Виктор борисов-мусатов: жизнь и творчество художника

Художественное училище

Виктор учился в Саратовском реальном училище, где преподавал Василий Коновалов. Учитель заметил в молодом человеке талант и научил его всем необходимым азам в живописи.

Затем, в 1870 году, художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где работал известный художник того времени Поленов, но Виктор не задержался там надолго. Борисов поступил в Петербургскую Академию художеств, стал брать уроки у Павла Чистякова. К сожалению, петербургский климат негативно влиял на здоровье юного художника, и ему пришлось вернуться в Москву, снова восстановившись в училище.

«Вдвоем»

В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.

Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина «Водоем». Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем — это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес…

Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.

А в 1904 году родилась дочь — Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Гобелен»

Виктор Борисов-Мусатов появился на свет в Саратове, там он и прожил всю свою юность. Учился он в Московской школе искусств, там его научили безупречно владеть кистью и передавать свое настроение красками. В 1895 году у него, получается, перебраться в Париж. Там он совершенствует свое мастерство и открывает новые грани таланта.

В России о художнике заговорили в 1902 году, именно тогда на свет родилась картина «Гобелен». Выбирал автор пастельные тона для своих работ, но особенно его привлекла необычная техника гобелен. Эту технику Мусатов подробно изучил во Франции, зародилась она еще в XVII в. Картина становится похожей на ткань, за счет того, что краска на холст наносится очень тонким слоем. Текстура проявляется, волокна становятся видны.

На картине изображены две молодые дамы, они прогуливаются по саду. Расположился парк в старинной усадьбе. Темноволосые красавицы вышли прогуляться в солнечный день, на улице немного жарко и они вынуждены взять с собой свои прелестные веера. Одна из дам поправляет свое пышное платье, а вторая кидает на нее равнодушный взгляд. Парк ухоженные, газоны ровные, а деревья пострижены. На заднем плане красуется сама усадьба, виднеется аллея с небольшой лавочкой.

Платья женщин украшено воланами и многочисленными складками на юбке. На шее виднеется жемчужное украшение, указывающее на статус молодой особы. Прическа убрана назад, это придает строгости, нарисованной барышне.

Виктор Борисович передал настоящую атмосферу одного из прогулочных дней двух прекрасных женщин. Он лично наблюдал такие прогулки ежедневно. Ему нравилось рисовать девушек, рисуя их лица в истории своего творчества. Больше всего восхищает умение подбирать такие легкие и естественные оттенки. Солнечный свет передается во всем, а детали нарядов смотрятся скромно, но в то же время богато.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой»

Полотно создано в 1898 году маслом на холсте.

Борисов-Мусатов – это русский художник конца 19 столетия начала 20. Он родился в Саратовской губернии, где им написано много полотен. Прожив всего 30 лет, он оставил нам прекрасные картины, которые вышли в культурное наследие нашей страны.

Автопортрет со своей сестрой художник написал в 1898 году, с того года он уже жил в Саратове. Сам портрет он создал в усадьбе Зубриловка. Это было его любимое место, красота и живописность тех мест, всегда имела особое место в его душе.

На автопортрете художник изобразил себя и свою сестру Елену. Она была совсем юна, ей всего 14 лет. Но образ, созданный автором на полотне, показывает нам не молоденькую, взбалмошную девчонку, а леди, которая глубоко рассуждает о прошедшей эпохе. Она одета в платье, которое носили в сороковых годах 19 столетия.

Свой портрет художник изобразил лишь наполовину. На лицах запечатлена отрешенность. Все произведения Борисова-Мусотова наполнены таинственностью, проникнуть духом и печалью уходящей эпохи. Портрет с сестрой отражает драму в их душах. Молчание, взгляд все показывает нам, как остро герои ощущали близившиеся перемены.

Уходит эпоха символизма, галантности кавалеров и безмятежности дам. Наступает новый век, который уже никогда не будет схож с тем, что было раньше. Брат с сестрой словно прокручивают все события, связанный с ушедшей эпохой, желая остановить временной бег.

Художник создал эту картину за несколько лет до своей кончины. Спустя век, мы можем лицезреть красоту, изящность того времени. Картина написана в летний, солнечный день на террасе любимой усадьбы. По ее мотивам Тютчев написал несколько прекрасных строк. Через пару лет здесь же Борисов-Мусатов создаст еще один шедевр живописи «Призраки», под впечатлением от запущения и увядания любимого места, словно предчувствия скорую кончину.

Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Москва.

Появление на свет художника

Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем — женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.

У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор — счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.

К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.

«Весна»

В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».

Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.

«Реквием»

На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Цветы»

Вот уж кажется совсем незаметное полотно, да и ничего не выражающее. Всего-то часть стола, угол и на какой-то белой черепице выложены цветы. Причём не просто цветы, а именно соцветия, то есть самый верх, стебли убраны. Точно определить какие именно цветы практически невозможно.

Заметна роза, самое яркое пятно. Затем можно предположить, что лежат васильки или веточки сирени. Но это только предположение.

Удивительно построена композиция. Фоном дан нам пол, и он максимально зрительно приближен к нам, потом угол чего-то коричневого – то ли стола, то ли картонки, которая лежит на полу. И только на этом коричневом возлежат цветы.

А вот теперь стоит рассказать немного и об авторе. Всё дело в том, что он вошёл в русскую живописную школу как гениальный художник, имея в багаже всего-то несколько десятков полотен. Ярких полотен, жанровых и просто пейзажных, есть и портреты. Но всё это делалось при весьма печальных обстоятельствах – художник с трёх лет был не здоров и уродлив. Он был горбат.

Но это не помешало пройти учёбу в художественных училищах и академии. И даже учился в одной из художественных студий Парижа. Он рисовал великолепно, так считали многие. Его полотна сейчас практически все находятся в Третьяковской галерее. Но сам художник никогда не был столичным жителем, в основном он прожил в Саратове, а конце своей жизни провёл в Подольске или Тарусе.

Таруса и стала его последним приютом. Художнику было всего тридцать пять лет, когда его не стало. Ничтожно мало и, к сожалению, не успел он полностью проявить свой талант. А может быть это и хорошо, что такой талантливый человек ушёл рано. Он наверняка не смог бы пережить все те события, которые как раз начались в 1905 году. Ведь известно, как ранимы, бывают такие люди. Революцию он бы точно не смог пережить.

Последнее лето художника

Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.

Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.

В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».

Результаты поездки в Париж

Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова — это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.

Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.

Последние статьи

  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» сегодня, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят сегодня, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл сегодня, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато сегодня, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни сегодня, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни сегодня, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор сегодня, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией сегодня, 09:21
  • +1   Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33
  • +1   8 фактов из жизни Достоевского, которые позволят по-другому взглянуть на его творчество 31.07.2023, 22:19

Все статьи

Фотография в творчестве Виктора Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов — Девушка с ожерельем, 1904, х.м., частная коллекция

Любопытным и неожиданным открытием для меня оказалось то, что Борисов-Мусатов, в своих творческих исканиях, использовал фотографию, которой занимался весьма серьёзно и даже экспериментировал с цветом.В фотографии Борисов-Мусатов — всё тот же большой мастер, это чувствуется в каждом снимке.

Об этом — интереснейший пост galimatja_44: Фотограф и художник Виктор Борисов-Мусатов

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова, сестра художника

Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые «переросли» рамки «пособия», превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова — это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых — цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.

Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография

«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея

«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея

Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке Е.Э. Мусатова

«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей

Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке Е.Э. Мусатова

«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко

Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке Ю.Ю. Домбровская

«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова

«Одиночество». Пастель

Фотоэтюд. На снимке Ю.Ю. Домбровская

«Сидящая девушка» (?)

Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке Ю.Ю. Домбровская

«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника

Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография

«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902

Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография

«Дама в голубом». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея

Фотоэтюд. На снимке Н.Ю. Станюкович

«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей

Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография

«Гобелен». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея

Фотоэтюд. На снимке М. Ягодская

«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея

Натурщицы в старинных костюмах. Фотография

«Летний день». Акварель

Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография

«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея

Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография

«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей

Праздник зеленого маскарада. Фотография

Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография

«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея

Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография

«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея

ЗДЕСЬ интересная статья об использовании В.Борисовым-Мусатовым и М.Врубелем фотографии в своих работах…

ОТСЮДА взято

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи)

Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.

Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.

Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: