Как “Танцовщицы” Дега оказались на грани уничтожения
Этот шедевр не дошёл бы до нас, если бы не бдительность её первого владельца Анри Руара. Осталось бы нам любоваться лишь этюдами.
Эдгар Дега. Этюд к картине “Танцовщицы занимаются у станка” (масло, бумага). 1876-1877 гг. Британский музей, Лондон
Анри Руар, промышленник и художник, был одним из самых страстных коллекционеров 19 века. В его коллекцию входило более 500 картин.
При выборе картин для своей коллекции он опирался исключительно на свой вкус. Нравится-не нравится. Он не поддавался модным течениям. Он не боялся покупать картины импрессионистов: Дега, Моне или Ренуара. Картины тех, кого публика их ещё не признавала.
В его коллекции было аж 5 работ ! Как мы знаем, при жизни художника его работы почти не покупали. У Руара даже было несколько картин . Его таитянские картины другие коллекционеры считали в то время “безобразными”. Не говоря уже о рядовых обывателях.
Те, кто бывал в доме Анри Руара, выходил оттуда ошеломлённым. Все стены особняка были увешаны картинами. Полностью. То есть стен не было видно вообще. Порой даже рама одной картины заходила на раму другой.
Дега был частым гостем Анри Руара. Ведь он служил лейтенантом под командованием Руара во время Франко-Прусской войны. Также Дега выступил сватом для семьи своего друга. Он многое сделал, чтобы женить его сыновей на дочерях другого своего друга, Анри Лероля.
Эдгар Дега. Анри Руар перед своей фабрикой. 1875 г. Музей искусств Карнеги, Питтсбург, США
Каждый раз, приходя в гости к Руару, Дега лицезрел свои же картины. И однажды попросил ничего не подозревающего друга дать ему на время одну из них. Очень ему хотелось внести в неё пару изменений. Изменения он внёс. Но они ему так не понравились, что в сердцах он уничтожил картину.
Чтобы восполнить потерю, Дега подарил Руару картину “Танцовщицы занимаются у станка”. Самое интересное, что Дега через какое-то время и её порывался изменить! Его шутка с лейкой ему стала претить. Он просил Руара дать ему картину, чтобы её закрасить. На этот раз коллекционер проявил твердость и отказал художнику.
Исторический аукцион и шокирующая цена на Танцовщиц Дега
К сожалению, коллекция Руара не дошла до наших дней. После его смерти в 1912 году наследники решили её распродать с аукциона. Шедевры разлетелись по всему миру.
Аукцион был сенсационным. Картины коллекции оказались необычайно востребованны. Когда цена доходила до сотни тысяч долларов за одну картину, по залу аукциона пробегала волна удивленных возгласов.
“Танцовщиц” приобрёл известный американский коллекционер Хэвемайер. Эта картина стала самой дорогой в его коллекции. Он заплатил за неё 97500 $!
На тот момент это была рекордная сумма, отданная за картину ещё живущего художника. Дега был на аукционе в качестве зрителя. Через какое-то время он так прокомментировал это событие. “Я почувствовал себя скаковой лошадью, которая выиграла Гран При. При этом я видел, как выигранный мной кубок торжественно вручается жокею”.
Да, эта картина никакого дохода ему не принесла. Хотя очевидно, что художнику была лестна такая оценка его творчества. Пусть и в долларовом эквиваленте.
Тот аукцион стал поистине историческим. Ведь за один день широкая общественность узнала, сколько могут стоить картины импрессионистов и их последователей.
Немало картин было куплено государственными музеями. Статус многих ещё вчера отвергнутых художников взлетел до небес. , , Дега и многие другие с тех пор стали стоить дорого. Очень дорого.
PS. Дега создал немало полотен с танцовщицами. Читайте об одних из самых известных в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Картина написана по фотографии
Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.
Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.
Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.
Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.
На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.
Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.
Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.
Легенды Парижской оперы
Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.
Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.
Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.
Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.
Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.
Ложа Призрака Оперы
Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.
Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!
Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.
О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины” .
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897. Галерея искусств Америки и Европы XIX-XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина , Москва.
-
Художественная обработка металла сообщение 6 класс
-
Скорость звука сообщение по физике
-
Сообщение со словом бронь
-
Сообщение на тему стили кухни
- Сообщение о любом международном конкурсе фестивале в области искусства
«Голубые танцовщицы». Картины Дега
Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.
В начале 70-х годов 19 века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.
Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».
Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)
Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.
На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.
Абсент (1893)
Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.
На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.
Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.
7
Самые красивые балерины Дега
Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.
На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.
Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США
Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария
На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.
Танцовщицы Дега
Сценки, где главные героини балерины, на выступлениях и репетициях, на отдыхе и у станка, особо любимы художником с молодых лет. Творчество Дега тесно связано с тематикой балета – казалось бы, не в новинку, писали и другие. Но Дега делал это совершенно по-новому: не выстраивая композиции геометрически, не стараясь выставить фигуры как на показ. Его цель не конкретная известная и всеми любимая прима, а балетное искусство как удивительный результат изнурительного труда хрупких и нежных созданий. Картины Дега вообще – это не выверенные открытки, а скользящий взгляд со стороны, как-бы невзначай. К изображениям балерин художник применял тот же излюбленный приём. Из-за этого пристрастия к теме его даже называли «живописцем танцовщиц», но это совершенно не имело эротической подоплёки. Балерины были лишь источником вдохновения и неисчерпаемым материалом, богатым на всевозможные причудливые жесты и движения в окружении нежнейших тканей.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.
К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.
Абсент, 1876. (wikipedia.org)
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Картина написана по фотографии
Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.
Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.
Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.
Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.
На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.
Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.
Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.
Художник Дега. «Знаменитый неизвестный»
С возрастом характер Дега становился все несноснее. Художник позволял себе с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими. Стоило ему заподозрить, что кто-то из его друзей не разделяет его взглядов, он сразу же выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения. В письме к Писсарро Гоген сетовал, что поведение Дега стало крайне абсурдным, что художника ждет совершенно несчастная старость. И был прав.
Автопортрет, 1895 год. (wikipedia.org)
На склоне лет Эдгар Дега остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, — писал художник. — На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».
Легенды Парижской оперы
Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.
Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.
Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.
Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.
Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.
Ложа Призрака Оперы
Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.
Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!
Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.
О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Живая фигура, замри
В годы учёбы Эдгару посчастливилось встретиться с именитым Энгром, наивысшим авторитетом в европейских художественных кругах. Мастер, ознакомившись с работами молодого художника, дал ему ценнейший совет, который впоследствии помог сформировать художнику свой собственный почерк: линия решает всё. Чёткость и точность контуров, ясность и выразительность рисунка по-настоящему волновали Эдгара Дега, ведь только правильно проведённая линия способна правдоподобно передать жест и отчётливо воспроизвести движение. Ему были интересны необычные ракурсы и странные, порой неудобные позы – замысловатые изгибы тел, рук и ног моделей разжигали в азартном Дега горячее профессиональное желание остановить мгновение и запечатлеть эти мимолётные, говорящие и звучащие жесты, «ухватить движение».
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.
Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.
Автопортрет, 1854−1855. (wikipedia.org)
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.
После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.
Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.
Мерцающая пастель Дега
“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.
К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.
Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.
Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.
Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.
Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.
Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.