Эритрейская сивилла микеланджело

Микеланджело ливийская сивилла

Музыкальные представления

С момента основания капеллы хор Сикстинской капеллы пел без сопровождения музыкальных инструментов, поскольку на них нельзя было играть внутри часовни. Это было проблематично, так как не было возможности дать хору музыкальную стартовую высоту. Вместо того, чтобы позволить инструменту определять начальную высоту звука, решение состояло в том, чтобы позволить индивидуальному певцу сначала выбрать начальную высоту звука. Это наставление было дано после апостольского посещения хора в 1630 году:

Quando si ha da cominciare a cantare ciascuno lasci cominciare it pi vecchio, quale se non intonata bene dovere essere puntato con rigore.

19 февраля 2014 года канадская скрипачка Розмари Сименс стала первым сольным инструменталистом, выступившим в Сикстинской капелле. Историческое выступление было организовано для мероприятия под названием Spiritual Elevation в рамках Fondazione Pro Musical e Arte Sacra, где Сименс был приглашенным солистом вместе с вокалисткой Мэри Зильба и арфистом Марком Эдвардом Спенсером. Сименс, Зильба и Спенсер исполнили попурри, в которое вошли гимны « Удивительная благодать » и « Будь моим видением ». Историческое представление состоялось в сопровождении Симфонического хора Continuo Arts под управлением дирижера Кэндис Вик. Сименс также присоединился к Симфоническому хору Continuo Arts для Реквиема «Реквием по моей матери», написанного Стивеном Эдвардсом.

29 апреля 2016 года The Edge ( U2 ) стал первым рок-исполнителем, устроившим концерт современной музыки в часовне в рамках конференции по регенеративным лекарствам под названием Cellular Horizons. The Edge исполнили « Walk On », « Yahweh », « Ordinary Love » группы U2, а также кавер Леонарда Коэна на «If It Be Your Will» при поддержке ирландского хора. Первоначально сообщалось, что The Edge был первым сольным инструменталистом, выступившим в часовне, но позже The Blaze отказались от этой истории, когда сообщили, что скрипачка Розмари Сименс выступала в часовне двумя годами ранее.

В 2017 году Сесилия Бартоли стала первой женщиной, выступившей вместе с мужским хором Сикстинской капеллы. Бартоли исполнил Беату Висцера композитора эпохи Возрождения Перотина .

Первый концерт с прямой трансляцией в часовне состоялся 22 апреля 2018 года, на нем была исполнена версия Stabat Mater шотландского композитора Джеймса Макмиллиана британской хоровой группой The Sixteen и ансамблем камерного оркестра Britten Sinfonia. Концерт посетили в прямом эфире более трехсот человек и транслировались в прямом эфире на сайте Classic FM .

Где находится картина?

Из всего вышесказанного вы уже поняли, что она является одной из фресок (но самой главной) на плафоне Сикстинской капеллы в столице Италии – Риме:

Последняя ныне представляет собой музей искусства эпохи Возрождения, а в ее помещении с того времени проходят конклавы – выборы каждого нового папы Римского. Широко известен также ее знаменитый церковный хор;

  • Построена капелла была в последней четверти 15 века по заказу папы Сикста IV (от чего и получила свое название) и сначала являлась домовой церковью. Архитектором и руководителем строительства был Джордже де Дольчи;
  • Стены и потолок храма расписывали знаменитые средневековые художники, среди которых, помимо Микеланджело, числятся Рафаэль, Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Роселли и другие известные мастера;
  • В грандиозной фресковой композиции на ободе церкви художник расположил 9 картин из Священного Писания от сотворения мира. Среди них, кроме упомянутой, имеются также живописные сюжеты об отделении суши от воды и света от тьмы, грехопадении и изгнании из рая, сотворении светил и т. д.
  • Последняя реконструкция фресок капеллы проводилась в конце 20 века.

Архитектура

Состав

Внешний вид Сикстинской капеллы

Часовня представляет собой высокое прямоугольное здание, точные размеры которого трудно определить, поскольку доступные размеры относятся к внутреннему: 40,9 метра (134 фута) в длину и 13,4 метра (44 фута) в ширину.

Его внешний вид не украшен архитектурными или декоративными деталями, как это принято во многих итальянских церквях средневековья и эпохи Возрождения . У него нет внешнего фасада или внешних дверных проемов для процессии, так как вход всегда происходил из внутренних комнат Апостольского дворца (Папского дворца), а внешний вид можно увидеть только из близлежащих окон и фонарей во дворце. Проседание и растрескивание кладки, которые, должно быть, также повлияли на Каппелла Маджоре, потребовали строительства очень больших контрфорсов, чтобы укрепить внешние стены. Нарастание других построек еще больше изменило внешний вид часовни.

Здание разделено на три этажа, нижний из которых — очень высокий цокольный этаж с несколькими утилитарными окнами и дверным проемом, выходящим во двор. Внутри подвал имеет мощные сводчатые потолки, чтобы поддерживать часовню. Выше находится главное пространство — Сикстинская капелла, сводчатый потолок которой достигает 20,7 метра (68 футов). В здании было шесть высоких арочных окон с каждой стороны и два с обеих сторон, некоторые из которых были заблокированы. Над сводом находится третий этаж с каютами для стражи. На этом уровне был сооружен выступающий открытый проход , который окружал здание, опираясь на аркаду, выходящую из стен. Трап был покрыт крышей, так как это был постоянный источник воды, просачивающейся в свод часовни.

Интерьер Сикстинской капеллы

Общие пропорции часовни используют длину как единицу измерения. Он был разделен на три, чтобы получить ширину, и на два, чтобы получить высоту. При сохранении пропорции было шесть окон с каждой стороны и по два с каждой стороны. Определенные пропорции были характерной чертой архитектуры эпохи Возрождения и отражали растущий интерес к классическому наследию Рима.

Реконструкция внешнего вида часовни Западной стены в 1480-х годах до росписи потолка.

Рисунок Пинтуриккьо с изображением утерянного Успения Перуджино в Сикстинской капелле.

Гобелены Рафаэля в Сикстинской капелле

Потолок часовни представляет собой сплюснутый цилиндрический свод, выходящий из ряда, опоясывающего стены на уровне подпружиненных оконных арок. Этот цилиндрический свод поперечно прорезан меньшими сводами над каждым окном, которые делят цилиндрический свод на самом нижнем уровне на серию больших подвесов, поднимающихся из неглубоких пилястр между каждым окном. По проекту Пьерматтео Лауро де Манфреди да Амелия баррельский свод изначально был окрашен в ярко-синий цвет и усеян золотыми звездами . Тротуар выполнен в opus alexandrinum , декоративном стиле с использованием мрамора и цветного камня в узоре, который отражает более раннюю пропорцию разделения интерьера, а также отмечает путь процессии от главной двери, которую Папа использовал в важных случаях, таких как Пальма. Воскресенье .

Экран или transenna в мраморе Мино да Фьезоле , Андреа Брегно и Дукнович делит часовню на две части. Первоначально они обеспечивали равное пространство для членов Папской капеллы в святилище возле алтаря и паломников и горожан за его пределами. Однако с ростом числа тех, кто посещает Папу, ширму передвинули, уменьшив площадь для верных мирян. Transenna увенчана рядом декоративных подсвечников, когда — то позолота, и имеет деревянную дверь, где когда — то было богато двери из позолоченных кованого железа. В скульпторы transenna также предоставил Cantoria или выступающие хоры.

О работе:

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джорджо Вазари описывал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного».

Прекрасно сложенный Адам ещё остаётся неподвижным, лишённым жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Именно «почти». Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот «пробьёт» сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

«Сотворение Адама» представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами.

Когда Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на фреску для Сикстинской капеллы, её свод своим оформлением ничем не отличался от сводов большинства тогдашних церквей. Он был просто усыпан блестящими крапинками звёзд на синем фоне. Юлий II предлагал написать между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок покрыть «подходящим орнаментом». Но Микеланджело поступил по-своему.

Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оно оказалось забыто. Интерес к нему возродился только в конце XV века. Первую такую роспись создал в Мантуе Андреа Мантенья, как бы разомкнув внутреннее пространство помещения. Для этого он использовал перспективу «sotto in su» (смотреть снизу вверх), при которой все фигуры парят в пространстве над зрителем.

Сикстинская капелла расписана способом «буон фреско». Последовательность действий тут такова — на поверхность вначале переносится рисунок, а в дальнейшем он покрывается краской, нанесённой непосредственно по влажной штукатурке. Прежде чем наносить краску, к влажной штукатурке прикладывали картоны (полноразмерные рисунки), переводя таким образом изображение на рабочую поверхность. Картон либо прокаливали по контурам рисунка, чтобы затем соединить полученные точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стило.

Виды современных фресок

В целом искусство фрески безвозвратно ушло в прошлое. Однако данная техника не исчезла совсем: в наше время такие изображения украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой же, как у классических произведений, но общие принципы те же.

Наиболее востребованы такие виды современной фрески:

  1. Роспись на эластичной штукатурке. Техника её исполнения больше всего похожа на классическую фреску, однако вместо традиционной известковой штукатурки используются специальные готовые составы, которые наносятся на стену с помощью монтажной сетки.
  2. Изображение на холсте. В этом случае на холст наносят грунтовку, а уже на ней создают изображение. Поверх него наносят прозрачный слой воска, поскольку такую фреску нельзя чистить щётками – она очень хрупкая. Обычно изображение искусственно состаривают, чтобы добиться естественного эффекта.
  3. Фреска на флизелиновой основе. Это относительно недорогой продукт массового производства, техника создания его проста. Для изготовления такой «росписи» на флизелин нужно нанести тонкий слой штукатурки, а затем создать на нём рисунок с помощью принтера для фотообоев. Такую фреску можно клеить, как обычные обои, только полотно получается большим и широким, благодаря чему не образует стыков.

Анатомически верная фигура Адама

Для своего времени Микеланджело создавал фигуры анатомически точные. И самое удивительное, что в этом он был в своё время одним из первых!

Дело в том, что мастера более старших поколений вообще не изображали обнаженных тел. Нельзя сказать, что это было запрещено. Всё-таки были сюжеты, где нагота была уместна. Например, при изображении Адама и Евы.

Не позволялось другое: нельзя было использовать модели для обнаженного позирования. И уж тем более посещать морги, чтобы изучать человеческую анатомию. Всё это считалось грехом.

В результате художники прятали своих героев в просторные одежды. Как Джотто.

Джотто. Тайная вечеря. 1315. Капелла Скровеньи, Падуя. Wikimedia Commons.
Либо фигуры были анатомически неточными.

Мантенья. Распятие. 1457-1459. Лувр, Париж. .
Но ближе к середине XV века совпало несколько факторов.

Начали раскапывать древнегреческие скульптуры. А они были с анатомической точки зрения очень реалистичны.

Бельведерский торс. 1 век до н.э. Музей Пио-Клементино, Ватикан. Wikimedia Commons.
И вот уже начали появляться изображения, гораздо более близкие к реальной анатомии человеческого тела. Первым был Мазаччо.

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.
К тому же в XV веке Флоренция была довольно независима от влияния Папы Римского. Художники почувствовали свободу. Один мастер, Полайолло, набрался смелости и начал посещать морг. Там он изучал, как крепятся мышцы к телу. И создал работы, в которых проявились уникальные для того времени знания. Но, конечно, под влиянием древнегреческих скульптур, того же Бельведерского торса.

В результате родились вот такие образы.

Поллайоло. Геркулес и гидра. 1475. Галерея Уффици, Флоренция. Wikimedia Commons.
Микеланджело было восхищён работами Мазаччо и Поллайоло. И именно у них он учился реализму человеческого тела.

Так и появилась прекрасная фигура физически крепкого Адама. Мало кому в то время такое ещё удавалось.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.
Давайте сравним с обнаженной фигурой, созданной Рафаэлем. Он был очень талантливым. Но в плане изображения анатомически правильного человеческого тела превзойти Микеланджело не мог. Вот на этой фреске видно, что Рафаэль не очень верно изобразил часть мышц, особенно на стопе, голени и бедре.

Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. 1514-1517. Станцы делла Сеньятура, Ватикан. Wikimedia Commons.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Экспонаты

Сикстинская капелла многие века хранит в себе произведения искусства флорентийских и умбрийских художников. Фрески, находящиеся на северной стене среднего яруса капеллы отведены под цикл сцен истории Христа, включающие такие известные росписи.

Например:

  • «Крещение Христа», Пьетро Перуджино.
  • «Тайная вечеря», Козимо Росселли.
  • «Воскресение», Доменико Гирландайо.

Фреска, изображающая искушение Христа, включает в себя три сцены из Евангелия, а фреской Святого Воскресения завершается цикл сцен истории Христа, которая находилась на стене над выходом из капеллы.

Роспись руки Доминико Гирландайо была уничтожена в 1522 г. из-за обрушения балочной конструкции часовни, после чего восстановление росписи на аналогичную тему была заказана посторонним художникам. Фрески, находящиеся на южной стене среднего яруса Сикстинской капеллы, отведенные под цикл сцен истории пророка Моисея, включают в себя цикл росписей, посвященных житию пророка Моисея.

Несколько фресок, касающихся темы пророка Моисея, были выполнены рукой Луки Синьорелли – одним из помощников великих мастеров. Однако, фреска, расписанная Синьорелли, и завершающая цикл сцен истории пророка Моисея также была уничтожена из-за обвала балочной конструкции часовни.

Сикстинская капелла на протяжении веков хранит гобелены Рафаэля, которые были сотканы в Брюсселе. На гобеленовых полотнах Рафаэль воссоздал сцены из жизни апостолов и события из Евангелия.

Роспись свода и «Страшный суд» Микеланджело Буонаротти

Сикстинская капелла (Ватикан) содержит в себе главную жемчужину произведений искусства эпохи Возрождения – роспись свода, включающего в себя 9 сцен из Книги Бытия.

В свою очередь эти сцены объединены в три тематические группы, раскрывающие:

  • Сотворение Небес и Земли;
  • Адам и Ева;
  • История Ноя.

Роспись «Страшного суда» Буонаротти была открыта в 1541 г., а открытие Сикстинской капеллы – в октябре 1512 г.

Возведение крепости

До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи. В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни. В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт.

За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап. Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами. На среднем этаже – высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.

Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма. Именно они сотворили чудо и благодаря им название “Сикстинская капелла” сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.

Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим. Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.

Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены “Страшного суда”. Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину. С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…».

По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо “Воскресение”, но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение. На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две – Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться. Между оконными проемами изображены первые понтифики. Над их портретами работали те же гениальные мастера.

  • Часы работы: с понедельника по субботу с 9 до 18 часов. Билеты можно купить до 16 часов.
  • Каждое последнее воскресенье месяца с 9 до 14 часов. Билеты можно купить до 12.30.
  • Вход платный.
  • Станция метро: Ottaviano.

Спустя четверть века Микеланджело возвратится в этот храм и явит миру свой шедевр – гигантскую фреску “Страшный суд”, которая обличает все пороки и слабости человека. Эта фреска займет всю стену за алтарем. В заключении стоит сказать, что Сикстинская капелла – бесценный бриллиант не только Рима, но и всего мира. Посетить этот храм, значит увидеть шедевры самых знаменитых мастеров эпохи Возрождения, прикоснуться не только к вечному искусству, но и к истории. Сикстинская капелла находится в Ватикане и ее посещение входит в обзорную экскурсию. В следующем нашем материале мы расскажем вам о работе музеев в Ватикане, где вы узнаете их историю создания, стоимость входных билетов, а также часы работы.

О работе:

Вдоль каждой стороны расписанного Микеланджело свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц (многие из языческих сивилл предсказывали пришествие Христа). Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони.

В своей книге, посвящённой живописным работам Микеланджело и опубликованной в 1965 году, искусствовед Фредерик Хартт так описывает героиню этой работы: «Одним величественным движением дельфийка поворачивается к нам… Её волосы и плащ развеваются от того, что можно назвать дуновением Духа… Грандиозная левая рука сивиллы и прекрасно вылепленная спина её спутника производят едва ли не самое сильное впечатление среди всех фигур фрески». После недавней реставрации свода Сикстинской капеллы великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

Другие работы художника

Распятие святого Петра

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.

Святое семейство

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Страшный суд

Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.

Сотворение Адама

Этот шедевр стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Адам ещё лишён жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественный Бог-Отец. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение.

Интересные факты и тайны

Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы». В ней он попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования – Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.

Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно – отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».

Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани. По своей форме она поразительно похожа на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а – порождением высшего разума.

Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»

Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Тайны и предположения

«Сотворение Адама» – фреска, что ярко выделяется среди прочих работ Микеланджело. Почему? Вероятно, этот сюжет особенно взволновал его мысли, а может, автор решил оставить некое “зашифрованное” послание людям. Сторонники второй версии высказывают самые разные предположения относительно замысла мастера.

Не секрет, что Буонарроти был знатоком анатомии и особенностей человеческого тела. В 1990 году в журнале Американской медицинской ассоциации была опубликована статья, посвящённая этой фреске. Но что общего между произведением искусства и медициной?

Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека

Как утверждал врач Фрэнк Мешберг, в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга. Быть может, гений “намекал” нам, что в основе созидания всего лежит разум человека?

Сторонники несколько иного предположения считают, что на фреске запечатлён процесс рождения. Красная ткань вокруг Творца имеет форму матки, а синяя лента напоминает пуповину. А вот врач Дейвис Кампос считает, что левая сторона тела Адама имеет “лишнее” ребро, что позднее, как мы знаем, стало основой для создания Евы.

Существует теория, что в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга

«Сотворение Адама» – без преувеличения великое и таинственное произведение искусства. Оставил ли в нём Микеланджело Буонарроти какие-то скрытые символы или просто постарался отразить собственное видение библейского сюжета? На этот вопрос у нас нет точного ответа, а к тому же у каждого на этот счёт своё мнение. Однако «Сотворение Адама» не перестаёт будоражить умы и вызывать восхищение людей.

Движение как важный ингредиент Микеланджело

Обратите внимание на то, как много иллюзии движения в этом изображении. Это проявляется и в наполненном воздухом плаще вокруг Бога-Отца с ангелами, и в летящем ангеле  с развевающейся зелёной накидкой.

Микеланджело

Сотворение Адама. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.
Дело в том, что до Микеланджело живопись была более статичная. Современники мастера располагали героев в ряд или помещали их в условный треугольник, как Леонардо и Рафаэль.

Рафаэль Санти. Мадонна в зелени. 1505-1506. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikimedia Commons.
Фигуры получались застывшими. Нет никаких порывов или сложных ракурсов. Позы спокойные, расслабленные.

А вот Микеланджело буквально “заставляет” героев летать, да ещё с такой скоростью, что ткань раздувается, как паруса (это я о красном покрывале позади Бога и его свиты).

В результате получился очень эффектный контраст. Много иллюзии движения справа, в образах Бога и ангелов. И статичная, неподвижная фигура Адама. Словно столкнулись две эпохи живописи. Спокойное и размеренное Кватроченто (Возрождение XV века) и динамичное Высокое Возрождение.
Но не только в этом заключается секрет притягательности этой фрески.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: