Картины босха. 5 шедевров самого загадочного художника

Описание

Деталь группы плохого вора .

Деталь, изображающая Веронику и двух зрителей.

Раскрашенное маслом панно состоит из четырех вертикально собранных досок. Его размеры 76,7 см в высоту, 83,5 см в ширину и 0,9 см в толщину.

На темном фоне 17 бюстов окружают Христа, несущего свой крест, или образуют небольшие группы, организованные для игр с глазами. Их руки иногда видны, но художник в основном применял их мимику и часто карикатурные физиономии , которые занимают почти все пространство картины.

Помимо Христа, увенчанного терновником и окутанного золотой славой , мы узнаем святую Веронику (внизу слева), держащую покрывало, на котором чудесным образом запечатлено Святое Лицо Иисуса, а также двух разбойников (справа). Хороший вор — это тот, чьи черты лица наименее деформированы (вверху справа), но чей бледный цвет лица, несомненно, выдает страх проклятия . Его действительно заставляет беззубый монах, который, кажется, угрожает ему пламенем ада . Намного более отвратительный, чем его закадычный друг, плохой вор довольствуется тем, что отвечает ненавистной гримасой двум не менее гротескным зевакам, вторгшимся в него. Пластырь, наклеенный на его череп, усиливает его уродство. Между плохим вором и его нападающими, на вершине пирамидальной групповой композиции, мужчина носит остроконечную шляпу, которая представляет собой странный градиент цветов. Другие персонажи носят более или менее причудливые головные уборы, а некоторые из них украшают уши, подбородок или вокруг рта украшениями для тела .

Прекрасные черты лица, безмятежное выражение, а также закрытые глаза Христа и Вероники резко контрастируют с преувеличением страстей, видимых на чудовищных и нелепых лицах других персонажей.

Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид

“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.

«Несение креста» из Гента[ | ]

Картина напоминает кинематографический крупный план. Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Лишь двое — Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало, и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа.

При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу — другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Над ним насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.

У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник.

  • Фрагмент. Нераскаявшийся разбойник
  • Фрагмент. Святая Вероника

Описание картины

Босх написал три картины «Несение креста», но все они посвящены одному эпизоду библейской истории. Путь Христа на Голгофу был тяжелым не только физически, но и прежде всего эмоционально. Люди, окружавшие его, разделились на два лагеря — те, кто злорадствовал, и те, кто искренне сочувствовал своему учителю.

Описание картины «Несение креста» стоит начать именно с изображения этих людей, чьи образы, совершенно отвратительные, перемешаны с немыслимо прекрасными и грустными. Лица персонажей картины больше карикатурные, чем реалистичные, они будто восстали из ада и в своих насмешливых выражениях напоминают больше чертей, чем людей.

На всех картинах в центре Иисус Христос. Он наклонился под тяжестью креста, также ему тяжело под тяжестью гнева, направленного на него со стороны окружающих людей.

Подробнее о картинах «Несение креста» и описание ниже.

Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных

Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

Библейская история

В Новом Завете историю Иисуса Христа описывают достаточно подробно. «Крестный путь» — один из эпизодов четырнадцати библейских стояний. После того как Иисуса приговорили к смерти, он взял крест, на котором его должны распять, и понес на место казни. Дальше описывается тяжелый путь Христа, где под тяжестью креста он не выдерживает и падает несколько раз. В дороге он встречает свою мать и сострадающих людей, помогающих ему нести свой крест. Святая Вероника протирает лицо Христу, что также будет отображено на картине Босха. После третьего падения его лишают одежды. Жестокие надзиратели избивают и унижают Иисуса. Эта жестокость будет запечатлена в уродливых лицах на картине художника. После того как Иисуса Христа пригвождают к кресту, он умирает в страшных муках. Дальше его тело положат в гроб и похоронят.

Картина в Мадриде

Одна из трех картин «Несение креста» находится в Королевском дворце в Испании. В центре картины кажущийся безмятежным образ Христа. Взгляд устремлен на нас, выражает свою отстраненность от происходящего. Тело Иисуса падает под тяжестью креста, но на лице нет выражения муки. Терновый венец обрамляет его голову, но также не кажется мучительным.

Престарелый мужчина в белой одежде — Симон Киринеянин, тот самый знаменитый библейский персонаж, что помогал Иисусу нести его крест часть пути до Голгофы. Именно он, влиятельный и богатый ученик Христа, уговорит Понтия Пилата дать ему захоронить учителя по-человечески в гробу.

Множество людей, окружающих Христа в левой части картины, — его враги и охрана, ведущая его на казнь. Лица их выражают злорадство и презрение. В то же время художник изображает их уродливыми и страшными. Озлобленные души как бы отпечатываются на их лицах.

На заднем плане можно увидеть мать Иисуса Христа — Марию, которая плачет на руках апостола Иоанна. Это страдание матери художник изобразил в правом верхнем углу картины, двух людей нельзя не заметить на общем плане происходящего хаоса.

Несение креста — Иероним Босх


Картину Иеронима Босха «Несение креста» отличает щемяще холодная интенсивность цвета. И лишь на лице Христа — его голова опущена, как бы прижата точкой пересечения диагоналей — теплые, человеческие оттенки, живой румянец. Но только цвет и выделяет его. Ибо черты лица родственны у всех. И даже светлое, почти белое лицо святой Вероники той же природы, что и других фигур.

Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями. Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного характера жизни. Он не только выражает свое мировосприятие, свое чувство жизни, но дает ей морально-этическую оценку.

Для Босха образ Христа — олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.

Картина считается поздним произведением Босха. Сцена, изображенная крупным планом, помогает добиться эффекта безжалостной злобы, искривляющей лица людей. Но безмятежен лик Христа, склонившегося под тяжестью ноши, причем его образ, запечатленный на фоне полотна ткани святой Вероники, смотрит прямо на зрителя. Перед лицом своей участи Христос бесстрастен и непоколебим, тогда как разбойник, тоже осужденный на казнь, бледен от ужаса. В этой работе Босх применяет эффектный прием особого стиля маньеризма, который станет затем модным в Антверпене.

К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций, изобилующих маленькими подвижными фигурками, и возвращается — уже на новом творческом уровне — к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ. Обличительная направленность картины «Несение креста» оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Фьеран писал об этой вещи: «Все человеческое здесь атрофируется, все скотское гипертрофируется. В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Тем самым он создает почти клинические образы глупости, ипохондрии, жестокости, трусости, идиотизма, кретинизма и т. п. Скотская сущность налицо». По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.

Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

Фреска Джотто и картина И. Босха «Несение креста» (описание)

В разных вариантах повторят художники мучени­ческий путь Христа на Голгофу. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Мы же обратимся лишь к двум из них. Начнём с фрески Джотто «Несение креста». Глядя на это произведение, понимаешь, что оно об одиночестве и беспомощности человека перед лицом грубой силы, но в то же время — о его духовном величии и мужестве. Медленно движется печальная процессия. Безжалостно сдавленный и подталкивае­мый толпой, идёт Иисус. Рядом стражник, оглядывающийся в беспокойстве: всё должно пройти согласно предписанию Синедриона.

Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. В озлобленной толпе она так же одино­ка и беззащитна, как и её несчастный сын. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессер­дечных мучителей. Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить про­щальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса. Трагизм проис­ходящего здесь передан настолько гениально и просто, что ему невозможно найти аналогии в истории мирово­го искусства.

Джотто. Несение креста. 1306—1308 гг. Капелла дель Арена, Падуя

И. Босх. Несение креста. 1515—1516 гг. Музей изобразительных искусств, Гент

Намеренно гротескно запечатлён этот сюжет в кар­тине нидерландского художника Иеронимуса Босха «Несение креста». Никогда искусство не раскрывало перед зрителями таких тёмных и низменных глубин человеческой души. В центре слева направо движется главная процессия. Среди её участников солдаты, стражники, монахи, горожане. Кое-где среди современных художнику доспехов, плащей, камзолов, колпаков мелькают восточные тюрбаны и римские хламиды.

Фигуры постепенно укрупняются. Приближая их к нам, художник позволяет более пристально рассмо­треть черты людских пороков. Копошащаяся толпа людей, напирающая и давящая друг друга, кажется сборищем мерзких, вызывающих отвращение существ. На звероподобных лицах (лицах ли?) мучителей и па­лачей Христа, окруживших его голову наподобие тер­нового венца, — садистская жестокость, переходящая в радостное наслаждение и ехидную ухмылку. Материал с сайта https://worldofschool.ru

Бесчисленные оттенки ненависти, злобы, грубости и насилия… Внимательно всматриваясь в уродливый образ низменной толпы, замечаем отдельные детали: искорёженные носы, хищные гримасы, бегающие гла­за, оскаленные рты, жаждущие немедленной распра­вы и крови… Как отвратительно это ликующее, ра­достное Зло!

И вот на фоне этих рычащих, ревущих нелюдей — простое, по-человечески спокойное, почти отрешённое лицо Иисуса. Он прильнул к деревянному кресту. О чём он думает? На таком чудовищном фоне он дей­ствительно выглядит божественно. Оттеснённая палача­ми святая Вероника с удивлением рассматривает бе­лый плат, только что приложенный к лицу Христа. На нём чудесным образом отпечатался благородный лик Спасителя.

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

Несение креста

Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское. «Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:

Он сел в углу, прищурился и начал: Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре. Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и горе Сей живописи Страшного суда.

«Несение креста» — имитация?

Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией. Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).

Отличие гентского «Несения креста» от венского

В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.

Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.

Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?

Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации. Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом. В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём». На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).

Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.

Исторический

Картель MSK согласен с большинством историков искусства, которые датируют картину последней фазой Босха, примерно 1510-1516 гг. Другие авторы считают его старше. Фредерик Эльсиг предлагает, например, связать его с рядом брюссельских комиссий, включая триптихи Страшного суда в Вене и Сада земных наслаждений , которые он датирует 1505-1510 годами.

В XIX — м  веке , панель является частью коллекции Николсона в Лондоне до переезда в г Hemme в Брюсселе. В 1902 году он был приобретен у Ф. Кенниса Обществом друзей Гентского музея по инициативе искусствоведа Жоржа Хулина де Лоо . В том же году он был представлен общественности бельгийской части выставки фламандских примитивистов в Брюгге ( п O  285 каталога). Восстановлен в 1956–1957 годах под наблюдением международной экспертной комиссии.

Атрибуция на Bosch

Куратор музея Гента в начале XX — го  века , Луи Метерлинк предложил вставить Несение креста в своде сцены Страстей с большими цифрами от талии особенно в том числе тернового венца Эль Эскориала триптихе Страстей из Музей Валенсии (центральная панель которого почти идентична предыдущей таблице) и Христос перед Пилатом из Принстона . Однако эти последние три картины, которые Метерлинк причислял «к работам Босха, принадлежащим его последней манере», сегодня приписываются антверпенским последователям Босха, которые работали в духе Квентина Метсиса в период с 1520 по 1540 год.

В октябрь 2015, команда Bosch Research and Conservation Project (BRCP), возглавляемая Йосом Колдевейем, объявляет, что работа будет не Босхом, а «феноменальным художником с неизвестным именем, который написал ее в 1520 году».

Не соглашаясь с выводами BRCP, MSK решила оставить имя Босха в картеле совета директоров. В этом его выборе поддерживает группа экспертов, включая, в частности, Максимилиана Мартенса из Гентского университета . Последний оправдывает приписывание Босху, подчеркивая аналогии Несения Креста в Генте с Терновым венцом в Лондоне , характер автографа которого не обсуждается.

«Несение креста» Иеронима Босха

Иеронима Босха называют одним из самых загадочных художников в истории искусства. Про него известно не так уж много, даже нет точной даты рождения. Считается, что он родился около 1450 года. Известна только дата смерти – 9 августа 1516 года. И в этом году исполняется ровно 500 лет, как Босх ушел из жизни.

Босх родился в небольшом голландском городке Хертогенбосе. Там в 2007 году открылся центр творчества художника, где хранятся репродукции всех его произведений. А сохранилось всего 25 живописных картин и девять рисунков. Иероним родился в потомственной семье художников. Его биографы предполагают, что именно в семейной мастерской он и получил первые уроки живописи.

Спустя пять столетий творчество Иеронима Босха продолжает вызывать вопросы и заставляет исследователей изучать образы его картин, часто мрачных, пугающих. Каких только версий не выдвигали, а некоторые исследователи и вовсе утверждали, что художник был в секте, где проводились запрещенные ритуалы. Но большинство ученых эту версию отвергают.

Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Лишь семь его картин подписаны, а оригинальные названия его работ практически не сохранились. Художник работал чаще всего на дереве в технике масляной живописи алла прима, то есть писал в один слой. Картины Босха полны символизма. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Например, пожар. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Дом его семьи не пострадал, но само событие произвело на Босха сильное впечатление, что в дальнейшем нашло отражение в его творчестве. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности.

Иероним Босх «Несение креста», 1505

В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Ему помогает немного облегчить ношу, приподняв крест, престарелый Симон Киринеянин в белых одеждах

Обратите внимание, на зрителя смотрят только два героя этой работы – Христос и ведущий его на казнь палач. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое»

Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача.

Остальные персонажи картины не смотрят на зрителей, их лица не так четки. Палачи занимают всю левую часть картины. В отдалении изображен апостол Иоанн, на руки которого упала Мария. Вся композиция картины и взгляд Христа, из глаз которого скатилась слеза, нацелены на сопереживание зрителей. Эту картину в 1547 году Филипп II подарил монастырю в Эскориале.

«Несение креста», фрагмент

С названием «Несение креста» есть еще две картины, авторство которых преписывают Босху. Одна из них, датируемая 1480 года, хранится в Вене в Музее истории искусств. Еще одна картина с названием «Несение креста» (1490-1500) хранится в Музее изящных искусств в Генте (Бельгия). Об этих работах подробно рассказывается в фильме «Иероним Босх, вдохновленный дьяволом», вышедшем в 2016 году.

Иероним Босх «Несение креста», 1480

4 фильма об Иерониме Босхе

*«Великие мастера: Загадки Иеронима Босха» (реж. Anne James, 1980)

*«Сад наслаждений Иеронима Босха» (реж. Jean Eustache, 1980)

*«День свиньи или Фантастический мир Иеронима Босха» (реж. Sergio Pacelli, 1992)

*«Иероним Босх: Вдохновленный дьяволом» (реж. Питер ван Хёйсте, 2016)

Картина в Вене

Еще одна из трех картин Босха находится в столице Австрии, в музее истории искусств. Предположительно, именно эта работа была только левой створкой не сохранившегося триптиха. Также есть мнение, что картина была значительно уменьшена сверху. Сегодня мы можем только догадываться о полной версии художественного произведения, но многие эксперты полагают, что справа должно быть продолжение. Это либо «снятие с креста», либо «оплакивание».

В центре этой картины также находится Иисус Христос. Однако от предыдущей версии он отличается. Здесь Иисус не смотрит на нас, он сосредоточен на своей ноше. Страдания Христа художник обостряет и изображением на его ногах терновых колодок, которые в 15-м веке использовались как средство пыток. Несмотря на то что в картине нет крови, ужас этого мучительного изобретения вызывает огромное сострадание.

Симон Киринеянин изображен на картине уже не в белых одеждах, и он явно не помогает нести крест учителю, а только касается его. В выражении его лица можно увидеть непонимание, немой вопрос застыл в выражении его глаз.

Огромное количество разъяренных людей также злорадствует и насмехается над тяжкой участью осужденного. Их образы совершенно разные, молодые и старые, богатые и бедные, всех объединяет радость от казни, но никак не сострадание. В этих выражениях и разношерстности публики вся боль этого произведения.

Стоит сказать о палаче, который за веревку ведет Христа на казнь. В его руках щит, в центре которого изображена жаба. Именно жаба является символом сатанинского общества.

Картина лишена правильных пропорций, объединяя в себе две основные сюжетные линии. Христа распяли как разбойника, вместе с двумя другими бандитами, осужденными за разбой. Распятие на кресте — страшная казнь, которая применялась к самым низшим и опасным преступникам. В библейской истории один из преступников раскается и попросит у Бога спасения. Иисус пообещает ему рай вместе с ним после смерти. Именно эти два разбойника были запечатлены живописцем внизу картины. Один из них, справа, раскаялся в своих злодеяниях и просит Бога отпустить ему его грехи. Другой же, слева, наоборот, жаждет мести, он не раскаивается, а только гневит судьбу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: