Яркие представители мифологического жанра
Первым, кто стал использовать мифологический жанр, был Сандро Боттичелли. В его мифологических полотнах прослеживается зависимость от античных и современных для него источников. С еще большей очевидностью в его картинах прослеживается оригинальность в истолковании художником античных сюжетов и образов. Он индивидуален в понимании античности. Это понимание строится не на археологическом интересе к образам героев, а на основе его поэтического мироощущения, которое пронизывает его творчество.
Одна из знаменитых картин Боттичелли — «Рождение Венеры» стала попыткой соединить древний миф и библейское предание о крещении Христа. Явление богини ассоциируется с возрождением души. Строгий аскетизм средневекового христианства здесь заменён всевластием Эроса, а женская нагота, вместо напоминания о первородном грехе, олицетворяет искренность и чистоту.
Рисунок 1. Рождение Венеры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мифологический жанр в живописи принес известность художнику Андреа Мантенья. Его картина «Парнас» выполнена в этом направлении. Только такой знаток древних мифов и легенд мог исполнить свое произведение, наполненное тонкими аллегориями и символами. Некоторые из них до сих пор не разгаданы искусствоведами. Богат и разнообразен колорит картины, не менее интересен и цветовой язык картины.
Несколько картин в мифологическом жанре написал художник Джорджоне. Самая известная из них «Юдифь». Картина создана на основе сюжета из Библии. На полотне Джорджоне героиня изображена скромной, нежной и имеющей чувство собственного достоинства. Несмотря на то, что во времена художника отрицательные герои изображались безобразными, Джорджоне написал Олоферна не безобразным.
На полотнах русского художника Виктора Васнецова оживали герои русского фольклора. Используя мифологический жанр, художник смог воплотить на холсте все, что он представлял в своем воображении. Работы Васнецова затрагивали и продолжают затрагивать тонкие струны души у каждого зрителя.
Картины Васнецова «Снегурочка», «Иван-Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Аленушка» учат тому, как должны выглядеть женская красота, мужественность и богатырская сила. Он умело передавал всю красоту и многогранность русской природы. Все, что написано на его картинах знакомо каждому человеку.
Мифологический жанр картин Михаила Врубеля стал основой его творчества. Написанная по мотивам сказок А. С. Пушкина, картина «Царевна-лебедь» одна из самых известных в копилке художника. Врубель умело использовал цвета и наполнял изображение легкостью и нежностью. Ему удалось запечатлеть момент, когда птица превращается в царевну. До сих пор многие ценители искусства становятся поклонниками его творчества благодаря волшебному эффекту его картин.
Замечание 1
Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное — источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.
Что такое исторический жанр
Исторический жанр – область мирового искусства, отображающая реальные события жизни и истории от прошлого до современности
При этом изображающиеся действия общества или конкретного человека должны иметь важное значение для большинства лиц
История человечества была бы неизвестна современникам без произведений искусства, которые много о ней рассказывают. Мифология, религия, реальные факты – все это переплетается и доносит до нас картину мира. Иногда реальную, иногда выдуманную. Различные эпизоды жизни древних людей и современников создателей произведения, иногда рассказывают настоящую правду, а иногда идеализируют происходящее, или наоборот, его усугубляют и драматизируют.
Это направление считается наиболее сложным и относится к категории «высоких», в отличие от натюрморта и пейзажа. Именно исторические картины рассказывают людям правду о прошлом и настоящем, поэтому ошибаться в их написании нельзя. При этом следует учесть, что многие полотна заказывались известными личностями и часто «приукрашались», выдавая желаемое за действительное.
Ж. Л. Давид. Смерть Сократа.
1. Витязь на распутье (1882)
Одна из самых известных картин Васнецова является частью целого цикла сюжетов о русских сказках и былинах. «Витязь на распутье» частично является отражением жизни самого художника. Выбор дороги и покорность судьбе после совершения выбора — вот что можно увидеть на этом полотне. Витязь на коне смотрящий на камень, на котором описана дорога и то, что ждет его на ней. Выбор нелегкий и ворон сидящий на этом камне создает атмосферу напряженности. Внизу на земле как предупреждение лежат кости того, кто сделал неудачный выбор.
Васнецов к 1880 году окончательно разочаровался в написании картин на злободневную тематику и увлекся рисованием картин на тему русской старины и сказок. Тем самым он отвлекался от проблем современности.
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая» Картины художников
Художник специализировался на мифологических и исторических предметах. Часто рисовал в фольклорном и романтическом стилях живописи. Он считал, что истинное произведение передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.
Васнецов заимствовал сюжет картины из русских народных легенд, баллад и сказок. На этот выбор повлияло его детство. Жил художник в сельской местности с холмистыми перелесками и густым лесом, с извилистыми и широкими долинами. С самых ранних лет Васнецов слышал народные легенды и эпические сказания.
В 1897 году Васнецов нарисовал картину «Гамаюн, птица вещая». Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям. А вместе с ней появляются штормовой ветер и яростный ураган. Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. А услышать
ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто. Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.
Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира
Этот необычный облик привлекает внимание. Гамаюн же сидит на извилистой ветке
Основным преимуществом является красочный эффект картины. Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение. Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх.
Смотря на картину, возникает чувство безумной тревоги. Васнецов сумел возродить духовное наследие человека. Его живопись оказала огромное влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.
Прислал: Шестакова Мария . 2017-10-08 21:44:44
Галерея и коллекция картин
Картины галереи появились в Антверпене около 1610 года и развивались, как и архитектурные интерьеры, из композиций Ганса Фредемана де Фриза . Одним из первых новаторов этого нового жанра был Франс Франкен Младший , который представил произведение, известное как Preziosenwand (стена сокровищ). В них гравюры, картины, скульптуры, рисунки, а также коллекционные предметы из мира природы, такие как ракушки и цветы, собраны вместе на переднем плане у стены, имитирующей энциклопедические шкафы с диковинками . Аналогичным вариантом этих коллекций художественного богатства является серия пяти чувств, созданная Яном Брейгелем Старшим и Рубенсом ( Музей Прадо , Мадрид ). Виллем ван Хехт (1593–1637) разработал еще один вариант, в котором иллюстрации реальных произведений искусства отображаются в галерее фэнтези-арта, а ценители и любители искусства восхищаются ими. Позже в этом веке Давид Тенирс Младший , работая придворным художником эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского , задокументировал коллекцию итальянских картин эрцгерцога в Брюсселе в качестве художников галереи, а также в печатном каталоге — Theatrum Pictorium . Картины Фламандской галереи и коллекции произведений искусства были интерпретированы как своего рода визуальная теория искусства. Такие картины продолжали создаваться в Антверпене Герардом Томасом (1663–1721) и Бальтазаром ван ден Босше (1681–1715) и предвещали развитие ведуты в Италии и галерей Джованни Паоло Паннини .
Ян Брейгель Старший, Цветочный натюрморт , 1606/7. Брейгель был новатором жанра цветочного натюрморта.
Портретная живопись
Хотя Рубенс не является преимущественно художником-портретистом, он включает ранние работы, такие как его Портрет Бригиды Спинола-Дориа (1606, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия ), картины его жен ( Жимолость Бауэр и Хет Пельскен ) и многочисленные портреты друзей и знати. Он также оказал сильное влияние на портретную живопись в стиле барокко через своего ученика Энтони ван Дейка . Ван Дайк стал придворным художником Карла I Английского и оказал влияние на последующую английскую портретную живопись. Среди других успешных портретистов — Корнелис де Вос и Якоб Йорданс . Хотя большая часть фламандских портретов в натуральную величину или монументальна, Гонсалес Кокес и Гиллис ван Тилборх специализируются на небольших групповых портретах.
Адриан Брауэр, Горький напиток , ок . 1630–1640. Экспрессивные крестьяне Брауэра типичны для жанровой живописи «низменности».
О чем поет и почему называют вещей?
Вот что гласит поверье: «Если крыльями своими Гамаюн повеет на голову – быть ему владыкой. Если птица свой полёт над его головой прервёт – случиться бедам большим. Если грянет на землю и дух испустит – скончается князь или приближенный к нему».
Птица, летящая с востока, предвещает страшный ураган. Что, кстати, является еще одним умением существа: она и дождь способна накликать, и ветром управлять, и метель напустить на округу. Именно поэтому ведуны могли слышать её голос даже в шелесте трав, ливне, порыве ветра.
Птице Гамаюн были известны все мирозданья: как произошла земля, звери и люди на ней. Человек храбрый сердцем мог попытаться узнать у неё эти тайны, и она, будучи в хорошем настроении, могла поведать кое-что человеку с чистым сердцем, прямому и открытому.
Миф Пабло Пикассо
На любителя древних искусств Пабло Пикассо произвели такое впечатление римские памятники, что он проделал своеобразное сальто-мортале: на время отказался от кубизма и вернулся к классическому рисунку. Это произошло после первой поездки в Италию в 1917 году, куда он отправился со своим другом Жаном Кокто. Увиденное вдохновило его на создание нового стиля, прозванного классическим. Все работы, созданные им с 1917 по 1923 год, изобилуют статными обнаженными фигурами, строгими композициями и отсылками к мифологии.
Пабло Пикассо. Минотавр, ласкающий своим лицом руку спящей девушки. 1933. Источник
Одним из излюбленных мифологических персонажей Пикассо был Минотавр. С одной стороны, бык был символом родины художника — Испании, с другой — он обладал мощной физической силой и сексуальной энергией, поэтому Пикассо часто использовал образ Минотавра для автопортрета. Если посмотреть на историю его взаимоотношений с женщинами, то для многих своих возлюбленных он действительно был чудовищем. Изображая себя в образе Минотавра, Пикассо одновременно хвастался и признавал темную сторону своего характера.
Альбрехт Дюрер
Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.
Национальность: немец
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.
Шедевр: Меленколия I (1514)
Меленколия I (1514)
Другие известные работы: —
- Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
- Молящиеся руки (1508)
Томас Хаусиго и сырой постмодернизм
Если для Кунса античные скульптуры воплощают идею идеального и прекрасного, а потому и желанного, то для британского скульптора Томаса Хаусиго это в первую очередь руинированные памятники, дошедшие до нашего времени лишь в частичном виде, потеряв свои руки, головы или ноги.
Томас Хаусиго. Римские фигуры. 2013. Источник
В работе «Римские фигуры» 2013 года Хаусиго представил серию скульптур, состоящую из обезглавленного тела, окруженного семью головами. Выбранный художником материал — гипс — напоминает о том, из чего создавались копии античных памятников. Только в этот раз копия сильно отличается от оригинала. Головы-маски со впалыми глазницами и полое тело вкупе с грубой лепкой не создают ощущения гармонии, свойственного античной скульптуре, но имеют вид суровый и мрачный.
Томас Хаусиго. Римские фигуры. 2013. Источник
В этом смысле Хаусиго постмодернистски цитирует не столько древний образ, сколько то, как с ним обращались его предшественники-модернисты: обобщали и разрезали на части, пока не получится кубистический портрет или вовсе абстракция. В свое время это был революционный подход в работе с формой, но за ХХ столетие он стал частым приемом многих авторов. Работы Хаусиго всегда выполнены намеренно «сыро», они словно говорят об утрате традиционных навыков скульптура в эпоху концептуально настроенных постстудийных художников.
Описание[править | править код]
На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой:118 и пальцами на ногах. У существа прекрасное, нежное лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль, мрачное, в глубоком раздумье, тревожное, испуганное:124, побелевшее, скорбное, суровое; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами:123-124 полными ужаса и растерянности. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими:122, или пытается от чего-то отгородиться, или они «смяты порывами бури». Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены:122, встали дыбом, что создаёт «нахохленный» вид:122. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать:124.
Сидит существо на растущем из воды «диковинном» побеге или стволе:120, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа:119. Рядом с деревом из воды растут стилизованные:120 «призрачные» белые цветы и «условно намеченные травинки»:120. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней:120 «тревожное» небо:119. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката:121, то ли пожара. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»:121. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия:119.
Тренировал живописный стиль на заказных портретах
Рембрандт. «Портрет старика в красном», между 1652 и 1654 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Public domain
В 1630-х годах в Амстердаме Рембрандт получал много заказов. Это приносило художнику прибыль и позволяло экспериментировать с техникой. С годами постоянной работы Рембрандт приобрел узнаваемый, выразительный стиль: контрастная светотень, энергичные мазки густой краской, эмоциональная насыщенность.
Амстердамские бюргеры часто заказывали у Рембрандта портреты. В этих работах художник пытался раскрыть внутреннюю сущность человека, учился быстро схватывать типажи и настроения героев. Иногда он даже показывал на портрете только одну сторону лица, а вторую прятал под капюшоном или шляпой, как бы скрыв часть жизни человека. Так Рембрандт начал создавать портреты-биографии.
В более поздний период Рембрандт часто обращался к образам людей преклонных лет. Художник использовал сложный свет. Это давало игру рефлексов и осязаемость морщин на лице, будто помещало фигуру в пространство вне времени. К таким картинам относится «Портрет старика в красном» из эрмитажной коллекции.
Рембрандт изобразил героя в центре композиции и выделил его фигуру светом на фоне мягкого полумрака. На первый взгляд, перед зрителем ничем не примечательный старик. Но глубокие морщины и усталость на его лице выдают непростой жизненный путь героя. Несмотря на кажущуюся беззащитность тела, его дух силен и непоколебим. В такого наученного опытом мудрого старика жизнь превратит самого Рембрандта.
Натюрморт
Натюрморт – это изображение одного или нескольких предметов. Это может быть ваза с цветами или тарелки на обеденном столе.
Можно выделить несколько видов натюрмортов.
Наиболее распространенным натюрмортом является цветочный. За всё время существования этого жанра цветов было написано больше всего.
Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888. Новая пинакотека, Мюнхен. Wikimedia Commons.
Однако не только цветы изображали художники. Могли и… яйца с убитой птицей нарисовать. Причём ещё в античные времена.
Натюрморт с птицей, яйцами и медной посудой. I век нашей эры. Археологический парк, Помпеи. Wikimedia Commons.
Ещё есть вид натюрморта, который носит название ванитас.
Главный предмет в таком натюрморте – это человеческий череп. Такой натюрморт также называют философским.
Цель подавляющего большинства натюрмортов – чисто эстетическая. Вот такие картины вешали в столовых или парадных залах.
Клара Петерс. Натюрморт с цветами и золотым бокалом. 1611. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.
Однако цель ванитас – дать возможность зрителю поразмышлять о бренности жизни, её быстротечности. Поэтому главным предметом в таком пейзаже был череп. Помимо него изображались и другие символы на эту тему.
Так, пустые бокалы – символ хрупкости. Стеклянные шары – символ тщеславия, из-за которого жизнь может стать слишком короткой. А скрипка говорит нам об эфемерности этой жизни.
Питер Клас. Ванитас с автопортретом. 1628. Германский национальный музей в Нюрнберге. Wikimedia Commons.
Обратите внимание, насколько голландские натюрморты натуралистичные! Вы буквально чувствуете вкус лимона во рту, когда смотрите на такие картины. Питер Клас
Натюрморт с рыбой. 1646. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Wikimedia Commons
Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1646. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Wikimedia Commons.
Эта натуралистичность была так важна в ту эпоху, что появился даже отдельный вид натюрморта – обманка. Вернее, голландцы позаимствовали этот вид натюрморта из далёкого прошлого. Обманки существовали ещё в античные времена.
До нас дошли сведения о том, что древнегреческие художники даже соревновались между собой, кто напишет лучшую обманку.
Вы же знаете историю о споре двух античных художников Зевксиса и Паррасия?
Зевксис написал такой реалистичный виноград, что слетелись птицы его клевать. И вот очередь дошла до Паррасия показывать свою картину. Зевксис подошел к ней. Он хотел одёрнуть занавес, за которым находилась работа соперника.
Но оказалось, что занавес нарисован! Это и была картина-обманка Паррасия.
Так вот, свои обманки создавали и в Голландии XVII века.
Их целью было развлечь гостей. Мол, подойдите и возьмите вот там на стене расчёску или перо. А нет, всё нарисовано!
Самюэль ван Хогстратен. Натюрморт-обманка. 1664. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды. Wikimedia Commons.
Как Вы думаете, является ли эта картина натюрмортом?
Этот вопрос с подвохом). Ответ на него ищите в моей статье “Натюрморт: особенности, история развития, примеры”.
Характерные фразы, цитаты
Гамаюн-птица вещая.
А. Блок ГАМАЮН — ПТИЦА ВЕЩАЯ
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
В. Высоцкий КУПОЛА
Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед —
Это птица Гамаюн
Надежду подает!
В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно – да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.
Словно семь богатых лун
На пути моем встает —
То птица Гамаюн
Надежду подает!
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, —
Если до крови лоскут истончал, —
Залатаю золотыми я заплатами —
Чтобы чаще Господь замечал!
Б. Гребенщиков СИРИН, АЛКОНОСТ,ГАМАЮН
В жилищных конторах лесной полумрак,
На крышах домов — фонари с египетской тьмой.
Тронулся лед, так часто бывает весной
Живущим на льдинах никто не сказал,
Что может быть так…
Откуда нам знать, что такое волна?
Полуденный фавн, трепет русалок во тьме…
Наступает ночь — начнем подготовку к зиме;
И может быть, следующим, кто постучит
К нам в дверь,
Будет война…
Я возьму на себя зеркала,
Кто-то другой — хмель и трепетный вьюн…
Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;
Как мы условились, я буду ждать по ту
Сторону стекла.
А.Ремизов. ГАМАЮН
Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:
— Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!
Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер — Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:
— Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.
— Это невозможно, — сказала Правда. — Свет необъятен. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание невыполнимо.
— Это возможно, — возразила ее сестра. — Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой.
Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро.
Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Великая книга мифов
Исторический жанр
Исторический жанр – это изображение сюжетов и событий с героями и правителями прошлого, а также с персонажами мифов, библии, пьес и сказок.
Как правило, изображается кульминационный или трагический момент, когда кто-то с кем-то борется, совершает главный подвиг своей жизни или готовится к этому самому подвигу.
Цель таких картин – показать благородство и величие героя. Как это сделал Жак Луи Давид.
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. 1784. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.
Это картина исторического жанра о реальных персонажах из далёкого прошлого. Художник показал самый трагический момент из жизни семьи Горациев. Отец отправляет сыновей на поединок с представителями другого города. Женщины в отчаянии. Ведь им предстоит оплакивать своих братьев, мужей и сыновей.
А теперь давайте разберем другие виды исторического жанра.
Мифологический жанр был особенно популярен в XVI-XVII веках. На тот момент многие труды античных авторов уже были переведены с древнегреческого и латыни. И необычные истории мифологических героев стали крайне интересны заказчикам картин.
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Так, немало подобных картин написал фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В том числе на сюжет о Персее и Андромеде. Правда художник показывает развязку истории. Герой уже поверг монстра (его ноздри торчат под его ногами). Андромеда смущена, но безмерно рада.
К историческому жанру, конечно, можно отнести и картины с библейскими сюжетами. Назовём это религиозным жанром.
Этот вид жанра был самым распространенным вплоть до XX века. В течение пяти веков художники создали немыслимое количество картин с сюжетами из Ветхого и Нового Завета!
Рафаэль. Положение во гроб. 1507. Галерея Боргезе, Рим. Wikimedia Commons.
К историческому жанру также можно отнести и литературный жанр. Особенно он был развит в Англии среди прерафаэлитов. Так, немало картин было написано по мотивам пьес Шекспира.
Вот и Милле создал свою знаменитую Офелию, героиню пьесы “Гамлет”. Девушка решила утопиться, узнав, что возлюбленный убил её отца.
Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851. Тейт Британия, Лондон. Wikimedia Commons.
В русском искусстве мы можем встретить ещё сказочный жанр. Особенно он нам известен по творчеству Виктора Васнецова.
Снегурочка была героиней русской народной сказки. Затем в 1864 году драматург Александр Островский написал пьесу об этой героине. После чего она уже появилась и на холсте.
Виктор Васнецов. Снегурочка. 1898. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Исторический жанр многие века был главенствующим в искусстве. С помощью таких картин увековечивали подвиги правителей и мифологических героев ещё в античные времена.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. I век нашей эры. Археологический парк, Помпеи. Ancientrome.ru.
Этот жанр также был очень развит вплоть до XX века. Но в наши дни он редко встречается.
О том, как развивался этот жанр от времен древних римлян до наших дней, читайте в отдельной статье “Исторический жанр”.
А вот следующий жанр мало похож по своим героям и сюжетам на жанр исторический.
Леонардо Да Винчи
Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.
Национальность: итальянец
Леонардо Да Винчи
Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.
Шедевр: Мона Лиза (1517)
Мона Лиза (1517)
Другие известные работы:
- Тайная вечеря (1498)
- Витрувианский человек (1490)