Никола Пуссен — Аркадские пастухи
Заказчиком этой картины был кардинал Ришелье.
После смерти художника полотно приобрел король Людовик четырнадцатый, но в течение целых 20 лет держал в своих внутренних покоях и показывал только избранным.
Может быть, картина навевала на него мрачные настроения? Или он полагал, что это зашифрованное послание потомкам королевской династии? Какую же тайну хранит полотно Никола Пуссена «Аркадские пастухи»?
Творчество этого французского художника 17 века трудно отнести к какому-то одному направлению. Никола Пуссен всю жизнь находился в поиске, пробовал себя в стиле классицизма и барокко, писал мифологические сцены, рисовал пейзажи. «Я не большой любитель перемен» — признавался художник — «Я просто люблю риск, который связан с этими переменами».
Картина «Аркадские пастухи» написала уже зрелым мастером, который интересовался учением античных философов и размышлял о смысле жизни и неотвратимости смерти. Впервые он обратился к сюжету с пастухами, когда ему было около тридцати, и спустя годы вернулся к нему вновь. На обеих картинах Пуссена изображены молодые люди, которые рассматривают древнее надгробие.
На нем латинским шрифтом высечена эпитафия «И в Аркадии я есть».
Возможно герои картины Пуссена, жители беззаботной Аркадии, при виде одинокой могилы впервые задумались о том, что человек смертен. Один пастух внимательно вчитывается в надпись, другой, задумавшись, склонил голову, третий, показывая на каменное надгробие, вопросительно и тревожно смотрит на свою спутницу.
Её фигура спокойна и величественна, женщина философски относится к смерти, понимая её неизбежность. Этот персонаж воплощает элегическое настроение, которое, вероятно, и хотел выразить Пуссен своей картиной.
Композиция полотна проста и упорядочена, все подчинено законам классической красоты: холодный цвет неба и теплые тона переднего плана, красота обнаженного человеческого тела на фоне камня. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия.
Возможно, Пуссен хотел разрушить безмятежное настроение героев и заставить их задуматься о грядущих страданиях. Если верить современным охотникам за тайнами, картина Пуссена — это мистическое послание потомкам древней династии, восходящей к самому Иисусу Христу. А Аркадия это отсылка к городу Арк, где династия хранит Священный Грааль.
Поздняя версия картины Пуссена могла появиться, чтобы уточнить зашифрованное послание. Как было на самом деле неизвестно. Два столетия спустя был возведен монумент по мотивам картины, но почему-то изображение дано в зеркальном отображении, а латинское выражение заменено набором букв.
Расшифровать загадочные буквы пытались многие, в их числе и Чарльз Дарвин, но удалось разобрать только три слова: «Пуссен хранит ключ».
История создания
Первые наброски поэмы появились около 1559 года; тогда она ещё носила заглавие «Иерусалим». С 1565 года начинается систематическая работа над поэмой, продолжавшаяся десять лет. В 1575 году Тассо представил в целом завершённое произведение своему покровителю герцогу д’Эсте . Тот, восхитившись прочитанным, требовал немедленно выпустить сочинение в свет, но поэт, крайне требовательный к себе и испытывавший тяжёлый духовный кризис, отказался его печатать. Между тем отрывки из «Иерусалима» широко расходились в списках; начали появляться пиратские издания , полные ошибок, неточностей и редакторского произвола. Наконец Тассо, пребывавший в то время в заключении в госпитале св. Анны как «буйнопомешанный», разрешил выпустить в свет подлинный текст поэмы. В 1581 году в Парме и Ферраре вышли первые издания, отражавшие авторскую волю; при этом Тассо сменил заглавие поэмы на «Освобождённый Иерусалим» — под таким названием она появилась годом ранее в одном из незаконных изданий.
В 1593 году Тассо, по-прежнему неудовлетворённый своим сочинением (пользовавшимся к тому времени небывалым успехом), опубликовал «Завоёванный Иерусалим» (La Gerusalemme conquistata
) — радикальную переработку поэмы. Увеличив её объём на 4 песни, поэт произвёл многочисленные перемены в фабуле и языке произведения, последовательно исключая и перерабатывая эпизоды, казавшиеся ему слишком откровенными или отступающими от классической эстетики . Тассо, пребывавший в то время при папском дворе , стремился усилить религиозный пафос поэмы, добровольно подчиниться требованиям критиков, указывавших на «нехристианский дух» его сочинения. Несмотря на все усилия автора (даже написавшего «апологию » нового варианта поэмы), эта версия была отвергнута как читателями, так и последующими критиками.
Самые известные картины Никола Пуссена
Картины Никола Пуссена подчинены принципам рационализма, в них нет ни малейшего намека на вычурность. Композиция безупречна, лишние детали отсутствуют. Среди лучших произведений художника:
Никола Пуссен (1594-1665 г.г.) – французский художник, живописец, основоположник классицизма. Его полотнам свойственна ясность, четкость линий, тщательно выверенная композиция. Впоследствии методы работы Пуссена были положены в основу обучения Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.
- Детство
- Творческий путь
- Техника и стиль
- Влияние на мир искусства
- Личная жизнь
- Смерть
- Интересные факты
- Известные картины
Техника и стиль
Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.
Нарцисс и Эхо
Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:
- гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
- изображение людей в благородных позах и одеяниях,
- безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
- идейная, моральная направленность сюжета,
- точность рисунка, идеальность пропорций,
- четкое разделение планов при помощи игры цвета.
Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.
Творчество
В Риме Никола не только вдохновился работами гениев, но и получил желаемые знания, прожив здесь 20 лет. Следующий период творчества — после возвращения во Францию — короткий: в Париже живописец пробыл 2 года в статусе первого придворного. Но дворцовые интриги, устраиваемые коллегами и поддерживаемые Анной Австрийской, вынудили Пуссена в 1642-м вернуться в Рим, где ему покровительствовал кардинал Барбарини.
Особенностями творчества художника называют строгое подчинение его работ принципам рационализма, главенствующего в классическом направлении. Более всего Пуссена вдохновляли мифологические, библейские и исторические сюжеты.
Следуя канонам античной живописи и восхищаясь искусством Ренессанса, мастер избегал вычурности и лишних деталей: каждый предмет на его полотнах на своем месте и несет смысловую нагрузку. Пейзажи Пуссена излучают мягкое тепло и словно подернуты легкой дымкой, увидеть и запечатлеть которую можно лишь в Средиземноморье.
Никола Пуссен — «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»
Никола Пуссен одним из первых использовал в работе локальный свет, поняв его художественную ценность. В дальнейшем приемы мэтра стали эталоном. Академия Франции позаимствовала их при составлении свода правил, характерных для академизма.
В скрижали мировой живописи великий нормандец вошел с произведениями «Смерть Германика», «Царство Флоры», «Чума в Азоте», «Парнас», «Святое семейство на лестнице». Для собора Святого Петра в Ватикане мастер написал полотно «Мучения святого Эразма», которое ценители творчества Пуссена считают лучшим в его наследии.
Для позднего периода характерны сюжеты из литературы и мифологии. Самые известные работы — «Пейзаж с двумя нимфами», «Отдых на пути в Египет» и «Четыре времени года».
В Лувре хранятся картины кисти Пуссена «Вознесение Богородицы», «Пейзаж с Диогеном», «Чудо св. Франциска Ксаверия» и другие, которыми может гордиться любая художественная галерея мира. Для работ мэтра характерны идеальная точность рисунка и выверенная композиция с четким разделением планов посредством цвета и формы.
ТВОРЧЕСТВО
Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить.
Избиение младенцев 1629 Снятие со креста 1630 Плач над телом Христа 1629
Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами.
Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.
Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи. Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма. Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало.
Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста. Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.
Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества
Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии
Никола Пуссен (Nicolas Poussin: родился в июне 1594-го — умер 19 ноября 1665-го) — гениальный французский художник XVII века, родоначальник классического направления в живописи. Творчество Никола Пуссена оказало неоценимое воздействие на развитие изобразительного искусства. Биографию мастера удалось восстановить благодаря сохранившимся письмам.
Никола Пуссен и его картины — неисчерпаемый источник вдохновения для художников прошлого и настоящего. Методы выражения живописца считаются в классицизме эталоном. Большинство его работ связано с мифологическими и библейскими сюжетами.
Творческий путь
Творческий путь Николы Пуссена начался в 1624 году, когда он прибыл в Рим. Начинающий художник изучал искусство античности, живопись мастеров эпохи Ренессанса.
Через год поступил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима» (1625-1926). До наших дней полотно не сохранилось. Второй вариант этого же сюжета был создан художником через 10 лет, хранится в Венском музее.
Следующая работа «Смерть Германика» (1627) сегодня признана ярким произведением стиля классицизма. Основа сюжета – прощание римских легионеров с находящимся при смерти полководцем.
Ранние картины Пуссена посвящены религиозной тематике. С 1629-1633 г.г. начинается интерес к мифологии, литературным персонажам. В этот период времени свет увидели:
- «Нарцисс и Эхо» (1629),
- «Царство Флоры» (1631),
- «Селена и Эндимион» (1630),
- «Танкред и Эрминия» (1630).
В 1640 году слава Пуссена достигла Франции. Людовик XIII пригласил художника ко двору, сделал его королевским живописцем. Но уже через 2 года мастер вернулся в Рим: предлагаемая французским монархом работа показалась мелкой, скучной, а придворные постоянно плели интриги против нового фаворита.
Мученичество святого Эразма
Больше Никола не покидал Италии. Последние годы он рисовал пейзажи, самая знаменитая серия картин этого периода – «Четыре времени года» (1664).
Техника и стиль
Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.
Нарцисс и Эхо
Художника классицизма чрезвычайно интересовали работы двух авторов эпохи Ренессанса – Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») техникой, исполнением схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.
Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:
- гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
- изображение людей в благородных позах и одеяниях,
- безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
- идейная, моральная направленность сюжета,
- точность рисунка, идеальность пропорций,
- четкое разделение планов при помощи игры цвета.
Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.
НИКОЛА ПУССЕН
1630-е гг. Холст, масло. 98,5 x 146,5 см.
В творчестве Никола Пуссена наиболее полно воплотились принципы французского классицизма XVII века. Основой искусства художника были поиски нравственного и эстетического идеала. Во всем, начиная от сюжета и кончая исполнением картины, он стремился достигнуть гармонии, соединяющей и мудрость мысли, и героические характеры, и безупречную ясность живописного языка. Пуссен искал темы для своих произведений главным образом в Библии или античной истории. Но нередко, особенно в ранний период творчества, он обращался и к литературным сюжетам, чаще всего к поэзии. Его очень привлекала рыцарская поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», полная волшебных приключений, неожиданных и запутанных коллизий. Ряд полотен художника навеян стихами Тассо, а к одному из эпизодов поэмы он обращался дважды: в Эрмитаже и в картинной галерее Бирмингема хранятся его картины на сюжет «Танкред и Эрминия». Эрмитажный шедевр принадлежит к тем полотнам, в которых наиболее ярко раскрывается лирическая сторона таланта Пуссена: его строгий рационализм отступает перед искренним драматизмом, глубоким психологизмом, страстной напряженностью переживания.
Предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, находит его раненым после поединка с великаном Аргантом. Оруженосец Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело Танкреда, а Эрминия, в безудержном порыве любви и сострадания, отсекает мечом свои волосы, чтобы перевязать ими раны рыцаря. Почти все на полотне спокойно — бессильно лежит на земле Танкред, застыл над ним Вафрин, неподвижны кони, тело Арганта распростерто в отдалении, пустынен и безлюден пейзаж. Но в это застывшее безмолвие врывается патетическое движение Эрминии, и все вокруг загорается отраженным светом ее неудержимого душевного взлета. Неподвижность делается напряженной, сильные и глубокие красочные пятна сталкиваются друг с другом в резких контрастах, проблески оранжевого заката на небе становятся угрожающими и тревожными. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику.
Даже для трагической сцены Пуссен нашел строгие и простые художественные формы. Именно этот величавый лаконизм делает «Танкреда и Эрминию» шедевром редкой эмоциональной силы.
Картина приобретена для Эрмитажа в 1766 году из собрания художника Аведа в Париже.
В музыке
К поэме Тассо не раз обращались композиторы и либреттисты. К. Монтеверди принадлежит большой театрализованный мадригал «Битва Танкреда и Клоринды» (первое исполнение в 1624). Поэма легла в основу либретто многих барочных и классических опер, среди которых «Эрминия на Иордане» М. Росси (премьера в 1633), «Армида » Ж. Б. Люлли (либретто Ф. Кино, 1686), «Ринальдо » Г. Ф. Генделя (либретто Д. Росси, 1711), «Армида » А. Сальери (либретто М. Кольтеллини, 1771), одноимённая опера К. В. Глюка (1777), а также оперы Д. Чимарозы (1777), Й. Гайдна (1784), Д. Россини (1817) и многих других композиторов.
След в искусстве
Никола Пуссен был выдающимся французским художником, одним из основоположников классицизма. В основном он писал полотна на исторические, мифологические и библейские темы, тщательно изучая литературные источники.
Над всеми этапами создания картины Пуссен трудился самостоятельно, не прибегая к услугам учеников и коллег. Он сам делал многочисленные эскизы, добиваясь наилучшего варианта, создавал трёхмерную восковую композицию, искал натурщиков. Над одной картиной художник мог трудиться более полугода.
В работе мастер придерживался принципа рационализма. Его картинам свойственны сложные аллегорические сюжеты, гармоничность, идеально точный рисунок, стройное и ясное композиционное построение, чёткое разделение планов с помощью формы и цвета, использование локальных цветов. Художественные приёмы, применявшиеся живописцем, легли в основу академизма.
-
Значение сна в жизни человека кратко
-
Колония это в микробиологии кратко
-
Специфичность в биологии это кратко
-
Христианство в русских землях до кн владимира святого кратко
- Корпорация ллойд история кратко
В живописи
Сюжеты о Ринальдо и Армиде были популярны среди итальянских и французских художников XVII-XVIII веков, они изображены на полотнах
Пуссен говорил: “Тема должна быть взята благородная…содержание и сюжет должны быть величественны…” Пуссена привлекали героические поступки, “возвышенные страсти”, то, что могло служить образцом моральных норм; он хотел создать образ идеально-прекрасного мира, где царит гармоничный человек, совершенный телом и духом.
Композиция «Ринальдо и Армида» (1630) принадлежит к самым замечательным произведениям музейной коллекции. Сюжет взят из поэмы итальянского поэта XVI века Торквато Тассо “Освобождённый Иерусалим”. В одном из эпизодов рассказано о том, как волшебница Армида, в чьих владениях оказался Ринальдо, хотела убить рыцаря, но, покорённая его красотой, полюбила юношу и унесла в свои сады. Главная тема – это могущество, величие чувства; и любовь, в которой раскрываются лучшие качества человека,
приравнивается Пуссеном к героическому, благородному деянию.
Вместе с героями мы переносимся в мир поэзии и чарующей красоты. Прекрасны герои, они похожи на античные скульптуры. В фигуре Армиды, склонившейся над спящим Ринальдо – порыв восхищения и нежности. Девушки-прислужницы легко ступают в облаках и мы любуемся гибкостью и стройностью их тел. Солнце льёт свет на прелестных амуров, весело играющих доспехами рыцаря. Величественно возлежит Божество реки – в правом нижнем углу картины.
Армида – злодейка, но мы совсем не видим этого, настолько прекрасно её лицо и ни одна чёрточка не подчёркивает её злые намерения.
Три группы участников композиции вписаны в прямоугольники, а всё вместе – в пирамиду. Армида склонилась над Ринальдо, любуясь его красотой и подумала, что хорошо было бы умчаться с ним подальше. Она – волшебница и её мысли исполняются немедленно – в облаках появляется колесница, готовая унести Армиду с возлюбленным – это третья группа.
Построение композиции здесь также продумано до мелочей. Колесница, которая появляется в облаках, никуда не летит и не улетит, она останется в рамках картины. Колонна справа останавливает ее движение. Зрительно колесница так и будет крутиться в верхней части полотна.
Фигура старика явно перерисована с древней статуи – настолько мощно написано его тело со всеми мышцами.
Здесь вновь видна та же цветовая гамма, перетечка тех же цветов, повторение их во всех группах, пуссеновские синий, красный, золотой. Наиболее сильно эта цветовая гамма звучит в группе главных персонажей и приглушённо – в остальных частях картины. Цвет словно напоен ликующим счастьем страстного чувства, пробудившегося в Армиде. В других частях композиции цвет подыгрывает главным героям.
В то же время Пуссен довольно свободно трактует этот сюжет. Известно, что на самом деле купидон, или амур,должен быть только один. Здесь их несколько. И Божество воды вводится в композицию затем, чтобы мы узнали место действия – река Арон.
Познакомится с творчеством .
В музыке
К поэме Тассо не раз обращались композиторы и либреттисты. К. Монтеверди принадлежит большой театрализованный мадригал «Битва Танкреда и Клоринды» (первое исполнение в 1624). Поэма легла в основу либретто многих барочных и классических опер, среди которых «Эрминия на Иордане» М. Росси (премьера в 1633), «Армида » Ж. Б. Люлли (либретто Ф. Кино, 1686), «Ринальдо » Г. Ф. Генделя (либретто Д. Росси, 1711), «Армида » А. Сальери (либретто М. Кольтеллини, 1771), одноимённая опера К. В. Глюка (1777), а также оперы Д. Чимарозы (1777), Й. Гайдна (1784), Д. Россини (1817) и многих других композиторов.
Техника и стиль
Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.
Нарцисс и Эхо
Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:
- гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
- изображение людей в благородных позах и одеяниях,
- безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
- идейная, моральная направленность сюжета,
- точность рисунка, идеальность пропорций,
- четкое разделение планов при помощи игры цвета.
Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.
Детство
О детских, отроческих годах Пуссена сохранились отрывочные данные. Точная дата его рождения неизвестна: церковно-приходские книги, хранившие информацию о новорожденных, были утрачены. В литературе упоминается 15 июня 1594 год, но это лишь условность. Сам художник в одном из писем утверждал, что появился на свет в 1593 году. Его родина – местечко Лез-Андели в Нормандии.
Разрушение Иерусалима
Родители будущего гения не имели отношения к искусству. Мать была неграмотна, происходила из семьи разбогатевших крестьян. Отец обладал более высоким положением и смог обеспечить сыну достойное образование.
Историческая справка | |
Годы жизни | 15 июня 1594 — 19 ноября 1665 |
Страна | Франция |
Жанр | Живопись |
Стиль | Классицизм |
Сюжеты | Пейзажи, история, мифология, религия |
Мальчик получил первые знания в Руане, столице Нормандии, при монастыре иезуитов. Там пристрастился к рисованию. Приехавший расписывать церковь парижский художник К
Варрен обратил внимание на работы талантливого отрока, забрал его с собой, в столицу Франции, сделал своим учеником
В Париже Никола Пуссен некоторое время интересовался творчеством Фердинанда ванн Элле, затем перешел в ученики к Жоржу Лаллеману.
Смерть Германика
Родители стремлений сына стать художником не поддерживали. В возрасте 18 лет он сбежал в Италию, игнорируя их недовольство.
Влияние на мир искусства
Никола Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских авторов оказалось колоссальным.
Первоначально работы художника не были оценены должным образом, воспринимались как некая диковинка, любопытная вещица. Лишь со временем стало ясно, насколько мощны его картины, какая сила таится в каждом их штрихе.
Царство Флоры
Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники обходили Ренессанс стороной, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор снабдил их современным видением искусства, тем самым заложив основы методов классицизма.
Продолжателями идей Пуссена стали не живописцы XVII века, а художники-классицисты XVIII столетия. При жизни мастер кратко описал правила, которых он придерживался в работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения французской Королевской академии живописи и скульптуры.
Аполлон и Дафна
Картины Николы Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую картинную галерею.