Особенность творчества Эдгара Дега
“Погода была серой, но в этом сером было больше перламутра, чем шифера”, — писал как-то художник в одном из посланий другу. Дега обладал удивительной способностью показать “перламутр” там, где другие видели лишь “шифер”. Художник находил прекрасное в самом непритязательном, одухотворяя любое проявление жизни. Поэтому любовью к человеку, истинным гуманизмом, высочайшим художественным совершенством проникнуто каждое его произведение.
Конечно в нашей статье мы не рассказали о многих картинах Эдгара Дега. Его творчество такое широкое и многогранное! Предлагаем посмотреть другие знаменитые картины художника:
Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане.1873 г.Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г.Эдгар Дега.Танцевальный класс.1874 г.Эдгар Дега.Четыре танцовщицы.1902 г.Эдгар Дега.Танцовщица и тамбурин.1897 г.Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами. 1901 г.Эдгар Дега.Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.1879 г.Эдгар Дега. Причёсывающаяся женщина.1885 г.Эдгар Дега.Ванна.1886 г.Эдгар Дега.Женщины на террасе кафе.1877 г.Эдгар Дега.В кафе.1877 г.Эдгар Дега.Модистки.1882 г.Эдгар Дега.У модистки.1883 г.Эдгар Дега.Пейзаж у моря.1898 г.
У модистки (1882)
Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».
Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.
9
Картина «Голубые танцовщицы» на вершине цикла о балете
Искусствоведы считают картину венцом обширного балетного цикла Дега, насчитывающего около полутора тысяч работ. Сам художник к себе был излишне требовательным и крайне несправедливым – не видел в собственном творчестве вдохновения и не признавал темперамента. Но даже одна эта картина прекрасно демонстрирует редкий талант мастера, который сам считал главным для художника оставить в законченной работе некоторую недосказанность, тайну. Чтобы зритель мог «споткнуться» о картину, задержаться, вглядываясь в неё, пофантазировать и поразмышлять, ведь от однозначности становится просто скучно.
Описание картины «Голубые танцовщицы»
Кружение четырёх служительниц Терпсихоры, грациозных и очаровательных балерин, как кадр фотоплёнки. Причём воображаемый фотограф снимает с близкого расстояния и как-бы не успевает вовремя среагировать – головы двух моделей оказываются немного обрезанными. У каждой аккуратная причёска, обнажённые плечи, пышная невесомая юбка, именуемая пачкой. Все девушки изображены в разных положениях, но так близко друг к другу, что создаётся впечатление плавного перетекания поз, гармоничного и динамичного движения.
Интересны версии относительно героинь картины:
- Возникает мысль, что это не четыре разных девушки, а одна, но в разные моменты танца или перед выходом на сцену, в последние мгновения осматривающая свой наряд и пуанты;
- Возможно, картина нарисована с фотографии (такой опыт у Дега есть) – в мастерской обнаружены негативы;
- Девушки за минуту перед выходом к зрителям – их встречает знаменитая Парижская опера. Воображение зрителя мгновенно оживляет динамичную композицию: одна танцовщица, придерживаясь за декорации, осматривает себя сзади, другая поправляет ленты на пуантах, две балерины приводят в порядок оборки на открытых плечах.
Внимательный зритель и почитатель таланта Дега может придумать и свою версию. Но завораживающей силой на картине обладают не только линии рук, изгибы плеч и наклоны хорошеньких головок. Кроме балерин главным героем картины является невероятный голубой цвет.
Легенды Парижской оперы
Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.
Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.
Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.
Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.
Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.
Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.
Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!
Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.
О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897. Галерея искусств Америки и Европы XIX-XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Абсент (1893)
Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.
На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.
Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.
7
Звезда (1876-1877)
Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.
На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.
5
У модистки (1882)
Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».
Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.
9
Тонкая чистая линия
Дега родился в обеспеченной семье. Его отец был преуспевающим банкиром, а мать — дочерью хлопкового брокера. Детей в семье было пятеро, и отец хотел, чтобы его дело унаследовал первенец, Эдгар. К слову сказать, будущий художник изначально носил фамилию де Га, так как семья отца имела аристократические корни, но позже сменил ее на более демократичную, не столь вызывающую.
Эдгар Дега «Автопортрет» (1854-1855)
Хотя ему прочили карьеру юриста, Эдгар с детства проявлял желание стать художником; в юриспруденции и банковском деле он ничего не понимал. Договориться с отцом оказалось непросто, но юноша сумел добиться разрешения заняться живописью.
Сначала он обучался в лицее Луи-ля-Гран, делая основной упор на рисование. Долгие часы проводил в Лувре, копируя рисунки мастеров, и достиг в этом значительных успехов. Дега вообще был склонен к перфекционизму.
Позже его друзья шутили, что, если у него не отобрать картину, он никогда не закончит работу над полотном, постоянно внося в него какие-то изменения в стремлении к совершенству.
В 1855 году Эдгар поступил в Школу изящных искусств, оказавшись по итогам вступительного конкурса только в начале четвертого десятка. Дега выбрал мастерскую художника Ламота, ученика самого Энгра, которым Эдгар восхищался и которого ему довелось встречать у знакомых. Линия, четкая и ясная, форма, строго очерченная этой изящной линией, — вот что лежало в основе метода Энгра и его последователей. И это стало для Эдгара внутренним мерилом собственного творчества.
Эдгар Дега
Дега (Degas) Илер Жермен Эдгар 1834 – 1917гг, французский живописец, график и скульптор. В 1855-56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854-59 подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Дега к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей импрессионизма). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (“Женщины на террасе кафе”, монотипия, пастель, 1877, “Гладильщицы”, около 1884, оба произведения – в Музее импрессионизма); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Дега. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей импрессионизма), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством (“Голубые танцовщицы”,пастель, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В конце 1880-х – начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Звезда (1876-1877)
Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.
На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.
5
«Голубые танцовщицы». Картины Дега
Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.
В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.
Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».
Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)
Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.
На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.
Эдгар Дега. Начало творческого пути
Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника XIX века). Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние. Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).
Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.
Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)
Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт. Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.
«Голубые танцовщицы». Картины Дега
Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.
В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.
Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».
Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)
Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.
На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.
Профессиональные предпочтения
По мере роста Дега как живописца всё чаще средством создания прекрасных картин становится пастель. К тому же расцвет творчества мастера пришёлся на начало второй жизни некогда забытой техники. Она обладает ценными преимуществами: даёт свежие, вибрирующие и светящиеся тона, чистый цвет, бархатистую фактуру, позволяет быстро писать. Дега в работе применял собственные инженерные находки: менял красящий состав, воздействовал на отдельные участки картины паром для лучшей растушёвки. Именно благодаря технике пастели Дега подарил искусству совершенные по сочности, мерцанию и колориту произведения, настоящие завоевания живописи.
Смерть до смерти
Дега заслужил славу мизантропа, едкого в суждениях и высказываниях. Но люди, знавшие художника ближе, писали в мемуарах, что мастер искал уединения, сознательно отгораживаясь от людей, чтобы иметь возможность творить. Дега не переносил шума и суеты.
Постепенно в его картинах стала появляться подчеркнутая декоративность: отсутствие деталей, жирные линии, яркие открытые цвета — пурпур, розовый, зеленый. Скорее всего, так сказывалась болезнь глаз, быстро прогрессировавшая у художника. Все чаще он обращался не к живописи, а к скульптуре, обучаясь, по собственным словам, «ремеслу слепого». К 1890 году Дега почти окончательно утратил зрение. И раньше замкнутый, он стал совершенно отчужденным. Последние годы жизни слепой Дега провел, погрузившись в мрачную тьму не только глазами, но и душой. Практически в полном одиночестве доживал свои дни признанный художник, имевший к тому времени множество поклонников.
Творческое наследие великого Эдгара Дега огромно и неоценимо.
Поделиться ссылкой
Эдгар Дега. Начало творческого пути
Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника 19 века). Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние. Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).
Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.
Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)
Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт. Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.
По лезвию ножа
Начиная с 1880-х годов Дега работал уже в совершенно самостоятельной манере, отдавая предпочтение пастели и темпере. Собственно традиции в этой технике не существовало, и художник смело экспериментировал: делал растушевку при помощи щетки, воды и собственных пальцев, добиваясь незаметных, плавных переходов текстуры и цвета.
Картины он писал сериями. В серии «В ателье модистки» он собрал картины, написанные после походов с дамами по шляпным магазинам. В этот период появились первые работы из серии «Обнаженные женщины за туалетом». Техника пастели позволяла живописцу добиваться желаемого эффекта минимальными средствами.
Эдгар Дега «Мытьё» (1886)
Как и многие художники того времени, Дега увлекся японской гравюрой, столь полно отражающей его художественный идеал — отсутствие глубокой перспективы, ограниченность в цвете, выверенную точность и пластичность контура. С другой стороны, он не упускал из виду и новаторский вид искусства — фотографию, у которой заимствовал неожиданные ракурсы и непривычные, словно случайно обрезанные по краям композиции.
Серия «Обнаженные за туалетом» просто шокировала современников художника. Изображение натурщиц в такой реалистичной манере, без всякой идеализации и прикрас, сочли вульгарностью. Но Дега был непреклонен: его задачей было передать движение, а рисуя специально позирующую женщину, сделать это невозможно.
Еще одной довольно обширной серией стали изображения конных скачек. Здесь художник искал все того же — движения, тонкой грани баланса, жизни в линии.
Однако любимой темой для Дега оставались театр и танец, особенно балет. Он почти не делал зарисовок с натуры, в балетных залах Дега наблюдал. Все свои впечатления он переносил на полотно уже в мастерской, по памяти, и считал такой метод единственно возможным: на картину должно попадать только то, что удержано памятью и осмыслено.
Легкость картин Дега — это легкость полета балерины во время спектакля. За этими отточенными, полными вдохновения движениями стоят часы и дни монотонного тяжелого труда, которого зритель никогда не увидит и не почувствует. Одним из главных шедевров Дега признана картина «Голубые танцовщицы» (1899). Признайтесь, вам казалось, что эти девушки танцуют? На самом деле они просто поправляют костюмы перед выходом на сцену. Но композиция выстроена так, что всё — руки, плечи, шеи танцовщиц — складывается в своеобразный танец. Удивительно и прекрасно!
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» (1899)
Обнаженные женщины: «Таз»
Эдгар Дега. «Таз», 1886 год, Музей Хилл-Стид, Фармингтон Public domain
С начала 1880 года Дега обращался к изображению обнаженного тела. В трактовке женских образов он отошел от всех канонов и представлений. Он показывал современное женское тело, не знающее солнца и гимнастики. В работах Дега нет привычной эротичности. Он изображал женщин в те моменты, когда их будто никто не видит: во время купания, утреннего туалета. По мнению художника, характер тела проявляется только в движении, а они естественны только во время купания.
В одной из работ этой серии «Таз» 1886 года девушка только нагнулась, чтобы намочить в воде губку
Дега намеренно не включил в композицию ничего лишнего, чтобы не отвлекать внимание зрителей. Художник снова и снова возвращался к одним и тем же позам и жестам, чтобы достичь максимальной реалистичности.
Дега не мог расстаться с образами нагого тела, даже когда почти ослеп
Не в силах писать красками, он продолжал лепить персонажей из воска. В скульптуре он отображал те темы, которые так полюбил в течение своей жизни: танцовщицы, скачки, купальщицы. Как и всегда, главным для него было изобразить движение.
Многие скульптурные работы пожилой мастер закончить не успел. Он умер в 1917 году. На его похоронах по просьбе самого Дега один из его друзей-коллег произнес: «Он любил рисовать так же, как и я».
Эдгар Дега не был мастером одной темы. Помимо известных на весь мир балерин он создал десятки шедевров импрессионизма. Некоторые из них выставляются в России. Например, «Площадь согласия» находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга, а «Голубые танцовщицы» — в московском Музее искусств имени А. С. Пушкина. Представитькультурное наследие импрессионизма в России помогает спонсор и партнер музейных комплексов — банк ВТБ.
Гладильщицы.
Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.
Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” иявляются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.
Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.
Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.
***
Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.
Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.
Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Жизнь в движении
Хотя Дега стал одним из основоположников импрессионизма, сам он любил называть себя «реалистом в искусстве». Он интересовался современной жизнью во всех ее подробностях. Но в отличие от других импрессионистов, не стремился к «живописи чистого воздуха» (во многом, правда, из-за того, что у Дега диагностировали «отслоение сетчатки» и он не мог долго находиться на улице). Он выискивал камерные сюжеты и переносил их на полотно до мельчайших подробностей. Если бы Дега жил в наше время, а в руках у него вместо кисти была бы камера, он мог стать потрясающим документалистом.
Друзья художника вспоминали, как однажды Дега стащил в свою мастерскую разные принадлежности для мытья и стирки и нагнал натурщиц. Девушки должны были делать обычные дела, а художник лишь наблюдал. Только когда натурщицы раскрепостились, стали мыться, раздеваться и одеваться, Дега взялся за работу. Так из-под кисти художника вышла картина «Ванная». Сюжет выглядит настолько будничным и естественным, что картина больше похожа на фотографию.
Дега мастерски изображал движения в картинах. Именно на движение, а также на цвет ставил акценты художник. Он был очень изобретателен в плане поиска сюжета. Зацепить художника могли даже самые неживописные действия: женщина расчесывается, стрижет ногти, моет ногу и т.п.
Не пугали художника и неловкие позы. Парадокс, но Дега называли женоненавистником, хотя писал он преимущественно женщин. Такое нелестное мнение о художнике сложилось именно из-за того, что на многих его полотнах натурщицы изображены в «неудобный момент». Например, это картины «Женщину причесывают», «Педикюр», «Женщины на террасе кафе вечером».
Эдгар Дега «Педикюр», 1873 годМестонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
В своем стремлении передать малейшие нюансы движения Дега, конечно, «отыгрался» на балеринах. Их он изображал танцующими и отдыхающими, красивыми и не очень, в одежде и без нее. Но все же кроме балерин у мастера есть огромное количество замечательных картин. Не зря, когда отец Дега умер и художнику пришлось распродать часть полотен для погашения долгов, он стал одним из немногих импрессионистов, чьи работы пользовались большим спросом.
Голубые танцовщицы (1898)
Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.
Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.
Самые красивые картины Поля Гогена.
Балет и танцовщицы
Тяжелую работу балерин, упорные, изматывающие репетиции, чаще чем празднество спектакля изображал Дега в пастелях и рисунках. Не царицы сцены, а усталые ее поденщицы смотрят с полотен мастера. Струящийся свет рампы, полупрозрачный ореол балетных пачек с резким контрастом — сильные, даже грубые мускулистые ноги, простолюдные лица “нимф” и “сильфид”.
Отношение Дега к “богиням сцены”, его даже насмешливое восхощение ими звучит и в сонетах:
Эдгар Дега.Звезда. Танцовщица на сцене.1878 г.Эдгар Дега.Зеленая танцовщица.1879 г.
Картина “Голубые танцовщицы”
Худенькими девочками с торчащими лопатками на спине прибегают танцовщицы Дега на сцену, и торжественные заученные улыбки уже начинают играть на их личиках. И хотя профессиональные навыки часто подчиняют себе индивидуальность моделей, художник никогда не подчеркивает их калечащее влияние на человека, деформирующее его личность. Свет рампы, звуки музыки одухотворяют танцовщиц, движения балерин становятся не вульгарными, а пленительными. Загадочно темнеют глаза. Легкие, колеблющиеся, нервные штрихи пастели мерцают и искрятся.
Художник подчиняется колдовству сцены, восхищаясь красотой зрелища, возникающего перед ним. И забывает, что “создают цариц лишь грим да расстоянье”. Рука мастера рождает шедевр, поражающий тончайшей гармонией линий, цвета, света и жестов. Речь идет о “Голубых танцовщицах”, которые являются гордостью собрания Государственного музея А.С.Пушкина (г.Москва).
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г.