Аполлон и дафна доклад по искусству

Бюсты

Кроме скульптур в натуральную величину среди работ Бернини есть несколько бюстов выдающихся деятелей. Запечатлеть свой облик у великого мастера считалось престижным.

Бюст Шипионе Боргезе

Бюст первого покровителя выполнен мастером в 1632 г., находится в Галерее Боргезе. Является одной из ранних работ Бернини, считается шедевром живой естественности. Складки одежды как будто только что собрались. Линии контура лица не идеальны в своей рельефности. Всего было два таких бюста. На первом оказался небольшой дефект мрамора в области лба. И за 15 дней, чтобы угодить кардиналу, Бернини сделал второй такой же, но без изъянов.

Бюст кардинала Ришелье

Портретный бюст Армана Жана дю Плесси Ришельё (Armand-Jean du Plessis, duc de Richelieu) выполнен в 1641 г. из мрамора и сейчас находится в парижском Лувре (Musée du Louvre). Самому кардиналу работа очень понравилась, он удостоил автора самой высокой похвалы.

Бюст Томаса Бейкера (Thomas Baker)

Мраморный портрет изготовлен в 1638 г., сегодня принадлежит лондонскому музею Виктории и Альберта. Музей купил бюст в 1921 г. за 1480 гвиней. Бейкер был шерифом восточного графства Англии – Саффолк (Suffolk) и служил двору Карла I Стюарта (Charles I Stuart).

Бюст Констанцы Буонарелли

Позже изменника выслали из города, а изменницу посадили в тюрьму. За Бернини вступился Урбан VIII (Urbanus PP. VIII). Работа выполнена в 1634 г., находится в Национальном музее Барджелло (Museo Nazionale del Bargello) во Флоренции.

Бюст Александра VII (Alexander PP. VII)

Бюст папы римского Александра VII из мрамора и позолоченной бронзы был в работе с 1655 г. по 1667 г. Признан одним из лучших произведений скульптора. Очередной патриарх Ватикана был покровителем мастера и впоследствии работами Бернини было также украшено надгробие Александра VII. Скульптура находится во дворце Киджи Дзондзари (Palazzo Chigi Zondadari) в Сиене.

Историческая справка

«Аполлон и Дафна» – это последнее произведение в серии скульптур, выполненных молодым Бернини по поручению его покровителя, кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе. После создания статуи «Плутон и Прозерпина», которую заказчик подарил известному меценату, коллекционеру и ценителю искусства Людовико Людовизи, художник сразу же начал трудиться над изваянием «Аполлон и Дафна». Основная часть работы была выполнена в 1622 – 1623 годах. Затем последовал небольшой перерыв, связанный, скорее всего, с созданием скульптуры «Давид». Свои окончательные формы произведение пластики по мотивам поэмы Овидия приобрело в 1625 году. Как свидетельствуют документы, в сентябре скульптура «Аполлон и Дафна» была перевезена на виллу Боргезе, в Риме.

По одной из версий Бернини заканчивал работу над статуей не в одиночку, художнику помогал его ученик, Джулиано Финелли. Считается, что именно благодаря вкладу талантливого подмастерье в скульптуре появились искусно выполненные детали (ветви, кора, растрепанные локоны волос), помогающие передать превращение Дафны из нимфы в дерево. В то же время многие искусствоведы склонны не преувеличивать значимость роли Финелли.

Скульптура рассчитана на круговой обзор, Бернини пытался найти ракурс, позволяющий одновременно видеть эмоции и Аполлона, и Дафны, с тем чтобы сюжет произведения становился сразу понятен зрителю, и не возникало необходимости обходить статую с разных сторон.

История происхождения

По преданию, Дафна – горная нимфа, рожденная в союзе богини земли Геи и речного бога Пенея. В «Метаморфозах» поясняет, что Дафна родилась у нимфы Креусы после романтической связи с Пенеем.

Этот автор придерживался мифа, повествующего о том, что влюбился в прелестную девушку, будучи пронзенным стрелой Эрота. Красавица не ответила ему взаимностью, так как другой конец стрелы сделал ее безучастной к любви. Скрываясь от преследований бога, Дафна обратилась за помощью к родителю, который превратил ее в лавровое дерево.

По версии другого писателя, Павсания, дочь Геи и бога рек Ладона была перенесена матерью на остров Крит, а на месте, где она находилась, появился лавр. Терзаемый неразделенной любовью, Аполлон сплел себе венок из ветвей дерева.

Греческая мифология славится вариативностью интерпретаций, поэтому современные читатели знают и третий миф, согласно которому в девушку были влюблены Аполлон и Левкипп, сын правителя Эномая. Царевич, переодевшись в женское платье, преследовал девушку. Аполлон заколдовал его, и юноша пошел купаться вместе с девушками. За обман нимфы убили царевича.

Ввиду того, что Дафна ассоциируется с растением, ее самостоятельная судьба в мифологии ограничена. Неизвестно, стала ли человеком девушка впоследствии. В большинстве упоминаний она ассоциируется с атрибутом, повсюду сопровождающим Аполлона. Происхождение имени уходит корнями в глубины истории. С иврита значение имени переводилось как «лавр».

Мифология[ | ]

Дочь земли Геи и фессалийского речного бога Пенея (в Элиде) (версия Овидия, см. далее), либо речного бога Ладона из Аркадии (аркадская версия, изложенная у Павсания). Либо дочь Амикла.

Избегала мужчин и жила в обществе девушек, спутница Артемиды[прояснить

], подобно которой дала слово сохранить целомудрие и оставаться безбрачной. История любви Аполлона к Дафне подробно рассказана Овидием в «Метаморфозах» (греч. превращения ; I, 452—517). В неё также был влюблен смертный Левкипп, сын Эномая. Надев женский наряд и заплетя волосы, он выдал себя за дочь Эномая и стал охотиться вместе с Дафной, которая обнимала его. Аполлон, неравнодушный к Дафне ещё до случая с Эротом (далее), стал ревновать к Левкиппу. Когда девушки купались в Ладоне, они обнаружили, что Левкипп не девушка, и растерзали его. Обман Левкиппа был раскрыт не без участия Аполлона.

Миф об Аполлоне и Дафне.

Вскоре после победы над Пифоном Аполлон обидел Эрота, насмеявшись над ним с его луком и стрелами. В отместку тот поразил его стрелой любви к Дафне, её же — стрелой антипатии, вызвав у неё отвращение к Аполлону. Преследуемая охваченным страстью Аполлоном — по словам Овидия, Аполлон гнался за ней, как собака за зайцем (согласно ему же, она явилась его первой любовью), — Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона, и была превращена в лавровое дерево. Либо Аполлон её изнасиловал, и она попросила Зевса превратить её в лавр[прояснить ].

Только скончала мольбу, — цепенеют тягостно члены, Нежная девичья грудь корой окружается тонкой, Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же —

в ветви;

Резвая раньше нога становится

медленным корнем,

Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остаётся.

Овидий

Однако Аполлон сохранил свои чувства — в память о ней лавр с тех пор стал священным деревом Аполлона, а лавровый венок — его непременным атрибутом. Также, по воле Аполлона дерево будет вечнозеленым и никогда не лишится листвы. В связи с этим лавровый венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона, и стал символом триумфа.

Миф о Дафне, превратившейся в лавр, зародился в эпоху эллинизма. По некоторому мнению, ему не следует придавать особого значения, поскольку, как считает И. И. Маханьков, он явно позднейшего происхождения и создан с целью объяснить особую роль лавра в культе Аполлона (так называемый этиологический миф); при этом одновременно он входит и в другую группу сравнительно поздних мифов — о превращениях (метаморфозах).

Есть еще сирийский рассказ о Дафне, и священный лавр, которым она стала, почитался в роще у Антиохии. Царь Селевк I охотился и увидел место, где бог преследовал Дафну.

Также горная нимфа Дафна упоминается как прорицательница Дельфийского оракула, его совладелица совместно с Геей. Листья лавра жевала жрица-прорицательница оракула пифия, готовясь войти в состояние божественного экстаза.

Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.

Особенности созданного шедевра

Многие посетители галереи Боргезе в Риме отмечают, что скульптура вызывает неоднозначное отношение к себе. На нее можно смотреть многократно, и каждый раз находить что-то новое в чертах изображенных богов, в их застывшем движении, в общей концепции.

В зависимости от настроения одни видят любовь и готовность отдать все за возможность обладать любимой девушкой, другие отмечают, какое облегчение изображено в глазах юной нимфы, когда тело ее превращается в дерево.

Восприятие скульптуры также меняется в зависимости от ракурса, с которого ее рассматривать. Не зря ее поставили в центре зала галереи. Это дает возможность каждому посетителю найти свою точку просмотра и сформировать собственное видение великого шедевра.

Картины

У Бернини написано множество автопортретов и несколько картин, сохранившихся до наших дней. Критики считают, что художник Бернини уступает Бернини скульптору, но сегодня его полотна занимают достойные места в коллекциях галерей и музеев. Некоторые из работ:

  • Портрет юноши (автопортрет), 1615 г. (мел, музей Хорна (Horne Museum) во Флоренции);
  • Святой Андрей и святой Томас, 1617 г. (масло на холсте, Национальная Лондонская галерея (National Gallery));
  • Автопортрет в молодом возрасте, 1623 г. (масло на холсте, галерея Боргезе);
  • Давид с головой Голиафа, 1625 г. (масло на холсте, римская национальная галерея старинного искусства);

  • Портрет мужчины с усами, 1630 г. (свинцовые белила и мел, королевская коллекция королевы Елизаветы II (The Royal Collection of Her Majesty Queen Elizabeth II));
  • Портрет папы Урбана III, 1632 г. (масло на холсте, римская национальная галерея старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica));Автопортрет в зрелом возрасте, 1630-1635 гг. (масло на холсте, галерея Боргезе);
  • Портрет мальчика, 1638 г. (масло, галерея Боргезе).

Работы в Ватикане

Кроме надгробий графини Матильды Каносской, папы Александра VII, папы Урбана VIII в Ватикане осталось огромное наследие работ Бернини.

Колоннады на площади святого Петра

Строительство площади длилось 11 лет, закончено в 1667 г. С обоих сторон площади разместились коллонады, как символ обнимающих землю церковных рук. Колонны 20-метровой высоты шириной 1,6 метра установлены в 4 ряда. Всего насчитывается 284 колонны, 140 из них украшены расположенными сверху статуями религиозных лиц. С правой и с левой стороны от главного обелиска площади есть пластины из мрамора, встав на которые можно увидеть лишь 1 ряд колонн. Бернини хорошо знал геометрию.

Балдахин

Балдахин (киворий) расположен под куполом над главным алтарем (в средокрестии). Высота кивория на 4-х витых колоннах, повторяющих модели колонн храма Соломона (Salomon), составляет 29 метров. На вервях лавра вверху колонн изображены гербовые пчелы Барберини. На киворий ушло около 45 тонн бронзы. Сначала материал снимали с соборного купола, потом привозили из Венеции (Venezia) и Ливорно (Livorno). Но когда и этого оказалось мало, разобрали поддержку крыши портика Пантеона (Pantheon).

Кафедра Апостола Петра

Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Изначально трон был скрыт от посторонних глаз, но в 1867 г. его представили верующим на обозрение. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский ( Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.

Конная статуя Константина

Конная статуя Константина –скульптура создавалась с 1654 г. по 1670 г. и была заказана Иннокентием X. Когда к власти пришел Клемент X (Clemens X), он установил статую перед лестницей папского дворца. Константин (Constantinus) Великий перед битвой с Максенцием (Maxentius) увидел на земле символ из креста и надписи: «сим побеждай». Военачальник и солдаты испугались увиденного, но ночью Константину приснился Христос, повелев ему сшить знамя с увиденным днем знаком. Царь послушался видения и войско победило врага. Сейчас статуя находится в соборе святого Петра.

Святой Лонгин

Скульптура святого Лонгина высотой больше 4 метров изготовлена в 1638 г. и установлена в соборе святого Петра. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Но окончательный вариант отличается от первоначального, так как измененный проект балдахина собора привел к изменениям скульптуры Лонгина. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах.

Алтарь Капеллы святого Причастия

Одна из лучших капелл собора святого Петра не для туристов. Попасть сюда могут только те, кто хочет помолиться. Возведена специально для Урбана VIII, об этом свидетельствуют пчелы с герба Барберини, присутствующие в оформлении. Для невероятной красоты алтаря использованы редкие породы мрамора. Над алтарем дарохранительница из золота, серебра и синей глазури. По бокам от нее два ангела из бронзы, покрытые позолотой.

Государева лестница

«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Лестница создана с использованием приема искусственной перспективы в 1666 г. Нижние марши лестницы, сужаясь, идут по прямой, являясь продолжением правого коридора площади святого Петра. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Благодаря измененному иллюзорному восприятию и особо расположенному освещению, фигура папы, выходящего из дворца, кажется больше.

История, воплощенная в искусстве

Аполлон и Дафна, история которых поражает отчаянием и трагизмом, вдохновляли многих великих художников, поэтов, скульпторов на протяжении всей истории. Художники старались изобразить бег на своих полотнах, скульпторы пытались передать силу любви и осознание собственного бессилия молодого бога Аполлона.

Известным произведением, достоверно отображающим трагизм этой истории, было полотно А. Поллайоло, который в 1470 году нарисовал картину с одноименным названием «Аполлон и Дафна». Сегодня она висит в Лондонской национальной галерее, привлекая взгляды посетителей реалистичностью изображенных героев. На лице девушки читается облегчение, в то время как Аполлон опечален и раздосадован.

Яркий представитель стиля рококо Джованни Баттиста Тьеполо даже изобразил на своей картине «Аполлон и Дафна» отца девушки, который помогает ей избежать преследователя. Однако на лице его читается отчаяние, ведь цена такого избавления слишком высока – его дочери больше не будет среди живых.

Но наиболее удачным произведением искусства по мотивам мифа можно считать скульптуру Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна». Ее описание и история заслуживают отдельного внимания.

Семья

Мастер гравюры, известный также как Джамбаттиста Пиранези (Giambattista Piranesi), родился 4 октября 1720 года в небольшом городке Мольяно-Венето (Mogliano Veneto) в провинции Тревизо (Treviso), относящейся к региону Венето (Veneto). Его родителями были Анджело Пиранезе – выходец из словенского города Пирано и венецианка Лаура Луккези.

Фамилия Piranese, которая трансформировалась на итальянский манер в Piranesi, произошла от названия местечка в Словении Pirano d’Istria, где добывали истрийский камень – главный строительный материал Венеции.

Семейное окружение повлияло на выбор профессии и увлечений Джамбаттисты. Его отец, резчик по камню и строитель, дал сыну первые уроки практичной архитектуры. Дядя по материнской линии, магистрат водопроводных сооружений Венеции Маттео Луккези (Matteo Lucchesi), стал наставником в изучении вопросов гидромеханики. Старший брат, Анджело, будучи монахом-доминиканцем, привил Джованни любовь к истории Древнего Рима и литературе, а также выучил его латинскому языку.

Скульптура Джованни Бернини

Великий итальянский скульптор и архитектор заслуженно считается гением барокко, его скульптуры живут и дышат. Одно из величайших достижений Дж. Бернини, «Аполлон и Дафна», является раннейработ скульптора, когда он еще трудился под покровительством кардинала Боргезе. Он создал ее в 1622–1625 годах.

Бернини удалось передать момент отчаяния и то, как движутся Аполлон и Дафна. Скульптура завораживает своей реалистичностью, бегущие находятся в едином порыве. Только в юноше видно желание овладеть девушкой, а та стремится любой ценой ускользнуть из его рук. Скульптура сделана из каррарского мрамора, ее высота 2,43 м. Талант и самоотверженность Джованни Бернини позволили ему закончить шедевр искусства за сравнительно небольшой срок. Сегодня скульптура находится в галерее Боргезе, в Риме.

Первые работы

Итогом впечатлений от встречи с Римом стали первые серии гравюр, созданные Джамбаттистом  в 1743–1745 годах. Они были выполнены с поражающей фотографической точностью и в  необычной манере.

Техника, которая определила почерк работ Пиранези, представляла собой сочетание офорта с резцовой гравюрой, что позволяло добиться выразительности и мягкой контрастности живописи.

Первая часть архитектурных набросков

Дебютной работой Пиранези стал научный труд 1743 года «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором» (Prima parte di architetture, e prospettive inventate, ed incise da Giambatista Piranesi architetto Veneziano).

В этой работе автор разместил 12 гравюр с вымышленными видами древнего Рима, на которых запечатлел Капитолий, Римский Форум, языческие храмы, мавзолей императора, величественный мост и другие грандиозные строения.

Фантазии Пиранези родились не на голом месте. Для создания офортов он кропотливо изучал в библиотеке старинные гравюры, описания несохранившихся античных скульптур и труды историков.

Надо признать, что эти виды были настолько хороши, что путешественники часто оказывались разочарованными, сравнивая античные памятники на гравюрах Пиранези с действительностью. В XVIII в. большая часть древних сооружений Рима представляла собой груду камней, занесённых пылью и покрытых растительностью, а территория Римского и Императорского форумов — пастбище, по которому бродили свиньи и буйволы.

Виды Рима

Спустя всего два года после выхода первой работы Пиранези начал создавать серию гравюр «Разные виды Рима античного и современного» (Varie Vedute di Roma Antica e Moderna). Автор явно был под впечатлением от работы Джузеппе Васи под названием «Великолепие Рима», но при этом показал собственный подход к теме. Гравюры Джамбаттисты отличались особым живописным стилем – каприччио (capriccio), который объединяет в изображении археологические руины, архитектурные фантазии, растительность и фигурки людей, занятых своими повседневными делами.

Среди офортов этой серии бесценными для истории являются виды Рима XVIII века, на которых запечатлены Палаццо Боргезе (Palazzo Borghese)

Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)

Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale)

базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Бельведер в Ватикане

и другие знаменитые строения.

Темницы

В период пребывания в Венеции Пиранези создал одну из своих самых необычных работ, которая будоражит умы творческих людей и сегодня. Цикл гравюр из 16 картин под названием «Фантастические изображения тюрем» (Le Carceri d’Invenzione, 1745) или «Темницы» (Carceri) – это просто «взрыв» архитектурных фантазий.

Мрачные и драматичные виды изобилуют деталями, которые сливаются в чёткие конструкции строений из каменных блоков и арок, лестниц и переходов. В этом загадочном пространстве можно разглядеть даже пыточные приспособления, наводящие ужас, и фигурки людей с ролями тюремщиков и узников.

Возникает вопрос: «Что побудило художника создать эти гравюры?» Некоторые считают, что тема родилась из ночных кошмаров Пиранези, другие видят в ней призыв к недопустимости насилия в Эпоху Просвещения, но есть и другое очень интересное мнение. В XVII–XVIII вв. появилось тайное общество масонов или «вольных каменщиков», а так как отец Пиранези и он сам имели отношение к строительной гильдии каменщиков, то, вполне возможно, что изображения несут особые скрытые символы масонства.

Аполлон и Марсий — Темная и пушистая

В продолжении темы про сдирание кожиИзвините, что на ночь глядя…

Марсий — сатир, лучше всех игравший на флейте.Pietro Perugino, 1480-е ггАполлон и Марсий

Однажды, блуждая по полям Фригии, сатир Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:- Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту!Ничего не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание.

Судьёй был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес приговор в его пользу. По другому рассказу, судили Музы, и Марсий победил, но затем Аполлон стал играть на кифаре, в состязании в мусическом искусстве он проиграл. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами

Так жестоко поплатился Марсий за свою гордость.А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Рафаэль СантиАполлон и Марсий, 1509-11 гг.

Тициан, Наказание Марсия, 1575-76 гг.

 Йохан Лис, Аполлон и Марсий, 1627 г. Питер Пауль Рубенс  (мастерская) Аполлон и Марсий1577 — 1640.

Рибера, Аполлон и Марсий

Карле ван Лоо,  С  Марсия сдирают кожу по приказу Аполлона,1735 .

 Джулио Карпиони Аполлон и Марсий

Giovanni Stefano DanediАполлон, убивающий Марсия

Файзуллин И.Ш, Марсий перед казнью

Анна Кулагина

Ну и в завершении-одна ваза и две скульптуры)

Последние годы жизни и творчества Бернини

Хотя архитектурные проекты, представленные в Париже, и были отвергнуты, шестимесячное пребывание Джан Лоренцо Бернини во Франции явилось переломным моментом во франко-итальянских культурных отношениях. Результатом этой поездки стали несколько работ мастера – он изваял портретный бюст короля Людовика XIV, представленный в Версальском дворце, и переделал конную статую Франко Жирардона «Марк Курций (в образе Людовика XIV), бросающийся в пропасть» (1669-1671), которая сегодня находится в Версальском парке дворца.

Марк Курций, бросающийся в пропасть Public domain / Wikimedia Commons

Одним из последних масштабных проектов Бернини была работа над десятью статуями ангелов Страсти, которые впоследствии были помещены на разработанный им новый парапет моста Святого Ангела в Риме. Заказ, полученный от папы Климента IX в 1669 году, должен был превратить мост в путь созерцания для шествующих по нему христиан во время проведения церковных литургий Великого поста.

Мост Святого Ангела в Риме

Советуем прочитать:

Мост Святого Ангела в Риме

Среди наиболее известных работ Бернини последних лет – алтарь часовни Святого причастия (1673-1674) с двумя коленопреклоненными ангелами в базилике Святого Петра, бюст Габриэле Фонсека в церкви Сан Лоренцо в Лусине и, конечно же, «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1674) в базилике Сан Франческо а Рипа в Трастевере.

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони. Базилика Сан Франческо а Рипа Public domain / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони

В возрасте 80-ти лет, почти исчерпавший творческие силы, Бернини изваял великолепную скульптурную группу из разноцветного мрамора – надгробный памятник, посвященный своему другу и покровителю папе Александру VII, находящийся в Соборе Святого Петра в Ватикане. Последняя наиболее значимая работа Джан Лоренцо изображает Папу в окружении аллегорических фигур – Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. У ног молящегося понтифика с песочными часами в руке находится завернутый в мантию, выполненную из красного мрамора, скелет – символ смерти. Этот монументальный памятник, являющийся, по мнению многих искусствоведов, венцом погребального искусства, превзойти более не смог никто в мире.

Надгробный памятник Александру VII в Соборе Святого Петра в Ватикане Mariordo (Mario Roberto Durán Ortiz) / Wikimedia Commons

В 1680 году здоровье Бернини значительно ухудшилось – у него отнялась правая рука. Тем не менее, он иронично говорил об этом, замечая что «рука отдыхает после стольких лет работы». Джан Лоренцо Бернини скончался 28 ноября 1680 года и был захоронен в базилике Санта Мария Маджоре.

Надгробная плита в базилике Санта Мария Маджоре

Надгробие человека, сотворившего Рим, украшает всего лишь скромная мраморная плита в полу, расположенная недалеко от главного алтаря. Многие, проходя мимо, ее даже не замечают…
Предлагаем Вашему вниманию посмотреть фильм, снятый итальянским телевидением, о жизни и творчестве Джованни Лоренцо Бернини.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (31)
  • Сады и парки (8)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (12)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Другие музеи России

Картины бога Аполлона встречаются во всех музеях России. Одна из самых известных, но при этом печальных легенд об Аполлоне – миф о царице Фив Ниобе

Она по неосторожности хвалилась своими детьми, говорила, что они красивее Аполлона и Артемиды, а сама женщина плодовитее Лето. Лето пожаловалась божественным дочери и сыну, и те навлекли на семейство Ниобы страшную кару

Всех её детей и мужа Аполлон и Артемида пронзили своими стрелами.

Бог Аполлон в живописи часто показан через этот сюжет. Среди художников, обращавшихся к этой теме — Петр Шамшин. В 1836 г. он написал картину, отражающую самый трагический момент истории, когда Ниоба из последних сил пытается закрыть своих дочерей от кары небожителей. Картина бога Аполлона хранится в Ярославском художественном музее.

За свою картину тогда ещё совсем молодой художник удостоился большой золотой медали. Он мастерски изобразил трагедию, при этом не отошёл от правил классицизма и сохранил анатомию. Хотя на самом полотне не видно Аполлона и Афины, но можно заметить в левом верхнем углу стрелу, показывающую, что разгневанные боги близко.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Аполлон и Сивилла Кумская. Ок. 1945-1949 гг. Клод Лоррен.

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Аполлон.

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Менгс Антон Рафаэль. Аполлон на горе Парнас.

Русский музей, Санкт-Петербург. Карл Брюллов. Феб-Аполлон.

Архитектура Бернини

В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». В стремлении преобразить облик Вечного города, новый понтифик вознамерился не только перестроить сеть римских дорог, но и украсить Рим новыми архитектурными формами. Толчком городской реорганизации послужил готовящийся визит в Рим королевы Кристины Швеции, отрекшейся от королевского престола у себя на родине, и возжелавшей принять католичество. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве, и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Помимо этого, Бернини изменил фасад стоящей на одноименной площади базилике Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы.

Порта дель Пополо. Внешняя и внутренняя сторона ворот

Бернини вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII. Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы, исполнив невероятно большое количество заказов понтифика. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga, используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).

Но наиболее масштабным проектом Бернини, реализованным при Александре VII, стала внушительная круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане, символизирующая собой объятия церкви, собирающей в своем лоне весь мир.

Круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане Diliff / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Площадь Святого Петра в Ватикане

Помимо строительства колоннады, в апсиде главного нефа Ватиканского собора гениальный мастер возвел один из главных своих шедевров – скульптурную композицию Кафедры Святого Петра. Выполненная из позолоченной бронзы, внутри она содержит деревянный трон Святого Апостола – древнехристианскую реликвию, подаренную в 875г. папе Иоанну VIII первым королем западно-франкского королевства Карлом II Лысым.

Кафедра Святого Петра

В свои зрелые годы Джан Лоренцо Бернини стал наиболее известным архитектором и скульптором в Европе. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. В 1664 году французский министр Жан-Батист Кольбер от имени Людовика XIV убедил Папу предоставить своего любимца королю с целью возглавить проект нового фасада королевского дворца Лувра, и 26 апреля 1665 года Бернини отправился в Париж. Однако расхождение во мнениях по ключевым архитектурным вопросам привело к определенной напряженности в рабочих отношениях между мастером и руководящей комиссией по реконструкции Лувра. По этой причине уже 20 октября Бернини вернулся в Рим, став лишь свидетелем закладки фундаментов, на которых так и не было ничего построено.

Отели в центре Рима

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от главных достопримечательностей — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: