Михаил юрьевич лермонтов

Мир лермонтова в его рисунках и автопортретах сочинение

Боевые действия на Кавказе

В начале июня 1840 года Лермонтов приехал в Новочеркасск и остановился у Михаила Григорьевича Хомутова, наказного атамана Донского Войска. Тот рассказал поэту о готовящейся экспедиции против горцев, посоветовал присоединиться и даже посодействовал в этом, написав письмо к генерал-адъютанту Граббе. Командующий назначил Лермонтова наблюдающим в этом походе, зачислив в адъютантом в штаб.


М. Ю. Лермонтов. «Нападение. Сцена из Кавказской жизни». (wikimedia.org)

10 июня поэт встретился в Ставрополе со знакомыми офицерами, а через неделю приехал в крепость Грозная. В начале июля вместе с отрядом генерал-лейтенанта А. В. Галафеева он отправился в поход против чеченцев. Отряд выжигал аулы, чтобы отвлечь армию Шамиля, планировавшего захватить Северный Дагестан. Часть горцев на самом деле покинула предводителя и начала нападать на русских.

11 июля 1840 года состоялось сражение на реке Валерик. Хотя русские и понимали, что горцы собираются напасть на них, генерал Галафеев отдал неосторожный приказ, из-за которого погибло много его офицеров. Не проверив, безопасно ли на местности, к которой они подошли, он велел подчиненным расположиться у Валерика. Как только отряд двинулся в ту сторону, горцы стали осыпать русских пулями. Началось жестокое сражение.


М. Ю. Лермонтов «Сражение на реке Валерик». (wikimedia.org)

Лермонтов должен был наблюдать за передовой штурмовой колонной, сообщать о ситуации Галафееву и передавать его указания офицерам. Поэт бесстрашно передвигался от колонны к генералу, параллельно вступая в схватки с горцами.

В сражении полегло много русских офицеров, но со стороны черкесов погибших было вдвое больше. На следующий день Лермонтов начал работать над стихотворением «Валерик», в котором описал воды красной от крови реки и солдата, размышляющего о причинах войны. Текст был завершен через два месяца в Пятигорске.


М. Ю. Лермонтов «При Валерике. Похороны убитых». (wikimedia.org)

Осенью офицеры вернулись в Грозную и возобновили борьбу с чеченцами. 10 октября получил ранение Руфин Дорохов, приятель Лермонтова. Последний заменил Дорохова на посту командира отряда. Поэт быстро вжился в новую роль. На войне он жил, как простые солдаты: ел вместе с ними и спал на бурке у костра.


Автопортрет Лермонтова. (wikimedia.org)

Храбрость Лермонтова впечатляла его начальство. Граббе представил его к награде золотой саблей, а Галафеев — к Ордену Святого Владимира с бантом. Ни одну из наград поэт в итоге не получил.

М. Ю. Лермонтов. Иллюстрации

Ю. П. Лермонтов. Отец М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. Масло. 1810-е годы.

М. М. Лермонтова. Мать М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. Масло. 1810-е годы.

Е. А. Арсеньева. Бабушка М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. Масло. Начало XIX века.

М. Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. Масло. 1817-18 годы.

М. Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. Масло. 1820-22 годы.

М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. Ф. О. Будкин. Масло. 1834 год.

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-38 годы.

М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. П. Е. Заболотский. Масло. 1837 год.

М. Ю. Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. А. И. Клюндер. Акварель. 1838 год.

М. Ю. Лермонтов в штатском сюртуке. П. Е. Заболотский. Масло. 1840 год.

М. Ю. Лермонтов в фуражке. Рисунок Д. П. Палена. Карандаш. 1840 год.

М. Ю. Лермонтов на смертном одре. Р. К. Шведе. Масло. 1841 год.

М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. К. А. Горбунов. Акварель. 1841 год.

М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. С. К. Зарянко. Масло. 1842 (?) год.

М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. К. А. Горбунов. Масло. 1883 год.

Кропотово. Имение М. Ю. Лермонтова. Фотография 1937 года.

Царское Село. София. Здесь был расквартирован лейб-гвардии Гусарский полк. Акварель Дж. Кваренги. Конец 18 века.

Тарханы. Свинцовый гроб с прахом М. Ю. Лермонтова.

А. М. Верещагина (в замужестве Хюгель). Миниатюра на слоновой кости. Неизвестный художник. 1837 год.

А. К. Воронцова-Дашкова (урожд. Нарышкина), знакомая Лермонтова.

М. П. Глебов. Акварель неизвестного художника. Друг Лермонтова, секундант на последней дуэли.

И. И. Козлов. Литография с рисунка О. А. Кипренского. 1940 год.

С. И. Кривцов. Акварель Н. А. Бестужева. 1828 г.

В. А. Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835-38 годы.

Н. С. Мартынов. Акварель Т. Райта. Убийца М. Ю. Лермонтова. Служил в Кавалергардском полку вместе с Ж. Дантесом.

Н. С. Мартынова (в замужестве де ла Турдонне). Рисунок Т. Райта. Карандаш. 1844 год. Сестра Николая Мартынова.

Э. К. Мусина-Пушкина. В. И. Гау. Акварель. 1840 год.

Л. С. Пушкин. Миниатюра неизвестного художника. В 1836-41 годах служил в чине штабс-капитана на Кавказе, где подружился с Лермонтовым.

А. Е. Розен. Акварель Н. А. Бестужева. 1832 г.

Е. П. Ростопчина. П. Ф. Соколов. Акварель. 1842-43 годы.

А. О. Смирнова. П. Ф Соколов. Акварель. 1830-е годы.

А. Г. Столыпина (в замужестве Философова).

А. А. Столыпин (Монгó). Двоюродный дядя и друг М. Ю. Лермонтова. Участник всех дуэлей М. Ю. Лермонтова. Акварель А. И. Клюндера. 1840 год.

А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1841 год.

Д. А. Столыпин. Автолитография Л. Вагнера. 1843 год.

А. Г. Столыпин. Акварель А. И. Клюндера.

Е. А. Сушкова (в замужестве Хвостова). Неизвестный художник. 1830-е годы.

Рисунки М. Ю. Лермонтова на обложке рукописи «Вадима». Перо, чернила. 1832-34 годы.

Икона «Св. Иоанн Воин», принадлежавшая М. Ю. Лермонтову. Вторая половина XVIII в.

Герб рода Лермонтовых.

Начало истории

Россия радовалась победе над Наполеоном, русские войска вернулись в реставрируемую после большого пожарища Москву, это было в 1814-м году. Чем ещё примечателен этот год? Тем, что в доме, расположенном напротив «Красных ворот», в которые входило войско освободителей, родился Михаил Лермонтов.

Случилось это ночью 15-го октября в семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых. Через полгода маленький Миша был отвезен в родовое имение матери Тарханы, где и прошло его детство.

Мать Михаила рано умерла, мальчику было всего два года, всю опеку взяла на себя бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, ограничив общение юного Лермонтова с отцом.

Неизвестный художник «Портрет Марии Михайловны Лермонтовой, матери Михаила Юрьевича Лермонтова», 1810-е годыМестонахождение: Лермонтовский музей-заповедник Тарханы, Россия

Отец не бросил своего сына, на ограничении связи настаивала Елизавета Алексеевна, которая грозилась оставить внука без наследства, если тот будет жить с отцом. Юрий Петрович имел скромную должность и доход, а бабушка была знатной помещицей с хорошими связями.

Отец не мог дать Мише всего, что могла позволить Арсеньева, ему пришлось подчиниться её воле и оставить сына в Тарханах. Бабушка любила внука, баловала, старалась обеспечить его всем необходимым и дать хорошее образование.

В имении Михаил общался не только с дворянами, но и с простыми дворовыми людьми, он узнал много народных преданий и былин, научился народной русской речи, в отличии от дворян, которые, говоря по-французски, по-русски говорили с акцентом.

Неизвестный художник «Юрий Петрович Лермонтов, отец Михаила Юрьевича Лермонтова», 1810-е годыМестонахождение: Лермонтовский музей-заповедник Тарханы, Россия

В бабушкином имении впервые столкнулся Миша с человеческой жестокостью. Однажды, он увидел, как крепостных за какие-то провинности вели пороть, чуть не плача, он воскликнул:

Это было и первым неприятием действительности царской России

Крестьяне также воевали наряду с регулярной армией, защищая свою родину, отважно и самоотверженно, а вернувшись с войны, стали опять рабами

Михаил не понимал этого, как так можно поступать с людьми, как соседи-помещики жестоко издеваются над своими крепостными. Лермонтов в детстве ещё увидел всю несправедливость существующего режима, и позже стал отображать это в своем творчестве.

Неизвестный художник. Самый ранний портрет маленького Миши Лермонтова, 1817-1818 годыМестонахождение: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва, Россия

С юных лет Миша бывал на Кавказе, так как много болел, а бабушка возила его поправить здоровье на воды. Они проводили время в имении бабушкиной сестры на реке Терек. В то время на Кавказе часто совершались набеги абреков на мирное население.

В этом горном краю юноша с душой поэта многое почерпнул для своего творчество, множество красивых поэтических мест он видел. Он слышал предания кавказского народа, видел их обычаи и национальный колорит.

Неизвестный художник «Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова», 1810-е годыМестонахождение: Лермонтовский музей-заповедник Тарханы, Россия

На Кавказ отправляли многих не согласных с правительством людей, они служили там, будучи в глазах многих героями. Ещё более на Кавказе свободолюбивый нрав Михаила Лермонтова подпитался духом свободы и неприятия режима, установленного царской властью.

Так писал впоследствии Ленин про восстание декабристов, которое произошло, когда двенадцатилетний Михаил Лермонтов жил в Тарханах. Среди тех дворян, причастных к восстанию и имевших схожие взгляды с декабристами, были многие родственники Елизаветы Алексеевны. Юный поэт уже тогда сочувствовал восставшим.

Влияние второй ссылки на творчество

В 1840 году был издан роман «Герой нашего времени». Писатель уже имел определённые наброски, прообразы и идеи в голове ещё до ссылок. Затем он написал отдельные главы, и после всего книга стала одним целостным произведением. Так как Лермонтов был офицером русской армии и сражался на Кавказе, то очень многое из жизни и личного опыта писатель перенёс и в своё творение.

Например, автор описывал очень понятно особенности быта кавказцев, их культуру и традиции, а также природу. В главе «Бэла» он полностью описывает жизнь чеченцев. Именно благодаря такому подробному повествованию, роман по большей части и относится к реализму.

Живопись Лермонтова — Русская историческая библиотека

Поэтический дар не был у Лермонтова единственным. Природа одарила его талантами музыканта, живописца, актера. Он играл на скрипке, на фортепиано, на флейте, пел, сочинял музыку. Известно, например, что существовала музыка, написанная им на текст собственной «Казачьей колыбельной песни». К сожалению, ноты до нас не дошли, и судить о композиторском даровании Лермонтова нам не дано. Недавно обнаружены сведения, что Лермонтов принимал участие в любительских спектаклях, где играл комедийные роли. В детстве любил лепить.

https://youtube.com/watch?v=V_C0t_VrtwA

10 картин Лермонтова. Видео

Но наиболее известны читателям работы Лермонтова-художника. Рисовать он учился еще в пансионе. Впоследствии брал уроки у известного живописца П. Е. Заболотского.

Морской вид с парусной лодкой. Акварель Лермонтова, ок. 1828-1831

Лермонтов рисовал постоянно, покрывал рукописи множеством перовых рисунков. Это – лица, фигуры, изображения скачущих лошадей; часто встречаются одни и те же, настойчиво повторяющиеся образы, композиции. Художников особенно привлекает страница из рукописи романа «Вадим», сплошь покрытая сложной мозаикой повторяющихся изображений.

Известны акварельные рисунки Лермонтова – пейзажи, сцены, группы, портреты, в том числе знаменитый автопортрет в бурке и портрет женщины, которую поэт любил, – Варвары Александровны Лопухиной-Бахметьевой, в образе испанской монахини. Дошли до нас лермонтовские рисунки, сделанные углем, сепией. Но более всего – карандашных.

Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы». Акварельный рисунок, на котором он, как считается, изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1830-1831

Отличительная особенность Лермонтова-художника – необыкновенная экспрессия в изображении скачек, сражений, преследований. Именно это побуждало Г. Г. Гагарина – великолепного рисовальщика, выступать в соавторстве с Лермонтовым в таких работах, как акварельное «Сражение при Валерике», использовать лермонтовскую компоновку фигур в своем полотне «Лагерь при Ахатли».

Особое место в художественном наследии Лермонтова занимают его живописные полотна. Известна целая серия его пейзажей, исполненных маслом, вдохновленных путешествиями 1837 года – знакомством с Военно-Грузинской дорогой, Тифлисом, Кахетией. Однако почти несомненно, что Лермонтов писал все эти холсты не с натуры, а позже, уже в Петербурге, пользуясь своими карандашными зарисовками.

Вид Тифлиса (Тбилиси). Рисунок Лермонтова, 1837

В 1830-х годах пейзажей с натуры маслом художники еще не писали, а делали только «кроки» для последующих работ. Кроме того, имеются сведения, что виды Кавказа Лермонтов создавал уже в Петербурге, по возвращении из ссылки, в 1838 году. И, наконец, самым убедительным подтверждением этого служит полотно «Пятигорск». Его композиция совпадает с дошедшим до нас лермонтовским карандашным наброском.

Исследования доказали, что многие художественные работы Лермонтова связаны с его поэтическими замыслами. Таковы домик на крутом берегу в Тамани, как бы иллюстрирующий повесть «Тамань», «Развалины на берегу Арагвы», описанные как развалины замка Гудала в эпилоге поэмы «Демон», полотно «Тифлис», отвечающее пейзажу в стихотворении «Свиданье», храм над слиянием Куры и Арагвы, в котором, по воле поэта, томится его возлюбленный Мцыри. И другие, подобные.

Горные вершины на картинах Лермонтова. Видео

Многие воспринимаются как автоиллюстрации Лермонтова к его поэтическим сочинениям, хотя возникли они раньше этих произведений и являют собой род записных книжек поэта, раскрывающих связь его многообразных талантов и возникновение словесного и живописного образа.

По материалам статей Ираклия Андроникова.

Смерть Лермонтова

В начале января 1841 года Лермонтову дали два месяца отпуска, и он отправился в Москву, а оттуда — в Петербург. Он просил об отставке, однако у властей были другие виды на поэта.

В марте Лермонтов вместе с приятелем оказался у Александры Филипповны Кирхгоф, знаменитой гадалки. Та сказала поэту, что в Петербурге он больше никогда не окажется, а отставку получит совершенно другую, «после коей уж ни о чем просить не станешь».

В начале апреля Клейнмихель приказал Лермонтову незамедлительно уехать из Петербурга. Поэт отправился в отряд генерала Галафеева, расположенный в Темир-хан-Шуре. По пути Лермонтов заехал в Пятигорск. Там он встретился со своим приятелем Николаем Мартыновым.

Встречи молодых офицеров проходили дома у Верзилиных, где Мартынов ухаживал за старшей дочерью Эмилией Александровной, которую, несмотря на возраст, называли Розой Кавказа. Над прозвищем беззлобно посмеивался Лермонтов, как и над образом черкеса, в котором красовался перед девушкой Мартынов.

На одном из вечеров, 13 июля, Лермонтов танцевал с Розой Кавказа. Вдруг он заметил Мартынова в его обычном черкесском наряде и в шутку назвал его горцем с большим кинжалом. Музыка стихла в неподходящий момент, Мартынов услышал эти слова и оскорбился.

Позднее тем же вечером Мартынов разговаривал с Лермонтовым наедине. Поэтому нельзя сказать, только ли ироничность поэта стала причиной того, что Мартынов в итоге вызвал его на дуэль.


Николай Мартынов. (wikimedia.org)

Поединок состоялся 15 июля. Лермонтов не воспринимал происходящее всерьез и был уверен, что они с приятелем помирятся. На месте дуэли даже не было врача. Барьер был в 15 шагов, а дистанция — по 10 шагов в обе стороны. Лермонтов громко отказался стрелять в противника, поднял пистолет вверх и заслонился локтем. Мартынов подошел к барьеру, выстрелил Лермонтову в грудь и смертельно ранил.

Гибель на дуэли приравнивалась к самоубийству, поэтому церковь запретила хоронить Лермонтова по христианскому обряду. Однако следственная комиссия постановила, что это был особый случай, и поэта не признали самоубийцей. Михаила Лермонтова похоронили 17 июля 1841 года в Пятигорске.

Образование Лермонтова

В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.


Автопортрет М. Ю. Лермонтова. (pikabu.ru)

Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки

Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано.


Рисунок, сделанный Лермонтовым на Кавказе. (pinterest.ru)

Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.

В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.

Лермонтов на Кавказе

Через два года герой нашей статьи станет штатным военным. А ещё будут шалости с немногочисленными друзьями, и жизнь в нелюбимом Петербурге, и нелюбимое светское общество, и первая ссылка на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» (1837 г.). Пушкина Михаил Юрьевич боготворил, и незадолго до печальной трагедии они познакомились. Пушкин высоко оценил талант Лермонтова.

Кавказ, как ни странно, пошёл поэту на пользу: здесь стал выкристаллизовываться его характер, его поэтическое дарование, поэт много переделывает старые стихотворения и работает над новыми. Постоянная опасность обостряет все мысли и чувства, заставляет ярче чувствовать и острее проживать жизнь. Здесь поэт задумывает и пишет «Героя нашего времени», переносит действие «Демона» на Кавказ, а многие встреченные герои становятся прототипами его литературных героев.

* * *

Осенью 1837 года Лермонтову разрешили вернуться в Петербург, он был прощён. Но в нём произошли огромные перемены, и он не желает вести прежнюю жизнь с кутежами; он знакомится с поэтическими кружками, становится известным, но… не находит себе места в обществе. В 1838 году он почти ничего не пишет, кроме обличающего общество стихотворения «Дума». Лермонтов становился популярным, даже модным. Но светская жизнь была ему не по вкусу.

Лермонтов М. Ю., портрет кисти Перова В. Г. 1837 год. (vsdn.ru)

Позже, в 1840 году, на балу у графини де Ламбаль, Лермонтова вызовет на дуэль молодой сын французского посланника при дворе, де Барант. Во время дуэли поэт будет легко ранен, а её последствия приведут ко второй высылке на Кавказ, в Пятигорск. Лермонтов так радовался, что едет в Пятигорск! Знал бы он, чем эта поездка обернётся…

Говорить о «последних годах жизни» в случае с Михаилом Лермонтовым немного странно. Ведь это был молодой, — если не сказать «юный» человек, получивший прекрасное воспитание и образование, уже известный, офицер. Он много писал, и здесь, на Кавказе, постоянно работал над своими произведениями.

Немного портил впечатление о Михаиле Юрьевиче его характер. Он держался довольно замкнуто в обществе, и лишь близкие друзья знали, какая у него тонкая, поистине поэтическая натура.

Именно вторая ссылка оказалась роковой для поэта. Он уехал на Кавказ, откуда уже не вернулся. Дуэль с Мартыновым произошла из-за мелкой ссоры, из-за постоянных насмешек и карикатур, которые Михаил Юрьевич рисовал в присутствии дам. Мартынов нервничал и несколько раз просил прекратить, но шутить Лермонтов не перестал.

Дуэль назначена, и в положенный день и час она состоялась у подножия Машука. Дуэль, в трагический исход которой никто не верил, обернулась трагедией не только для друзей и близких, любивших поэта, но и для всей России.

Художник Лермонтов

Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов — гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший влияние на русскую литературу. Многие стихи Лермонтов на слуху у каждого образованного человека, и мало кто при имени Лермонтова вспоминает его картины, а между тем, по семейному преданию и по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, Михаил Юрьевич начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции, но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы

Ранние работы Лермонтова — пейзажные акварели «Белая береза», «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение), «Древняя рать». За ними следуют рисунки из так называемой «юнкерской тетради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остро индивидуальную выразительность рисунка. Та же экспрессия — в духе Орловского — присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести A.Maрлинского «Амалат-бек». Характерно, что в это время — по окончании юнкерской школы — Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год — гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ, и прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом:

«Вид Пятигорска» «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты») «Вид горы Крестовой» «Вид Тифлиса» «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837- 1838)

  • Сочинение по сказке андерсена снеговик

      

  • Зи нэхъыжь еда1уэ и 1уэху мэк1уатэ сочинение

      

  • Сочинение на тему холокост в искусстве

      

  • Сочинение на тему сердце матери

      

  • Верите ли вы в привидения сочинение

Смертельная дуэль

В январе 1841 года писатель собирался получить отпускной билет на два месяца, чтобы поехать в Петербург и заниматься только литературой. Но бабушка, которая очень сильно влияла всегда на жизнь Михаила, была против таких увлечений внука. Она видела его солдатом. Поэтому Лермонтов отправился обратно на Кавказ. Он ехал, останавливаясь в некоторых городах, пока не попал в Пятигорск, где снял скромную квартиру. И именно последующий поворот событий оказался решающим для молодого талантливого человека.

В Пятигорске Лермонтов и Николай Мартынов крупно поссорились. Они уже были знакомы: вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков. А затем несколько раз пересекались в жизни. Николай Мартынов, как говорили о нём многие люди, был хорош собой. Теперь он был майором в отставке. Лермонтов же позволял себе колкости и грубые насмешливые шутки в его адрес. И тут у отставного майора сдали нервы, и он вызвал писателя на дуэль, которая прошла 15 июля 1841 года.

Сам Мартынов в показаниях признался, что не выдержал придирок Лермонтова к каждому своему слову и его насмешек. И действительно: писатель лишь к некоторым относился уважительно, но к другим — заносчиво, как говорил А.И. Васильчиков, который был секундантом на роковой дуэли.

По основной версии, Лермонтов на поле битвы выстрелил в воздух. А Мартынов целился прямо в противника, и убил его. Писателю на тот момент было всего 26 лет. Его похоронили 17 июля на Пятигорском кладбище, куда пришло много знакомых и друзей Михаила.

Чрезмерная любовь: между двух огней

Через два года наступал «тот самый» возраст Лермонтова, которого до трепета боялась Елизавета Алексеевна. Отец согласился когда-то оставить у неё сына до 16 лет, и она чрезвычайно боялась, что теперь он того и гляди нагрянет и увезёт Мишеля.

Лермонтов М. Ю. (wikipedia.org)

Отец часто бывал в Москве, они виделись, и сердце юного Миши разрывалось от любви к нему и уважения к бабушке. Юрий Петрович настаивал на том, чтобы сын переехал жить к нему, но бабушка, показывая суммы счетов, которые идут на обучение, подчёркивала, что он не сможет обеспечить сыну достойную жизнь. Неизвестно, что произошло между ними, однако отношения были навсегда испорчены, отец уехал, и больше они не встречались. Эта семейная драма нашла отражение уже в первых произведениях поэта.

В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное.

Осенью того же года в Москве началась холера, Университет прекратил занятия, ходили недобрые слухи о бунтах «черни» по всей России. Да ещё пришло известие о гибели брата Елизаветы Алексеевны: Николая Алексеевича Столыпина растерзала толпа…

Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один.

В 1832 году поэт получил справку о том, что прошел курс в Московском университете и поступил в Санкт-Петербургский университет, поселившись с бабушкой в доме на берегу Мойки, у Синего моста.

Позже Лермонтов уйдёт из университета. А поскольку в то время обязательно нужно было служить либо на военной, либо на гражданской службе, осенью 1832 года он выдержит экзамен в школу гвардейских юнкеров. К этой перемене в его судьбе ещё долго будут привыкать родные. Нужно отметить, что через какое-то время Лермонтов сильно разочаровался в школе, так как стремился к самостоятельности, а здесь ему приходилось подчиняться дисциплине. Кроме того, нужно было быть смелым и бесшабашным, чтобы не прослыть «маменькиным сынком». И творчество пока отступило на второй план. Лермонтов привыкнет не показывать своих истинных чувств и мыслей, показным весельем зарекомендует себя «своим».

Кавказ в жизни Лермонтова

Регион начал играть большую роль в судьбе писателя уже с раннего детства. Очень болезненным ребенком, требовавшим постоянного лечения, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Кавказа стала ему настолько близка потому, что здесь он проводил немало времени. Впервые поэт посетил регион еще в 4 года, затем в 6, в 10 и потом всю жизнь постоянно приезжал сюда. Именно на склонах этих величественных гор впервые прочувствовал талантливый мальчик силу любви.

Так сложилась судьба поэта, что и работать ему довелось в Кавказских горах. В 1837 году писатель был сослан служить на Кавказ за произведение «На смерть поэта». Однако пребывание в этих горах не было для поэта наказанием, наоборот, это дало ему новый творческий толчок. У него была возможность общаться с местным населением, впитывать в себя легенды и предания, наблюдать за танцами, слушать песни, участвовать в качестве гостя на свадьбах и бывать в домах местных жителей. Именно в ссылке были написаны или начаты величайшие произведения Лермонтова. Из изгнания он вернулся в 1838 году. В 1840 году Лермонтов вновь был сослан в горы Кавказа, где тогда шли активные боевые действия.

Так вышло, что за свою жизнь писатель побывал практически во всех уголках этого края, отчего описания разных мест в его произведениях настолько точны. Не зря Лермонтов говорил, что эти горы — его Родина.

В 1841 году, в возрасте всего 26 лет, великий писатель был убит на дуэли. Можно сказать, что это была просто нелепая случайность, ведь он отправился на поединок с товарищем по фамилии Мартынов. Писатель не воспринимал это всерьез и даже не думал стрелять, в отличие от своего приятеля.

Так жизненный путь писателя окончился на Кавказе. Прах его сейчас находится в имении Лермонтово Пензенской области.

Причины второй ссылки

На одном из балов, проводимом в доме знатной женщины, 16 февраля 1840 года француз Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Причина ссоры между этими двумя людьми неизвестна, но есть некоторые предположения. Баранту, возможно, кто-то показал оскорбительный стих, который был написан Лермонтовым давно и про другого человека. Но француз принял это на свой счёт. Также вполне вероятно, что они стали просто случайными жертвами любовных интриг дам, присутствующих на этом балу. Барант, вероятно, услышал о себе от писателя нелестные вещи в женском обществе.

Дуэли в те времена, как известно, были запрещены. На самом сражении (18 февраля, спустя два дня после ссоры) оба противника дрались сначала на шпагах. Баранту удалось оцарапать Лермонтова, у которого позже сломался клинок. Поэтому перешли на пистолеты. Сын посла промахнулся, а соперник решил выстрелить в сторону. Так они закончили дуэль и просто разошлись.

Спустя какое-то время о поединке узнали вышестоящие люди. Судом в апреле 1840 года было принято решение отправить писателя в ссылку на Кавказ. Известно, что на это повиляло решение императора Николая I. Также он решил присоединить Лермонтова к Тенгинскому пехотному полку и сам приказал всегда задействовать его в битвах.

Сам же Барант не был привлечён к судебной ответственности за участие в дуэли. Объясняется это тем, что он являлся сыном французского посла, поэтому легко обошёл участь самого Лермонтова, против которого давал ложные сведения, что он целился не в воздух, а в него. Сам же писатель отрицал это и говорил только правду, но все равно ему это не помогло.

Правдивая версия дуэли выставляла Баранта в дурном свете, поэтому он, благодаря своим связям и родству, сделал все возможное, чтобы доказать свою правду. И к сожалению, Николай I ещё после написания стиха «Смерть поэта» Михаилом, из-за которого его отправили в первую ссылку, относился к поэту неприязненно. Именно поэтому все обернулось против писателя, которому пришлось отправиться в места военных действий повторно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: