Кнут и Сибирь
Короткое правление Павла I по масштабу репрессий, в абсолютных цифрах, оказалось сопоставимо с екатерининским. За предыдущие 35 лет Тайная экспедиция рассмотрела 862 дела, а за четыре с половиной павловских года — 721.
При власти Павла I далеко не все дела заканчивались ссылкой. Но именно в его правление в Западной Европе окончательно сформировался имидж Российской империи как страны, где по ничтожному поводу, а то и вовсе без оного, можно быть наказанным knut и отправиться в страшную Sibir.
Интересен пример Августа фон Коцебу. Этот немецкий драматург и чиновник, живший некоторое время в России до воцарения Павла I, решил посетить страну ещё раз. Однако гостя арестовали по подозрению в «якобинстве» и сослали сперва в Тобольск, а затем в Курган. Пока Коцебу возили по Сибири, император прочёл драму «Лейб-кучер Петра III» и столь восхитился, что помиловал сочинителя. Драматурга вернули из ссылки, а царь подарил ему поместье в Лифляндии и табакерку с бриллиантами. После смерти Павла I Коцебу покинул Россию и больше не рисковал приезжать вновь.
Тяжелее всего пришлось офицерству. Ранее подпоручики, капитаны, майоры знали, что могут попасть под арест лишь за прямой заговор (вроде дела Мировича, пытавшегося возвести на престол Иоанна Антоновича) или переход на сторону Пугачёва. Теперь же офицеров арестовывали за личную оплошность на параде или сбившегося с ноги солдата.
Накануне смерти Павел I объявил ультиматум королю Пруссии
Увидев такое, Павел не пытался сдержать свой гнев, иногда добавляя к ругани рукоприкладство, и выносил приговор за проступок, который во времена его матери даже не повлёк бы замечание.
История о полке, отправленном в Сибирь, является легендой. Но гвардейский полковник Николай Саблуков вспоминал, что офицеры перед парадом заранее клали в карманы мундира ассигнации: в случае внезапной царской опалы и ссылки им просто не позволили бы взять деньги и вещи. По словам Карамзина, Павел I «отнял стыд у казни, у награды — прелесть».
Творчество Александра Бенуа
С раннего детства родители настаивали на самообразовании сына. И он вырос с таким понятием, что все постижимо путем самостоятельного изучения интересующих тем. Азы художественного мастерства в живописи будущий мастер перенял у своего брата Альберта.
Александр с удовольствием познавал всю историю искусства и стал недосягаемым ассом в этой области знаний. В профессии искусствовед ему не было равных.
Бенуа Александр написал свои произведения в области искусства – книги по истории искусства. Это были:
- «История живописи XIX века»,
- «История живописи всех времен и народов»,
- «Русская живопись в XIX веке,
- Серия книг «Русская школа живописи»,
- Лучший путеводитель по Эрмитажу» и др.
Александр любил театр всеми частичками своей души. Он с удовольствием создавал декорации к театральным постановкам, руководил процессом по созданию костюмов артистов. Кроме того он работал в театре художником и постановщиком театральных постановок.
В своей работе, зная основы искусства и его историю, Александр участвовал в политических дебатах, защищал памятники архитектуры и старины. Он работал в комиссии, выступающей в защиту памятников. В Эрмитаже была картинная галерея, никто так хорошо, как Александр не знал историю ценного достояния музея. Бенуа стал работать заведующим этой галереи, рассказывал гостям Эрмитажа историю народных произведений искусства. По его распоряжению картины стали демонстрироваться в другой последовательности, галерея стала смотреться более выразительно и живо. Позже картинные галереи были распроданы, и вся коллекция неподражаемых авторов не досталась народу. Заведующий галереи не смог пережить такое решение новой власти. В порывах гнева, искусствовед уезжает во Францию, в командировку. Там он задержался, остался надолго, таким образом, эмигрируя из страны. Это был 1926 год. За границей Бенуа Александр пишет картины, работает в театре декоратором, постановщиком спектаклей.
Юность
Биография Александра Бенуа — будущего великого художника — начинается 21 апреля 1870 года. Александр родился в Санкт-Петербурге, где прожил большую часть своей жизни. Семья Александра Бенуа состояла из заслуженного архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы, которая была дочерью архитектора Альберта Кавоса. Образование Александр получил в гимназии Человеколюбивого общества в Санкт-Петербурге. Затем с 1885 года по 1890 он обучался в частной гимназии К. И. Мая, где завел знакомство со своими будущими верными друзьями и соратниками – Дмитрием Философовым, Константином Сомовым и Вальтером Нувелем.
Какое-то время Александр Бенуа учился при Академии художеств, но так и не окончил это заведение, посчитав, что художником можно стать только упорно работая, посвящая все время рисованию. С этих пор юный художник занимается изобразительным искусством самостоятельно и под надзором старшего брата по имени Альберт. К 1894 году заканчивает юридический факультет СПбГУ и получает высшее образование.
Впервые картины Александра Бенуа представил на выставке в 1893, где привлек к своему творчеству внимание ценителей и специалистов. Уже через год он начал карьеру историка и теоретика искусства
Бенуа принимает участие в написании сборника «История живописи XIX века» немецкого издательства, который включил главу о русских художниках авторства Александра Бенуа.
Биография Александра Бенуа
Александр Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в доме возле Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Он стал девятым и младшим ребенком в семье признанного и известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его супруги Камиллы Альбертовны. Мальчик вырос в атмосфере творчества, а лето проводил в парковом ансамбле Петергофа среди аллей, фонтанов и дворцов, что повлияло на становление художественных взглядов и предпочтений живописца.
Александр Бенуа с раннего детства увлекался искусством, а учиться рисованию начал еще в одном из частных «детских садов» того времени — «Киндергартене». Окончив гимназию, он поступил в университет на юридический факультет. Первый очерк Бенуа об истории русской живописи вышел в 1894 году, искусствоведческий дебют художника вызвал бурное обсуждение и был положительно оценен критиками. После окончания университета живописец всецело посвятил себя изобразительному искусству.
Первая известная серия работ мастера — «Последние прогулки Людовика IV», написанная в 1896 году
Камерные композиции, выполненные в акварельной и смешанной технике, привлекли внимание Сергея Дягилева и Льва Бакста на выставке, организованной Павлом Третьяковым. Вместе они разработали концепцию объединения «Мир искусства», целью которого стал протест молодых художников против рутинных требований старой школы
Первая выставка сообщества состоялась в 1898 году и была с энтузиазмом принята молодежью
Первая выставка сообщества состоялась в 1898 году и была с энтузиазмом принята молодежью.
Параллельно с организацией выставки Дягилев вел активную работу над журналом «Мир искусства», а Александр Бенуа стал автором программы нового издания. Первый номер вышел в 1898 году и выделялся на общем фоне благодаря своей продуманности и высокому качеству исполнения. Год спустя состоялась выставка под эгидой издания, где были представлены работы блестящих мастеров того времени: Исаака Левитана, Константина Коровина, Михаила Нестерова. Журнал выходил на протяжении шести лет.
Начиная с 1901 года, Бенуа много и плодотворно работал: писал монографии по истории искусства, публиковал критические очерки, рисовал декорации, занимался книжной иллюстрацией. Одно из самых значительных произведений мастера в области графики — рисунки к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Лаконичные и тщательно проработанные композиции не понравились заказчику, но получили высокую оценку художественного сообщества.
После Октябрьской революции Александр Бенуа оказался в числе художников, поддержавших новую власть — он заведовал картинной галереей Эрмитажа, одновременно занимался созданием декораций для Мариинского театра, был режиссером и художником БДТ, иллюстрировал литературные произведения. Мастер всегда был чужд политике, но в те времена заниматься творчеством и быть в стороне от государства было невозможно. Давление со стороны правительства, многочисленные запреты и страх ареста вынудили Бенуа в 1927 году эмигрировать во Францию.
В Париже художник работал над оформлением спектаклей и костюмов, сотрудничал с Сергеем Дягилевым, театром Ла Скала. Большая часть творческого наследия Александра Бенуа периода эмиграции относится к жанру книжной иллюстрации. Отъезд из России не лучшим образом повлиял на живописца — несмотря на высокий уровень мастерства, все его работы выглядят повторением уже пройденного. На закате жизни мастер много трудился над мемуарами. Художник скончался в ночь на 9 февраля 1960 года, причиной смерти стал грипп.
Творчество
В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века»
Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.
В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.
В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.
Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард»
В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.
Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.
Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.
В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.
Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.
После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.
Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».
В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»
Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал
Эмиграция
После Великой Октябрьской социалистической революции художник и теоретик перестал вмещаться в советское мироустройство. Он переехал в столицу Франции и до конца жизни оставался за границей. Как режиссер-постановщик и автор сценических декораций Бенуа работал в миланском театре «Ла Скала» и сотрудничал с дягилевской труппой Ballets Russes.
Грусть по городским пейзажам Санкт-Петербурга отразилась в видовых альбомах, серии иллюстраций к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и ряде отдельных живописных работ. В середине 1920-х Бенуа корпел над оформлением французских изданий «Страданий юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Уроков любви в парке» Рене Буалева и «Грешницы» Анри де Ренье.
Последние годы жизни русского художника были посвящены адаптации дневников и созданию мемуаров «Мои воспоминания». В статьях, посвященных искусству и истории живописи Серебряного века, а также в сборнике писем под названием «Александр Бенуа размышляет» чувствовался профессионализм и национальный дух.
Примечания
- ↑
- ↑ Бенуа Александр Николаевич // Большая советская энциклопедия:
- artist list of the National Museum of Sweden
- См. главы 16, 17, 19 книги второй «Воспоминаний» А. Н. Бенуа.
- ↑
- Ходяков М. В., Ходяков О. А. Знаменитые универсанты: питомцы Санкт-Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 26. — 194 с. — ISBN 5-288-03197-5.
- Дульский П., Мексин Я. Иллюстрация в детской книге. — С. 50.
- Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 170-175. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
- Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 45-49. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
- Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 90-95. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
- Лапшина Н.П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики.. — М.: Искусство, 1977. — С. 276–277.
- Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 206-209. — 310 с.: ил. с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
- Бенуа А.Н. Версаль. — Пб.: Аквилон, 1922. — С. 15.
- Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 116-119. — ISBN 978-5-94829-036-2..
- Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 120-123. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
- Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 115. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
Кавалергардский полк — от дворянского клуба до строевой части
Любопытно, что на этом Павел не закончил экспериментов с личной охраной — в 1799 году он учредил «стражу гроссмейстера державного ордена св. Иоанна Иерусалимского» или новый Кавалергардский корпус. Он больше походил на кавалергардов эпохи Екатерины как по численности, так и по своим задачам, а сами гвардейцы вознеслись выше и анненских, и екатерининских «шевальеров». Форма новых кавалергардов подчёркивала весь блеск русского монарха и главы Мальтийского ордена — помимо великолепно отделанной формы, нижним чинам, например, разрешалось ношение шляпы с плюмажем — привилегия генералов.
Впрочем, вскоре всё снова круто изменилось — корпус был доведён до трехэскадронного состава, затем переименован в Кавалергардский полк, а в начале 1800 года и вовсе включён в гвардию на правах кавалерийского полка подобно Лейб-гвардии Конному или Лейб-гвардии Гусарскому, то есть перестал быть исключительно дворянским. Нижние чины отныне, как и в других полках гвардии, набирались из людей незнатного происхождения, служивших в других гвардейских и армейских полках. Офицеры полка, однако, сохранили привилегию состоять при государе в качестве почётной охраны.
На этом закончилась история кавалергардов-дворян, бывших три четверти века закрытым офицерским обществом, стать частью которого можно было лишь родившись или выслужившись в потомственное дворянство. Принадлежность к привилегированному сословию, впрочем, не мешала кавалергардам проявлять распущенность и даже совершать проступки и преступления — за 70 лет нам известно несколько десятков таких дел, как правило, связанных с небрежным несением караульной и внутренней служб и пьянством.
Кавалергарды исполняли церемониальные и парадные функции, никогда не бывая на передовой и охраняя государя или государыню больше формально чем реально. Более того, среди заговорщиков 12 марта 1801 года был командир полка Фёдор Уваров, будущий командир кавалергардов Павел Васильевич Голенищев-Кутузов (дальний родственник Михаила Илларионовича) и несколько младших офицеров-кавалергардов. Павел I был убит, а кавалергарды, прежде никогда не участвовавшие в битвах, вскоре приняли боевое крещение в одном из главных сражений начала века. Впрочем, это уже другая история.
Все Безбородки
«В этом безумии есть метод», — говорил царедворец Полоний, когда Гамлет имитировал сумасшествие. В гневных поступках Павла, казавшихся современникам «затмением», тоже был свой метод, если не доктрина. «В России нет важных лиц, кроме того, с кем я говорю и пока я с ним говорю», — заявил император шведскому послу, удивлённому тем, что царь обозвал «дураком» Александра Нарышкина, обер-гофмаршала (то есть человека с наивысшим придворным чином).
Если Нарышкин был титулованным царедворцем, то канцлер Александр Безбородко отличался уникальными административнодипломатическими талантами. К тому же, по слухам, он оказал неоценимую услугу Павлу — уничтожил завещание матери. «У меня в России все Безбородки», — безразлично заметил царь, узнав о смерти человека, которому, вероятно, обязан троном.
Казалось, исключение будет сделано для Суворова. После Итальянского похода и относительно благополучного спасения из швейцарской ловушки Павел оказал почёт и пожаловал недавно опальному фельдмаршалу наивысший чин — генералиссимуса. Но царская немилость проявится после смерти: Суворова похоронят с минимумом почестей, как одного из заурядных генералов. То ли Павел позавидовал суворовской популярности, то ли не смог простить насмешки над прусскими мундирами.
Даже Кутузову, чьи царедворческие таланты не уступали военным, пришлось пережить обиды: царь то отправлял его послом в Берлин, то инспектировать укрепления в Финляндию, то отсылал в Голландию (возглавить русский корпус). С дороги — в Литву, военным губернатором, потом сразу обратно в Петербург. Царю вряд ли приходило в голову, что человеку, перенёсшему два почти смертельных ранения, такие путешествия тяжелы.
И Нарышкин, и Безбородко, и Суворов, и Кутузов, согласно методу Павла, являлись взаимозаменяемыми деталями государственного механизма. Это была модель упрощённого абсолютизма, напоминавшая театр марионеток, в котором есть лишь один актёр-кукловод — царь.
Детство и юность
Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.
Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.
Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.
Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.
Парад при Павле I. 1907
Бенуа А.Н.Картон, гуашь, белила59,6 х 82,5
Русский музей
Аннотация
Романтический Михайловский замок предстает на рисунке Бенуа во всем великолепии и блеске тех недолгих сорока дней февраля – марта 1801 года, когда он являлся царской резиденцией. На площади перед замком, с которого еще не сняты строительные леса, Павел принимает парад. Тема парада выбрана не случайно. Каждое движение затянутых в зелено-красную прусскую форму «оловянных солдатиков» со смешными косичками рассчитано и выверено, все подчинено общему порядку и ритму, здесь нет места ничему, что не предусматривал бы устав. Парад – своего рода символ павловской эпохи, так мрачно и таинственно закончившейся убийством Павла I в Михайловском замке 11 марта 1801 года.
В восприятии художника, Павел I – образ весьма романтический, полный рыцарского благородства, но и трагически безумный.
Картина была выполнена в цикле живописных работ для серии книгоиздателя И.Н. Кнебеля «Русская история в картинах» и стала лучшей среди исторических композиций художника. Этот цикл, помимо произведений Бенуа, включал также работы В.А.Серова, М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере и других известных мастеров.
Биография автора
Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества «Мир искусства». Член «Союза русских художников» (1903-1910), пожизненный член «Осеннего салона» в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 — один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 — член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 — хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ — Россия и Франция XVIII — начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе «Версальской» (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.
Месть обобщённому «Клавдию»
Когда наследник престола под именем графа Северного посещал Европу, венский актёр заслужил благодарность императора шуткой: если Павел окажется в театре, когда представляют «Гамлета», то один Гамлет будет на сцене, а второй — в ложе. По этой аналогии мать Павла одновременно являлась и Гертрудой, и Клавдием — похитителем короны. И всё же сильнее всего Павел ненавидел обобщённого «Клавдия» — гвардейское офицерство, свергнувшее и убившее отца.
С первых дней нового правления началась беспощадная месть. В пику матери Павел даже выпустил арестованных ею просветителей.
Портрет Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны. («Дилетант»)
Но главное — с неистовой энергией боролся с самим стилем прежнего правления. В гневном сознании Павла распущенность двора, гвардии, всего офицерского корпуса, а также республиканское влияние Французской революции сплелись в один узел, который следовало разрубить.
Последовал символический расчёт с прошлым. Пётр III был перезахоронен в Петропавловском соборе, а перед этим — коронован (при жизни этого не случилось). В день погребения Алексей Орлов, один из самых активных участников переворота 1762 года, возможно, и убийца царя, шествовал с короной в руках.
Павел прекратил войну с Персией (армию возглавлял Валериан Зубов). Был отменён «греческий проект» Екатерины — стремление к захвату и разделу Османской империи. Города, основанные матерью, получили другие имена — например, Севастополь следовало именовать Ахтиаром, по названию татарской деревни, существовавшей на этом месте.
Не только на гвардию и офицерство, но и на дворянство вообще обрушились самые неожиданные запреты. Нельзя было танцевать вальс. Мужчинам не разрешалось носить круглые шляпы и бакенбарды, а дамам — синие сюртуки с белой юбкой. От репрессий за «неправильную» одежду не спасал даже дипломатический статус: посланник Сардинского королевства был выслан из-за круглой шляпы.
Также запретили очки — тот, кто не мог без них обходиться, был обязан уйти в отставку.
Цензурные гонения времён поздней Екатерины II уже скоро показались золотым веком свободы слова. При Павле I закрывались типографии, под запрет подпала новейшая литература, в первую очередь французская.
Были и другие неприятные нововведения, коснувшиеся всего привилегированного сословия: подати с дворян, сокращения полномочий выборных органов. Лишённый дворянства по суду отныне мог подвергнуться телесному наказанию — нарушение одного из самых важных пунктов «Жалованной грамоты дворянству».
Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.