюстрировал его книгу «Изборник» и
создал поэму «Пропевень о проросли мировой». Хлебников высоко оценил незаурядный
литературный талант друга и очень тонко вывел Филонова в загадочном рассказе
«Ка».

В своей единственной поэме Филонов искал все те же
первоначальные смыслы, изучал фактуру и пластику слов, создавал характерные
неологизмы. Михаил Матюшин даже считал, что именно в стихах Филонов достал из
бездн человеческого духа те огненные зерна, из которых и пророс его
аналитический метод.

Филонов и Хлебников, несмотря на их колоссальный размах и
безудержную глубину, так навсегда и остались чудаковатыми маргиналами. Они
стали маяками не для широких масс, а для избранных, свободных духом искателей
настоящего живого творчества. Хлебников стал поэтом для поэтов, Филонов –
художником для художников.

В начале 1914 года Павел Николаевич со своими соратниками
инициировал выход манифеста «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков
«Сделанные картины»». В этой декларации Филонов развил идеи аналитического
искусства и довел их до завершенного концепта. Суть его метода выражалась в пронзительном
взгляде внутрь, в самую суть вещей. По замыслу Филонова, художник должен был
четко изображать каждый атом и органично вводить в него цвет, точно также как
тепло входит в тело. Ведь именно так действует природа, выращивая мельчайшую частичку
клетчатки и наделяя ее своим цветом.

Удивительно, но Филонов, презрительно относившийся к
академическому искусству, так и не влился в ряды авангардистов. Его отличала
тяга к жесткому экспрессионизму немецкого образца, жутковатый трагизм и
рефлексия, тогда как авангардисты равнялись на французский фовизм, кубизм и
импрессионизм. Филонов был ближе к Кирхнеру, Нольде и в целом, к группе «Мост».

В 1915 году Филонов написал полностью беспредметную картину
«Цветы мирового расцвета», давшую начало его экспериментам в этом направлении. Но
не ради формы, не имеющей для мастера значения, а только ради цвета и его воздействия.
Павел Николаевич считал любую форму несущественной, для него имел значение
только цвет.

«Цветы мирового расцвета» 1915

И хотя на поле беспредметности уже успешно работали Василий
Кандинский и Михаил Ларионов, Филонов внес в беспредметность иное, новое
понимание цветовых сочетаний, всполохов и переходов.

Принципы аналитического искусства

Постижение природы он считал главной задачей художника. Но природа постоянно изменяется, следовательно, постичь её можно только путём анализа отдельных элементов.

В его творчестве странно сочетаются животные, люди и растения. Но сам он в таком сочетании не видел странности, т.к. считал себя художником-исследователем. Филонов в своих картинах рассказывал о постижении им Вселенной, в которой одновременно существует живое и мёртвое, человек и животное, звери и растения.

Он интересовался сутью явлений, а не только тем, что видит и охватывает глаз. Но для проникновения в суть необходимы знания, которые он самостоятельно приобретал всю жизнь. Он много читал, путешествовал, искал себя в разных жанрах, в том числе в театрально-декорационном искусстве – создавал декорации к спектаклям.

Биография Павла Филонова

Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. стилю, т. е. 8 января 1883 — по новому. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком.

Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании работал «по малярно-живописному делу».

Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).

В 1905 — 07 г.г. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.

Первая и последняя выставка

В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. После того как картины были развешаны, был напечатан буклет с комплиментарной статьёй, разъясняющей аналитический метод, перед самым открытием на дверях зала с экспозицией появился замок. Тираж буклета был уничтожен, и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Было устроено несколько закрытых просмотров, на один из которых пригласили представителей рабочих организаций.

Павел Филонов. Германская война. 1915. Фото: Public Domain

Предполагалось, что простые, малообразованные люди, ничего не поняв в искусстве Филонова, выскажутся категорически против открытия выставки. Однако происходит обратное. Все рабочие высказываются за открытие экспозиции. Они говорят: «К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. Кто был на германской войне, тот поймёт картину „Германская война“».

Тем не менее выставка открыта так и не была, и Филонов до конца своих дней оставался в «подполье». Он был известен только в узком кругу профессионально занимавшихся искусством людей, а широкой публике его творчество было представлено только во времена перестройки.

Художник и зритель: один на один

Некоторые заблуждаются, думая, что работы авангардистов нельзя понять, не прочитав десятки сложных для восприятия и не очень интересных книг. Сами художники так не считали. Павел Филонов вообще не сильно любил искусствоведов. Он часто говорил, что человек в его картинах и сам сможет увидеть всё, что нужно. Для этого надо только посмотреть на них, проникнуться и захотеть понять.

Перерождение народа Павла Филонова, иллюстрация artchive.ru

Взгляды на жизнь и видение творчества у авангардистов были разные. Казимир Малевич и Павел Филонов были абсолютными противоположностями. Искусствовед Анна Прозорова сравнила их с механикой и органикой. Малевич — это логичность, чёткость, поиск истины. А Филонов — сопереживание и обращение к эмоциям. Каждый зритель может понять для себя, что ему ближе.

Казимир Малевич работал очень много. Он постоянно и быстро писал картины, занимался педагогической деятельностью, разрабатывал теорию своего направления и при этом ещё трудился на официальных должностях. Такая постоянная разноплановая работа нашла отражение в его картинах.

Голова крестьянина Казимира Малевича, иллюстрация artchive.ru

Павел Филонов очень строго относился как с себе, так и к своим ученикам. Они не прерывались на перерыв, даже чтобы поесть, а писали картины только стоя. Кроме того, важным понятием для Филонова была «сделанность» картины. Он почти приравнивал это понятие к слову творчество. Своей задачей он считал заставить краски выявить точь-в-точь то содержание, которое он решил вложить в картину. Для этого нужно было и техническое мастерство художника, и его умение анализировать и размышлять. «Картина сделана» — вот была высшая похвала Филонова.

Картины Павла Николаевича Филонова

Картины Павла Филонова всегда привлекали внимание меценатов и ценителей искусства. Наиболее известные работы художника:. Павел Филонов — значительная фигура в истории Российского авангардизма

Узнать много нового о любых направлениях в изобразительном искусстве можно на сайте VeryImportantLot. Тематические аукционы позволяют купить картины старых мастеров, а также познакомиться с работами современных художников

Павел Филонов — значительная фигура в истории Российского авангардизма. Узнать много нового о любых направлениях в изобразительном искусстве можно на сайте VeryImportantLot. Тематические аукционы позволяют купить картины старых мастеров, а также познакомиться с работами современных художников.

Павел Филонов – знаменитый русский художник, родился в Москве 8 января 1883 года. Родители его простые мещане, мать прачка, а отец кучер.

В 1897 году Павел переезжает в столицу Империи, где учился в различных мастерских художественному делу. По окончанию учебы работал маляром, иногда рисовал.

Учась в мастерских, он еще посещает вечерние рисовальные классы, где приобретает навыки, которые позволят стать ему отличным художником.

В 1905 году отправляется в путешествие по России. Два года куролесил по Волге и Кавказу. Чуть позже ему удалось даже посетить Иерусалим.

Вернувшись из путешествия, он три раза пытался стать учеником Академии Художеств, и все неудачно. В 1908 году все же был принят вольнослушателем в школу при Академии. Спустя два года покинул школу.

В 1918 году художник отправляется в Санкт-Петербург (Петроград), где участвует в крупной художественной выставке. Его работы получили хорошие отклики критиков. В 1922 году предпринимает действия, направленные на реорганизацию факультетов живописи и скульптуры в Академии художеств. Идеи его не нашли должной поддержки.

Павел Филонов родился в Москве 8 января 1883 года. Его отец, Николай Иванович, происходивший из крепостных крестьян, работал извозчиком. Мама, Любовь Николаевна, брала в стирку белье. В семье было шестеро детей: два брата и четыре сестры. В 1887 году отец семейства умер, и детям пришлось помогать зарабатывать на содержание семьи. Павел вышивал крестом полотенца, салфетки и скатерти на продажу, вместе со старшими сестрами танцевал в кордебалете в спектаклях московских театров.

В 1896 году старшая сестра Павла Александра устроила переезд осиротевших брата и сестер Филоновых в Петербург. К тому времени юноша с отличием окончил приходскую школу.

В Петербурге в 1897 году Павел поступил учиться в живописно-малярные мастерские. Интерес мальчика к изобразительным искусствам обнаружился в раннем детстве. Он постоянно рисовал с тех пор, как в четыре года научился держать карандаш. В 1898 году юноша стал посещать вечерние классы школы Общества поощрения художеств.

Павел Филонов в юности

Личная жизнь

Теоретик «аналитического искусства» был женат, но не имел собственных детей. В 1921 году он заключил брак с разведенной женщиной Екатериной Александровной Серебряковой, которая была на 20 лет старше художника и воспитывала двоих сыновей.

Подробности личной жизни Филонова и его жены потомки узнали из дневника, состоявшего из нескольких тетрадей с воспоминаниями. Павел Николаевич писал, что он и Рина жили в разных комнатах и вели раздельное хозяйство, но отношения складывались хорошо. Супруга поддерживала мастера и в последние годы буквально спасала его от голодной смерти.

В 2002 году мысли художника опубликовали в виде книги-биографии, дополненной репродукциями работ и фотографиями из личного архива семьи художника.

Популярное за 7 дней

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09

Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32

Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43

30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16

26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13

Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59

Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08

Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04

Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17

Дочка

Однажды в дверь Филонова постучали. У женщины в соседней комнате скончался муж, и она просила написать его посмертный портрет. Он согласился, не взяв за работу денег. Спустя три года Екатерина Серебрякова
стала его женой. На момент свадьбы ей исполнилось 58 лет. Филонов был на 20 лет моложе.

Павел Филонов с женой. Фото: Кадр youtube.com

Покойный муж Серебряковой был известным революционером, и она получала довольно большую по тем временам пенсию, пыталась помочь Филонову, который постоянно голодал. Однако он отказывался от её денег, а если и брал в долг, то обязательно отдавал, записывая каждую копейку в своём дневнике.

Он называл свою жену «дочкой» и писал ей пронзительные письма, страдал от того, что не мог дарить дорогие вещи. Как-то Филонов целый месяц расписывал для неё шарф, получившийся удивительно красивым и ярким. Соседки говорили, что носить такой шарф — преступление, ведь он один такой в мире, а она с гордостью надевала его.

Несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он был одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. На предложения продать хотя бы одну из своих многочисленных картин за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».

После начала блокады Ленинграда Филонов дежурил на чердаке, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы: он очень боялся, что картины погибнут в огне — это было всё, что он создал за всю свою жизнь. По воспоминаниям очевидцев, Филонов, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег. Он говорил: «Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Но я не трачу время даром. У меня столько замыслов в голове».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: