Ранний период творчестав Паоло Веронезе.
Среди работ Веронезе раннего периода выделяется первое его обращение к христианскому сюжету «(Мистическое) Обручение Святой Екатерины». Святая Екатерина обменивается обручальными кольцами с младенцем Иисусом. Картина была написана, предположительно, в связи или под влиянием состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте. В последствии Веронезе будет еще не раз обращаться к этому сюжету.
В 1548 году Веронезе пишет алтарный образ для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре в Вероне. Композиция «Крещение Христа» для боковой стены капеллы другой веронской церкви скорее всего была написана в 1548-1549 годах. В этот же период были созданы картина «Оплакивание Христа», заказанная аббатом Бернардо Торлиони для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация и полотно «Положение во гроб» , считающаяся обобщением художественного опыта Паоло Веронезе до венецианского периода.
К началу 1550 года Веронезе подходит в статусе зрелого мастер по меркам провинции и он готов к тому, чтобы заявить о себе в столице. В 1551 году он пишет картины для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья — «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» и другие. В целом они перекликаются с картинами на эти сюжеты, ранее написанными Тицианом, но в трактовке цвета, бликов на складках одеяний и изгибов фигур Веронезе остался верен своему собственному, уже сложившемуся стилю.
Сдав первый экзамен в Венеции, Веронезе расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле, построенную десятилетие назад его наставником Санмикеле. Блестящий талант мастера проявился в росписях на мифологическую тематику по которым можно сказать, что на Веронезе оказали влияние произведения Рафаэля и Микеланджело. Вилла не сохранилась, но небольшая часть росписей Веронезе дошла до нас во фрагментах.
Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Картина была вывезена французами и ныне находится в Музее изящных искусств города Кана.
Описание картины Василия Сурикова «Пир Валтасара»
Василий Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье потомственных донских казаков, которые пришли вместе с Ермаком еще в XVI веке при покорении Сибири. Талант к живописи проявился у него довольно рано, но из-за ранней смерти отца средств на достойное образование у семьи не было. Лишь случай помог Сурикову когда енисейский губернатор Замятин увидел его рисунки, нашел мецената И.П.Кузнецова, который оплатил его обучение в академии, и в возрасте 21 года Василий Суриков становится студентом в Санкт-Петербурге.
Его монументальные полотна, благодаря которым Суриков снискал себе славу и известность, выполнены с глубоким композиционным, цветовым и пластическим подходом. Большинство картин – «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» – наполнены большим количеством различных персонажей, каждый из которых проработан со своим характером, моментом эмоций, с тщательным подбором цветовых решений. И хотя многие его современники часто критиковали Сурикова за такую «мешанину» лиц и тел, сравнивали его картины с «парчовым ковром», это стало отличительной особенностью полотен, его особой энергией и ценным историческим и художественным достоянием российской культуры.
Картина «Пир Валтасара» также выполнена в излюбленной манере художника – кульминации значимого события истории. Валтасар, унаследовав после смерти отца правление Вавилоном, устраивает грандиозный пир, на котором в вине и пороке утопает огромное количество гостей, слуг, наложниц, жрецов и рабов. Когда приглашенным не стало хватать посуды, Валтасар распорядился принести золотые ритуальные кубки, награбленные еще при разрушении Иерусалимского храма.
Но лишь новый повелитель мира прикоснулся к кубку, небо задрожало от грозных раскатов грома, молния осветила бесчинствующую толпу, а на стене появилась светящаяся зашифрованная надпись. Предчувствуя беду, Валтасар ищет того, кто мог бы прочитать роковое послание, и к нему приводят пророка Даниила. На картине запечатлен момент, когда Даниил переводит царю таинственную надпись, которая предрекает скорую гибель осквернителю святынь, указывая на горящие знаки, а вокруг обезумевшего от страха Валтасара в ужасе и панике корчатся многочисленные … гости и слуги.
Богатые яркие дорогие одежды, украшенные драгоценностями, золотая посуда, светильники, мебель – сколь жалкими они выглядят под огнем божественного гнева. Красные плащи, красные ковры, разлитое красное вино на переднем плане картины – все это видится предвестником скорого кровопролития, ведь празднующему царю было не до охраны города, к стенам которого подобрались персидские войска. Вавилонские жрецы еще простирают к языческим идолам руки и мольбы о защите, но исход грандиозного и трагического пиршества совершенно ясен – осквернителям не избежать небесной кары.
§История картины
Во время пожара 1571 года в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана «Потаенная вечеря». Чтоб поменять спаленное полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с этим же заглавием.
Веронезе изобразил узнаваемый библейский сюжет согласно своим заниям и представлениям об эре Христа. На картине живописец изобразил ренессансную архитектуру — шикарную аркаду коринфского ордера. В проёмах арок раскрывается умопомрачительный городской пейзаж. В центре полотна, по оси симметрии картины, за столом изображён Иисус Христос. По сторонам от Христа расположились фигуры апостолов — первую левую фигуру считают автопортретом художника. Меж колоннами живописец изобразил гостей, которые по его воззрению полностью могли находиться на «Тайной вечере», слуг с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавров, воинов с алебардами, малышей и даже собак, ожидающих остатков пиршества.
Через три месяца после окончания работы над полотном таковой свободной трактовкой библейского сюжета заинтересовалась Святая экзекуция и художника вызвали в суд. До наших времён дошёл протокол заседания этого суда от 18 июля 1573 года. Из протокола понятно, что Веронезе достаточно вольно относился к исторической правде и просто заполнил свободное место на полотне согласно своим представлениям и фантазиям:
Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что любой из их делает?
Ответ: Сначала — владельца постоялого двора, Симона; потом, ниже него, решительного оруженосца, который, как я подразумевал, пришел туда ради собственного наслаждения посмотреть, как обстоят дела с едою. Там много ещё и других фигур, но их я сейчас уже не напоминаю, потому что прошло много времени с того времени, как я написал эту картину…
Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке?
Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и безумные, и я изобразил этих людей с алебардами… чтоб оправдать их присутствие в качестве слуг, потому что мне казалось подобающим и вероятным, что владелец обеспеченного и прекрасного, как мне гласили, дома был должен бы иметь схожих слуг…
Вопрос: Сколько, по вашему воззрению, лиц вправду было на этой вечере?
Судьи постановили, чтоб живописец «исправил» картину в течение трёх месяцев со денька приговора за свой счёт. Веронезе и здесь достаточно изобретатально подошёл к решению препядствия — он только изменил заглавие — заместо «Тайной вечери» сделал надпись на опоре балюстрады: «Левий отдал пир для Господа» (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. — сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi). С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. — Апрель, денек 20-й и отдал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. (лат. Evangelio de Lucas, capitulo V) — Евангелие от Луки, глава V, возможно, чтоб у Святой инквизиции больше не было колебаний:
И сделал для Него Левий в доме собственном огромное угощение; и там было огромное количество мытарей и других, которые возлежали с ними…
Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году, картину совместно с другими шедеврами вывезли в Париж, в Лувр. В 1815 году, после падения Наполеона, картина была возвращена. Сейчас полотно занимает отдельную стенку в галерее Венецианской академии. Картина очень пострадала во время пожара в XVII веке, — для того, чтоб вынести из пожара полотно, его разрезали на три части и замочили в воде. Полотно реставрировали в 1827 году. В текущее время краски потускнели и картина не производит воспоминания, которое, возможно, производила на современников.
Лилипут с птицей, кусок.
Вояки с алебардами, кусок.
Гость со служкой, кусок.
Описание картины Павла Филонова «Пир королей»
Картина «Пир королей» была написана Филоновым в 1913 году. Надо сказать, первый взгляд на нее оставляет не самое приятное впечатление: контрастные красно-черные тона, безобразные вытянутые лица и фигуры, теснящиеся в рамках картины, нисколько не аппетитные яства на столе.
Персонажи картины, собравшиеся вокруг накрытого стола, не вызывают симпатии, они скорее напоминают разлагающихся трупов, чем людей и, тем более, королей. Власть в этой картине предстает безобразным, отвратительным явлением.
Сюжет вроде бы строится вокруг некого праздника, собравшего их всех вместе, но настроение здесь абсолютно не праздничное. Глядя на картину, ощущаешь холод и молчание, руки персонажей сложены на груди, как у мертвецов. Глаза у многих присутствующих прикрыты, а те, что открыты, источают холод и безразличие. Красные тона вызывают вполне естественные ассоциации – кровь, агрессия, ужас, а контрастный черный добавляет ощущения мрачности и гнетущей атмосферы. Не ясно, что налито в бокалах у этих людей: может быть, это вино, а может и кровь.
В глаза бросается также и то, что не все изображенные на картине люди являются мужчинами. Одна из них – женщина, написанная в чуть более светлых тонах, чем остальные. Может показаться, что она олицетворяет собой светлое начало, какой-то проблеск во тьме. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что это обманчивое впечатление: ее лицо безобразно, она обнажена и, кажется, у нее отсутствуют волосы. Скорее, она олицетворяет порок, чем свет.
Невольно возникают ассоциации с «Тайной вечерей», только «Пир королей» – как бы темный вариант этой известнейшей картины. Более того, на картине присутствует свернувшийся калачиком под столом пес. Может показаться, что это всего лишь безобидное животное, но на самом деле, собака – символ дьявольского, темного начала.
Описание картины Пауло Веронезе «Пир в доме Левия»
Паоло Веронезе свою работу «Пир в доме Левия» преподнес монастырю, а уже через несколько месяцев после этого предстал перед судом за искажение библейского сюжета.
Анализ работы выявил множество недопустимых несовпадений, которые Инквизиция не просто критиковала, а подписывала смертельный приговор создателю.
Особое негодование вызвал образ шута с попугаем. В нем увидели символ разврата, который не вписывался в моральные устои церкви. Изначально живописец отображал «Тайную вечерю», но после разбирательств сюжет пришлось переименовать как «Пир в доме Левия».
Мастер пытался доказать, что недостающие детали он восполнял наиболее эстетичными для живописи элементами. Название работы художник поменял спокойно, для него как для живописца и эстета важнее было сохранение гармонию в изображении.
«Пир в доме Левия» является истинным библейским сюжетом. Левий в своем доме собрал матерей и грешников, разгульных людей и устроил пир. Все недоумевали, как это так можно есть и пить рядом с грешниками, тогда Иисус приравнял всех.
В этот сюжет идеально вписался и шут с попугаем, так непонятный в «Тайной вечере». Картина вписана в арку, что является классическим приемом для декорации библейских сцен. Складывается ощущение присутствия в театре, как будто перед созерцателем раскрываются театральные подмостки. Все персонажи яркие и абсолютно разные. Основной фигурой является Иисус, который и объединяет все действие.
Присутствует на полотне и предатель – Иуда. Он располагается по другую сторону от учителя, он отвернут, это положение персонажа неслучайно. Таким образом, живописец показывает истинные намерения Иуды по отношению к Иисусу.
Работа поражает количеством персонажей, четкие и мелкие мазки создают эффект фотографии и придает четкость элементам работы.
Религиозный скандал вокруг картины Паоло Веронезе
Конец 60-х годов XVI века — расцвет мастерства живописца. К этому времени он приобрел известность не только в Венеции, но и за ее пределами. Крупные заказы поступали в огромном количестве. Творчество Веронезе как блестящего декоратора достигло своих вершин: его часто приглашают расписывать дворцы и виллы. Во многом его популярность объясняется тем, что Паоло был первым художником, который задумался о соответствии своих произведений архитектурным особенностям зданий. Работая в технике фрески, он с большим вкусом и знанием дела помещал свои картины в интерьер. Благодаря этому, живопись и архитектура великолепно дополняли друг друга и выглядели, как единое целое. Практически все картины Паоло Веронезе, даже те, которые были написаны по мотивам евангельских сюжетов, носили подчеркнуто светский характер. На картинах художника отражено все великолепие и пышность современной ему Венеции: роскошь пиров, нарядов, пристрастие венецианцев к праздникам и веселью. Однако искренняя симпатия живописца ко всему этому и его жизнелюбивый талант чуть было не стоили ему жизни.
Значительная часть заказов поступала художнику от различных религиозных организаций. Он расписывал церковь Святого Себастьяна, монастырь Сан Джорджо Маджоре. Его работа украшала трапезную монастыря Санта Мария деи Серви. В 1573 году Веронезе получил заказ от церкви Санти Джованни э Паоло — одного из самых известных и больших соборов Венеции. Двумя годами раньше там случился пожар, в котором погибла «Тайная вечеря» кисти Тициана. Веронезе было поручено написать полотно с аналогичным названием и сюжетом.
Вольное переложение истории — изображение на картине воинов, детей, карликов и животных — возмутило церковь. Через несколько месяцев после передачи картины Паоло Веронезе монахам живописца вызвали в трибунал, требуя объяснений. Паоло удалось избежать суда только благодаря своему остроумию и обещанию исправить скандальное произведение в соответствии с Евангелием. Однако полотно не было подвержено значительным переделкам: художник всего лишь изменил название и добавил несколько пояснительных фраз на холсте.
Сейчас картина, вызвавшая некогда такой серьезный переполох, находится в галерее Венецианской академии. В XVIII веке она была сильно испорчена во время пожара, а полноценно отреставрирована только в 1827 году.
Творчество Паоло Веронезе (1528-1588)
Автопортрет, деталь «Брак в Кане Галилейской»
Венецианская школа живописи в итальянском искусстве XVI века дольше других сохраняла великие традиции эпохи Возрождения. В этом сказалось независимое положение Венеции — последнего города-республики, куда стекались лучшие художественные силы страны, привлеченные свободомыслием и относительной терпимостью нравов, здесь бытовавших.
Около 1553 года приехал в Венецию молодой художник из Вероны Паоло Кальяри, прозванный впоследствии Веронезе. В родном городе его первым учителем был живописец Антонио Бадиле. Уже в ранних работах проявились блестящие задатки юноши как колориста и декоратора (фрески виллы Соранцо близ Кастельфранко). Можно усмотреть в них влияние искусства таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо.
В Венеции Веронезе систематически работает во Дворце дожей, украшая его великолепными декоративными росписями. В них в аллегорической форме, с привлечением образов античной мифологии прославлялась республика Венеция, ее богатство и военные победы. Плафоны и панно исполнялись на огромных холстах, в технике масляной живописи. В этих грандиозных композициях в полную силу проявились особенности жизнелюбивого таланта Веронезе. С размахом и увлечением писал он здоровых красивых людей в роскошных одеяниях на фоне белюмрамарных дворцов, колоннад с просветами голубого неба и клубами облаков. Краски богатейшей палитры ложились в ярких, светлых, праздничных сочетаниях, и, казалось, никакие сложности ракурсиронки и перспективных построений не смущают художника. Из росписей Дворца дожей, исполненных Веронезе, наиболее известен плафон «Триумф Венеции» (1580—1585).
Параллельно с этой работой, длящейся много лет, Паоло Веронезе создает фресковые циклы в вилле Коллеони в Тьене (1560), вилле Барбаро-Джакомелли в Мазере (1565), палаццо Маньядоле около Ла-мотта (1572). Здесь художник дал волю своей неистощимой фантазии. В сверкающих красками, словно искрящихся весельем, композициях аллегории и мифологические сюжеты перемежались с портретами хозяев вилл, жанровыми сценками, пейзажами.
Приходилось Веронезе писать религиозные картины, но и в них художник не изменял своим пристрастиям, придавая откровенно светскую трактовку как сюжету, так и персонажам («Мадонна со святыми и с семейством Куччина», около 1560 г.).
Особенно любил Веронезе изображать праздничные пиры. Его кисти принадлежит знаменитая серия «пиршеств»: «Пир в доме Симона Фарисея» (1570), «Пиршество Григория» (1572), «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» (1573). Последняя картина даже послужила причиной гонений на художника со стороны Римского папы и инквизиции, обвинявших его в неуважении к религии.
Веронезе не раз писал портреты, алтарные образы, но его никогда не интересовала психологическая глубина характеристик. Любопытно, что в некоторые свои картины он включал изображения исторических лиц. Так, в огромном полотне «Брак в Кане» (1562) среди гостей, сидящих за столом, можно узнать императора Карла V, турецкого султана, английскую королеву и многих знатных венецианцев. А под видом музыкантов художник изобразил самого себя и других венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано.
В некоторых поздних произведениях Веронезе нарастают чувства тревоги и беспокойства («Распятие», «Оплакивание Христа»). В то же время в монументальных полотнах бурная динамика и явная перегруженность композиций предвосхищают стилистические приемы барокко.
Непосредственными учениками Веронезе считаются Б. Дзелотти и Ф. Монтемеццано, помогавшие ему в создании ряда картин. Творчество прославленного венецианца имело широкий резонанс в европейском искусстве, в частности, влияние его испытали Рубенс и Тьеполо.
Константин Егорович Маковский Боярский свадебный пир в XVII веке: Описание произведения
«Боярский пир» сначала в доме Константина Маковского представили в виде так называемой «живой картины». Такая забава была чрезвычайно популярна в то время в высшем обществе. Участники делились на команды, и каждая показывала некое живописное произведение, которое соперники должны были угадать. Играть в это в доме Константина и Юлии Маковских было особенно интересно: чего-чего, а антуража у него для подобных дел хватало, а теплая, комфортная атмосфера привлекала в их гостиную множество интересных людей. Бывать у Маковских стало в некотором роде вопросом престижа и при этом оставалось очень приятным времяпровождением. Причем для Константина Маковского «живые картины» были не только забавой, но и методом, творческим инструментом. Он нередко менял местами элементы игры, и сначала составлял картину в своем воображении, потом воссоздавал с гостями, эту постановку фотографировали, затем Маковский писал на основе фотографии картину. Именно так было с «Боярским пиром». С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского, которые чаще всего предварялись созданием «живых картин» (1, 2, 3).
Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. Перед нами – свадебный обряд в России XVII века. В роли невесты выступила жена художника Юлия, сам он показан в образе жениха. Возле него за столом сидит их сын Сережа. Богато убранные чертоги наполнены роскошными сундуками, драгоценными кубками, роскошной посудой. Нам показывают один из ключевых моментов свадебного пира, завершающий празднование: внесение традиционного блюда «Лебедь». А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил. Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают «советы» по поводу поведения в спальне.