Русская правда, как письменный источник права древней руси

Описание иллюстрации к сказке о царе салтане. билибин иван. из биографии и. билибина

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления .

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

Что такое правовое государство

Говоря простыми словами, правовое государство — это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом — защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства — верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права — это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.Правильный ответ: 1345

Задание 2Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан. 2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.Правильный ответ: 124

Задание 3Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти — законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи — свобода, капитализм, господство права, демократия. Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство» — это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие. Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Смерть

В том, что возвращаться все-таки плохая примета, можно убедиться на примере печальной кончины великого художника. Через пять лет после его возвращения началась война, город был осажден. Неизвестно, не смог он выехать из блокадного Ленинграда или добровольно от этого отказался. Но даже в такое тяжелое время он продолжал творческую деятельность. Глубоко переживая за терзаемую войной родину, он написал оду в стихах, которую опубликовали уже после его смерти.

Скончался художник Иван Билибин в блокадном Ленинграде зимой в 1942 году от голода. Похоронен он в общей могиле вместе с профессорами Художественной академии.

Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Его картины — это истории в миниатюре, по которым вполне можно изучать древнерусский быт, культуру и обычаи. При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины. Книги с работами художника продолжают печататься и в наше время. Его художественное наследие насчитывает сотни иллюстраций не только к русским сказкам, но и к зарубежным, а также множество уникальных декораций и костюмов к спектаклям и театральным постановкам, многочисленные эскизы фресок и настенных панно. Иван Билибин возродил исконные творческие традиции народов Руси, адаптировал их и сделал доступными для современников.

Билибин Иван Яковлевич в первую очередь известен своими графическими иллюстрациями к русскому эпосу. В последние годы своей жизни художник работал над зарисовками к сборнику Водовозова Н. В. «Слово о стольном Киеве и

Возвращение

Жизнь в эмиграции была насыщенной и свободной, но художника не оставляла нарастающая тоска по России. За время добровольного изгнанничества он нигде не принял иностранного подданства, а в 1935 году взял советское гражданство. Тогда же он создал монументальное панно «Микула Селянинович» для здания советского посольства в столице Франции. Годом позже художник с семьей вернулся на родину. Билибин был приветливо встречен новой властью и стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры, архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Не оставлял он работы и в сфере книжной графики.

Скончался в блокадном Ленинграде в 1942 году от голода и был погребен в братской профессорской могиле на Смоленском кладбище.

Отчетлив и ярок след, который оставил в истории мирового искусства удивительный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Картины, фрески, графика и другие образцы его воодушевляющего творчества хранятся теперь в государственных и частных коллекциях. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Лондонском музее Виктории и Альберта, в Парижской национальной галерее, в Оксфордском музее Ашмолеан и многих других.

Специфика стиля

Чем же так отличается своей манерой от других художников Билибин Иван Яковлевич? Фото его чудесных и радостных работ помогают понять это. На листке бумаги мы видим четкий узорчатый графический контур, исполненный с предельной подробностью и расцвеченный причудливой акварельной гаммой самых жизнерадостных оттенков. Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора.

Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства» Иван Яковлевич Билибин, биография которого тесно с этой группой художников связана. Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.

Мировосприятие в рисунках

С 1907 по 1911 годы Билибин создал целый ряд непревзойденных иллюстраций к былинам и к сказочным поэтическим произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Здесь восхитительные и изысканные картинки к «Сказке о Золотом петушке» и «Сказке о царе Салтане». Иллюстрации стали не просто дополнением, но своеобразным продолжением этих словесных произведений, которые, без сомнения, душой читал мастер Билибин.

Иван-царевич и лягушка, обратившаяся в царевну, и Яга, Илья Муромец и Соловей Разбойник, Елена Прекрасная, Чурила Пленкович, Святогор — скольких героев прочувствовал сердцем и «оживил» на листке бумаги Иван Яковлевич!

Народное искусство подарило мастеру и некоторые приемы: орнаментальные и лубочные способы оформления художественного пространства, которые Билибин довел в своих творениях до совершенства.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

Наложила отпечаток и картина «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет , который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих , и , дополнив их союз изображением . Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О»Коннель.

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» , нарисовал костюмы для драмы «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета «Жар-птица», нарисовал картины для сказок и «Тысячи и одной ночи».

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Примечания

  1. Заголовок Троицкого I списка Пространной редакции (Правда Русская / Под ред. акад. Б. Д. Грекова. М. ; Л., 1940. Т. I : Тексты / Подгот. к печати В. П. Любимов и др. С. 104).
  2. Заголовок Комиссионного списка Краткой редакции (Там же. С. 74).
  3. Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1968. Т. VII. С. 277.
  4. Памятники русского права. М. : Госюриздат, 1952. Вып. 1 : Памятники права Киевского государства X–XII вв. / под ред. С. В. Юшкова ; сост. А. А. Зимин. С. 73—232.
  5. 12 Правда Русская / Под ред. акад. Б. Д. Грекова. М. ; Л., 1940. Т. I: Тексты / Подгот. к печати В. П. Любимов и др.
  6. Зимин А. А. Правда русская. М. : Древлехранилище, 1999. Часть первая. Краткая Правда. Глава первая. Краткая Правда и русское летописание.
  7. Зимин А. А. Правда русская. М. : Древлехранилище, 1999. Часть вторая. Пространная Правда. Глава первая. Текстология и кодикология Пространной Правды.
  8. Геннадий Николаев . Мерило Праведное (Заметки о составе памятника) // Православный собеседник. — 2007. — № 1 (14). Сайт Библиотека Якова Кротова.
  9. 12Зимин А. А. Правда русская. М. : Древлехранилище, 1999. Часть третья. Правда Русская в правовой традиции XII—XVII вв. Глава третья. Сокращенная Правда.
  10. Зимин А. А. Правда русская. М. : Древлехранилище, 1999. Часть первая. Краткая Правда. Глава вторая. Древнейшая правда и ее источники.
  11. Живов В. М. История русского права как лингвосемиотическая проблема //Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М. : Языки славянской культуры, 2002. С. 187—305.
  12. Петров И. В. Государство и право Древней Руси (750—980 годы). — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. — ISBN 5-8016-0223-2. — 413 с. С. 228;Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — ISBN 978-3-8473-0483-8. — 496 с. С. 170
  13. Толочко А. П. Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста. Київ: Інститут історії України HAH України, 2009. (Ruthenica. Supplementum 2).
  14. Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. М. : Юридическая литература, 1988. 176 с.
  15. Зимин А. А. Правда русская. М. : Древлехранилище, 1999. Часть вторая. Пространная Правда.
  16. Памятники русского права. М. : Госюриздат, 1952. Вып. 1 : Памятники права Киевского государства X–XII вв. / под ред. С. В. Юшкова ; сост. А. А. Зимин. С. 162.
  17. Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М. ; Л. : Издательство Академии наук СССР, 1941. С. 183—197.
  18. Лихачёв Д. С. Заметки о русском.
  19. Русская Правда (Пространная редакция) / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 4: XII век.
  20. Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. — М.: Издательство Московского Университета, 1953. — С. 75.
  21. Никольский С. Л. О дружинном праве в эпоху становления государственности на Руси // Средневековая Русь. — 2004. — Вып. 4. — С. 26—27.

Признаки государства

Исследователи выделяют ряд признаков, присущих любому государству. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Суверенитет

  • верховенство политической власти над всеми сферами жизни общества (внутренний);
  • независимость по отношению к другим странам (внешний).

Согласно этому признаку, только органы власти могут принимать решения касательно жизни страны, направлений её развития.

Публичная власть

Этот отличительный признак подразумевает наличие сформированной системы органов государственной власти с чётко отработанным механизмом их деятельности.

В Российской Федерации примерами органов публичной власти могут быть:

  • Президент РФ;
  • Федеральное Собрание (Государственная дума и Совет Федерации);
  • Парламент;
  • Конституционный суд РФ.

Рис. 1. Заседание Государственной думы РФ.

Единство территории

Этот признак, присущий любому государству, означает наличие обозначенных границ, которые пролегают по суше и воде, а также включает воздушное пространство над ними. Власть государства распространяется на всю территорию, в него входящую. Люди, проживающие в пределах границ, приобретают гражданство.

Рис. 2. Политическая карта мира.

Налоговая система

К признакам государства относят наличие системы сбора налогов и пошлин, за счёт которых происходит пополнение бюджета. Эти средства необходимы для удовлетворения нужд населения страны, защиты интересов общества, обеспечения надлежащих условий труда и быта граждан.

Законотворческая деятельность

К базовым признакам государства относится право органов власти создавать нормативно-правовые акты (законы, указы), формировать и поддерживать деятельность правовой системы. Соблюдение общих для всех граждан страны законов контролируется соответствующими органами.

Рис. 3. Сборник законов РФ.

Наряду с основными, существуют дополнительные признаки государства. Кратко перечислим некоторые из них.

  • Наличие государственного языка.
  • Существование символики государства (герб, флаг, гимн).
  • Разработка и принятие конституции.
  • Оборонная система, действующая в соответствии с направлениями внешней политики.
  • Наличие общего рынка, создание транспортной системы, развитая энергетика.

Иван Билибин картины

Баба-Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная

Белый всадник. Сказка Василиса Прекрасная

Иллюстрация к былине Вольга

Иллюстрация к сказке Белая уточка

Сказка Марья Моревна

Иллюстрация к Сказке о Золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Иллюстрация к Сказке о царе Салтане

Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

Иллюстрация к Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

Иллюстрация к сказке Перышко Финиста Ясного Сокола

6 июня почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина отмечали его день рождения. Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным
. Конечно, кому-то это имя знакомо с детства. Тем более приятно будет взглянуть на рисунки, полюбившиеся когда-то.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам “Царевна-лягушка”, “Пёрышко Финиста-Ясна Сокола”, “Василиса Прекрасная”, “Марья Моревна”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Белая уточка”, к сказкам А. С. Пушкина – “Сказка о царе Салтане”(1904-1905), “Сказка о золотом петушке”(1906-1907), “Сказка о рыбаке и рыбке”(1939) и многим другим.

Художник разработал систему графических приёмов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Билибин стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчёркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина. Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И всё-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезённых из Греции, Турции, Ирана, Италии.

Эта сказка с её многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки.

Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приёма гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.

Иллюстрация с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую “Большую волну” японского художника Кацусики Хокусая.

Кацусики Хокусай. Гравюра на дереве “Большая волна в Канагаве”. 1823-1829.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твёрдость линии товарищи шутливо прозвали его “Иван-твёрдая рука”.

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.

В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

В первобытном обществе не было политической власти. Люди подчинялись авторитету старейшин и жили по простым правилам. На определённом этапе эволюции стали выделяться небольшие группы людей, бравшие контроль над властью и подчинявшие своей воле остальных. Так несколько тысяч лет назад возникли первые государства. Рассмотрим, что такое государство и каковы его основные признаки.

Оформление произведений великого поэта

Билибин начал работу с известной и многими любимой «Сказки о царе Салтане». Он с высокой точностью проработал не только окружение персонажей, но и костюмы героев, а также старинную архитектуру.

В этих сказках он позволил себе некоторые эксперименты со стилем. Так, например, на картине Ивана Яковлевича Билибина, изображающей бурное море, волна очень сильно похожа на работы японца Кацусика Хокусая. А в «Сказке о золотом петушке» четко прослеживается лубочный стиль. Все иллюстрации к этому произведению были куплены Третьяковской галереей.

Книжки с картинками Билибина очень полюбились публике. Их отличали красота и гармоничность как рисунка, так и оформления, приятные глазу цветовые сочетания, колоритные персонажи, детализированные красочные наряды. Изюминкой также был стилизованный шрифт.

За всем этим скрывался огромный труд художника. Он начинал работу с наброска, потом переводил его на кальку, далее отрисовывал на бумаге, а уже затем обводил контуры рисунка тушью. На финальном этапе работы он делал цветовую заливку акварелью. Причем использовал он исключительно локальные цвета без градиента. Поражает то, с какой аккуратностью он воспроизводил многочисленные орнаменты, выписывал мелкие детали.

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

‍По способу закрепления социальные нормы делятся на:

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.

‍По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.

Первые иллюстрации

Интерес к народному стилю у молодого художника проявился под влиянием картины Виктора Васнецова «Богатыри», которую он увидел на одной из выставок. Атмосфера русской старины настолько его очаровала, что он отправляется в путешествие по сельским глубинкам. Гуляет там по дремучим лесам, рисует старые деревянные избушки, орнаменты и всячески проникается духом старины. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле. Первые книжные иллюстрации Иван Билибин рисует к сказкам из сборника Александра Афанасьева.

«Царевна-Лягушка», «Иван-царевич», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — самые из них. Эти книги моментально стали популярными благодаря не только необычной стилизации, но и особому видению народных сказочных образов Бабы-Яги, Змея Горыныча, богатырей, Ивана Царевича. Билибин не только рисовал персонажей, но и заключал каждую иллюстрацию в декоративное обрамление с орнаментом, который соответствовал характеру сказочных героев. Он также оформлял обложки книг, а названия писал шрифтом, стилизованным под старинную славянскую письменность.

Жизнь в Египте

В начале 20-х годов Билибин отправляется жить в Египет. Одной из причин такой резкой смены места жительства могли стать разногласия с советским правительством после Октябрьской революции.

Он поселился с женой Александрой в Каире. Там он живет и работает над фресками для храмов в византийском стиле, а также изучает местное искусство, архитектуру. В то время он много путешествует по Кипру и Сирии. Забросив на время книжную графику, он создает преимущественно портреты и пейзажи в реалистичной манере. Потом решает перебраться с семьей в Александрию. Там состоялась первая персональная выставка картин Ивана Яковлевича Билибина.

Начало пути

Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка, что под Петербургом. Предки художника — известные калужские купцы, прославившиеся меценатством и живым интересом к судьбам отечества. Отец художника, Яков Иванович Билибин, был военно-судовым врачом, затем главой госпиталя и медицинским инспектором императорского флота, участвовал в русско-турецкой войне. Отец мечтал видеть сына юристом, и юный Иван Билибин, окончив с гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

Учился юноша добросовестно, прослушал полный курс лекций, защитил дипломную работу. Но рядом с этой вполне практичной и сулившей блестящее правовое будущее перспективой всегда жила другая мечта. Он с детства с увлечением рисовал. Одновременно с учебой в университете Билибин постигал науку живописи и графики в Рисовальной школе ОПХ (Общество поощрения художеств). Полтора месяца он брал уроки в частной художественной школе австро-венгерского художника Антона Ажбе в Мюнхене. Именно здесь изучению рисунка придавали особенное значение и вырабатывали у учеников способность найти индивидуальную художественную манеру. На родине Билибин усердно учился в мастерской живописи под руководством Ильи Репина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: