Голландский натюрморт 17 века
Питер Класс «Трубка и жаровня» 1636 г
Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»
Балтазар ван дер Аст «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г
Мелхиор де Хондекутер «Птицы в парке»
Бартоломеус ван дер Хелс «Новый рынок в Амстердаме» 1666 г
Виллем клас Хедп «Завтрак с крабом» 1648 г
Фердинанд Бол «Битая дичь»
Абрахам Миньон «Плоды»
Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»
Иоханнес Леманс «Охотничий натюрморт»
Мартен Буллема де Стомме. «Натюрморт с кубком-наутилусом»
Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». 1656
Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном вазоне». 1606/07 гг.
Амброзиус Боссхарт Старший. «Букет цветов в нише». 1618 г
Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622 г.
Ханс Боллонгиер. «Цветочный натюрморт». 1639 г.
Николас Гиллис. «Накрытый стол». 1611 г.
Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615 г.
Якоб ван Хюльсдонк. «Натюрморт с артишоками, редисом, спаржей, сливами и персиками в корзине». 1608-1647 гг.
Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611
Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом». 1645 г.
Питер Клас. «Натюрморт с солонкой». Ок. 1644
Геррит Виллемс Хеда. «Натюрморт с глиняным кувшином»
Флорис Герритс ван Схотен. «Натюрморт с фруктами, овощами и сценой ужина в Эммаусе». 1630
Корнелис Делфф. «Кухонный натюрморт». 1610-1620
Пройдя ряд этапов, из которых каждый обладал своей специфической и своеобразной значимостью, голландский натюрморт широко охватил мир вещей и органической природы. От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей живописцы следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас , Хеда). Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Несколько рыб в картинах Ормеа и Пюттера, кухонный натюрморт роттердамских художников отражают скромные пуританские вкусы демократических слоев в первой половине столетия.
Но по мере утверждения республиканского строя и последующего укрепления власти буржуазного класса, а затем постепенной аристократизации его меняются и требования, предъявляемые к искусству. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Они теперь строятся на сочетании тёплых тонов ковровых скатертей и разложенных на блюдах дельфтского фаянса или китайского фарфора оранжевых, жёлтых, красных фруктов, оживлённых сверканием золочёных кубков и стеклянных бокалов, на поверхности которых играет свет. Свидетельствующие о полном владении передачей материала и освещения, насыщенные цветом, натюрморты Кальфа , Бейерена , Стрека характеризуют пору наивысшего расцвета натюрморта.
Не только время влияло на тематику и становление натюрморта, но и многое другое: локальные особенности, хозяйственный уклад, типичный для того или иного города, часто определяет тематику и даже трактовку произведения местного художника. Отнюдь не случайно, что в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан раньше всего сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии — Амстердаме — протекала деятельность создателей роскошных десертов Кальфа и Стрека. Близость Схевенингенского побережья вдохновила живущего в Гааге Бейерена на создание натюрморта с рыбами, а в университетском центре — Лейдене — возник глубокомысленный натюрморт с изображением черепа и песочных часов, долженствующих напомнить о бренности земного существования. Тут же были распространены картины с изображением учёного в окружении фолиантов, глобусов и других предметов научного обихода, часто заполняющих весь первый план.»
Строгое разделение натюрмортов на жанры невозможно, так как зачастую в одной картине объединялось несколько мотивов, тем не менее, можно выделить наиболее распространённые жанры.
Энциклопедичный YouTube
1
/
5
Голландский натюрморт. Как написать хризантему
Эрмитаж. Живопись малых голландцев
Лувр: Самый большой музей мира. 10 Фламандская и Голландская живопись 17 века. Рубенс, Рембрандт
Голландский натюрморт.
Эрмитаж. Искусство Фландрии и Голландии
Тональный натюрморт
Во главе тонального голландского натюрморта стояли проживавшие в Харлеме Питер Клас и Виллем Клас Хеда.
Сохранилась традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, хотя они всё чаще передвигались на второй план. На первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Питер Корнелис ван Рейк (1568-1628) писал картины в традициях XVI века, порой с библейскими сценами на втором плане.
Корнелис Якобс Делфф (1571-1643) использовал повышенную точку зрения и на первый план любил размещать кухонную посуду.
Писал кухонные сцены и известный мастер «накрытых столов» Флорис Герритс ван Схотен, иногда в свои натюрморты он включал и жанровые мотивы.
Корнелис Питерс Беги (1631/1632 — 1664) пошёл ещё дальше, включив в натюрморт пришедшего в гости к крестьянам сатира .
Жанрист и портретист Готфрид Схалкен (1643-1706) изображал кладовку с бочками вина и припасами.
Группа мастеров бытового жанра братья Корнелис и Герман Сафтлевены (1607/1608 — 1681 и 1609-1685), Питер де Блот (1601-1658), Хендрик Мартенс Сорг (1611-1670) и Экберт ван дер Пул (1621-1664) также писали «кухонные» натюрморты с жанровыми мотивами, но доминировали в их картинах всё же предметы быта.
Близки к работам роттердамских жанристов и натюрморты известного мастера «крестьянских завтраков» Филипса Ангела.
В отличие от художников, изображавших кухни зажиточного бюргера с его чистотой и порядком, Франсуа Рейкхалс (после 1600 — 1647) писал бедные крестьянские кухни.
Более 60 своих работ посвятил теме кухонного натюрморта известный мастер «роскошных» натюрмортов Виллем Калф.
«Рыбный» натюрморт
Колыбелью натюрморта с рыбами стала Гаага . Близость Схевенингена располагала художников не только к написанию марин , но и к созданию особого вида натюрмортной живописи — картин с изображением рыб и морских животных.
Основоположниками этого вида натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.
Питер де Пюттер (1600-1659) избирал высокую точку зрения, с которой хорошо видно стол с рыбой, иногда в натюрморт добавлялась сеть.
Питер ван Схайенборг (? — после 1657) писал рыб на сером или жёлто-коричневом фоне.
Особым колоритом обладали картины Питера ван Норта (около 1600 — ?), красочно передававшего блеск чешуи.
Главным представителем этого направления живописи стал Абрахам ван Бейерен (1620/1621 — 1690), который работал и во многих других жанрах натюрморта, писал и марины. Он изображал рыб и на столе, и на морском берегу.
Возможно, учеником ван Бейерена был Исаак ван Дюйнен (1628 — 1677/1681).
К числу мастеров «рыбного» натюрморта можно причислить и пейзажиста Алберта Кёйпа (1620-1691).
«Рыбным» натюрмортом увлекались утрехтские мастера Виллем Ормеа (1611-1673) и его ученик Якоб Гиллиг (около 1630 — 1701).
Творчество
Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Перед нами — рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой: чаша с тлеющими угольками, курительные приспособления, перевёрнутый бокал, череп. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). В обеих картинах предметы расположены на нейтральном фоне и объединены чёткой диагональной композицией.
В начале 1630-х гг. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.
Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.
После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.
См. также: Нидерландский натюрморт XVII века
«Сервированные столы» («Завтраки», «Десерты», «Банкеты»)
Родиной и центром «сервированных столов» был Харлем . Предпосылкой создания этого типа натюрморта было широкое распространение ещё в XVI веке портретов участников стрелковых гильдий во время банкета. Постепенно изображение накрытого стола стало самостоятельным жанром.
Набор предметов, образующих натюрморт, первоначально включал традиционные для голландцев продукты: сыр, ветчина, булочки, фрукты, пиво. Однако потом в натюрмортах все больше стало появляться характерных для торжественных случаев или столов зажиточных горожан яств: дичь, вино, пироги (самым дорогим был пирог с ежевикой). Помимо традиционной селёдки появились омары, креветки, устрицы.
Стала использоваться и дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы
Особым вниманием художников пользовались бокалы: рёмер, беркемайер, пас-бокал, флёйт-бокал, венецианский бокал, акелей-бокал. Наиболее изысканным был кубок-«наутилус»
Частыми атрибутами натюрмортов были солонка и столовый нож. В качестве колоритного пятна нередко использовался наполовину очищенный лимон.
Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (около 1580 — после 1632). Художник в своих картинах использовал повышенную точку зрения.
Для натюрмортов Флориса Герритса ван Схотена (около 1590 — после 1655) характерна многосложность, он использовал большое количество предметов, причем основным предметом часто была горка сыров. В ряде случаев он использовал приём перемещения акцента натюрмортной группы в сторону от геометрического центра картины.
Значительной фигурой этого вида натюрмортной живописи был Флорис ван Дейк (1575-1651). Центром его картин была пирамида из сыров, задний план растворялся в дымке.
В этом же виде натюрморта специализировалась Клара Петерс (1594-1657). Она часто изображала дорогую изысканную посуду, омаров и устриц. В некоторых своих натюрмортах она использовала пониженную точку зрения, чуть ли не на уровне стола.
Близкие Петерс композиции создавал Ханс ван Эссен (1587/1589 — после 1648).
Рулоф Кутс (1592/1593 — 1655) применял прием нарочитой небрежности, тарелка или нож на его картинах наполовину свисали с края стола. Одним из первых он стал создавать полотна, изображающие не накрытый стол, а стол со следами закончившегося завтрака, внося в картины мотивы «суеты сует»: часы, книги, упавшие виноградины.
На раннем этапе своего творчества создавал картины данного жанра и Питер Клас.