Событие, изменившее всю жизнь
Так прошли 3 года. И вдруг случилось страшное и непоправимое: в феврале 1837 года на дуэли с Дантесом был убит великий Пушкин.
Реакция света на роковую дуэль
Нравы, царившие в свете, были весьма своеобразны. В столичных салонах нередко судачили, причём совершенно убеждённо, что Пушкин сам повинен в собственной гибели, и воздавали хвалу Дантесу, который и приятнее, и с декабристами дружбу не водил.
В качестве одного из самых веских аргументов звучало: потомок петровского Ганнибала был совсем не Аполлон. А вот его противник, преследовавший Наталью Пушкину, наоборот, был вполне привлекательным.
Красавица-жена, по убеждению светских львиц, вполне могла бы одарить благосклонностью настойчивого кавалера.
А любящий муж и отец семейства, оказывается, не должен был ревновать, права не имел рассчитывать на супружескую верность. Да и на любовь, по большому счёту, тоже.
Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина
Это произведение поэт написал практически сразу после того страшного известия. Михаила Юрьевича одолевали такие сильные эмоции, что перо, казалось, само вложило в буквы всю бурю чувств:
- боль и гнев;
- горечь от осознания невосполнимой потери;
- презрение к лицемерам, чьё поведение лишь приближало роковой час дуэли на Чёрной речке.
Эффект от стихотворения, переписанного и мгновенно облетевшего столицу, был впечатляющим. Врагов Пушкина, а теперь и Лермонтова, возмущала дерзость:
- 23-летний Михаил посмел практически устроить публичную порку светскому обществу за его двойную мораль;
- открыто обвинил в том, что вокруг царского трона и под сенью закона скрываются палачи чести и свободы;
- ещё и грозил карой на Небесном суде.
Кстати, своего родственника из рода Столыпиных поэт попросту выгнал вон. Причина — тот попытался призвать Лермонтова к менее резким выпадам против убийцы, мол, Дантес — весьма достойный человек и джентльмен.
Анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова
Весь жизненный путь Лермонтова имел тесную связь с Кавказом. Поэт рано остался без матери, которую заменила бабушка. Она несколько раз возила болезненного мальчика на лечение в Кисловодск. Детские впечатление оставили очень яркие воспоминания в памяти Лермонтова. Под влиянием этих счастливых воспоминаний в 1830 г. поэт написал стихотворение «Кавказ».
Лермонтову было все лишь 16 лет, но в нем уже проснулся незаурядный талант. Произведение поражает глубиной искреннего чувства. Особое значение имеет рефрен «люблю я Кавказ». Поэт считает Кавказские горы своей второй родиной. Он даже сетует на свою судьбу за то, что она не позволила ему родиться на юге. По мнению Лермонтова даже короткое пребывание на Кавказе способно оставить неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Поэт с грустью вспоминает о своей ранней тяжелой утрате. Вероятно, бабушка всеми силами старалась возместить ребенку потерю матери. Поездки в Кисловодск совершались не только для лечения. Красота кавказских гор должна была благотворно подействовать на мальчика, дать богатую пищу для воображения и заслонить собой горькие мысли. Это дало свои результаты. Лермонтов утверждает, что на юге слышал «памятный глас», исходивший от окружающей природы. В этом образе поэт мог изобразить свое чтение материнских записей в альбоме М. Шан-Гирей, которые он впервые прочитал на Кавказе.
Бабушка трижды возила Лермонтова на юг. Самый памятной, безусловно, была последняя поездка, совершенная в 1825 г. Мальчику предстояло готовиться к поступлению в учебное заведение, поэтому путешествие было своеобразным прощанием с детством. Поэт прямо указывает на время последней поездки («пять лет пронеслось»). Лермонтов с большим интересом наблюдал не только за природой. Его увлекали кавказские обычаи и обряды, народные песни и сказания горцев. Ярким впечатлением была первая детская влюбленность («пара божественных глаз»). Поэт вспоминал, что даже не знал имени девочки, но ее образ долго преследовал его в воспоминаниях и усиливал чувство любви к Кавказу.
В детстве поэт не предполагал, что ему еще дважды предстоит посетить Кавказ, но уже не в качестве путешественника и гостя, а в роли осужденного преступника. Это наложит негативный отпечаток на его восприятие. В позднем творчестве Лермонтов уже не называет горы своей второй родиной. Они предстают далеким неведомым краем. Поэтому стихотворение «Кавказ» особенно ценно, так как отражает самые искренние и непосредственные впечатления поэта, не отягощенные страданиями и неудачами.
Знакомство
Впервые М. Ю. Лермонтов был на Кавказе, когда ему было только 5 лет (1819).
Говоря кратко о Кавказе в жизни Лермонтова, стоит отметить, что на протяжении детских лет будущий писатель и поэт побывал на Кавказе трижды.
В 10-летнем возрасте М. Ю. Лермонтов, находясь в Пятигорске, стал любоваться красотой Кавказа, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве поэта и писателя.
Встреча с Кавказом оказала влияние на творчество М. Ю. Лермонтова: его ранние стихотворения, поэма «Черкесы» (1828), поэма «Кавказский пленник» (1828), стихотворение «Прими, прими мой грустный труд» (1830), стихотворение «Кавказ» (1830), поэма «Демон» (1829-1839), поэма «Калла» (1830-1831), поэма «Аул Бастунджи» (1832-1833), поэма «Хаджи Абрек» (1833-1834).
Выставки последних лет
Передвижные выставочные проекты «Лермонтов-художник» и «Лермонтов в Москве» экспонировались в Москве и Московской области, в частности в Государственной думе РФ, во многих регионах Российской Федерации (Белгородской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской областях, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Чеченской республике), а также за границей: Баку (Азербайджан), Вашингтон (США), Минск (Белоруссия), Париж (Франция), Сантьяго (Чили). Материалы этих выставок стали основой новой экспозиции, открытой в школьном музее М. Ю. Лермонтова в Липецкой области (август 2014). В 2018 году выставка «Лермонтов-художник» экспонировалась в Национальном музее Чеченской республики и в Национальной библиотеке Республики Северная Осетия — Алания.
«Малая Молчановка, 2. История дома» (2021)Выставка к 40-летиюДома-музеяМ. Ю. Лермонтова и 100-летию ГМИРЛИ имени В. И. Даля
«„Герой нашего времени“. Выход в свет» (2020)Выставка к 180-летию со дня публикации первого полного издания романа
«По местам Чайльд-Гарольда» (2018)230-летию
«Невольник чести…» (2017)
Выставка, посвященная 180-летию написания стихотворения «Смерть поэта»
Событие, изменившее всю жизнь
Так прошли 3 года. И вдруг случилось страшное и непоправимое: в феврале 1837 года на дуэли с Дантесом был убит великий Пушкин.
Реакция света на роковую дуэль
Нравы, царившие в свете, были весьма своеобразны. В столичных салонах нередко судачили, причём совершенно убеждённо, что Пушкин сам повинен в собственной гибели, и воздавали хвалу Дантесу, который и приятнее, и с декабристами дружбу не водил.
В качестве одного из самых веских аргументов звучало: потомок петровского Ганнибала был совсем не Аполлон. А вот его противник, преследовавший Наталью Пушкину, наоборот, был вполне привлекательным.
Красавица-жена, по убеждению светских львиц, вполне могла бы одарить благосклонностью настойчивого кавалера.
А любящий муж и отец семейства, оказывается, не должен был ревновать, права не имел рассчитывать на супружескую верность. Да и на любовь, по большому счёту, тоже.
Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина
Это произведение поэт написал практически сразу после того страшного известия. Михаила Юрьевича одолевали такие сильные эмоции, что перо, казалось, само вложило в буквы всю бурю чувств:
- боль и гнев;
- горечь от осознания невосполнимой потери;
- презрение к лицемерам, чьё поведение лишь приближало роковой час дуэли на Чёрной речке.
Эффект от стихотворения, переписанного и мгновенно облетевшего столицу, был впечатляющим. Врагов Пушкина, а теперь и Лермонтова, возмущала дерзость:
- 23-летний Михаил посмел практически устроить публичную порку светскому обществу за его двойную мораль;
- открыто обвинил в том, что вокруг царского трона и под сенью закона скрываются палачи чести и свободы;
- ещё и грозил карой на Небесном суде.
Кстати, своего родственника из рода Столыпиных поэт попросту выгнал вон. Причина — тот попытался призвать Лермонтова к менее резким выпадам против убийцы, мол, Дантес — весьма достойный человек и джентльмен.
Влияние второй ссылки на творчество
В 1840 году был издан роман «Герой нашего времени». Писатель уже имел определённые наброски, прообразы и идеи в голове ещё до ссылок. Затем он написал отдельные главы, и после всего книга стала одним целостным произведением. Так как Лермонтов был офицером русской армии и сражался на Кавказе, то очень многое из жизни и личного опыта писатель перенёс и в своё творение.
Например, автор описывал очень понятно особенности быта кавказцев, их культуру и традиции, а также природу. В главе «Бэла» он полностью описывает жизнь чеченцев. Именно благодаря такому подробному повествованию, роман по большей части и относится к реализму.
Картины Лермонтова
Мало известен тот факт, что Лермонтов на самом деле был не только талантливым писателем и поэтом, но еще и художником. Так, первую свою картину он написал еще раньше, чем стихотворение, — в возрасте 13 лет. Кавказ в творчестве Лермонтова представлен не только текстами, но еще и образами, наполненными любовью. Если посмотреть на его картины, то становится понятно, что у писателя был дар создавать художественные полотна, ведь они выполнены мастерски.
Его иллюстрации как нельзя лучше отображают и суть его стихотворений: Кавказ в творчестве Лермонтова наполнен прекрасными горами и гордыми людьми.
Становление юного свободолюбца
Первоначальное образование Лермонтов получил дома, затем в 1827-м году бабушка поехала с ним в Москву. В 1828-м году Михаил был уже зачислен в четвертый класс лучшего учебного заведения Москву – университетского пансиона.
Учился юноша прилежно, почти по всем предметам имел высший бал, а в перерывах между занятиями читал. Знал многие произведения русских поэтов наизусть, более всего любил Пушкина. Иностранных авторов читал на языке оригинала.
В пансионе был литературный кружок, основанный ещё Жуковским, в него охотно вступил и Лермонтов, там он написал свои первые произведения. Первым стихотворением поэта, которое напечатали и которое известно в наши дни, было «Весна».
Из пансиона, в котором обучался Лермонтов, выпустились многие декабристы, поэтому в нем царили свободные настроения и негативное отношение к режиму самодержавия. Многие стихотворения, вышедшие из-под пера юношей, были достаточно вольны для тех времен.
Пётр Ефимович Заболотский «Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова», 1837 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В 1830-м году после визита в московский университетский пансион самого императора, заведение упразднили до уровня гимназии. Лермонтов, не согласный с участью стать обыкновенным гимназистом, подал прошение об увольнении с учебы.
Уже в ранних произведениях поэта, написанных пятнадцатилетним юношей, слышится недовольство текущим режимом, понимание того, что большая часть населения угнетены и не свободны. К таким стихотворениям можно отнести «Жалобы турка» и «Монолог».
Лермонтов, несмотря на всё недовольство тиранией власти, любит свою родину, только хочет, чтобы люди в ней были свободны. В одном из стихотворений юного Михаила звучат как будто строки про 1917-й год, когда власть монархии пала, недаром это произведение называется «Предсказание».
Автограф стихотворения «Смерть поэта» (окончание), 1837 годМестонахождение: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва, Россия
В том же 1830-м году Лермонтов поступает в Московский университет, но учеба там его не радует, он понимает, что образование там дают лишь такое, чтобы стать успешным чиновником, а не получить достойные знания и умение мыслить самостоятельно и своевольно.
Хочется отметить, что помимо литературного таланта, Лермонтов обладал и музыкальными способностями. Молодой человек играл на скрипке и рояле, иногда напевал арии из любимых опер. Его современники говорят, что он сам сочинял музыку.
Юноша хорошо рисовал, как в карандаше, так и красками. Михаил Юрьевич был одним из образованнейших и талантливейших людей своего времени.
В 1832-м году Лермонтову пришлось закончить обучение в университете, так у него возник конфликт с профессорами-преподавателями. Они давали ограниченные знания и не поощряли самостоятельного изучения темы, а Михаил учился сам, читал книги из своей библиотеки, которую снабжал только новейшими изданиями. Умному и своевольному юноше посоветовали уйти.
Акварель Михаила Лермонтова «Юноша в бурнусе и восточном головном уборе», 1831 годМестонахождение: Центральный литературный архив, Москва, Россия
Кавказ в стихах Лермонтова
Тонкое душевное устройство писателя позволило ему прочувствовать и полюбить прелесть суровых гор всей душой, благодаря чему смог родиться удивительный творческий союз — Лермонтов и Кавказ. Сочинение-рассуждение на эту тему часто задают писать школьникам в рамках программы, ведь это позволяет им лучше понять все грани творчества автора.
Первое свое стихотворение, «Кавказ», Лермонтов посвятил горам еще в 15 лет, и оно до сих пор потрясает читателей. Однако не только великолепную природу воспевал поэт. Он искренне любил и жителей тех мест, несмотря на все повороты его судьбы.
Михаил Юрьевич Лермонтов за свою короткую жизнь написал множество стихотворений и поэм про Кавказ. «Демон», «Мцыри», «Кавказский пленник» — вот только самые знаменитые его стихотворные произведения.
Смертельная дуэль
В январе 1841 года писатель собирался получить отпускной билет на два месяца, чтобы поехать в Петербург и заниматься только литературой. Но бабушка, которая очень сильно влияла всегда на жизнь Михаила, была против таких увлечений внука. Она видела его солдатом. Поэтому Лермонтов отправился обратно на Кавказ. Он ехал, останавливаясь в некоторых городах, пока не попал в Пятигорск, где снял скромную квартиру. И именно последующий поворот событий оказался решающим для молодого талантливого человека.
В Пятигорске Лермонтов и Николай Мартынов крупно поссорились. Они уже были знакомы: вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков. А затем несколько раз пересекались в жизни. Николай Мартынов, как говорили о нём многие люди, был хорош собой. Теперь он был майором в отставке. Лермонтов же позволял себе колкости и грубые насмешливые шутки в его адрес. И тут у отставного майора сдали нервы, и он вызвал писателя на дуэль, которая прошла 15 июля 1841 года.
Сам Мартынов в показаниях признался, что не выдержал придирок Лермонтова к каждому своему слову и его насмешек. И действительно: писатель лишь к некоторым относился уважительно, но к другим — заносчиво, как говорил А.И. Васильчиков, который был секундантом на роковой дуэли.
По основной версии, Лермонтов на поле битвы выстрелил в воздух. А Мартынов целился прямо в противника, и убил его. Писателю на тот момент было всего 26 лет. Его похоронили 17 июля на Пятигорском кладбище, куда пришло много знакомых и друзей Михаила.
Первые посещения Кавказа[править]
Как указывается в биографиях Лермонтова, он побывал на Кавказе в детстве два или три раза для поправки здоровья. Где именно он останавливался — предмет дискуссий. Лермонтов с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой ездил в гости к Екатерине Алексеевне Хастатовой, младшей сестре бабушки Лермонтова, у которой было имение в станице Шелкозаводской на Тереке, за Владикавказом, ближе к Кизляру. С другой стороны, есть данные, что у Е. А. Хастатовой был дом на Горячих Водах (тогдашнее название Пятигорска), и именно там Лермонтов и останавливался. Возможно, Лермонтов бывал и в Шелкозаводской, и в Горячих Водах (Пятигорске).
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов предположительно побывал на Кавказе в 1818 году, но факт этой поездки может ставиться под сомнение, в то время как две других его детских поездки на Кавказ имеют документальные подтверждения. Тем не менее, в воспоминаниях А.П. Шан-Гирея написано о М.Ю. Лермонтове: «Слыхал также, что он был с детства очень слаб здоровьем, почему бабушка возила его раза три на Кавказ к минеральным водам».
Достоверно Лермонтов приехал на Кавказ пятилетним ребенком, в 1820 году. Об этой поездке 1820 года свидетельствует запись в дневнике М. М. Сперанского от 7 марта 1821 года.
Затем Лермонтов снова поехал отдыхать на Кавказ в 1825 году, когда ему было 10 лет. Эта поездка подтверждается списком посетителей Кавказских вод, опубликованном в августовском номере журнала «Отечественные записки», где значатся Е.А. Арсеньева, её внук, домочадцы и родственники. Во время этого посещения Кавказа Лермонтов испытал свою первую, ещё детскую любовь.
.
К 1825 году относится первый сохранившийся рисунок Лермонтова, и это «кавказский пейзаж». В то время Лермонтов живет в родовом поместье в Тарханах. В 1828 году он переезжает в Москву, а ещё через четыре года в Санкт-Петербург.
Событие, изменившее всю жизнь
Так прошли 3 года. И вдруг случилось страшное и непоправимое: в феврале 1837 года на дуэли с Дантесом был убит великий Пушкин.
Реакция света на роковую дуэль
Нравы, царившие в свете, были весьма своеобразны. В столичных салонах нередко судачили, причём совершенно убеждённо, что Пушкин сам повинен в собственной гибели, и воздавали хвалу Дантесу, который и приятнее, и с декабристами дружбу не водил.
В качестве одного из самых веских аргументов звучало: потомок петровского Ганнибала был совсем не Аполлон. А вот его противник, преследовавший Наталью Пушкину, наоборот, был вполне привлекательным.
Красавица-жена, по убеждению светских львиц, вполне могла бы одарить благосклонностью настойчивого кавалера.
А любящий муж и отец семейства, оказывается, не должен был ревновать, права не имел рассчитывать на супружескую верность. Да и на любовь, по большому счёту, тоже.
Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина
Это произведение поэт написал практически сразу после того страшного известия. Михаила Юрьевича одолевали такие сильные эмоции, что перо, казалось, само вложило в буквы всю бурю чувств:
- боль и гнев;
- горечь от осознания невосполнимой потери;
- презрение к лицемерам, чьё поведение лишь приближало роковой час дуэли на Чёрной речке.
Эффект от стихотворения, переписанного и мгновенно облетевшего столицу, был впечатляющим. Врагов Пушкина, а теперь и Лермонтова, возмущала дерзость:
- 23-летний Михаил посмел практически устроить публичную порку светскому обществу за его двойную мораль;
- открыто обвинил в том, что вокруг царского трона и под сенью закона скрываются палачи чести и свободы;
- ещё и грозил карой на Небесном суде.
Кстати, своего родственника из рода Столыпиных поэт попросту выгнал вон. Причина — тот попытался призвать Лермонтова к менее резким выпадам против убийцы, мол, Дантес — весьма достойный человек и джентльмен.
Средства художественной выразительности
Три строфы, в каждой из которых содержится по пять строчек, написаны четырехстопным амфибрахием, что подчеркивает лиричность произведения, а усиленная мужская рифма придает ощущение определенной упругости. В качестве средств художественной выразительности Лермонтов использовал:•
метафоры «на заре моих дней», «пять лет пронеслось»;• олицетворение «Та степь повторяла…», «И сердце лепечет..»;
•
характерное для поэта использование инверсии «отчизны моей», «в розовый вечера час»;
•
обращения акцентируют внимание читателя на особом отношении Лермонтова к Кавказу, он считает их близкими и родными («О южные горы…», «Я счастлив был с вами, ущелия гор…»)
Посещения Кавказа в 1837—1841 гг[править]
Лермонтов в 1837 году, во время пребывания на Кавказе (автопортрет)
После публикации стихотворения «Смерть поэта» (на смерть А. С. Пушкина) Лермонтов был арестован (18 февраля 1837 года), после чего в чине прапорщика отправлен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Простудившись в дороге, был оставлен для лечения в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…», в ноябре побывал в Тифлисе. В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), в которой он постарался передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» сказителя. Тема Кавказа и народный характер раскрываются в стихотворениях «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Беглец». В Пятигорске и Ставрополе Лермонтов встречается с Н. М. Сатиным, который знаком ему по Московскому пансиону, а также с Белинским, доктором Н. В. Майером (ставшим прототипом доктора Вернера в повести «Княжна Мери»). На Кавказе в этот период поэт знакомится с находящимися там ссыльными декабристами: С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым и близко сходится с А. И. Одоевским (впоследствии в 1839 году написал на его смерть стихотворение «Памяти А. И. Одоевского»).
Ссылка продлилась полгода, до октября 1837 года.
В 1838 году на основании полученных от Кавказа впечатлений по возвращении в Санкт-Петербург были написаны такие произведения, как «Мцыри» и «Демон». В марте — начале апреля Лермонтов написал масляными красками картины «Черкес» и «Воспоминание о Кавказе», которые подарил А. И. Арнольди. В октябре Е. А. Арсеньева посылает А. И. Философову рисунок карандашом и картину работы Лермонтова — кавказские пейзажи, нарисованные им по возвращении с Кавказа.
В 1840 году Лермонтов снова оказался на Кавказе. Туда он выехал в конце мая, прибыл в полк 18 июня. Лермонтов оказывается в Чечне, где его полк принимает участие в активных боевых действиях: постоянно происходят стычки с горцами, идут поиски предводителя горцев Шамиля. Лермонтов принял участие в двух экспедициях под руководством генерала Граббе: с 27 октября по 6 ноября и с 9 по 20 ноября. После экспедиций в Чечню Лермонтов поехал в Ставрополь.
Весной 1841 года Михаил Лермонтов возвратился в свой полк на Кавказе, в результате пожеланий его бабушки, которая предпочитала литературе военную службу.
15 июля 1841 года во время очередного пребывания Лермонтова на Кавказе произошла дуэль с Мартыновым, в результате которой поэт получил пулевое ранение в грудь и скончался. Дуэль проходила на склоне горы Машук в городе Пятигорске. Похоронен Лермонтов был на пятигорском кладбище, перезахоронен в 1842 году в Тарханах.
Дуэль с Н. С. Мартыновым
-
А. И. Васильчиков: Положа рука на сердце, всякий беспристрастный свидетель скажет, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил своего противника в такое положение, что он не мог его не вызвать.
-
А. М. Меринский: 15 июля, с утра еще над городом Пятигорском и горою Машук собиралась туча, и, как нарочно, сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолета поверг Лермонтова на землю. Буря и ливень так усилились, что несколько минут препятствовали положить тело убитого в экипаж.
- Н. М. Смирнов: Все приятели Лермонтова ожидали сего печального конца, ибо знали его страсть насмехаться и его готовность отвечать за свои насмешки. Невзирая на то, его смерть поразила всех как неожиданная новость. И в какую минуту он был похищен! В то время, когда его талант начал созревать. Нет сомнения, что, если б он прожил еще несколько лет и если б мог оставить службу и удалиться (как он хотел), в деревню, он близко бы достиг высоты Пушкина.
Составление: Анна Скалчинская, www.soyuz.ru
Цит. по Е. Гусляров «Лермонтов в жизни. Систематизированный свод подлинных свидетельств современников» — М, 2003.
Детство
-
В. С. Соловьев: …Уже с детства, рядом с самыми симпатичными проявлениями души чувствительной и нежной, обнаруживались в нем резкие черты злобы, прямо демонической. Один из панегиристов Лермонтова, более всех, кажется, им занимавшийся, сообщает, что «склонность к разрушению развивалась в нем необыкновенно. В саду он то и дело ломал кусты и срывал лучшие цветы, усыпая ими дорожки. Он с истинным удовольствием давил несчастную муху, и радовался, когда брошенный камень сбивал с ног бедную курицу».
-
М. М. Коновалова: Вышел однажды Мишенька на балкон, а в селе-то избы по-черному топились. Он и спрашивает: «Почему дым через крыши идет? Я видал, как дым через трубы идет, а тут через крыши». Рассказали ему. Тут он пристал к бабушке: «У тебя кирпишна (кирпичный завод) своя, дай мужикам кирпичей на печки». Ну, бабка его любила. Мужикам кирпичей дали, сложили печки с трубами. До крестьян-то Мишенька добрый был.
-
А. П. Шан-Гирей: Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…
- И. А. Арсеньев: …Действительно, судя по рассказам, этот внучек-баловень, пользуясь безграничной любовью своей бабушки, с малых лет уже превращался в домашнего тирана. Не хотел никого слушаться, трунил над всеми, даже над своей бабушкой, и пренебрегал наставлениями и советами лиц, заботившихся о его воспитании.