Виллем Кальф, «Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна». Кто сделал сахарницу?
Его первые картины — «сельские», сценки в амбарах, традиционные для голландских художников того времени. Написанные им тогда же натюрморты стали началом серии «банкетных», одновременно с такими же, выполненными Питером Клэшом, Виллемом Хеда и другими художниками. Эти картины получили свое развитие в виде роскошных полотен с богатейшими красками и дорогими предметами.
Одно из таких созданий так и называется: «Роскошный натюрморт». На первом плане — часы с крышкой и корпусом из хрусталя и подвешенным на ленточке ключом, фарфоровая тарелка с персиками, на заднем плане просвечивает бокал из раковины наутилуса. В центре композиции — богато украшенная сахарница. И все это лежит на цветном ковре.
Все ли на этой картине «всамделишное»? Однозначно «да» — персики, тарелка, стол, ковер, нож (выглядывает из-под подноса).
А остальные предметы — существовали и списаны с натуры или их придумал художник? Что касается часов — нет сомнений, что художник их видел: аналогичные сегодня есть в коллекции Британского музея (и не только).
Кубок из раковины наутилуса — не редкость в музеях мира, но обнаружить точно такой же не удалось.
Как бы в тени стоит сахарница, у которой есть собственное имя — «сахарница Гольбейна». Это совершенно необычная вещь, она как бы предназначена для сервировки стола, но в то же время настолько богато украшена, что поставить ее на чайный стол мог только обладатель несметных богатств.
Начнем с ее основания. Оно отражается в поверхности серебряного блюда, как в зеркале.
Поставленные один на другой усеченные конусы украшены жемчужинами, закрепленными лапками, просматриваются красные и розовые кристаллы (возможно, гранаты и кораллы).
«Юбка» под стеклянным сосудом поблескивает зелеными вкраплениями (либо расцвеченное золото, либо мелкие изумруды). В самом центре — эмалированная табличка с текстом «Гольбейн».
Крышка, точнее, ее основание, покрыта зернью с вкраплениями мелкого жемчуга. На ней выделяются рогатые розеточки, и по всему периметру — шесть круглых вставок, по всей видимости, живописных миниатюр.
Венчает это сооружение навершие крышки: стеклянные вставки перемежаются поясками металла, жемчуг — до самой вершины.
Все это великолепие можно было бы отнести на счет фантазии художника, если бы не надпись «Гольбейн*». Поиски привели в государственный музей искусств Дании, в Копенгаген.
Вот что написано на сайте этого музея: «Ваза из горного хрусталя, отделанная золотом, с вычурной крышкой, называемая „вазой Гольбейна“, принадлежала Генриху VIII (король Англии) и его потомкам до 1649 года, а Кальф мог видеть ее в какой-либо из амстердамских коллекций.**»
Остается открытым вопрос о надписи. То, что это не автограф Гольбейна — ясно из рисунка Ганса Гольбейна Младшего. Весьма вероятно, что ювелир вписал в картуш имя художника этой богатой сахарницы — как знак почтения к мастеру. Может быть, Виллем Кальф, зная об авторстве изделия, встроил картуш и написал имя Гольбейна как знак преклонения перед талантами великого художника.
Где сахарница сегодня — установить не удалось
Важно то, что она существовала в действительности, что она была сделана по рисунку Гольбейна, что это изделие не постигла участь многих других остаться без имени автора
*Ганс Гольбейн Младший (1497−1543) — один из величайших художников, был портретистом, миниатюристом, гравером, художником для ювелиров.
** Имя ювелира, сотворившего это произведение, неизвестно.
Ранние работы
Около 1928 года де Кунинг начал рисовать натюрморты и рисунки, но это было незадолго до того, как он увлекся более абстрактными работами, на которые явно повлияли такие личности, как Пабло Пикассо и Хуан Миро. Будучи молодым художником, он получил непревзойденную возможность в 1935 году, когда стал художником федерального художественного проекта для WPA (Управление прогрессом работ), с помощью которого он создал ряд фресок и других работ.
В 1936 году работа де Кунинга была частью экспозиции Музея современного искусства (MOMA) под названием «Новые горизонты в американском искусстве», что стало первым событием в карьере, но в следующем году его работа в WPA внезапно завершилась, когда он был вынужден уйти в отставку, потому что он не был американским гражданином. Вскоре после этого де Кунинг начал серию мужских фигур, в том числе «Сидящая фигура» (классический мужчина) и «Два стоящих мужчины». Также в течение этого периода де Кунинг нанял ученицу Элейн Фрид, и она стала женщиной для таких работ, как «Сидящая женщина» (1940). Это будет первая главная картина художника, изображающая женщину, и он будет известен главным образом своими многолетними работами по изображению женщин на своих картинах. Женившись в 1943 году, де Кунинг и Фрид прожили огненную, пропитанную алкоголем жизнь вместе, прежде чем расстаться в конце 1950-х годов. В середине 1970-х они воссоединились и остались вместе до ее смерти в 1989 году.
Работает
- Картины во Франции
- Интерьер кухни (1642–1644), дерево, масло, 27 × 32 см , Музей Метрополитен , Нью-Йорк ;
- Кухонная утварь (ок. 1642–1646), цвет, холст, 13 × 16 см , Лувр , Париж ;
- Натюрморт с вазами и фруктами на столе (1643), 73 × 58 см , холст, масло, Musée de Tessé , Ле-Ман ;
- Большой натюрморт с оружием и доспехами (1643-1645), холст, масло, 200 × 170 см , Musée de Tessé, Ле-Ман;
- Интерьер фермерского дома с женщиной, сбивающей масло (ок. 1645 г.), холст, масло, 31 × 23,5 см , Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам ;
- Натюрморт с перевернутой тыквой (около 1645 г.), холст, масло, 68 × 60 см , Музей изящных искусств , Руан ;
- Интерьер фермерского дома с человеком на коленях (1645 г.), дерево, масло, 28,2 × 40 см , Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам ;
- Интерьер кухни (1646 г.), дерево, масло, 27 × 32 см , Музей Фабра , Монпелье ;
- Интерьер кухни , масло на дереве, 27,1 × 35,2 см , Musée de Tessé, Ле-Ман
- Амстердамские натюрморты
- Натюрморт с рогом корпорации лучников Сан-Себастьяна, омаром и очками (ок. 1653 г.), холст, масло, 86 × 102 см , Национальная галерея , Лондон
- Десерт с высокой чашкой Аугсбурга (1653-1654), холст, масло, 105 × 87 см , Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Натюрморт со стеклянным кубком и фруктами (ок. 1655), холст, масло, 65 × 56 см , Государственные музеи Берлина ;
- Натюрморт с серебряным кувшином (1655–1657), холст, масло, 73,8 × 65,2 см , Рейксмузеум , Амстердам ;
- Натюрморт с серебряной чашей, бокалами и фруктами (1658), холст, масло, 48,5 × 59 см , Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн ;
- Натюрморт с фруктами, стеклом и глиняной посудой (1659 г.), холст, масло, 58 × 51 см , Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
- Натюрморт с фарфором и наутилусом (1660), холст, масло, 64 × 56 см , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
- Натюрморт (ок. 1660 г.), холст, масло, 64,4 × 53,8 см , Национальная художественная галерея , Вашингтон ;
- Натюрморт с акваманилами, фруктами и наутилусом (ок. 1660 г.), холст, масло, 111 × 84 см , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид ;
- Натюрморт со стеклом и фарфоровой чашей (1662 г.), холст, масло, 64 × 53 см , Gemäldegalerie , Берлин ;
- Натюрморт с наутилусом (1662 г.), холст, масло, 79 × 67 см , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид ;
- Натюрморт с лимоном, апельсином и бокалом вина (1663-1664), холст, масло, 36,5 × 30,8 см , Staatliche Kunsthalle Karlsruhe , Карлсруэ ;
- Натюрморт с китайской вазой (1669), холст, масло, 77 × 66 см , Художественный музей Индианаполиса
- Натюрморт с чашей Гольбейна, чашкой Nautilus, стеклом и чашей для фруктов, (1678) SMK Copenhagen
биография
Он работал в Париже между 1642 и 1646 годами, в этот период он разработал представление интерьеров ветхих амбаров и обычной кухонной утвари.
Он вернулся в Нидерланды и сначала жил в Хоорне. Он переехал в Амстердам в 1653 году, женившись на образованной молодой женщине из хорошей семьи. Именно там он начал писать натюрморты, которые по-голландски называют пронкстиллевансами («церемониальные натюрморты» или «показные»). Эти картины, отражающие фламандское влияние, состоят из предметов роскоши, таких как столовое серебро, китайский фарфор, восточные ковры, драгоценные очки и экзотические продукты питания. Кажется, что они не имеют никакого символического значения, но в то время должны были символизировать богатство Голландской республики, мощь ее флота и эффективность ее торговой сети. Эти предметы в его зрелых работах расположены сдержанно, контрастируя с пышностью фламандских натюрмортов. Его картина, обильно нанесенная питательной пастой, моделирует эти большие формы и умудряется передать ощущение, вызванное различными текстурами. Качество его работ сравнивает его с Иоганнесом Вермеером (1632–1675) по плавности передачи материалов.
В 30 июля 1693 г.Кальф участвует в аукционе картин в Heeren Logement, прежде чем навестить своего друга, гравера и арт-дилера Яна Питерса Зомера ; Последний рассказывает в биографии Арнольда Хоубракена, что по дороге домой Калф упал головой вперед, лег спать, чувствуя себя очень больным, и умер на следующий день.
Виллем Кальф, Натюрморт с оружием. А только ли с оружием?
Labels:
Виллем Кальф,
живопись
Виллем Кальф (нидерл.Willem Kalf, 1619, Роттердам — 31 июля1693, Амстердам) — один из самых известных голландских мастеров натюрморта. Сочные краски, набор дорогих и красивых предметов в разных
сочетаниях (кубки из наутилуса, вычурные кувшины, большие позолоченные блюда с
искусной чеканкой и резьбой, карманные часы с корпусами изхрусталя), детально выписанные картины сделали
его очень популярным. Один из несколько необычных натюрмортов – «Натюрморт с
оружием», написанный им – предположительно – в 1643-1645 годах.
Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, 1643, 200х170 см, Tesse
Museum, Франция
Перед нами,
кажется, полное снаряжение далеко не бедного военного. На полу лежит щит с
золотой бахромой, поверх него богато украшенная сабля, налокотники (один виден
хорошо, второй прикрыт белой не то скатертью, не то накидкой), на втором плане
– пистолет и нагрудник от лат.
На обитом красным бархатом и украшенном
серебряной бахромой кресле – труба с серебряными кистями, шлем с фигуркой
дракона. На мраморном столе, прикрытом голубой скатертью, стоит блюдо
внушительных размеров (видимо, позолоченное), стоит кираса, сосуд неизвестного
назначения, лежит кувшин, кинжал с золотой по виду цепью и медалью на этой
цепи, кубок из раковины наутилуса.
Позади стола – большое зеркало, в котором
отражается портьера, кружка, кираса и блюдо.
Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Латы и
зеркало»
Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Шлем и
труба»
Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Щит и
оружие»
Как бы все
говорит о том, что картина – военная. Но есть пара деталей, которые опровергают
это предположение. Самое первое, что бросается в глаза, – кусок белой ткани с
серебристой бахромой. Он никак не вяжется с набором предметов. Второе – возле
зеркала, на которое сверху спускается бархатная портьера с золотой бахромой, лежит коробочка с небольшими предметами, очень похожими на
женские украшения.
Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Шкатулка»
При всем
богатстве обстановки треснувшая мраморная плитка на полу под креслом намекает
на то, что в этом доме нет хозяйки. Тогда для кого украшения? И почему у
военного все его причандалы набросаны так, как будто владелец куда-то очень
спешил?
Возможно, к
нему пришла дама? Раз она у него – явно, она дала ему понять, что… Он, в свою
очередь, продемонстрировал свою щедрость – коробочка с украшениями. Про
богатство говорить нечего, его не надо было демонстрировать – вся посуда и до
этого стояла на столе, вряд ли ее куда-нибудь убирали.
А вот как
объяснить беспорядок? Скорее всего, они пришли вместе. Коробочка уже была на
столе. Потом он начал спешно разоблачаться и покидал все, как попало. Видимо, в
спешке он задел скатерть, она съехала со стола (хорошо, что ничего не упало). А
потом он помог своей гостье снять накидку – и так же в спешке бросил ее на
стол. Ну, уже было не до порядка.
Другой
вариант — он пришел домой с военной добычей. И с дамой. Быстренько
разложил все на столе: блюдо, кувшин, кубок, открыл коробочку с украшениями.
Спешил так, что некогда было поставить нормально упавший на бок кувшин. Ну, а
дальше — по первому варианту: быстренько снял с себя снаряжение, побросал
его как попало на стол и на пол, потом помог гостье снять накидку и бросил ее
на стол. Наводить порядок — да было уже не до того…
Третий вариант —
художник собрал вместе все самые интересные вещи, которые у него были, и разложил
их, как Бог на душу положит. А потом нарисовал картину.
В любом случае Виллем
Кальф донес до нас красоту окружавших его предметов. Это и кубок из раковины
наутилуса, и шлем с фигурой дракона, и богато украшенные цветными камнями сабля
и кинжал, и вычурный кувшин. Сегодня невозможно сказать, эти предметы —
плод фантазии художника или они на самом деле существовали. Нам остается только
гадать и любоваться картиной.
Read More
Траектория
Биография его погрязла в вопросах. Родился в Роттердаме в богатой семье, его отец был торговцем текстилем. О его художественном образовании известно мало. Считалось, что он был учеником Хендрика Геррица. Горшок в Харлеме , который в настоящее время исключен. В 1642 году его цитируют в Париже, в районе Сен-Жермен-де-Пре, месте встречи фламандских художников, где он в основном создавал большие натюрморты и несколько небольших бытовых сцен в интерьерах, с которыми он имел большой успех. и пришел, чтобы указать высокие цены во Франции.
В 18 веке такие художники, как Жан Симеон Шарден и Франсуа Буше , покупали его работы, иногда переделывая их. В то же время во время своего пребывания в Париже он посвятил себя созданию «роскошных» натюрмортов (Pronkstilleven), изображающих кусочки серебра, фарфора, стекла и драгоценные восточные ковры (Виллем, несомненно, был знаком с работами Яна Давидс де Хем в Амстердаме). Этот новый живописный жанр, малоизвестный во Франции, становился все более популярным, и слава Кальфа росла настолько, что многие художники делали копии его картин.
Натюрморт с фарфоровой вазой, позолоченным кувшином и бокалами LACMA
После больших успехов, достигнутых во Франции, в октябре 1646 г. Кальф решил вернуться в Голландию. Сначала он отправился в Роттердам, а затем в Хорн , где в 1651 году женился на Корнелии Плювье, гравёре и поэтессе, которая родила ему четверых детей. С момента его возвращения домой мы ничего не знаем о его творческой деятельности до 1653 года, когда он поселился в Амстердаме, городе, полном художников, арт-дилеров и богатых клиентов. В этом городе Кальф возобновил свою работу. Его картины становятся меньше, и отмечается прогрессирующее улучшение живописного качества. Его композиции становятся все более интимными, а количество света менее интенсивным. Считается, что его художественная деятельность закончилась после 1680 года (последняя датированная работа), но он занимался торговлей произведениями искусства до последнего дня своей жизни. Мало что известно о его личной жизни. Он не был собственником домов, в которых жил, и сведений о наследстве нет. Вероятно, он мало работал и не стремился к богатству. 31 июля 1693 года в возрасте 74 лет он споткнулся и упал возле своего дома. Он мучительно дотащился до дома и лег в постель, где и умер.