Творчество
Пейзажи и пасторали
Пейзажи, которые он писал в окрестностях Бове и Парижа в этот период, похоже, превратились из беседок или задников, для которых они были сделаны, в станковые картины. Эти красивые декоративные композиции можно использовать в качестве фона для любой пасторальной сцены. В них простые жанровые наблюдения сочетаются с обобщенной и декоративной общей композицией («Ферма», Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; «Утро в деревне», 1740-е годы, Альте Галери, Мюнхен; «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва).
Пастораль Буше также основана на принципе театральной сцены: со сценой для актеров, которые стоят за кулисами и уподобляются молодым, красивым горожанам, которые играют на сцене, чтобы развлечься или решить свои любовные дела (Вознагражденное послушание, Музей искусств, Ним; Прекрасная кухарка, 1738, Музей Коньяк-Жайе; Отдых крестьянина, частная коллекция, Флорида).
Мифологические и библейские сцены
Декоративный талант и воображение художника также выражены в мифологических сценах. Древние здания изображаются на воображаемом фоне. Сцены поражают своей композицией, написаны в свободной, живописной манере и в яркой, серебристой цветовой гамме, что отражает его интерес к стилю Дж.Б. Тьеполо («Аврора и Цефал», Музей искусств, Нанси; «Геркулес и Омфала», 1730-е годы, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», Лувр).
Его картины отличаются яркой композицией, выполненной динамичными мазками. Буше любил не только использование конкретных цветов (играя с их тональными вариациями или, наоборот, с локальными сочетаниями), но и техники, которые производили впечатление. Он прибегал к обильному лаку, придавая своей живописи поверхность миниатюры или фарфора, или писал свободными, текучими мазками, имитирующими стиль Дж. Б. Тьеполо, а в палитре — цвет венецианских «виртуозов». Он был интерпретатором многочисленных мод и в своей творческой свободе чувствовал себя настоящим мастером восемнадцатого века8 .
Любимыми сюжетами Буше были сцены из истории Зевса («Зевс и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва; «Леда и лебедь», Национальная галерея, Стокгольм), изображающие чувственные розовые тела нимф, наяд и цапель. Тела и аксессуары богинь одинаково великолепно изображены в «Ванне Дианы» (1742, Лувр) и «Туалете Афродиты» (Музей Метрополитен). Их светящиеся цвета ограничены единой, блестящей золотой палитрой, напоминающей палитру венецианских мастеров.
Образы безмятежного мира, полного чувственных наслаждений, передают картины «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр) и «Венера, утешающая Купидона» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусств). За эти темы, не соответствующие устремлениям эпохи Просвещения, он подвергся резкой критике со стороны Дидро, который писал, что «его разврат должен нравиться щеголям, легкомысленным женщинам, молодым людям, людям света, то есть всем тем, кому чужды истинный вкус и искренность».
Художник также писал библейские сцены в духе академической традиции («Жертвоприношение Гидеона», Лувр; «Иосиф, представленный фараону его отцом и братьями», Музей искусств Колумбии); отсутствие внутреннего драматизма здесь восполняется эмоциональным стилем живописи и яркими красками. 6
Жанровые сцены
В жанровых сценах интерьера Буше с большим мастерством воспроизводит не только детали изображенных будуаров, но и костюмы фигур — дам, одевающихся и беседующих с горничными, матерей, сидящих за столом, или гувернанток с детьми, — но он также знает, как сделать сцену занимательной, привести всех в общее настроение («Завтрак», 1745, Национальная галерея, Стокгольм; «Завтрак», Лувр)6 .
Список произведений
-
Художник в своей мастерской
(автопортрет), 1720, Лувр , Париж. -
Диана после охоты
, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же , Париж. -
Геркулес и Омфала
, 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея
, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр , Париж. -
Портрет Мари Бьюзо, жены художника
, 1733. -
Похищение Европы
, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Ринальдо и Армида
, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр , Париж. -
Триумф Пана
, 1736 г., Национальная галерея, Лондон. -
Завтрак
, 1739, Лувр , Париж. -
Рождение Венеры
, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм. -
Триумф Венеры
, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм. -
Леда и Лебедь
, 1741 г., холст, масло, частная коллекция. -
Диана, отдыхающая после купания
, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр , Париж. -
Диана после охоты
, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж. -
Обучение Купидона
, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин. -
Туалет
, 1742, холст, масло, частная коллекция. -
Пейзаж с отшельником
, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Юпитер и Каллисто
, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва. -
Одалиска на синей софе
, 1745, Лувр, Париж. -
Портрет мадам Бержере
, 1746. -
Летняя пастораль
, 1749. -
Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога
, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур. -
Венера, обезоруживающая Купидона
, 1751 г. -
Туалет Венеры
, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк. -
Венера, утешающая Амура
, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон. -
Мельница
, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр , Париж. -
Портрет мадемуазель О’Мерфи
(Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен. -
Закат Солнца
, 1752 г., Собрание Уоллеса , Лондон. -
Восход Солнца
, 1753 г., Лондон. -
Визит Венеры к Вулкану
, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Портрет маркизы де Помпадур
, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен. -
Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея
, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр , Париж. -
Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто
, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона , Канзас-сити. -
Портрет маркизы де Помпадур
, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллеса , Лондон. -
Пан и Сиринга
, ок. 1762 г., Музей Прадо , Мадрид. -
Пигмалион и Галатея
, 1767 г.,
Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Мольера, Боккаччо, Овидия. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.
Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.
Творчество Франсуа Буше
После возвращения из Италии творчество Буше получило полное признание. С 1734 г. он стал членом Королевской академии, а затем ее профессором. На протяжении многих лет художник работает в Версале, оформляя королевскую резиденцию росписями и декором, участвует в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.
Основная тематика картин Франсуа Буше — это описание природы, жанровые зарисовки, портреты, работы на мифические сюжеты и библейские. Яркое мастерство живописца Буше проявил в создании жанровых картин, тщательно прорисовывая каждую деталь и мелочи: все композиции и люди на них, черты их лиц — выглядят очень жизненно и естественно.
Картина «Завтрак» Ф. Буше — одна из жемчужин его живописных работ. В ней художник изобразил семью (предположительно свою), передавая с успехом атмосферу теплых взаимоотношений, благополучия и любви. Цветовая гамма представлена нежными оттенками, от светлых до темных тонов.
С точностью до малейших деталей описана обстановка комнаты и декоративные элементы (столик на фигурных ножках, позолоченное зеркало, старинные часы, столовый сервиз, игрушки). Очень подробно нарисована одежда: платья, кружева, чепчики
Большое внимание художник уделил мельчайшим деталям, характеризующим эпоху, и даже стоящий на полочке Будда может рассказать зрителю о моде в 18 в. на китайское искусство. Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей
Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей.
Биография
Ранние годы
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.
Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
1722-1730 гг.
С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.
В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима».
Участие в 1722-1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения А. Ватто, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы.
В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию; позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали.
1731-1760 гг.
Этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балетам («Персей, 1746 и «Галантная Индия», 1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.
Вернувшись из Италии в 1731 году, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии за картину «Ринальдо и Армида» (1734).
Первые годы после итальянского путешествия почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.
В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент (1735), а затем — как мастер (1737). Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах.
С конца 1730-х годов работает в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров.
В 1737 г. Буше становится профессором Академии.
В 1730-1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743-1746, Париж, Национальная библиотека). Он проявляет в них изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.
В 1742-48 гг. он занимал должность декоратора парижской Оперы.
С 1755 (по другим версиям — 1757) по 1767 г. Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов.
1761-1770 гг.
С 1760 г. Буше теряет былую популярность. В 1761 году становится ректором Королевской академии, в 1765 году — директором. За несколько месяцев до смерти его избирают почетным членом Петербургской академии художеств.
Список произведений
- Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
- Геркулес и Омфала, 1731—40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
- Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
- Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
- Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
- Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
- Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
- Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
- Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
- Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
- Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
- Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
- Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
- Портрет мадам Бержере, 1746.
- Летняя пастораль, 1749.
- Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
- Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г.
- Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
- Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж.
- Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон.
- Восход Солнца, 1753 г., Лондон.
- Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
- Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж.
- Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона, Канзас-сити.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Пан и Сиринга, ок. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
- Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франсуа Буше: картины, биография художника рококо
Рейтинг пользователей: / 0ХудшийЛучший
Картины известных художников — Яркие личности в искусстве |
18. 07.2013 13:45 |
Творчество Франсуа Буше (1703–1770)
|
Франсуа Буше — мастер изящного стиля, картины и биография
- Год рождения: 29 сентября 1703
- Дата смерти: 30 мая 1770
- Страна: Франция
Сыну учителя рисования и составителю узоров для вышивки прямая дорога в художники, ну или в рисовальщики. Для Франции 18 века рисовальщик и декоратор даже лучше, это верный кусок хлеба. Но сын рисовальщика узоров Николя Буше с детства проявил такие способности, что отец решил отдать своего отпрыска в мастерскую настоящего художника.
Так Франсуа получил возможность учиться у Лемуана и Карса — виднейших мастеров первой половины 18 века во Франции.
Франсуа всегда был очень послушным, исполнительным и покладистым. У него не было никаких проблем с поведением и все его учителя были в восторге от его трудолюбия и прилежания. Будущий королевский художник быстро набирался опыта, пробовал себя сразу в нескольких видах изобразительного искусства. Отец желал его видеть рисовальщиком и декоратором — Буше создает сразу несколько обойных узоров, которые понравились заказчикам. Учителя Франсуа предлагают ему попробовать себя в гравюре, ученик старательно наносит рисунки на медные пластины и тоже небезуспешно.
Свою первую академическую премию Буше получил в возрасте 20 лет. Его картина на библейский сюжет отвечала всем требованиям моды на рококо. Она была яркая, изящная, декоративная, эмоциональная и неглубокая по смыслу. Нужно сказать, что Франсуа Буше быстро понял, что от него требует публика и никогда не отступал от незамысловатого запаса приемов, колорита, сюжетного выбора, который ему диктует мода и эстетические предпочтения аристократии.
Важную роль в творческой жизни Буше сыграла работа над созданием гравюр по картинам Ватто. Эта кропотливая творческая работа на протяжении двух лет позволило Буше изучить манеру талантливого мастера.
Учебная поездка в Италию, которую художник совершил благодаря стипендии академии, практически не повлияла на творчество Буше. К этому времени он уже определился в своей манере и использовал командировку для поиска богатых заказчиков.
Настоящая слава пришла к Буше в 1730 году. Именно в это время художника представляют мадам Помпадур — королевской фаворитке. Несмотря на то, что портретов художник никогда не писал, он с удовольствием соглашается сделать несколько портретов возлюбленной короля. Портрет понравился и для мастера наступают золотые времена.
Буше декорирует и расписывает апартаменты в Версале, работает в других королевских резиденциях. Постепенно в его работах появляется все больше пикантности. Эротичность его сюжетов вызывает неудовольствие Церкви, но все эти изыски появляются по требованиям Помпадур. Художник остается неприкасаемым для критики духовенства.
Многочисленные работы Буше на библейские, аллегорические и бытовые темы украшали самые богатые аристократические салоны. Трудолюбивый и старательный мастер, кроме живописи, оформляет оперные спектакли, рисует эскизы для фабрики гобеленов.
Творческая удача отвернулась от Буше после того, как новый стиль — классицизм — стал набирать популярность в Европе. Вместе с новым стилем все пикантные и иллюзорные работы художника перестали интересовать публику, а вместе со смертью Помпадур, в прошлом осталась и поддержка короля.
Последние годы художника прошли в тишине забвения, но материальное положение Буше никогда не было бедственным. После себя он оставил весьма солидное состояние.
http://www.syl.ru/article/323048/hudojnik-fransua-bushe—kartinyi-s-nazvaniyami-biografiya-i-interesnyie-faktyihttp://hist-etnol.livejournal.com/5438823.htmlhttp://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1764-fransua-bushe-master-izyaschnogo-stilya-kartiny-i-biografiya.html
Франсуа Буше Биография со всеми подробностями
Франсуа Буше родился в Париже, сын дизайнера кружев Николя Буше. Франсуа Буше был, пожалуй, самым знаменитым художником-декоратором 18-го века, большая часть его работ отражала стиль рококо. В возрасте 17 лет Буше поступил в ученики к своему отцу Франсуа Лемуану, однако всего через 3 месяца он пошел работать к гравёру Жану-Франсуа Карсу. В течение 3 лет Буше уже выиграл элитный Гран-при Рима, хотя он воспользовался последовательной возможностью учиться в Италии только 4 года спустя. По возвращении из Италии в 1731 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры как исторический художник, а в 1734 году стал преподавателем.0005
С этого момента его карьера ускорилась: он прошел путь от профессора до ректора Академии, став главой Королевской фабрики гобеленов в 1755 году и, наконец, премьер-министром Пейнтра дю Руа (первым художником короля) в 1765 году.
Отражение обретенного вдохновения от художников Ватто и Рубенса, ранние работы Буше прославляют идиллию и спокойствие, изображая природу и пейзаж с большим энтузиазмом.
Картины, такие как «Завтрак 1739 года», семейная сцена, также показывают Буше как мастера жанровой сцены, поскольку он регулярно использовал свою жену и семью в качестве моделей. Однако эти интимные семейные сцены контрастируют с «распущенным» стилем, который можно увидеть в его портретах одалиски. Темноволосая версия портретов одалиски вызвала заявления Дидро о том, что Буше «проститутировал собственную жену», а блондинка-одалиска была портретом, иллюстрирующим внебрачные отношения короля. Буше приобрел прочную известность благодаря таким частным заказам для богатых коллекционеров, и после того, как вечно нравственный Дидро выразил свое неодобрение, его репутация стала подвергаться все более критическим нападкам в последние годы его творчества.
Наряду с живописью Буше создавал театральные костюмы и декорации, а страстные интриги комических опер Фавара (1710-1792) тесно связаны с его собственным стилем живописи. Дизайн гобеленов также был его интересом и основной деятельностью, наряду с его проектной деятельностью для оперы и королевских дворцов Версаля, Фонтенбло и Шуази. Его дизайн для всего вышеупомянутого увеличил его прежнюю репутацию, что привело к множеству гравюр с его работ и даже к воспроизведению его тем на фарфоре и изделиях из печенья на фабриках Венсена и Севра.
Художник-неоклассик Жак-Луи Давид начал обучение живописи у Буше.
Буше известен тем, что сказал, что мир природы был «троп верте и мал эклер» (слишком зеленый и плохо освещенный).
Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года в Париже, Франция. Его имя, наряду с именем его покровительницы мадам де Помпадур, стало синонимом французского стиля рококо, что побудило братьев Гонкур написать: «Буше — один из тех людей, которые представляют вкус века, которые выражают, олицетворяют и воплощают Это.