Биография Александра Дейнеки: детство и юность
Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии. Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».
Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?
Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (, ). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…
Литература
- Дейнека. Живопись. Редакторы , . — М.: Издательская программа «Интерроса», 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-91491-020-1.
- Дейнека. Каталог выставки произведений Александра Александровича Дейнека, заслуженного деятеля искусств РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР. Вступительная статья А. Дейнека. — М.: Советский художник, 1957. — 47 с. — 1600 экз.
- Александр Дейнека // Мастера и шедевры. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — Т. III. — 784 с. — 100 000 экз.
- Дейнека. — М.: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2011. — Т. 89. — 48 с. — (Великие художники). — ISBN 978-5-7475-0124-9.
- Спорт в СССР. Физическая культура — визуальная культура. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-8679-3815-4.
- Александр Дейнека. — М.: Арт-Родник, 2010. — 95 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 978-5-404-00007-8.
- Сысоев В. П. Александр Дейнека. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — Т. 1. — 15 400 экз.
- Сысоев В. П. Творчество Александра Дейнеки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (на русском языке). — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1972.
- А. Дейнека. — М.: De Agostini, 2011. — Т. 56. — 32 с. — (50 художников. Шедевры русской живописи). — 120 000 экз. — ISBN 978—5-91491-020-1.
Художник Александр Александрович Дейнека: биография и творчество
Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.
После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.
После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.
В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.
В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.
В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.
Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».
В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.
После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.
Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.
Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.
История создания и судьба картины
Внешние изображения |
---|
Набросок художника к картине «Раздолье» |
Работа над «Раздольем» была начата художником ещё до начала Великой Отечественной войны, а закончена в 1944 году. Новая ситуация в стране, новые мысли и чувства заставили Александра Дейнеку переработать первоначальный эскиз, «подобрать более современный типаж и отвечающий ему пейзажный фон». «Раздолье» опережало события, происходившие в это время на фронте, где шли тяжёлые бои с отступающими немецкими войсками, оно изображало идеальный мир таким, каким его мечтал увидеть художник после окончания военных действий. Это — повседневная жизнь прекрасных людей, ощущающих свою свободу. В основу сюжета, представленного на переднем плане, Александр Дейнека теперь положил мотив легкоатлетического бега: несколько девушек совершают утреннюю пробежку по берегу, с которого открывается вид на русло реки. Картина в этом варианте, по мнению академика Владимира Сысоева, — предвидение будущего Дня Победы, отражение веры в могущество Родины.
В Курской государственной картинной галерее имени А. А. Дейнеки находится двухсторонний рисунок к картине «Раздолье». Он создан в 1944 году и изображает бегущую девушку. Техника исполнения — карандаш, цветные карандаши по тонированной бумаге. Размер — 28,9 × 22,2 сантиметра (номер в Госкаталоге — 14208345, в каталоге Курской галереи — 05442, инвентарный номер в коллекции галереи — Г 2119).
Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер полотна — 204 × 300 см (ранние указания размера противоречивы, в первом издании каталога Всесоюзной выставки 1946 года указывался размер 208 × 300 см, а во втором издании того же каталога — 205 × 300 см). В каталоге персональной выставки художника 1957 года указывается размер 208 × 302 см. Впервые полотно было представлено широкой публике в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи на «Всесоюзной художественной выставке. Живопись, скульптура, графика» 1946 года. Дейнека также представил здесь свои живописные работы «Парашютный десант на Днепре», «Возвращение на родину после изгнания немцев», «Портрет жены» и скульптурную композицию «Эстафета»
Внимание зрителей и искусствоведов привлекла именно картина «Раздолье». Художественными критиками она была оценена положительно, однако в рецензии искусствоведа , опубликованной под названием «Живописцы Москвы и Ленинграда» в газете «Советское искусство», были высказаны и замечания в адрес художника:
Картина Дейнеки на временной выставке в Русском музее «Вдохновлённые классикой. Неоклассицизм в России», 2023
В следующем, 1947 году полотно «Раздолье» было представлено на международной выставке в Вене. Картина в 1949 году поступила в Русский музей, где экспонируется в настоящее время, через Комитет по делам искусств при Совете министров СССР. Инвентарный номер в коллекции музея — Ж-4500.
Картина неоднократно представляла творчество Дейнеки на выставках: на персональной в 1957 году в Москве и Ленинграде, на Всесоюзной — в 1958 году в Москве, на выставке в 1958—1959 годах в Москве, в 1966—1967 годах — на выставках в Курске, Киеве и Риге. Картина демонстрировалась на выставке в Академии художеств СССР в 1973—1975 годах, на выставках в Москве в 1975 и 1978 (персональная выставка Дейнеки в Центральном выставочном зале) годах, в 1980 году в Москве и Ленинграде, на выставках в Москве в 1980 (персональная) и 1990 годах, в 2007 году в Санкт-Петербурге на выставке «Поэтика воды».
Картина представляло советское искусство на международных выставках: в 1990 году — на выставке в Манчестере; на выставке «Агитация за счастье» (1993—1996), которая проходила в Касселе, Санкт-Петербурге, Праге, Турку, Стокгольме; в 1997 году на выставке в Иерусалиме; в 2006—2007 годах в Китае на выставке «Венера советская».
Избранные работы [ править ]
«Оборона Петрограда», 1928 г.
«Оборона Севастополя», 1942 г.
«Хоккеисты», мозаика, 1959 — 1960 гг.
- Три женские фигуры , 1920-е годы
- Кабаре , 1921 год
- Перед спуском в шахту , 1924 г.
- Футбол , 1924 год
- После дождя. Курск , 1925 г.
- Весна , 1925 год.
- Лыжники , 1926 год
- Теннис , 1926 год
- На стройке новых цехов , 1926 г.
- Текстильщики , 1927 год.
- Ода весне , 1927 год
- Оборона Петрограда , 1928 год, Центральный музей Сил обороны СССР, Москва.
- Механизируем Донбасс! (плакат), 1930 г.
- Китай на пути освобождения от империализма (плакат), 1930
- Надо стать самим специалистами (плакат), 1930
- Обложка книги , 1931 год
- Наемник интервентов , 1931 г.
- На балконе , 1931 г.
- Бег по пересеченной местности , 1931 г.
- Девушка у окна. Зима 1931 г.
- Мать , 1932 год.
- Футбольный матч , 1932 год
- Спящий мальчик с васильками , 1932 год
- Полдень , 1932 год.
- Футболист , 1932 год
- Кто кого? , 1932 г.
- В воздухе , 1932
- Ночной пейзаж с лошадьми и сухой травой , 1933 год
- Девочки плавают , 1933 год
- Сухие листья , 1933 год
- Отдыхающие дети , 1933 год
- Коммунисты на допросе , 1933 год
- Физкультурница / Работать, строить и не ныть! (плакат), 1933 г.
- Без работы в Берлине , 1933 год.
- Пирс , 1933 год
- Гонка , 1933 год
- Бегуны , 1934 год
- Лыжники , 1934 год
- Пейзаж со стадом , 1934 год
- Вратарь , 1934 г.
- Пионер. Курск , 1934 г.
- Крымские пионеры , 1934 г.
- Парашютист над морем , 1934 год.
- Quirinal Place, Рим , 1934 год.
- Испанские лестницы , 1934 год
- Улица в Риме
- Монахи , 1935 год
- Итальянский мотив , 1935 год.
- Парк , 1935 год
- Портрет СИЛ в соломенной шляпе , 1935 г.
- Тюильри , 1935 год.
- Набережная Сены , 1935 год.
- Париж. В кафе , 1935 год
- Une parisienne , 1935 год.
- Негритянский концерт , 1935 г.
- Скука , 1935 год
- Дорога в Маунт-Вернон , 1935 год.
- « Колхозник на велосипеде » . Архивировано 24 июня 2008 года . Проверено 3 августа 2007 года ., 1935
- Обед в Донбассе , 1935 г.
- Первая пятилетка , 1936 г.
- Модель , 1936 год
- Будущие летчики , 1937 год.
- Стахановцы , 1937 год
- Женщина в красном , 1939 год
- Сирень
- Никитка — Первый русский летчик , 1940
- Левый марш , 1941 г.
- Подмосковье. Ноябрь 1941 г.
- Площадь Свердлова в декабре 1941 г.
- Вечер. Патриаршие пруды, 1941 г.
- Сгоревшая деревня , 1942 год.
- Эвакуация колхозного скота
- Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах в Москве
- Ремонт танков на прифронтовом заводе
- Танки идут на фронт
- Наступление началось
- Оборона Севастополя , 1942 г.
- Сбитый с ног туз , 1943 год
- Сидящая обнаженная женщина , 1943 год
- Под оккупацией , 1944 год
- Простор , 1944 год
- Над разрушенным Берлином , 1944 год.
- Берлин. День Декларации 1945 г.
- Стадион в Берлине , 1945 год.
- Под Курском. Река Тускор , 1945 г.
- Эстафета (скульптура), 1945 г.
- Боксер (скульптура), 1947 год
- Забег на 100 метров (скульптура), 1947 г.
- Эстафета на кольце Б , 1947 год.
- Донбасс , 1947 г.
- Окно студии , 1947 год
- В Севастополе , 1947 год.
- Автопортрет , 1948 год.
- Пространство стройплощадок под Москвой , 1949 г.
- Лыжники (мозаика)], 1950 г.
- Футболисты (скульптура), 1950 г.
- Перед забегом (скульптура), 1951
- Обнаженная девушка , 1951
- Дачный поселок Кратово , 1951 г.
- В Севастополе , 1947 год.
- На катке в Кратове , 1951 г.
- Снегурочка , 1954 год
- Женщина-лежачка с мячом , 1954
- Натюрморт. Клубника , 1955 год
- Обнаженная модель , 1955 год
- Футболисты (скульптура), 1955 г.
- Тракторист , 1956 год.
- В Севастополе , 1956 г.
- У моря , 1956–1957 гг.
- Ставить выстрел (скульптура), 1957 г.
- Голова парашютиста (мозаика), 1957 г.
- Доброе утро (мозаика)], 1959–1960.
- Хоккеисты (мозаика)], 1959–1960 гг.
- Октябрьские лозунги мира у Нарвских ворот , 1960 г.
- Доярка (мозаика), 1962 г.
- Красногвардеец (мозаика), 1962 г.
- Вилла в Риме , 1965 год
- Молодой конструктор , 1966 год
- На Юге (фрагмент), 1966 год
- Владимир Маяковский в РОСТА
- Летнее приволье
- Бегущая спортсменка (скульптура)
- Кот и повар
Этот день в курской истории
1878 г. открыта земская школа в селе Елизаветовка Рыльского уезда (ныне Глушковского района) Курской губернии. * * *1894 г. родился Лев Николаевич Соловьёв – археолог, музейный работник, уроженец села Медвенка Обоянского уезда курской губернии (ныне Медвенский район Курской области). * * *1901 г. пущена электростанция постоянного освещения на берегу реки Тускарь в Курске. * * *1908 г. открыта библиотека имени Е.Л. Маркова (ныне МРУК «Щигровская межпоселковая районная библиотека»). * * *1951 г. создан Курский областной комитет добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Раздолье. 1944
Дейнека А.А.Холст, масло204 x 300
Русский музей
Пост. в 1949 через КДИ при СМ СССР, Москва
Аннотация
В последний год войны в суровой палитре Дейнеки появляются радостные краски. Летом 1944 года он завершил начатое еще до войны панно «Раздолье». Великая Отечественная война еще не окончена. Страну от Балтики до Черного моря сотрясает от грома канонад и воя бомбежек. Но ничто – ни грохот войны, ни смерть, ни голод, ни грязь окопов, ни обозы с умирающими, не могут убить влечение людей к истинной красоте.
Яркий солнечный день. В жарком мареве тают белые облака. Неспешно течет река, играя в лучах света разноцветными бликами. За ней лес, поля… – безбрежные русские просторы. На высокий крутой берег выбегает группа девушек. Их загорелые тела, влажные после купания, сияют, золотятся от солнечного света. Кажется, что они мчатся быстрее ветра, вдруг возникают перед восхищенным зрителем, проносятся мимо и исчезают за пределами полотна… Александр Дейнека пишет оду радости жизни. Наполненная солнцем, пронизанная горячим дыханием юности картина стала воплощением надежды и веры в то, что Россия жива, победна, сильна и чарующе прекрасна. А русские девушки подобны античным богиням – стройные, прекрасные, быстроногие. Героини Дейнеки не придуманы, художник находит их в обыденной жизни. Но в то же время каждый образ – воплощение мечты художника о свободном, гармонически развитом человеке – творце прекрасного будущего.
Созданная художником картина воспринимается как радостная песня-гимн мирной жизни на фоне необозримых просторов родной земли.
Биография автора
Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925 ) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), «Октябрь“ (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), «Октябрь“ (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930; профессор — 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969).
Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.
Деревенское раздолье и природные пейзажи на живописных картинах
Ольга Николаевна Одальчук родилась 25 апреля 1961 года в г. Новокузнецк, Россия. В 1982г. закончила Новосибирское художественное училище, отделение живописи.
В своём творчестве она отдаёт преимущество реалистическому стилю живописи. Дипломант Международного конкурса художников «2000 лет под звездой Вифлеема», 1998г. Дипломант 1-го 2006г. 2-го 2007г. Международных арт-фестивалей г. Киев. Дипломант Международного пленэра в Черногории 2009г. Персональные выставки проведены в Администрации Президента Украины, Верховной Рады Украины, Конституционном Суде Украины, Посольстве Украины в Российской Федерации, г. Карлсруэ в Германии, а также в галереях города Киева, Москвы, Одессы.
Её работы имеют один из высоких рейтингов в своём жанре на аукционах.
http://lols.ru/interesnoe/54944-derevenskoe-razdole-i-prirod…
Дейнека А.А.
Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925 ) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), «Октябрь“ (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), «Октябрь“ (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930; профессор — 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969).
Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса. Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15
Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.