Васнецов виктор михайлович описание картин. виктор васнецов

Самая большая картина в третьяковской галерее

Филателия

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР:

  • Почтовая марка «Третьяковская галерея» художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор — художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского», вышедшая в 1952 году в ИТЦ «Марка» под №1649.
  • Почтовая марка «Богатыри» (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ «Марка» №1650.
  • Почтовая марка «Витязь на распутье» (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ «Марка», №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 — «Могильщик».
  • Год 1876 — «С квартиры на квартиру».
  • Год 1878 — «Витязь на распутье».
  • Год 1879 — «Преферанс».
  • Год 1880 —
  • Год 1880 — «Аленушкин пруд».
  • Год 1880 — «Ковер-самолет».
  • Год 1881 — «Аленушка».
  • Год 1881 — «Три царевны подземного царства».
  • Год 1887 — «Воины Апокалипсиса».
  • Год 1889 — «Иван-Царевич на Сером Волке».
  • Год 1890 — «Крещение Руси».
  • Год 1897 — «Гамаюн».
  • Год 1897 — «Царь Иван Васильевич Грозный».
  • Год 1898 — «Богатыри».
  • Год 1899 — «Гусляры».
  • Год 1899 — «Снегурочка».
  • Год 1899 — «Встреча Олега с кудесником».
  • Год 1904 — «Страшный суд».
  • Год 1914 — «Илья Муромец».
  • Год 1914 — «Поединок Пересвета с Челубеем».
  • Год 1918 — «Царевна-лягушка».
  • Год 1918 — «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
  • Год 1926 —

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.

Основание и история Третьяковской галереи

Названная в честь ее создателя купца Третьякова Павла Михайловича, галерея создавалась как личный музей в особняке самого «предпринимателя». Сначала он собирал картины зарубежных художников. В 1856 году П.М. коллекционер купил два полотна русских авторов «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанных Шильдером и Худяковым. Именно с этих русских картин и появилась идея о создании доступной для всех общественной картиной галереи. Вот с этого времени и началось активное коллекционирование Третьяковым живописи и в 1867 году, его коллекция составляла 1276 картин. Помимо картин, он увлекался коллекционированием икон и скульптур. В 1892 году Третьяков просто отдал в дар городу собранные коллекции, а 5 августа 1893 года Третьяковка впервые была открыта для посещений и приняла своих первых гостей. А после 1917 года и окончательного установления советской власти, Третьяковка полностью перешла в государственную собственность. В советское время собрание галерее очень активно росло и к 1975 году насчитывалось 55 000 единиц самых разных экспонатов. В период ВОВ, в галерее были проведены объемные работы по демонтажу и эвакуации экспозиции. Здание галереи пострадало от бомбежек в 1942 году, но работы по восстановлению галерее начались фактически сразу же после изменения положения российской армии на фронте. Сегодня Третьяковская галерея представляет собой обширный музейный комплекс. Здесь можно найти шедевры фактически всех сфер живописи в период с XI –начала XX века. Гостям представлены как постоянные экспозиции, но также в галерее часто проходят временные выставки. В настоящее время экспозиции Третьяковки насчитывают более 190000 экспонатов, и это не только живопись. Все желающие могут насладиться композициями из драгоценных металлов, вниманию гостей представлены вещи принадлежавшие частным российским и зарубежным коллекционерам. Главное здание расположено по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10. Корпус, где представлено искусство XX века, находится по адресу: г. Москва, Крымский Вал, д. 10, именно в этом корпусе можно насладиться и попробовать разгадать тайну «Черного квадрата» Малевича. Этот филиал называют «Новая Третьяковка». У галереи есть свои филиалы и музеи. Каждый год Третьяковская галерея принимает более полутора миллионов человек, и желающих посетить одно из самых масштабных собраний мировых шедевров в мире искусства не уменьшается.

Билеты

Цена билетов:

  • Постоянная экспозиция: Взрослый — 500 руб., Льготный (студенты, пенсионеры, члены многодетных семей — 250 руб, Дети (до 18 лет) — бесплатно.
  • Дом-музей Васнецова и Музей-квартира Васнецова: Взрослый — 300 руб., Льготный (студенты, пенсионеры, члены многодетных семей — 150 руб, Дети (до 18 лет) — бесплатно.
  • Выставки: Цена билетов на разные выставки различная, от 250 до 750 руб.
  • Экскурсии. Стоимость экскурсионного билета колеблется в пределах 300-500 руб. (+ входной).

Купить билеты можно на официальном сайте музея на .

Для покупки выберите категорию, желаемое время, тип и количество билетов.

Филиалы

Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский вал, д. 10

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 17:00

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 20:00

Пятница

10:00 – 20:00

Суббота

10:00 – 20:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 18:00

Среда

10:00 – 18:00

Четверг

10:00 – 21:00

Пятница

10:00 – 21:00

Суббота

10:00 – 21:00

Воскресенье

10:00 – 18:00

На карте:

Музей-мастерская А. Голубкиной

Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1

Касса: +7 (495) 637-56-82

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 16:00

Четверг

10:00 – 16:00

Пятница

10:00 – 16:00

Суббота

10:00 – 16:00

Воскресенье

10:00 – 16:00

На карте:

Музей-квартира А.М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)

Телефоны:

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Дом-музей А.М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1

Телефон: +7 (495) 681-13-29

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

«Богатыри»

Нет ни одного другого художника, который был бы так предан живописи, в котором писал Васнецов картины. С названиями большинства из них связаны русские народные сказки и былины. Например, над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.

С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитыч, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).

Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.

Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.

Алеша Попович — самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.

Знаменитые картины

По состоянию на 2020 год собрание музея насчитывало уже более 190 тысяч произведений искусства. Предпочтения у людей разные. У всех свои любимые авторы, жанры, стили. В Третьяковке каждый обязательно найдёт что-то на свой вкус. Приведём здесь лишь несколько примеров наиболее известных картин. Они могут нравиться или не нравиться, но их знают все. Итак:

«Девочка с персиками», Серов«Боярыня Морозова» Суриков«Охотники на привале», Перов«Княжна Тараканова», Флавицкий«Неравный брак» Пукирев«Неизвестная», Крамской«Радуга», Айвазовский«Грачи прилетели», Саврасов«Иван Грозный убивает своего сына», РепинУтро стрелецкой казни», Суриков«Апофеоз войны», Верещагин«Богатыри», Васнецов«Утро в сосновом лесу», Шишкин

Главное здание: Лаврушинский переулок, д. 10

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева — достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, — молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Пейзажные фоны произведений В. на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883-85 В. выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885-96 — большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн». В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба — в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время В. продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-26; обе картины — в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848-1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и др.
После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926)

Как создавалась картина

Ещё в молодости Иванов поставил перед собой творческую цель: создать произведение, в котором он мог бы показать историческую значимость появления христианства для человечества. Долгие годы в различных галереях он изучал работы великих мастеров прошлого на религиозную тематику. Отправившись в заграничную командировку в Италию, он, по сути, работал только над одним этим полотном, создав к нему порядка 600 эскизов. Часть из них можно увидеть в галерее.

Художник стремился к максимально возможной исторической точности, но, к сожалению, в Палестину поехать не смог. Поэтому по всей Италии он искал места, похожие на неё. Таковым стал городок Субиако близ Рима благодаря своим каменистым горам, покрытым зеленью, напоминавшим Ближний Восток. В поисках типажей для героев картины Александр Иванов проводил часы в еврейском квартале итальянской столицы, делая зарисовки сцен и лиц, увиденных в синагогах. Летом живописец отправлялся к морю, где наблюдал за купанием еврейских купцов на местных пляжах. Эти сюжеты он также использовал в крупнейшей картине Третьяковки.

В поисках своих героев Иванов объездил большое количество итальянских городов, в том числе Пизу, Перуджу, Синигалию, Ливорно. Прежде всего его интересовали живые лица, поэтому к помощи профессиональных натурщиков он прибегал очень редко. Художественная манера художника состояла в том, что он изначально не знал, каким будет «Явление Христа народу». Это касалось и самой идеи картины, и её художественного воплощения. Чем дольше Александр Иванов над ней работал, тем больше задумки менялись. Поэтому для него до самого конца произведение было незаконченным.

В Италии художник пробыл 28 лет, 20 из которых были посвящены самой большой картине Третьяковской галереи. Несмотря на то, что полотно для автора ещё не было закончено, нужно было возвращаться. Путь был непростым. Уже немолодой художник по пути в Санкт-Петербург заболел и остался в Германии, в то время как «Явление Христа народу» отправилось дальше. По прибытии его сразу же выставили сначала в Зимнем дворце, а потом — в Академии художеств. Картину приняли холодно, и это стало большим ударом для Иванова. Он вернулся в Россию, но его здоровье сильно пошатнулось. В июле 1858 года он умер. История гласит, что через несколько часов после его смерти стало известно, что полотно приобрёл император и приставил Иванова к награде.

Схема залов и экспозиции

1 этаж:

  • Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
  • Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
  • Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
  • Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
  • Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).

2-й этаж:

  • Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
  • Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
  • Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
  • Залы 32-34: М. Врубель.

«Аленушка»

По возможности посетите Третьяковскую галерею с детьми. Собственная фантазия легко перенесет ребенка в сказку, пусть и написанную маслом. Расскажите им название картин Васнецова. Особенно детям нравится полотно, на котором изображена Аленушка.

На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины — «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство.

Во всем мире любят и знают картины Васнецова. Фото с названиями привозят из России иностранные туристы. Репродукциями часто украшают стены детских садов, поликлиник. «Царевная Несмеяна», «Гамаюн», «Царевна-лягушка», «Книжная лавочка», «Ковер-самолет» и многие другие — это не просто сказки, а название картин. Васнецова не заботила оригинальность имени полотна. Его больше волновало то, насколько сильно его работы могут перенести в волшебный мир.

Картина «Иван Царевич на сером волке»

Работа написана в 1889 году. Вдохновила автора одноименная сказка. На картине изображен волк, который уносит от погони Царевича и спасенную им Елену Прекрасную. Иван насторожено глядит по сторонам, а девушка, покоренная и напуганная происходящим, не поднимает взгляда.

Внимание привлекает человеческий взгляд волка. Он полон храбрости, воли и надежды на победу

В сказке волк играет роль положительного персонажа, который является верным другом Ивана Царевича. Он парит над болотами, унося влюбленную пару от опасности. Немного странным кажется цветущая яблоня и лилии, которые растут посреди болотистой местности. Таким образом, автор полотна отсылает нас познакомиться с сюжетом сказки. Ведь именно с начались приключения главных героев.

Полотно, как и многие другие работы художника, находится в Московской Государственной Третьяковской галерее. Здесь вы можете прикоснуться к прекрасному миру живописи, насладиться потрясающими работами, узнать название картин Васнецова. Экскурсоводы поведают вам историю каждого полотна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: