Джованни лоренцо бернини

СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII–XIX ВЕКОВ Кто был известнейшим скульптором в XVII веке?

Лоренцо Бернини (1598–1680) был не только Италии талантливым скульптором, но и архитектором, театральным художником-декоратором, живописцем и рисовальщиком. Жизнь его была долгой и успешной. Его талант высоко ценили в папском Риме, центре католичества. Папы поручали Бернини строить и перестраивать соборы и сооружать фонтаны, заказывали надгробные монументы, статуи для церквей. Слава мастера, который работал в стиле барокко (это итальянское слово означает причудливый, странный), гремела по всей Европе. Бернини говорил, что он «победил мрамор, сделал его гибким, как воск, и этим смог до «известной степени объединить скульптуру с живописью».

Л. Бернини. Фонтан Тритон, мрамор, 1643. Бернини нравилось работать над оформлением фонтанов. Ведь в их скульптурный замысел включается сама природа: водяные струи, сверкающая гладь воды…

Сюжет для мраморной скульптурной группы «Аполлон и Дафна» Бернини взял из поэмы «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия. В ней рассказывается, как бог Аполлон увидел и полюбил прекрасную нимфу Дафну. Аполлон устремился за ней в погоню, а Дафна взмолилась о помощи к своему отцу, богу рек Пенею. На глазах у Аполлона боги превратили ее в лавровое дерево. Влюбленный смог обнять лишь его ствол.

Л. Бернини. Аполлон и Дафна, мрамор, 1622–1623. В этом изваянии Бернини сумел рассказать весь миф, а не отдельный его эпизод.

Аполлон уже почти догнал нимфу, уже касается ее тела. Она кричит и пытается вырваться. Зритель становится свидетелем чудесного превращения: тело Дафны покрывается древесной корой, ноги ее словно врастают в землю, а из взметнувшихся в отчаянии рук вырастают покрытые листвой ветви.В самой своей знаменитой скульптурной группе — «Экстаз святой Терезы», созданной для церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме, Бернини изобразил сон, видение монахини Терезы. Тереза, которая жила в XVI в., описала свой сон: к ней явился ангел и пронзил ее грудь золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку».Скульптурную группу Бернини поместил в нише со световым окном. На изваянных из мрамора, но кажущихся невесомыми облаках спит монахиня. Лукавый юный ангел направляет ей в сердце стрелу. На лице Терезы — сладкая истома. Складки ее одежды измяты, тревожно вздымаются, наполняя сцену взволнованным движением. Фигуры Терезы и ангела из белоснежного мрамора ярко выделяются в нише на фоне острых золотых лучей, освещенных солнечным светом, который льется сверху из окна.


Л. Бернини. Экстаз святой Терезы, мрамор, 1645–1652. Эта скульптурная группа находится в нише, обрамленной мраморными колоннами. Они словно расступаются, открывая, подобно занавесу, залитую светом сцену.Слава Бернини гремела по всей Европе. Скульптор работал и для французского короля Людовика XIV. По его заказу он выполнил этот мраморный бюст короля и его конную статую.

Бернини был непревзойденным мастером скульптуры для фонтанов, которые и сейчас украшают Рим. Великолепные переливы, мягкие, гнутые, витые формы статуй Бернини подобны бурному движению водяных струй. Стихия игры с неожиданными превращениями и яркими эффектами рождает у зрителей ощущение бесконечного радостного праздника. Фонтан «Тритон», в центре площади Барберини, был сооружен в 1643 г. по велению папы Урбана VIII, происходившего из семьи Барберини. Морское божество Тритон восседает на раскрытой двустворчатой раковине. Он запрокинул голову и дует в раковину, из которой вырывается струя воды. Снизу четыре дельфина поддерживают двустворчатую раковину изогнутыми хвостами, на них скульптор, исполняя волю заказчика, изобразил пчел — герб семьи Барберини.

  • В начало
  • Назад
  • 14
  • Вперед
  • В конец

Слава мастера за пределами Рима

Впоследствии одаренному ваятелю стали заказывать мраморные портреты за пределами Италии – кардиналы, короли и члены их семейств. Он предпочитал работать с живой натуры, и ему охотно соглашались позировать кардинал Ришелье и король Британии Карл I, французский монарх Людовик XIV и Генриетта Мария Французская, хотя революция помешала воплотить ее образ.

 ·        Некоторые заказы не было осуществлены, другие утеряны. Во время пожара в Уайтхолле завершенный бюст короля Карла I в 1698 году был разбит, остались лишь эскизы и не очень удачные подделки.

 На выезде из Рима Бернини должен был работать для Лувра и королевской резиденции в 1665 году, получив приглашение от Людовика. Одаренный Джанлоренцо был хорошо принят при дворе, поработав там почти полгода. Ему оказывали почести, дали слугу и переводчика Поля де Шантелу, ставшего биографом на тот период. Но его заносчивость и чрезмерное превозношение итальянского искусства не понравилась придворным фаворитам и аристократии.
 Вероятно, из-за негативных настроений новый фасад Лувра по проекту итальянца комиссия отклонила, предпочитая своих мастеров.

 ·        Мастер утверждал, что смог победить мрамор, подобно воску, сделать его пластичным. Он говорил, что сумел скульптуру и живопись объединить до возможной грани. Судя по лучшим образцам, утверждение вполне справедливо. Точные штрихи резца по камню и манера шлифовки мрамора приближали изображенные им тела к подобию живой плоти.

Работы в Ватикане

Кроме надгробий графини Матильды Каносской, папы Александра VII, папы Урбана VIII в Ватикане осталось огромное наследие работ Бернини.

Колоннады на площади святого Петра

Строительство площади длилось 11 лет, закончено в 1667 г. С обоих сторон площади разместились коллонады, как символ обнимающих землю церковных рук. Колонны 20-метровой высоты шириной 1,6 метра установлены в 4 ряда. Всего насчитывается 284 колонны, 140 из них украшены расположенными сверху статуями религиозных лиц. С правой и с левой стороны от главного обелиска площади есть пластины из мрамора, встав на которые можно увидеть лишь 1 ряд колонн. Бернини хорошо знал геометрию.

Балдахин

Балдахин (киворий) расположен под куполом над главным алтарем (в средокрестии). Высота кивория на 4-х витых колоннах, повторяющих модели колонн храма Соломона (Salomon), составляет 29 метров. На вервях лавра вверху колонн изображены гербовые пчелы Барберини. На киворий ушло около 45 тонн бронзы. Сначала материал снимали с соборного купола, потом привозили из Венеции (Venezia) и Ливорно (Livorno). Но когда и этого оказалось мало, разобрали поддержку крыши портика Пантеона (Pantheon).

Кафедра Апостола Петра

Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Изначально трон был скрыт от посторонних глаз, но в 1867 г. его представили верующим на обозрение. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский ( Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.

Конная статуя Константина

Конная статуя Константина –скульптура создавалась с 1654 г. по 1670 г. и была заказана Иннокентием X. Когда к власти пришел Клемент X (Clemens X), он установил статую перед лестницей папского дворца. Константин (Constantinus) Великий перед битвой с Максенцием (Maxentius) увидел на земле символ из креста и надписи: «сим побеждай». Военачальник и солдаты испугались увиденного, но ночью Константину приснился Христос, повелев ему сшить знамя с увиденным днем знаком. Царь послушался видения и войско победило врага. Сейчас статуя находится в соборе святого Петра.

Святой Лонгин

Скульптура святого Лонгина высотой больше 4 метров изготовлена в 1638 г. и установлена в соборе святого Петра. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Но окончательный вариант отличается от первоначального, так как измененный проект балдахина собора привел к изменениям скульптуры Лонгина. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах.

Алтарь Капеллы святого Причастия

Одна из лучших капелл собора святого Петра не для туристов. Попасть сюда могут только те, кто хочет помолиться. Возведена специально для Урбана VIII, об этом свидетельствуют пчелы с герба Барберини, присутствующие в оформлении. Для невероятной красоты алтаря использованы редкие породы мрамора. Над алтарем дарохранительница из золота, серебра и синей глазури. По бокам от нее два ангела из бронзы, покрытые позолотой.

Государева лестница

«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Лестница создана с использованием приема искусственной перспективы в 1666 г. Нижние марши лестницы, сужаясь, идут по прямой, являясь продолжением правого коридора площади святого Петра. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Благодаря измененному иллюзорному восприятию и особо расположенному освещению, фигура папы, выходящего из дворца, кажется больше.

Экстаз Святой Терезы

Работа Бернини – синтез живописи, скульптуры, архитектуры и декорирования.

Знаменитую работу Бернини изваял из белоснежного каррарского мрамора, на заднем плане – лучи из бронзы, покрытой золотом, представляющие божественную природу явления ангела Святой Терезе. Вокруг композиции – обрамление в виде самостоятельного алтаря с цветными мраморными колоннами. За ансамблем скрыто окно, через которое проникает свет и усиливает эффект божественного сияния бронзовых лучей. С правой и левой стороны от композиции выполненные из мрамора балкончики, на которых изображены представители семейства Карнаро, обсуждающие видение Святой Терезы.

Бернини использует белый каррарский и цветной мрамор, полудрагоценные камни, объемные яркие фрески на своде капеллы с изображением небес. Мастер умело вписывает скульптуру в покрытый росписью интерьер церкви и достигает необычного эффекта изысканности, утонченности, передает сложность мистического образа. Скульптурная группа огорожена перилами, но они не отдаляют мраморные фигуры от верующих, а делают зрителей своеобразными участниками событий.

Фигура Терезы, расположенная среди облаков, поражает необычной позой, передающей одновременно и томление, и страдание, и озарение божественным светом, священный экстаз – экстаз от безмерной любви к Богу. В своих записках Тереза говорила о наслаждении, которое она находила в «Богосупружестве», о том, что в видениях Бог назвал ее своей женой, а себя – ее мужем. Скульптор сумел передать одухотворенность, чистоту и невинность одновременно с чувственностью

Ангел в ниспадающих одеждах, по которым скользит божественный свет от установленных на заднем плане лучей, стоит в изящной позе, привлекает внимание «человечным» выражением лица, легкой полуулыбкой, выражающей сочувствие, восхищение, предвидение

Скульптура передает жизненность сюжета о чудесном видении, подчеркивает идею о том, что высокие духовные переживания может испытать каждый человек. Глядя на «Экстаз Святой Терезы», зрители должны были уверовать в возможность совершения религиозного подвига любым из верующих. Удивительно тонкий с психологической точки зрения образ экспрессивен, передает сиюминутное состояние персонажей и вечность идеи божественного служения.

Интересный факт

Он называл ее ангелом, а свою любовь к ней ощущал как священный экстаз. В образе Святой Терезы мастер отразил и черты возлюбленной, и свою страстную любовь к ней, по его представлению, имеющую божественное начало.

Архитектура Бернини

В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». В стремлении преобразить облик Вечного города, новый понтифик вознамерился не только перестроить сеть римских дорог, но и украсить Рим новыми архитектурными формами. Толчком городской реорганизации послужил готовящийся визит в Рим королевы Кристины Швеции, отрекшейся от королевского престола у себя на родине, и возжелавшей принять католичество. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве, и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Помимо этого, Бернини изменил фасад стоящей на одноименной площади базилике Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы.

Порта дель Пополо. Внешняя и внутренняя сторона ворот

Бернини вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII. Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы, исполнив невероятно большое количество заказов понтифика. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga, используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).

Но наиболее масштабным проектом Бернини, реализованным при Александре VII, стала внушительная круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане, символизирующая собой объятия церкви, собирающей в своем лоне весь мир.

Круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане Diliff / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Площадь Святого Петра в Ватикане

Помимо строительства колоннады, в апсиде главного нефа Ватиканского собора гениальный мастер возвел один из главных своих шедевров – скульптурную композицию Кафедры Святого Петра. Выполненная из позолоченной бронзы, внутри она содержит деревянный трон Святого Апостола – древнехристианскую реликвию, подаренную в 875г. папе Иоанну VIII первым королем западно-франкского королевства Карлом II Лысым.

Кафедра Святого Петра

В свои зрелые годы Джан Лоренцо Бернини стал наиболее известным архитектором и скульптором в Европе. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. В 1664 году французский министр Жан-Батист Кольбер от имени Людовика XIV убедил Папу предоставить своего любимца королю с целью возглавить проект нового фасада королевского дворца Лувра, и 26 апреля 1665 года Бернини отправился в Париж. Однако расхождение во мнениях по ключевым архитектурным вопросам привело к определенной напряженности в рабочих отношениях между мастером и руководящей комиссией по реконструкции Лувра. По этой причине уже 20 октября Бернини вернулся в Рим, став лишь свидетелем закладки фундаментов, на которых так и не было ничего построено.

Отели в центре Рима

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от главных достопримечательностей — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Фонтаны

Фонтаны Бернини – грандиозные и величественные архитектурные сооружения с сюжетной линией.

Фонтан четырех рек

Фонтан четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi) возводился по эскизу Бернини с 1648 г. по 1651 г. Находится на римской площади Навона (Piazza Navona) перед дворцом Памфили (Palazzo Pamphilj). Заказчиком был римский папа Иннокентий X (Innocentius PP. X). В самом сердце площади – обелиск со статуями вокруг. Статуи символизируют четыре реки мира: Нил (Nile), Дунай, Ганг (Ganges) и Ла-Плату (La Plata).

Фонтан Тритона

Фонтан Тритона (Fontana del Tritone) возведен на площади Барберини (Piazza Barberini) перед дворцом Барберини (Palazzo Barberini) по заказу Урбана VIII сразу же после окончания работ по строительству дворца.

Фонтан пчел

Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Работа над ним была закончена в 1644 г. Фонтан сделан в виде раскрытой раковины, одна из створок которой заполнена водой. На другой высечено имя Урбана VIII.

Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан …в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Горожане возмутились, что Барберини пытается забрать себе время и племянник папы приказал убрать одну единицу в конце. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления.

Скульптуры Лоренцо Бернини

Имя Лоренцо Бернини тесно связано с Римом – благодаря знаменитому скульптору Вечный город обрел новый облик. По его проектам возводили дворцы и церкви, обустраивали площади и фонтаны. Бернини вместе со своими учениками оформил Мост Святого Ангела, создал невероятное количество скульптур, многие из которых до сих пор украшают улицы Рима.

Фрагмент фонтана Четырех рек на площади Навона Bengt Nyman

Чувственные мраморные фигуры, обладающие изящными мягкими формами и особой утонченностью, поражают своим виртуозным исполнением: холодный камень выглядит теплым и мягким, а персонажи скульптурных композиций — живыми.

Советуем прочитать:

Фонтан четырех рек Лоренцо Бернини

Среди наиболее знаменитых работ Бернини, которые обязательно стоит увидеть своими глазами, первое место в нашем списке занимают «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна», составляющие коллекцию галереи Боргезе. Подробнее об этих произведениях, а также о других шедеврах галереи Боргезе можно узнать в нашей статье.

Скульптура «Апполон и Дафна» Бернини в галерее Боргезе

Внимание!

В связи с лимитом допуска посетителей в Галерею Боргезе, рекомендуется заранее бронировать билеты на официальном сайте продаж.

Отдельного внимания заслуживает еще один шедевр Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони». Знаменитая скульптура, созданная в качестве фунерального памятника по просьбе кардинала Палуцци, изображает сцену религиозного экстаза Людовики Альбертони, жившей на рубеже XV и XVI веков. Скульптурная группа украшает капеллу Альтьери, находящуюся в базилике Сан Франческо а Рипа в районе Трастевере.

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони. Бернини

Советуем прочитать:

Экстаз Блаженной Людовики: подробное описание и интересные факты

Другое подобное скульптурное произведение Бернини — «Экстаз Святой Терезы», хранится в базилике Санта Мария делла Виттория в капелле Корнаро. Великий мастер изваял его по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро в конце XVII века, изобразив главную фигуру – Святую Терезу, как бы погруженную в состояние духовного озарения. Рядом, на фоне сверкающих золотом солнечных лучей, находится фигура ангела, направляющего стрелу в томное тело святой. Сюжетом для знаменитой скульптуры послужила описанная испанской монахиней Терезой история о том, как она во сне увидела ангела, пронзившего ее чрево стрелой божественного света, отчего она испытала муку сладострастия.

«Экстаз Святой Терезы» Бернини в Базилике Санта Мария делла Виктория Livioandronico2013

Возможно Вас заинтересует:

Скульптура

Мужская фигура — «Вечер» — кажется более сильной и активной. Но и она скована усталостью. Микеланджело сознательно оставил голову незаконченной. Из-за необработанной поверхности камня у зрителя возникает ощущение, что очертания статуи словно тают во мгле, как бывает в вечерних сумерках.

Микеланджело. Победа. мрамор, 1532–1534. Эта статуя, как и Моисей, предназначалась для гробницы папы Юлия II.

Статуя Лоренцо Медичи — не портрет умершего, а возвышенный образ благородного рыцаря. Лоренцо одет в парадные военные доспехи — символ славы. Он опирается локтем на шкатулку с драгоценностями (символ богатства). Поднеся палец к губам, он словно просит не нарушать тишину.Саркофаг Джулиано Медичи украшают статуи «День» и «Ночь».«День» — мощная, глыбоподобная мужская фигура, словно с трудом уместившаяся на узкой крышке саркофага. Наступивший день не несет радости и покоя — вновь Микеланджело воплощает в камне образ человека, в котором дремлют огромные жизненные силы.«Ночь» — самая трагическая фигура в капелле Медичи. Немолодая женщина, словно растратив жизненные силы, забылась в тревожном сне. Ее поза мучительно неудобна, голова поникла. Маска (символ покоя) и сова (символ ночной жизни) — атрибуты изнемогшей «Ночи».


Микеланджело. Надгробие герцога Лоренцо, мрамор, 1520–1534. О том, как скульптор замыслил надгробия герцогов Медичи, Вазари писал:«…Он решил, что у земли недостаточно величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая собой усыпальницы…»

Капитолийская волчица

Наиболее значимой для римлян является «Капитолийская волчица», хранящаяся сегодня в Капитолийских Музеях. Согласно легенде, повествующей об основании Рима, близнецов Ромула и Рэма вскормила волчица у Капитолийского холма.

Капитолийская волчица в Зале Волчицы, Капитолийские музеи Jastrow

Принято считать, что бронзовая статуя была изготовлена этрусками в V веке до нашей эры. Однако современные исследователи склонны предполагать, что «Волчица» изготовлена гораздо позже – во времена средневековья, а фигуры близнецов были добавлены во второй половине XV века. Их авторство доподлинно не установлено. Вероятней всего их создал Антонио дель Поллайоло.

Советуем прочитать:

Капитолийская волчица — главный символ Вечного города

Биографические курьезы и память о Бернини

Очевидцы описывают Бернини как блестящего актера и занимательного рассказчика. Но при всем своем красноречии, незаурядной творческой личности не было свойственно уязвлять своих конкурентов и обидчиков словесными колкостями. Он это делал более изощренно – увековечивал свое отношение в гримасах и позах изваяний навечно.

  У церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (площадь Минервы) было решено установить обелиск времен Древнего Египта, украсив скульптурой. Заказ  поручил Джанлоренцо Бернини с учеником Эрколе Феррата, и к 1667 году памятник с изображением слона открыли. В описании упомянута богиня Изида, но изваяние посвящено Деве Марии. Слона ваял ученик по рисункам мастера. Современники не сразу заметили странную позу слона, собравшегося испражняться в направлении ордена Доминиканцев-иезуитов,  где отправлял богослужения враг Бернини, преподобный Дж. Палья.

 ·        Слон и сегодня развлекает изумленных туристов, отодвинув хвост и немного присев перед метанием лепешек. Так скульптор поставил последнюю точку в длительном споре с обидчиком.

  Другим подтверждением «вечного спора» гения с соперниками стало лицо речного божества. Речной дух с презрительной гримасой смотрит на фасад церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне. Хотя облик культовой постройки завершили через несколько лет после того, как фонтан благополучно функционировал,  фундамент церкви по проекту Франческо Борромини еще только строился.

  Проблема в том, что соперничество двух архитекторов шло непорядочными методами со стороны Борромини. Он очернял Джанлоренцо, обвиняя в ошибках, допущенных другими соавторами. Гениальный Бернини теснил конкурентов своими шедеврами, получая очередные крупные заказы при папском дворе, а завистникам доставались менее значимые работы.

  До периода творческой зрелости у него не было жен и серьезных увлечений, не считая непродолжительного романа с супругой его помощника, которую он отразил в мраморе.  Гулящая Констанца вскоре закрутила новые отношения с братом Бернини, менее занятым работой. Великий скульптор грозился убить соперника, гоняясь по улицам к изумлению толпы. Мраморный бюст единственной изображенной «простолюдинки» Констанцы Буонарелли (1635 г.) выставлен во Флоренции, в Национальном музее искусств.

 ·        Бернини велел слуге порезать лицо красавицы, из-за чего у него были проблемы с законом, но папская протекция спасла его от тюрьмы. В заключении оказались слуга и прелюбодейка.

 Джанлоренцо, будучи однолюбом, долго переживал личную драму, женившись в 41 год. Это был «договорной брак», то есть не по любви, а по взаимному согласию, когда муж обеспечивает семью, а жена рожает детей, стирает, убирает и готовит пищу. Сегодня многие семьи напоминают «договорной» брак тех времен. Катерина Тецио родила Бернини 11 детей, но они не превзошли своего отца по одаренности.

Один из кратеров Меркурия носит его имя, Дэн Браун упоминает работы итальянского мастера в мистическом повествовании «Ангелы и демоны». А до перехода на евровалюту портрет гения украшал одну из купюр старого образца Италии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: